Как древние люди рисовали наскальные рисунки. Как и чем рисовали люди от первобытности до средневековья

30.12.2020

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Наскальные рисунки в пещере Альтамира

Пабло Пикассо посетив пещеру Альтамира воскликнул: «после работ в Альтамире все искусство пошло на спад». Он не шутил. Искусство в этой пещере и во многих других пещерах, которые находятся во Франции, в Испании и других странах, относится к числу величайшего достояния в области художества, которое когда-либо создавалось.

Пещера Магура

Пещера Магура является одной из крупнейших пещер в Болгарии. Она расположена в северо-западной части страны. Стены пещеры украшены доисторическими наскальными рисунками, созданными примерно от 8000 до 4000 лет назад. Обнаружено было более 700 рисунков. На рисунках изображены охотники, танцующие люди и множество животных.

Куэва-де-лас-Манос - «Пещера Рук».

Куэва-де-лас-Манос находится в Южной Аргентине. Название можно дословно перевести, как «Пещера Рук». В пещере изображены в большинстве своем - левые руки, но также есть сцены охоты и изображения животных. Картины, как полагают, были созданы 13000 и 9500 лет назад.

Бхимбетка.

Бхимбетка расположена в центральной Индии и содержит более 600 доисторических наскальных рисунков. Рисунки изображают людей, живших в то время в пещере. Животным также уделили много места. Были найдены изображения бизонов, тигров, львов и крокодилов. Считается, что самой старой картине 12.000 лет.

Серра-да-Капивара

Серра-да-Капивара - национальный парк на северо-востоке Бразилии. Это место - дом множества каменных убежищ, которые украшены наскальными рисунками, которые представляют собой ритуальные сцены, охоту, деревья, животных. Некоторые ученые считают, что самые старые наскальные рисунки в этом парке созданы 25 000 лет назад.

Доисторические наскальные рисунки в Лаас Гаал

Лаас Гаал представляет собой комплекс пещер на северо-западе Сомали, которые содержат некоторые из самых ранних известных художеств на Африканском континенте. Доисторических наскальным рисункам, по оценкам ученых, между 11000 и 5000 лет. Они показывают коров, церемониально одетых людей, домашних собак и даже жирафов.

Рисунок жирафа в Тадрарт Акакус.

Тадрарт Акакус образует горный хребет в пустыне Сахара, в западной Ливии. Этот район известен своими наскальными рисунками с 12 000 до н.э. до 100 года. Картины отражают меняющиеся условия пустыни Сахара. 9 000 лет назад здешние окрестности были полны зелени и озер, лесов и диких животных, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие жирафов слонов и страусов.

Рисунок медведя в пещере Шове

Пещера Шове, на юге Франции, содержит некоторые из самых ранних известных доисторических наскальных рисунков в мире. Изображения, сохранившиеся в этой пещере могут иметь возраст около 32 000 лет. Пещера была обнаружена в 1994 году Жаном Мари Шове и его командой спелеологов. Картины, найденные в пещере, представляют изображения животных: горных козлов, мамонтов, лошадей, львов, медведей, носорогов, львов.

Наскальная живопись Какаду.

Расположенный на северной территории Австралии, Национальный парк Какаду содержит одну из самых больших концентраций произведений искусства, созданных аборигенами. Считается, что самым старым работам 20 000 лет.

Рисунок бизона в гещере Альтамира.

Обнаруженная в конце 19 века, пещера Альтамира находится в северной Испании. Удивительно, но картины найденные на скалах были такого высокого качества, что ученые долго сомневались в их подлинности и даже обвиняли первооткрывателя Марселино Санс де Саутуола в подделывании живописи. Многие не верят в интеллектуальный потенциал первобытных людей. К сожалению, первооткрыватель не дожил до 1902 года. В этом году картины были признаны подлинными. Изображения сделаны углем и охрой.

Картины Ласко.

Пещеры Ласко расположенные на юго-западе Франции, украшены впечатляющими и знаменитыми наскальными рисунками. Возраст некоторых изображений составляет 17 000 лет. В своем большинстве наскальные рисунки изображены далеко от входа. Самые известные изображения этой пещеры - изображения быков лошадей и оленей. Самый большой наскальный рисунок в мире - бык в пещере Ласко, длинна которого составляет 5.2 метра.


Открытие древней наскальной росписи в пещере Гибралтара, которая, как считают ученые, была сделана неандертальцами около 39 000 лет назад, стало настоящей сенсацией в научном мире. Если открытие окажется правдой, то историю придётся переписывать, ведь получается, что неандертальцы были вовсе не примитивно-глупыми дикарями, как принято считать сегодня. В нашем обзоре десятка уникальных наскальных рисунков, которые были найдены в разное время и произвели настоящий фурор в мире науки.

1. Скала белого шамана


Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду


Национальный парк Какаду - одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием - в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове


Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них - животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 – 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо


В Испании недавно была открыта "Пещера Замка" или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль


Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет "всего" 5 000 – 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка


Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура


В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые – им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений - гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос


"Пещера рук" в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 - 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 – 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко


Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Огромный интерес вызывают и . Они будут интересны не только профессиональным историкам и искусствоведам, но и всем, кто интересуется историей.

Введение

Искусство развивается с времён первобытного общества. В те далёкие времена оно представлялось, как танцы, песни, музыка, колдовство и наскальное рисование. Именно эти направления дали толчок к развитию человека, как самостоятельной и разумной личности, а не просто животному.

Цель данной работы состоит в более подробном рассмотрении вышеуказанных искусств, их истории. Наиболее важной целью является - донести всю важность древнего искусства до современных людей. Попробовать проанализировать отличия между древними и современными аналогами.

Современные люди стали активно забывать о таком этапе зарождения искусств. Необходимость заинтересовать, проинформировать и, возможно, даже увлечь изучение истории искусств и древнего мира побудила желание взять именно эту тему.

В этой работе основной задачей будет изучение трёх основных направлений древнего искусства: наскальная живопись, музыка и танцы. Эти направления были выбраны из-за их исключительной исторической ценности и общей известности.

Наскальная живопись

Наскальная живопись (так же называют пещерными рисунками) -- это изображения на стенах пещер и скалах, которые выполнялись древним человеком. Наскальная живопись является один из видов первобытного искусства. Объекты, принадлежащие этому виду живописи, чаще всего находят в Европе. Причиной этой закономерности является расположения пещер древних людей, где они в своё время спасались от беспощадных холодов и некоторых животных. Но подобные этим пещеры и гроты есть так же в Азии, но в меньшем количестве. Ниах-Кейвз расположенный в Малайзии будет прекрасным примером.

Пещерная живопись была открыта в XIX веке и стала интересна множеству ученых со всего мира. Испания стала там местом, где были найдены первые свидетельства об этом виде живописи, но вскоре наскальные рисунки были найдены множестве других мест, а том числе и в Северной и Южной Америке. Эти рисунки источник бесценной информации для десятков дисциплин, изучающих древности (Зоология, антропология). Наличие наскальных рисунков означает очень многое. В частности развитость культуры у данного племени. Время и возраст создания рисунков и изображенные на них сюжеты позволяют ученым узнать о состоянии мира и жизни первобытных сообществ на момент их создания. В некоторых случаях наскальная живопись является практически единственным источником, из которого можно узнать подробности о древней истории местности; например, благодаря пещерной живописи, найденной на территории Северной Африки, ныне занимаемой пустыней Сахара, известно, что во времена палеолита и неолита ее экосистема сильно отличалась от современной и была достаточно богатой. Она также помогла определить примерное время опустынивания Сахары и появления в Северной Африке новых видов, таких как верблюды.

Наскальные изображения также позволяют прослеживать распространение первобытных людей по Земле и, совместно с другими артефактами, дают преставление о быте и культуре их авторов, а также об их эволюции. Так, с помощью изучения наскальной живописи возможно проследить процесс одомашнивания животных и изменения состава фауны в близлежащей местности.

Установление возраста наскальных рисунков сопряжено с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа зачастую оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки. Также возраст рисунков можно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.

Ввиду древности наскальных рисунков, достоверных свидетельств о причинах создания и значении пещерной живописи не сохранилось. Современные исследователи имеют ряд гипотез относительно их значения; единого мнения относительно предназначения и смыслов, которые вкладывали в свои работы древние художники, наука выработать не смогла. Анри Брейль предполагал, что наскальные рисунки служили частью ритуалов «охотничьей магии» и должны были, по представлениям первобытных людей, приносить удачу в охоте. Дэйл Гатри, основываясь на известных примерах пещерной живописи разных видов, изображающих свирепых зверей, сцены охоты и фигуры женщин, пришёл к выводу, что они являются всего лишь изображениями фантазий первобытных подростков. Однако археолог Дин Сноу, проанализировав наскальные рисунки пещер Франции и Испании, установил, что, по крайней мере, часть из них сделана руками женщин.

Как и у любого вида искусства у наскальной живописи есть свои техники и сюжеты. Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Развиваясь со временем, к XII тысячелетию до н.э. пещерная живопись стала выполняться с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение. Позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Для создания рисунков использовались красители различного происхождения: минерального (гематит, глина, окись марганца), животного, растительного (древесный уголь). Красители при необходимости смешивались с вяжущими веществами, такими как древесная смола или животный жир, и наносились на поверхность непосредственно пальцами; применялись и инструменты, такие как полые трубки, через которые наносились красители, а также тростины и примитивные кисти. Иногда для достижения большей чёткости контуров применялось выскабливание или вырезание на стенах контуров фигур. Поскольку в пещеры, в которых находится большинство наскальных рисунков, практически не проникает солнечный свет, при создании рисунков для освещения использовались факелы и примитивные лампы. (1)

Наскальные рисунки занимали и занимают уникальное место в истории человечества. Они легли в основу всего искусства в целом. Множество людей посвящают себя изучению древних изображений, и по сей день.

«) рисовали изображения животных, на которых они охотились. Они первыми из людей стали рисовать, пользуясь красками, хотя , вероятно, задолго до того раскрашивали свои тела истолченной породой красного , так называемой охрой.

По всей видимости, кроманьонцы использовали эти рисунки в культовых целях. Они верили, что рисунки защитят от злых сил и помогут во время охоты, от успеха которой зависело само их существование. До сих пор не найдено никаких рисунков, выполненных более древними людьми. Возможно, они рисовали или царапали чем-то острым на кусочках дерева, которые давным-давно сгнили.

Кроманьонцы рисовали лошадей, бизонов и оленей. Часто на рисунках встречаются и изображения копий, что должно было, по замыслу художника, принести удачу во время настоящей охоты.

Один из кроманьонских художников приложил ладонь к скале, а затем напылил вокруг неё краску через тростинку. Изображение людей или растений встречаются на ранних рисунках крайне редко.

Перед вами высеченное на стене пещеры изображение шерстистого мамонта, на котором отчетливо видна его длинная косматая шерсть. Наскальная живопись часто показывает нам как выглядели доисторические животные.

Кроманьонцы высекали на камне фигурки очень толстых или беременных женщин. Они также лепили статуэтки из глины, после чего обжигали их на огне. Вероятно, первобытные люди верили, что такие фигурки принесут им удачу.

Наскальные рисунки

Займитесь наскальной живописью

Вам понадобятся гипс, коробочка типа большого спичечного коробка, бечевка, клейкая лента и краски.

Возьмите отрезок бечевки длиной 6 см и сложите его пополам так, чтобы получилась петля. Прикрепите эту петлю клейкой лентой к днищу коробочки с внутренней стороны.

Смешайте гипс с так, чтобы получился негустой раствор, и вылейте его в коробочку, там должен образоваться слой толщиной примерно 3 см. Дайте гипсу затвердеть, затем отдерите от него коробочку.

Перерисуйте на этот кусок гипса один из наскальных рисунков на этой странице. Затем раскрасьте его, используя те же краски, что и пещерный человек: красную, желтую, коричневую и черную.

Вы можете также воспроизвести и высеченное изображение животного. Перенесите контур мамонта, изображенного на этой странице, на кусок гипса. Затем старой вилкой продавите линии в гипсе по всему контуру.

Шедевры древней наскальной живописи поражают не только далеких от искусства людей, но и маститых художников. Их создатели давно канули во тьме тысячелетий, но их работы продолжают жить, восхищая далеких потомков. Ни скудная палитра красок, ни отсутствие кистей, ни плохая освещенность не помешали первобытным художникам красиво и реалистично отобразить окружающий их мир.

Самовыражение или древняя магия?

Первые рисунки первобытных художников, изумившие ученых, были обнаружены в Испании во второй половине XIX века. Эти рисунки не оказались столь примитивными, как можно было бы ожидать. Выяснилось, что первобытные художники рисовали не хуже многих представителей современного искусства. После Испании древнюю наскальную живопись обнаружили в других странах Европы, а затем практически на всех континентах, кроме Антарктиды. Пещерная живопись времен палеолита главным образом посвящалась животным. С развитием первобытных общин в мезолите и неолите в сюжетах рисунков помимо животных стали встречаться и изображения людей, их взаимодействия друг с другом и с животными. Появились изображения неких религиозных обрядов, а уфологи различают на ряде рисунков даже инопланетян и летающие тарелки.

Некоторые рисунки пещерной,живописи выполнены одним цветом, при создании других использовалось несколько цветов. Надо отметить, что первобытные художники не располагали богатой палитрой, они использовали только природные красители. Каолин давал им белый цвет; охра - красный или желтый; марганец - черный. Также они использовали гематит, мергель, кварц, сажу, древесный уголь, растения и кровь животных. Для защиты рисунка от размывания стекающей по стенам водой в краски добавляли древесную смолу или животный жир. Благодаря таким ухищрениям пещерная живопись на тысячелетия пережила своих создателей.

При создании рисунков краски наносились с помощью пальцев, позже для их нанесения стали использоваться полые трубки из костей птиц и некие подобия самодельных кистей. Случалось, контур рисунка для придания ему четкости и выразительности доисторические художники выскабливали или выбивали. Для создания эффекта объемности рисунки нередко наносили на выступы стены, которые подбирались с большим мастерством. Из-за плохой освещенности или полного ее отсутствия шедевры пещерной живописи создавались при свете костров или факелов.

Зачем древние художники тратили столько времени на творчество? Спросить об этом у них мы уже не можем, а вот ученые выдвигают на этот счет свои предположения. Например, Анри Брейль видел в наскальных рисунках часть ритуалов «охотничьей магии». Древние художники рисовали стада бизонов, пронзенных копьями животных, привлекая таким образом удачу на охоте. По мнению других исследователей, художники просто отображали окружающий мир, выражая свое творческое начало.

Основными художниками были женщины и дети?!

Когда были обнаружены первые наскальные рисунки, никто не сомневался, что они были созданы мужчинами. Первобытная женщина долгое время считалась забитым существом без тени интеллекта, способным только рожать и выкармливать детей, поддерживать огонь и выделывать шкуры. Однако стоило ученым подробно заняться изучением отпечатков ладоней, оставленных древними художниками, как взгляды изменились. В публикации научного журнала National Geographic американские исследователи прямо говорят о том, что древние наскальные рисунки были выполнены женщинами. Такой вывод был сделан на основании анализа отпечатков ладоней, обнаруженных на стенах в пещерах рядом с древними наскальным рисунками. Оказалось, что длина фаланг и пропорции пальцев соответствуют как раз женской ладони. Получается, что авторами около 75% обнаруженных наскальных рисунков были женщины. Ранее было установлено, что к художественному творчеству в пещерах были причастны и дети.

Получается, что «командой», состоящей в основном из женщин, частично из детей и мужчин, и были созданы шедевры пещерной живописи. Среди таких шедевров рисунки из пещеры Фон де Гом в Дордоне. В этой пещере обнаружены многочисленные изображения мамонтов, бизонов, диких лошадей, оленей и других животных.

Любопытно, что они выполнены в различной манере, здесь встречаются и древнейшие линейные рисунки, выполненные черной и красной краской. Есть и изумительные полихромные композиции, созданные в более позднее время. Стоит вспомнить и о знаменитой пещере Ляско, открытой французскими школьниками в сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк. На стенах пещеры оказались сотни желтых, красных, коричневых, выполненных охрой, сажей и мергелем, изображений животных - оленей, козлов, быков, бизонов, лошадей, носорогов. Все они были выполнены с таким мастерством, что у некоторых даже возникло предположение о грандиозном розыгрыше, устроенном современными художниками. Однако ни о каком розыгрыше не могло идти и речи, все рисунки являлись подлинными и очень древними. Вскоре пещеру Ляско прозвали «Сикстинской капеллой первобытной живописи».

Один из шедевров пещерной живописи обнаружили сравнительно недавно, в 1995 году, в пещере Шове во Франции. Древний художник с помощью охры, гематита и древесного угля изобразил на ее стенах мамонтов, бизонов, зубров, лошадей, оленей, пещерных львов, медведей, диких баранов, а также гиен, пантер и сов. Самое интересное, что эти рисунки оказались самыми древними из известных - им 31 тысяча лет. Удивительно, что при этом они выполнены с поразительным мастерством. Специалист по наскальной живописи французский ученый Жан Клотт заявил: «Люди, которые нарисовали это, были великими художниками».

А теперь пора вспомнить о знаменитой пещере Альтамира в Испании, с которой практически и началась история изучения древней пещерной живописи.

Пикассо был восхищен шедеврами Альтамиры

Посетив пещеру Альтамира и осмотрев ее наскальную живопись, знаменитый художник Пабло Пикассо воскликнул: «После Альтамиры всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное!» Он был восхищен экспрессией рисунков, их композицией, подбором красок, тонким вкусом древнего живописца, знанием пропорций и особенностей движения животных. До Альтамиры никто даже не подозревал о том, что люди каменного века были способны создавать самые настоящие шедевры живописи. Именно в этой пещере были открыты самые первые рисунки времен позднего палеолита (35-10 тыс. до н. э.) Эпохальное открытие сделал испанский археолог-любитель граф Марселино де Савтуола.

Эту пещеру, расположенную в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), в 1868 году случайно обнаружил пастух. Правда, ничего особенного, кроме костей и рогов животных, он тогда не нашел. В 1875 году пещеру впервые посетил граф де Савтуола, ему удалось обнаружить лишь каменные орудия палеолитического человека, но в этой находке не было ничего сенсационного. В 1879 году граф решил еще раз осмотреть пещеру, взял с собой 6-летнюю дочь Марию. Именно она, показывая пальчиком в пещерный потолок, неожиданно закричала: «Быки, быки!» Ее отец засмеялся, но все же поднял глаза к потолку и замер от изумления: там находились огромные красочные фигуры бизонов. Некоторых из них древний художник изобразил стоящими на месте, других в динамике - с наклоненными рогами бросающихся на врага. Граф стал тщательно осматривать потолок и стены пещеры, и ему удалось обнаружить еще ряд рисунков, выполненных черной, коричневой и красной красками.

Рисунки животных были выполнены с высоким мастерством и большой реалистичностью. Савтуола опубликовал сообщение о своей находке, но научный мир встретил его с явным недоверием. Кончилось тем, что рисунки Альтамирской пещеры признали подделкой и на время о них забыли. Об открытии Савтуолы вспомнили в 1895 году, когда французский археолог Эмиль Ривьер нашел рисунки первобытного человека на стенах пещеры Ла-Мут в Дордоне. После этой находки ученые приступили к тщательному обследованию стен и потолков всех известных на тот период пещер. В десятках пещер в Испании и Франции удалось обнаружить наскальную живопись.

Некоторые рисунки скрывали сталагмиты, другие были покрыты известняковой корой, но было ясно, что они очень древние, и ни о какой подделке не могло быть и речи. После этого ученые обратили пристальное внимание на 270-метровую пещеру Альтамира и ее уникальные рисунки. Исследователи пришли к выводу, что их возраст насчитывает около 20 тысяч лет. В 1902 году, увы, уже после смерти первооткрывателя графа де Савтуолы, наскальную живопись Альтамиры признали подлинной. Пещеру стали посещать многочисленные туристы, поэтому из-за нарушения микроклимата древние рисунки начали разрушаться. Альтамиру пришлось закрыть для посещения, в пещеру стали пускать на ограниченное время только ученых. Рядом с пещерой организовали музейный комплекс, в 2001 году в нем открыли точную копию панно Большого плафона, с тех пор туристы, не нарушая покой пещеры, могут увидеть то, что было скрыто в ней десятки тысячелетий.