Лама живет в южной америке. Лама – грациозное животное Южной Америки

30.12.2020

Единственные крупные млекопитающие, одомашненные древними южноамериканскими народностями, ламы (лат. Lama glama ) являются ближайшими родственниками верблюдов, хотя и не могут похвастаться наличием фирменного знака семейства – горба.

Как и , ламы – умные и общительные животные, ведущие стадный образ жизни. Они вполне безобидны, однако если их рассердить, например, взвалив непосильную ношу, они тут же проявят свой независимый характер. Недовольная лама будет шипеть, плеваться, толкаться, однако самое действенное в таких случаях поведение – лежачая забастовка.

Ни кнутом, ни пряником уставшую и раздраженную ламу не сдвинешь с места, и единственный выход из этой ситуации – передать часть поклажи другому животному.
С давних времен, более пяти тысяч лет назад, ламы стали незаменимыми помощниками индейцев Центральной Америки в перевозке тяжелых грузов. Выносливость и крепкие ноги до сих помогают этим сильным вьючным животным проходить по узким тропам горных перевалов, неся на себе поклажу весом около пятидесяти килограммов.

Чтобы обзавестись такими ценными помощниками, индейцы Перу одомашнили гуанако, живших на высокогорных плато Анд. Двумя тысячами лет ранее домашними стали и третьи представители рода лам – альпаки (лат. Vicugna pacos ). Однако их выращивали (и продолжают до сих пор) не для тяжелой работы, а ради красивой, теплой и долговечной шерсти. Ламы и альпаки – одни из самых первых одомашненных животных в истории человечества.

Устойчивость к жажде и неприхотливость в еде сделали лам важной частью жизни южноамериканских народов. Однако, несмотря на то, что лама способна за день пройти расстояние около тридцати километров, она не обладает силой волов, верблюдов или лошадей, поэтому не может быть использована для перевозки взрослых людей или тяжелых повозок. И хотя ее хозяева инки изобрели колесо, вряд ли хоть одна лама за всю историю перевезла в упряжке что-то тяжелее обычной тачки.

Подобно овцам и крупному рогатому скоту, ламы жуют жвачку и могут плюнуть ею в лицо обидчику, как бы говоря: «Оставьте меня в покое!». Однако это случается довольно редко, и в целом ламы – прекрасные компаньоны для своих владельцев. Они спокойны, дружелюбны, легко обучаемы, и с ними может управиться даже ребенок.

Самки лам, в отличие от самцов, пользуются особыми привилегиями – им не приходится носить тяжести, их не доят, они не участвуют в других хозяйственных работах. Даже во времена, когда боги инков требовали жертвоприношений, самки оставались в безопасности, а их главной задачей было продолжение рода.

Первых детенышей лама способна произвести на свет, достигнув одного года. Свое потомство самка ламы вынашивает одиннадцать с половиной месяцев, а родившийся после такого длительного срока детеныш сможет стоять на ногах уже через полтора часа. Мама-лама не вылизывает своего малыша, поскольку ее язык слишком короткий и выдвигается изо рта не более чем на полтора сантиметра. Вместо этого самка нежно трется об него носом и едва слышно посапывает, успокаивая малыша.

Ареал Охранный статус

Мех ламы, в отличие от альпаки, не обладает ценностью; ламу, в основном, используют как вьючное животное .

История

Ламы были одомашнены более четырёх тысячелетий назад на территории нынешнего Перу . В 1553 году даётся их первое описание и изображение в книге «Хроника Перу » Сьеса де Леона .

Напишите отзыв о статье "Лама (животное)"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Лама (животное)

– Ах да, твое дело. В гусары то? Скажу, скажу. Нынче скажу все.
– Ну что, mon cher, ну что, достали манифест? – спросил старый граф. – А графинюшка была у обедни у Разумовских, молитву новую слышала. Очень хорошая, говорит.
– Достал, – отвечал Пьер. – Завтра государь будет… Необычайное дворянское собрание и, говорят, по десяти с тысячи набор. Да, поздравляю вас.
– Да, да, слава богу. Ну, а из армии что?
– Наши опять отступили. Под Смоленском уже, говорят, – отвечал Пьер.
– Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест?
– Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную.
– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»

В разделе на вопрос где живёт и чем питается лама заданный автором Анжелика Голева лучший ответ это Ла́ма (лат. Lama glama) - южноамериканское млекопитающее из семейства верблюдовых, одомашненное индейцами Анд. Лама отличается от альпаки большим размером и более удлинённой головой. Приручена в Центральных Андах. Играла важнейшую роль в скотоводстве инков.
Мех ламы, в отличие от альпаки, не обладает ценностью; ламу, в основном, используют как вьючное животное.
Предки лам жили на высокогорных плато в Андах. Этот вид до сих пор используется для перевозки тяжелых грузов через горные хребты по тропам, недоступным для современного транспорта. Навьючивают только самцов: одно животное переносит за день 27-45 кг на расстояние около 24 км. Если вьюк слишком тяжел, лама останавливается и садится, никакое наказание не заставит ее надрываться, назойливому погонщику она просто плюнет в лицо вонючей жвачкой.
Интересные фактыСамки лам используются только для размножения: их никогда не доят и не навьючивают [источник не указан 353 дня] .
Беременность длится около 10-11 месяцев, обычно рождается один детеныш.
Половая зрелость у лам наступает в три года.
В отличие от верблюдов, ламы не имеют горба. Несмотря на отсутствие горба, у лам много общих черт с верблюдами: клыковидные резцы в верхней части челюсти, мозолистые подушечки на подошве раздвоенных копыт (является следствием адаптацией к каменистому грунту) , особенности пережевывания жвачки, которой животное, если его разозлить, плюется.
Мясо самцов ели инки, но только по особым случаям, самок они никогда не забивали. Во время религиозных праздников самцов-детенышей приносили в жертву богам. Верховному богу Виракоче полагался бурый, богу молнии Ильяпе - пегий (под цвет грозового неба) , а богу солнца Инти - белый.
С помощью искусственного оплодотворения возможно скрещивание между самцом одногорбого верблюда и самкой ламы - в результате получается гибрид «кама» .

Единственные крупные млекопитающие, одомашненные древними южноамериканскими народностями, ламы (лат. Lama glama ) являются ближайшими родственниками верблюдов, хотя и не могут похвастаться наличием фирменного знака семейства – горба.

Как и , ламы – умные и общительные животные, ведущие стадный образ жизни. Они вполне безобидны, однако если их рассердить, например, взвалив непосильную ношу, они тут же проявят свой независимый характер. Недовольная лама будет шипеть, плеваться, толкаться, однако самое действенное в таких случаях поведение – лежачая забастовка.

Ни кнутом, ни пряником уставшую и раздраженную ламу не сдвинешь с места, и единственный выход из этой ситуации – передать часть поклажи другому животному.
С давних времен, более пяти тысяч лет назад, ламы стали незаменимыми помощниками индейцев Центральной Америки в перевозке тяжелых грузов. Выносливость и крепкие ноги до сих помогают этим сильным вьючным животным проходить по узким тропам горных перевалов, неся на себе поклажу весом около пятидесяти килограммов.

Чтобы обзавестись такими ценными помощниками, индейцы Перу одомашнили гуанако, живших на высокогорных плато Анд. Двумя тысячами лет ранее домашними стали и третьи представители рода лам – альпаки (лат. Vicugna pacos ). Однако их выращивали (и продолжают до сих пор) не для тяжелой работы, а ради красивой, теплой и долговечной шерсти. Ламы и альпаки – одни из самых первых одомашненных животных в истории человечества.

Устойчивость к жажде и неприхотливость в еде сделали лам важной частью жизни южноамериканских народов. Однако, несмотря на то, что лама способна за день пройти расстояние около тридцати километров, она не обладает силой волов, верблюдов или лошадей, поэтому не может быть использована для перевозки взрослых людей или тяжелых повозок. И хотя ее хозяева инки изобрели колесо, вряд ли хоть одна лама за всю историю перевезла в упряжке что-то тяжелее обычной тачки.

Подобно овцам и крупному рогатому скоту, ламы жуют жвачку и могут плюнуть ею в лицо обидчику, как бы говоря: «Оставьте меня в покое!». Однако это случается довольно редко, и в целом ламы – прекрасные компаньоны для своих владельцев. Они спокойны, дружелюбны, легко обучаемы, и с ними может управиться даже ребенок.

Самки лам, в отличие от самцов, пользуются особыми привилегиями – им не приходится носить тяжести, их не доят, они не участвуют в других хозяйственных работах. Даже во времена, когда боги инков требовали жертвоприношений, самки оставались в безопасности, а их главной задачей было продолжение рода.

Первых детенышей лама способна произвести на свет, достигнув одного года. Свое потомство самка ламы вынашивает одиннадцать с половиной месяцев, а родившийся после такого длительного срока детеныш сможет стоять на ногах уже через полтора часа. Мама-лама не вылизывает своего малыша, поскольку ее язык слишком короткий и выдвигается изо рта не более чем на полтора сантиметра. Вместо этого самка нежно трется об него носом и едва слышно посапывает, успокаивая малыша.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня вам предстоит заглянуть в гости к Далай-ламе XIV, главе всех буддистов тибетского направления. Где живёт Далай лама, при каких обстоятельствах он туда попал, кто его сопровождал и какие интересные достопримечательности есть возле этого места, – всё это мы рассмотрим в нашей статье.

Правительство Тибета

Резиденция Далай-лам раньше находилась в Лхасе, столице Тибета, во дворце Потала. Последний называют жемчужиной на крыше мира, так как он расположен на высоте около 3800 метров над уровнем моря, на Красной горе.

Все Далай-ламы, а их 14 , были и есть эманацией Авалокетишвары, который является сострадания и сознательно рождается в этом мире, чтобы помочь другим его обитателям выйти из круга сансары. Такие люди называются «тулку».

Рождение нового тулку

Последний из них, Лхамо Дхондруб, родился у крестьянки в 1935 году. После признания в нём тулку – перерожденца, его назвали по-новому: Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо.

Лхамо Дхондруб, будущий лидер Тибета в детстве

Февраль 1940 года – время наделения его государственной властью, а было ему всего пять лет. А в 1950 году в Тибете стали властвовать жители Китая. Правители Поднебесной считали Тибет китайской территорией.

Но тибетцы хотели жить независимой жизнью, как раньше. Поэтому они предложили Тэнцзину Гьямцхо управлять страной. И он в пятнадцать лет становится религиозным и гражданским главой своей Родины.


Далай-лама в возрасте 15 лет

Девять лет тибетцы пытались мирно сосуществовать с захватчиками, но антикитайское выступление неизбежно назревало.

Бегство

Когда оно вспыхнуло, и было жёстко подавлено захватчиками, пришлось покинуть в марте 1959 года Тибет и искать политического укрытия в соседней Индии.С ним ушли тысячи его приверженцев.

Сейчас местом его пребывания считается индийский штат Химачал-Прадеш. В Дхарамсале располагается и Тибетское правительство в изгнании, которое с 2002 года он более не возглавляет, но остаётся одной из значимых фигур на политической арене мира. В 2011 году он отказался и от светской власти, которая перешла к председателю правительства.


Далай-лама XIV объявил о своем уходе с политической арены

Обычный монах

Тэнцзин Гьямцхо считает себя простым монахом. Жизнь его посвящена процветанию и защите свободы своего народа ненасильственными методами. Режим дня его обычно такой:

  • подъём утром, в 4;
  • медитация;
  • чтение молитв;
  • приём посетителей;
  • деловые встречи;
  • религиозные ритуалы;
  • учебные мероприятия;
  • вечерняя молитва.


Далай Лама XIV принимает тайских монахов в своей резиденции

Путешествия занимают значительное место в расписании этого удивительного человека — он посетил пятьдесят стран, поэтому в индийской резиденции его встретишь не часто. Тэнцзином Гьямцхо написано много философских трактатов, статей, автобиографических произведений. Многие его высказывания стали крылатыми.

Как и у любого человека, у Далай-ламы есть свои увлечения, например, садоводство. Также он любит повозиться с ремонтом часов, в молодости самостоятельно отремонтировал прожектор, не имея на руках никаких технических документов к нему. Он считает, что если бы ему не случилось стать монахом, он обязательно стал бы инженером.

Его Святейшество интересуют и современные направления в науке, особенно ему близка нейрофизиология, занимающаяся проблемами мозга. Он склоняется к тому, что буддизм и наука должны вместе заниматься поисками истины, и согласен внести изменения в буддийское учение, если наукой будет доказано, что какие-то его положения ошибочны.

Жизнь в посвящении своему народу

Город, в котором сейчас живёт буддистский лидер, имеет неофициальное название «маленькая Лхаса». Так как буддийская религия на родине Учителя с приходом китайцев была под запретом, практически все монастыри уничтожены, а с ними и сокровища и литературы, то он прилагает титанические усилия, чтобы сохранить духовные памятники родины и помочь выжить своим соотечественникам.

Для беженцев, последовавших за ним, были организованы поселения в Непале и в Индии, главный упор в них делался на занятие сельскохозяйственным трудом. Создали образовательную систему. Дети, хотя и жили в изгнании, отлично знают родной язык, сведущи в национальной истории, культурном наследии и религии.


День Рождения Далай-ламы, Дхарамсала

Более 200 храмов воссозданы и хранят теперь религиозные труды, связанные с национальным направлением буддистского учения, являющегося основой тибетского образа жизни. Беженцы из Страны Снегов имеют в настоящее время свой вуз – Центральный институт высшей тибетологии. Организовали и Тибетский институт драматических искусств.

Нобурлинка

Учреждение с таким названием образовалось в Дхарамсале в конце XX века, чтобы сохранить тибетское культурное наследие, включая язык. Историческую Нобурлинку основал в тибетской столице седьмой Далай-лама ещё в XVIII столетии. Главное строение индийского института имеет сходство с лхасской Нобурлинкой, выполнявшей функции летнего представительства Далай-лам.


Нобурлинка, Дхарамсала

Комплекс включает:

  • Академию тибетской культуры;
  • Центр искусств;
  • библиотеку;
  • культурный и литературный исследовательский центр;
  • гостиницу;
  • святилище, выполненное в традициях Японии;
  • Фонд охраны ремёсел и традиционных искусств;
  • помещения мастеровых людей, где изготавливаются традиционные сувениры из металла, дерева, с инкрустацией и прочие.

Окрестности Дхарамсалы

Сам городок маленький, его окружают лесистые горы со множеством тропинок. В хвойных лесах много диких обезьян. Неподалёку расположен лагерь Триунд. Это начальная точка для восхождения на перевал Индри, за которым город Манали.


Лагерь Триунд, окрестности Дхарамсалы

Когда хорошая погода, напрямую добраться в окрестные места быстрее, чем ехать на транспорте окружной дорогой. Однако такой период довольно короткий, так как даже в мае у тропинок ещё есть лёд, а на перевале – снег.

Рядом с городом есть Гьюто, тибетский монастырь. В нём расположена резиденция Кармапы XVII. Титул Кармапа третий по значимости в иерархии тибетского учения. Первое и второе места занимают Панчен-лама и Далай-лама.

Кармапа XVII также уехал из Тибета. В монастыре живут ещё полтысячи монахов, изучающие основы буддийской философии и тантру.

Заключение

Далай-лама XIV, удостоенный Нобелевской премии мира, – умнейший и добрейший человек, выделяющихся в кругу политиков настоящего времени. Вполне справедливо, если такая выдающаяся личность будет продолжать воплощаться в своих преемниках. Это желание он выражает и в своём обращении:

Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире я останусь страданий рассеивать тьму.

На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами.

Спасибо за то, что активно поддерживаете блог — рекомендуете статьи в социальных сетях!

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные посты о буддизме и восточной культуре себе на почту)