А платонов неизвестный цветок. Платонов андрей неизвестный цветок

07.05.2020

А.П.Платонов. «Неизвестный цветок»

1. О.Н.У.

2. Проверка д/з

3. Актуализация знаний

Почему рассказ имеет подзаголовок «Сказка-быль»? (Есть и сказочное, и реальное). - Что в рассказе сказка, а что быль? (Сказка – когда цветок и девочка разговаривают, а быль – всё остальное).

В статье учебника ещё одно название жанра- притча.

Кто-нибудь знает, что это за жанр? В каком словаре будем искать? (Работа со словарём: «Моральное поучение, или нравственная заповедь»). А ещё можно сказать «нравственный урок».

4. Работа по теме урока

Кого бы вы назвали главным героем сказки? (Это цветок). Где отражено? (Это отражено в заглавии).

Обратимся к началу сказки. Прочитайте 2 первые фразы: «Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле». Здесь значима каждая деталь, каждое слово.

Каким чувством пронизаны эти строчки? (Грусти, печали, тоски, щемящего одиночества).

Найдём ключевые слова в этих двух предложениях, которые помогут нам понять настроение автора? (Маленький – никто – на земле). Это ключевые слова первых строчек. Какую картину вы бы нарисовали по этим ключевым словам? (Словесное рисование).

- (Какое прилагательное хочется добавить к слову земля? (Цветок маленький - земля огромная). Маленький цветок на огромной Земле. Земля – Вселенная – Пространство. Понятия «время» и «пространство» всё время будут появляться в рассказе.

Одинокий цветок на огромном пространстве или одинокий цветок в огромной Вселенной). Обратите внимание: понятия «время» и «пространство» всё время будут появляться в рассказе.

Вспомним, что говорит девочке цветок в ответ на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?» («Меня никто не зовёт, я один живу»). Он переосмысляет глагольную форму множественного числа «зовут» в форму единственного числа «никто не зовёт». Вот откуда это щемящее чувство жалости к одинокому живому существу.

Мир Платонова – мир всеобщего сиротства и разобщённости. Одиноки люди, особенно дети, одиноки растения и животные. «Мир словно разбит на кусочки» («Афродита»).

И вот появляется в сказке девочка Даша. Отчего Даше были так близки и понятны чувства цветка? («Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери». Девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что и она была в тот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой.

Давайте вспомним, как помогли дети цветку? Прочитайте в тексте. (Работа с текстом).

Обратите внимание: поддержали маленький и одинокий цветок в трудную минуту именно дети, то есть именно детям автор предоставляет право изменить несовершенство мира. Почему? (Дети добры, не ожесточены, не испорчены, чисты; поэтому они особенно остро чувствуют всеобщее сиротство).

Платонов даже писал: «Дети – спасители Вселенной».

Обращаемся к тексту. Как описывает Платонов расцветший цветок? («Венчик у него был составлен из лепестков простого и светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь».

С чем сравнивается цветок? (Со звездой).

Это сравнение неслучайно. В статье «О любви» Платонов пишет: «Человек и Вселенная – одно, и человек сам та же сила, которая бьётся и дышит в звёздах и траве».

Как вы понимаете смысл этих слов? (Человек, природа, вся Вселенная – это единое целое). И если во Вселенной непорядок (А это именно так. Что является в рассказе символом распавшейся Вселенной? (пустырь), что может спасти распавшуюся Вселенную, положить конец всеобщему сиротству?

Кажется, сложный вопрос. Но давайте подумаем, что сделали дети с пустырём? (Они преобразили его своим трудом).

Итак, первое ключевое слово – труд.

А почему они это сделали? (Они пожалели и полюбили цветок).

Второе ключевое слово – любовь. Значит, что спасёт Вселенную, по мнению Платонова? (Любовь и труд).

Сформулируйте первую заветную идею писателя. (Если возникнут затруднения, можно найти её в готовой карточке-подсказке «Заветные идеи А. П. Платонова».

Запись в тетради:

Заветные идеи Платонова.

Только любовь и труд могут объединить распавшуюся Вселенную.

А для преодоления зла что нужно? Одна девочка справилась бы? (Нет).

Сформулируйте вторую заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Для преодоления зла люди должны объединиться.

Какие люди могут победить зло? В рассказе Платонова это кто? (Дети). Какие у них сердца? (Добрые).

Сформулируйте третью заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Против враждебных сил мира нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и добрым сердцем.

Скажите, какой была жизнь цветка? (Трудной). Почему? (Потому что он постоянно сопротивляется таким враждебным силам, как голод, боль, усталость, то есть он постоянно трудится).

Понятие труд занимает в сказке важное место. Оно – одно из ключевых. В тексте много однокоренных слов к нему.

А кроме физической силы, что ещё нужно, чтобы преодолеть все трудности? (Сила духа).

Сформулируйте четвёртую заветную идею писателя.

Запись в тетради:

Чтобы справиться со злом, нужно обладать огромной силой духа и упорно трудиться.

Перечитаем два последних абзаца. В конце сказки цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря? (Нет). Почему? (Он нашёл продолжение в своём потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, ещё более сильными и прекрасным).

Обобщение. Мечту о чём высказал Платонов в своей сказке? (В сказке о неизвестном цветке Платонов высказал свою заветную мечту о совершенном будущем человечества).

5. Первичная проверка понимания и коррекция усвоения учениками нового материала.

Так на чём же должно держаться это будущее? Что лежит в основании этого будущего? Мы будем класть кирпичи в фундамент нашего будущего, а для этого посмотрите в свои записи и найдите ключевое слово в каждой строчке. (Работа в парах).

Любовь, труд, единение, добро, сила духа.

Остался ещё один кирпич в фундамент нашего будущего.

Давайте рассуждать. Благодаря кому цветок-сын вырос более красивым? (Благодаря цветку-отцу).

Так происходит и среди людей. Прекрасно, если дети вырастают умнее, красивее, лучше своих родителей. Значит, о ком не должны забывать люди будущего? (О родителях, о предках).

Какой же это кирпичик? Что поможет нам не забыть о родителях и предках? (Память). В совершенном обществе должна быть свята память о предках.

Такие ценности завещал Платонов не только своей дочке, но и всем читателям.

6. Закрепление знаний

А теперь вернёмся к понятиям «время» и «пространство», о которых говорили в начале урока.

У цветка было личное пространство – пустырь. Был ли счастлив цветок? (Нет).

Почему? (Он был одинок).

А что сделало его счастливым? (Пришли дети «с добром» и спасли цветок).

Значит, каким должно быть и пространство человека, чтобы он чувствовал себя счастливым? (Добрым).

Понятно ли из рассказа, в какое время происходит действие в нём? (Нет, время действия неопределённо.)

А важно ли это? (Нет) Почему? (Потому что счастье цветка не зависит от времени, в котором он живёт?)

Ребята, о ком думал Платонов, когда писал свой рассказ, о цветке или о человеке? (О человеке).

Человек, так же, как и этот цветок, живёт во времени и пространстве. Можно ли сказать, что важнее для жизни: время, пространство или сам человек? (Важнее сам человек).

А любой ли человек остаётся во времени (т. е. в памяти людской) (Нет).

А какой только человек? (Который что-то полезное делает для своего времени и пространства).

Вывод. Такой человек, как А. П. Платонов, который много сделал для своего времени, прошёл сквозь время благодаря своему творчеству и не пропадёт в бездне пространства (то есть во Вселенной).

7. Подведение итогов. Рефлексия

Так какой же нравственный урок вы получили сегодня от писателя?

8. Д/з Письменно ответить на вопрос: «Чему научила меня сказка?»


Платонов Андрей

Неизвестный цветок

Андрей Платонович ПЛАТОНОВ

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК

(Сказка-быль)

Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. Он рос один на пустыре; коровы и козы не ходили туда, и дети из пионерского лагеря там никогда не играли. На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю; как дедушка-сеятель, ветер носил семена и сеял их всюду - и в черную влажную землю, и на голый каменный пустырь. В черной доброй земле из семян рождались цветы и травы, а в камне и глине семена умирали.

А однажды упало из ветра одно семечко, и приютилось оно в ямке меж камнем и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти.

Так начал жить на свете тот маленький цветок. Нечем было ему питаться в камне и в глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня, а цветок все жил и жил и рос помаленьку выше. Он поднимал листья против ветра, и ветер утихал возле цветка; из ветра упадали на глину пылинки, что принес ветер с черной тучной земли; и в тех пылинках находилась пища цветку, но пылинки были сухие. Чтобы смочить их, цветок всю ночь сторожил росу и собирал ее по каплям на свои листья. А когда листья тяжелели от росы, цветок опускал их, и роса падала вниз; она увлажняла черные земляные пылинки, что принес ветер, и разъедала мертвую глину.

Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть. Он вырастил свои листья большими, чтобы они могли останавливать ветер и собирать росу. Однако трудно было цветку питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости. Лишь один раз в сутки цветок радовался; когда первый луч утреннего солнца касался его утомленных листьев.

Если же ветер подолгу не приходил на пустырь, плохо тогда становилось маленькому цветку, и уже не хватало у него силы жить и расти.

Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал. Все же он постоянно старался расти, если даже корни его глодали голый камень и сухую глину. В такое время листья его не могли напитаться полной силой и стать зелеными: одна жилка у них была синяя, другая красная, третья голубая или золотого цвета. Это случалось оттого, что цветку недоставало еды, и мученье его обозначалось в листьях разными цветами. Сам цветок, однако, этого не знал: он ведь был слепой и не видел себя, какой он есть.

В середине лета цветок распустил венчик вверху. До этого он был похож на травку, а теперь стал настоящим цветком. Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь. А когда ветер приходил на пустырь, он всегда касался цветка и уносил его запах с собою.

И вот шла однажды поутру девочка Даша мимо того пустыря. Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери. Она написала матери письмо и понесла письмо на станцию, чтобы оно скорее дошло. По дороге Даша целовала конверт с письмом и завидовала ему, что он увидит мать скорее, чем она.

На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шел с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни. Даша вспомнила одну сказку, ее давно рассказывала ей мать. Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери - розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть.

Одна из важных задач родителей и учителей – донести до каждого ребенка, что в жизни бывают трудности, препятствия, что не всегда все получается с первого раза. И сделать это нужно не с целью напугать, а наоборот, нужно подать это так, чтобы ребенок понимал, что трудностей не нужно бояться. Об этом говорит и писатель Андрей Платонов в своем рассказе «Неизвестный цветок». Он образно отражает свои идеи, а родители или преподаватели должны помочь ребенку осознать главную мысль произведения.

Девочка Даша обратила внимание на цветок, который вырос между двух сросшихся камней. Казалось бы, здесь совершенно невозможна жизнь растения, для этого нет никаких условий. Но этот цветок был здесь, он упорно рос и стремился вверх, чтобы радовать людей своей красотой. Возможно, он привлек внимание Даши еще и тем, что казался одиноким, но был очень сильным, как и сама девочка.

В рассказе автор говорит о том, как важно стремиться к росту во что бы то ни стало. И зачастую именно те люди, на долю которых выпало больше испытаний, добиваются многого и становятся самыми сильными. Другие рассказы Андрея Платонова так же символичны. Они учат с добротой и любовью смотреть на мир, помогать другим людям, вкладывать душу во все, что мы делаем. Такие рассказы обязательно стоит прочитать с детьми в кругу семьи или изучить на уроках в школе.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Неизвестный цветок" Платонов Андрей Платонович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях с участием фантастических сил.

Быль - то, что в действительности происходило, реальные события.

Произведение (рис. 2)

Рис. 2. Произведение ()

Автор подчеркивает борьбу цветка за свою жизнь, его радости. В тексте мы наблюдаем за чувствами девочки Даши, которая скучает по матери, за ее восприятием цветка. Мысль автора заключается в том, что не каждый человек может почувствовать, разглядеть красоту, а Даша может.

Рассказ наводит читателя на мысли об упорстве и стремлении преодолеть трудности на своем пути, ведь человек ждут испытания, и их нужно переносить с достоинством и мужеством, бороться за свое счастье.

Список литературы

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Литература. 7 класс. Поурочные планы по учебникам Коровиной В.Я., Курдюмовой Т.Ф. - М.: 2013. - 396 с.
  2. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. В 2 частях / Под ред. Ладыгина М.Б. - 13-е изд. - М.: 2012. - 256 с.
  3. Курдюмова Т.Ф. Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. - М.: 2011. - 272 с.
  4. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник в 2 частях. - 20-е изд. - М.: 2012. Ч. 1 - 319 с.; Ч.2 - 2009, 303 с.

Голод и лишения усилили красоту и аромат цветка, выросшего на бесплодном пустыре. Пустырь удобрили, на нём выросли дети цветка, но самым красивым вновь оказался цветок, выросший среди камней.

Жил на свете маленький цветок. Рос он на сухой глине пустыря, среди старых, серых камней. Его жизнь началась с семечка, которое принёс на пустырь ветер. Ночью цветок собирал на своих листьях росу, чтобы напиться, а днём ловил принесённые ветром частички земли - это была его пища. Трудно было цветку, но он хотел жить и превозмогал терпением «свою боль от голода и усталости».

Летом цветок распустил жёлтый венчик ароматных лепестков и стал похож на звезду. Однажды мимо пустыря проходила девочка Даша. Она жила в пионерском лагере и несла на почту письмо маме, по которой очень соскучилась. До неё донёсся аромат цветка, и девочка подумала, что он тоже скучает по маме, только вместо слёз источает благоухание. Даша осмотрела пустырь и поняла, как тяжело приходится цветку. На следующий день она привела на пустырь пионеров, которые удобрили землю.

Через год Даша пришла на пустырь и увидела, что он превратился в цветущий луг, усыпанный цветами - детьми первого цветка. Новые цветы, тоже красивые и душистые, были немного хуже неизвестного цветка, и Даше стало грустно. И тут она увидела цветок, выросший «из середины стеснившихся камней». Он был прекраснее и сильнее своего отца, поскольку вырос в камне. «Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания».