Конспект логопедического занятия «Изменение существительных по падежам. Конспект фронтального логопедического занятия

03.06.2022

Тема: Родительный падеж множественного числа существительных.

Цель: Учить детей правильно образовывать существительные множественного числа.

Задачи:

    Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.

    Учить четко выделять последний слог существительных в родительном падеже множественного числа.

    Активизировать словарный запас слов.

    Развивать у детей языковое чутье.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать умение выслушать товарища.

Оборудование : наборное полотно с нарисованным букетом цветов,

изображения разных цветов ,

картинки изображающие лес и зоопарк,

мяч,

иллюстрация к сказке «Маша и медведь»,

корзина,

картинки с изображением ягод, грибов, овощей, орехов и т.д.


Ход занятия.

Организационный момент.

Дети давайте подумаем и назовем то, чего в группе много, и при этом выделить голосом окончание слов. Например: много столов, много штор, дверей, кукол, полок и т.д. (в случае ошибки кого-то из детей правильный вариант ответа подбирается с помощью остальных детей).

1.Дидактическая игра «Закрытый букет».

Логопед выставляет на наборное полотно нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. На картине видны только концы стебельков. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подруги принесли закрытый букет и обещали отдать тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Детям предлагается помочь Кате и назвать возможные варианты.(Для наглядной опоры в случаях затруднений на наборное полотно выставляются картинки – изображения разных цветов).

Дети составляют разные предложения, четко выделяя последний слог существительных в родительном падеже множественного числа: Кате принесли букет тюльпа нов . Девочки подарили подружке букет гвоз дик. У Кати был букет лил ий .(незабу док , одуванчи ков , ландыш ей , роз и т.д.)

На этом этапе занятия важно соотнести формы существительных именительного и родительного падежей множественного числа. (принесли тюльпаны – букет тюльпанов и т.д.)

2.Дидактическая игра «Дружная семья».

Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить: сколько в семье было детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка? (Дети отвечают: пять кроваток ). своя тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка? Свое покрывало, одеяло? Свой стул, свитер? Свои брюки? И т.д. Важно выделение голосом последнего слога в образованном существительном, а также сравнение двух падежных форм одного слова.

3. Дидактическая игра –соревнование «Кто подберет больше слов».

Логопед рассказывает детям, что в дружной семье, где было пятеро малышей, все любили ходить в лес и в зоопарк.

Дети, давайте поделимся на две команды. А теперь задание для каждой команды: нужно придумать как можно больше вариантов – чего может быть много в лесу(для 1-й команды) и в зоопарке(для 2-й команды). Для сосредоточения внимания детей выставить на наборное полотно картинки, изображающие лес и зоопарк.

При подборе слов, логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют разные типы окончаний (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т.д). Эти существительные даются в исходной форме – единственном числе, именительном падеже. Например: В лесу ягода, ягода, ягода – значит в лесу много чего? За правильный подбор слова детям раздается по одной фишке. В случае неверного образования существительного правильный вариант подбирается всеми детьми группы.

4. Динамическая пауза . Дидактическая игра с мячом «Мамы и их детеныши».

Дети выходят из-за своих стульчиков и встают вокруг логопеда. Логопед с мячом объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Вам надо поймать мяч и сказать: кого защищает зайчиха (медведица, кошка, собака, лисица, свинья, овца и т.д.)? Каждый ребенок, поймав мяч, дает ответ полным предложением: Зайчиха защищает своих зайчат - и возвращает мяч логопеду.

5.Дидактическая игра «Маша и медведь».

Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и просит вспомнить о девочке, которая жила в лесу у огромного медведя. Маша готовила, убирала в избушке, а медведь приносил из леса, из огорода каждый раз полную корзинку… А вот чего – ребятам предлагается догадаться, глядя на свои картинки. У каждого ребенка своя картинка с изображением, например, орехов(ягод, грибов, огурцов, помидоров, слив, яблок, желудей и т.д.) Для создания игровой ситуации показывает детям красивую корзинку, в которую, при правильном образовании падежной формы, каждый ребенок кладет свою картинку.

6. Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова.(Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,

Вчера в половине шестого Пожираешь людей,

Я видел двух свинок Так за это мой меч -

Без шляп и …(ботинок). Твою голову с …(плеч).

Постой, не тебе ли Муравей, муравей

На прошлой неделе Не жалеет…(лаптей).

Я выслал две пары

Отличных…(калош)?

Робин Бобин Барабек Где убийца, где злодей?

Скушал сорок…(человек). Не боюсь его…(когтей).

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (СТАРШАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР) Цели: Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей. Ход занятия: Организационный момент. Логопед просит детей ответить: Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш)? Чем мы закрываем глаза от пыли? (веками, ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (ступнями). И т.п. 1. Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных деревьев и цветов. Называет их. Напоминаетет о том, что в лесу растут разные грибы. Под чем растут грибы? Показывая по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза – грибы растут под березами, елка - …под елками, сосна - … под соснами (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под лютиками и пр.). Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую – активно пополняется словарь детей по теме «Деревья, цветы, растения». 2. Игра «В зоопарке». На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Коля? Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедями (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями). В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные». 3. Динамическая пауза. Игра с мячом. Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с продуктами и т.п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончания существительных в творительном падеже множественного числа обязательно. 4. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Игра «Бабушкина корзинка». У детей на столах картинки с «дарами леса» (грибы, ягоды и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет в лес, обязательно повезет». Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка? Ответы детей: Корзинка была с желудями (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с шишками, с орехами и пр.). 5. Итог занятия, оценка деятельности детей.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Фрукты. Родительный падеж существительных множественного числа»

Цель: расширение и активизация словаря.

    Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.

    Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.

    Развивать фонематическое восприятие, мышление.

    Развивать мелкую моторику.

    Развивать зрительно-предметный гнозис.

Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.

Ход занятия.

    Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто назовет фрукты.

    Тема нашего занятия «Фрукты»

Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?

    Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

    Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

    Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

    Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

    Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

    Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Логопед: Молодцы!

Логопед: Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?

Что это? (фрукты)

    Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

    Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).

    Где растут фруктовые деревья? (в саду).

    Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Логопед: Молодцы!

Логопед: Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)

    Чего много на яблоне? (яблок).

    Чего много на грушевом дереве? (груш).

    Чего много на сливовом дереве? (слив).

    Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога (а затем разгибать)

Указал ему дорогу.

Средний пальчик – самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает

    Игра «Посчитаем фрукты»

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Логопед: Все фрукты сосчитали, молодцы.

    «Отгадывание загадок про фрукты, ягоды»

Сам алый, сахарный.

Кафтан зелёный, бархатный.

Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок.

Желтый цитрусовый плод

В странах солнечных растёт.

Но на вкус кислейший он,

А зовут его...

Знают этот фрукт детишки,

Любят есть его мартышки.

Родом он из жарких стран

В тропиках растет...

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.

    Игра «Что мы приготовим из фруктов»

Логопед: Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:

    яблоко – яблочный сок, пирог, компот;

    слива – сливовый сок, варенье, компот;

    груша – грушевый сок, компот;

    ананас – ананасовый сок;

    апельсин – (апельсиновый сок.);

    виноград - (виноградный сок);

    персик – (персиковый сок, персиковое варенье).

    Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)

  • Какого цвета?

    Где растет?

    Какой формы

    Какой на вкус?

    Что из него можно приготовить?

    Рисование фруктов.

Логопед: А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.

(Самостоятельная работа).

    Игра. «Четвертый лишний»

Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.

    Груша, картошка, яблоко, персик.

    Огурец, арбуз, кабачок, тыква.

    Апельсин, мандарин, помидор, слива.

    Яблоко, груша, лук, слива.

    Итог занятия.

Логопед: Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?

Формирование словоизмене​ния у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществ​ляется с учетом закономерно​стей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы язы​ка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное ус​ложнение форм речи, заданий и речевого материала.

На начальном этапе работы проводятся нормирование сло​воизменения в диалогической речи (на уровне словосочета​ния, предложения), в дальней​шем - закрепление словоиз​менения в связной речи.

Программа формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование словоизменения существительных.

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и мно​жественного числа:

Формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа.

2. Формирование беспред​ложных конструкций суще​ствительных единственного числа:

  • винительный падеж;
  • родительный падеж;
  • дательный падеж;
  • творительный падеж.

3.Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.

4.Закрепление беспредложных форм множественного числа:

  • дательный падеж;
  • творительный падеж;
  • родительный падеж;
  • винительный падеж.

5. Предложно-падежные конструкции множественного числа.

Формирование словоизменения существительных

1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.

Закрепление формы множественного числа проводится в такой последовательности:

  • с окончанием -ы (стол - столы);
  • с окончанием -и (мяч - мячи);
  • с окончанием -а (дом - дома);
  • с окончанием -йа (стул - стулья).

Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один - много». В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.

  • Это рот, а это … (рты).
  • Это ухо, а это … (уши).
  • Это пень, а это … (пни).
  • Это лев, а это … (львы).
  • Это брат, а это … (братья).
  • Это дом, а это … (дома).

2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа.

С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется такая последовательность: именительный, винительный, родительный, дательный, творительный падежи.

В процессе работы с существительными в именительном падеже следует обратить внимание на дифференциа​цию значений одушевленности - неодушевленности. Одни слова могут называть живые предметы и поэтому к этим словам ставится вопрос: Кто? Другие слова обозначают не​живые предметы и отвечают на вопрос: Что?

Игра «Живые - неживые слова»

Детям предлагается поста​вить к предметным картин​кам соответствующий вопрос.

Что? (Солнце, цветок, ру​чей…)

Кто? (Ежик, дедушка, ба​бушка…)

Игра «Кто? Что?»

Стоит кто? (Мальчик, ба​бушка, мама, корова.)

Стоит что? (Деревня, дом, дерево.)

Игра «Будь внимателен» - для образования форм винительного падежа

Гладил что? (Юбку.)

Гладил кого? (Котенка.)

Мыл что? (Руки.)

Мыл кого? (Щенка.)

В работе над формами ро​дительного падежа рекомен​дуется такая последователь​ность:

  1. существительные м.р. с окончанием -а, -я (мяча, мос​та, карандаша, стола);
  2. существительные ср.р. с окончанием -а,-я (яйца, коль​ца, ведра);
  3. существительные ж.р. с окончанием -и,-ы (луны, парты, девочки).

Игра «Нет кого?»

Детям предлагается отве​чать на вопросы, употребляя существительные в родитель​ном падеже.

Хозяйка кормила кого? (Щенка, котенка, утенка…)

В лесу волк напугал кого? (Ежа, лисицу, зайца…)

При формировании систе​мы словоизменения существи​тельных дательного падежа рекомендуется такая последо​вательность:

  • существительные м.р. с окончанием -у, -ю (ежу, пету​ху, коню);
  • существительные ср.р. с окончанием -у, -ю (окну, вед​ру, кольцу);
  • существительные м.р. с окончанием -е и ж.р. с оконча​нием -а, -я (лисе, козе, пчеле).

Игра «Бюро находок»

Кому дать лисью шубу? Гри​ву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?

Наиболее продуктивным окончанием творительного па​дежа является -ом, окончание -ой появляется позже, поэтому существует такая последова​тельность:

  • существительные м.р. с окончанием -ом, -ем (ключом, ножом, топором, зноем);
  • существительные ср.р. с окончанием -ом, -ем (яйцом, кольцом, солнцем);
  • существительные м.р. с окончанием -а, -я в в.п. и ж.р. с окончанием -ой, -ей (пилой, косой, лапой, тучей);
  • существительные ж.р. с окончанием -ъю (дверью, тет​радью, кроватью).

Игра «Чем я могу помочь?»

Я могу пилить чем? (Пилой.)

Ем котлеты чем? (Вилкой.)

Рисую чем? (Карандашом.)

Вещи я глажу чем? (Утю​гом.)

3. Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.

Винительный падеж

Игра «Закончи предложение»

Продавец встал за … (при​лавок).

Солнце спряталось за … (тучи).

Мальчик входит в … (ав​тобус).

Девочка поставила книги на … (полку).

Дательный падеж

Игра «Сказка»

Необходимо закончить пред​ложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.

Пятачок пришел в гости к …

Старик пришел к …

Принц торопится к …

Творительный падеж

Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

Мальчик идет с … (папой).

Девочка идет с … (мамой).

Девочка играет с … (ко​том).

Мальчик играет с … (ма​шиной).

Предложный падеж

Игра «Еда для животных»

Медведь мечтает о … (рыбе).

Кошка мечтает о … (моло​ке).

Собака мечтает о … (кос​точке) и т.д.

4. Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.

Дательный падеж

Игра «Угости зверей»

Морковку дадим… (зайцу).

Косточку предложим … (щенку).

Молоко нальем … (котен​ку).

Зерна насыплем … (курице).

Творительный падеж

Игра «Путешествие»

В Австралию мы отправим​ся за … (крокодилами, кенгу​ру…).

В Евразию мы поедем за … (слонами, тиграми…).

В Арктику мы поедем за … (белыми медведями, тюленя​ми…).

Родительный падеж

Игра «Кто где живет?»

На севере много … (медве​дей, тюленей, моржей).

В тайге много …

В степи много …

Винительный падеж

Игра «Здравствуйте!»

Здравствуйте, я вижу … (Колю).

Привет, я вижу … (Лену).

Добрый день, я вижу … (Тамару).

5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.

Предложно-падежные кон​струкции с существительными множественного числа пред​ставляют собой мало упо​требительные формы и являют​ся очень сложными для до​школьников с ОНР, их усвоение происходит в течение длитель​ного времени по тем же зако​номерностям, что и усвоение предложно-падежных конст​рукций существительных единственного числа.

1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными:

Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.

2.Дифференциация глаго​лов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица:

дифференциация в един​ственном числе;

дифференциация во мно​жественном числе;

дифференциация 1-, 2-, 3-го лица единственного и множественного числа.

3.Согласование глаголов прошедшего времени с суще​ствительным в роде, числе:

  • согласование глаголов и существительных в мужском роде;
  • согласование глаголов и существительных в женском роде;
  • согласование глаголов и существительных в среднем роде.

Формирование словоизменения глаголов

Формированию словоизме​нения глагола и его согласова​нию с существительным уде​ляется большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает сказуе​мым. В связи с этим в работе по формированию словоизме​нения глагола у дошкольников с ОНР используется следую​щий речевой материал.

1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с су​ществительными в числе.

Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа

Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, гово​рит - говорят, молчит - молчат, поет - поют.

2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.

Дифференциация глаголов в единственном числе

Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо, единственное число)

Логопед. Сейчас я попро​шу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок - отвеча​ешь, что делаешь, показывая картинку.

Иди! - Я иду!

Стой! - Я стою!

Беги! - Я бегу!

Читай! - Я читаю! и т.д.

Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо, единственное число)

Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает.

Ты бежишь? (Я бегу.)

Ты несешь? (Я несу.)

Ты ешь? (Я ем) и т.д.

Игра «Расскажи о нем» (1-3-е лицо, единственное число)

Логопед читает детям пер​вое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предла​гая ребенку самому его изме​нить.

Я бегу, бегу, бегу,

Я на месте не стою.

Он бежит, бежит, бежит,

Он на месте не стоит и т.д.

Дифференциация глаголов во множественном числе

Игра «Дружные ребята» (1-2-е лицо, множественное число)

Мы идем, и вы идете …

Мы поем, и вы … (поете).

Мы берем, и вы … (берете).

Мы несем, и вы … (несете).

3. Согласование глаголов прошедшего времени с суще​ствительными в роде и числе.

Игра «Он, она, они»

Согласование глаголов про​шедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, напри​мер, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствую​щую картинку. Когда же за​дается вопрос с местоимения​ми он, она они, логопед жес​том показывает сразу две картинки.

Что делал мишка? - Он спал.

Что делала кукла? - Она спала.

Что они делали? - Они спали.

Что делал автобус? - Он ехал.

Что делала машина? - Она ехала.

Что они делали? - Они ехали и т.д.

Формирование словоизменения прилагательных

1. Соотнесение существи​тельных мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительных мно​жественного числа с местоиме​ниями он, она, оно, они.

2. Обучение правильному согласованию слов.

Автоматизация речевого навыка, т.е. закрепление уме​ния правильно согласовывать слова.

Формирование словоизменения прилагательных

Отсутствие правильного со​гласования прилагательных с существительными в роде и числе прослеживается у всех детей с ОНР без исключения. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается ред​ко, но заметно страдает согла​сование с существительными среднего рода («небо голу-боя»), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множе​ственного числа («флажки белы» или «шарики воздуш​ны»).

Формирование словоизме​нения прилагательных у до​школьников с ОНР осуществ​ляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладе​ли системой словоизменения существительных, так как при​лагательные «принимают» то или иное грамматическое зна​чение, ту или иную форму в зависимости от формы суще​ствительного.

Трудности усвоения систе​мы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей. Работу по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существи​тельными в роде и числе мож​но разделить на три этапа:

1) подготовительный - учить соотносить существи​тельные мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно, они; закрепить слит​ное произнесение сочетаний типа -ный, -мый и др.;

2) основной - обучать де​тей правильному согласова​нию слов;

3) заключительный - за​креплять умение правильно согласовывать слова.

На подготовительном этапе работа ведется с помо​щью предметов и игрушек в такой последовательности.

1. Логопед. Дети, все на​звания предметов можно раз​делить на несколько групп, для этого нужно научиться подбирать к названиям подхо​дящее слово: он, она, оно или они.

Сначала разложим картин​ки на две группы. (Показы​вает образец.) Вот груша. Сло​во «груша» можно заменить словом она. Предметы, о кото​рых мы говорим она, будут со​ставлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о кото​рых мы говорим он, будут со​ставлять вторую группу.

Далее делятся на две эти группы существительные жен​ского и мужского рода един​ственного числа. Первоначаль​но, чтобы помочь детям в правильном соотнесении су​ществительных с местоимени​ями он, она, можно обратить внимание на то, что если сло​во как бы «обрывается» (мяч, зайчик, шкаф и т.д), то его можно заменить словом он (ко​торое тоже как будто «обры​вается»). Если же слово мож​но «тянуть» (мама-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.

2. Когда дети усвоят соотне​сение существительных жен​ского и мужского рода со сло​вами он, она, подобная работа проводится с существительны​ми среднего рода (оно), т.е. образуется третья группа на​званий. Для начала следует подбирать картинки, в назва​ниях которых окончание сто​ит под ударением (колесо, вед​ро, окно), а затем добавлять и остальные.

3. После того как дети бу​дут без ошибок делить пред​меты на эти три группы (он, она, оно), логопед объясняет, что, когда предметов два и больше, про них можно ска​зать они.

Последовательность работы на основном этапе.

1. Перед детьми сначала поставляют две группы карти​нок (он, она). Логопед берет картинку из группы предметов она (например, тарелку) и спрашивает, выделяя голосом окончание -йа: «Тарелка. Она какая?» В целях зрительного подкрепления нужно исполь​зовать условно-графическую запись ____я, объясняя,

что полоса - это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая слышится йа. Логопед просит запомнить эту букву, затем помещает по​лоску бумаги с буквой я под картинками группы она.

2.Такая же работа прово​дится с группой предметов он и буквой й (___ й) с теми детьми, которые не запомни​ли используемые буквы. Вне занятий необходима специаль​ная работа по их быстрому уз​наванию (чтению). Важно от​метить, что на каждом заня​тии сначала отрабатывается весь ряд картинок одной груп​пы, например, он, затем ряд картинок группы она. Только после этого дети научатся бы​стро находить нужную форму прилагательного. Картинки этих двух групп можно пока​зывать вперемешку. Такой прием позволяет, лучите осво​ить систему согласования.

3. Работа с группой карти​нок оно проводится по прежне​му образцу (_____ е). Лого​пед, убирает слово-полоску и продолжает работу на матери​але одних картинок.

4. Аналогичная работа про​водится и с картинками груп​пы они.

Автоматизация навыка пра​вильного согласования прила​гательных с существительны​ми в роде и числе составляет задачу заключительного этапа.

1.Сначала отрабатываются названия цветов.

Игра «Разложи картинки»

Дети складывают разные пред​метные картинки соответственно цвету на игровом поле.

2. С помощью специальных речевых упражнений отраба​тываются относительные прилагательные.

Игра «Поваренок»

Из вермишели сварим суп какой? - вермишелевый, из гороха - гороховый, из риса - рисовый и т.д. Далее отрабаты​вается употребление прилага​тельных с противоположным значением (игра «Все наобо​рот»).

3. Отрабатываются притяжа​тельные прилагательные с ис​пользованием для образования словосочетаний существитель​ных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, пе​рышко (средний род), следы (множественное число).

4. Закрепляется навык со​гласования существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дает​ся схема описания яблока:

«Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное».

Наглядный материал для формирования словоизмене​ния подбирается с учетом лексико-грамматической темы, грамматические блоки распре​деляются от простого к слож​ному и по принципу концен​тричности.

Пособие «Волшебный кубик» (для детей 5-6 лет).

Игра «Кто больше?»

Цели: обогащать глаголь​ный и предикативный сло​варь; закреплять умение со​гласовывать слова в роде и числе.

Оборудование: кубик, пред​метные картинки.

Игра «Подбери предмет по форме»

Цель: закреплять умение согласовывать имя существи​тельное с прилагательным.

Оборудование: кубик, кар​точки с изображением геомет​рических фигур.

Игра «Составь предложение»

Цели: закреплять умение строить предложения, пра​вильно употреблять предлоги.

Оборудование: кубик, сюжетные картинки.

Игра «Кто в домике живет?» (для детей 5-6 лет).

Вот стоит домик.

Кто в нем живет? Гномик?

А может в нем живет игра?

Нам заглянуть сюда пора.

Какие здесь дара!

Слушай правила игры!

Варианты игр:

Игра «Чья голова? Чей хвост?» (оранжевый, большой кубик)

Цель: совершенствовать на​вык образования притяжа​тельных прилагательных.

Игра «Скажи правильно» (желтый, большой кубик)

Цель: учить правильно, со​гласовывать существительные с числительными.

Игра «Придумай слова-действия» (розовый, большой кубик)

Цель: учить образовывать глаголы от существительных.

Игра «Расскажи сказку» (красный, большой кубик)

Цель: развивать связную речь.

Игра «Кто что делает?» (малиновый, большой кубик)

Цель: расширять глаголь​ный словарь по теме «Профес​сии».

Игра «Кто как передвига​ется?» (синий, большой кубик)

Цель: расширять глаголь​ный словарь по теме «Транс​порт».

Игра «Ромашка» (для детей 5-6 лет)

Цель: закреплять обобщаю​щие понятия - овощи, фрук​ты.

Игра «Поваренок» (для детей 4-6 лет)

Цели: формировать навык словообразования; активизиро​вать словарный запас; расши​рять представления об окру​жающем мире.

Содержание: логопед разда​ет «кастрюли», дети рассмат​ривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох - от фасоли и т.д., затем образуют прила​гательные, например: верми​шелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагатель​ные вводятся в предложения различных моделей: «Из го​роха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в каст​рюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.

Игра «Разложи по цвету»

Цели: закрепить название цветов; учить согласовывать существительные с прилага​тельными.

Игра «Умный поезд»

Цель: учить заменять суще​ствительные словами он, она, оно; различать слова женско​го, мужского и среднего рода.

Шамсутдинова Л.А.,
учитель-логопед

Конспект ОД.

Падежные конструкции: предложный падеж единственного и множественного числа имён существительных.

Цель: Продолжать учить детей образовывать имена существительные в предложном падеже единственного и множественного числа.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать учить детей употреблять существительные в предложном падеже единственного и множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголами, упражнять в правильном употреблении предлогов «В», «НА», «О (ОБ)» с существительными в предложном падеже, закреплять умение образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-.

Коррекционно-развивающие: упражнять в умении строить полные предложения, активизировать и обогащать словарь детей по темам «Сказки», «Посуда», «Животные», развивать речевое внимание, память, воображение.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к посуде, интерес к художественным произведениям.

Оборудование: разрезные картинки с иллюстрациями из сказок, мяч, картинки с изображением сказочных героев, предметные картинки посуды и продуктов питания.

Ребята, у вас на столах конверты с разрезными картинками, я предлагаю их собрать. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить? (Мы будем говорить о сказках и сказочных героях.)

Очень много написано разных сказок: о царевне, о бабе Яге, о животных и другие. Расскажите, о ком ваши сказки. (Моя сказка о медведях. Моя сказка о коте в сапогах. Моя сказка о Федоре. И т.д.)

Кто не моет, не стирает,

мусор, грязь не убирает?

От кого сбежали чашки?

Есть такая замарашка.

Ни к чему вопросы, споры -

всем знакома та Федора.

Я дала тебе подсказку,

назови скорее сказку.

(Федорино горе)

Сегодня к нам в гости пришла Федора из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». О чём эта сказка? Правильно, от неё ушла посуда, а Федора сидела и горевала. Я предлагаю вам посмотреть и назвать посуду, о которой горевала Федора. (Это чашки, Федора горевала о чашках. Это кастрюля, бабушка Федора горевала о кастрюле. И т.д.)

В конце сказки Федора Егоровна всё прибрала, положила продукты на свои места.

Упражнение «Где что лежит?» (на доске выставляются картинки с изображением посуды, а у детей карточки с продуктами питания).

Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице).

Где лежит сахар? И т.д.

3. Физминутка по сказке Теремок

В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой - подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк - зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались, (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)

Мы знаем, что у диких животных есть свои жилища, я предлагаю вам их назвать.

Игра «Кто где живёт?»

Мышка живёт в норке.

Лягушка живёт на болоте.

Лиса живёт в норе.

Волк живёт в логове.

Белка живёт в дупле.

Медведь спит в берлоге.

5. К лесу передом стоит

И кривой трубой дымит.

Там Яга - лесная бабка -

На печи зевает сладко. (Избушку на курьих ножках.)

Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: «Ребята, если желаете отправиться дальше в путешествие, скажите, на чем или ком передвигаются сказочные герои в сказках?»

Баба Яга - … Баба Яга передвигается в ступе (на метле).

Емеля - … Емеля передвигается на печке.

Алладин - … Алладин передвигался на ковре-самолёте.

Дюймовочка - … (на ласточке).

Лягушка-путешественница - …. (на утках)

Золушка - … (на тыкве).

Нильс - … (на диких гусях).

Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы продолжаем дальше.

6. Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали.

(Дюймовочка)

Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и сказать, о чём мечтает Дюймовочка (игра в мяч)?

Дюймовочка мечтает о…..

7. Итог занятия, оценка деятельности детей.