Тема: Родительный падеж множественного числа существительных.
Цель: Учить детей правильно образовывать существительные множественного числа.
Задачи:
Учить детей образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, используя различные типы окончаний данной падежной формы.
Учить четко выделять последний слог существительных в родительном падеже множественного числа.
Активизировать словарный запас слов.
Развивать у детей языковое чутье.
Развивать слуховое внимание.
Воспитывать умение выслушать товарища.
Оборудование : наборное полотно с нарисованным букетом цветов,
изображения разных цветов ,
картинки изображающие лес и зоопарк,
мяч,
иллюстрация к сказке «Маша и медведь»,
корзина,
картинки с изображением ягод, грибов, овощей, орехов и т.д.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети давайте подумаем и назовем то, чего в группе много, и при этом выделить голосом окончание слов. Например: много столов, много штор, дверей, кукол, полок и т.д. (в случае ошибки кого-то из детей правильный вариант ответа подбирается с помощью остальных детей).
1.Дидактическая игра «Закрытый букет».
Логопед выставляет на наборное полотно нарисованный букет цветов, верхняя часть которого закрыта листом бумаги. На картине видны только концы стебельков. Логопед рассказывает о девочке Кате, которой подруги принесли закрытый букет и обещали отдать тогда, когда она догадается, букет каких цветов у них в руках. Детям предлагается помочь Кате и назвать возможные варианты.(Для наглядной опоры в случаях затруднений на наборное полотно выставляются картинки – изображения разных цветов).
Дети составляют разные предложения, четко выделяя последний слог существительных в родительном падеже множественного числа: Кате принесли букет тюльпа нов . Девочки подарили подружке букет гвоз дик. У Кати был букет лил ий .(незабу док , одуванчи ков , ландыш ей , роз и т.д.)
На этом этапе занятия важно соотнести формы существительных именительного и родительного падежей множественного числа. (принесли тюльпаны – букет тюльпанов и т.д.)
2.Дидактическая игра «Дружная семья».
Логопед рассказывает историю о дружной семье, в которой было пятеро детей, и просит ответить: сколько в семье было детских вещей, если у каждого ребенка была своя кроватка? (Дети отвечают: пять кроваток ). своя тумбочка, подушка, полка, куртка, шуба, шапка? Свое покрывало, одеяло? Свой стул, свитер? Свои брюки? И т.д. Важно выделение голосом последнего слога в образованном существительном, а также сравнение двух падежных форм одного слова.
3. Дидактическая игра –соревнование «Кто подберет больше слов».
Логопед рассказывает детям, что в дружной семье, где было пятеро малышей, все любили ходить в лес и в зоопарк.
Дети, давайте поделимся на две команды. А теперь задание для каждой команды: нужно придумать как можно больше вариантов – чего может быть много в лесу(для 1-й команды) и в зоопарке(для 2-й команды). Для сосредоточения внимания детей выставить на наборное полотно картинки, изображающие лес и зоопарк.
При подборе слов, логопед предлагает детям существительные, которые в родительном падеже множественного числа имеют разные типы окончаний (корней, листьев, гнезд, птиц, волков, лис и т.д). Эти существительные даются в исходной форме – единственном числе, именительном падеже. Например: В лесу ягода, ягода, ягода – значит в лесу много чего? За правильный подбор слова детям раздается по одной фишке. В случае неверного образования существительного правильный вариант подбирается всеми детьми группы.
4. Динамическая пауза . Дидактическая игра с мячом «Мамы и их детеныши».
Дети выходят из-за своих стульчиков и встают вокруг логопеда. Логопед с мячом объясняет, что каждая мама (даже у зверей) защищает своих детенышей. Вам надо поймать мяч и сказать: кого защищает зайчиха (медведица, кошка, собака, лисица, свинья, овца и т.д.)? Каждый ребенок, поймав мяч, дает ответ полным предложением: Зайчиха защищает своих зайчат - и возвращает мяч логопеду.
5.Дидактическая игра «Маша и медведь».
Логопед показывает детям иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» и просит вспомнить о девочке, которая жила в лесу у огромного медведя. Маша готовила, убирала в избушке, а медведь приносил из леса, из огорода каждый раз полную корзинку… А вот чего – ребятам предлагается догадаться, глядя на свои картинки. У каждого ребенка своя картинка с изображением, например, орехов(ягод, грибов, огурцов, помидоров, слив, яблок, желудей и т.д.) Для создания игровой ситуации показывает детям красивую корзинку, в которую, при правильном образовании падежной формы, каждый ребенок кладет свою картинку.
6. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова.(Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
Даю вам честное слово: Он сказал: «Ты злодей,
Вчера в половине шестого Пожираешь людей,
Я видел двух свинок Так за это мой меч -
Без шляп и …(ботинок). Твою голову с …(плеч).
Постой, не тебе ли Муравей, муравей
На прошлой неделе Не жалеет…(лаптей).
Я выслал две пары
Отличных…(калош)?
Робин Бобин Барабек Где убийца, где злодей?
Скушал сорок…(человек). Не боюсь его…(когтей).
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: ТВОРИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ (СТАРШАЯ ГРУППА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР) Цели: Учить детей употреблять существительные в творительном падеже множественного числа, согласовывая существительные с глаголом; учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительного; уточнять и активизировать словарь детей. Ход занятия: Организационный момент. Логопед просит детей ответить: Чем мы слушаем (топаем, смотрим, жуем, держим карандаш)? Чем мы закрываем глаза от пыли? (веками, ладонями), касаемся пола на физкультурном занятии? (ступнями). И т.п. 1. Логопед выставляет на доску картинки с изображениями различных деревьев и цветов. Называет их. Напоминаетет о том, что в лесу растут разные грибы. Под чем растут грибы? Показывая по очереди на выставленные картинки, логопед добивается преобразования существительного единственного числа именительного падежа в существительное множественного числа творительного падежа, например: береза – грибы растут под березами, елка - …под елками, сосна - … под соснами (под колокольчиками, под ромашками, под кустами, под дубами, под рябинами, под лютиками и пр.). Помимо грамматической задачи, упражнение содержит и лексическую – активно пополняется словарь детей по теме «Деревья, цветы, растения». 2. Игра «В зоопарке». На доске – картинка «Зоопарк» и портрет старичка. Логопед рассказывает, что в зоопарке много лет работает служителем дедушка Коля. Он очень любит зверей и птиц и ухаживает за ними. Логопед просит подумать и ответить, за кем ухаживает дедушка Коля? Ответы детей: Дедушка Коля ухаживает за лебедями (за слонами, за жирафами, за змеями, за кабанами, за косулями). В этом упражнении также активно пополняется словарь по теме «Животные». 3. Динамическая пауза. Игра с мячом. Перед тем как бросить мяч кому-то из детей, логопед просит их представить, с чем люди садятся в поезд, но говорить только про много предметов. Каждый ребенок, поймавший мяч, отвечает фразой, например: Пассажиры садятся в поезд с чемоданами (с сумками, с пакетами, с портфелями, с рюкзаками, с продуктами и т.п.). Все малознакомые слова объясняются и проговариваются хором. Выделять окончания существительных в творительном падеже множественного числа обязательно. 4. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Игра «Бабушкина корзинка». У детей на столах картинки с «дарами леса» (грибы, ягоды и пр.). Логопед показывает детям красивую плетеную корзинку и рассказывает: «Когда я была маленькой, бабушка подарила мне эту корзинку. Бабушка сказала, что корзинка эта не простая и тому, кто пойдет в лес, обязательно повезет». Логопед просит детей посмотреть на свои картинки, представить, что все это собрали в лесу, и сказать, с чем была бабушкина корзинка? Ответы детей: Корзинка была с желудями (с сыроежками, с лисичками, с опятами, с ягодами, с шишками, с орехами и пр.). 5. Итог занятия, оценка деятельности детей.
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме: «Фрукты. Родительный падеж существительных множественного числа»
Цель: расширение и активизация словаря.
Учить образовывать существительные Р.п. множественного числа.
Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах.
Развивать фонематическое восприятие, мышление.
Развивать мелкую моторику.
Развивать зрительно-предметный гнозис.
Оборудование: картинки с изображением фруктов, альбом, карандаши.
Ход занятия.
Организационный момент:
Логопед: Сядет тот, кто назовет фрукты.
Тема нашего занятия «Фрукты»
Сейчас я буду выставлять на панно по одной картинке, а вы будете отвечать на вопросы какой? какая? какое?
Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;
Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;
Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;
Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;
Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, арбузы, сливы?
Что это? (фрукты)
Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).
Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые).
Где растут фруктовые деревья? (в саду).
Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).
Логопед: - Ребята, хорошо выполнили задание. Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.
(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)
Логопед: Молодцы!
Логопед: Ребята, скажите, чего много в фруктовом саду? (фруктов)
Чего много на яблоне? (яблок).
Чего много на грушевом дереве? (груш).
Чего много на сливовом дереве? (слив).
Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»
Палец толстый и большой (Поочередно загибать пальцы)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога (а затем разгибать)
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает
Игра «Посчитаем фрукты»
Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.
Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.
Логопед: Все фрукты сосчитали, молодцы.
«Отгадывание загадок про фрукты, ягоды»
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный.
Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растёт.
Но на вкус кислейший он,
А зовут его...
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет...
Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож.
Игра «Что мы приготовим из фруктов»
Логопед: Сейчас я буду называть фрукт, а вы будете отвечать, что из него можно приготовить:
яблоко – яблочный сок, пирог, компот;
слива – сливовый сок, варенье, компот;
груша – грушевый сок, компот;
ананас – ананасовый сок;
апельсин – (апельсиновый сок.);
виноград - (виноградный сок);
персик – (персиковый сок, персиковое варенье).
Составление описательного рассказа о фруктах по плану (картинки: апельсин, виноград, киви, вишня)
Какого цвета?
Где растет?
Какой формы
Какой на вкус?
Что из него можно приготовить?
Рисование фруктов.
Логопед: А теперь я предлагаю вам нарисовать ваши любимые фрукты.
(Самостоятельная работа).
Игра. «Четвертый лишний»
Логопед: Я буду называть слова, вы будете слушать и называть лишнее слово.
Груша, картошка, яблоко, персик.
Огурец, арбуз, кабачок, тыква.
Апельсин, мандарин, помидор, слива.
Яблоко, груша, лук, слива.
Итог занятия.
Логопед: Скажите, ребята, что мы делали сегодня на занятии?
Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
На начальном этапе работы проводятся нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем - закрепление словоизменения в связной речи.
Формирование словоизменения существительных.
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа:
Формы множественного числа с окончаниями -ы, -и, -а, -йа.
2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа:
3.Овладение предложно-падежными конструкциями единственного числа.
4.Закрепление беспредложных форм множественного числа:
5. Предложно-падежные конструкции множественного числа.
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
Закрепление формы множественного числа проводится в такой последовательности:
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа проводится на основе игры «Один - много». В этой игре ребенок должен обязательно сопровождать речь жестом.
2. Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа.
С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется такая последовательность: именительный, винительный, родительный, дательный, творительный падежи.
В процессе работы с существительными в именительном падеже следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевленности - неодушевленности. Одни слова могут называть живые предметы и поэтому к этим словам ставится вопрос: Кто? Другие слова обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос: Что?
Игра «Живые - неживые слова»
Детям предлагается поставить к предметным картинкам соответствующий вопрос.
Что? (Солнце, цветок, ручей…)
Кто? (Ежик, дедушка, бабушка…)
Игра «Кто? Что?»
Стоит кто? (Мальчик, бабушка, мама, корова.)
Стоит что? (Деревня, дом, дерево.)
Игра «Будь внимателен» - для образования форм винительного падежа
Гладил что? (Юбку.)
Гладил кого? (Котенка.)
Мыл что? (Руки.)
Мыл кого? (Щенка.)
В работе над формами родительного падежа рекомендуется такая последовательность:
Игра «Нет кого?»
Детям предлагается отвечать на вопросы, употребляя существительные в родительном падеже.
Хозяйка кормила кого? (Щенка, котенка, утенка…)
В лесу волк напугал кого? (Ежа, лисицу, зайца…)
При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа рекомендуется такая последовательность:
Игра «Бюро находок»
Кому дать лисью шубу? Гриву и хвост? Пятна и клыки? Рога и копыта?
Наиболее продуктивным окончанием творительного падежа является -ом, окончание -ой появляется позже, поэтому существует такая последовательность:
Игра «Чем я могу помочь?»
Я могу пилить чем? (Пилой.)
Ем котлеты чем? (Вилкой.)
Рисую чем? (Карандашом.)
Вещи я глажу чем? (Утюгом.)
3. Овладение предложно-падежными конструкциями существительных единственного числа.
Винительный падеж
Игра «Закончи предложение»
Продавец встал за … (прилавок).
Солнце спряталось за … (тучи).
Мальчик входит в … (автобус).
Девочка поставила книги на … (полку).
Дательный падеж
Игра «Сказка»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в дательном падеже.
Пятачок пришел в гости к …
Старик пришел к …
Принц торопится к …
Творительный падеж
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Мальчик идет с … (папой).
Девочка идет с … (мамой).
Девочка играет с … (котом).
Мальчик играет с … (машиной).
Предложный падеж
Игра «Еда для животных»
Медведь мечтает о … (рыбе).
Кошка мечтает о … (молоке).
Собака мечтает о … (косточке) и т.д.
4. Закрепление беспредложных форм существительных множественного числа.
Дательный падеж
Игра «Угости зверей»
Морковку дадим… (зайцу).
Косточку предложим … (щенку).
Молоко нальем … (котенку).
Зерна насыплем … (курице).
Творительный падеж
Игра «Путешествие»
В Австралию мы отправимся за … (крокодилами, кенгуру…).
В Евразию мы поедем за … (слонами, тиграми…).
В Арктику мы поедем за … (белыми медведями, тюленями…).
Родительный падеж
Игра «Кто где живет?»
На севере много … (медведей, тюленей, моржей).
В тайге много …
В степи много …
Винительный падеж
Игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, я вижу … (Колю).
Привет, я вижу … (Лену).
Добрый день, я вижу … (Тамару).
5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными:
Дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа.
2.Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица:
дифференциация в единственном числе;
дифференциация во множественном числе;
дифференциация 1-, 2-, 3-го лица единственного и множественного числа.
3.Согласование глаголов прошедшего времени с существительным в роде, числе:
Формированию словоизменения глагола и его согласованию с существительным уделяется большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает сказуемым. В связи с этим в работе по формированию словоизменения глагола у дошкольников с ОНР используется следующий речевой материал.
1. Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени с существительными в числе.
Дифференциация глагола 3-го лица единственного и множественного числа
Речевой материал: идет - идут, стоит - стоят, говорит - говорят, молчит - молчат, поет - поют.
2. Дифференциация глаголов настоящего времени 1-, 2-, 3-го лица.
Дифференциация глаголов в единственном числе
Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо, единственное число)
Логопед. Сейчас я попрошу тебя что-то сделать, а ты - послушный ребенок - отвечаешь, что делаешь, показывая картинку.
Иди! - Я иду!
Стой! - Я стою!
Беги! - Я бегу!
Читай! - Я читаю! и т.д.
Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо, единственное число)
Логопед задает вопросы, а ребенок отвечает.
Ты бежишь? (Я бегу.)
Ты несешь? (Я несу.)
Ты ешь? (Я ем) и т.д.
Игра «Расскажи о нем» (1-3-е лицо, единственное число)
Логопед читает детям первое двустишие и показывает, как его надо изменить, затем произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Он бежит, бежит, бежит,
Он на месте не стоит и т.д.
Игра «Дружные ребята» (1-2-е лицо, множественное число)
Мы идем, и вы идете …
Мы поем, и вы … (поете).
Мы берем, и вы … (берете).
Мы несем, и вы … (несете).
3. Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Игра «Он, она, они»
Согласование глаголов прошедшего времени в роде и числе. Задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?», логопед указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимениями он, она они, логопед жестом показывает сразу две картинки.
Что делал мишка? - Он спал.
Что делала кукла? - Она спала.
Что они делали? - Они спали.
Что делал автобус? - Он ехал.
Что делала машина? - Она ехала.
Что они делали? - Они ехали и т.д.
Формирование словоизменения прилагательных
1. Соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода единственного числа и существительных множественного числа с местоимениями он, она, оно, они.
2. Обучение правильному согласованию слов.
Автоматизация речевого навыка, т.е. закрепление умения правильно согласовывать слова.
Отсутствие правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе прослеживается у всех детей с ОНР без исключения. При этом согласование слов женского рода единственного числа обычно нарушается редко, но заметно страдает согласование с существительными среднего рода («небо голу-боя»), мужского рода («зайчик белы» вместо белый), множественного числа («флажки белы» или «шарики воздушны»).
Формирование словоизменения прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется в более поздние сроки, когда дети в основном овладели системой словоизменения существительных, так как прилагательные «принимают» то или иное грамматическое значение, ту или иную форму в зависимости от формы существительного.
Трудности усвоения системы словоизменения прилагательных связаны с поздним их появлением в речи детей. Работу по обучению детей правильному согласованию слов-признаков с существительными в роде и числе можно разделить на три этапа:
1) подготовительный - учить соотносить существительные мужского, женского, среднего рода единственного числа с местоимениями он, она, оно, они; закрепить слитное произнесение сочетаний типа -ный, -мый и др.;
2) основной - обучать детей правильному согласованию слов;
3) заключительный - закреплять умение правильно согласовывать слова.
На подготовительном этапе работа ведется с помощью предметов и игрушек в такой последовательности.
1. Логопед. Дети, все названия предметов можно разделить на несколько групп, для этого нужно научиться подбирать к названиям подходящее слово: он, она, оно или они.
Сначала разложим картинки на две группы. (Показывает образец.) Вот груша. Слово «груша» можно заменить словом она. Предметы, о которых мы говорим она, будут составлять первую группу. А вот мяч. Это слово можно заменить словом он. Предметы, о которых мы говорим он, будут составлять вторую группу.
Далее делятся на две эти группы существительные женского и мужского рода единственного числа. Первоначально, чтобы помочь детям в правильном соотнесении существительных с местоимениями он, она, можно обратить внимание на то, что если слово как бы «обрывается» (мяч, зайчик, шкаф и т.д), то его можно заменить словом он (которое тоже как будто «обрывается»). Если же слово можно «тянуть» (мама-а-а, крыша-а-а), то его заменяем словом она.
2. Когда дети усвоят соотнесение существительных женского и мужского рода со словами он, она, подобная работа проводится с существительными среднего рода (оно), т.е. образуется третья группа названий. Для начала следует подбирать картинки, в названиях которых окончание стоит под ударением (колесо, ведро, окно), а затем добавлять и остальные.
3. После того как дети будут без ошибок делить предметы на эти три группы (он, она, оно), логопед объясняет, что, когда предметов два и больше, про них можно сказать они.
Последовательность работы на основном этапе.
1. Перед детьми сначала поставляют две группы картинок (он, она). Логопед берет картинку из группы предметов она (например, тарелку) и спрашивает, выделяя голосом окончание -йа: «Тарелка. Она какая?» В целях зрительного подкрепления нужно использовать условно-графическую запись ____я, объясняя,
что полоса - это слово, а в конце написана буква я, так как в слове какая слышится йа. Логопед просит запомнить эту букву, затем помещает полоску бумаги с буквой я под картинками группы она.
2.Такая же работа проводится с группой предметов он и буквой й (___ й) с теми детьми, которые не запомнили используемые буквы. Вне занятий необходима специальная работа по их быстрому узнаванию (чтению). Важно отметить, что на каждом занятии сначала отрабатывается весь ряд картинок одной группы, например, он, затем ряд картинок группы она. Только после этого дети научатся быстро находить нужную форму прилагательного. Картинки этих двух групп можно показывать вперемешку. Такой прием позволяет, лучите освоить систему согласования.
3. Работа с группой картинок оно проводится по прежнему образцу (_____ е). Логопед, убирает слово-полоску и продолжает работу на материале одних картинок.
4. Аналогичная работа проводится и с картинками группы они.
Автоматизация навыка правильного согласования прилагательных с существительными в роде и числе составляет задачу заключительного этапа.
1.Сначала отрабатываются названия цветов.
Игра «Разложи картинки»
Дети складывают разные предметные картинки соответственно цвету на игровом поле.
2. С помощью специальных речевых упражнений отрабатываются относительные прилагательные.
Игра «Поваренок»
Из вермишели сварим суп какой? - вермишелевый, из гороха - гороховый, из риса - рисовый и т.д. Далее отрабатывается употребление прилагательных с противоположным значением (игра «Все наоборот»).
3. Отрабатываются притяжательные прилагательные с использованием для образования словосочетаний существительных: хвост (мужской род), морда (женский род), ухо, перышко (средний род), следы (множественное число).
4. Закрепляется навык согласования существительных с прилагательными в связной речи. Например, детям дается схема описания яблока:
«Это яблоко. Оно красное. Маленькое. Круглое. Твердое. Вкусное. Ароматное».
Наглядный материал для формирования словоизменения подбирается с учетом лексико-грамматической темы, грамматические блоки распределяются от простого к сложному и по принципу концентричности.
Пособие «Волшебный кубик» (для детей 5-6 лет).
Игра «Кто больше?»
Цели: обогащать глагольный и предикативный словарь; закреплять умение согласовывать слова в роде и числе.
Оборудование: кубик, предметные картинки.
Игра «Подбери предмет по форме»
Цель: закреплять умение согласовывать имя существительное с прилагательным.
Оборудование: кубик, карточки с изображением геометрических фигур.
Игра «Составь предложение»
Цели: закреплять умение строить предложения, правильно употреблять предлоги.
Оборудование: кубик, сюжетные картинки.
Игра «Кто в домике живет?» (для детей 5-6 лет).
Вот стоит домик.
Кто в нем живет? Гномик?
А может в нем живет игра?
Нам заглянуть сюда пора.
Какие здесь дара!
Слушай правила игры!
Варианты игр:
Игра «Чья голова? Чей хвост?» (оранжевый, большой кубик)
Цель: совершенствовать навык образования притяжательных прилагательных.
Игра «Скажи правильно» (желтый, большой кубик)
Цель: учить правильно, согласовывать существительные с числительными.
Игра «Придумай слова-действия» (розовый, большой кубик)
Цель: учить образовывать глаголы от существительных.
Игра «Расскажи сказку» (красный, большой кубик)
Цель: развивать связную речь.
Игра «Кто что делает?» (малиновый, большой кубик)
Цель: расширять глагольный словарь по теме «Профессии».
Игра «Кто как передвигается?» (синий, большой кубик)
Цель: расширять глагольный словарь по теме «Транспорт».
Игра «Ромашка» (для детей 5-6 лет)
Цель: закреплять обобщающие понятия - овощи, фрукты.
Игра «Поваренок» (для детей 4-6 лет)
Цели: формировать навык словообразования; активизировать словарный запас; расширять представления об окружающем мире.
Содержание: логопед раздает «кастрюли», дети рассматривают различные виды круп, уточняют названия продуктов и блюд, которые можно из них приготовить; сравнивают, чем вермишель отличается от макарон, горох - от фасоли и т.д., затем образуют прилагательные, например: вермишелевый, пшенная, рисовая, гороховый. Эти прилагательные вводятся в предложения различных моделей: «Из гороха можно сварить гороховый суп», «Я положу рис в кастрюлю и сварю рисовую кашу» и т.п.
Игра «Разложи по цвету»
Цели: закрепить название цветов; учить согласовывать существительные с прилагательными.
Игра «Умный поезд»
Цель: учить заменять существительные словами он, она, оно; различать слова женского, мужского и среднего рода.
Шамсутдинова Л.А.,
учитель-логопед
Конспект ОД.
Падежные конструкции: предложный падеж единственного и множественного числа имён существительных.
Цель: Продолжать учить детей образовывать имена существительные в предложном падеже единственного и множественного числа.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать учить детей употреблять существительные в предложном падеже единственного и множественного числа, согласовывая данные существительные с глаголами, упражнять в правильном употреблении предлогов «В», «НА», «О (ОБ)» с существительными в предложном падеже, закреплять умение образовывать существительные с помощью суффикса -ниц-.
Коррекционно-развивающие: упражнять в умении строить полные предложения, активизировать и обогащать словарь детей по темам «Сказки», «Посуда», «Животные», развивать речевое внимание, память, воображение.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать бережное отношение к посуде, интерес к художественным произведениям.
Оборудование: разрезные картинки с иллюстрациями из сказок, мяч, картинки с изображением сказочных героев, предметные картинки посуды и продуктов питания.
Ребята, у вас на столах конверты с разрезными картинками, я предлагаю их собрать. Как вы думаете, о чём мы будем с вами говорить? (Мы будем говорить о сказках и сказочных героях.)
Очень много написано разных сказок: о царевне, о бабе Яге, о животных и другие. Расскажите, о ком ваши сказки. (Моя сказка о медведях. Моя сказка о коте в сапогах. Моя сказка о Федоре. И т.д.)
Кто не моет, не стирает,
мусор, грязь не убирает?
От кого сбежали чашки?
Есть такая замарашка.
Ни к чему вопросы, споры -
всем знакома та Федора.
Я дала тебе подсказку,
назови скорее сказку.
(Федорино горе)
Сегодня к нам в гости пришла Федора из сказки К.И.Чуковского «Федорино горе». О чём эта сказка? Правильно, от неё ушла посуда, а Федора сидела и горевала. Я предлагаю вам посмотреть и назвать посуду, о которой горевала Федора. (Это чашки, Федора горевала о чашках. Это кастрюля, бабушка Федора горевала о кастрюле. И т.д.)
В конце сказки Федора Егоровна всё прибрала, положила продукты на свои места.
Упражнение «Где что лежит?» (на доске выставляются картинки с изображением посуды, а у детей карточки с продуктами питания).
Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
Где лежит хлеб? (Хлеб лежит в хлебнице).
Где лежит сахар? И т.д.
3. Физминутка по сказке Теремок
В чистом поле теремок
Был ни низок, не высок (присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили (поклон)
Там и мышка (руки перед собой на носочках)
И лягушка (присели)
Зайчик (прыжки)
С лисонькой - подружкой (повертели «хвостиком»)
Серый волк - зубами щелк (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк. (поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый (изобразить мишку)
Раздавил он теремок
Своей огромной лапой. (кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались, (бег на месте)
А потом собрались снова
Чтоб построить терем новый. (сели на стульчики)
Мы знаем, что у диких животных есть свои жилища, я предлагаю вам их назвать.
Игра «Кто где живёт?»
Мышка живёт в норке.
Лягушка живёт на болоте.
Лиса живёт в норе.
Волк живёт в логове.
Белка живёт в дупле.
Медведь спит в берлоге.
5. К лесу передом стоит
И кривой трубой дымит.
Там Яга - лесная бабка -
На печи зевает сладко. (Избушку на курьих ножках.)
Кто встречает нас в этой избушке? (Баба Яга).
Баба-Яга приготовила нам задание: «Ребята, если желаете отправиться дальше в путешествие, скажите, на чем или ком передвигаются сказочные герои в сказках?»
Баба Яга - … Баба Яга передвигается в ступе (на метле).
Емеля - … Емеля передвигается на печке.
Алладин - … Алладин передвигался на ковре-самолёте.
Дюймовочка - … (на ласточке).
Лягушка-путешественница - …. (на утках)
Золушка - … (на тыкве).
Нильс - … (на диких гусях).
Ой, какие вы молодцы! Баба Яга очень довольна вашими ответами, и мы продолжаем дальше.
6. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
(Дюймовочка)
Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и сказать, о чём мечтает Дюймовочка (игра в мяч)?
Дюймовочка мечтает о…..
7. Итог занятия, оценка деятельности детей.