«Зимняя» ВИКТОРИНА
Все дети проходят жеребьевку и делятся на 3 команды+зрители. Команды садятся за столы.
Пока команды выполняют задание играем с зрителями.
Вот идет какой-то дед,
В шубу теплую одет.
На плече его мешок,
В бороде его снежок.
(дед мороз)
Дед Мороз стоит у елки,
Пряча в бороду смешок.
Не томи нас слишком долго,
Развяжи скорей…(мешок)
Она в серебро с жемчугами одета –
Волшебная внучка, волшебного деда.
(снегурочка)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я – главная.
(елка)
Стреляю словно пушка
Зовут меня…(хлопушка)
В январе,
На праздник важный,
Дождь идет
Цветной, бумажный.
(конфетти)
Распахнул я настежь двери,
В сад гляжу, глазам не верю.
Эй! Смотрите, - чудеса!
Опустились небеса!
Было облако над нами
Оказалось под ногами.
(снег)
Кто рисует на земле
Зимние картинки?
С неба падают, кружась,
Белые…(снежинки).
Эх, мягкая подушка,
Да не взять под ушко!
(сугроб)
Человек не простой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
(снеговик)
Жюри записывает отгадавших загадки. Команды заканчивают работу. Жюри оценивают самую аккуратную аппликацию в 3 балла.
Новый год, новогодняя ночь, снегурочка, дед мороз, снеговик, снежинка, снежная баба, новогодняя хлопушка, елочка, символ года, звери. Жюри оценивают по 1 баллу каждый персонаж.
А за ночь вставлено. (прорубь)
Сам не бежит, и стоять не велит. (мороз)
Покрыты им и пруд, и лужа.(лед)
В ладошку – водой.(снежинка)
С ведром на голове
Стою зимой я на дворе.(снеговик).
За каждое отгаданное слово жюри дает один балл.
Пока команды разгадывают кроссворд со зрителями играем, рассказываем стихи.
1 команда. ЛЬТЕЕМ, ВАРЯНЬ, КАХПУЛОШ, ТАККО, КИЛЖНЫ.(метель, январь, хлопушка, каток, лыжник)
2 команда. ГЬЮВА, ДЬАКЕБР, РВЕРФЕКЕ, КЬИНКО, ФУТГСИРИ.(вьюга, декабрь, феерверк, коньки,фигурист)
3 команда. ПОГНЕСДА, ВРЬЛАЕФ, ЛТЮАС, БОРНОДУС, КАСИН. (снегопад, февраль, салют, сноуборд, санки)
Викторина для детей «Зима»
1. Название месяца, начинающего новый календарный год. (январь)
2. Что зимой длиннее ночь или день? (ночь)
3. Как называются зимние осадки.(снег)
4. Продолжи пословицу: «Два друга - …». (метель да вьюга)
5. Какого оттенка крепкий лед? (зеленоватого)
6. Как называется жилье изо льда у эскимосов? (иглу)
7. Что такое наст? (плотная снежная корка)
8. Как облегчить жизнь зимующим птицам? (вывесить кормушки)
9. Что будет с птицами, если в кормушку перестать сыпать корм?
10. Впадают ли птицы в спячку? (нет)
11. Что происходит с шерстью у белки, лисы и зайца с приходом зимы? (становится гуще и меняет цвет)
12. Отгадай: белый комок спрятался в стог. (заяц)
13. Какое дерево лишнее и почему: сосна, лиственница, ель? (лиственница, сбрасывает хвою)
14. При какой температуре воздуха снег начинает таять? (при 0)
15. Какое из явлений не относится к зиме: метель, гроза, вьюга, снегопад, гололед?(гроза)
16. В какое время года самый чистый воздух? (зимой)
17. Чем необычен февраль? (разное количество дней)
18. Получится ли слепить снеговика из пушистого снега? (нет)
19. Какое растение является символом новогодних праздников? (ель)
20. Какой волшебный предмет всегда носит с собой Дед Мороз? (посох)
Ответы: 1. Январь. 2. Ночь. 3. Снег. 4. Метель да вьюга. 5. Зеленоватого. 6. Иглу. 7. Плотная снежная корка. 8. Вывесить кормушки. 9. Они погибнут в ожидании еды. 10. Нет. 11. Она становится гуще и меняет цвет. 12. Заяц. 13. Лиственница. Сбрасывает хвою. 14. При 0. 15. Гроза. 16. Зимой. 17. Разное количество дней. 18. Нет. 19. Ель. 20. Посох....
Викторина «Природа зимой»
1. Можно ли утверждать, что зимний воздух самый чистый? (можно)
2. По какой причине почва в лесу промерзает не так глубоко как на поле? (Она покрыта слоем опавших листьев и толстым снежным покровом.)
3. Назови дату дня зимнего солнцестояния. (22 декабря)
4. Продолжи: «Много снега …». (много хлеба)
5. С каким предметом связывают происхождение слова «метель»? (метла)
6. Почему зайцы зимой укрываются под елями? (там теплее и безопаснее)
7. Холод или голод приближающейся зимы пугает перелетных птиц? (голод)
8. Сколько месяцев спят ежи, барсуки и медведи? (около 6 месяцев)
9. Летом змеи любят лежать под солнышком, а зимой они … (Находятся в оцепенении)
10. Какие деревья в зимнее время дают больше всего корма птицам? (сосны и ели)
11. Где зимуют тритоны? (на суше)
12. Почему клесты выводят птенцов не весной, а зимой? (зимой есть корм)
13. Снежинка «рождается» из капельки воды или льдинки-кристалла? (Из льдинки кристалла)
14. Чего каждую зиму лишается лось? (рогов)
15. Впадают ли бобры зимой в спячку? (нет)
Ответы: 1. Можно. 2. Она покрыта слоем опавших листьев и толстым снежным покровом. 3. Декабрь 22 числа. 4. Много хлеба. 5. Метла. 6. Там теплее и безопаснее. 7. Голод. 8. Около 6. 9. Находятся в оцепенении. 10. Сосны и ели. 11. На суше. 12. Зимой есть корм. 13. Из льдинки-кристалла. 14. Рогов. 15. Нет....
Развивающие задания по теме «Зима»
1. Что происходит зимой?
а) Идет снег.
б) Прилетают птицы.
в) Рождаются клесты.
г) Медведь разыскивает берлогу
д) Поскрипывают во время сна деревья
е) Собирают грибы.
ж) Появляются подснежники.
з) Замерзают лужи.
и) Белка запасается орехами.
к) Ледоход.
л) Насекомые спят .
2. Какие из праздников зимние?
а) Международный женский день.
б) День защитника Отечества.
в) День защиты детей.
г) Новый год.
д) День смеха.
е) Рождество Христово
Ж) Пасха.
з) Масленица.
и) День космонавтики.
к) День знаний.
л) День Святого Валентина.
3. «Да-Нет» Зимой начинается листопад?
Крот зимой спит?
Трескается ледяная корка на воде?
Птицы строят гнезда?
Все покрывается снегом?
Насекомые просыпаются?
Февраль – это второй зимний месяц?
Реже светит солнце?
Зимой ночи длинные?
Наст – это корка на снежном покрове?
взято с http://klub-drug. ru/viktorina/zima-1-3-klass. html
Интересные факты о зиме и снежинках.
Уважаемые читатели! Отвлекитесь на время от забот, домашних дел, суеты и посмотрите, как же красиво вокруг! Зима - это замечательное время года, неповторимое творение природы.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая.
2.
Согласно классификации существует семь видов снежинок:
С Днем снега поздравляю, я вас январским днем,
Давайте же ребята, как следует, гульнем,
Прокатимся на санках, на лыжах, на коньках,
Лететь будем по снегу, как будто в облаках!
Еще мы будем весело, гурьбой в снежки играть,
И стены крепостные из снега воздвигать,
Как здорово, друзья мои, что снег в России есть,
Ему от нас спасибо, ему хвала и честь!
«Зимушка – зима»
Викторина для учащихся 2 – 3 классов
Ведущая : Здравствуйте, ребята. Наша встреча сегодня будет посвящена очень красивому времени года – зиме.
Подумайте и скажите, как в народе называют зиму? (матушка – зима, зимушка, лютая зима, зима - проказница…) Действительно, зима бывает разной. И сегодня, отвечая на вопросы викторины, мы вместе нарисуем обобщающий портрет зимы. Нам предстоит путешествие по станциям.
Станция 1. Поэтическая.
Для начала послушайте стихотворение Н. Кнушевицкой «Зима».
«Зима»
В мягких беленьких сапожках
Подошла зима к окошку,
Постучала: «Вот и я!
Вы скучали без меня?
Я пока сюда спешила,
Землю пухом всю укрыла,
Уложила спать зверюшек:
И медведя, и лягушек.
Сшила белые пальтишки
Целой армии зайчишек.
Шубку рыжую лисе -
Вот она во всей красе.
Застеклила пруд и речку,
Затопила всюду печки.
Вот как много было дел,
Ваш черёд теперь поспел.
Завтра утром спозаранку
Доставайте лыжи, санки
И блестящие коньки,
Чтоб бежать вперегонки,
И морковку тоже надо
Подыскать для снежной бабы.
Приготовьте щёчки ваши -
Завтра их я вам раскрашу.
Припасите визг и смех -
Буду ждать на горке всех!
(Н. Кнушевицкая)
Какие дела перечисляет в стихотворении поэтесса?
Укрыла землю пушистым снегом. А для чего это нужно природе? Чтобы земля не промёрзла, не погибли от мороза растения и животные.
2. Какие животные легли в зимнюю спячку? (медведи, лягушки)
3. какие животные в стихотворении поменяли свои шубки? (зайчишки и лиса)
4. для чего животным нужно менять шубку? (зимняя шубка пушистее и теплее. Белая шубка зайца менее заметна на белом снегу)
5. О каких зимних занятиях для детей говорится в стихотворении?
(катание на лыжах, коньках, санках).
Станция 2. Загадочная.
Назовите – ка, ребятки
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт;
Мы встречаем Новый год! (декабрь)
Поле чёрно – белым стало:
Падает то дождь, то снег,
А ещё похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц – подскажи.
Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега,
То бураны, то метели,
На деревню налетели.
По ночам мороз силён,
Днём капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну так что за месяц это?
(февраль)
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету,
Что скажи за месяц это? (январь)
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (зима)
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица. (зимние месяцы, зима)
Сито большое, сито голубое,
Сеет – веет белый пух
На леса, дома, на луг. (небо и снег)
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (санки)
Рыбам зиму жить тепло –
Крыша – толстое стекло. (лёд)
В огне не горит и в воде не тонет. (лёд)
Он всё время занят делом,
Он не может зря идти,
Он идёт и красит белым
Всё, что видит на пути. (снег)
Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (зима)
Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я могла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосульки)
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (вьюга)
И не снег, и не лёд,
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней)
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (мороз)
В белом бархате деревня –
И заборы, и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт. (иней)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует как художник,
Он узоры на окне. (мороз)
Из – под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает. (подснежник)
Пусть я птичка – невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера – сюда. (снегирь)
Мои новые дружки и блестящи и легки.
И на льду со мной резвятся и мороза не боятся. (коньки)
Две курносые подружки
не отстанут друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
обе песенки поют. (лыжи)
Чудо – дворник перед нами,
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб. (снегоочиститель)
Не галстук он, не воротник,
А шею обнимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (варежки)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
Не замёрзнем мы с тобой.
В них мы бегаем зимой. (валенки)
Я мохнатый, я кудлатый.
Я зимой над каждой хатой.
Но нигде- нигде меня не бывает без огня. (дым)
Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает,
Про бабушку все забывают. (печь)
Станция 3. «Зимняя литературия»
Ребята, сейчас я буду зачитывать отрывки из различных литературных произведений. Ваша задача – определить это произведение.
1. «Нынче день –то какой? Старому году конец, новому – начало. А ещё от деда своего слыхал, будто его дед рассказывал, что в этот день всякое на свете бывает, умей только подстеречь да подглядеть. Это ли диво, что белки с зайцами в горелки играют! Под Новый год и не такое случается. А говорил мой дед, что довелось ему в самый канун Нового года встретиться с….» А с кем встретиться довелось?
(солдат рассказывал падчерице о встрече с 12 месяцами сразу. С.Маршак. «Двенадцать месяцев»).
2. «Она бегала взад и вперёд и не находила хозяина, а между тем становилось темно. По обе стороны улицы зажглись фонари, а в окнах домов показались огни. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков. И чем больше темнел воздух, тем белее становились предметы».
Кто оказался один на улице зимним вечером ? (Каштанка. А. П. Чехов.)
3. «Зима настала холодная – прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха. Морозило так, что даже лёд потрескивал. Без устали работал лапками утёнок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмёрз. («Гадкий утёнок». Х.К. Андерсен)
4. «Старик принёс комочек снегу в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, снег стал таять. И вдруг запищал там кто- то…» («Девочка Снегурочка». Русская народная сказка)
5. «Глядит она в ледяное окошко да посмеивается: « Вишь чернолапотник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста и светла – ни дать, ни взять хрустальный дворец».
Кто это говорит и о ком? (Лиса о зайце в русской народной сказке «Заячья избушка»)
6. «В первый день она ещё кое – как через силу трудилась и слушалась хозяйку, на другой день – начала лениться, на третий – вовремя не встала. Да и постель так стелила, не взбивала, как положено, чтобы пух летел, как снежные хлопья».
Кто эта девочка и хозяйка? (Ленивица и Вьюга. Братья Гримм. «Бабушка Вьюга»)
7. «Она дрожала от холода, платье её всё разорвалось, а она была такая маленькая, нежная. Пошёл снег, и каждая снежинка была для неё, как целая лопата снега. Она завернулась было в сухой лист, но он не грел, и она дрожала сама, как осенний лист».
Кто эта девочка? (Дюймовочка. Х.К. Андерсен)
Станция 4. «Словообразовательная»
Из предложенных слов составить новое слово путём перестановки букв. Другие буквы добавлять нельзя.
Рагу, чеснок - снегурочка
Рамка, сад - маскарад
Лава, кран - карнавал
Ода, бор - борода
Карл, лист - кристалл
С, пена, год - снегопад.
Станция 5. «Зимнее ассорти».
Вам предстоит ответить на различные вопросы по теме «Зима»
1. таблица или книжка с перечнем всех дней в году. (календарь)
2. небольшой, плотно скатанный комок снега. (снежок)
3. пушинка, кристаллик снега (снежинка)
4. низкая температура воздуха (холод)
5. выделанная шкура пушного животного (мех)
6. замороженное сладкое кушанье из сливок, сока, ягод и др. добавок (мороженое)
7. шкаф для хранения чего – либо в холоде (холодильник)
8. сказочная снежная девушка (снегурочка)
9. бал, на который являются в масках, в характерных костюмах (маскарад)
10. сильный ветер со снегом, вьюга. (метель)
11. Какие деревья остаются зимой зелёными? (ель, сосна)
12. Много ли зимой птиц в лесу? (нет, они перебираются ближе к домам, где живут люди. Здесь можно найти корм)
13.Что происходит со снегом во время оттепели? (снег становится влажным, липким)
14. Как можно определить, сколько раз за зиму были оттепели?
(если сделать вертикальный срез сугроба, то можно пересчитать полосы, появившиеся после оттепели. Верх сугроба после оттепели покрывается ледяной корочкой. Новый снег образует следующий слой и т.д.)
15. Назовите самый снежный месяц (февраль)
Станция 6. «Выбери ответ»
1. от чего страдают птицы зимой?
А). От холода В). От ветра
Б). От голода Г). От снега
2.Какая из этих птиц – перелётная7
А). Дятел В). Малиновка
Б). Воробей Г). Голубь
3. Летом бежит, зимой стоит. Что это?
А). Дым В). Море
Б). Река Г). Корабль
4. Какого цвета зимой заяц – русак?
А). Белого В). Чёрного
Б). Серого Г). Рыжего
5. При какой температуре замерзает вода?
А). -5 градусов В). – 10 градусов
Б). – 1 градус Г). 0 градусов
6. Какого числа самый короткий день в году?
Станция 7. «Составительная»
Ваша задача: составить из слова «Снегопад» как можно больше слов –существительных в именительном падеже. Повторять буквы нельзя.
СНЕГОПАД: снег, пена, год, годе, пас, сан. Гена, гад, дог, гон, нога, ад, сон, нега, ген, ас, сено…
Станция 8. Азбука народной мудрости.
Сейчас нам предстоит вспомнить народные приметы. Ваша задача, ребята, продолжить предложение.
Зима морозная - ….. лето жаркое
Зима снежная - …. лето дождливое
Зимою вьюга - …. летом ненастье
Дым столбом - …. к морозу
Если ночью был иней. То днём - …. снег не выпадет
Январю – морозы, февралю - …. метели.
Иней на деревьях – к морозам, туман - …… к оттепели.
Много еловых шишек - ….к урожаю хлеба.
Много снега - …. много хлеба.
Длинные сосульки в конце февраля - … на долгую весну.
Использованная литература:
Запартович, Б.Б. С любовью к природе: дидактический материал по природоведению для начальной школы[ текст] / Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. – М.: «Педагогика», 1976. – С.53 -96.
Узорова, О.В. Все предметы начальной школы в викторинах / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 128с.
Цветкова, Н. Зимняя викторина [ текст] / Н.Цветкова // книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2003. - №12. – С.62 – 64.
Составитель: Белоусова, О. И., воспитатель
Зимняя викторина с ответами для начальной школы
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальной школы МБОУ СОШ № 47 городской округ СамараВикторина
Зимние забавы
Александра Ксандра
К нам Зима пришла,
С собой холод принесла.
Слышен смех детворы,
Много игр у Зимы.
Ледяного блюдца блеск
Станет радостью для всех.
И надев свои коньки,
Нарезают все круги.
В Новый Год ждут чуда
Взрослые и детвора.
В центре елочка горит,
От нее каток блестит.
Время опоздать не разрешит.
Бьют часы двенадцать раз.
Год свой сделал первый шаг.
Сибирской зимушки румянец
На лицах смелых казаков.
Вот ярый сердцем красноярец,
Что на коне летит лихом.
Под крики зрителей ломает
Ледовый панцирь - нет стены!
И рыхлый снег как будто тает
Под диким натиском братвы.
Сибирской удали румянец
Так свеж на лицах казаков.
2.Что могли брать в руки для обороны осаждаемые?
(Метлы,