Использование дифференцированной технологии в начальной школе. Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

03.01.2024

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Керчи Республики Крым «Школа № 4 им. А. С. Пушкина»

Методическая работа

«Технологии дифференцированной обучения в начальной школе»

Бортникова Н. Г.

учитель начальных классов

СОДЕРЖАНИЕ

1.2

II . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

III . ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИКЛАССНОЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

3.4 .

ПРИЛОЖЕНИЕ

Любить детей - этого мало,

Надо знать их.

Профессор М. Н. Гернет

ВВЕДЕНИЕ

Личностно - ориентированный подход - главная идея в программе гуманизации современного образования. В связи с этим нуждаются в пересмотре организационный, содержательный и управленческий компоненты образовательного процесса с точки зрения их влияния на развитие личности, повышения качества образования. Важным аспектом реализации этой стратегии является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе.

В педагогической психологии, дидактике, а так же в школьной практике широко используются термины «дифференциация», «дифференцированное обучение». Проблема дифференциации обучения принадлежит к числу традиционных проблем для современной школы. Её методологические основы отражены в работах Ю.Н. Бабанского (1), А.А. Бударного (2), И.Я.Лернера (7), А. А. Кирсанова (13) Е.С. Рабунского(12), И.Э. Унт (4), В. В. Фирсова(5).

Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе.

На основе своего многолетнего опыта работы в начальной школе, я пришла к выводу, что массовая школа не в состоянии одинаково хорошо научить всех

школьников, так как не может предложить каждому ученику

индивидуальную учебную программу. Поэтому я стала искать технологии обучения, которые способны обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных, психологических особенностей и интеллектуальных интересов.

Я проанализировала результаты диагностического обследования учащихся, которые пришли ко мне в 1 класс.

Уровень развития у 23% первоклассников на низком уровне, у 30% на среднем, у 47% на достаточном и высоком;

устойчивость внимания у 26% первоклассников на низком уровне, у 28% на среднем, у 46% на достаточном и высоком;

память развита у 25% первоклассников на низком уровне, у 35% на среднем, у 40% на высоком и достаточном уровне.

Наблюдая за учащимися, отметила, что на начальном периоде обучения они не воспринимают слова учителя, не могут отвечать на вопросы, не умеют слушать ответов товарищей, самостоятельно выполнять задания. Самостоятельно ребенок не может преодолеть эти недостатки.

Поэтому я перед собой поставила цель : построить процесс обучения таким образом, чтобы сформировать компоненты учебной деятельности, направленной на качественное усвоение содержании образования с учетом дифференцированного подхода.

Задачами организации учебной деятельности являются:

    раскрытие и развитие индивидуальности;

    максимальное развитие задатков и способностей каждого школьника;

    овладение всеми учащимися программного минимума знаний, умений и навыков;

    привитие познавательного интереса к учебным предметам;

    развитие мышления, творческой активности, настойчивости и

трудолюбия.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

1.1. Сущность дифференциации обучения

Слово дифференциация имеет латинское происхождение (different) и обозначает «различие», «разделение». С этой точки зрения, «дифференциация» - это выделение отдельных групп учащихся, обучение которых строится по-разному. В действительности, понятие дифференциации глубже и шире. В условиях дифференциации происходит выделение групп учащихся и построение учебного процесса, соответствующего определенным

особенностям учеников. Индивидуальные особенности должны учитываться для того, чтобы сделать обучение более эффективным и максимально раскрыть индивидуальность ученика.

Необходимость дифференциации вызвана имеющимися у людей различиями: в типе нервной системы, мышления, восприятия, в общих интеллектуальных способностях, уровне обучаемости, работоспособности.

Дифференциация обучения позволяет обеспечить усвоение всеми учениками программного материала. Основной смысл дифференциации в обучении заключается в том, чтобы, зная и учитывая индивидуальные различия в обучении учащихся, определить для каждого из них наиболее рациональный характер работы. Таким образом, процесс обучения в условиях дифференциации становится максимально приближенным к познавательным потребностям учеников, их индивидуальным особенностям.

Дифференциация учащихся в учебном процессе носит условный характер. Она должна быть гибкой и подвижной, позволяющей подходить индивидуально к каждому ученику.

Основная задача дифференциации – создание максимально комфортных условий образовательного процесса для развития способностей и

склонностей учеников, успешного освоения содержания образования.

Современное общество в центр образовательного процесса ставит личность. Целью образования является необходимость обеспечения актуализации личностных функций учащихся: самоопределение, самораскрытие, самореализацию личности.

Поэтому наряду с психологическими особенностями личности необходимо учитывать имеющийся субъективный опыт индивида, его предпочтения, ценности.

Учитывая все выше сказанное, в понимании дифференциации можно выделить четыре основных аспекта:

    изучение индивидуальных (типологических и личностных) особенностей учащихся и их учебных возможностей;

    определение критериев деления учащихся на группы;

    группирование учеников на основании индивидуально-

типологических особенностей;

    организация учебной деятельности в группах на разных уровнях для овладения единым программным материалом.

1.2 . Способы организации дифференцированного обучения в школе

Существуют две формы организации дифференцированного обучения в школе: дифференциация «внешняя» и «внутренняя».

Внешняя дифференциация – создание на основе определенных принципов (интересов, склонностей, способностей, достигнутых результатов, проектируемой профессии) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования различаются.

Внешняя дифференциация может осуществляться в рамках разноуровневого обучения, согласно которой различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится, прежде всего ко времени,

необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Сущность подхода заключается в том, что если разделить детей по уровню их подготовки, то можно создать

    группу ребят, с которыми есть возможность идти быстрее по программе, изучать предмет (предметы) углубленно;

    с другой группой, как правило, работают в соответствии с существующей государственной программой;

    в зависимости от возможностей школы создаются также группы, где учатся ребята, не связывающие свою дальнейшую учебу и работу с каким - либо конкретным предметом, и поэтому они изучают данный предмет по облегченному варианту.

Комплектование классов гомогенного состава позволяет решить многие противоречия, возникающие в педагогическом процессе, связанные с

неоднородностью состава учащихся одного класса по их учебным

возможностям. Внешняя дифференциация при правильной её организации позволяет определить меру трудности для каждого учащегося в «зоне ближайшего развития», строить обучение, которое будет способствовать наиболее эффективному психическому развитию, позволит создать благоприятные условия для формирования положительной «Я»-концепции.

В этих условиях наиболее быстрыми темпами идет развитие интеллектуально способных детей, для которых создаются условия для стимулирования мотивации и направленности личности на интеллектуальный труд, а также детей, обладающих менее развитыми способностями. В условиях гомогенной дифференциации, эти дети чувствуют себя более комфортно, снижается уровень тревожности, при правильной организации обучения у детей сохраняется интерес к учебе, положительное отношение к школе и учебному труду.

Исходя из этого, выделяют три варианта внешней дифференциации обучения в школе:

    Комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями.

    Разноуровневое обучение, организуемое не в отдельном классе, а во всей параллели классов. Этот вариант порождает ряд проблем, связанных с процессуальной стороной разноуровнего обучения:

расформирование уже сложившегося коллектива,

составление расписания с учетом всех новшеств.

    Профильное обучение в основной школе, направленное на самоопределение школьников.

Внутриклассная дифференциация в среднем звене, направлена на углубленное изучение отдельных предметов.

Основные проблемы:

    отсутствие учебников, дидактических материалов приводит к тому, что вся нагрузка по составлению упражнений, домашних заданий ложится на учителя;

    изменение тематического плана ведет к нарушению уже сложившихся связей между предметами, это требует особого внимания к реализации межпредметных связей.

Наиболее часто используемый в начальной школе вариант разноуровнего обучения – комплектование классов гомогенного состава – не исключает и внутриклассной дифференциации, которая связана с наличием широкого диапазона интересов и способностей детей внутри одного класса.

Внутренняя дифференциация основана на максимальном учете индивидуальных особенностей учащихся. Это позволяет считаться с персональным уровнем, индивидуальными интересами школьников.

Основная задача дифференцированного обучения – формирование и проявление индивидуальности учащегося в учебном процессе, наиболее полное выявление индивидуальных способов развития возможностей

ребёнка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Внутренняя дифференциация выступает как средство достижения индивидуализации.

Цель внутренней дифференциации – сначала изучить, раскрыть индивидуальность, а затем организовать учебный процесс, в рамках которого эта индивидуальность будет развиваться наиболее оптимально.

II . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Индивидуальные особенности как психологическая основа дифференцированного обучения в начальной школе

Учет индивидуальных особенностей в учебном процессе составляет

психологическую основу дифференциации и индивидуализации обучения.

По выражению Ш.А. Амонашвили (11), обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям» школьников, т.е. индивидуализированным. В процессе обучения целесообразно учитывать те индивидуальные особенности, которые оказывают влияние на результаты учебной деятельности. Такой подход к дифференцированному обучению отмечен в работах И. Унт «Индивидуализация и дифференциация обучения» (4), А.А. Кирсанова «Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема»(13), Е.С. Рабунского «Индивидуальный подход в процессе обучения школьников»(12).

Анализ литературы, посвященной проблемам индивидуализации обучения, позволяет выделить три вида индивидуальных черт, оказывающих наиболее существенное влияние на успешность обучения:

    уровень умственного развития;

    личностные черты характера;

    психофизиологические особенности детей.

Учитывать эти особенности в учебном процессе – это значит:

    диагностировать, прогнозировать их влияние на дальнейшее

развитие ребенка, выстраивать на этой основе педагогическую стратегию.

    улучшать индивидуально-психологические особенности.

Все это требует знания структуры, критериев и показателей оценки динамики развития индивидуальных особенностей, а также знания того, как и в какой степени они влияют на успешность обучения.

2.2. Структура, критерии и показатели оценки динамики развития индивидуальных особенностей

Существенное влияние на результаты обучения оказывает умственное развитие школьников.

Понятие «умственное развитие» используется очень широко, однако до сих пор не существует однозначного ответа на вопрос, по каким признакам

Можно судить об уме человека, об уровне его умственного развития.

Психологи признают, что ведущую, определяющую роль в умственном развитии играет обучение. В процессе овладения этим опытом и происходит умственное развитие ребёнка, формирование его человеческих способностей.

Умственное развитие – сложная динамическая система количественных и качественных изменений, которые происходят в интеллектуальной деятельности человека в связи с его возрастом и обогащением жизненного опыта в соответствии с общественно-историческими условиями, в которых он живет, и с индивидуальными особенностями его психики.

В этом определении отражены два основных компонента умственного развития: знания (как результат обучения) и особенности психики субъекта, усваивающего эти знания.

Поскольку овладение человеческим опытом является решающим фактором умственного развития, знания следует рассматривать как один из компонентов, входящих в структуру умственного развития.

В соответствии с этим не отвечающая возрасту бедность знаний может

свидетельствовать о низком уровне умственного развития. Однако об умственном развитии говорит не столько наличие знаний, сколько возможность оперировать этими знаниями, применять их на практике. Фонд действенных знаний позволяет устанавливать новые взаимосвязи, быстрее и легче осознать новые проблемы, повышает динамичность мышления. Знания, усвоенные формально, могут быть применены человеком лишь в идентичных случаях, в очень узкой сфере, т. е. не обладают действенной силой. У человека, накопившего таким путем большой запас знаний, возможно несоответствие объема знаний и уровня его умственного развития. Вот почему компонентом умственного развития следует считать фонд действенных знаний, подчеркивая тем самым сознательный характер их приобретения.

Фондом действенных знаний не исчерпывается содержание понятия

«умственное развитие». Ведь психика человека есть субъективное отражение окружающей действительности, и не только от объективных условий обучения зависит его развивающий эффект. Ученик не пассивно поглощает преподносимые ему знания. Он является активным деятелем, и его индивидуальные особенности, уровень сформированности и специфика сочетания отдельных свойств психики (прежде всего – свойств его интеллекта) оказывают существенное влияние на успешность овладения знаниями, на диапазон их применения).

Если одни и те же качества ума более или менее устойчиво проявляются при усвоении различного учебного материала, имеют «межпредметный» характер, определяя в значительной мере успех в овладении разнородными знаниями, они входят в структуру общих умственных способностей, общей обучаемости.

Понятие «обучаемость» очень широко используется в психолого-педагогической литературе. Этот термин принимают для обозначения умственной способности к учению в своих работах С.Л. Рубинштейн (3),

Д. Брунер (6). Они определяют обучаемость как способность к усвоению знаний, умений, навыков.

З.И. Калмыкова (8) считает, что: «обучаемость – это система интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности».

Чем выше обучаемость, тем быстрее и легче приобретает человек новые знания, тем свободнее оперирует ими в относительно новых условиях, тем выше, следовательно, и темп его умственного развития. Вот почему обучаемость наряду с фондом действенных знаний входит в структуру умственного развития.

Уровень работоспособности условно разделяют на высокий, средний и

низкий. Дети с высоким и средним уровнем работоспособности утомляются только при интенсивной и длительной работе, а дети с низким уровнем работоспособности могут быстро утомляться даже при мало интенсивной и непродолжительной работе.

2.3 . Психологическое обоснование организации дифференцированного обучения в школе

Учет индивидуальных особенностей создает основу для дифференцированного обучения по общим способностям.

Психологическим обоснованием педагогического процесса в условиях дифференцированного обучения по общим способностям служит теория «зоны ближайшего развития» Л. С. Выготского (9) и последующие исследования в этой области В.В. Давыдова (10).

Л.С. Выготский (9) исходил из того, что школьное обучение должно развивать ребенка и поэтому опираться надо не столько на достигнутый им уровень умственного развития, сколько на те интеллектуальные особенности, которые еще отстают, но для возникновения, которых уже

имеются предпосылки. Поэтому в развитии ребенка выделяют два уровня

    актуальный

    зону ближайшего развития.

Под актуальным уровнем понимается запас знаний и умений, сформированный у ребенка.

Понятие « зона ближайшего развития » определяется как большая или меньшая возможность перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он умеет делать в сотрудничестве.

Впоследствии психологические исследования и наблюдения показали, что не только сам процесс обучения, но и его эффективность подвержены влиянию индивидуально-типологических особенностей учащихся. Успех или неуспех в учении объясняется тем, насколько у школьника сформировались

приёмы и способы действий, соответствующие требованиям учебного процесса с одной стороны, и индивидуальным проявлениям основных

свойств нервной системы - с другой.

В учебном процессе психофизиологические особенности выступают в качестве приспособительного механизма к учебной нагрузке, кроме того, они лежат в основе индивидуального стиля деятельности.

В учебном процессе учет типологических свойств нервной системы происходит через выделение групп учащихся с сильной и слабой нервной системой. Для учеников со слабым типом нервной системы характерна быстрая утомляемость, что требует специальной организации учебного процесса со сменой видов деятельности, динамическими паузами. Они выполняют работу медленно, но очень обстоятельно. Они педантичны, очень чувствительны и ранимы. Поэтому их учебные неудачи следует оценивать очень осторожно, избегая резких выражений, оскорбительных упреков. Учащимся с инертной нервной системой необходимо больше времени для усвоения материала: для них необходимо предусмотреть большее количество

типичных заданий. Полной противоположностью являются учащиеся с сильной нервной системой, именно на них рассчитано традиционное обучение.

Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых – наглядно-образное, а у третьих – словесно-логическое. Процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого их них.

Люди, у которых преобладает возбуждение над торможением, лучше запоминают вербальный материал, а тормозные – наглядный.

Другая составляющая психофизиологических особенностей человека – индивидуальные особенности познавательных процессов – восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности памяти накладывают отпечаток на процесс учения: у кого-то из ребят преобладает слуховая, а у кого-то зрительная память. Это необходимо учитывать при объяснении нового материала и в процессе его закрепления.

Очень ярко проявляются особенности сосредоточенности внимания у детей начальных классов: у одних из них сосредоточенность внимания падает в конце работы, а у других – низкий уровень сосредоточенности внимания наблюдается только в начале выполнения задания, у третьих – она может быть одинаковой на всем протяжении работы. Детям первой группы необходимо предоставить возможность отдохнуть, второй необходима активизация и вовлечение в работу, третьей – включение в учебный процесс специальных заданий на тренировку сосредоточенности внимания.

Для учеников со слабым типом нервной системы характерна быстрая утомляемость, что требует специальной организации учебного процесса со сменой видов деятельности, динамическими паузами.

Дифференциация по индивидуально-физиологическим особенностям предполагает не только приспособление учебного процесса к этим особенностям детей, но и развитие недостаточно развитых психофизиологических функций.

III . ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИКЛАССНОЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

3.1. Определение технологии внутриклассной дифференциации, ее особенности и специфика

Одной из принципиально важных сторон педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. В технологии дифференцированного обучения личность ребёнка ставится в центр школьной образовательной системы, так как она направлена на обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализацию её природного потенциала.

Технология дифференцированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и дифференцированная форма обучения являются приоритетными.

Главным достоинством индивидуального подхода является то, что он позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребёнка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением, от знания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика.

3.2. Этапы проектирования технологии внутриклассной дифференциации обучения

В технологии дифференцированного обучения я выделяю следующие этапы:

    Диагностический.

    Постановка целей.

    Отбор и дифференциация содержания обучения; разработка

дифференцированных заданий.

    Конструирование методов и приёмов обучения.

    Создание условий свободного выбора заданий.

    Определение эффективности технологии внутриклассной дифференциации.

3.3. Направления дифференцированного обучения

Дифференцированное обучение учащихся осуществляю по следующим направлениям:

    дифференциация учебных заданий по уровню творчества;

    дифференциация учебных заданий по уровню трудности;

    дифференциация заданий по объему учебного материала;

    дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся;

    дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества

Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям отношу:

    решение арифметических задач знакомых видов,

    нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приёмов,

    определение безударных падежных окончаний,

    определение частей речи,

    нахождение грамматической основы предложения, и так далее.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках использую различные виды продуктивных заданий, например:

    преобразование простой арифметической задачи в составную;

    задания с недостающими или лишними данными;

    выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

    самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений; 16

    дополнение текста предложениями с определенными заданиями;

    составление предложений по данной схеме;

    редактирование текста.

Дифференцированную работу организую различными способами. Чаще учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаю репродуктивные задания, а ученикам со средним, достаточным и высоким уровнем обучаемости – творческие задания. Например:

Математика , 4 класс

Задача

От двух пристаней, расстояние между которыми 247 км, отправились одновременно навстречу друг другу два катера. Один шел со скоростью 19 км/ч, другой – 26 км/ч. Какое расстояние между катерами будет через 3ч после начала движения?

Учащимся с низким уровнем

Реши задачу по плану:

    Найди расстояние, пройденное первым катером за 3 часа. Обозначь его на чертеже синим цветом.

    Найди расстояние, пройденное вторым катером за 3 часа. Обозначь его на чертеже зеленым цветом.

    Рассмотри отрезки, обозначающие расстояние, пройденное двумя катерами за это время. Вычисли это расстояние.

    Прочитай вопрос задачи и обозначь дугой на чертеже отрезок, соответствующий искомому. Вычисли это расстояние.

Средний уровень

    Реши задачу более рациональным способом (в 3 действия).

    Запиши пояснения к каждому действию.

1.Реши задачу по действиям;

2. Составь обратную задачу.

Русский язык , 4 класс

1. Карточка.

Учащимся с низкими уровнем

Спиши, вставляя окончания имен прилагательных.

В сыр… впадинах синели незабудки. Они были такие ярк… и такие син…, будто в них отразилось весен… небо. Озёра незабудок окружили золот… лютики. А на пригорке горели маки. Они были похожи на красн… фонарики, зажженные в зелён… траве. (Н.Сладков)

Средний уровень

Спиши, вставляя окончания имен прилагательных. Выпиши имена прилагательные в две группы.

Учащимся с высоким и достаточным уровнем

Спиши, вставляя окончания имен прилагательных. Попробуй придумать историю о происхождении названия цветка незабудки.

2. Карточка.

Низкий уровень

Спиши, вставь окончание прилагательных.

Весен… солнце продолжало нагревать землю. Дохнул теплом первый весен… ветерок, прилетевший с тёпл… моря. Набухли почки на берёзах, а мохнатые ветви елей покрылись мягк… светл… почками. Это были молод…

побеги новой хвои, выглянувшие зелён… глазками. Через мокр…

почерневший снег пробился своей жёлт… головкой первый подснежник.

(Д. Н. Мамин – Сибиряк)

Средний уровень

Спиши. Вставь окончание прилагательных, обозначь падеж. Подчеркни слова, которые употреблены в переносном значении.

.

Спиши. Вставь окончание прилагательных, обозначь падеж. Озаглавь текст восклицательным предложением.

    Карточка

Достаточный и высокий уровень .

Дана схема предложения. Составить 3 предложения по данной схеме (работа творческого характера).

__________

что? что делают?

какие? куда?

Средний уровень

    Даны 3 предложения. Выбери предложение, которые соответствует предложенной схеме.

__________

что? что делают?

какие? куда?

    Разбери имя существительное листья , как часть речи (алгоритм отсутствует).

Низкий уровень.

Дано предложение:

Шустрая белка спряталась в дупло.

    Разбери предложение по членам и частям речи.

2) Разбери имя существительное белка по схеме (по алгоритму).

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности

Я использую следующие виды усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся:

    усложнение математического материала;

    увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;

    выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию;

    составление сложного предложения из двух простых, используя соединительный союз;

    составление словосочетаний с данными существительными в нужном падеже с предлогами и без предлогов.

Например:

Карточка.

Низкий уровень. Составь и запиши словосочетание, поставив существительные в родительном падеже с предлогами и без предлогов по образцу:

Ароматного яблока, добежать до автобуса,

Средний уровень. Составь и запиши словосочетание, поставив существительные в родительном падеже с предлогами и без предлогов.

Аромат (яблоко), добежать (автобус), сюрприз (друг), кабинет (директор), изделие (золото), машинист (электровоз), работа (столяр), вернуться (деревня).

Достаточный и высокий . Составь и запиши словосочетание, поставив существительные в родительном падеже с предлогами и без предлогов. С двумя из них придумайте предложения.

Аромат (яблоко), добежать (автобус), сюрприз (друг), кабинет (директор), изделие (золото), машинист (электровоз), работа (столяр), вернуться (деревня).

Дифференциация заданий по объему учебного материала

Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся с достаточным и высоким уровнем обучаемости выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Дифференциацию по объёму сочетаю с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных, предлагаю творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основными, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам

задания в виде карточек, перфокарт. Подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.

Например:

    По столбу высотой 6 м ползёт вверх улитка. За день она поднимается на 4 м, а за ночь опускается на 3 м. Сколько времени ей понадобится, чтобы добраться до вершины?

    Сколько нулей содержит число сто пятьдесят миллионов?

5, 6, 7, 8, 9

    Попрыгунья стрекоза половину времени каждых суток красного лета спала, третью часть времени каждых суток танцевала, шестую часть пела. Остальное время решила посвятить подготовке к зиме. Сколько часов в сутки она готовилась к зиме?

    Между некоторыми цифрами 1 2 3 4 5 поставить знаки действий и скобки так, чтобы значение равнялось 40.

    Во дворе находятся куры и поросята. У них 5 голов и 14 ног. Сколько было кур и поросят?

    В двух коробках лежало по 36 карандашей в каждой. Из одной коробки взяли столько же карандашей, сколько осталось. Сколько карандашей осталось в двух коробках?

    Если на каждую полку поставили по 30 книг, то останется 10 книг. А если на каждую полку поставить по 25 книг, то останется 50 книг. Сколько было полок?

    Какие цифры надо поставить вместо звёздочек в примере?

_ **** _ 1*7*

*** *3*2

1 5314

    «Поработаем на ЭВМ»

Какое число было заложено в машину?

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся

При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работу организую следующим образом. Знакомлю учащихся с заданием, выясняю его смысл и правила оформления. После этого учащиеся с высоким уровнем учебных достижений приступают к самостоятельному

выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы учащиеся со

средним уровнем учебных достижений начали работу самостоятельно, а школьники с низким уровнем обучаемости, выполняют задания под руководством учителя. Этап проверки провожу фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для учащихся с высоким и достаточным уровнем учебных достижений предусмотрена самостоятельная работа, для среднего уровня самостоятельная работа проводится после анализа, под руководством учителя. Для детей с низким уровнем учебных достижений – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком уровне им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся

Такой способ, в отличие от дифференциации по степени

самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь в виде:

    вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

    «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске).

На карточках я предлагаю различные виды помощи:

    запись алгоритма выполнения того или иного задания по предмету;

    справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы, таблицы;

    наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись

    задачи, графическая схема, таблица и др.)

    дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов, указание на какую-нибудь деталь, существенную для выполнения задания;

    вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

    начало выполнения или частично выполненное задание.

Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом. Например:

для закрепления правил о порядке арифметических действий для учеников с низким уровнем учебных достижений предлагаю в помощь теоретическую справку:

1.Карточка - памятка

2. При решении примеров вида:

78: 3

Учащимся с низким уровнем учебных достижений и тем, кто затрудняется в решении примеров такого вида, предлагается памятка :

    Представь делимое в виде суммы удобных слагаемых: (60 + 18);

    раздели эту сумму на делитель.

    Дифференцированная помощь учащимся при решении задач.

Задача (Математика, 4 класс)

К празднику пекарю надо испечь 394 кекса. До обеда он испёк 84 кекса, а после обеда – шестую часть того, что испёк до обеда. Сколько кексов ещё надо испечь пекарю?

Учащимся с низким уровнем предлагается план решения задачи :

Реши задачу по плану:

1. Найди, сколько кексов испёк пекарь после обеда.

2. Затем узнай, сколько всего кексов испёк пекарь?

3. Прочитай вопрос задачи, ответь на него.

3.4. Формирование детей в группы

Дифференцированное обучение предполагает разделение учащихся на группы по каким-либо признакам.

В группы детей формирую по способу обученности, а так же на основании индивидуальных особенностей, способностей, интересов.

1 группа – это учащиеся с высоким уровнем учебных возможностей и высокими показателями успеваемости. Сюда включаю учащихся со средними учебными возможностями, но достаточно сильной мотивацией учения и высоким уровнем развития познавательного интереса к предмету.

Цель работы с группой:

    развитие интеллектуальных качеств личности, самостоятельности и

нестандартности мышления;

    совершенствование предметных умений и навыков;

    развитие навыков творческой, исследовательской деятельности;

    формирование потребности в самостоятельной познавательной деятельности;

    овладение навыками саморефлексии.

2 группа – входят в нее учащиеся со средними показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособности, учебной мотивации, интереса, средними показателями успеваемости.

Цель работы с группой:

    развитие познавательных процессов;

    создание психолого-педагогических условий для перехода на более высокий уровень;

    формирование и развитие умений и навыков по предмету в соответствии с программой.

3 группа – ее составляют учащиеся с низкими познавательными способностями, низким уровнем сформированности познавательного интереса, низким уровнем мотивации учения, низкими показателями успеваемости по предмету.

Цель работы с группой:

    формирование и коррекция мотивационных установок на учебную деятельность;

    развитие навыков умственного труда, позволяющих полностью усвоить базисные знания и создающих возможности для перехода на второй уровень;

    развитие интеллектуальных качеств, произвольного внимания и восприятия, осознанного мышления, логической памяти.

Осуществляя групповую дифференциацию, считаю необходимым создание благоприятной атмосферы для учащихся, чтобы учебный процесс был мотивированным, ребенок учился согласно своим индивидуальным возможностям и способностям.

3.5. Приемы организации дифференцированной работы с учащимися, которые я использую в практической деятельности

В своей работе я использую следующие приемы:

    групповые формы проведения урока;

    подбор разноуровневых заданий на уроках;

    подбор разноуровневых домашних заданий;

    использование карточек – памяток, карточек – помощниц с

различными видами помощи: показ способа решения, образец оформления записи, схемы, таблицы, наглядные опоры, вспомогательные наводящие вопросы, начало решения задачи или его план;

    организация внеклассных мероприятий с учетом области интересов учащихся.

Нельзя говорить о дифференциации, не затронув вопрос о

домашнем задании .

Единое домашнее задание не способствует продвижению в развитии детей. Ориентация на среднего ученика использует лишь 15% возможностей сильного, а перегрузка слабого составляет 50%. Домашнее задание на сильного ученика толкает слабого к невыполнению недоступного. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, способствует развитию его личных качеств, повышает мотивацию учения. Следовательно, важной задачей учителя является продуманное дифференцированное домашнее задание.

В своей работе я использую дифференцированное домашнее задание в следующих случаях:

    при прохождении темы, когда встречаются довольно сложные понятия;

    при обобщении пройденной темы и подготовке к итоговым работам.

Реализую следующие цели:

    закрепление знаний, умений и навыков;

    развитие логического мышления, орфографической зоркости;

27

    формирование самостоятельности, самоконтроля – ответственного отношения к учебному труду;

    учет индивидуальных различий учащихся.

Предлагая дифференцированные домашние задания, учитываю:

    способность к учебной деятельности (быстро ли усваивает учебный материал, глубоко ли осмысливает);

    умеет ли выразить свою мысль;

    познавательную активность (проявляет ли интерес к знаниям);

    организованность в работе (умеет ли доводить начатое дело до конца);

    отношение родителей к учебе ученика, к советам учителя.

Дифференциация домашнего задания требует вдумчивой, кропотливой работы, творческой подготовки учителя к каждому уроку, знания индивидуальных особенностей учеников.

Знание индивидуальных особенностей учащихся позволяет мне обеспечить наиболее целесообразный характер учебной деятельности каждого школьника в процессе выполнения домашнего задания. Поэтому объем и характер задания подбираю с ориентировкой на средний уровень подготовленности учащихся. Затем дифференцирую его: для детей с высоким и достаточным уровнем учебных достижений даю дополнительные смысловые нагрузки, задания, требующие творческого поиска. Для учащихся с низким уровнем учебных достижений продумываю определенные меры помощи.

Примеры домашнего задания с учетом индивидуальных особенностей учащихся, которые я использую в работе

Математика

    При решении примеров

36: 4 3 9 4 – 28 (73 – 45) : 7

27: (12: 4) 12 + 4 7 (61 – 29) : 8

32: 8 9 51 – 28: 7 (80 – 56) : 6

Учащимся с низким уровнем для закрепления правил о порядке

28

арифметических действий предлагаю в помощь теоретическую справку:

Карточка - памятка

ПОМНИ!

    Если в выражениях без скобок указаны действия сложения и вычитания, умножения и деления, то сначала выполняют по порядку умножение и деление, а затем сложение и вычитание.

    В выражениях со скобками первыми выполняют действия над числами, записанными в скобках.

Для учеников с высоким и достаточным уровнем даю дополнительное задание: выписать лишь те выражения, значение которых делится на 4.

    При решении задач использую различные формы оказания помощи учащимся.

Низкий уровень учащихся: предлагаю краткую запись и чертеж :

Лип ___________ - 48 д. ?д.

Тополей ___ - ?д. в 3 меньше.

Запиши решение.

Проверь решение, заполнив пропуски :

: = + =

даю творческое задание: внести в изменение в условие задачи так, чтобы вместо действия деления, надо было выполнить действие сложения.

    Использую разноуровневые задания

    Карточка

Низкий уровень : Прочитай задачу, реши ее.

Ученики собрали в саду за один день 3 корзины яблок, по 20 кг в каждой, и 2 корзины груш, по 18 кг в каждой. Сколько всего фруктов собрали ученики?

29

Высокий и достаточный уровень

изменить вопрос так, чтобы задача при той же норме решалась выражением: (a b + с d) k

    Карточка

1 группа - учащиеся с высоким и достаточным уровнем

Начертить квадрат и прямоугольник с одинаковой площадью.

2 группа. - средний уровень учебных достижений учащихся

Начертить прямоугольник с площадью 12 квадратных сантиметров

(3 варианта).

3 группа - учащиеся с низким уровнем

Найти площадь прямоугольника со сторонами 7см и 3 см.

3) Карточка

Низкий уровень . Реши задачу

Площадь прямоугольника равна 24 см 2 . Ширина прямоугольника 4 см. Чему равен периметр прямоугольника?

Средний уровень учащихся . Реши задачу.

Площадь прямоугольника 32 см 2 . Какова длина и ширина прямоугольника, если ширина в 2 раза короче, чем длина?

Достаточный и высокий уровень . Реши задачу.

Периметр прямоугольника равен 26 см, площадь – 42см 2 .

Определи его длину и ширину.

Русский язык

    Тема. Однородные члены предложения. 4 класс

Низкий уровень . Найди границы предложений. Запиши текст, расставляя знаки препинания.

Стояла осень листья в саду облетели охотники разожгли костёр на сковородке жарилась картошка и от неё шёл вкусный запах вдруг в траве сердито засопел какой-то зверь он высунул из травы чёрный нос и долго нюхал воздух нос дрожал от жадности кто бы это мог быть из зарослей вылез маленький барсук. 30

Средний уровень . Найти предложения с однородными членами предложения, записать, расставляя знаки препинания.

Достаточный и высокий. Из первых двух предложений составить одно сложное, используя соединительный союз. Записать текст, расставляя знаки препинания.

    Русский язык, 4 класс

Низкий уровень . Дополнить предложения однородными членами, используя слова для справок.

Воздух в лесу пахнет осенней листвой и осенней… . Скоро взойдёт над рекой осеннее солнце. Ночью и … таскает ёж в нору сухие … и мягкий … .Уже улетели ласточки,…, … . Остаются зимовать тетерева,…, … .В дальний путь отправляются гуси, длинноногие… .

Слова для справок: листья, мох, сыростью, грачи, утки, днём, синицы, дятлы, грибы, цапли.

Средний уровень . Списать текст, дополняя его однородными членами, используя слова для справок. Определить, какими членами предложения являются однородные члены предложения.

Списать текст, дополняя его однородными членами. Дополнить ещё 2 - 3 предложения к данному тексту.

    Карточка.

Достаточный и высокий уровень . Прочитайте предложения. Расположите их по порядку так, чтобы получился связный текст.

Дети ходили в рощу за цветами и ягодами. За дачей тянулась роща. По дну оврага бежал и весело журчал ручей. За рощей был глубокий овраг. В роще распевали соловьи, дрозды, скворцы.

Средний уровень . Прочитайте предложения. Расположите их по порядку так, чтобы получился связный текст. Ориентируйтесь при этом на цифры в таблице, которые обозначают вид однородных членов и их количество в каждом предложении.

31

Номер предло

жения

Однородные члены предложения

подлежащее

Сказуе

мое

Второсте

пенные члены

1

-

-

-

2

3

-

-

3

-

-

2

4

-

-

-

5

-

2

-

Низкий уровень. Прочитайте текст, спишите. В выделенных предложениях подчеркните однородные члены предложения.

За дачей тянулась роща. В роще распевали соловьи, дрозды, скворцы. Дети ходили в рощу за цветами и ягодами. За рощей был глубокий овраг. По дну оврага бежал и весело журчал ручей.

    Карточка.

Низкий уровень . Составьте предложения из данных слов, запишите.

Спряталось, солнце.

Средний уровень. Составьте предложения из данных слов, запишите только те предложения, в которых есть однородные члены предложения. Составить схему последнего предложением.

Спряталось, солнце.

Зяблики, малиновки, затихли, овсянки.

Дятлы, посвистывают, горихвостки, сонливо.

Пеночки, голос, прозвенел, звонкий.

Иволга, и, протяжно, прокричала, печально.

Достаточный и высокий уровень.

Составьте предложения из данных слов, запишите только те предложения,

32

в которых есть однородные члены предложения. Составьте к ним схемы.

Спряталось, солнце.

Зяблики, малиновки, затихли, овсянки.

Дятлы, посвистывают, горихвостки, сонливо.

Пеночки, голос, прозвенел, звонкий.

Иволга, и, протяжно, прокричала, печально.

    Карточка.

Низкий уровень . и, а, но . Поставьте, где нужно запятые.

Поднялся сильный ветер (?) не разогнал тучи. Ребята ходили в лес за грибами (?) за ягодами. Листья летели, кружились, (?) усыпали дорожки. Вчера мы хорошо работали (?) весело отдыхали. Эта работа трудная (?)

интересная. Сегодня мы трудились(?) не отдыхали.

Средний уровень. Спишите текст. Вставьте подходящие по смыслу союзы и, а, но . Поставьте, где нужно запятые. Подчеркните грамматическую основу первого предложения.

Поднялся сильный ветер (?) не разогнал тучи. Ребята ходили в лес за грибами (?) за ягодами. Листья летели, кружились, (?) усыпали дорожки.

Вчера мы хорошо работали (?) весело отдыхали. Эта работа трудная (?) интересная. Сегодня мы трудились(?) не отдыхали.

Достаточный и высокий уровень. Спишите текст. Вставьте подходящие по смыслу союзы и, а, но . Поставьте, где нужно запятые. Установить связь слов во втором предложении.

Поднялся сильный ветер (?) не разогнал тучи. Ребята ходили в лес за грибами (?) за ягодами. Листья летели, кружились, (?) усыпали дорожки. Вчера мы хорошо работали (?) весело отдыхали. Эта работа трудная (?) интересная. Сегодня мы трудились(?) не отдыхали.

33

Тема. Части речи . 4 класс

Имя существительное .

    Карточка.

Низкий уровень . Запиши текст, укажи число имен существительных.

Кедр

Средний уровень.

    Запиши текст, укажи число имен существительных.

    Разбери по составу существительное орешками.

Кедр – хвойное дерево. Этот великан растет в тайге. В шишках кедра мелкие орешки. Орешками питается таежный житель.

Достаточный и высокий уровень.

1) Запишите, изменив, где это возможно, число имен существительных (творческая работа).

2) Разбери по составу существительное орешками.

Кедр – хвойное дерево. Этот великан растет в тайге. В шишке кедра мелкий орешек. Орешком питается таежный житель.

2. Карточка.

Низкий уровень . Записать сначала существительные с окончанием – е, а затем с окончанием – и.

Стоять в карауле, служить в армии, ехать на лошади, родиться в Украине, не чувствовать боли, идти по аллее, рассказать о герое, найти в гербарии, беспокоиться о здоровье, подойти к двери.

Средний уровень. Записать, вставив окончание имен существительных.

Стоять в караул…, служить в арми…, ехать на лошад…, родиться в Украин…, не чувствовать бол…, идти по алле…, рассказать о геро…, найти в гербари…, беспокоиться о здоровь…, подойти к двер… .

34

Достаточный и высокий уровень . Записать, вставив предлог и окончание имен существительных.

Стоять… караул…, служить… арми…, ехать … лошад…, родиться … Украин…, плакать … бол…, идти … алле…, рассказать … геро…, найти … гербари…, беспокоиться … здоровь…, подойти … двер… .

Глагол

    Карточка.

Низкий уровень . От данных слов образуйте однокоренные глаголы в неопределённой форме по образцу: Мороз – морозить, …

Средний уровень . От данных слов образуйте однокоренные глаголы в неопределённой форме. Определите их спряжение.

Мороз, оборона, дежурный, обед, ужин, рисунок, салют, беседа, желание, победа, путешествовать, работа, свобода, сочинение.

Достаточный и высокий уровень . От данных слов образуйте однокоренные глаголы в неопределённой форме. Определите их спряжение, с тремя из них составьте словосочетания.

Мороз, оборона, дежурный, обед, ужин, рисунок, салют, беседа, желание, победа, путешествовать, работа, свобода, сочинение.

    Карточка.

Низкий уровень . Определи спряжение глаголов, выдели окончания.

Средний уровень .

    Определи спряжение глаголов, выдели окончания.

Носят, куют, строят, собирают, поют, иду, едут, решаем, кричит, горит, носят, читаете, тает, расцветают, смотрят.

35

2. Образуй глаголы в форме 2-го лица единственного и множественного

числа настоящего времени. Укажи спряжение, выдели окончание.

Учить - …

Рисовать – …

Достаточный и высокий уровень .

1. Определи спряжение глаголов, выдели окончания.

Носят, куют, строят, собирают, поют, иду, едут, решаем, кричит, горит, носят, читаете, тает, расцветают, смотрят.

    Образуй глаголы в форме 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени. Укажи спряжение, выдели окончание.

Учить - …

Рисовать – …

Тема: Состав слова. Корневые орфограммы.

Единая познавательная цель: работа над корневыми орфограммами.

Карточка

Низкий уровень . Списать, рядом написать проверочное слово.

В…сёлый, к…рмить, тра…ка, доро…ка, м…рской, б…жать, стр…ла, ска…ка, п…лить, см…треть.

Средний уровень. Записать однокоренные слова

П…левой, .д…р…вянный, зол…то, сне…, в…сёлый, м..рской, стр…ла.

Достаточный и высокий уровень .

Исправить ошибки, объяснить.

На трове, на зелини диревьев сверкала раса.

36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для развития каждого ученика.

Использование технологий дифференцированного обучения позволяют мне создавать благоприятные условия для активной мыслительной деятельности обучающихся, дает возможности для развития творческой личности, осознающей конечную цель и задачи обучения.

Наблюдая за деятельностью учащихся на уроках, отмечаю, что дети стали более активными, происходит развитие коммуникативных навыков, логического мышления, познавательного интереса к изучаемым темам учебных дисциплин.

Дети активно принимают участие в предметных олимпиадах разного уровня и занимают призовые места.

37

ЛИТЕРАТУРА

1. Ю. О. Бабанский. О дидактических основах повышения эффективности обучения. Народное образование, 1986, № 11 - с.105-111

2. А. А. Бударный. Влияние самооценки на успешность обучения в младшем школьном возрасте. Педагогика, 2007 - с.1 – 25.

3. С. А. Рубинштейн. Вопросы психологии, №4, 1989 – с.74

4. Унт Ише. Индивидуализация и дифференциация обучения.

М., Педагогика. 1990 – с. 192

5. В.В. Фирсов. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов. М., 1992 – с. 117

6. Д. Брунер. Психологи познания, Москва, 2008 – с.482

7. И. Я. Лернер. Внимание технологии обучения. Педагогика N3,1990г. с.138

8. З. И. Калмыкова. Индивидуализация и дифференциация процесса обучения, Педагогика, 2009 – с.46

9. Л. С. Выгодский. Мышление и речь, Психология, 1964 - с. 173

10. В. В. Давыдов Индивидуализация и дифференциация процесса обучения, Педагогика, №1, 1995 – с.7

11. Ш. А. Амоношвили. Личностно – гуманная основа педагогического процесса, Минск, 1990 – с. 102

12. Е. С. Рабунский. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников, Педагогика, 1975 – с. 76

13. А. А. Кирсанов. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема, Педагогика, 2003 – с.94

14. И. К. Глушков. Использованием дифференцированных заданий, Начальная школа №4 1992 – с. 29

38

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………. 3

    ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

1.1Сущность дифференциации обучения..……………………........... …..5

1.2 Способы организации дифференцированного обучения в школе………6

II . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. Индивидуальные особенности как психологическая основа дифференцированного обучения в начальной школе……………….............. 9

2.2. Структура, критерии и показатели оценки динамики развития индивидуальных особенностей ………………………………………………10

2.3. Психологическое обоснование организации дифференцированного обучения в школе……………………………………………………………….12

III . ТЕХНОЛОГИЯ ВНУТРИКЛАССНОЙ

ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ

3.1. Определение технологии внутриклассной дифференциации, ее особенности и специфика………………………………………………………15

3.2. Этапы проектирования технологии внутриклассной дифференциации обучения…………………………………………………………………………15

3.3. Направления дифференцированного обучения………………………… 16

3.4 . Формирование детей в группы……………………………………………26

3.5. Приемы организации дифференцированной работы с учащимися, которые я использую в практической деятельности……………………… 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 40

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..........42

ПРИЛОЖЕНИЯ

    Урок 1 Русский язык и внеклассное чтение «Предложение». «Царствует в природе осень»………………………………………………………………43

    Урок 2 Русский язык и внеклассное чтение «Однородные члены предложения». «Осенние хлопоты»…………………………………………... 50

    Урок 3 Математика «Сложение и вычитание величин» …………………58

    Внеклассное мероприятие. Игровая программа

«По экологической тропе» …………………………………………………63

Технология дифференцированного обучения в начальной школе.

Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Что же надо сделать, чтобы дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно? Ведь необходимо, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Многолетняя практика убедила нас в том, что учитель на начальном этапе обучения должен дать хорошие знания, которые станут фундаментом для дальнейшего обучения. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных способностей обучающихся при дифференцированном подходе. «Начальная школа XXI века» дает прекрасные возможности для реализации дифференцированного обучения младших школьников. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учитывать индивидуальный темп и успешность обучения каждого ученика, уровень его общего развития. Понимание того, что «пусть я не умею, но я научусь», является основным принципом деятельности учащихся. Цель дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся. Индивидуализация и дифференциация обучения, включает в себя: создание атмосферы взаимоуважения в отношениях учитель-ученик, ученик-учитель, научность, ориентация обучения на свободу ребёнка и его самоопределение, психологический комфорт на уроке, системность обучения, стимулирование творческой и познавательной деятельности, учет в процессе обучения не только умственных способностей, но и эмоциональной сферы детей. Организация учебно-воспитательного процесса при индивидуализации и дифференциации в обучении включает в себя несколько этапов. Определение критериев, по которым определяется несколько групп обучающихся для дифференцированной работы. Проведение диагностики, (беседы, наблюдения, тесты), разноуровневых проверочных работ. Распределение детей по группам с учетом диагностики. Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп. Реализация индивидуального и дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока. Диагностический контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий. Дифференциация обучения широко применяется нами на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. Используем на уроках: карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи; альтернативные задания для добровольного выполнения; задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности; задания, содержание которых найдено учеником. В практике своей работы часто используем уроки- консультации. Они позволяют работать индивидуально с каждым учеником. Для таких уроков готовятся разноуровневые карточки с заданиями на «3»; на «4»; на «5». Ученики выполняют задания, сверяются с ответами. Если ответы совпадают, то и консультация им не нужна. Если ученику, что-то не понятно, то он просит консультацию у учителя. Работы оцениваются с учетом полученных консультаций. Положительные результаты таких уроков- консультаций на лицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников, но и способствуют мыслительной деятельности учащихся. Также используем карточки- помощники. Они являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающим уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. На карточках могут использоваться различные виды помощи: образец выполнения задания, показ способа решения, образец рассуждения; алгоритмы, памятки; иллюстрации, краткая запись, план решения. Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться по выбору. Дифференциация применяется в различных звеньях процесса обучения. Особое внимание уделяем групповой работе. Например, взаимодиктанты на уроках русского языка и математики где учащиеся играют роли учителя и ученика. При изучении таблицы умножения: произведение чисел 2 и 8; 6 увеличить в 7 раз; уменьшаемое 28, вычитаемое 9. Найди разность; сумму чисел 32 и 18 уменьшить в 5 раз. На уроках литературного чтения предлагаем такие задания. «Вопрос другу», «Составь кроссворд», «Узнай героя». Групповая форма работы создает условия для формирования ключевых компетенций личности уже в начальной школе, таких как коммуникативная, информационная, умение работать в команде. Переходным этапом к проведению групповой работы является работа в парах. При работе в паре каждый ученик должен объяснить. Какой вариант ответа он выбрал и почему. Таким образом, работа в парах (позже - четверках) ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности, развивает умение слушать и слышать. В ходе такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей деятельности. В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается постепенно на практике. Не следует переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы. Особенности групповой работы: Класс делится на группы с учетом индивидуальных особенностей детей, для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает своё, определенное задание. Задание составляется и выполняется так, чтобы оценить вклад каждого участника группы. Состав групп меняется. Процесс групповой работы строго регламентирован во времени. Все сказанное лишь еще раз подтверждает значимость групповой формы работы на уроке в начальной школе как основы организации диалогового обучения. Так как подобная организация создает комфортные условия для общения учащихся, позволяет строить диалог между учащимися, а также между учащимися и педагогом, что активизирует обратную связь. Способствует развитию познавательной самостоятельности, повышению уровня самооценки, развитию творческих способностей ребёнка. Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности учащихся. В процессе их выполнения учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания, например, на поиск второго, третьего, способа решения задачи или её элемента. Например, на уроках чтения разным ученикам предлагаются различные виды пересказа: кто-то может пересказать «близко к тексту», кто-то может рассказать с опорой на картинки, но есть и такие дети, которым пересказ совсем не дается. В этом случае используются иллюстрации-слайды. Помимо картинки они содержат текст с некоторыми пропущенными словами. Ребенок, после прочтения текста и его анализа смотрит на иллюстрацию, вспоминает содержание, помощником ему выступает текст, подписанный снизу. Однако некоторые (важные) слова в тексте пропущены. Ученик должен сам вспомнить их и вставить в свой рассказ. После такой работы многие ребята уже переходят к пересказу с опорой на картинки, ну а следующая цель - пересказ «близко к тексту». Творческими работами развивающего характера могут быть домашние работы по составлению докладов на определённые темы, подготовка к олимпиадам, сочинение игр, сказок, спектаклей.Развивать творческие способности можем на любых предметах. На уроках возможно применение игровых приемов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Например, при создании ситуации выбора. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблём. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, проще средний, ещё проще маленький. Но даже если будете спасать маленький корабль, всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Основная цель использования технологии уровневой дифференциации - обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным. Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями: − создание атмосферы, благоприятной для учащихся; − активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; − чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; − чтобы имел представление о том, чего от него ждут; − обучающимся предлагается усвоить программу соответствующую их возможностям (каждому «взять» столько, сколько он может). Дифференцированный подход к обучению школьников - это важнейший принцип обучения и воспитания. Оно означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных и творческих занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. И будем помнить, что «приемы педтехники - каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе - совершенствуется». (А. Гин).

Технология дифференцированного обучения в начальной школе.

Обезличенность сродни насилию:

то и другое разрушает человека,

делает его несчастным,

мешает быть успешным.

Современные педагогические технологии должны отвечать требованиям

Гуманности,

Эффективности,

Наукоемкости,

Универсальности,

Интегрированности.

Целью работы любого педагога является повышение уровня обученности учащихся и качества их знаний, осуществление личностного развития учащихся и воспитание адаптированного, коммуникативного, толерантного, умеющего применять свои знания в жизни человека.

Перед учителем встают задачи:

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе.

Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов

выполнения заданий без боязни ошибиться.

Качественной отработки уровня обязательной подготовки учащихся, а также своевременного выявления и ликвидации возможных пробелов.

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения.

Создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее универсальным является дифференцированный подход к обучению. Его главная отличительная черта - особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Понятие “Дифференцированное обучение” в переводе с латинского “different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени. Вопрос дифференциации обучения и воспитания не раз рассматривался на педсоветах и в работе методических объединений коллектива нашей школы, и мы пришли к выводу, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

Работая в сельской школе, где из-за малой наполняемости все дети учатся в одном классе с разным уровнем развития и подготовки к школе, я убедилась в том, что, располагая большим по объёму и разным по уровню сложности материалом, необходимо дифференцировать задания и подходить индивидуально в выборе методов и приёмов работы. Применяя такую технологию работы, я сумела повлиять на активизацию учебного процесса, положительную работу в классе и дома, так как появилось соревнование между детьми и чувство сопереживания, стремление личности к творчеству, повышению самооценки.

Дифференцированное обучение в начальной школе.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует:

изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей обучающихся;

определения критериев деления обучающихся на группы;

умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при индивидуальном руководстве;

умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;

перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и групповое), направленного на руководство учебным процессом;

умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.

Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую возможность проявить себя.

С психологической точки зрения цель дифференциации – индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.

С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной мотивационной основе.

В психолого-педагогической, дидактической и методической литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:

Обучение детей, различных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям – сложная задача, стоящая перед нами, учителями. Решить невозможно без дифференцированного подхода к их обучению. При любом коллективном или фронтальном обучении усвоение знаний и умений происходит индивидуально в соответствии:

- с уровнем работоспособности и темпом учащихся;

- с особенностями восприятия, памяти, мышления.

Цель дифференцированного подхода – приспособить условия обучения к особенностям различных групп учащихся.

Для обеспечения дифференцированного подхода к учащимся при проведении контрольных работ текст каждой работы представлен в нескольких вариантах по уровню сложности. Дети в классе уже заметили, что 1вариант легче 2-го и 3-го.

Использование дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере, адаптировать весь учебный процесс к особенностям школьников, стимулировать процессы самопознания и самоопределения личности.

Различные приемы дифференциации могут быть использованы на уроке математики, на этапе закрепления изученного материала. Они предполагают дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, объему. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, можно дифференцировать по:

1. степени самостоятельности учащихся;

2. характеру помощи учащихся;

3. форме учебных действий.

по уровню творчества . Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия, создавать новый продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий. Например:

· поиск закономерностей;

· классификация математических объектов;

· преобразование математического объекта в новый;

· задания с недостающими или лишними данными;

· выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения;

· самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др.;

· нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости предлагаю репродуктивные задания, а ученикам с высоким и средним уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить задания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Например.

Дана задача: «В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых яблока. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?»

Задание для 1-й группы:

Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

Задание для 2-ой группы:

Решите задачу двумя способами.

Задание для 3-й группы:

Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.

Дифференциация учебных заданий по уровню трудности. Такой способ предполагает следующие виды усложненных заданий для наиболее подготовленных учащихся:

· усложнение математического материала (однозначные, двузначные числа);

· увеличение количества действий в выражении или в решении задачи;

· выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию;

· использование обратного задания вместо прямого;

· использование условных символов вместо чисел или отдельных цифр.

Например. Найдите значение выражений.

1-я группа. 2-я группа. 3-я группа.

28:2+3 28:2+56:8 28:2+(50+6):8

45-7·3 5·9-7·3 (35-30)·9-7·3

Усложнение заданий в данном случае заключается не только в увеличении количества действий, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.

1-я и 2-я группа. Сравните числа: 3-я группа.

54 и 7 63 и 64 КС и Н К3 и К4

9 и 26 52 и 32 9 и РС 5Н и 3

Это задание требует от учеников умений выйти на обобщение способа поразрядного сравнения чисел.

Дифференциация заданий по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

В качестве дополнительных можно предложить творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера.

Например: основное задание: «Найдите значения выражений».

15-7 14-9 16-9

13-8 12-6 11-8

Дополнительное задание: «Найдите сумму ответов в каждом столбике».

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для различных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы 2-я группа детей начала работать самостоятельно. Ученики 1-й группы выполняют все задания под руководством учителя. Этап поверки проводится фронтально. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем учащимся, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются:

· помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

· помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций).

Остановлюсь более подробно над особенностями работы с карточками-помощницами.

Учащимся 3-й группы предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня . Карточки-помощницы могут быть одинаковыми для всех, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут быть использованы различные виды помощи:

· образец выполнения задания: показ образца рассуждения и оформления;

· справочные материалы: правила, формулы; таблицы единиц длины и т.п.;

· алгоритмы, памятки, планы, инструкции;

· наглядные опоры, иллюстрации, модели;

· дополнительная конкретизация задания;

· вспомогательные вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

· план решения задачи;

· начало решения или частично выполненное решение.

Например. Задача. «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»

Покажу, как проводится самостоятельная работа над этой задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи.

Дифференциация работы по форме учебных действий . При организации работы с математическим материалом детям, нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривать производимые операции, например, шепотом рассказывать самому себе, как нужно вычислять; объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей. При работе над вычислительными приемами одним детям достаточно иллюстрации в учебнике или на доске, а другим необходимо выполнить операции со счетными палочками.

Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться ученикам на выбор.

Домашние задания на уроках также можно дифференцировать. Единое домашнее задание не способствует продвижению младших школьников. Доступность домашнего задания укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению определенными навыками.

В условиях осуществления дифференцированного обучения домашняя работа является органическим продолжением классной работы и осуществляет адресную функцию. Первая группа заданий традиционные задания, в частности, работа с текстом, иллюстрациями, подготовка пересказа текста, ответы на вопросы после текста. Эти задания должны выполняться всеми учащимися. Вторая часть заданий – обязательная для группы «сильных» учащихся. Им даются конкретные дополнительные задания, выполнение которых обязательно. Например, подготовить небольшое сообщение на заданную тему, найти ответы на дополнительные вопросы, продумать дополнительные доказательства. Третья группа заданий – задания для желающих их выполнить, для учащихся, которые имеют особый интерес к изучению предмета.

Все эти приемы позволяют дифференцированно подходить к учащимся, превратить учеников из объектов в субъекты, а все в целом – активизировать познавательную деятельность учащихся.