Для чего нужна и как работает автоматика на газовых котлах старого образца. Принцип работы гбо Что лучше использовать метан или пропан

06.05.2020

В данной статье вы узнаете нюансы о том, как установить ГБО 2 поколения на инжектор. В частности, какие трудности ожидают при установке. Как известно, второе поколение газобаллонного оборудования предназначено для работы с карбюраторными моторами.

В нем нет слежения за параметрами двигателя при помощи множества датчиков. При установке на инжекторный мотор потребуется адаптировать ГБО к системе управления ДВС. Другими словами, нужно использовать те элементы, которые присутствуют в ГБО 4-го поколения. А теперь настало время узнать, что вам необходимо для такой модернизации.

Основные сведения о газобаллонном оборудовании автомобиля

Как известно, установка газобаллонного оборудования происходит на автомобиль, в котором основная система питания - бензиновая или дизельная. Другими словами, вы после монтажа получаете двухтопливный двигатель. Для инжекторных моторов актуально использование систем четвертого и третьего поколения. Также подойдет идеально пятое поколение, но оно очень дорогое. Его стоимость - около двух тысяч долларов.

А цена газового насоса, который является основным элементом системы, равна примерно половине от стоимости всего комплекта ГБО. Самым дешевым оказывается ГБО второго поколения, его можно при желании адаптировать к эксплуатации на инжекторном двигателе. Правда, потребуется устанавливать дополнительный блок управления, производить его адаптацию к стандартному ЭБУ.

Основные компоненты газобаллонного оборудования

А теперь рассмотрим то, из чего состоит стандартный набор, который устанавливается на автомобили. Газобаллонное оборудование не может работать без специального штуцера, с помощью которого производится заправка топливом. Как правило, устанавливается он в задней части автомобиля либо рядом с заправочной горловиной бензинового бака. В багажном отсеке производится монтаж специального баллона, который имеет цилиндрическую или тороидальную форму, зависит от того, какой комплект ГБО 2 поколения вы приобретаете.

Последняя прекрасно помещаются в отсек для запасного колеса. Также для нормального функционирования системы газобаллонного оборудования необходима установка клавиши, в которую вмонтирован указатель остатка в баллоне газа. На нем имеется также встроенный переключатель топлива (газ-бензин). Для впрыска газа во впускной коллектор нужны специальные электромагнитные форсунки. В них подается под определенным давлением газовоздушная смесь. Через специальные шланги она поступает во впускной коллектор. Но перед этим необходимо произвести очистку газовой смеси, для чего нужно использовать специальный фильтр.

Для регулировки давления газа, поступающего к форсункам, следует использовать редуктор-испаритель. Это устройство, которое позволяет снизить давление, находящееся в газовом баллоне, до значения, необходимого для работы электромагнитных форсунок.

Принцип работы газобаллонного оборудования

Чтобы производить управление двигателем, который работает на газовой смеси, нужно использовать специальные устройство. В его основе лежит микроконтроллер, на который подаются сигналы от всех датчиков, используемых в двигателе внутреннего сгорания. Также можно использовать (в случае с модернизацией ЭБУ второго поколения) электронные системы управления двигателем, которые могут работать с двумя прошивками. Если у вас на автомобиле установлен микроконтроллер семейства "Январь" 5.1, можно без проблем установить комплект ГБО 2 поколения на инжекторный мотор.

Все необходимые датчики уже имеются на двигателе, потребуется только изменить прошивку электронной системы управления. Чтобы улучшить экономичность всей вашей системы, а также выдержать экологические нормы, необходимо адаптировать блок управления к лямбда-зонду. Газ, когда проходит по топливной магистрали, очищается фильтрующим элементом, затем поступает в редуктор. Он соединяется с системой охлаждения двигателя внутреннего сгорания и выполняет функции испарителя газового топлива.

Кроме того, с его помощью происходит регулировка давления топлива. После того как газ снизит свое давление, он поступает на форсунки. Стоит отметить, что ГБО 2 поколения на карбюратор имеет практически идентичные элементы с теми, которые ставятся на инжектор. Правда, имеется одно отличие. Газобаллонные системы второго поколения не имеют такой совершенной электронной начинки.

Процессы, протекающие в системе

Рассмотрим далее, какие процессы происходят в системе ГБО. Антифриз, который находится в редукторе, отдает тепло. Благодаря этому происходит нагрев газа. Он начинает переходить из жидкой формы в газообразную. Обратите внимание, что в газовый баллон вы заправляете жидкое топливо, так как оно находится под огромным давлением. Между редуктором и в которой смонтированы форсунки, расположен фильтрующий элемент для тонкой очистки. А теперь немного о том, что происходит в электронной начинке.

Микроконтроллер получает всю информацию от датчиков двигателя, установленных на автомобиле. Кроме того, он анализирует информацию с датчиков непосредственно системы газобаллонного оборудования. Произведя полный анализ, он делает управление топливоподачей максимально идеальной. В электронном блоке управления находится специальная топливная карта, адаптированная под работу на газе. ГБО 2 поколения на карбюратор не имеет электронной начинки, по этой причине у него расход газа намного выше, а надежность меньше. Если добавить к системе искусственный интеллект, то она становится более эффективной.

Система ГБО и зажигания

Далее необходимо произвести управление моментом зажигания. Как вы знаете, у сжиженного газа очень большое октановое число, намного выше, нежели у бензина любой другой марки. Представьте только, октановое число газа находится в интервале 105-110. Допустим, имеется двигатель, который работает только лишь на АИ-80. Если его заправить 98-м бензином, не произведя никаких корректировок угла опережения зажигания, то достаточно быстро двигатель выйдет из строя.

В первую очередь прогорают выпускные клапаны. Следовательно, в несколько раз падает мощность мотора. Можно сказать, что именно из-за этого многие и боятся использовать ГБО 2 поколения, цена которого на рынке составляет всего 7-10 тысяч рублей. А причина вот в чём. Дело в том, что 98-й бензин горит намного больше, нежели 80-й. Следовательно, он будет гореть еще некоторое время в выпускном коллекторе. Точно такая же история произойдет, если вы будете эксплуатировать автомобиль на газовом топливе, при этом не произведя корректировки угла зажигания.

Кроме того, на инжекторных двигателях это обязательно приведет к поломке каталитического нейтрализатора, так как выхлопные газы будут иметь очень высокую температуру. Из всего сказанного можно сделать вывод, что необходимо компенсировать долгое время сгорания газа путем более раннего его поджигания. Для этого необходимо увеличить угол опережения. Если все сделать так, как нужно, то газовоздушная смесь будет гореть только в цилиндре двигателя, в катализатор и выпускной коллектор уходить начнет только лишь сгоревшее топливо. Отсюда произойдет увеличение КПД мотора, уменьшение расхода газа, повышение полезной мощности.

Датчик массового расхода воздуха

Начать обсуждение того, какие элементы необходимо использовать в системе ГБО 2 поколения на ВАЗ, стоит с самого дорогостоящего элемента - датчика воздуха, проходящего через фильтрующий элемент к дроссельной заслонке. Блок управления двигателем внутреннего сгорания использует показания этого датчика, чтобы управлять работой системы впрыска. Исходя из данных, полученных от ДМРВ, электронная система управления считает количество топлива, которое необходимо подать для правильного смесеобразования.

Также вычисляется наиболее оптимальный угол опережения зажигания. Монтаж производится только лишь после фильтрующего элемента. А если точнее, то он находится между фильтром и дроссельной заслонкой. Именно здесь проходит поток чистого воздуха, который расходуется двигателем. Стоит заметить, что это один из самых дорогих элементов электронной системы управления двигателем и ГБО 2 поколения, цена ДМРВ составляет порядка двух тысяч рублей.

Устройство ДМРВ

Внутреннее устройство датчика представляет собой мелкую сеточку, в середине которой натянута платиновая нить. Последняя прогревается до температуры около 700 градусов за короткое время. Когда через нее проходит воздух, происходит незначительное охлаждение нити. По тому, на сколько градусов упала температура нити в сравнении с эталонным значением, измеряется количество воздуха, прошедшего возле неё. На выходе значение изменяется в интервале от 0 до 5 Вольт. Если нет расхода воздуха, двигатель заглушен, то на выходе ДМРВ будет напряжение ровно 1 Вольт. Если завести двигатель, через ДМРВ начнет идти воздух. Чем выше его расход, тем большее напряжение будет на выходе датчика.

Датчик давления во впускном коллекторе

Но установка ГБО 2 поколения на инжекторные моторы невозможна без подключения множества устройств контроля. Датчики давления, например, во впускном коллекторе, необходимы для правильной работы двигателя на различных оборотах. Это базовый элемент, который используется в системе управления любого двигателя, работающего на бензине. Его обязательно необходимо будет адаптировать с электронным блоком управления газового оборудования. Он позволяет рассчитать плотность воздуха, определить его расход, следовательно, происходит оптимизация процесса смесеобразования и топливоподачи двигателя. Этот датчик давления может быть прекрасной альтернативой для расходомера воздуха. Кроме того, существуют конструкции ЭБУ, в которых датчики давления используются вместе с расходомерами. Без них газобаллонное оборудование будет неправильно работать.

ДПДЗ

Это один из элементов, который обязательно нужно подключать к системе управления газобаллонным оборудованием. Это переменное сопротивление, позволяющее обеспечить в определенном интервале изменение напряжения. Монтаж датчика производится непосредственно на ось дроссельной заслонки, жестко с ней связан. Другими словами, воздействует на переменное сопротивление, изменяет выходное напряжение в зависимости от того, какое усилие водитель прикладывает к педали газа.

Конечно, перед эксплуатацией потребуется 2 поколения, инжектор должен работать по совершенно иной топливной карте, нежели на бензине. Когда дроссельная заслонка полностью закрыта, сопротивление датчика максимальное. А вот напряжение на выходе имеет минимальное значение. Когда водитель выжимать педаль газа, начинается постепенное открытие заслонки. Происходит увеличение напряжения и уменьшение сопротивления датчика. Когда заслонка открыта полностью, на электронный блок управления поступает максимальное значение 5 Вольт.

Обратите внимание, что в некоторых автомобилях могут использоваться ДПДЗ, в которых при максимальном открытии заслонки напряжение минимально. А при полном закрытии оно составляет 5 Вольт. Электронный блок управления анализирует скорость открывания заслонки и величину угла ее поворота. Сразу же происходит корректировка момента зажигания, а также увеличение количества топливовоздушной смеси, поступающей в рампу. Другими словами, сложной оказывается схема ГБО 2 поколения. Инжектор, адаптированный к ней, еще более усугубляет ситуацию.

Датчик положения коленвала

Это устройство необходимо для того, чтобы синхронизировать управления впрыском и зажиганием. Некоторые называют ДПКВ датчиком синхронизации. Кто-то даже именует его датчиком начала отсчета. Все три названия можно использовать, они верны. Без него невозможно произвести установку ГБО 2 поколения на инжектор. Выходные сигналы от этого устройства контролируют ЭБУ двигателя. Полученные данные используются для установки необходимого количество топлива, которое подается в камеру сгорания. Также определяется момент впрыска. В бензиновых моторах происходит установка угла опережения зажигания.

В случае если необходима регулировка фаз газораспределения, ДПКВ контролирует угол поворота распредвалов. Если имеется адсорбер и он работает, то производится регулировка времени его включения. Самыми популярными на сегодняшний день являются ДПКВ индуктивного вида. Редко используются устройства, в основе которых лежит Как вы поняли, смонтировать ГБО 2 поколения на ВАЗ окажется несложно, потребуется приобрести только блок управления, большинство датчиков уже стоят на двигателе.

Датчики температуры

В системе необходимо будет использовать два датчика температуры. Первый устанавливается в блоке двигателя внутреннего сгорания. С его помощью контролируется температура антифриза. Второй же необходимо смонтировать на корпус редуктора-испарителя. Причем принцип работы у датчиков температуры редуктора и антифриза полностью одинаков. Вся информация, которая поступает от них, в обязательном порядке используется электронной системой управления. С его помощью корректируются основные параметры работы системой ГБО 2 поколения, на инжектор установленного, в зависимости от температуры.

Лямбда-зонд

Это не что иное, как Он измеряет количество кислорода в выхлопной системе автомобиля. С его помощью обеспечивается экономичность и экологичность вашего мотора. Также он корректирует содержание воздуха и топлива в смеси, которая поступает в камеру сгорания. Причем корректировка происходит в различных режимах работы двигателя. Конечно, без него можно смонтировать ГБО 2 поколения на инжектор, если поставить специальный эмулятор. Правда, партия «зеленых» от ваших действий не будет в восторге. Также вы потеряете значительную часть мощности двигателя, уменьшите его КПД, увеличите расход топлива.

На газу готовить одно удовольствие – пламя хорошо и быстро нагревает блюдо до нужной температуры, при необходимости легко уменьшается нагрев. Но вот есть одно опасное природное свойство газа – воспламеняться и взрываться. Воспламенение мы и используем в маленьких пределах в своих целях. В больших же размерах оно нам совсем не нужно, не говоря уже про взрывоопасность – все это может привести к трагедии. Как решается данная проблема в газоиспользующих бытовых приборах? Ответ один – система газ-контроля. В большинстве современных моделей плит и духовок она имеется. Рассмотрим подробней ее работу.

Работает газ-контроль по следующему принципу. При возникновении утечки газа - непреднамеренном погасании пламени горелки специальный механизм полностью перекрывает подачу газа внутри газовой плиты, духовки, варочной поверхности. Таким образом, владельцам приборов с такой системой, можно не опасаться последствий сбежавшего молока, залившего и затушившего пламя. Газ будет перекрыт автоматически.

Технически этот механизм реализуется довольно просто. Основные элементы системы – термопара, провод, и электромагнитный клапан. Термопара – две проволочки из двух разных специальных металлов, сплавленные на конце между собой определенным образом. На сплавленном конце образуется ровный круглый шарик. Внешне сама проволока может быть в корпусе, но шарик всегда свободный. При его нагревании до определенной температуры на других концах (выводах) термопары возникает очень небольшой, но стабильный электрический сигнал. Он то и используется для различных целей – как в промышленности так и в быту. На производстве термопару обычно используют для измерения температур и автоматизации процессов. Тот же принцип применяется и в бытовых приборах. В нашем случае получаемый электрический сигнал подается на электромагнитный клапан, который в свою очередь открывает или прекращает подачу газа на нужные горелки. Термопара установлена так, что ее сплавленный шарик находится на границе пламени.

Электромагнитный клапан – встроенный, и связан с краном газового механизма конфорки. При наличии сигнала с термопары клапан давит на кран конфорки и держит его открытым. При внезапном погасании пламени (залило водой, кончился газ) термопара практически сразу остывает, сигнал на клапан не вырабатывается, клапан перестает поддерживать кран газопровода горелки, кран закрывается, перекрывая газ. Между собой термопара и электромагнитный клапан связаны специальным проводом в хорошей изоляции.

Весь механизм газ контроля сделан так, что после его срабатывания, нужно розжиг производить заново. У розжига плит с системой газ-контроля есть свой нюанс. Дело в том, что при розжиге требуется некоторое время для нагрева термопары. Обычно оно составляет 1-5 секунд, но у некоторых марок доходит и до 10-20 секунд. Поэтому нужно вручную недолго подержать ручку конфорки в нужном положении после загорания пламени, иначе еще холодная термопара сразу затушит его через всю систему газ-контроля. Данный нюанс и является практически единственным маленьким неудобством плит и духовок с системой газ-контроля. Хотя фактически он окупается за счет вашей безопасности.

Совет: иногда, на практике, время удержания рукоятки при розжиге значительно или незначительно увеличивается. Происходит обычно это через несколько лет эксплуатации. Довольно распространенная причина явления – загрязнилась термопара. Нужно просто аккуратно зачистить ее вывод у конфорки. Если улучшения нет – значит неисправна сама термопара, провод, или электромагнитный вентиль. Для их ремонта следует обратиться к специалистам.

Некоторые владельцы приборов с такой системой для уменьшения времени розжига прибегают к различным ухищрениям. Довольно часто фиксируют рукоятку крана розжига в нужном положении, чтобы вручную не нажимать на нее. Или же просто различными искусственными путями реализуют механическое давление электромагнитного клапана на перекрывающий кран подачи газа. Порой это дает свои результаты. Но нужно помнить, что вмешательство во внутреннее устройство газовых приборов снимает и перекладывает всю ответственность за возможные последствия с газообслуживающей организации на вас - в крайних случаях вплоть до уголовной.

В целом же система газ-контроль работает отлично и обеспечивает хорошую безопасность нашим хозяйкам, поварам, и семьям в целом. Практически все фирмы-производители (Гефест, Gorenje, Дарина, Siemens, Брест) сейчас предлагают модели с системой газ-контроля. На некоторых моделях газ-контроль установлен как в духовке, так и на верхних конфорках, на других – только на верхних варочных конфорках, с электро- или ручным розжигом. Главное – не ошибиться при выборе модели. При покупке плиты или духовки можно поинтересоваться у продавца – каково время розжига? Чем оно меньше, тем вам удобнее. Кроме того, многие крупные салоны имеют свою партнерскую лицензированную сеть для установки и обслуживания выбранной продукции.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Как известно, основным нагревательным элементом в большинстве современных отопительных систем выступает котел. Именно благодаря ему топливо преобразуется в тепловую энергию, которая передается теплоносителю и поступает в нагревательные приборы, такие как радиаторы. Важно понимать устройство газового котла отопления, изучить принцип его работы.

Принцип работы газового котла отопления, как становится понятно из его названия, основан на использовании газа как основного источника топлива. При этом идеальное устройство газовых котлов отопления должно быть таким, чтобы функционирование оборудование проходило с минимальными затратами, а вмешательство человека было минимальным.

О том, как работает газовый котел отопления и из каких элементов он состоит, далее и пойдет речь.

Разновидности и устройство газового котла

Перед тем как говорить непосредственно обо всех составляющих газового котла, требуется рассмотреть то, какие существует варианты этих отопительных устройств. Безусловно, все они имеют схожее строение, но, тем не менее, некоторые модели оснащены индивидуальными, характерными лишь для них особенностями.

Классификация котлов, функционирующих с помощью газа, является следующей:

  • образцы напольного и настенного типа. Если говорить об удобстве, то более приемлемым будет настенное оборудование, которое более характерно для частных построек. Основное достоинство напольного агрегата заключается в его гораздо большей мощности, вследствие чего с его помощью можно обогреть помещение с весьма существенной площадью. Такие модели очень часто эксплуатируются на производстве;
  • газовые котлы атмосферного и турбированного типа. Чтобы понять, как работает газовое отопление с атмосферным котлом, можно вспомнить принцип функционирования стандартной печи, где воздух из помещения поступает в специально предназначенный дымоход благодаря естественной тяге. Турбированные аппараты оснащены вентилятором, который входит в конструкцию, а камера сгорания топлива является полностью закрытой, поэтому все необходимое количество воздуха поступает с улицы (подробнее: " ");
  • механизмы с одним и двумя контурами. Устройство газового котла с одним контуром рассчитано так, чтобы это оборудование использовалось исключительно для обогрева комнат, в то время как приборы с двумя контурами способны также играть важную роль в системе водоснабжения, обеспечивая помещение горячей водой;
  • котлы, оснащенные обычной горелкой или горелкой модулируемой (детальнее: " "). Во втором случае мощность работающего оборудования регулируется автоматическим образом, благодаря чему можно значительно уменьшить расходы на топливо;
  • устройства, имеющие электронный или пьезокерамический поджиг. Первый вариант является более удобным, так как зажечь топливо в камере сгорания можно и без непосредственного участия хозяев, а во втором случае обязательно нужно при каждом запуске включать аппарат, нажимая определенную кнопку. Читайте также: " ".

Конструкция и принцип работы газового котла отопления

Как уже говорилось выше, по образу устройства большинство нагревательных котлов схожи между собой. Но для того чтобы понять, как пользоваться газовым котлом правильно, требуется, конечно же, знать, из каких структурных частей состоит это оборудование.

Основу стандартного котла на газу составляют следующие элементы:

  • прямоугольная газовая горелка . Эта конструкция включает в себя форсунки, которые и служат местом проведения газа внутрь камеры сгорания. Благодаря этим элементам пламя распределяется равномерно, что делает сгорание теплоносителя внутри системы наиболее эффективным;
  • теплообменник . Это устройство представляет собой короб из металла, оборудованный встроенной батареей. Внутри этого короба проходят трубы, по которым циркулирует теплоноситель. Нагрев воды происходит из-за того, что теплообменник, нагреваясь от сгорающего внутри камеры газа, передает ей тепло. Если в котле одноконтурного типа теплообменник может быть только один, то в двухконтурных аппаратах их может быть и два (первичный и вторичный);
  • циркуляционный насос . С помощью этого устройства регулируется давление, возникающее в системе с циркуляцией, работающей по принудительному принципу. Далеко не все котлы оснащены подобной деталью;
  • расширительный бак . Основное назначение данного элемента – временный отвод теплоносителя, что необходимо в случае нагрева и расширения воды. Такой бачок оснащен специальной емкостью, которая сможет подойти для любого котла на газу. Если планируется использовать отопительное оборудование на больших участках, то можно смонтировать еще один расширительный бак;
  • прибор, отвечающий за отвод продуктов сгорания топлива . В котлах атмосферного типа этот элемент присоединяется к отдельной дымовой трубе, имеющей естественную циркуляцию, а в турбированных механизмах в наличии уже есть двойная труба отвода коаксиального типа, вывод продуктов горения в которой осуществляется посредством вмонтированного вентилятора;
  • автоматическая система, которая служит центром управления котлом . Основным его элементом является электронная схема, позволяющая установить желаемый режим работы котла исходя из данных, отображаемых на установленных датчиках.
Для того чтобы срок службы газового котла был максимально долгим, важно, чтобы каждый его элемент функционировал надежно и исправно (прочитайте также: " "). Добиться этого можно, лишь изучив особенности работы и строения каждой из основных функциональных частей котла.

Устройство газовой горелки

Исходя из вида конкретного котла, конструкция горелки может быть атмосферного или надувного типа. Первый вариант горелки работает с меньшим шумом, однако, и эффективность их более низкая по сравнению с надувным оборудованием.

Эти образцы, в свою очередь, имеют существенную мощность и делятся на следующие разновидности:

  • с одной ступеней;
  • с двумя ступенями;
  • модулированные надувные горелки.

Как работает теплообменник

Основной показатель, влияющий на качество работы этого функционального элемента газового котла – материал, из которого он произведен.
Наиболее долговечными считаются чугунные теплообменники. Кроме того, этот материал хорошо сохраняет тепло и может быть смонтирован как на одноконтурной, так и на двухконтурной системе (прочитайте также: " "). Среди отрицательных сторон чугуна – его большая масса и вместе с тем низкая устойчивость к механическим повреждениям.

Сегодня популярностью пользуются теплообменники, изготавливаемые из стали. Этот материал не подвержен частым поломкам, он стойко переносит высокие температуры и перепады давления. Современные модели, где применяется сталь высокого качества, могут составить достоянную конкуренцию чугунным агрегатам в плане срока службы. Порой, чтобы увеличить этот показатель, изнутри на стальной теплообменник наносится слой меди, а сверху – устойчивая к высокой температуре краска.

Работа циркуляционного насоса

То, какими будут показатели функционирования циркуляционного насоса, зависит, в первую очередь, от мощности, при которой работает котел, а на саму работу всей системы большого влияния этот прибор не оказывает. Очень важно, чтобы трубы, по которым циркулирует теплоноситель, были изготовлены из качественного материала, например, из стали или хорошего пластика.

Принцип работы расширительного бака

Это устройство оказывает существенно более серьезное влияние на работу газового котла. Предназначен этот прибор для того, чтобы в случае избытка теплоносителя в системе, который обычно возникает вследствие перегрева теплоносителя, лишняя вода сохранялась и впоследствии использовалась вновь. Примерные расчеты показывают, что общий объем такого бака должен составлять около 10% от всей воды в отопительной системе, поэтому для монтажа такого оборудования важно иметь данные касательно длины труб и вместимости системы теплоснабжения.

Чтобы подробнее разобраться с особенностями монтажа газового котла, всегда можно изучить дополнительные фото всех его структурных частей и посмотреть видео по их установке, которые всегда можно найти у специалистов, занимающихся подключением такого оборудования.

Видео об устройстве газового котла отопления:

Редуктор ГБО осуществляет преобразование газа из жидкого состояния в газообразное, а также поддерживает необходимое выходное давление. В редукторе ГБО имеется датчик температуры охлаждающей жидкости и газовый фильтр. Для преобразования газа из жидкого состояния в газообразное редуктор подключается к системе охлаждения двигателя. Редуктор впрысковой газовой системы меняет выходное давление газа в зависимости от давления во впускном коллекторе двигателя автомобиля.

2

Фильтр ГБО очищает газ от посторонних примесей. Стоит отметить, что фильтр ГБО нужно менять вовремя, т.к. от этого во многом зависит срок эксплуатации газобаллонного оборудования. Также, фильтр Ловато совмещает в себе датчики давления и температуры газа.

3


Форсунки ГБО предназначены для впрыска газа в двигатель. Современные газовые форсунки – это высоко точные и быстрые устройства, специально разработанные для подачи газообразного топлива в двигатель автомобиля. Чем быстрее форсунки ГБО, тем точнее подача топлива. Вот почему в линейке газовых форсунок Lovato имеются несколько классов форсунок ГБО, подходящих ко всем типам автомобильных двигателей.

4

Переключатель типа топлива необходим для переключения с газа на бензин и наоборот. К тому же, он отображает остаточное количество газового топлива при помощи световой индикации.

5

Электронный блок управления (ЭБУ) – это мозг всей газовой системы. Он собирает всю необходимую информацию с различных датчиков и определяет количество подачи газа в двигатель. ЭБУ подключается к штатному блоку управления подачей бензина в автомобиле. Анализируя полученную информацию от штатного блока и газовых датчиков ЭБУ формирует сигналы для управления газовыми форсунками.

6


Заправочное устройство предназначено для заправки баллона газом и содержит обратный клапан, предотвращающий выход газа. Есть несколько вариантов установки ВЗУ: При установке газобаллонного оборудования на автомобиль самым распространенным способом является установка ВЗУ в лючек бензобака, рядом с горловиной бензобака. Таким образом, сохраняется традиционное место заправки, ВЗУ защищено от внешних факторов и визуально скрыто. Еще один способ – установка врезного ВЗУ в бампер или в крыло автомобиля. Такой метод используется по желанию владельца авто или при отсутствии возможности установить ВЗУ в лючек бензобака. Третий вариант – подвесное ВЗУ. Такой вариант используется при размещении ВЗУ, например, рядом с фаркопом, либо при установке на грузовые автомобили.

7


Мультиклапан ГБО устанавливается в горловину баллона и является важнейшим элементом безопасности ГБО. Он содержит в себе несколько компонентов, отвечающих за безопасность газового оборудования, и выполняет следующие функции: - предотвращает обратный выход газа из баллона; - контролирует уровень подачи газа, и, в аварийной ситуации, прекращает подачу газа, например, если произошел обрыв газовой магистрали; - не позволяет заполнить газом баллон до предела, в связи с тем, что при нагреве газ имеет свойство расширяться; - предотвращает повышение давления внутри баллона выше допустимого значения; - при условии, что мультиклапан оборудован электромагнитным клапаном (электоклапан ГБО), перекрывает подачу газа при работе автомобиля на бензине, когда автомобиль находится в выключенном состоянии или двигатель остановлен; - информирует об оставшемся количестве газа.

8


Баллон ГБО служит для хранения газового топлива. Существует 2 основных типа баллонов – тороидальные и цилиндрические. Тороидальные (тор) бывают внутреннего и внешнего исполнения. Внутренний вариант устанавливается вместо запасного колеса в багажник, а внешний ставится под днище автомобиля, тоже вместо «запаски». Стоит отметить, что тороидальные баллоны ГБО являются наиболее популярными, т.к. их использование не сокращает багажного пространства. Отсутствие, же, запасного колеса легко решается, к примеру, с помощью аэрозолей для ремонта проколов колес. Цилиндрические баллоны ГБО используют, чаще всего, для большей вместимости объема газа, т.к. если сопоставить одинаковые по цене тороидальный и цилиндрический, то второй будет больше по объему. При использовании цилиндрического баллона приходится жертвовать пространством багажного отделения. Цилиндрический варианты являются основными для грузовых автомобилей. Что касается безопасности ГБО, то оба типа газобаллонов исполнены из прочного металла, толщиной до 4-х мм и способны выдерживать давление, в несколько раз превышающее состояние баллона во время полной заправки. Каждое изделие проходит испытания на заводе изготовителе. По-праву, можно сказать, что баллон ГБО является самым крепким элементом Вашего автомобиля.

Эта бытовая техника завоевала большую популярность - тарифы лояльные, а если установить газовый счетчик, то счета будут минимальны. Повальную газификацию проводили повсеместно еще во времена СССР, поэтому у большинства россиян установлены именно такие изделия. Несмотря на широкое распространение, пользователей по-прежнему часто интересует устройство газовой плиты. Рассмотрим ее основные функциональные узлы, и принцип их взаимодействия.

В современной газовой плите совмещены несколько систем, каждая из которых отвечает за нормальное функционирование подконтрольных деталей и устройств.

  1. Базовая - газовая система . Она состоит из конфорок, горелок, трубопроводов и запорных кранов.
  2. Электрическая - она отвечает за освещение, электроподжиг, в некоторых моделях обеспечивает работу установки гриль.
  3. Несущая конструкция - корпус изделия, который изготавливается из стального листа нержавеющей стали и покрывается эмалью.

Каждая газовая плита имеет стандартный набор деталей. Разные модели могут иметь свои нюансы и своеобразный дизайн, но состав основных компонентов не изменен. Принципиальная схема газовой плиты представлена на фото внизу.

Горелка изделия

Многие путают конфорку и горелку, так вот, горелка находится внутри плиты под варочной поверхностью, а сверху установлены конфорки с , которые при влажной уборке можно вынимать и протирать (только старайтесь, чтобы в отверстия рассекателя не попадала вода). Если убрать конфорку, то под ней в глубине можно увидеть корпус горелки и сопло, из отверстия которого газ и поступает в раструб рассекателя, где смешивается с воздухом для устойчивого горения. Для каждой горелки характерна определенная мощность, в быту существуют такие варианты:

  • минимальное пламя, когда регулятор находится в крайнем левом положении;
  • средний огонь - регулятор стоит посредине;
  • максимальное горение - регулятор стоит в крайнем правом положении, конфорка полностью прогрета, пламя устойчивое и не отрывается от рассекателя, газ сгорает полностью.

У специалистов бытует такое понятие - оптимальная мощность изделия . Она определяется по максимально полному сгоранию голубого топлива и указывается в технических характеристиках газовой плиты.

При переходе на другой вид топлива, например, сжиженный газ из баллонов, надо , причем весь комплект. Такие работы лучше доверить профессионалу - он сразу настроит давление и проследит, чтобы происходило полное сгорание топлива.

Горелки повсеместно используются только трех видов:

  • диффузионные;
  • кинетические;
  • смешанный вариант.

Названия идут от особенности горения : в первом варианте принудительного смешивания с воздухом нет - струя газа попадает в раструб конфорки, где естественным путем перемешивается с воздухом. Горелка духового шкафа относится к первому типу - воздух берется из внутренней части плиты. Во втором варианте всасывание осуществляется за счет энергии движения газа под небольшим давлением, происходит смешивание и горючая смесь подается на конфорку. В современных моделях применяется третий вариант, когда половина воздуха берется изнутри изделия, а затем в раструбе конфорки смесь дополнительно перемешивается с наружным воздухом кухни.

Электрическая система

Газовые плиты с электроподжигом имеют в конструкции специальные запальные свечи, которые установлены на корпусе рассекателя и срабатывают при открывании газа. На некоторых моделях стоит кнопка включения поджига под каждым регулятором пламени. Такое изделие необходимо подключать к домашней электрической сети, иначе .

Бывают случаи отключения электроэнергии, что происходит нечасто, но многих пользователей ставит в тупик, как включить конфорку без кнопки? Очень просто: поворачиваем регулятор пламени, при этом открывается запорный кран, и газ начинает поступать в конфорку — поджигаем его с помощью спичек, и удерживаем ручку пару секунд.

Электрический гриль очень часто разработчики устанавливают внутрь духового шкафа, чтобы обеспечить блюду румяную корочку, а система внутренней подсветки есть у каждой современной модели. Включается она нажатием специальной клавиши на панели управления, расположенной на лицевой стороне изделия. Работающий духовой шкаф подсвечивается изнутри для визуального контроля за качеством приготовления.

Система контроля

Контроль над устойчивостью горения осуществляется при помощи — она перекрывает подачу газа, если по какой-то причине пламя гаснет. Такая система называется « ». Этот контроль работает вне зависимости от наличия электроэнергии - все зависит от температуры: когда ее нет, то термопара отключает газ.

При работе газовой горелки термопара нагревается, электромагнитный клапан освобождает заслонку, удерживая ее в открытом положении. Когда пламя тухнет по непредвиденным обстоятельствам, например: закипела вода в чайнике и выплеснулась на конфорку. Быстро остывающая термопара не оказывает воздействия на электромагнит клапана, створка закрывается - подача газа прекращается.


Духовой шкаф

Мы рассказали о том, как работает газовая плита, теперь подробно разберем работу духовки от включения до окончания приготовления. Специалисты по эксплуатации газового оборудования разработали несколько рекомендаций для пользователей, которые необходимо выполнять при пользовании духовкой.

  1. Во время приготовления внутри находится только противень для сбора жира и решетка для укладки продуктов - вся остальная кухонная утварь хранится в специальном отсеке , расположенном в нижней части плиты.
  2. Перед началом приготовления духовку разогревают несколько минут на максимальном уровне огня, а затем устанавливают нужный уровень с помощью поворотного регулятора.
  3. Когда блюдо готовится, то не следует часто открывать дверцу - сразу падает температура внутри духового шкафа, а наблюдать за приготовлением можно через стекло.
  4. После приготовления выключается подача газа, регулятор ставится в вертикальное положение, и духовка начинает остывать.

Доставать раскаленный противень следует в специальных кухонных прихватках, которые защищают ваши руки от ожога.

Как правильно поджечь горелку

Регулятором устанавливаем режим разогрева (обычно это 9 или 10 по шкале), открываем дверку. В самом низу посредине есть специальное отверстие, к которому подносится спичка или . На панели управления есть кнопка красного цвета — ее надо нажать, чтобы открыть подачу газа. Когда горелка загорится, надо несколько секунд удерживать кнопку, чтобы нагрелась термопара, управляющая электромагнитным клапаном. Если сразу убрать палец с кнопки, то пламя потухнет, все действия нужно начинать сначала.

Современные модели оборудованы электроподжигом, действие которого аналогично уже ранее описанным вариантам по включению конфорок плиты.

Внутренняя температура

Установить нужную температуру очень просто - достаточно повернуть ручку регулятора и установить вытесненную на нем стрелку напротив выбранного режима. А как узнать соответствует ли реальная температура внутри, выбранному режиму приготовления? Для этого опытные кулинары насыпают на противень немного чистой муки и смотрят через стекло за изменением ее цвета:

  • если она порумянилась - температура около 230 0 C;
  • золотистый цвет - не более 180 0 C;
  • когда цвет со временем не меняется - около 100 градусов.

На современных моделях есть градусник на стекле , но секреты бабушкиным способом тоже надо знать - в жизни все может пригодиться.

Готовим со вкусом

Раньше, чтобы на тушке или мясе появилась ароматная корочка, хозяйка часто открывала дверцу и поливала блюдо выделяющимся жиром, но для современных газовых плит - это уже давно забытая технология. Многие модели духовок оборудованы специальными вентиляторами, которые заставляют горячий воздух перемещаться внутри изделия, равномерно распределяя жар: нет нужды поливать жиром или переворачивать тушку запекаемой птицы, она одинаково зажарится со всех сторон.

Чтобы в квартире приготовить мясо, как на костре, достаточно поэкспериментировать с установкой гриль. и можно удивлять гостей ароматом блюд, приготовленных на открытом огне в полевых условиях. Можно для аромата добавить немного жидкого дыма из бутылочки, приобретенной в соседнем супермаркете.

Правила эксплуатации

Все газовые плиты имеют , но мы вам напомним некоторые моменты, о которых не следует забывать при первичной установке и дальнейшем использовании бытовой техники:

  • при надо отключить электроэнергию во всей квартире;
  • убрать с кухни мобильные телефоны или отключить их;
  • открыть окно, а в зимний период включить вытяжную систему;
  • закрыть плотно вентиль подачи газа, и проверить его с помощью мыльной пены на предмет утечки;
  • при установке использовать только специальные инструменты и материалы;
  • все соединения после подключения проверить на предмет утечки газа при помощи мыльной пены.

При появлении даже небольшого пузырька, соединение следует подтянуть и проверить заново. Если появился запах газа на кухне, то необходимо проверить все соединения, когда место утечки не выявили самостоятельно - вызывайте мастера, чтобы он диагностировал всю систему подключения и внутренние соединения. Строгое выполнение необходимых мер безопасности - залог предотвращения пожароопасной ситуации. Помните, что газ имеет свойство взрываться от малейшей искры.