Япония в xvi xviii веках. Япония в XIV-XVI вв

12.08.2020

Ответ оставил Гость

Ния состояла из разрозненных княжеств - даймеров, во главе которых стояли влиятельные князья (феодалы) - дайме. Под их руководством служили дворяне-самураи. Несмотря на то, что официально страной руководил император, политическая власть была в руках сегуна.

Одним из главных исторических событий того времени было объединение трех островов Японии в единое централизованное феодальное государство. В объединении страны большую родь играли исторические личности: крупный землевладелец - Нобинага, крестьянин - Хидэёси и феодал - Иэясу.

Создав сильную боевую армию, они сохранили страну от гражданской войны. Токугава Иэясу в процессе объединения страны овладел большими территориями. Почти одна седьмая часть Японии стала принадлежать ему. В принадлежащей ему части он создал город Эдо, который позже стал называться Токио.

В 1603 г. Токугава Иэясу принял наследственный титул сегуна (великого полководца), то есть стал новым военным властелином Японии. В истории Японии этот сёгунат стал последним (третьим) и был известен под названием сёгуната Токугава. С этого времени около 250 лет Япония управлялась династией Токугава.

Господствующий феодальный класс был разделен при Токугава на несколько разрядов. Придворная знать - кугэ, формально занимала самое привилегированное положение, но фактически власти не имела. Как и император, они получали содержание от сёгуна.

Военное дворянство образовывало сословие самураев, верхушку которых составляли владетельные князья - дайме, после самураев шли крестьяне, затем - ремесленники и последнюю ступеньку занимали торговцы (купцы).

Токугавский сёгунат утвердился в период, когда в Японию началось проникновение европейцев. Еще в XVI в. Японию открыли португальцы, которые в течение 50 лет вели торговлю с японцами. В 1552 г, в Японии появились испанцы, затем голландцы и англичане. В Японии стала распространяться христианская религия, которую проповедовали среди японцев миссионеры из Европы. Сначала японцы поддерживали миссионеров и иезуитов, но затем поняли, что под маской религии европейцы пытались ограничить независимость Японии, захватить ее.

Принятый в 1587 г.

Декрет узаконил выдворение из страны всех миссионеров-христиан в 20- дневный срок. В противном случае они приговаривались к смертной казни. Но этот закон не был направлен против коммерции. Иностранные торговцы могли заниматься коммерцией и оставаться в стране сколько им потребуется, но если торговцы содействовали проникновению миссионеров, то их имущество конфисковывалось.

Принятый Декрет должен был обеспечить безопасность Японии и сохранить ее независимость.Токугава Хидэёси одним из первых понял, какую угрозу несут в себе японцы, принявшие христианство, так как европейцы, посылая миссионеров и пропагандируя христианскую веру, надеялись убедить принявших ее японцев помочь в завоевании страны.

Однако в эпоху сёгуна Токугава Иэясуни отношения с иностранцами еще были дружескими. Он уделял большое внимание развитию внешней торговли. После его смерти в стране начались преследования людей, принадлежавших к христианской вере. Миссионеры были изгнаны из страны, а японцев, принявших христианскую веру, заставили отказаться от этой религии.

Изменилась и политика торговли с иностранцами. Японцы стали препятствовать вмешательству иностранцев во внутренние дела страны.В 30-х гг. XVII в. правительство сёгуна Токугава Иэмицу приняло ряд мер для изоляции Японии от внешнего мира.

С 1624 г. англичане перестали посещать Японию. В том же году из страны были выдворены испанцы, которые считались самыми опасными противниками независимости Японии. Согласно изданному указу, заниматься торговлей за границей имели право только лица, не принадлежавшие к христианской религии.

И, наконец, в 1636 г. были выдворены португальцы, и Япония полностью "закрылась" для иностранцев. Всем японцам, независимо от их вероисповедания, запретили выезжать за границу.

Из-за границы в Японию под страхом смертной казни не мог приехать ни один японец. В стране оставалось несколько голландц

Япония в XVI-XIX вв.

Подготовил:

преподаватель истории

школы № 5

Юнусабадского района г. Ташкента

Султанов Ш.А


Начало XVI в.:

Император царствовал, но не правил; феодальная вольница

дайме- крупнейших оенных феодало в средневековой Японии ;

Распад государства на части (междоусобицы, крестьянские

восстания), т.н. «Период воюющих стран» с 1507 г.

необходимость в твёрдом правлении


Ода Нобунага

Ода Нобунага (1573 - 1582 гг.) - глава одного из

могущественных кланов, на долю которого выпала высокая

историческая миссия воссоединения страны. Он после

изнурительной борьбы, лишил Асикага сёгунства.

К концу ХVI в. Ода Нобунага воссоединил почти половину

всех провинций и осуществил в стране ряд реформ:

1. Отменил местные налоги и таможенные выплаты,

препятствующие экономическому развитию;

2. Распорядился отремонтировать старые и построить новые

дороги и мосты;

3. Дал указание открыть в городах рынки;

4. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов;

5. Ввел в обращение золотые и серебряные монеты.

Реформы Ода Нобунага способствовали политическому

воссоединению и экономическому развитию Японии


Сёгунат Токугавы (1615-1868гг )

  • Сёгун- «великий полководец», покоряющий варваров, главный советник при императоре, верховный военный правитель.

титул правителей Японии в 1192-1867, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сёгунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335(1338)-1573), Ода Набунага (1573-1582), Токугава (1603-1867).

Контроль над дайме:

  • учёт доходов, поступающих в казну;
  • запрет на междоусобицы;
  • подчинение законодательству.

Династия сёгунов

В 1603 год в Японии началось фактическое правление

третьей династии сёгунов - семейного клана Токугавы.

Она стояла у власти до 1867 года и завершила дело

воссоединения Японии. В стране установилась абсолютная

власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но

сохранил неприкосновенность императорской власти,

потому, что для японского народа божественность

императора была неоспорима. Куда легче было вести

политику от имени императора, чем игнорировать его власть.

Божественность императора (микадо) закреплена

национальной политической религиозной системой

синтоизмом


СИНТОИЗМ

Аматэрасу (яп. аматэрасу о:миками , «великое божество,

озаряющее небеса») - богиня - солнце, одно из

главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто,

согласно синтоистским верованиям, прародительница

японского императорского рода. Считается, что первый

император Дзимму был её праправнуком правительницы

небесных полей Такамагахара . Согласно легенде, в

прошлом император Сёму испытывал трудности с

завершением Великого Восточного Храма Тодайдзи и

грандиозной статуи будды Вайрочана в нем

Самоизоляция Японии

Токугава продолжил политику изгнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония оказалась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут подавлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С другой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчиняться центральной власти.

Опасения сёгуна были не напрасны. К этому времени Индия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран. В ряде государств европейцы проводили политику миссионерства, т.е. вовлечение местных народов в христианство


Реформы Ёсимуне

  • Ёсимуне самый известный государственный деятель из рода Токугавы. Он был седьмым сёгуном из этого клана. Правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освоены новые земли и он вел политику поощрения целинных земледельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных сооружений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в залог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов «Указ из 100 пунктов», регулирующий жизнь общества и страны.

2. Передача городов в собственность государства.

3. Препятствия для производства и торговли:

  • мелочная регламентация;
  • принижение роли купцов и предпринимателей.

4. Полное бесправие крестьян.


Реставрация Мэйдзи

  • Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) - череда событий, которая привела к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре. Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг. Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия «чёрных кораблей» коммодора Мэтью Пэрри.
  • Власть перешла в руки 15-летнего императора Муцухито (1852-1912). Его коронуют императором Мэйдзи («просвещенное правление»).

1868-1895: Модернизация Японии

  • После Реставрации Мэйдзи в 1868 году, новое правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. Девизом реформ был выбран лозунг «богатая страна, сильная армия» («фококу кехей»).

Реформы Мэйдзи

  • 1871 - распущены все клановые армии и правительства и, таким образом, ликвидирована феодальная система управления.
  • 1872 – создание национальной призывной армии, заменившей войска самураев.
  • Административная реформа уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с чиновником.

  • Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях.
  • Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии.
  • Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Следствия

  • Реставрация Мэйдзи послужила катализатором для последующей бурной индустриализации Японии, которая к 1905 году вывела Японию в разряд сильнейших мировых военных держав.
  • После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу - Токио. Политическая власть перешла из рук Сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.

Традиционные искусства

соединение живописи, поэзии и почерка мастера-каллиграфа

архитектура дворцовых ансамблей (каменные сады, колодцы, мостики, храмы)


искусство чайной церемонии : жесты, чашки, композиции из цветов, свиток со стихами .


нэцкэ

гравюра на дереве


Введение

Одной из самых интересных и парадоксальных стран нашего времени является Япония. Причудливое переплетение древних восточных традиций и западных нововведений, полный разгром во Второй мировой войне, многочисленные экономические кризисы второй половины 20 века – все это не помешало Японии выйти сегодня на одно из первых мест в мире. Современная Япония – это не только центр древнейших традиций Востока, но и гигант экономического и научно-технического мира. Кроме прошлого Японии, интересны также перспективы в ее развитии и те тенденции, которые сейчас наблюдаются в ее экономической сфере.

Данная тема является актуальной, так как опыт Японии может помочь многим странам выйти на качественно новый уровень экономического развития. Но чтобы понять, как ей это удалось необходимо заглянуть в прошлое и просмотреть этапы экономического развития страны с самого ее рождения, как государства.

1. Экономика Японии в 18 в.

сегун экономика казенный капитализм

Изоляция Японии от внешнего мира явилась причиной экономического кризиса, разразившегося в XVIII в. Вместе с тем в XVIII в. началось активное использование японцами европейской науки и культуры, сыгравших определенную роль в дальнейшем развитии экономики страны.

Развитие товарно-денежных отношений и капиталистического уклада

В XVIII в. Япония была аграрной страной. Ее население состояло в основном из крестьян (80% от обшей численности) и самураев. Затем появились ремесленники и купцы. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа правящего класса – самурайства.

Положение крестьянства оставалось тяжелым, поскольку землю оно получало от феодалов на правах «вечной» аренды. Хотя крепостного права здесь не было, крестьяне не имели возможности изменять место жительства, а также род своих занятий. В этот период главной повинностью крестьян был натуральный оброк. Привлекались крестьяне к ремонту дорог, мостов, каналов. Действовавшие в стране законы ггрого регламентировали быт и поведение японского крестьянства.

В Японии более низким сословием, чем крестьяне, считались горожане, хотя их имущественное положение было значительно лучше. Происходило объединение ремесленников и купцов в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.

Однако XVIII в. принес начало экономического кризиса. Усилилось развитие товарно-денежных отношений, проникавших как в жизнь деревни, так и города, в хозяйства и феодалов, и крестьян. Повышалась экономическая роль горожан.

Аграрная реформа Иэясу в XVI в., направленная на поддержание воспроизводства в области сельского хозяйства, разграничившая сословия и закрепившая крестьян за их землями, сделала возможным максимальный сбор налогов с крестьянства. Это было условие самого существования феодального общества, становление и развитие которого стало возможным благодаря формированию крупных экономических районов. Вместе с тем само становление территориальной специализации было следствием развития товарной экономики. Подобная взаимообусловленность с прекращением междоусобных войн феодалов все больше углублялась.

По мере втягивания в товарно-экономические отношения самураи и крестьянство, зависевшие от земледелия и его продукции нищали. Большинство княжеских домов (дайме) начали приходить в упадок, уменьшались их богатство и власть. Поскольку институт самураев лишался необходимой материальной поддержки, он разлагался. В этом сказывался и уход крестьян в город, причиной которого было их очень тяжелое положение. Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». В XVIII в. в Японии было организовано 90 мануфактур, в том числе хлопчатобумажные и шелкоткацкие.

С другой стороны, возрастала роль купечества, державшего в своих руках торговый капитал. В этот период в японской деревне начали складываться прослойка так называемых «новых помещиков», формирующаяся из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. Таким образом постепенно складывался капиталистический уклад. Постепенно укреплялось экономическое и социальное положение городов. Росло число их жителей. Так, в начале XVIII численность одного только Эдо составляла свыше 500 тыс. С развитием культуры, особенно в городах, товарами все больше становятся печатные издания, большим спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства: изделия из лака, фарфора, крашеные ткани. Перечень их возрастал по мере подъема жизненного уровня населения и уровня потребления.

С подъемом жизненного уровня городского населения связано развитие такой отрасли экономики, как строительство. В XVIII в. в городах строятся двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам, а в целях предупреждения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.

Развитие экономики городов, появление множества «сидячих профессий стимулировало развитие швейного производства, создание костюма для массового потребления с учетом характера его деятельности.

Одновременно складывалась идеология городского жителя «путь горожанина», противопоставлявшаяся «пути самурая». Основными чертами этой идеологии было убеждение в необходимости отстаивать жизненный идеал горожанина, занятого своим делом и заботившегося о получении прибыли. «Прибыль», «накопление богатства», «материальный интерес», «свое дело» – эти ценности приобретали все большее значение в японском обществе XVIII в.

В раннее Новое время в Японии существовала жесткая сословная система. Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и ученые, а также парии – неприкасаемые, которые выполняли самую грязную работу, в сословия не входили. В этой сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII–XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10 % населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые феодалы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев – «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному феодалу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (харакири) по первому его требованию или в случае его смерти. Но в начале XVIII в. появились первые признаки разложения сословного строя. В частности, появились такие самураи, которые по разным причинам отказывались от своих обязанностей и лишались средств к существованию.

Основную массу населения составляли крестьяне, которые относились ко второй ступени сословного строя Японии. От них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжелом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо, а также хлопок, табак, чай и др. Одевались

крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться. И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или даже бросал ее и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была его землю обрабатывать и платить за него налоги.

Третье и четвертое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были и странствующие ремесленники, ходившие по деревням. Как правило, сын наследовал профессию отца.

Япония в 18 веке была федерацией. Управленческий центр, который находился в Эдо, руководил всеми внутренними процессами в стране. На окраинах местная власть держалась на плечах даймё – глав провинций. В общей сложности насчитывалось около 300 даймё. Местные управленцы могли проводить независимую политику, однако, у них не было собственной армии и казны.

Начало 18 века

Первые данные об истории Японии этого периода историки черпают из записей мореплавателей и торговцев. Самыми ценными для исторической науки считаются записки Дж. Харди – английского торговца и писателя. Он писал: «Мы увидели страну необычайной красоты с высокоразвитой культурой. Она обладала сильной армией и национальной идеей, однако, в сфере экономики уже начали прослеживаться первые проблемы: народ был беден, правящая верхушка купалась в золоте. Япония в 18 век.».

Первая попытка справиться с нестабильным социально-экономическим положением страны принадлежит сегуну Ёсимунэ (1716-1745 гг.). Он вошел в историю, как автор реформ Кёхб:

  • Административная реформа. Администрацию сегун решил оставить без изменений. Верховный владыка приказал заменить около 80% состава администрации, сделав ее более гражданской (уволил самураев и даймё).
  • Финансовая реформа. Появилась должность министра финансов. Ответственный человек контролировал финансовую деятельность городских магистратов и бакуфу. В обязанности министра финансов также входило поиски схем по улучшению структуры управления.
  • Борьба с излишествами. Сегун приказал убрать с дворца роскошь, богатую пищу, ленивых самураев, азартные игры и запретил пышные торжества.
  • Борьба с коррупцией. За взятку назначили смертную казнь. Кроме этого, со всех родственников брался огромный штраф за то, что не научили своего ближнего морали и честности.
  • Политика экономии государственных средств. Ёсимунэ сократил количество гокэнин и хатамото (местных управленцев, которые находились на пособии государства).
  • Приказал увеличит площади посева риса. Также Ёсимунэ учредил систему награждений за лучшие рисовые поля. Такая политика позволила навсегда избавиться от проблем с продовольствием и заложила фундамент для открытия Японии.

Развитие культуры и науки

Сёгун Ёсимунэ не оставил без внимания и науку. Он всячески способствовал ее развитию. Например, в 1742 году он разрешил ввозить в Японию европейские книги по естественным и прикладным наукам. В столицу – город Эдо сегун приглашал европейцев (преимущественно голландцев), которые интересовались культурой и историей Японии. Кроме этого, при дворе он организовал центры культурных обменов между японцами и иностранцами. Японские ученые быстро освоили английский язык и начали подымать отечественные знания с математики, астрономии и медицины. Стоит отметить, что в остальных сферах культура Японии оставалась консервативной.

Таким образом, культурная история Японии 18 век оставалась на том же уровне, что и в 17 веке – продолжалась усовершенствоваться национальная идея, укреплялся буддизм и синтоизм. Иностранная культура и обычаи воспринимались рядовыми японцами как чужие и странные. Японская культура обозначенного периода оставалась глубоко консервативной в театре, музыке, рисовании и философии. В культуре продолжали использовать старые мотивы, стили и схемы.

Япония во второй половине 18 века

В этот период в Стране восходящего солнца начали четко прослеживаться нараставшие в течение нескольких веков противоречия в социуме. Проникновение на территорию Японии европейских книг способствовало развитию мобильности населения и структурным изменениям в городе.

Вторая половина 18 столетия запомнилась японцам стихийными бедствиями: землетрясениями, ураганами и двумя засухами в 1770 и 1771 годах. В стране начался голод, от которого погибло несколько сот тысяч японцев. В 1772 году список бедствий дополнился большим пожаром, а в 1773 году началась эпидемия тифа, которая унесла за собой 140 тыс. жизней.

Стихийные бедствия негативно сказались на поступлениях в казну. Правительство попыталось залатать дыры за счет увеличения налогов. Заметных успехов в этом деле добился Танума Окицугу, который ввел политику меркантилизма. Он ввел жесткий контроль за поступавшими и тратившимися государственными деньгами. Сегун понимал, что другим важным источником пополнения казны является торговля, поэтому дал добро на создание торговых объединений, которые быстро начали трансформироваться в монополии.

Япония конца 18 века почти полностью утратила монархический строй. Власть правителя стала номинальной. Внутриполитическая власть сконцентрировалась в руках бюрократов. Всеми делами в государстве начали заведовать государственные советники – рбдзю.

Итоги

В начале 18 века в Японии сегун Ёсимунэ начал проводить успешные реформы в области культуры, экономики и административного управления. Однако, после его смерти усилилась бюрократия за счет торговли и постепенно заняла все главные рычаги управления государством. Во второй половине 18 века власть сегуна носила формальный характер.