Всеобщее право равное право прямое право. Всеобщее — равное — прямое — тайное

13.09.2020

Выборы занимают особое место в системе демократии, они – необходимый признак демократического правового государства. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., принятой ООН, подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования» (ч. 3 ст. 21)*. В нашей стране широко используется этот демократический способ формирования государственных органов и органов местного самоуправления.

*Конституционное право России. Сборник конституционно-правовых актов / Отв. ред. акад. О.Е. Кутафин; Сост. проф. Н.А. Михалева. Т. 1. С. 329

В Российской Федерации избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также выборные органы местного самоуправления. Выборы осуществляются в определенном порядке, который именуется избирательной системой.

Избирательная система – порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, некоторых должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. Особое значение в избирательной системе имеют правила, на основании которых определяются результаты голосования.

Выборы регламентированы нормами конституционного (государственного) права, составляющими избирательное право. Избирательное право – институт (часть) конституционного права, регулирующий общественные отношения, складывающиеся в процессе выборов.

Вместе с тем этот термин используется также для обозначения избирательных прав граждан (т.е. их субъективных прав). Избирательные права граждан – конституционное право граждан Российской Федерации. Оно включает активное избирательное право граждан - право избирать и пассивное избирательное право граждан - право быть из­бранными в органы государственной власти и выборные органы мест­ного самоуправления.

Нормы избирательного права содержатся в нормативных актах - источниках избирательного права. Среди них надо прежде всего на­звать федеральные законы: «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера­ции» от 19 сентября 1997 г.* (с изменениями и дополнениями, внесен­ными Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 30 марта 1999г.**, «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г.***; «О выборах депутатов Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ» от 24 июня 1999г.**** Имеются и другие ис­точники избирательного права, в том числе законодательные акты субъектов Российской Федерации.

*СЗРФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

**СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1653.

****СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.

Участие граждан в выборах основывается на принципах равного всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании, сво­бодного и добровольного участия в выборах.

Эти принципы избирательной системы, избирательного права, бу­дучи их важнейшими началами, определяют основные черты порядка организации и проведения выборов, реализуются на различных стади­ях выборов. Избирательный процесс продолжителен во времени, вклю­чает ряд этапов, являющихся главными моментами их организации и проведения: назначение выборов; образование избирательных округов и участков; формирование избирательных комиссий; составление списков избирателей; выдвижение и регистрация кандидатов; предвы­борная агитация; голосование; определение результатов выборов; по­вторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия).

Рассмотрим принципы участия граждан Российской Федерации в выборах, наиболее ярко характеризующие их избирательные права, ре­ализацию прав, порядок выборов.

Принцип всеобщего избирательного права

Принцип всеобщего избирательного права означает, что гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по до­стижении установленного законодательством возраста - быть избран­ным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Гражданин РФ обладает активным и пассивным из­бирательным правом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии. В то же время есть общепри­нятые естественные, оправданные ограничения: не имеют права изби­рать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособны­ми, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Уместно вместе с тем заметить, что избирательными правами пользуются и лица, к которым в соответствии с законодательством была применена мера пресечения - содержание под стражей (но они еще не являются заключенными, осужденными судом).

Если связанным с возрастом условием приобретения активного из­бирательного права является достижение 18 лет (оно называется воз­растным цензом активного избирательного права), то возрастной уро­вень, необходимый для приобретения пассивного избирательного права, может быть другим (хотя бывает и таким же - 18 лет). Так, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. За­конами субъектов Федерации могут также устанавливаться дополни­тельные условия приобретения гражданином РФ пассивного избира­тельного права, связанные с достижением им определенного возраста. Однако устанавливаемый минимально необходимый возраст не дол­жен превышать 21 года при выборах в законодательные (представи­тельные) органы государственной власти субъектов Федерации, 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (президента) этих субъектов и 21 года при выборах в органы местного самоуправления (но возрастные уровни по решению законодательного органа субъекта могут быть и ниже, однако не могут быть выше ука­занных). Законодательством также устанавливаются ограничения, свя­занные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться одновременно на государственной службе, заниматься другой оплачи­ваемой деятельностью.

Всеобщность избирательного права не только провозглашается, но и гарантируется. Законодательство о выборах предусматривает гаран­тии, обеспечивающие возможность реального участия в выборах всех граждан, обладающих избирательными правами. Особое значение для обеспечения всеобщности избирательного права имеют гарантии прав граждан при составлении списков избирателей (т. е. граждан РФ, об­ладающих активным избирательным правом), их право обжаловать не­включение в такой список, ошибки и неточности в нем. Законодатель­ство закрепляет ряд мер организационного характера, направленных на обеспечение возможности каждому избирателю воспользоваться своим правом. В частности, избирательные участки образуются в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, на полярных станциях. Имеются и другие гарантии этого принципа.

Немаловажной гарантией всеобщности выборов является то, что граждане России, проживающие за границей, обладают всей полнотой избирательных прав. Российские дипломатические и консульские учреждения обязаны оказывать содействие гражданам России в реализации их избирательных прав. Руководители этих учреждений образуют избирательные участки для российских граждан, пребывающих на территории иностранного государства.

Устанавливая гарантии реальной всеобщности выборов, законодательство вместе с тем закрепляет принцип свободного и добровольного участия гражданина Российской Федерации в выборах: никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Принцип равного избирательного права

Большое значение для обеспечения демократизма выборов имеет принцип равного избирательного права. Он означает, что каждый избиратель имеет равное число голосов по избирательному округу, и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Этот принцип также гарантируется. Избиратель не может быть включен в более чем один список избирателей, он голосует лично, предъявив паспорт или другое удостоверение личности, расписывается в получении бюллетеня в списке. Это делается для того, чтобы нельзя было проголосовать более одного раза. Вторая часть содержания данного принципа гарантируется образованием избирательных округов с примерно равной численностью избирателей, чтобы депутаты были избраны от примерно равного числа избирателей, голоса всех имели равный «вес». (Вместе с тем в соответствии с законом допускаются определенные отклонения от средней нормы представительства.)

Принцип прямого избирательного права

Законодательство содержит также принцип прямого избирательного права, который означает, что избиратель голосует на выборах в РФ «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Мировой опыт выборов знает и другие способы голосования, когда избиратели избирают выборщиков, которые уже и выбирают депутатов или должностных лиц (косвенные выборы), или нижестоящие органы избирают вышестоящие (многостепенные выборы).

Важное значение в обеспечении демократизма народного волеизъявления имеет тайное голосование. Голосование на выборах в РФ является тайным, т.е. исключающим возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. В них при заполнении избирателем бюллетеня не допускается присутствие кого бы то ни было.

Выборы в Российской Федерации имеют еще ряд характерных черт, основных моментов, на которых базируется избирательный процесс. К ним можно отнести: обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями; право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию; финансирование выборов за счет бюджетных средств и вместе с тем создание кандидатами, избирательными объединениями, их блоками собственных избирательных фондов для финансирования предвыборной агитации; гласность при подготовке и проведении выборов.

Избирательные комиссии

Избирательные комиссии организуют выборы; на них возлагаются их подготовка и проведение, реализация и защита избирательных прав граждан, контроль над их соблюдением. В систему избирательных комиссий входят: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Избирательные комиссии при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе, срок ее полномочий – четыре года. Она состоит из 15 членов, пять из которых назначаются Государственной Думой, пять – Советом Федерации, пять – Президентом РФ.

Центральная избирательная комиссия осуществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов Российской Федерации.

Избирательные комиссии субъектов Федерации, также действующие на постоянной основе, формируются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, причем половина членов этих комиссий должна назначаться этими законодательными органами. Этими же государственными органами формируются и окружные избирательные комиссии при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Другие виды избирательных комиссий формируются выборными органами местного самоуправления. В состав избирательных комиссий входят также и члены с правом совещательного голоса; их вправе назначить (по одному) сам кандидат*, избирательное объедине­ние в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата (спи­сок кандидатов), и в нижестоящие избирательные комиссии. Такие члены комиссий имеют право доступа ко всем материалам и докумен­там избирательной комиссии, право выступать на ее заседаниях.

* Кандидат - лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве пре­тендента на замещаемую посредством прямых выборов должность (президента, губер­натора, мэра и т.д.)или на членство в органе государственной власти (т.е.,как правило, на место депутата)или в органе местного самоуправления.

Избирательные комиссии наделены значительными полномочия­ми по подготовке, организации и проведению выборов.

Центральная избирательная комиссия РФ руководит деятельнос­тью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы, по проведению референдумов РФ, осущест­вляет контроль над соблюдением законности при подготовке и прове­дении выборов в федеральные органы, регистрирует избирательные блоки, кандидатов на должность Президента РФ и т.д. Центральная избирательная комиссия РФ совместно с избирательными комиссиями субъектов РФ осуществляет контроль над соблюдением избирательных прав граждан, распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение, контролирует их целевое использование. Важное значение имеет право Центральной избирательной комиссии издавать инструкции по вопросам применения федерального избирательного законодательства, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

Наиболее многочисленны участковые избирательные комиссии (это низовое звено в системе избирательных комиссий), выполняющие необходимую и важную роль в организации и проведении выборов. Именно эти комиссии проводят ознакомление избирателей со спис­ками избирателей, обеспечивают подготовку помещений для голосо­вания, избирательных ящиков и другого оборудования; особо следует подчеркнуть, что это звено системы избирательных комиссий органи­зует на избирательном участке голосование в день выборов, производит подсчет голосов и устанавливает итоги выборов на этом избирательном участке.

При выборах депутатов Государственной Думы большое значение имеют окружные избирательные комиссии. Они, в частности, коорди­нируют деятельность территориальных и участковых избирательных комиссий, регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов по избирательному округу, утверждают текст избирательного бюллетеня для голосования по данному одномандат­ному округу; необходимо также подчеркнуть, что окружная избира­тельная комиссия устанавливает и публикует итоги голосования по одномандатному избирательному округу.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению вы­боров финансируются за счет соответствующего бюджета в зависимос­ти от уровня выборов (из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета).

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. В день голосования с самого начала работы участковых из­бирательных комиссий и до подписания ее членами протокола об ито­гах голосования (т.е. и при подсчете голосов) на избирательных участ­ках вправе присутствовать кандидаты, доверенные лица, представите­ли средств массовой информации, наблюдатели, направленные кан­дидатами, общественными и избирательными объединениями. Таким же правом обладают и иностранные (международные) наблюдатели.

Гласность в деятельности избирательных комиссий проявляется и в том, что их решения публикуются в печати, передаются в другие средства массовой информации, а на заседаниях соответствующей из­бирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, их доверен­ные лица, представители избирательных объединений и средств мас­совой информации.

Выборы охватывают действия граждан России, избирательных объ­единений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кан­дидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подве­дению его итогов и другие избирательные действия.

В начале избирательного процесса - назначение выборов. На феде­ральном уровне выборы Президента РФ назначаются Советом Феде­рации Федерального Собрания, а выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент РФ. Выборы в другие органы государственной власти назначают компетентные государственные ор­ганы, должностные лица соответственно уровню выборов.

Избирательные округа

Для проведения выборов образуются избирательные округа - изби­рательные территориальные единицы. Соответствующие избиратель­ные комиссии определяют границы избирательных округов и число избирателей в них, которые утверждаются соответствующим предста­вительным органом государственной власти, органом местного само­управления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Например, схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депу­татов Государственной Думы второго созыва, их описание с указанием численности избирателей в них были утверждены Федеральным законом*.

*Федеральный закон «Об утверждении схемы одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

Выборы половины депутатов Государственной Думы, избираемых по пропорциональной системе, и выборы Президента РФ проводятся по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

Обычно образуются одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в регионах могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).

Образуются избирательные округа при соблюдении требований примерного равенства избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного округа (не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий, не примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е. нельзя «разрывать» территорию округа на не связанные друг с другом части). Допускается в определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы представительства и образование несколько больших или меньших округов. При образовании избирательных округов с соблюдением указанных выше требований учитывается вместе с тем административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей предусматривается образование избирательных участков. Избирательные участки образуются главой муниципального образования по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан участки не должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как уже говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных местах.

Очень большое значение для обеспечения избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков избирателей. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку соответствующей избирательной комиссией. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, причем гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.

Важное место в избирательной кампании занимает выдвижение и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и выберут президента, депутатов и т.д.

Право выдвижения кандидатов принадлежит избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

Кандидаты могут быть выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты, а также списки кандидатов* могут быть выдвинуты и избирательными объединениями, избирательными блоками.

*Список кандидатов – единый список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или представительный орган местного самоуправления.

Избирательные объединения

Большую роль в выдвижении кандидатов, в избирательных кампаниях играют избирательные объединения. Избирательное объединение – зарегистрированное в установленном законом порядке политическое общественное объединение (политическая партия, политическая организация, политическое движение), основными уставными целями которого являются: участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности этих органов. Для того чтобы избирательное объединение могло принять участие в избирательной кампании, его действующий устав должен быть зарегистрирован не позднее, чем за один год до дня голосования.

Избирательные объединения могут создавать избирательные блоки. Избирательный блок – обладающее правами избирательного объединения добровольное объединение двух и более избирательных объединений для совместного участия в выборах. Избирательные объединения в период выборов могут действовать самостоятельно, а могут вступать в блоки.

Избирательные объединения, избирательные блоки могут выдвигать как отдельных кандидатов по округам, так и списки кандидатов (например, федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы).

Решения о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются тайным голосованием соответственно уровню проводимых выборов на съездах, конференциях, собраниях общественных объединений, их региональных или местных отделений.

В поддержку кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, непосредственно избирателями, должны быть собраны подписи избирателей в порядке и количестве, установленных законодательством, либо внесен избирательный залог. Подписи собираются только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором данный кандидат дает согласие на выдвижение. В сборе подписей не допускается участие администраций предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций, принуждение в процессе сбора подписей, вознаграждение избирателей за внесение подписи. Запрещен сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. В случаях грубого или неоднократного нарушения этих запретов собранные подписи могут быть признаны недействительными, отменена регистрация кандидата (списков кандидатов). Право сбора подписей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину России. С ним кандидат, избирательное объединение, блок могут заключить договор о сборе подписей; оплата этой работы осуществляется только через их избирательные фонды. При сборе подписей избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свои фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). Так, при выборах депутатов Государственной Думы право выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. Для выдвижения кандидата на должность Президента РФ также каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, могут образовать инициативную группу избирателей (численностью не менее 100 человек). Инициаторы сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата уведомляют соответствующую избирательную комиссию о своей инициативе.

Федеральное законодательство устанавливает верхний предел необходимого для регистрации кандидата (списка кандидатов) количества подписей избирателей в поддержку выдвижения – не более 2% числа избирателей округа. Однако в этих пределах может быть установлено и меньшее число подписей, необходимых для регистрации, при выборах конкретных как федеральных, так и региональных органов. В поддержку выдвижения кандидата в депутаты Государственной Думы должно быть собрано не менее 1 % подписей избирателей от общего числа избирателей соответствующего одномандатного избирательного округа, а в поддержку федерального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком по федеральному округу, требуется собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 14 тыс. подписей. Сходные правила действуют и при сборе подписей в поддержку кандидатов на должность Президента РФ. Избирательное объединение, избирательный блок или инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на эту должность, обязаны собрать не менее 1 млн.* подписей избирателей, причем на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей. Имеется в виду, что каждый из кандидатов должен продемонстрировать поддержку определенного, значительного числа регионов. И при голосовании за федеральные списки кандидатов в депутаты и выборах Президента РФ такие предварительные условия регистрации кандидатов (списка кандидатов) призваны способствовать тому, чтобы в бюллетени для голосования включались наиболее известные, популярные избирательные объединения, кандидаты, имеющие определенную политическую поддержку и авторитет в массах избирателей, в том числе и в регионах. И в целом требование определенного числа подписей избирателей в поддержку кандидатов должно способствовать именно этому.

*В случае проведения досрочных или повторных выборов – 500 тыс.

Далее проводится регистрация кандидатов (списков кандидатов) соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей. В избирательную комиссию представляется не менее установленного числа подписей в поддержку этих кандидатов (списков кандидатов), необходимых для их регистрации. Избирательные комиссии могут организовать проверку подписных листов.

Период выдвижения кандидатов значителен по времени и должен составлять не менее 45 дней при выборах федеральных государственных органов (может быть меньше при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления).

Если же в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо их число окажется меньше установленного числа мандатов или равно ему, то выборы в этом округе откладываются. Таким образом, выборы всегда должны быть альтернативными. Так обычно и бывает на практике.

Закон устанавливает равные права и обязанности кандидатов и закрепляет гарантии их деятельности.

После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Президент РФ, баллотирующийся на второй срок, или Председатель Правительства РФ, в соответствии с Конституцией РФ временно исполняющий обязанности Президента РФ и зарегистрированный кандидатом на должность Президента РФ, продолжают выполнять свои полномочия, но не должны пользоваться преимуществом своего служебного положения.

После регистрации кандидаты по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах, в течение срока которых им выплачивается компенсация. В этот период кандидаты не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без их (кандидатов) согласия переведены на другую работу. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов, например, кандидат на должность Президента РФ, кандидат в депутаты Государственной Думы – без согласия Генерального прокурора РФ) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.

Предвыборная агитация

Большое значение в современных условиях имеет предвыборная агитация. Федеральное законодательство закрепляет право на предвыборную агитацию – государство обеспечивает свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с законом гражданам РФ, общественным объединениям. Они вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию «за» или «против» любого кандидата, избирательного объединения. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных и служебных обязанностей.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается в ноль часов за сутки до дня выборов. Избирательное законодательство, гарантируя право на предвыборную агитацию, вместе с тем не допускает злоупотребления этим правом. Не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

Соблюдение установленного законодательством порядка проведения предвыборной агитации контролируется избирательными комиссиями.

Значительным фактором предвыборной агитации и в целом подготовки и проведения выборов является их финансовое обеспечение. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов финансируются за счет бюджетных средств. Вместе с тем кандидаты и избирательные объединения обязаны создавать свои избирательные фонды, причем в целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. Такие избирательные фонды могут создаваться за счет ряда источников: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию избирательной комиссией; собственных средств кандидата, избирательного объединения (за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники); средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц. Законодательство устанавливает предельные размеры перечисляемых в такие фонды средств кандидатов, избирательных объединений, добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Голосование

Особое место в избирательном процессе занимает голосование. Его порядок подробно регламентирован законодательством.

Голосование в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Само голосование производится путем нанесения избирателем в бюллетене любого знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)». Голосование личное; голосование за других лиц не допускается. Избирателю, который в течение определенного срока до дня выборов включительно будет отсутствовать по месту своего жительства, предоставляется возможность проголосовать досрочно. Обеспечивается возможность участвовать в голосовании и лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Для этого в участковых избирательных комиссиях имеются переносные избирательные ящики; голосование проводится в этом случае вне помещения для голосования (например, дома у таких избирателей). Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, нарушения тайны голосования, искажения волеизъявления избирателя.

В помещении для голосования избиратели заполняют избирательные бюллетени в специально оборудованной кабине или комнате, в которой не допускается присутствие других лиц. Если избиратель не может самостоятельно заполнить бюллетень, то он вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем.

Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии и подписи не менее двух ее членов. При получении бюллетеня избиратель расписывается в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики.

Завершающая стадия выборов – определение их результатов. На избирательных участках подсчет голосов осуществляется членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса. Подсчитываются поданные избирателями бюллетени, извлеченные из избирательных ящиков; составляется протокол об итогах голосования. Итоги сообщаются в вышестоящую комиссию. Определяются результаты выборов соответствующей избирательной комиссией. Результаты голосования, лица, избранные депутатами, должностными лицами, определяются в соответствии с правилами пропорциональной (пропорционально числу полученных голосов) или мажоритарной (по большинству голосов) избирательных систем. Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы могут использоваться в сочетании, как это имеет место при выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Принципы избирательного права .

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

1. Всеобщим является такое избирательное право, при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданами РФ активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием гражданина на определенной территории Российской Федерации.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов РФ иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане РФ.

2. Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными . Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выборы могут считаться равными.

3. Выборы в Российской Федерации являются прямыми . Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.

Прямое избирательное право отличается от непрямого, которое может быть двух видов - косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

4. Голосование на выборах в Российской Федерации тайное . Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

5. Свободные выборы – основаны на свободном и добровольном участии граждан РФ при реализации своего конституционного права избирать и быть избранным. На государство возлагается ответственность гарантировать свободу волеизъявления граждан путем защиты демократических принципов и норм субъективного права.

6. Участие в выборах – право, а не обязанность! В РФ, во всяком случае. Правда, можно свалить на пикник, но это безответственно – кто-то пашет, кто-то жрёт.

7. Тайное голосование – каждый избиратель подает свой голос свободно, не подвергаясь при этом какому-либо контролю со стороны кого-либо. Контроль за волеизъявлением избирателей рассматривается законом как уголовное преступление и карается по УК РФ.

В РФ – Россия только вступает на путь демократического развития. В силу слабости политической системы принципы не всегда реализуются последовательно.

8. Сочетание мажоритарной и пропорциональьной избирательных систем в РФ . Мажоритарные – такие, в которых в основу определения результатов голосования положен принцип большинства. Мажоритарные системы бывают абсолютного большинства (50%+1 голос от пришедших на выборы) и относительного большинства, при которой избранным считается тот кандидат из списка кандидатов, который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины.

Пропорциональная система – строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. После голосования определяется избирательное частное (избирательный метр, избирательная квота) – наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата: количество проголосовавших избирателей делится на количество мест в палате парламента (которые избираются по пропорциональной системе). После делят избирательный метр на количество голосов, полученных партией.

9. Гласность – подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно. В ходе избирательного процесса разрешено искать, получать и распространять информацию любым законным способом и в рамках, определенных избирательным законодательством.

10. Финансирование выборов – финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов, осуществляется преимущественно из средств государственного бюджета. Кроме них, для финансирования предвыборных кампаний кандидаты и политические партии вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования в пределах, установленных законов.

11. Гарантии прав избирателей и кандидатов при выборах в РФ . Любой гражданин, обладающий избирательным правом, может обратиться в участковую избирательную комиссию по поводу нарушений его избирательных прав – неправильных данных в списках избирателей. Жалоба должна быть рассмотрена в течение 24 часов, а в случае отказа комиссии – ее действия можно обжаловать в суде по месту нахождения избирательного участка. Нарушители прав избирателей и кандидатов несут юридическую ответственность в соответствии с законов. Гражданин РФ может избирать и быть избран вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, происхождения, должности, места жительства, отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии с международным договоров и законодательством РФ и ее субъектов в выборах в органы местного самоуправления могут принимать участие и иностранцы, постоянно проживающие на территории данного муниципального образования.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения РФ обязаны оказывать содействие гражданину РФ в реализации избирательных прав, установленных законом.

Как нам обустроить Россию Солженицын Александр Исаевич

Всеобщее - равное - прямое - тайное

Когда в 1937 Сталин вводил наши мартышечьи «выборы» - вынужден был и он придать им вид всеобщего-равного-прямого-тайного голосования («четыреххвостки»), - порядок, который в сегодняшнем мире кажется несомненным как всеобщий закон природы. Между тем, и после первой Французской революции (конституция 1791 г.) голосование еще не было таковым: оставались ограничения в неравенства в разных цензах. Идея всеобщего избирательного права победила во Франции только в революцию 1848. В Англии весь XIX век находились видные борцы за «конституционный порядок» - такой, который бы обеспечивал, чтобы никакое большинство не было тираном над меньшинством, чтобы в парламенте было представлено все разнообразие слоев общества, кто пользуется уважением и сознает ответственность перед страной, - это была задача сохранить устои страны, на которых она выросла. С 1918 сползла ко всеобщему избирательному и Англия.

Достоевский считал всеобщее-равное голосование «самым нелепым изобретением XIX века». Во всяком случае, оно - не закон Ньютона, и в свойствах его разрешительно и усумниться. «Всеобщее и равное» - при крайнем неравенстве личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь, разном возрасте, разном жизненном опыте, разной степени укорененности в этой местности и в этой стране? То есть - торжество бессодержательного количества над содержательным качеством. И еще, такие выборы («общегражданские») предполагают неструктурность нации: что она есть не живой организм, а механическая совокупность рассыпанных единиц.

«Тайное» - тоже не украшение, оно облегчает душевную непрямоту или отвечает, увы, нуждам боязни. Но на Земле и сегодня есть места, где голосуют открыто.

«Прямое» (то есть депутаты любой высоты избираются прямо от нижних избирательных урн) особенно спорно в такой огромной стране, как наша. Оно обрекает избирателей НЕ ЗНАТЬ своих депутатов - и преимущество получают более ловкие на язык или имеющие сильную закулисную поддержку.

Все особенности избирательной системы и способов подсчета голосов подробнейше обсуждались в России комиссиями, партийными комитетами весной и летом 1917, из-за чего Учредительное Собрание и упустило время. И все демократические партии высказались против выборов 4-х -3-х или даже 2-х-степенных: потому что при таких выборах тянется цепочка личного знания кандидатов, избираемые представители теснее связаны со своей исходной местностью, «с местной колокольней», - а это лишало все партии возможности вставлять своих кандидатов из центра. Лидер кадетов П. Н. Милюков настаивал, что только прямые выборы от больших округов «обеспечат выбор интеллигентного и политически подготовленного представителя».

Кому что нужно.

Из книги Азбука коммунизма автора Бухарин Николай Иванович

§ 63. Всеобщее воинское обучение трудящихся Всеобщее воинское обучение трудящихся, к осуществлению которого приступила Советская республика России, прежде всего должно до минимума сократить казарменное обучение. Рабочий и крестьянин должны быть обучены военному делу,

Из книги Дуэль 2009_14 (613) автора Газета Дуэль

Из книги Революционное богатство автора Тоффлер Элвин

Тайное знание Если бы только этим исчерпывались угрозы науке - этому краеугольному камню наукоемкой экономики, - наша озабоченность уже была бы оправданна. Но назревает новая, гораздо более серьезная угроза, которая может вложить в руки ненавистников науки очень

Из книги Чужие уроки - 2003 автора Голубицкий Сергей Михайлович

Тайное знание Очутившись в «счастливой семье», свежеиспеченные IBO начинают из кожи вон лезть, чтобы как следует образоваться. По той простой причине, что быстро разгадывают главную тайну культа «Амвея»: гораздо проще и выгодней не продавать товары, а строить пирамиду и

Из книги Закат человечества автора Вальцев Сергей Витальевич

Всеобщее потепление Суть проблемы. В результате человеческой деятельности в атмосферу выбрасываются громадные объемы углекислого газа. По некоторым предположениям, концентрируясь в верхних слоях атмосферы, они образуют слой, препятствующий нормальному остыванию

Из книги Литературная Газета 6302 (№ 47 2010) автора Литературная Газета

Прямое попадание в запендю Год Чехова Прямое попадание в запендю ЖАЛОБНАЯ КНИГА Спектаклю «После занавеса», поставленному Евгением Каменьковичем в Мастерской Петра Фоменко, пожалуй, больше подошло бы название «После Чехова». А может быть, даже и «Вместо…». Можно

Из книги Общие вопросы педагогики. Организация народного образования в СССР автора Крупская Надежда Константиновна

ВСЕОБЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И КУЛЬТГЕКТАР ИМЕНИ XVI ПАРТСЪЕЗДА XVI съезд партии принял решение о введении всеобщего обязательного обучения. Это не просто административное постановление. Это решение означает, что надо развернуть громадную работу по строительству школ, по подготовке

Из книги Литературная Газета 6326 (№ 22 2011) автора Литературная Газета

Оказалось, что вологда имеет ко мне прямое отношение Эксклюзив Оказалось, что вологда имеет ко мне прямое отношение РАЗГОВОР НА ФОНЕ НОВОЙ КНИГИ Лариса Васильева – человек разносторонних дарований: известная поэтесса, автор более тридцати поэтических сборников,

Из книги Газета Завтра 399 (30 2001) автора Завтра Газета

Из книги Истории больше нет: Величайшие исторические подлоги автора Степаненко Андрей Георгиевич

Прямое указание на город Петра Вот выборка из труда магистра Дитмара, осенью 1217 года покинувшего Акру. Из Петры Дитмар вошел в пустыню Вавилонии, и у него… ЦИТАТА: «По левую руку простирались высокие горы – горы Эфиопские, через которые Моисей повел войско короткой

Из книги Газета Завтра 947 (4 2013) автора Завтра Газета

Из книги Русский булочник. Очерки либерал-прагматика (сборник) автора Латынина Юлия Леонидовна

Ценность № 2: всеобщее избирательное право Еще нам говорят, что демократия - это европейская ценность и европейское завоевание; что это самый офигительно хороший режим, и при этом под демократией разумеют всеобщее избирательное право. Кто против всеобщего

Из книги Дача (июнь 2007) автора Русская жизнь журнал

Всеобщее благоденствие С повышением уровня жизни счастья у никологорцев не прибавилось. В 1994 году здешний житель - ныне ученый-биофизик, а тогда первокурсник физфака - в шутку предложил окружить Николину Гору колючей проволокой и объявить независимость. Его шутка

Из книги Пятое измерение. На границе времени и пространства [сборник] автора Битов Андрей

Прямое вдохновенье Памяти Юрия Казакова ЭПИТЕТ ЛИБО ОТЛИЧАЕТ, либо обозначает; если один и тот же эпитет и обозначает, и отличает, ему трудно работать. Обозначив (а не отличив) эпитетом «художественный, -ая, -ое» слишком обширные области человеческой деятельности:

Из книги Секреты глобального путинизма автора Бьюкенен Патрик Джозеф

Всеобщее благосостояние Бюджетное управление Конгресса США не упоминает, что программа Obamacare (реформа здравоохранения, предпринятая Обамой) будет стоить нации 2,5 млн рабочих мест. Вместе этого мы слышим оправдание, которое звучало из уст консерватора Барри Голдуотера

Из книги Газета Завтра 584 (5 2005) автора Завтра Газета

«РОДИНА»: ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ «РОДИНА»: ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ Александр Проханов 0 Александр Проханов «РОДИНА»: ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ "Вы чье, старичье?" - "Мы старые герои России. Разгромили ее смертельных врагов. Донесли ее Красное знамя до Берлина. Возвели из пепла и праха новые

Всеобщее избирательное право означает признание за всеми гражданами Российской Федерации, достигшими определённого возраста, без каких либо ограничений право избирать (активное избирательное право) и право быть избранным (пассивное избирательное право). Конституция РФ гарантирует это право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19).

В соответствии со ст. 4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» право избирать возникает с 18-летнего возраста, по данным Межпарламентской ассамблеи ООН, это среднестатистический возраст, при достижении которого за гражданином (подданным) признаётся активное избирательное право. Право быть избранным возникает у гражданина РФ при достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, законодательством субъектов РФ. Депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин, достигший 21 года (ч. 1 ст. 97 Конституции РФ), Президентом РФ – гражданин РФ, достигший возраста 35 лет (ч. 2 ст. 81 Конституции РФ).

Выезд гражданина РФ за пределы страны для постоянного или временного проживания не лишает его избирательных прав. Такой гражданин сохраняет всю полноту избирательных прав. В свою очередь, Российская Федерация обязана обеспечить такому гражданину возможность реализовать свои избирательные права по месту его постоянного или временного проживания через дипломатические и консульские представительства.

Граждане Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными, если они признаны судом недееспособными, а также находятся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, ограничиваются в избирательном праве при наличии одного условия: в отношении него должен вступить в законную силу приговор суда, предусматривающий в отношении гражданина применение такой меры ответственности, как лишение свободы. Таким образом, если гражданин РФ осуждён к лишению свободы условно, он сохраняет избирательное право. В то же время граждане РФ, в отношении которых приговор суда предусматривает отбывание наказания в виде лишения свободы, и на день проведения голосования приговор вступил в законную силу, не имеют право голосовать.



Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, за исключением вышеуказанных лиц, обладают равными избирательными правами. Право на участие в выборах лиц, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, предполагает наличие таких же возможностей на реализацию прямого избирательного права при тайном голосовании, что и у всех остальных граждан РФ. Нахождение таких граждан РФ в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, не может служить основанием для ущемления их конституционного права избирать. Особенно сложно реализовать данное конституционное право граждан РФ в помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, в случае их территориальной удаленности.

Следует отметить, что законодательством зарубежных государств предусматриваются различные подходы к ограничению активного и пассивного избирательного права граждан как находящихся в местах лишения свободы по приговору суда, так и содержащихся под стражей. Например, в Соединенном Королевстве Великобритании активным и пассивным избирательным правом (по Акту о народном представительстве 1983 г.) не обладают лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы по приговору суда. Избирательных прав лишаются также и условно освобождённые от наказания (без изоляции от общества). Конституция Италии лишает лиц избирательных прав в случае окончательного уголовного приговора, причём также не обязательно к лишению свободы.

Закон о выборах публичных должностных лиц Японии (принят в 1950 г.), лишает избирательных прав: а) осуждённых за уголовные преступления, б) лишённых права голосовать по приговору суда за мелкие правонарушения, в) совершеннолетних, находящихся под опекой. По японскому уголовному праву временно лишается избирательных прав нарушитель закона о выборах на публичную должность. Схожие с японским избирательным законодательством положения содержит Конституция Люксембурга.

Избирательный закон Гондураса за незаконное финансирование политических партий и кандидатов предусматривает основное наказание в виде штрафа в размере 200 процентов незаконно перечисленных или полученных сумм и дополнительное – приостановление активного и пассивного избирательного права правонарушителя на срок от двух до трёх лет. В США практически во всех штатах осуждённые за так называемые позорящие преступления лишаются избирательных прав по решению суда, а в некоторых штатах – даже права быть присяжными заседателями.

Что касается подходов законодателей различных стран к вопросу ограничения избирательных прав лиц, находящихся в местах содержания под стражей, то согласно Конституции Республики Беларусь, а также статьи 89 Конституции Туркменистана лишаются избирательных прав лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (как в России). В Белоруссии и Туркменистане лица, содержащиеся под стражей, лишены активного избирательного права.

Таким образом, вопросы ограничения избирательных прав, в том числе лиц, находящихся в местах содержания под стражей, рассматриваются в тех или иных государствах по-разному, в зависимости от построения правовой системы страны.

Равное избирательное право означает участие избирателей в выборах на равных началах. Равные основания участия в выборах обеспечиваются следующими обязательными элементами:

Наличием у избирателей равного количества голосов (если у одного избирателя одни голос, то и у других избирателей тоже только один голос);

Включением избирателей только в один список избирателей (таким образом, каждый избиратель может проголосовать на выборах только один раз);

Примерно равным числом избирателей в каждом избирательном округе (что позволяет сохранить равное представительство мнений избирателей);

Соблюдением установленных норм представительства (прежде всего при формировании избирательных участков);

Предоставлением равных юридических возможностей участия в избирательной компании для кандидатов (в том числе при проведении предвыборной агитации в средствах массовой информации);

Едиными правилами проведения выборов на всё время проведения избирательной компании (с момента назначения выборов и до объявления официальных результатов голосования);

Равной правовой защитой избирательных прав всех граждан и их общественных объединений (в административном и судебном порядке).

Принцип равного избирательного права распространяется в равной степени, на активное и пассивное избирательное право, и взаимосвязан с принципом всеобщего избирательного права. Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, также имеют право на реализацию принципа равного избирательного права, наряду с другими избирателями. Они в обязательном порядке включаются в списки избирателей. Администрация учреждений выдает справки тем избирателям, которые не имеют паспорта, для того, чтобы они приняли участие в выборах. Избиратели, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, должны быть обеспечены литературой о выборах и агитационными материалами. Кроме того, им предоставляется возможность принять участие в голосовании наравне с другими гражданами РФ, для этих целей в учреждениях могут быть образованы избирательные участки, или голосование проходит вне помещений для голосования.

Голосование вне помещения для голосования проводится в день голосования на основании письменного заявления или устного обращения избирателя (в том числе переданного при содействии других лиц, администрации учреждения) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть подано (сделано) избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии.

Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах лично. Этот принцип также распространяется на выборы, проводимые на всех уровнях органов государственной власти и местного самоуправления. Избиратель не может передоверить своё право избирать и быть избранным другим гражданам РФ или организациям. Избирательный бюллетень заполняется в кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем или доверенным лицом политической партии, выдвинувшей зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своём намерении воспользоваться помощью другого лица.

В соответствии с федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45-20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голосования – открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые, если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого) (ч. 6-7 ст. 68 Закона).

Тайное голосование – обязательный атрибут демократических выборов. Принцип тайного голосования означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю должна быть предоставлена возможность использовать закрытую кабинку для заполнения бюллетеня. Избирательные бюллетени не должны иметь идентифицирующих признаков, которые позволили бы определить личность избирателя. Реализация этого принципа в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, осуществляется путём оборудования специальных помещений для голосования или путём голосования по месту содержания под стражей. В этих условиях коллегиальность избирательной комиссии является обязательным условием соблюдения принципа тайного голосования.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации волен самостоятельно принять решение о явке на избирательный участок.

Свободные выборы являются частью более широкого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции Российской Федерации. Так, согласно ч. 1 и 2 ст. 17, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации; ч. 1 ст. 22 установлено, что каждый имеет право на свободу; ст. 29 гарантирует в ч. 1 свободу мысли, а в ч. 3 запрещает принуждать к отказу от своих мнений и убеждений; ч. 1 ст. 45 и ч. 1 и 2 ст. 46 гарантируют государственную, в частности, судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина. Всё это относится и к свободному волеизъявлению во время голосования.

В целях обеспечения свободного характера народного волеизъявления предусмотрена уголовная ответственность за воспрепятствование свободному осуществлению избирательных прав гражданами Российской Федерации, нарушение тайны их голосования (ст. 141 УК РФ). Обстоятельствами, отягчающими ответственность, являются деяния, соединённые с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения, либо совершённые лицом с использованием своего служебного положения, либо совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Административная ответственность установлена за нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, либо нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей (ст. 5.1 КоАП РФ).

Граждане РФ, содержащиеся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, обязаны подчиняться определённым режимным требованиям администрации учреждения, в том числе и связанным с передвижением по территории учреждения. Явка избирателей, содержащихся в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, традиционно является очень высокой и достигает фактически 100 %. В свете этого возникает вопрос, всегда ли участие в выборах является добровольным волеизъявлением граждан РФ? Для реализации принципа свободного участие в выборах администрации учреждений исполняющих наказания не должны нести ответственность за явку избирателей.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами её территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объёме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 ф едерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчёте голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Избирательные комиссии не могут принимать свои решения, связанные с подготовкой и проведением народных голосований, за «закрытыми дверями». Принцип гласности же требует обязательного опубликования решений избирательных комиссий и факультативного опубликования отчётов о заседаниях и действиях избирательных комиссий и их должностных лиц. Комиссии и их должностные лица не вправе запрещать опубликование таких отчётов, препятствовать получению информации о деятельности комиссий и распространению этой информации. Все нормативные акты избирательных комиссий, комиссий референдума, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов или референдума, подлежат официальному опубликованию, другие решения, относящиеся к подготовке и проведению выборов или референдума, публикуются либо доводятся до всеобщего сведения иным путём.

Выборы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

В федеральном избирательном законодательстве, а также в других соответствующих отраслях законодательства под вмешательством понимается, в частности, воспрепятствование работе избирательных комиссий, а также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией её полномочий, установленных законодательством о выборах с целью повлиять на её решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, избирательных объединений, подсчёта голосов избирателей и по иным вопросам исключительной компетенции избирательных комиссий (ч. 1 и 3 ст. 141 УК РФ).

В то же время сотрудники следственных изоляторов, помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, активно способствуют организации и проведению выборов на всех этапах, в том числе и в качестве членов избирательных комиссий. Участие сотрудников уголовно-исполнительной системы в организации и проведении выборов в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, является обязательным условием, так как, прежде всего, они обеспечивают выполнение режимных требований, с которыми иные члены избирательных комиссий, как правило, не знакомы.

Выборы, при которых все избиратели страны пользуются одинаковыми избирательными правами, когда каждый избиратель имеет только один голос. В ряде капиталистических стран, например, в Англии, Бельгии, предприниматели заносятся в списки избирателей не только по месту своего жительства, но и по месту расположения своих предприятий; таким образом они получают преимущества и пользуются несколькими голосами. Избирательная система в капиталистических странах, в том числе во Франции и в Англии, предусматривает такое распределение территории (так называемая избирательная «география» капиталистических стран), по которому малонаселенные буржуазные избирательные округа выбирают столько же депутатов, сколько и плотнонаселенные рабочие округа. Во Франции, например, 10 аграрных (земледельческих) округов с населением в 300 000 человек выбирают столько же депутатов, сколько 10 промышленных округов с населением в 1 100 000 человек. Таким образом, формально равные выборы превращаются на деле в неравные в пользу буржуазии.

С первых дней существования советской власти в нашей стране все трудящиеся имели право выборов. Но в СССР по старой Конституции выборы в органы советской власти были не вполне равными. На съезды советов союзных республик и на съезд Советов СССР представители городских советов избирались из расчета 1 делегат на 25 000 избирателей, а от съездов советов тех районов, где преобладало крестьянство, - 1 делегат на 125 000 жителей. «Эти преимущества в пользу рабочих были введены тогда, когда крестьяне еще целиком были мелкими собственниками и в деревне еще было велико влияние кулачества. Эти преимущества закрепили руководящую роль рабочего класса в советском государстве, помогали укреплению советской власти и, вместе с тем, обеспечили широкую помощь пролетарской диктатуры трудящемуся крестьянству в подъеме сельского хозяйства и в последовавшей затем социалистической перестройке деревни» (Молотов).

Сталинская Конституция установила равные выборы во все органы советской власти, начиная с сельских Советов депутатов трудящихся и вплоть до Верховных Советов автономных и союзных республик и Верховного Совета СССР. Выборы будут производиться по одинаковой избирательной норме независимо от того, кто составляет большинство в данном избирательном округе - рабочие или крестьяне. По Сталинской Конституции все граждане в СССР участвуют в выборах на равных основаниях.