Войны древних славян. Военное дело древних славян

20.11.2020

Везде по миру мы находим странные артефакты, которые, если исключить возможность ядерной войны в прошлом, просто необъяснимы. Это – тектиты (стёкла неизвестного происхождения) Ливийской пустыни, пустыни Синнеара и других мест…

Атланты против гиперборейцев

13 тысяч лет назад, как повествует Платон со слов древнеегипетского жреца Мането, в одночасье, прекрасная Атлантида, центр цивилизации, подверглась катастрофе и сгинула в толще вод. В то же самое время город, называемый сегодня, по месту нахождения, Мохенджо-Даро, на другом конце света – в долине реки Инд – постигла столь же странная и неожиданная катастрофа. Он прекратил своё существование сразу, и жители его, огромные скелеты которых в огромном множестве обнаружили археологи, не были погребены ни тогда, ни века спустя по какой-то причине.

Анализ тысяч камней, также усеявших улицы Мохенджо-Даро, показал, что они представляют собой осколки глиняной посуды, спёкшиеся от мгновенного нагрева до 1400-1600 градусов по Цельсию. Эксперты полагают, что в городе имели место три разрушительные волны, распространившиеся на два километра от эпицентра (судя по отсутствию скелетов, валяющихся далее повсеместно, люди, находившиеся вблизи эпицентра, попросту испарились). Что самое важное – возможность извержения вулкана или падения метеорита полностью исключается.

Везде по миру мы находим странные артефакты, которые, если исключить возможность ядерной войны много лет назад, просто необъяснимы. Это – тектиты (стёкла неизвестного науке происхождения, аналогичные спёкшемуся песку на местах наземных ядерных испытаний) Ливийской пустыни, пустыни Синнеара и множества других мест.

Совсем недавно, в марте 2001 г., Ричард Б. Файрстоун, учёный из знаменитого центра атомных исследований в Беркли, сделал сенсационное сообщение. По его мнению, радиоуглеродная датировка множества памятников и находок уже на американском континенте неверна из-за того, что некоторые площади, согласно его исследованиям, подверглись… бомбардировке потоками нейтронов и других частиц, возникающих, как известно, при ядерном взрыве.

«Эти нейтроны преобразовали остаточный азот в датированных древесных углях в радиоуглерод, таким образом давая аномальные даты. Некоторые североамериканские датировки таким образом даны с ошибкой как минимум на 10 000 с лишком лет в сторону уменьшения».

В доказательство этого он приводит исследованные образцы из Джейней в Мичигане, Федфорд и Зандра – в Онтарио, Шуп в Пенсильвании, Элтон – в Индиане, Ливитт – в Мичигане и северной оконечности озера Гранта, а также на юго-западе Бейкера, Нью-Мексико. Также он указывает на аномальные отношения изобилия урана и плутония в исследованных им областях.

И, хотя учёный осторожно объясняет эти аномалии «радиацией от соседней сверхновой звезды, взорвавшейся приблизительно 12 500 лет назад (та же дата! – Ю.Ч.)», взрыв сверхновой никак не объясняет следов плутония – элемента, в природе не встречающегося вовсе, а возникающего только в ядерных реакциях урана, производимых человеком в особых условиях – в ядерном реакторе. Всё это говорит о том, что 13 000 лет назад на Земле произошла глобальная ядерная война. Война, смею это утверждать, между Гипербореей и Атлантидой.

Боги и демоны древних – это люди и вожди Атлантиды и Гипербореи!

Легенды всего мира говорят о том, что некогда на Земле и на небе велась война с использованием фантастического оружия, воздушных судов и смертельных лучей, когда исчезали города, и горы взрывались гигантскими молниями, следы которых видны до сих пор. Но говорят как-то смутно, и вот почему. Когда прошлая цивилизация была разрушена, и наступило похолодание, большинство людей погибло. Немногие выжившие погрузились в варварство. За века одичания наука была утрачена, хотя воспоминания о древней мудрости сохранялись из поколения в поколение жрецами, передававшими тайные знания внутри своих корпораций во всех странах и на всех континентах.

Сначала это были реальные воспоминания – былины, но с течением веков все меньше оставалось подробностей, всё больше напластований, приплетались наивные чаяния и верования, усугублённые постоянно снижавшимся уровнем бытия и сознания людей пост-гиперборейской эры.

Искажённая память представляла героев и вождей погибшего мира богами и демонами, обладавшими сверхъестественной силой, но они были просто людьми, управлявшими воздушными судами и имевшими оружие и технологии, в чем-то похожими на наши, в чём-то нас превосходящими. А тяготы бытия рождали мечты о безмятежной благостной жизни, спроецированные в далёкое прошлое. И в результате мы имеем то, что имеем, – смутные воспоминания, интересные только удивительными деталями, которые необходимо отсеивать из тысяч страниц текста, словно золотые песчинки из тонн пустопорожней породы религиозной чепухи.

Зато, какие песчинки!


Например, недавно в научный оборот был введён труд древнеиндийского астролога Бхасхара «Сиддханта-широмани», в котором, среди прочих единиц измерения времени, фигурирует «трутти», составляющая 0,3375 секунды, а в ещё более раннем санскритском тексте, «Брихатх Сакатха», есть единица измерения времени «кашта», равная одной трёхсотмиллионой доле секунды! Специалисты, изучающие труды древнеиндийских учёных, теряются в догадках: для каких целей нужна была в те времена такая единица, и чем её измеряли? Ведь «кашта», как и любая другая единица меры, может иметь смысл только при условии, что в ней есть практическая надобность и существуют средства для измерения с такой точностью.

Не надо ломать голову! Всё очень просто. И те, кто хранил и передавал от прошлой цивилизации знания, не могшие пригодиться последние 12 тысяч лет, прекрасно знали это.

Американский писатель Эндрюс, будучи в Мадрасе, услышал от учителя йоги – пандита Каниахи – такое признание: «Учёные-брамины с незапамятных времён были обязаны хранить немало сведений, смысла которых сами не понимали. Ещё их далёкие предки знали, что материя состоит из бесчисленных атомов, что большая часть пространства в самих атомах не заполнена материей».

Задачей браминов, как и других оккультистов всех континентов испокон века, с начала их эзотерических традиций, было просто не потерять наследия, им переданного, сохранить его для будущих поколений, передавать из рода в род, даже если в передаваемом не смыслишь ни бельмеса. Но, к сожалению, с этим они справились плохо, нашпиговав передаваемое грудами религиозно-волшебной чепухи.

С другой стороны, портила древнюю память «извечная тяга человеческая устроиться непременно вселенски» – как писал Достоевский. И к ней – вечной тенью – постоянный ужас смерти. Неготовность и нежелание принять очевидность, что со смертью всё кончается, и что мы – одни во Вселенной. Первое не требует доказательств: «плоть отделяется от костей», – хотя столько галлюцинаций наверчено теми, кто не может это принять. Доказать второе тоже просто. Хотя существует порядка 10 обоснованных доказательств, самое очевидное таково.

Если мы знаем, что законы природы во всей Вселенной одинаковы, это значит, что любая иная цивилизация, какая бы она ни была, – хоть говорящих пёсиков с Сириуса, обязана будет использовать для дальней связи радиоволны и необходимым образом – и очень вскоре, – большую часть из используемого диапазона волн будут составлять сверхкороткие, имеющие преимущества дешевизны, качества и точности, но и недостаток – уход в космос через ионосферу. А это значит, что такая планета в радиодиапазоне будет выглядеть со стороны как огромная, не меньше Веги по объёму, мощнейшая звезда – при полной невидимости в диапазоне оптическом.

Именно так и выглядит из космоса наша планета. При этом модуляции этого излучения будут сложными и непериодическими – ибо мы планета не пикающих радиомаяков, а тысяч теле- и радиостанций. Ничего подобного нигде больше нет. Радиоастрономы с 60-х гг. прошлого века слушают Вселенную и наталкиваются только на природные космические «маяки» – вроде квазаров. Мы – одни!

Так откуда взялось это тайное знание, эти удивительные сказания о последней войне, тем более подтверждающиеся археологическими находками? А ниоткуда – это наши сказания и наша история. Просто мы – не первая цивилизация на Земле, а если у нас не достанет ума, – то и не последняя.


Отсутствие прямых доказательств существования древней машинной цивилизации не опровергает этого существования. Мы настолько мало знаем о том, что лежит у нас под ногами, – что просто диву даёшься. Троя была потеряна на тысячелетия, пока Шлиман не откопал троянские стены, а до этого 30 веков над этим богатством неграмотные скотоводы пасли своих коз. Сияющая Вавилония Навуходоносора была погребена под песком Синнеара, как и Помпеи – под вулканическим пеплом, пока не начались их раскопки. Сколько городов размывается сегодня на океанском дне и сколько когда-то многолюдных метрополий лежат под песками пустынь?

А когда смелые одиночки начинают свои поиски – над ними либо издеваются, как над Шлиманом, либо к ним примазываются толпы шизофреников, видя в свидетельствах древности подтверждение своей религиозной мании, хотя археологические находки меньше всего подтверждают «переселение душ», «бытие божье» или «необходимость» вегетарианского питания. Ибо оставлены они людьми, подчинявшими (и подчинившими) своей воле физическую природу, а стало быть, – материалистами.

Если «ядерное лето» состоится, через несколько тысячелетий пещерные люди могут выползти из своих подземных нор вблизи развалин Москвы или Нью-Йорка и построить над ними новые города, понятия не имея о нашем погибшем мире.

Будущие историки зададутся вопросом: а могла ли когда-либо существовать высокомерная «глобальная» цивилизация, надменные лидеры которой вот-вот соберутся в Питере решать, как им кажется, вопросы мироустройства, а от нашего «просвещённого» века не останется ничего, кроме искажённых воспоминаний о летательных аппаратах и фантастическом магическом оружии, которые будут рассказывать как сказки детям на протяжении столетий, пока культура не поднимется вновь. Только адепты Тайной мудрости будут хранить в своих тайных учениях, постепенно дегенерирующих в пародию на самое себя, предания нашего потерянного века…

Мы – не первые…

Древнеиндийский эпос «Махабхарата» описывает 18-дневную войну между Дурьодханой, сыном Учителя Дрона или, по-санскритски, Дрона-Ачарьи, и его «кузеном» Юдхиштирой, произошедшую якобы за 14 столетий до Р.Х. С трудом верится в то, что этот величественный эпос действительно описывает цивилизацию 1400 г. до н.э., ведь кочевавшие арийцы вторглись через северные перевалы на Индийскую равнину, обладая из техники только гужевыми повозками, стрелами и бронзовыми мечами, а в песнях повествуется о дуэлях воздушных судов и применении ядерного оружия.

На самом деле «Махабхарата» содержит куски гораздо более древних легенд, некогда заучивавшихся певцами Вед наизусть и превратившихся в храмовые записи только со времени изобретения алфавита деванагари, относящегося к 1340-м гг. до Р.Х. – то есть именно к тому времени, когда якобы и произошла битва на поле Куру. Вот примеры таких описаний.

«Дрона Парва»: «Заметив в небе эту гору, выпускающую бесчисленные заряды, сын Дроны (Дурьодхана – Ю.Ч.) не дрогнул и призвал на помощь орудие «Ваджра». Поражённый Принц гор был быстро уничтожен. И ракшаса превратился в массу синих облаков на небосводе, украшенном радугой, и начал падать дождём камней». Чем вам не описание бомбардировщика, который был сбит ракетой «земля-воздух»?

«Махабхарата» повествует и о более интересных вещах, идентифицируемых как тяжёлые ракеты: «Этот Брахма-данда, или Жезл Брахмы, несравненно мощнее даже стрелы Индры (тактические неядерные ракеты? – Ю.Ч). Последняя может поразить только один раз, а первый может поражать целые страны и целые расы из поколения в поколение».

На протяжении тысячелетий это выглядело как игра поэтического воображения. Нас же поражает зловещее сходство с нашими ядерными бомбами, радиация от которых вызывает наследственные болезни и мертворождённость в ещё не рождённых будущих поколениях.

«Однажды, будучи атакован Валадэвами, разъярённый Джарасандха в желании уничтожить нас метнул жезл, способный убить всё живое. Сверкая огнём, этот жезл направился к нам, раскроив небосвод как линия, которая на женской голове разделяет косички (реактивный след! – Ю.Ч.) со скоростью молнии, пущенной Шукрой. Заметив летящий в нашем направлении жезл, сын Рохини метнул оружие «стунакарма», чтобы отбросить его. Энергия жезла была погашена энергией оружия Валадэвы, и он упал на Землю, расколов её и заставив содрогнуться даже горы» («Бхисма Парва»). Ракеты и противоракеты…


А вот описание, тоже считавшееся поэтическим бредом. До Хиросимы. Описание уничтожения Тройного Города, того самого, что сегодня почти уверенно идентифицируется археологами с Мохенджо-Даро, о котором говорилось вначале.

«…Извергающая потоки пламени убийственная Стрела Брахмы (размер её три локтя и шесть футов; её мощь – как у тысячи молний Индры, и она уничтожает всё живое вокруг) – была выпущена. Пламя, лишённое дыма, расходилось во все стороны с всесокрушающей силой. Раскалённый столб дыма и пламени такого ослепительного, как 10 000 солнц, поднялся в небо во всём своём устрашающем величии, раскрывшись как пляжный зонт от солнца… Это была Железная Молния, посланец смерти, превративший в пепел всех людей Врисхни и Андхака. Их тела были обожжены. У тех, кто остался жив, выпали волосы и ногти, гончарные изделия растрескались без видимых причин, а у всех птиц в округе побелели перья. Через несколько часов вся пища оказалась отравленной… Спасаясь от этого огня, воины бросались в реку, чтобы омыть себя и своё снаряжение…»

И ещё: «Герой Адваттаман отказался покинуть свой корабль, когда он коснулся воды, и прибёг к оружию Агни (бог огня – Ю.Ч.), перед которым не могли устоять даже боги. Сын учителя (Дроны) – этот истребитель вражеских героев нацелил на всех своих видимых и невидимых врагов полыхающее копьё, извергающее бездымный огонь, и выпустил его во все стороны. Густые снопы стрел вырвались из него в небосвод. Объятые ярким пламенем, эти стрелы охватили Парти со всех сторон. Внезапно густой мрак обволок Пандаву. Все стороны света также погрузились в темноту. Задули ветры. Облака гремели на небе, низвергая дождь крови. Птицы, звери, коровы и принявшие обет души впали в крайнее беспокойство. Заволновались, казалось, сами стихии. Слоны и другие звери, опалённые энергией этого оружия, в ужасе бежали, стремясь укрыться от этой страшной силы. Даже вода закипела, и живущие в этой стихии твари забеспокоились и, казалось, сварились.

Со всех сторон света, с небосвода и самой Земли летели снопы свирепых стрел со скоростью Гаруды. Обожжённые и сражённые этими быстрыми, как молнии, стрелами враги пали, как деревья, спаленные всепожирающим огнём. Слоны, опалённые этим оружием, падали на землю, издавали жуткие вопли, другие носились взад и вперёд, громко ревя от страха, как если бы находились в горящем лесу. Кони, о Царь, и повозки, обожжённые силой этого оружия, походили на верхушки деревьев, спаленные лесным пожаром. Тысячи повозок рассыпались в прах. В самом деле, о Бхарата, казалось, что божественный Господь Агни сжёг в той битве войско Пандава, как огонь Сома-Вартья разрушает всё в конце Юги…»

Вообще в эпосе «Махабхарата» содержится более 230 строф, содержащих подробные и весьма реальные описания конструкции ракет, самолётов, а также иных аппаратов и устройств, включая то, что мы назвали бы сегодня беспилотными аппаратами и боевыми роботами.


Каменные солдаты Гипербореи ждут своего часа

Вот что думает о возможности в далёком прошлом такой войны самый авторитетный в России исследователь памятников древней Гипербореи – руководитель Комиссии научного туризма Русского Географического общества Сергей Вадимович Голубев. Ещё раз подчеркну – реального, а не мифического, высосанного из пальца и из самых разных мест, наследия Гипербореи, подтверждённого его многочисленными находками доисторических памятников этого древнего континента.

– Возможность такой войны я не исключаю, но хочу подчеркнуть, что не стоит ожидать каких-то находок, прямо подтверждающих её: слишком много времени прошло. Ни металл, ни тем более композитные материалы не сохраняются столько времени, тем более – органика. А имеющиеся и известные тебе свидетельства говорят о том, что в древности очень многое, что мы сегодня изготавливаем из металла, «делалось» из живого или почти живого вещества. Кстати, и наши технологии стремительно приближаются к этому. Не зря же так много сейчас научных фантазий вокруг так называемых «киборгов». Мы с тобой как-нибудь подробно поговорим об этом. Сейчас же мне хотелось бы сказать, что ядерное оружие вряд ли было единственным мощным оружием той войны. Тебе, безусловно, известно, что земная кора, та твердь, по которой мы ходим, – невероятно тонка.

Если Землю представить в виде школьного глобуса и мысленно «разрезать» его, нам даже не удастся увидеть плотную кору её даже в сильную лупу – настолько она тонка. Что находится под ней – наука только предполагает, но большинство учёных сходится на том, что под ней – расплавленная масса, на которой плавают наши континенты. Это, если не больше, могло быть известно и древним, не зря же они в своих трактатах, дошедших до нас через тысячи поколений, сравнивали землю с яйцом. Уже сегодня нам доступно так называемое «геофизическое оружие», о котором много говорят в последние годы.

О возможности его применения говорит и геологическая летопись планеты – около 13 000 лет назад была неожиданно мощная вспышка вулканизма и геологической активности, как представляется сегодня, не могущая быть вызвана процессом постепенного остывания нашей планеты. Что-то разбудило этот вулканизм – или действительно какое-то космическое вмешательство, или земные события, человеческий фактор. Вроде того как в 60-е годы военные ведомства ядерных держав были встревожены полученным от служб геофизического мониторинга сообщением, что в Атлантике взорвана ядерная бомба – так показывали их приборы. На самом деле никакой атомной бомбы не было, геофизики-англичане в ходе эксперимента взорвали 200-килограммовый заряд на океанической коре, а эффект был тот же самый, как от детонации боевого ядерного блока большой мощности, что и засекли службы наблюдения.

Оказалось, что, когда мощный взрыв происходит на материковой коре – она гасит вызванную сейсмическую волну, а тонкая океаническая кора – нет, и вызванный резонанс приводит к сильным геологическим смещениям. Эффектом заинтересовались военные, так как замаячила перспектива создания геофизического оружия.

Гиперборейские города, если они существовали, находятся сегодня под водой – на шельфе Ледовитого океана, который опустился на дно именно в ту эпоху – около 9-11 тысяч лет до н.э., когда произошла та самая очень непонятная катастрофа, связанная и с потоплением Атлантиды. Можно, очень осторожно, предположить, что атланты и гипербореи обменялись геофизическими ударами. Об этом свидетельствует, кстати, и форма геоида, имеющего специфические вогнутости в северном полушарии, чего не наблюдается у других планетных тел Солнечной системы. Если допустить, что обмен такими ударами состоялся, то Атлантида оказалась в заведомо проигрышном положении – её метрополина находилась на острове, в зоне геоактивности, о чём свидетельствовал Платон, описывая горячие источники в Атлантиде, а колонии – на побережьях Африки, Европы, обеих Америк.


В своё время, кстати, американцы были сначала очень удивлены, а потом чрезвычайно раздражены тем, что атомные ракеты СССР, когда их было ещё очень мало, были направлены не на пусковые шахты, а вообще в море, где их и сбивать-то никто не предполагал. На самом деле наши военные тогда рассчитывали похоронить Америку, как минимум, её прибрежные города, в гигантском геофизическом катаклизме. Так же и Гиперборея располагалась большей частью в прибрежной зоне, но и на материке у неё были обширные владения. Так Атлантида была уничтожена полностью, а Гиперборея сохранилась на той части материка, которая не опустилась на дно в результате удара, и мы имеем возможность находить сохранившиеся памятники той эпохи на Кольском полуострове и в Беломорье. Хотя, конечно, катаклизм должен был разрушить и на континенте очень многое…

– Знаешь, Сергей, меня поражает искусство Гипербореи. Раз за разом, просматривая сделанные тобой фотографии, я удивляюсь идеологичности этого искусства. Памятники Гипербореи – это милитаристские памятники, лица, изображённые на них, – это лица воинов. За исключением одного. На единственном памятнике, который был уже высечен лежащим, поверженным. Я говорю о гигантском лице, удивительно напоминающем лица статуй Центральной Америки – тех мест, где были колонии Атлантиды, тогда как лица других статуй – вполне арийские. Я так и называю его – «поверженным Атлантом». Тоже – идеология, тоже монументальная пропаганда… Неужели мы обречены воевать и уничтожать достижения цивилизации, приобретаемые таким трудом за столь долгие века?

КАК ВОЕВАЛИ СЛАВЯНЕ! В наше время, когда весь мир пытается подражать американцам начиная от формы одежды, заканчивая тактикой и суточными сухими пайками, нашим воинам необходимо чаще смотреть в богатую копилку российских воинских традиций и использовать многовековой опыт русских воинов. Нет, я не призываю надеть лапти, отрастить бороды и взять в руки мечи и луки. Главное - умело выделить и обобщить те принципы, с помощью которых они побеждали более сильного и численно превосходящего их врага. Основы и философия русской военной школы изложены в «Науке побеждать» А В.Суворова. К сожалению, не у многих современных командиров, что называется, доходят руки до этой книги. Но чтобы увидеть и понять суть принципов, изложенных Суворовым в своем безсмертном труде, стоит совершить экскурс в глубь веков и посмотреть, как же воевали древние Русичи. Земля, на которой жили наши далекие Пращуры, была богатой и плодородной и постоянно привлекала с востока - кочевников, с запада - германские племена, к тому же наши предки старались осваивать новые земли. Иногда эта колонизация проходила мирно, но. зачастую, сопровождалась боевыми действиями. Советский военный историк Е.А. Разин в своей книге «История военного искусства” так рассказывает об организации Славянского войска периода V-VI веков: У Славян воинами были все взрослые мужчины. У славянских племён имелись дружины, которые комплектовались по возрастному принципу молодыми, физически сильными и ловкими воинами. В основе организации войска лежало деление на роды и племена, Возглавлял воинов рода старейшина (староста), во главе племени стоял вождь или князь Далее в своей книге автор приводит высказывания древних авторов, которые отмечают силу, выносливость, хитрость и храбрость воинов славянских племён, которые, к тому же. владели искусством маскировки. Прокопий из Кессарии в своей книге «Война с готами» пишет, что воины славянского племени «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр». Так, древний автор в вышеупомянутой книге описывает один интересный случай, как славянский воин, умело используя подручные средства маскировки, взял «языка». И вот этот Славянин, ранним утром подобравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом и свернувшись в клубочек, спрятался в траве. Когда подошел к этому месту гот, Славянин внезапно схватил его и принёс живым в лагерь. Другой древний автор - Маврикий в своой книге “Стратегикан” обращает внимание на искусство Славян скрываться в воде. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью них; и это они могут проделывать в течение многих часов. Так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. Местность, на которой Славяне обычно принимали бой, всегда была их союзником. Из тёмных лесов, речных заводей, глубоких оврагов Славяне внезапно атаковали своих противников. Вот что об этом пишет упомянутый ранее Маврикий: Сражаться со своими врагами Славяне любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах. на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и дном и ночью изобретая много разнообразных способов… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника. Таким образом, мы видим, что древние воины брали верх над противником в первую очередь отсутствием шаблона, хитростью, умелым использованием окружающей местности. В инженерной подготовке наши Пращуры также были признанными специалистами Древние авторы пишут, что Славяне в искусстве форсирования рек превосходили «всех людей». Находясь на службе в войске Восточной Римской империи, славянские отряды умело обеспечивали форсирование рек. Они бысгро изготавливали лодки и на них перебрасывали на другой берег крупные воинские отряды. Лагерь Славяне обычно разбивали на высоте, к которой не было скрытых подступов. При необходимости дать бой на открытом поле они устраивали укрепление из повозок. Феофинат Сиомпатт сообщает о походе одного славянского отряда, который вёл бой с римлянами: Так как это столкновение для варваров (Славян) было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них как бы укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и дотей. Славяне связали повозки, и получилось сомкнутое укрепление, с которого они метали копья в противника. Укрепление из повозок было надежной защитой от конницы. Для оборонительного боя Славяне выбирали труднодоступную для противника позицию или же насыпали вал и устраивали засыпи. При штурме укреплений противника они применяли штурмовые лестницы и осадные машины. В глубоком построении, положив щиты на спину, Славяне шли на штурм. Из вышеприведённых примеров мы видим, что использование местности в сочетании с подручными предметами лишало противников наших предков тех преимуществ, которыми они первоначально обладали. Многие западные источники утверждают, что у Славян не было строя, однако это не означает, что они не имели боевого порядка. Тот же Маврикий рекомендовал выстраивать против них не очень глубокий строй и атаковать не только с фронта, но во фланги и с тыла. Отсюда мы можем сделать вывод что для боя Славяне располагались в определённом порядке. Маврикий пишет: …иногда они занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл. Приведённый выше пример даёт понять, что у древних Славян был определённый боевой порядок, что сражались они не толпой, а организованно, построившись по родам и племенам. Родовые и племенные вожди являлись начальниками и поддерживали в войске необходимую дисциплину. В основе организации славянского войска лежало общественное устройство - деление на родовые и племенные отряды. Родовые и племенные связи обеспечивали необходимую сплоченность воинов в бою. Таким образом, использование славянскими воинами боевого порядка, дающего неоспоримые преимущества в бою с сильным противником, говорит о том, что Славяне но только проводили боевую подготопку со своими дружинами. Ведь для того чтобы быстро действовать в боевом порядке надо было это отроботать до автоматизма. Также, надо было знать противника, с которым придется воевать. Славяне могли не только искусно сражаться в лесу и поле. Для взятия крепостей они пользовались простой и эффективной тактикой. В 551 году отряд Славян численностью более 3000 человек, не встретив никакого противодействия, переправился через реку Истр. Навстречу Славянам было выслано войско, имеющее большие силы. После переправы через реку Марица Славяне разделились на два отряда. Римский военачальник решил разбить их силы поодиночке в открытом поле. Имея хорошо поставленную тактическую разведку и будучи осведомлёнными о передвижениях противника. Славяне упредили римлян и, внезапно атаковав их с двух направлений, уничтожили своего врага. Вслед за этим император Юстиниан бросил против Славян отряд регулярной конницы. Отряд дислоцировался во фракийской крепости Тзуруле. Однако, этот отряд был разбит Славянами, которые имели в своих рядах конницу не уступавшую римской. Разбив регулярные полевые войска, наши предки начали осаду крепостей во Фракии и Иллирии. Представляет большой интерес взятие Славянами приморской крепости Тойер, которая была расположена в 12 днях пути от Византии. Гарнизон крепости в 15 тысяч человек представлял собой грозную силу. Славяне решили прежде всего выманить гарнизон из крепости и уничтожить его. Для этого большая часть воинов расположилась в засаде недалеко от города, а незначительный отряд подошел к восточным воротам и начал обстреливать римских солдат. Римляне, увидев, что врагов не так много, решили выйти за пределы крепости и разбить Славян в поле. Осаждающие начали отступать, делая вид для напавших, что, испуганные ими, обратились в бегство. Римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди крепостных укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследовавших, отрезали им возможные пути отступления. А те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, атаковали их. Истребив преследователей, Славяне вновь бросились к стенам города. Гарнизон Тойера был уничтожен. Из сказанного можно сдедать вывод о том, что в славянском войске были хорошо поставлены взаимодействие нескольких отрядов, разведка, маскировка на местности. Из всех приведенньх примеров видно, что в VI веке наши предки обладали совершенной по тем временам тактикой, они могли воевать и наносить серьёзный урон противнику, который был гораздо сильнее их, а зачастую обладал и численным превосходством. Совершенной была не только тактика, но и боевая техника. Так, при осаде крепостей, Славяне использовали железные тараны, установив осадные машины. Славяне под прикрытием метательных машин и стрелков из лука подвигали тараны вплотную к крепостной стене, начинали её расшатывать и пробивать бреши. Помимо сухопутной армии, Славяне имели флот. Существует много письменных свидетельств использования ими флота при боевых действиях против Византии. В основном корабли применялись для транспортировки войск и высадки десантов. За многие годы славянские племена в борьбе с многочисленными агрессорами с территории Азии, с могущественной Римской империей, с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и обьединились в союзы племён. В этой многовековой борьбе складывалась военная организация Славян, возникло военное искусство соседних народов и государств. Не слабость противников, а сила и военное искусство Славян обеспечивали им победы. Наступательные действия Славян вынуждали Римскую империю переходить к стратегической обороне и создавать по нескольку оборонительных линий, наличие которых не обеспечивало безопасности границ империи. Не достигали поставленных целей и походы византийской армии за Дунай, в глубь славянских территорий. Эти походы обычно заканчивались поражением византийцев. Когда же Славяне, даже при своих наступательных действиях, встречали превосходящие силы противника, они обычно уклонялись от боя, добивались изменения обстановки в свою пользу и лишь тогда снова переходили в наступление. Для дальних походов, переправ через реки и овладения приморскими крепостями Славяне пользовались ладейным флотом, который они строили очень быстро. Большим походам и глубоким вторжениям обычно предшествовала разведка боем силами значительных отрядов, проверявших способность противника к сопротивлению. Тактика Русичей заключалась не в изобретении форм построения боевых порядков, чему придавали исключительное значение римляне, а в многообразии приёмов нападения на врага, как при наступлении, так и при обороне. Для применения этой тактики необходима была хорошая организация войсковой разведки, которой Славяне уделяли серьёзное внимание. Знание противника позволяло производить внезапные нападения. Умело осуществлялось тактическое взаимодействие отрядов как в полевом бою, так и при штурме крепостей. Для осады крепостей древние Славяне умели в короткий срок создать всю современную им осадную технику. Помимо всего прочего, славянские воины умело использовали психологическое воздействие на противника. Так, ранним утром 18 июня 860 года столица Византийской империи Константинополь подверглась неожиданной атаке русского войска. Русы пришли морем, высадились у самых стен города и осадили его. Воины поднимали на вытянутых руках своих товарищей и те, потрясая сверкающими на солнце мечами, повергали в смятение стоящих на высоких стенах константинопольцев. Это “нападение” было исполнено для Руси огромного смысла - впервые молодое государство вступило в противоборство с великой империей, впервые, как покажут события, предъявило ему свои военные, экономические и территориальные претензии. А главное -благодаря этому демонстративному, психологически точно просчитанному нападению и последующему мирному договору о «дружбе и любви» Русь была признана равноправным партнёром Византии. Русский летописец записал позднее, что с этого момента «началася прозывати Руска земля». Все перечисленные здесь принципы ведения боевых действий не потеряли своего значения и в наши дни. Разве маскировка и военная хитрость в век ядерных технологий и информационного бума потеряли свою актуальность? Как показали последние военные конфликты, даже имея разведывательные спутники, самолеты-шпионы, совершенную аппаратуру, компьютерные сети и огромной разрушительной силы оружие, можно долго бомбить резиновые и деревянные макеты и при этом громогласно вещать на весь мир о громадных военных успехах. Разве потеряли свое значение скрытность и внезапность? Вспомним, как были удивлены европейские и НАТОвские стратеги, когда, совершенно неожиданно, на Приштинском аэродроме в Косово вдруг оказались российские десантники, а наши «союзники» были безсильны что-либо предпринять.

Незадолго до Рождества Христова владычество над всем древним миром перешло к римлянам. Среди наиболее могущественных врагов Римской империи был царь малоазийский Митридат Великий. Нанеся тяжелое поражение скифам, Митридат заключил с ними мир и союз. По этому миру войска скифские должны были ходить вместе с Митридатом на Рим, что они успешно и делали, наводя ужас на римских легионеров.

Победой над скифами Митридат гордился больше других своих побед:
«Из смертных я один покорил Скифию, ту Скифию, мимо которой прежде никто не мог ни безопасно пройти, ни приблизиться к ней. Два царя – Дарий Персидский и Филипп Македонский осмелились было не покорить, а только войти в Скифию и с позором бежали оттуда, откуда нам прислано теперь великое войско против римлян».

После поражения скифов слава непобедимых воинов перешла к единокровному им славянскому племени сарматов. Имя же «сарматы» сделалось столь известным, что многие века Русскую землю называли Сарматией.

Война с римлянами закончилась для Митридата Великого неудачно. Он был побежден и покончил с собой. Империя его распалась и была поглощена Римом. Славянские же племена, проведавшие благодаря Митридату о богатстве римских земель и узнавшие все подступы к ним, часто стали тревожить римские границы. В первом веке после Рождества Христова предки наши брали на щит уже и греческий город Ольвию.

Римляне оказались в сложном положении. Укротить славян они не могли – те легко скрывались в лесах своих и степях. Государств и крупных городов у них не было, каждое племя действовало на свой страх и риск и часто, выгадав подходящий момент, нападало на римские земли, разоряя их.

При императоре Марке Аврелии случилось и грозное нашествие славянское на Римскую империю, продолжавшееся целых четырнадцать лет (166–180). Кроме соединенных славянских племен, с Римом воевали и германцы, и лишь с огромным трудом Марку Аврелию удалось одержать победу над германцами. Славянские же племена еще долго воевали с Римом. Особенно прославились своим мужеством племена роксалан иязыгов. Война эта, названная римлянами Сарматской, на долгие столетия запомнилась всем приморским народам.

О размерах ее можем судить лишь по тому, что одни только языги после окончания войны с Римом вернули ему сто тысяч пленных.

Славяне вторгались в пределы Римской империи как сушей, так и водой. Собираясь на своих юрких ладьях в устьях Днепра и Дона, они смело пускались в море и доходили не только до Византии, но порой достигали самих Афин и даже Рима.

Римский император Диоклетиан, известный также и свирепыми гонениями своими на христиан, решил поссорить славян с германскими племенами, носившими общее имя готов. Такой способ действий именовался у римлян «разделяй и властвуй». В данном случае он вполне удался, и славяне с готами, воспылав ненавистью, стали ожесточенно истреблять друг друга, оставив на долгие годы в покое Римскую империю.

Завоеватель Германрих, объединивший под своей властью все германские племена, сильно потеснил славян, захватывая их земли и облагая все поселения славянские тяжелой данью. Первыми против готов поднялись воинственные обитатели низовьев Дона и Днепра – гунны. Гунны являлись племенным образованием, состоящим из тюркоязычных хунну, к которым примкнули угры и сарматы. Славянские племена, покоренные Германрихом, восставали против него, переходя на сторону гуннов. Побежденный гуннами, Германрих в отчаянии кинулся на свой меч.

Следующий готский король – Винитар отчаянно воевал с гуннами, но был убит Валамиром, гуннским повелителем, славянином, как можно судить по имени. Женившись на племяннице Винитара, Валамир почти без сопротивления покорил все готские народы.

Владычество гуннское еще более усилилось под властью одного из следующих их повелителей – Аттилы. После смерти Аттилы при младшем сыне его часть славянских племен, значительно перемешанных уже великим переселением народов, села на Дунае и образовала болгарский народ, другая же часть ушла за Днепр и Днестр – в Русскую землю и расселилась до самых Кавказских гор.

Незадолго до нашествия гуннов, в 395 году Великая Римская империя разделилась надвое. Произошло это при Феодосии Великом, одном из преемников Константина Равноапостольного, названного Равноапостольным оттого, что он был первым из императоров римских, принявшим святое крещение.

В завещании своем Феодосий передал Римскую империю двум своим сыновьям, разделив ее на восточную и западную. С тех пор западные императоры проживали в Риме, восточные же выбрали столицей своей Константинополь.

Уже тогда заронено было первое семя раздора, приведшее позднее к раздроблению церквей и отделению от Церкви истинной православной Церкви латинской, кардиналы которой, внеся ряд изменений в чин богослужебный и признав необоснованно, что Дух Святый исходит не только от Отца, но и от Сына, стали выбирать себе отдельного главу – папу римского.

Распавшаяся же империя стала теперь более уязвимой и продолжала подвергаться нападениям наших предков славян. Ладьи славянские ходили к Константинополю почти ежегодно, разоряя его окрестности и быстро затем отплывая на Русь, хотя нередко бывало, что их настигали военные корабли и сжигали горшками с нефтью, которые именовались также греческим огнем.

В 558 году бесчисленная рать народов славянских перешла Дунай. Часть из них отправилась воевать Грецию, другая же подошла к Константинополю и осадила его. Воинство славянское было столь велико, что город легко мог быть взят. Наши предки уже насыпали под стены его земляные валы, чтобы по ним беспрепятственно подняться на укрепления.

С большим трудом грекам удалось убедить предводителя славян Завергана не брать город на щит. Получив огромный выкуп за возращение пленных, славяне сняли осаду и отошли к Дунаю.

С той поры греки надолго возненавидели славян и стали принимать все меры к тому, чтобы рассорить их между собой. Отправляя богатые дары старейшинам славянских племен, греки искусно стравили отдельные племена и роды наших предков между собой. Славянский же обычай кровной мести, когда род мстил другому роду за всякого убитого, делал междоусобную войну между славянскими племенами бесконечной. Так, несмотря на свое бесспорное мужество, воинственность и презрение к смерти, славяне едва не были уничтожены этими качествами, направленными, увы, против своих же единокровных братьев. Пишет летописец: «никакой власти не терпят славяне и друг к другу питают ненависть». Лучшие мужи погибали в битвах со своими же собратьями, и этим успешно пользовались их враги.

Дождавшись, когда славяне обескровили друг друга, греки призвали из далекой Азии племя аваров, или обров,и уговорили их идти на славян. «Славяне богаты. Многие сокровища возьмете вы у них!» – говорили обрам греки. Обры перешли Волгу и Дон и после кровопролитной борьбы покорили ослабленные распрей славянские племена.
Когда авары окончательно укрепились на побережье Черного моря, они стали брать дань не только с самих славян, но и получать богатые дары от греков, на которых ходили войной вместе с покоренными ими славянами.

Вскоре власть у аваровпостепенно перешла к иудейской купеческой верхушке, которая склонила всю знать аварскую и самого их кагана в свою веру. С тех пор обры, перенявшие обычаи иудейские, стали именоваться хазарами, превратившимися почти на двести лет в злейших врагов наших предков славян. Столица хазарского каганата была в городе Итиль, в устье Волги.

Туда же вместе с данью доставляли хазары на продажу славянских отроков и девиц, которых нередко захватывали во время своих набегов, и расчетливые купцы иудейские, за все умевшие взять свою цену, продавали их рабами в Грецию, а также магометанам.

Ю.Лазарев. Где твоя голова ляжет, там и нам пасть

Первое упоминание о вторжении славян в византийские владения относится к 493 (или 495) году. Тогда они перешли Истр (Дунай) и опустошили Фракию. В 517 году славяне в своем походе на юг зашли намного дальше и проникли в Македонию, Эпир и Фессалию. Известно, что их войско появлялось в Фермопильском проходе.

В 527 году на Византийскую империю обрушились антские племена. Тогда византийским войскам с трудом удалось отразить их нашествие. При императоре Юстиниане для защиты северных границ государства на Истре было построено 80 укреплений. Однако эти меры оказались бесплодными, что подтвердили последующие походы славян на Византию.

А.Клименко. Предводитель Антов

Впервые славянское войско подступило к Константинополю в 540 году. Город нападавшие взять не смогли, но выжгли все его предместья и опустошили окрестности. В 548 году в империю вторглось войско склавинов, которое успешно переправилось через Истр и прошло весь Иллирик до Диррахия.

Византийские хронисты того времени оставили довольно подробные описания славянских воинов и тактику ведения ими боевых действий. Говорилось, что они были вооружены преимущественно копьями, луками и стрелами, а из защитного вооружения имели только щиты. Они стремились нападать на врага внезапно, искусно устраивая засады в лесах и горной местности.

Большой поход славян на Византийскую империю состоялся в 550—551 годах. Тогда отряды славянских воинов взяли ряд городов в Македонии, действовали во Фракии и штурмом заняли приморский город-крепость Топер.

Особенно участилось вторжения славянских племен в балканскую часть Византийской империи в конце VI столетия. В 577 году огромное славянское войско, оцениваемое современниками до 100 тысяч человек, перешло Истр и разорило Фракию, Македонию и Фессалию.

Из византийских источников известно, что славяне большими силами вторгались в пределы империи в 581, 585 и 586—587 годах. Они неоднократно, например, осаждали такой большой приморский город как Фессалоника (Солунь). В 589 году славяне в ходе своего вторжения на Балканы достигли Пелопоннеса.

Однако Византийская империя не только защищалась от соседей-славян, но и сама нападала на их земли. В 590-х годах императорская армия под командованием полководца Маврикия При-ска форсировала Истр возле города Дристра (Доростола) и опустошила владения славянских князей Ардагаста и Мусокия. Византийцы воевали на левобережье долго и только с наступлением зимы перебрались обратно через Истр.

В 597 году византийская армия повторила свое вторжение в славянские земли на противоположном берегу Истра. На сей раз поход внезапностью не отличался, а славяне защищались мужественно и умело. Передовой отряд византийцев в тысячу воинов, первым оказавшийся на левом берегу Истра, оказался истребленным. Однако генеральное сражение славяне проиграли, а их вождь Пирагаст погиб на поле брани. Однако продвижение в глубь славянских земель оказалось связанным с большими потерями, и византийцы сочли за благо прекратить поход.

В том же году, когда армия императора воевала в славянских землях за Истром, их противник неожиданно появился перед Фессалоникой и осадил город. Известно, что в ходе шестидневной осады славяне применили тараны и камнеметные машины. Город взять они не смогли и были вынуждены отступить от него.

В 600 году союзное войско авар и славян подступило к Константинополю. Но начавшаяся эпидемия чумы вынудила их подписать мир с Византией. На том совместный поход и закончился. Особенно опасными стали восточные славяне для Византийской империи, когда у них стало развиваться мореходство. На своих легких ладьях-однодеревках они успешно совершали плавания на Понте Эвксинском (Черном море), в Пропинтиде (Мраморном море), Эгейском, Ионическом и Внутреннем (Средиземном) морях. Там славянские лодейные флотилии нападали на приморские города и захватывали торговые суда византийцев, да и не только их.

Фессалонику славяне вновь осадили в 610 году. Пешая рать подступила с суши, а лодейный флот блокировал залив Келларию. После безуспешной трехдневной осады славяне ушли от города.

Славянские лодейные флотилии не раз действовали на просторах Средиземноморья. Так, в 623 году славяне совершили морской поход на остров Кипр и взяли там богатую добычу, а в 642 году напали на побережье Южной Италии и, вероятнее всего, на ряд островов греческого Архипелага.

Но первый крупный поход собственно славяно-руссов на Византию начался в 907 году. Возглавил его князь Олег.

И.Глазунов. Князь Олег и Игорь

К тому времени у наших предков уже сложилась четкая военная организация, просуществовавшая потом несколько столетий. Основой древнерусского войска являлись княжеские дружины – «старшая», состоявшая из наиболее опытных воинов, и «молодшая», состоявшая из «Отроков». На войну ходили также боярское ополчение и ополчение «воев», то есть – крестьянское войско, составлявшее пешую рать.

Для морских походов строились большие «набойные» лодьи, которые ходили на веслах и под парусами. На таких лодьях могло разместиться 40-60 человек с оружием и боеприпасами.

В начавшийся в 907 году поход на Царьград войско двинулось на 2 тысячах лодей, то есть, рать князя Олега насчитывала 80-120 тысяч человек. Флотилия спустилась вниз по Днепру и двинулась к Константинополю вдоль берега Черного моря. Конница шла на виду у флотилии берегом. Когда русы подошли к Царьграду. Пешая рать вытащила лодьи на сушу. Под стенами столицы Византии произошло первое столкновение, после которого византийцы укрылись за стенами города. Русы же начали опустошать окрестности города. Осада города грозила затянуться, и князь Олег решил устрашить греков – он поставил ладьи на катки, поднял паруса и при попутном ветре двинулся к стенам города. Вышедшая навстречу византийская рать была разгромлена, греки вынуждены были начать переговоры.

Князь Олег в ходе переговоров потребовал от Византии выплатить ему по 12 гривен на каждого человека. Византийцы согласились; кроме того, они согласились также и на предоставления ряда льгот русским купцам: беспошлинной торговли в течение 6 месяцев пребывания в Царьграде, бесплатное получение продовольствие и мытье в греческих банях. Лишь после заключения этого договора русская рать отошла от города.

А.Клименко. Триумф князя Олега

Второй крупный поход на Византию руссы предприняли летом 941 года, когда огромное русское войско, ведомое князем Игорем морем и сушей двинулось на Константинополь. Руссы учинили разгром пригородов и двинулись к столице, но на подступах к ней были встречены флотом противника, вооружённым «греческим огнём». Под стенами Константинополя весь день и вечер шёл бой. Греки направляли через специальные медные трубки на русские корабли горящую смесь. Это «страшное чудо», как сообщает летопись, поразило русских воинов. Пламя металось по воде, в непроглядной темени горели русские ладьи. Поражение было полным. Но значительная часть войска уцелела. Руссы продолжали поход, двинулись вдоль побережья Малой Азии. Было захвачено много городов, монастырей, взято в плен изрядное количество греков.

К.Васильев. Князь Игорь

Но Византия успела и здесь мобилизовать силы. Произошли ожесточённые сражения на суше и на море. В сухопутной битве греки сумели окружить руссов и, несмотря на яростное сопротивление, одолели их. Потерпел поражение уже потрёпанный русский флот. Несколько месяцев продолжалась эта война, и лишь осенью русское войско возвратилось на родину.

В 944 г. Игорь собрал новую рать и вновь выступил в поход. В это же время союзники Руси венгры совершили рейд по византийской территории, и подошли к стенам Константинополя. Греки не стали искушать судьбу и выслали на встречу Игорю посольство с просьбой о мире. Новый мирный договор был заключён в 944 г. Между странами восстанавливались мирные отношения. Византия по-прежнему обязалась выплачивать Руси ежегодную денежную дань и предоставить военную контрибуцию. Были подтверждены многие статьи договора 911 г. Но появились и новые, соответствовавшие отношениям Руси и Византии, уже в середине X в., одинаково выгодные обеим странам. Право беспошлинной русской торговли в Византии было отменено.

Византийцы признали владение Русью рядом новых территорий в устье Днепра, на Таманском полуострове. Был усовершенствован и русско-византийский военный союз: на этот раз он был направлен против Хазарии, что было выгодно Руси, стремящейся освободить от хазарской блокады свои пути на Восток. Русские военные отряды, как и прежде, должны были приходить на помощь Византии.

Ю.Лазарев. Послы Русов

Утверждение договора происходило сначала в Константинополе. Там русское посольство привело к присяге на тексте договора императора Романа I Лакапина, здесь же русские язычники, обращаясь к Перуну, клялись на оружии быть верными договору. Христианская часть руссов дала такую же клятву в храме святой Софии. Затем византийское посольство явилось в Киев.

Ранним утром к холму, на котором возвышалась статуя Перуна, двинулась процессия. Её возглавлял сам киевский князь. Следом шли его бояре, дружинники. Сюда же явились и члены византийского посольства. Игорь и его люди сложили к стопам Перуна своё оружие, щиты, золото и в присутствии греческих послов торжественно поклялись в верности договору.

После церемонии на холме Перуна часть собравшихся двинулась в церковь святого Ильи, и там византийское посольство приняло клятву русских христиан из ближайших сподвижников Игоря на верность договору.

Воевал против Византии и сын князя Игоря – Святослав. Первый его поход на Балканы, предпринятый в 967 г., окончился успешным выполнением военно-политического плана Святослава — Болгария прекратила сопротивление.

Святослав продолжал политику Своих предшественников, стремясь увеличить территорию древнерусского государства, защитить его границы, обезопасить волжский торговый путь и взять в свои руки весь великий торговый путь “из варяг в греки”. Вследствие этого Святослав устремился на Балканы, желая завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай. Он сказал своей матери и боярам: “Не любо мне в Киеве, хочу жить на Дунае, в Переяславце. Тот городок — середина моей земли. Туда сходится все добро: от греков золото, вина, овощи; от чехов и венгров — серебро и кони; из Руси — меха, воск, мед, челядь”. В 967 году в царствование греческого императора Никифора II Фоки из Царьграда в Киев явился посол и просил Святослава от имени своего государя пойти войной на болгар. Греки никак не могли осилить болгар из-за того, что те жили в гористых местах. Греки привезли с собой богатые дары и сулили еще больше за захват Болгарии. Князь согласился и стал собирать войско. На его клич отозвались славный воевода Свенельд, богатыри Сфенкел, Икмор и другие. Святослав предпринял два похода в Болгарию — в 968 и в 969 годах. Овладев столицей Болгарии Преславой и пленив царя Бориса, Святослав послал сказать грекам: “Хочу на вас идти, взять ваш город”. Вслед за этим русы стали готовиться к походу на Царьград. Они усилили свое войско болгарами, которые были недовольны господством Византии, наняли отряды печенегов и венгров. В это время на царский престол в Византии вступил Иоанн I Цимисхий, искусный военачальник и отважный воин. В 970 году под Адрианополем произошло сражение, в результате которого греки потерпели поражение, принесли дары Святославу и пообещали мир. В это время к Святославу прибыло из Киева небольшое подкрепление. Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы чрез Балканы и оставил открытым устье Дуная. Это была его крупная стратегическая ошибка. Кроме того, рать русов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе.

Этим воспользовался Цимисхий. Он собрал 300 судов, вооруженных “греческим огнем”, и в 971 году двинул флот к устью Дуная, чтобы запереть русам обратный путь на родину. Сам император выступил в поход с сильным передовым 2-тысячным отрядом “бессмертных” (отлично вооруженной личной гвардией), 13-тысячной конницей и 15-тысячной пехотой и. без труда преодолел Балканы. За ним следовали остальные силы и большой обоз с осадными и огнеметными машинами и продовольствием. В Болгарии византийские лазутчики распространили слух, что Цимисхий идет не покорять болгарский народ, а освобождать его от русов, и русы вскоре лишились поддержки со стороны болгар.

13 апреля 971 года Цимисхий начал бой на подступах Преславы. В результате этого боя византийцы захватили Преслав, и только немногим русам во главе со Сфенкелом удалось прорваться и уйти в Доростол.

17 апреля Цимисхий двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов. 23 апреля византийское войско, значительно превосходившее рать русов, подошло к Доростолу. Передовой отряд византийской пехоты осматривал окрестные леса и овраги в поисках засады.

Первый бой под Доростолом произошел уже 23 апреля 971 года. Русы напали из засады на передовой отряд византийцев. Они уничтожили этот отряд, но и сами погибли. Когда Цимисхий подошел к городу, русы ожидали врага на ближних подступах к Доростолу, “сомкнув щиты и копья, наподобие стены”. Греки перестроились в боевой порядок: посередине стала пехота, на флангах — конница в железных латах; спереди, прикрывая фронт, — легкая пехота: стрелки из лука и пращники — они непрерывно пускали стрелы, метали камни. Бой был упорный, русы отразили 12 атак. Победа колебалась: ни та ни другая сторона не брала верх. К вечеру Цимисхий сам повел всю свою конницу против утомленного противника. Под ударами многочисленной конницы византийцев пехота русов отступила и укрылась за городскими стенами Доростола.

24 апреля византийское войско строило укрепленный лагерь под Доростолом. Цимисхий выбрал небольшую возвышенность, на которой были установлены шатры, вокруг выкопан глубокий ров и насыпан земляной вал. Цимисхий приказал воткнуть в землю копья и на них повесить щиты. 25 апреля византийский флот подошел к Доростолу и блокировал город со стороны Дуная. Святослав приказал вытащить свои ладьи на берег, чтобы их не сжег враг. Русы оказались в окружении. В тот же день Цимисхий подступил к городу, но русы не вышли в поле, а только бросали камни и метали стрелы в противника со стен города и из башен. Византийцам пришлось возвратиться в свой лагерь.

А.Клименко. Сеча

Второй бой под Доростолом произошел 26 апреля. Войско русов вышло в поле и выстроилось в пешем строю в своих кольчужных бронях и шлемах, сомкнув длинные, до самых ног, шиты и выставив копья. После атаки византийцев завязался упорный бой, который шел долгое время без перевеса. В этом бою пал храбрый воевода Сфенкел. Утром 27 апреля бой возобновился. К полудню Цимисхий направил отряд в тыл дружины Святослава. Опасаясь оказаться отрезанными от города, русы отступили за крепостные стены. После того, как прибыли суда и загородили выход в море, Святослав принял решение сесть в крепкую осаду. В ночь на 29 апреля вокруг Доростола был вырыт глубокий ров, чтобы осаждающие не могли близко подойти к крепостной стене и установить осадные машины. У русов не было съестных припасов, и в темную ночь на 29 апреля они на ладьях провели первую большую вылазку за продовольствием. Русы успели обшарить все окрестные места и с большими запасами продовольствия возвращались домой. В это время они заметили на берегу греческий обозный стан: люди поили лошадей и рубили дрова. В одну минуту русы причалили, обошли их лесом, разгромили и с богатой добычей вернулись в город. Цимисхий, пораженный дерзостью русов, приказал усилить бдительность и не выпускать русов из города. С суши он приказал перекопать все дороги и тропинки и выставить на них стражу.

Осада продолжалась. В это время стенобитными и метательными машинами греки разрушали городские стены и убивали их защитников. В один из дней после обеда, когда бдительность врага была ослаблена, Святослав совершил вторую вылазку. В этот раз русы подожгли осадные сооружения и убили начальника осадных машин. Этот успех воодушевил их.

Третий бой состоялся 20 июля. Воины Святослава вышли из города и построились для боя. Первые атаки византийцев были отражены, но после потери русами одного из крупных военачальников они “закинули щиты за спины” и начали отступать. Византийцы нашли между убитыми русами женщин, которые в мужском снаряжении сражались так же храбро, как и мужчины.

На другой день Святослав собрал военный совет и стал думать с дружиной, как им быть и что делать дальше? Одни предлагали спасаться бегством втемную ночь, другие советовали начать мирные переговоры. Тогда Святослав, тяжко вздохнув, отвечал так: “Деды и отцы завещали нам храбрые дела! Станем крепко. Нет у нас обычая спасать себя постыдным бегством. Или останемся живы и победим, или умрем со славой! Мертвые сраму не имут, а убежав от битвы, как покажемся людям на глаза?!” Выслушав своего князя, дружина решила сражаться.

Четвертый, последний бой был дан 22 июля. Рать русов вышла в поле, и Святослав приказал запереть городские ворота, чтобы никто не мог думать о спасении за крепостными стенами. Войско Цимисхия также вышло из лагеря и построилось для боя.

На первом этапе боя русы атаковали византийские войска. Около полудня греки начали отступать. Цимисхий со свежим отрядом всадников задержал наступление русов и приказал уставшим бойцам освежиться водою и вином. Однако контратака византийцев не имела успеха: русы сражались стойко.

Византийцы не могли использовать свое численное превосходство, так как руссы не удалялись далеко от города. Вследствие этого Цимисхий решил применить хитрость. Он разделил свое войско на два отряда. Одному отряду под командованием патрикия Романа и столоначальника Петра было приказано вступить в бой, а затем отступить, чтобы заманить противника на открытую равнину. В это время другой отряд под командованием Варды Склира должен был зайти с тыла и преградить врагу путь отступления в Доростол. Этот план Цимисхия был удачно осуществлен: византийцы стали отступать, а русы, увлеченные успехом, начали их преследовать и удалились от города. Однако бой носил упорный характер, и победа долго склонялась то в одну то в другую сторону. Отряд Варды атаковал с тыла обессилевших русов, и начавшаяся в это время буря понесла тучи песка в глаза войску Святослава и помогла византийцам. Расстроенные натиском спереди, теснимые сзади, среди вихря и ливня, русы храбро сражались и с трудом пробились к стенам Доростола. Так закончился последний бой под Доростолом.

На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать мирные переговоры. Несмотря на то, что византийцы имели численное и техническое превосходство, они не смогли разбить своего противника в полевом бою и штурмом взять Доростол. Войско русов стойко выдержало трехмесячную осаду. Враг вынужден был согласиться на условия, предложенные Святославом. После заключения мира Святослав обязался не воевать с Византией, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи русов и выдать им по две меры хлеба на дорогу. Обе стороны скрепили свои обязательства клятвами.

После заключения мира состоялось свидание Святослава с Цимисхием. Они встретились на берегу Дуная, после чего рать русов двинулась к Понту. Коварные византийцы предупредили печенегов о том, что русы идут малой дружиной и с богатой добычей. Печенеги ждали войско Святослава у днепровских порогов, самого опасного места на всем пути. “Не ходи, князь, — говорил старый воевода Свенельд, — не ходи к порогам: там стоят печенеги…” Князь не послушался. Он пошел к порогам и, увидев печенегов, опять спустился назад. После тяжелой зимовки на Белобережье дружина пошла вновь. В жестоком бою с печенегами пал Святослав и почти вся его дружина. В Киев вернулся только один воевода Свенельд с небольшим войском. Печенежский князь Куря сделал из черепа Святослава чашу-братину и пил из нее в память победы над русским князем.

Святослав предпринял поход на Византию с целью утвердиться на Дунае, что имело в то время для государства русов важное политическое, экономическое и военное значение. Внешняя политика Святослава была направлена на расширение Древнерусского государства, на усиление его могущества и обеспечение безопасности. Русский князь настойчиво стремился овладеть бассейном Дуная, чтобы надежно обеспечить путь “из варяг в греки”. Занимая Балканы, русы создавали плацдарм для удара по Византии с суши. Кроме того, попытка Святослава удержаться в Переяславце на Дунае показывает стремление перенести политический центр Древнерусского государства ближе к богатым странам юга и объединить все славянские племена.

Славянская идея - часть защиты от политического и медиа-манипулирования. Не существует плохих и хороших народов. Просто бывают периоды, когда народы и государства ведут в правильном или неправильном направлении, как говорит политолог Оскар Крейчи.

První zprávy: Из-за бурных обсуждений выборов в Нидерландах, решений американского президента Дональда Трампа и его встречи с немецким канцлером от внимания западной общественности уходят сообщения об эскалации напряженности на Украине. Были взяты в блокаду самопровозглашенные республики на востоке страны, сначала стихийные и критикуемые правительством, а теперь уже официальные. Замуровываются филиалы российских банков на Украине. Как вы думаете, есть ли угроза большой войны?

Оскар Крейчи: Эскалация, о которой вы говорите, целенаправленна. В широком смысле речь идет о попытке сорвать возможное улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой, спровоцировать Россию на действенную помощь повстанцам, которую Запад осудил бы. Кроме того, происходит передел собственности между украинскими олигархами.

- Достигнут ли, как вы считаете, эти действия украинских экстремистов своих целей?

— Все это странно. Блокада восточных регионов очень вредит украинской экономике и подталкивает эти регионы к еще более тесному сотрудничеству с Россией. Трудно придумать более контрпродуктивное поведение с точки зрения интересов Украины. Но что меня особенно пугает в этой истории, так это сама идея блокады. Блокада призвана отрезать противника от ресурсов, тем самым вынудив его отказаться от своих интересов. Или оголодал, или эмигрировал. Блокада несет в себе явные черты геноцида. Просто ужасно, на что идут славяне во взаимных конфликтах!

- Почему славяне?

— После завершения холодной войны в Европе произошло два кровавых конфликта, и оба они были, прежде всего, между славянскими народами. К примеру, война в Югославии. В так называемой Словенской войне (1991), Хорватской войне (1991-1995) и войне в Боснии и Герцеговине (1991-1995) друг с другом воевали славянские народы. И уже потом эти конфликты продолжились боями за Косово и войной в Македонии, в которых участвовали албанцы. В общей сложности было убито около 140 тысяч человек, а четыре миллиона остались без крова.

Вторым кровавым европейским конфликтом после холодной войны стала гражданская война на Украине, начавшаяся в 2014 году. Пока потери исчисляются почти 10 тысячами убитых и более 22 тысячами раненых. Беженцев опять миллионы.

- Хорошо. Речь идет о славянах. Но не кажется ли вам эта точка зрения несколько несерьезной?

— Конечно, мы можем расценивать войну в Югославии как удар по последнему государству в Европе, которое сохранило элементы социализма. Затем последовали удары Запада по трем государствам, которые представляли собой своеобразный арабский вариант социализма. В Ираке у власти была ветвь партии «Баас» (Партия арабского социалистического возрождения), Муаммар Каддафи правил Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией, да и в Сирии у власти была партия «Баас». Случайность? Стечение обстоятельств? Правда в том, что, наверное, у любой войны есть несколько причин и, конечно, уровней. И нельзя не увидеть, что в европейских войнах периода после холодной войны больше других участвовали славянские народы.

Если принять, гипотетически, эту точку зрения, то встает вопрос, почему славяне так часто воюют между собой? Или почему у них столько конфликтов, как, например, между поляками и русскими? Я думаю, что мы все слышали о славянской взаимности, а теперь с гордостью наблюдаем за успехами «Славянской эпопеи» Мухи в Японии…

— Все зависит от того, как понимать эту взаимность. Если речь о языковой, культурной, а также духовной близости, то она объективный факт: славяне родственники. Вопрос только в том, насколько дальние родственники, и как эта родственность сказывается на политике. Приверженцы идей панславизма полагают, что славянская взаимность формирует общие жизненно важные интересы, которые можно сформулировать и отстоять только вместе…

- Но мы этого не наблюдаем. Почему?

Контекст

Саакашвили: как зарабатывают олигархи на Украине

Новое время страны 22.03.2017

Они хотят мира любой ценой

El País 22.03.2017

Украина создает свой собственный МиГ-29

The National Interest 22.03.2017

— Потому что славяне, германцы, арабы и прочие — все это «суперэтносы», из которых сформировались народы. И ошибкой было бы приписывать «суперэтносу» мобилизационную политическую силу, которой обладает национальная идея. Политические идеи, такие как патриотизм, национализм и шовинизм, связаны с народом, а не с «суперэтносом». Хорваты и сербы — два славянских народа, которые разделила граница между Западной Римской империей и Восточной Римской империей, а потом — католицизм и православие, тип письменности… Следующему расщеплению славян на Балканах способствовали османы и ислам. Вот так, осваивая новые исторические сюжеты и забывая старые, вместе формировались народы, имевшие общую основу. Рождались языковые различия, появлялись генетические примеси других этносов. Это очень хорошо видно на примере отличий украинцев и русских, а также на довольно большой группе тех, у кого есть черты обоих этих народов.

Но политизировать национальные различия, доводя дело до войны, это преступление. И весьма частое. Поэтому воспоминания о той крови, которую южные и восточные славяне пролили после завершения холодной войны, заставляют меня задуматься о том, что если бы Нобелевская премия мира была тем, чем ее считают, ее должны были бы получить архитекторы чехословацкого развода.

Однако провалились и все попытки объединить на основе панарабской идеи Египет с Сирией и Ливией. Члены партии «Баас» из Дамаска и Багдада также не нашли общего политического языка, вероятно, потому, что одни представляли шиитское и другие суннитское меньшинство в своих странах. После появления пангерманства некоторые народы с германскими предками, прежде всего англичане и немцы, тоже стреляли друг в друга в больших войнах. Сегодня мы наблюдаем за дикими действиями украинских националистов, которых совершенно не интересует, что «москали» тоже славяне.

- А русского национализма на Украине вы не видите?

— Вижу! Однако злоумышленная инициатива — на стороне украинских националистов. Их организованные сообщества первыми начали применять в политических спорах насилие и продолжают это делать. Их слепая ненависть ко всему русскому и советскому сближает их с нацизмом. В этой ситуации есть и своя ирония, ведь как определить территорию Украины без советской истории? Восточная граница — это бывшая административная внутригосударственная граница, внесенная в карты, невзирая на историю и этнический состав населения. А западная? Если бы я захотел съязвить, то сказал бы, что западная граница Украины — наследие пакта Молотова — Риббентропа.

- Вы уже преувеличиваете! Ведь этот пакт между диктаторами все осуждают!

— Я преувеличиваю лишь отчасти. Все началось в 1919 году, когда Красная армия подошла к Варшаве. Тогда министр иностранных дел Великобритании Джордж Керзон предложил границу между советской Россией и Польшей, которая проходила к востоку от военного фронта. Но потом случилось «чудо на Висле», и Красную армию вытеснили далеко на восток от линии, предложенной Керзоном. Война помогла тому, чтобы Польша присоединила, в частности, территории с преимущественно украинским и белорусским населением. Но и эта граница, которая проходила за сотни километров к востоку от линии Керзона, не устраивала некоторых поляков, потому что неприсоединенными оставались территории бывшей польско-литовской Речи Посполитой. Во времена расцвета она контролировала Киев и простиралась вплоть до Черного моря. Пакт Молотов — Риббентроп определил восточную границу Советского Союза на линии Керзона. Кстати, только после этого пакта Вильнюс стал частью Литвы, а прежде он входил в Польшу. И угадайте, где была установлена польская граница на Ялтинской конференции — тоже на линии Керзона! Были сделаны лишь небольшие уступки Варшаве. Польша, это, как сказал Черчилль, «передвижное государство», получило территории на западе. Не всех украинских, польских и немецких националистов устраивает это положение.

Но полякам есть в чем упрекнуть русских, скажем в массовом убийстве в Катыни и… Как бы это сказать?.. В присоединении части бывшей Польши к Советскому Союзу. Многие историки утверждают, что в апреле 1940 года в Катыни НКВД (советская тайная полиция в то время) убило около 15 тысяч польских пленных.

— Вы правы: об убийствах в Катыни забывать нельзя. Но кто бы их ни совершил, современные русские в них не виноваты. Так же, как современные поляки не виноваты в том, что после «чуда на Висле» в 1920 году в польском плену оказалось более 100 тысяч красноармейцев. По самым минимальным оценкам специалистов, в плену погибло до 16 тысяч красноармейцев, а по максимальным — 50 тысяч.

Разумная политика заканчивается тогда, когда из прошлого начинают выдергивать отдельные события и оправдывать ими свои нынешние эгоистические интересы. Были времена, когда поляки правили в Москве, и если бы они не подавляли православие, возможно, многие их приветствовали бы как спасителей от хаоса. Точно так же нельзя забывать о том, что на протяжении ста лет Варшава была частью Российской империи. Во время этого продолжительного периода Польша получила от царя Александра конституцию, которая была самой демократичной в Европе того времени, но при этом российские войска жестоко подавили восстание поляков, боровшихся за свободу.

Но эмоции — часть политики. Пусть нам это и не нравится. Частью политики является и история. Вы и сами несколько раз подчеркивали это в наших интервью.

Мультимедиа

Ничейная земля

The Associated Press 18.06.2015

Женщины взялись за оружие

Reuters 10.10.2014

— Да, в политике приходится считаться с эмоциями и незрелой историографией, но гуманисты должны акцентировать приоритет всеобщих ценностей. Политику нужно делать, исходя из опыта прошлых поколений, чтобы он был составной частью анализа. Но глупо утверждать, что существует наследственная коллективная вина. И до какого колена ее возлагать? Подлинный патриотизм подразумевает великодушие, как, например, у Зденека Маглера.

Чего можно добиться, обвиняя современных русских в катыньском убийстве? Если его совершила советская тайная полиция, то ее основателем был Феликс Дзержинский, а он по происхождению поляк. Первый отдел этой организации был сформирован из латышских стрелков. А в период расстрела в Катыни тайной полицией руководили два грузина — Иосиф Сталин и Лаврентий Берия. Об исторических трагедиях нужно помнить, чтобы они не повторялись, но неразумно искать виновных в других поколениях.

Это опять возвращает нас к вопросу, почему после холодной войны друг с другом воевали преимущественно славяне?

— Причин много. Например, на Украине существует множество определений Украины, и каждое подразумевает свои границы, которые, в свою очередь, находят отражение в подсознании людей, делающих политику. Когда на долгое время воцаряется социальная нестабильность, националистические идеи становятся притягательнее, потому что предлагают простые, хотя и иллюзорные, решения. Также есть страх перед возможным объединением славян. Их 300 — 450 миллионов, и эта сила может кого-то пугать.

Первый крупный панславянский проект разработал великий словацкий культурный и политический деятель — Людовит Штур. В его книге «Славянство и мир будущего», написанная в начале 50-х годов 19 века, славянское единство преподносится как защита от германского давления. Кстати, эту интереснейшую книгу Штур написал на немецком языке, и ее практически сразу же перевели на русский язык, а вот на словацком она была опубликована только в конце 20 века. Боясь пангерманизма, Палацкий отказался от «австрославизма» в пользу славянского единства под крылом России — единственного славянского государства того времени. С другой стороны, в Австрии Габсбургов страх перед возможным объединением славян привел к тому, что некоторые немецкие политики и интеллектуалы, жившие в приграничных чешских регионах, стали впервые задумываться о выселении чехов с этих территорий. А это была чудовищная идея, которую впоследствии попытались реализовать немецкие нацисты.

У славян есть тенденция к анархически понимаемой демократии без всякой иерархии. Когда-то именно это погубило Польшу. Сегодня этот анархическо-демократический элемент тоже выгоден как инструмент манипулирования для всякого рода самозваных «защитников свободы» как внутри стран, так и из-за рубежа. Когда-то именно Берлин пошел против воли США и западноевропейских партнеров и первым признал сепаратистские государства на территории бывшей Югославии. То, что, к примеру, немецкий или англо-саксонский шовинизм является атавизмом, не означает, что он не может стать ведущей политической идеей.

- Вы полагаете, что и сегодня панславянская идея мертва?

— Никакой панславянской солидарности на уровне политических элит нет. Во время бомбардировок Югославии чешское правительство одобрило их, словацкое — позволило пролет самолетов НАТО, хотя «германская» Австрия в этом отказала. Болгария, несмотря на свои экономические интересы, все же послушалась приказов Большого брата и отказалась от договоренностей с Россией о транзите газа. Поляки и болгары строят базы НАТО и США, нацеленные против России, а остальные время от времени об этом подумывают. Да, отмечу еще и то, что в России панславянская идея никогда так и не стала ведущей: ни при царе, ни в Советском Союзе, ни в современной России.

Но, помня об идее славянской взаимности, нам легче конкретизировать и сохранять идентичность наших народов. Эту тему возродила хаотичная миграция. Славянская идея — часть защиты от политического и медиа-манипулирования. Она напоминает нам и о том, что не существует плохих и хороших народов. Просто бывают периоды, когда народы и государства ведут в правильном или неправильном направлении.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.