Как сделать качественный ремонт кровли своими руками: грамотное устранение протечек. Способы и правила ремонта кровли в частном доме Стальная фальцевая кровля

30.04.2020

Шифер всегда считался одним из самых популярных покрытий среди всех кровельных материалов. Это легко объясняется – он доступен по цене каждому, прост и понятен в укладке, неприхотлив в уходе, прочен и достаточно долговечен. Поэтому подавляющее большинство частных домов в России, несмотря на разнообразие более современных материалов, все же имеет

Однако, при всех положительных качествах этого материала, несмотря на прочность составляющий его асбестовых волокон в сочетании с цементным заполнение, листы шифера не могут «похвастаться» высокой стойкостью к акцентированным механическим нагрузкам, да и природное воздействие потихоньку «старит» их. Поэтому со временем на кровельном покрытии могут образовываться трещины или даже серьезные пробоины, в результате чего крыша начнет протекать. Полностью менять все кровельное покрытие — это дорогостоящее и трудоемкое мероприятие, поэтому многие владельцы домов прибегают к ремонтным работам.

Ремонт шифера: чем заделать дырки и трещины — именно так часто ставится вопрос собственниками домов, если появились явные признаки протекания кровли. Чтобы выбрать правильный, оптимально подходящий для конкретного случая способ приведения крыши в порядок, необходимо рассмотреть несколько самых популярных технологических приемов. Этому и посвящена настоящая публикация.

Основные причины разрушения шифера

Шифер привлекает тем, что у этого материала есть явные преимущества перед другими покрытиями. Например, такая кровля, в отличие от стальных покрытий, не подвержена коррозии, отличается высокой стойкостью к влаге, хорошо переносит перепады температур, практически не давая значимого линейного расширения, почти полностью безразлична к влиянию ультрафиолетовых лучей. Однако, все же периодически приходится прибегать к ее ремонту.

Шифер все же не вечен — он ветшает, покрывается трещинами, по краям могут образовываться сколы

Прежде чем перейти к описанию технологических способов выполнения ремонтных работ, необходимо для ясности определиться с возможными причинами возникновения изъянов. Обладая такой информацией, вполне возможно, что удастся предотвратить подобные повреждения, просто обратив внимание на профилактику и соответствующий уход за шиферным покрытием.

Итак, на шифере могут появиться по следующим причинам:

  • Чаще всего – это какие-либо ударные нагрузки, например, падение на поверхность крыши крупного града или веток деревьев больших размеров. Сюда же можно отнести неаккуратное, неправильное перемещение по поверхности крыши.

Чтобы не повредить шифер при кровельных или ремонтных работах, необходимо обезопасить его, уложив сверху настил из досок, которые увеличат опорную площадь и тем самым уменьшат давление на покрытие.

Для проведения кровельных или ремонтных работ на скатах большой крутизны, свыше 20÷25°, особенно в области или верхней части шиферной крыши, необходимо иметь специальную передвижную лестницу, которую фиксируют за конек особым креплением.

  • Вторая причина – это появление и развитие на поверхности шифера колоний простейших растений, которые закрепляются на нем, и медленного, но неуклонно разрушают структуру материала. Особенно любят шероховатую поверхность кровли лишайники и мхи. Закрепившись в одном месте, они сначала разрастаются в размерах, а затем размножаются спорами и по всей поверхности крыши. Мох прорастает в стыки шиферных листов и тем самым начинает приподнимать их, отчего во время дождя вода способна свободно попадать под покрытие. Если же мох облюбовал место в нижней части волны, то он может задерживать нормальный сток воды, что также приводит к протеканию кровли.

Эти явления обычно возникают на северной стороне крыши, где недостаточное время бывает солнце, или же на кровле, имеющий маленький уклон ската, благодаря чему на ней задерживается влага, способствующая разрастанию подобных растительных колоний. Кроме того, что происходит разрушение покрытия и крыша начинает протекать, все здание в целом смотрится неаккуратно и не эстетично.

Если же на крыше уже расположились мшистые колонии, но есть желание попытаться спасти кровлю, избежав ее замены, то необходимо освободить шифер от этого «огорода». Этот процесс можно провести тремя способами:

— механическим, с помощью железной щетки;

— с применением воды под высоким давлением;

— химическим, с помощью опрыскивания крыши специальными гербицидными составами.

  • Причиной ветхости шифера может быть вполне банальная причина — длительный срок эксплуатации. К сожалению, не весь шифер, производимый сегодня, обладает должным качеством, так как нередко при его изготовлении, в угоду сокращению производственных затрат, не соблюдаются полностью не то что ГОСТы, но даже и менее «взыскательные» ТУ. В итоге листы такого шиферного покрытия получаются хрупкие, и, не выдерживая даже незначительных ударов, дают трещины или вообще раскалываются по всей длине. Несоблюдение технологических правил может быть допущено на различных этапах процесса производства шифера, например:

— Раствор для изготовления шифера сделан с нарушением рецептуры — не соблюдены пропорции составляющих ингредиентов.

— Кровельный материал произведен на кустарном оборудовании.

— Недостаточно качественная обработка листов шифера.

— Сокращение срока полного созревания материала - он должен составлять не менее 28÷30 дней с момента изготовления.

К сожалению, замечено, что изделия «старой закалки» служат не один десяток лет, а современного шифера зачастую хватает лишь на 12÷15 лет. Вывод – при покупке материала следует обращать повышенное внимание на репутацию производителя и предоставляемые им обязательства.

  • От застаивания воды вокруг дымоходных и вентиляционных труб, а также мансардных окон, также может произойти растрескивание листов материала, особенно при резком понижении температур. Поэтому такие проблемные места требуют усиленной герметизации и обеспечения свободного схода воды.
  • Как уже говорилось выше, небольшой уклон ската крыши и застаивание на ней воды также могут способствовать растрескиванию материала. А застой воды очень часто становится следствием банального скопления грязи или палой листвы, то есть своеобразного запруживания волн.
  • Причина повреждения может быть и в том, что монтаж листов шифера велся с нарушением установленной технологии этого процесса, и от этого покрытие может испытывать излишние внутренние напряжения.
  • Для закрепления материала к обрешетке использовались обычные гвозди или не применялись резиновые прокладки. В этом случае со временем обязательно появятся трещины.
  • Под забивание шиферных гвоздей высверлены слишком маленькие отверстия, что при перепадах температур и расширении материала, также приведет к повреждению листов покрытия. Поэтому, при просверливании отверстий нужно учитывать, что шиферные гвозди должны входить в них свободно. Но, в то же время, отверстия не должны быть слишком большими, иначе будут происходить протечки.
  • Снег также добавляет нагрузки на кровлю, и не только своим немалым весом, но и образованием наледи в нижней части ската, около карниза. В весенние дни или в период оттепели снег начинает подтаивать, и вода стекает в нижнюю часть ската, а в вечерние часы температура воздуха понижается, и на краю шифера образуется лед, который и приводит к крошению кровельного материала в этой области.

Если шифер в этом месте будет разрушен, то через образовавшиеся трещины вода будет попадать на обрешетку, утеплитель, стропила и мауэрлат, на несущие стены, что приведет к образованию грибка и постепенному разложению древесины. Поэтому, рачительные хозяева жилья с целью сохранения всех материалов и элементов кровли нередко устраивают в нижней части ската и в водоотводных каналах кабельный подогрев, который в зимний период при необходимости включается, не допуская образования наледи

Теперь, рассмотрев основные причины возникновения повреждений шифера, приняв во внимание, какие существуют возможности их избежать, остановимся на том, как выявлять появившиеся повреждения.

Обнаружение дефектов кровельного покрытия

На шероховатой поверхности шифера, настеленного на стропильную систему, практически невозможно увидеть небольшие сколы или микроскопические трещины, поэтому на некоторые тревожные признаки, говорящие о том, что крыша требует ремонта, следует обращать особое внимание:

  • Если существует хотя бы небольшая протечка, даже незаметная для глаза, то вскорости она проявит себя появлением в углах или на стыках потолка и стен пятен плесени, возникновением неприятного запаха сырости.
  • Если на кровле изнутри не закреплен термоизоляционный материал, то даже самую незначительную трещину легко обнаружить, поднявшись на чердак после дождя. Протечка проявит себя более темным пятном по сравнению с остальной внутренней поверхностью.

Теперь нужно заострить внимание на том, какие области крыши чаше всего приходится ремонтировать, так как эта информация пригодится во время поиска повреждений кровельного покрытия.

  1. В первую очередь необходимо следить за краями шифера, выходящими к карнизу. Их рекомендуется обследовать каждой весной. Если на краях образовались трещины, то их будет несложно обнаружить – иногда для этого даже не придется подниматься на лестницу, так как их можно заметить снизу.
  2. Мох может появиться на кровле, и не имеющей трещин и сколов, но не стоит ждать, пока он разрастется и займет всю поверхность шифера. Именно на запущенной крыше после очистки очень часто обнаруживается весьма печальная картина с множеством повреждений. К тому же удалить несколько островков появившегося мха гораздо проще и дешевле, чем впоследствии очищать всю волнистую поверхность.
  3. Трещины могут образоваться на гребне волны или в ее самой низкой точке. Сложнее обнаружить последние, так как они незаметны на первый взгляд. Как их можно выявить - было описано выше.
  4. На гребне волны трещины в основном образуются по линии, где вбиты шиферные гвозди, и их сразу же видно невооруженным глазом. Однако, если эти трещины уже настолько проявились, что заметны визуально, следует срочно приступать к ремонту.

Обследовав крышу по всем пунктам, необходимо принимать решение по тому, как рациональнее будет проводить ремонт.

  • Если обнаружены значимые сколы по краю нижних листов, то, возможно, следует заменить один или все листы первого ряда, тем более, что это сделать конструкция кровли позволяет. Однако, необходимо учесть, что гвозди придется удалять со всей осторожностью, чтобы не повредить нижний край следующего ряда, так как именно он нахлестывается сверху на нижний.

Если нет возможности произвести замену листов, то целостности края можно достичь, поставив своеобразную заплатку с внутренней стороны листа, но оставлять покрытие в поврежденном состоянии нельзя, так как в этом случае протечек избежать не удастся.

  • Если трещина пошла по гребню волны шифера, то ее ремонт с помощью заплаток необходимо произвести, наложив их с внутренней и наружной стороны. Обычно под такую трещину изнутри подкладывают отрезок листа оцинкованного железа, согнутого по форме волны, а сверху повреждения накладывается специальная кровельная лента.
  • В случае если трещина пошла поперек шиферного листа, то без его замены уже никак не обойтись. Придется аккуратно его демонтировать и установить новый.

Способы ремонтных работ по заделке поврежденных участков шифера

Итак, зная все нюансы возникновения дефектов этого кровельного материала и обнаружения повреждений на нем, необходимо перейти к рассмотрению ремонтных работ.

Существует несколько эффективных способов заделки трещин с помощью традиционных и специальных современных материалов. Но в любом случае, все ремонтные работы необходимо производить на поверхности крыши, хорошо очищенной от грязи, мусора, каких бы то ни было наростов, посторонних предметов и т.п.

Какой бы подход ни был избран для ремонтных работ, никогда нельзя забывать об осторожном передвижении по шиферу, если повреждения обнаружились не на краю кровли, а на высоте. Чтобы избежать дополнительных повреждений шифера на двускатной крыше используют лестницу-трап, а на односкатной - настил из досок, которые помогут равномерно распределить вес человека на поверхности.

Первый способ – с использованием обычного бетонного раствора

Ремонт шифера с помощью цемента и песка можно назвать самым простым и доступным способом, если не принимать во внимание, что процесс будет происходить на высоте – это всегда осложняет работу.

Раствор для ремонта шифера изготавливается из цемента и песка в пропорциях 1:2, причем для него используется мелкофракционный мытый песок и цемент марки М-500. Вместо этого раствора вполне можно использовать качественный плиточный клей для внешних фасадных работ (можно встретить и другое название – для сложных оснований), способный выдержать высокую влажность и перепады температур. Клей имеет мелкодисперсную консистенцию и хорошую адгезию с поверхностью шифера, так как он также изготовлен на цементной основе.

Раствор должен иметь консистенцию мягкого теста и хорошо прилегать к поверхности. Для повышения сцепляемости материалов, шифер в области ремонта следует увлажнить. Если повреждение слишком большое, то под него следует сделать подкладку из оцинкованной кровельной стали, согнув отрезок листа по форме волны и подсунув его под трещину или выбоину. Это приспособление даст дополнительную гарантию хорошего прилегания раствора к асбестобетонной поверхности.

Раствор наносится на поверхность с помощью шпателя. На поверхности должен находиться не слишком толстый его слой, который не станет сильно задерживать воду, если трещина находится в низине волны. Поверхность нанесенного раствора должна быть ровной - для этого ее немного увлажняют и разглаживают рукой в резиновой перчатке.

После окончательного просыхания заплатки, ее следует тщательно прогрунтовать, а затем покрасить водостойкой шиферной краской для наружного применения.

Второй способ – с использованием бутил-каучуковой герметизирующей ленты

Бутил-каучуковую водонепроницаемую ленту используют не только для ремонтных работ, но и для герметизации стыков листов между собой, а также при гидроизоляции прилегания кровельного покрытия к вентиляционным и дымовым трубам.

Поверхность ленты изготавливается из нетканого материала, благодаря этому наложенную заплатку можно покрыть краской нужного цвета. Работать с подобным материалом - достаточно просто, и ремонт проводится в такой последовательности:

  • Участок шифера, требующий ремонта, необходимо очистить и обезжирить. Это можно выполнить с помощью уайт-спирита, ацетона или других органических растворителей.
  • Далее, от рулона отрезается отрезок ленты требуемой длины (чтобы закрывалась вся трещина, плюс по ее краям лента заходила на неповрежденный участок еще на 50 мм).
  • Клеевой слой ленты закрыт защитной пленкой. Лента прикладывается к трещине и по ходу ее приклеивания с нее последовательно, очень аккуратно снимается эта защитная подложка. Торопиться не надо – нельзя допустить смятия, сморщивания, слипания ленты.
  • Лента тщательно прижимается к поверхности листа, так как она должна максимально плотно, без малейших просветов прилегать к шиферу.
  • Чтобы заплатки не выделялись на кровле, крышу можно полностью покрыть краской или же подобрать оттенок к заплатке в тон шифера. Но прокрасить заплатки сверху качественной водонепроницаемой краской необходимо в обязательном порядке.

Следует отметить, что в продаже можно найти не рулоны, а готовые бутил-каучуковые заплатки различного размера.

Кроме этого, для более надежного ремонта широких трещин на шифере, дополнительно к бутиловым заплаткам рекомендуется использовать стекловолоконную , которая выступает в качестве армирующего слоя, придающего большую прочность заделываемому шву.

Если работы проводятся с применением серпянки, то следует для нижнего слоя, наклеиваемого на повреждения, использовать двустороннюю ленту или заплатку, то есть имеющую защитную подложку покрытие с обеих сторон. В этом случае, работы осуществляются в такой последовательности:

  • На обезжиренный шифер вначале приклеивается бутиловая лента, так же, как это было показано выше – аккуратно снимается только нижняя подложка. Лента также тщательно разглаживается по ремонтируемому участку.
  • Затем с нее снимается верхнее защитное покрытие.
  • После этого, сверху ленты закрепляется вырезанный отрезок ленты-серпянки.
  • Затем, на серпянку закрепляется лента с односторонним нанесением клеящего состава и нетканой поверхностью с лицевой стороны.
  • Последним шагом производится окрашивание.

Третий способ – с использованием битумных мастик

Ремонт с помощью может осуществляться двумя способами – горячим и холодным.

битумная мастика

1. Если работы по ремонту осуществляются горячим битумом, то его необходимо сначала подготовить – это делается следующим образом:

  • В старое ведро закладывается битум.
  • Разжигается костер, который огораживается кирпичами так, чтобы на них можно было поставить ведро с битумом.
  • Содержимое ведра периодически помешивается, чтобы оно не пригорело ко дну или же не воспламенилось. Состав должен быть разогрет до 160 градусов.
  • Если работы будут производиться при отрицательной температуре на улице, то рекомендовано добавить в битум около 10% масляной отработки от общего объема. Она придаст составу недостающую эластичность, что поможет избежать растрескивания заплатки. Особенно это важно, если ремонтируется край крыши, так как эта область считается самой проблемной. В этом случае лучше всего заплатку дополнительно армировать стекловолоконной сеткой.
  • Можно обойтись и без армирования, если на горячий битум наклеить гидроизоляционный материал типа «Технониколь» («еврорубероид»), который обычно используется для покрытия плоских крыш.

Благодаря эластичности материала, он отлично примет форму волн шифера. Если же не удается плотно прижать его к нанесенной мастике, то его придется подогреть с помощью горелки или строительного фена.

Битум наносится на обезжиренный поврежденный участок крыши с помощью кисти или шпателя. Затем на разогретую массу укладывается армирование. После схватывания первого слоя битума, сверху сетки-серпянки наносится еще один битумный слой.

2. При применении готовой гидроизоляционной битумной мастики, ее разогрева не потребуется.

Достаточно будет хорошо перемешать содержимое и нанести на заранее обезжиренную и загрунтованную поверхность шифера.

На первый слой мастики также можно настелить сетку-серпянку, дополнительно скрепляющую два края листа, которые разъединила трещина.

Количество слоев может быть любым, но чем толще он будет, тем дольше период его просыхания. Поэтому самым оптимальным вариантом считается такой: два слоя мастики по 1,5 мм толщиной, между которыми будет проложен армирующий материал.

Четвертый способ – с использованием цементно-асбестового раствора

Ремонт шифера подобным способом производится с использованием смеси, замешанной из цемента с добавлением волокон асбеста и клея ПВА. Асбест россыпью можно изготовить, измельчив кусок асбестового листа, шнура или полосок, которые используются при кладке кирпичных печей. Производя измельчение этого материала, нужно в обязательном порядке обезопасить дыхательные пути респиратором или хотя бы медицинской маской, а глаза защитить очками.

Для изготовления смеси материалы берутся в следующих пропорциях: 3 части асбеста, 2 части цемента, а клей ПВА и вода разводятся 1:1. Все составляющие перемешиваются до достижения смесью консистенции густой сметаны. Состав готовится непосредственно перед его использованием.

Шифер для нанесения этого состава должен быть хорошо очищен и просушен. После его просыхания поврежденную область листа тщательно прогрунтовывают раствором, состоящим из ПВА и воды, взятых в пропорции 1:3. Такая грунтовка наносится в два слоя, с выжиданием просыхания каждого из них.

Затем, с помощью шпателя асбестоцементный состав наносится на обработанный грунтовкой поврежденный участок шифера. Если заделывается трещина в нижней части волны, то слой должен быть максимально тонким, примерно в 1÷1,5 мм. В том случае, когда дефект располагается на гребне, толщина слоя не имеет принципиального значения. В последнем случае очень важно заполнить образовавшуюся трещину по всей толщине шифера. Нанесенный материал нужно обязательно хорошо разравнять, так как его поверхность должна быть гладкой.

Пятый способ – использование полиуретановой пены и эпоксидной смолы

Можно сказать, что этот способ был изобретен домашними умельцами, так как ремонт проводится с помощью монтажной пены и эпоксидной смолы. Для выполнения работ с помощью этих материалов потребуется баллон монтажной пены, герметик и двухкомпонентный комплекс эпоксидного клея, последний будет служить гидроизоляцией для пены. Подобный способ называется «трехслойным», и сам ремонт выполняется в несколько этапов:

  • Подготовительный этап заключается в очистке и обезжиривании ремонтируемого участка. Если трещина или пролом в шифере достаточно большие, следует очистить и обработать края шифера внутри этой пробоины, используя, например, напильник.
  • Следующим шагом имеющийся просвет (пробоина) заполняется монтажной пеной. После этого следует выждать паузу, необходимую для расширения и полимеризации пены, примерно сутки. Здесь же нужно отметить, что если в шифере образовался очень большой изъян, то под него рекомендуется подложить кусок рубероида или оцинкованного металла, но он должен быть хорошо прижат снизу к шиферу, иначе пена, расширяясь, его оттолкнет.
  • После того как пена просохнет, ее излишки срезаются по форме волны.
  • Сверху застывшей и обрезанной пены, тонким слоем наносится герметик. Необходимо добиться, чтобы он заполнил все поры на поверхности материала. После этого герметик оставляется до полного просыхания. Время застывания и отвердевания герметика, которое необходимо выдержать, прежде чем переходить к дальнейшим операциям, обычно указывается на упаковке материала.
  • Третьим, завершающим этапом идет покрытие отремонтированной поверхности эпоксидным составом, который окончательно разгладит поверхность и она сольется в единое целое с шифером. Застывшая эпоксидка прикроет ремонтную заплату надежным защитным слоем.

Этот способ ремонта получается достаточно сложным и дорогостоящим. Но после полного застывания отремонтированного участка, он набирает высокую прочность и гарантированно избавляет от проблемы протечек кровли.

Если требуется произвести ремонт листа шифера, находящегося в середине ската и расколовшегося по всей длине, то можно обойтись и только эпоксидным составом, которым заполняется вся трещина полностью. В этом случае сначала с нижней стороны листа, со стороны чердачного помещения, на трещину наклеивается монтажная водостойкая лента, и только после этого зазор полностью, максимально плотно, заполняется эпоксидным составом.

Шестой способ – мел+олифа

Этот состав для ремонта трещин на шифере тоже можно назвать народным, однако, он совершенно не подойдет для заделки больших пробоин, поэтому, если образовалась такая, то подобную методику можно сразу же отклонить.

Ремонтная смесь в этом случае изготавливается из мела и олифы. Смесь в итоге должна напоминать консистенцию густого меда. Поэтому в олифу добавляется мел, так сказать, «на глаз», небольшими порциями, каждая из которых хорошенько перемешивается. Процесс замешивания осуществляется до тех пор, пока не будет достигнута нужная густота раствора.

Готовой смесью замазывают заранее очищенную трещину, а затем разравнивают. После просыхания смеси трещина густо покрывается влагозащитной краской. На этом работы по ремонту шифера подобным способом можно считать законченными.

Седьмой способ – использование влагостойкого клея на нитро-основе

В этом способе ремонта кровельного материала используется влагостойкий нитроцеллюлозный клей, например, «Эмалит». Заделка дефекта производится следующим образом:

  • Внутренняя сторона листа шифера, выходящая в чердачном помещении, хорошо очищается металлической щеткой и промывается водой, затем полностью просушивается.
  • Сухой шифер в местах повреждений заклеивается тканью. Для этого можно использовать обычную плотную ткань или стеклоткань. Латка должна иметь размер, превосходящий размер пробоины или же трещины на 40÷50 мм с каждой из сторон.
  • Ткань пропитывается клеем и накладывается на поврежденное место, хорошо прижимается и разглаживается.
  • После сцепления материалов и схватывания клея, сверху латки наносится еще один свой клея.
  • После полной готовности внутренней заплатки, с внешней стороны листа отверстие или трещина заполняются бетонным раствором или же плиточным клеем для фасадных работ. Поверхность заполненного отверстия нужно хорошо разровнять.
  • Если заделывается трещина, то в ее в начале и конце просверливается по одному отверстию, которые заполняются эластичным герметиком, а затем в них вкручиваются саморезы. Это необходимо сделать для того, чтобы трещина не стала развиваться дальше.

Восьмой способ - с применением специальных гидроизоляционных обмазочных составов

Отлично подходят для ремонта шиферных листов готовые гидроизолирующие обмазочные составы на цементной-полимерной основе, продаваемые в готовом виде в ведрах, иди же в виде сухих смесей, требующих разведения. Инструкцию по их приготовлению всегда можно найти на упаковке.

В любом случае, работать с подобными составами очень легко, так как они имеют мелкозернистый состав, который отлично ложится на ремонтируемый материал благодаря высоким адгезионным качествам. Ремонтные работы проводятся в следующем порядке:

  • Очищенную, обезжиренную с помощью одного из растворителей поверхность вокруг повреждения, а также внутренние стенки трещины, хорошо просушивают.
  • Затем, гидроизолирующая смесь разбавляется водой, и ею грунтуют поверхность, которая будет подвергаться ремонту. Грунтовка тоже должна хорошо просохнуть.
  • Следующим шагом при помощи шпателя или пистолета наносится густая смесь, подготовленная для ремонта.
  • Спустя шесть часов трещину нужно накрыть стеклотканью, и сверху этой заплатки наложить еще один слой гидроизолирующего состава и хорошо его разровнять.

Если выбран определенный способ ремонта, разумным будет поинтересоваться прогнозом погоды на ближайшие дни, на которые планируется проведение работ Ремонт кровли следует проводить в сухую, безветренную, но лучше – не солнечную, пасмурную погоду, так как любые смеси должны просыхать при средних температурах. Поэтому оптимальным временем для проведения ремонтных работ будет конец лета или начало осени, когда вполне можно выбрать подходящие по прогнозам дни.

Кроме этого, необходимо помнить, что даже очень хорошие и качественные заплатки дадут только временную защиту от протекания крыши. Проблема состоит в том, что у кровельного материала и различных ремонтных составов — разные коэффициенты линейного расширения и плотности. Поэтому заделанные изъяны смогут выдержать только несколько циклов сильных перепадов температур, а затем протечки появятся снова. Такой ремонт нужен для того, чтобы у владельцев жилья было время для выбора и приобретения нового кровельного покрытия. Если есть возможность перекрыть крышу сразу, то при образовании серьезных повреждений не стоит прибегать к ее ремонту – лучше сразу решать вопрос радикально.

Защита шифера от дальнейших разрушений

Если на крыше, которая эксплуатировалась длительный срок, растрескивания появились от времени, то поставить заплатки или залить повреждения герметиком будет совершенно недостаточно, так как разрушение все равно продолжится. В этом случае, помимо полной замены покрытия на новое, можно назвать еще несколько способов, как можно остановить процесс стремительного старения шиферной кровли.

  • В первую очередь поверхность крыши хорошо очищается, промывается и просушивается. Если на шифере нет наростов изо мха, то покрытие можно просто хорошо очистить с помощью веника. В любом случае, какая бы ни проводилась очистка, дыхательные пути мастера во время выполнения этой операции должны быть хорошо защищены – асбестовая пыль чрезвычайно вредна.
  • Далее рекомендовано всю поверхность крыши хорошо прогрунтовать и просушить.
  • Далее, шиферная крыша полностью покрывается резиновой краской, которая создает на поверхности эластичный гидроизолирующий слой.
  • Еще один способ спасти стареющую шиферную кровлю – это покрыть ее полностью «ризолином».

«Ризолин» - это самоклеющийся гибкий материал с фольгированной поверхностью, имеющий в своей основе стеклоткань, пропитанную битумно-полимерными составами с целевыми добавками, которые улучшают эксплуатационные качества этого покрытия.

Этот материал специально предназначен для настила на кровельные поверхности любой сложности, он надежно гидроизолирует крышу. «Ризолин» обладает отличной адгезией с любой поверхностью, а пластичность позволяет ему принимать форму волн шифера.

Клеящая сторона защищена анти-адгезионной подложкой, которая снимается с материала перед его монтажом на кровлю. После снятия защитного слоя листы прижимаются к поверхности шифера и надежно с ним сцепляются.

У этого материала есть еще одно важное преимущество – в связи с тем, что внешний слой представляет собой фольгу, «ризолин» предотвращает перегревание кровли и закрывает ее от прямых ультрафиолетовых лучей. Благодаря этому старый шифер как бы «консервируется», а в доме с крышей, покрытой «ризолином», никогда не бывает жарко.

В завершение хотелось бы напомнить о том, что в 1999 году Европейской комиссией была принята директива о запрете использования асбеста и изготовленных из него изделий с 2005 года в странах Европейского союза. Такое решение было вынесено на основании проведенных исследований и выявлении того, что асбест способен нанести серьезный вред здоровью человека. Поэтому, если пришло время ремонта шиферной крыши, может быть, считать это поводом для полной замены покрытия на один из современных кровельных материалов, а не для заделывания трещин и пробоин?

И в завершение – интересный видеосюжет, в котором мастер делится своим секретом приготовления клея для ремонта шиферной кровли

Видео: самодельный клей для ремонта шифера

Крыша – один из самых важных конструктивных элементов всего здания. Поэтому нужно, чтобы она хорошо защищала от негативных воздействий атмосферы и была надежной. И ниже Вы узнаете, как сделать ремонт крыши своими руками.

Грамотное проектирование такого элемента будет надежной защитой от неблагоприятных погодных условий и атмосферных осадков. Однако под воздействием времени все материалы приходят в негодность, и чтобы кровля продолжала исправно служить, требуется замена материалов или существенный ремонт своими руками.

Подготовительный этап ремонта крыши своими руками

Перед тем как начать ремонт, нужно выполнить оценку состояния конструкции. Для начала нужно выполнить осмотр изнутри, проверить стропила и прочность настила чердака. Только после этого можно приступать к исследованию внешней поверхности кровли.

Рекомендуем обращать внимание не только на само состояние кровельного материала, но и на места стыка покрытия, а также насколько плотно они примыкают к коньку, трубе или вентиляционной системе. После предварительного осмотра необходимо принять решение о предстоящих расходах и объемах ремонта.

Если Вам предстоит сделать частичный ремонт крыши, направленный на восстановление локальных повреждений участков, то Вы легко справитесь с этой задачей, даже не имея представления о кровельных делах. Такой ремонт подразумевает замену от
0 до 40 процентов площади кровельного покрытия и только иногда требует вмешательства специалистов. При капитальном ремонте кровли (больше 40%) может понадобиться демонтаж больших участков или замена всего покрытия и прочих элементов крыши.

При частичном ремонте кровли многоквартирного дома необходимо тщательно осмотреть крыши и выявить повреждения, заменив элементы кровли в этих местах.

Ремонт крыши своими руками: основные правила безопасности

Выполняя работы на крыше, необходимо быть максимально осторожным. Если Вы боитесь высоты или у Вас кружится голова, тогда лучше поручить это мероприятия опытным специалистам.

Если Вы решили проводить ремонт или обновление кровли самостоятельно, то важно придерживаться следующих рекомендаций:
  • Не начинайте работы при плохой погоде, будь то ветер или дождь. Выполнять работы на кровле в таком случае опасно, поскольку она становится мокрой, и, поскользнувшись на ней, можно упасть.
  • Наденьте свободную одежду, которая бы не сковывала движений, а обувь при этом не должна быть скользкой.
  • Лучше иметь лестницу, которая отличается дополнительной длиной. Она должна быть устойчивой и хорошо закрепляться.
  • Передвигаться необходимо по средней части лестницы, целясь за ее боковины.
  • Неплохо было бы взять в команду напарника. Он всегда может подстраховать в случае необходимости, подать необходимый инструмент и быть полезным в тех случаях, где проводить работы в одиночку сложно.
  • При ремонте кровли с большим уклоном необходимо, чтобы лестница имела скобы, которыми она будет надежно крепиться за гребень кровли. Это необходимо, для того чтобы при выполнении работ нагрузка была равномерно распределена.

Если вдруг Вы столкнулись с той ситуацией, что подобраться к поврежденному участку тяжело или он практически недоступен, к примеру, при необходимости ремонта крыши многоквартирного дома не стоит рисковать, а лучше отказаться от этой затеи.

Ремонт крыши своими руками – это не тот случай, когда стоит лезть куда попало, рискуя своей жизнью. Мы рекомендуем обратиться за помощью к промышленным альпинистам, специалистам, работающим на высоте.

Ремонт кровли из натуральной черепицы своими руками

Причины, по которым может появиться необходимость в черепичном покрове, сильно отличаются. Однако наиболее распространенной среди них является та, что на поверхности этого материала образуются трещины, через которых в помещение проникает вода. Они могут образоваться при резком перепаде температур, когда кровельный материал резко разжимается или сжимается. Еще одна причина заключается в том, что растворы, скрепляющиеся на черепицу, с течением времени могут расшириться.

В первом случае конструкцию кровли необходимо как следует укрепить. Для этого можно использовать деревянные бруски, которые могут усилить стропила. При этом трещины необходимо замазать цементным раствором.

Во втором случае нужно заменить старый раствор на новый. Причем состав нового раствора может быть следующим: 1 доля извести к 2 долям песка. Для лучшего связующего эффекта в нее добавляют волокна палки.

Собираясь делать ремонт крыши гаража, используйте рулонные материалы. Для этого Вам потребуются нож, веревка, лестница, газовая горелка и баллон с газом.

Однако самой главной причиной протечек кровли являются места разрывов гидроизоляции слоя, который укладывается между проложенной обрешеткой и стропилами. Сверху к ним прикрепляются плитки. Подобные дефекты легко устраняются несложными действиями.

Использовав такой инструмент, как мастерок, там, где планируется проводить ремонт, нужно убрать те куски кровли, которые Вы собираетесь заменить. Далее забить небольшие деревянные клинышки под черепицу, находящуюся сверху. Затем нужно вытащить с реек весь крепеж на стропильной конструкции.

Затем необходимо вставить кусок картона под рейки, после чего там, где обнаружено повреждение, вырезать пилой.

Когда все манипуляции будут проделаны, отрежьте поврежденную часть гидроизоляции с помощью ножа, а затем наложите заплатку большого размера и приклейте ее кромки с помощью клея, сделанного на основе полимера.

Ремонт фальцевой кровли может понадобиться при возникновении протечек рядом с дымоходом, негерметичности швов или при прогибе кровельного материала.

Далее необходимо замерить промежутки между обрезанными концами бруса, а затем нарезать недостающие части. При этом не забывайте пропитывать такие отрезки с помощью антисептика. После обработки необходимо прибить новые фрагменты, используя антикоррозийные гвозди.

Завершающий этап – возвращение новой черепицы на свое место.

По завершению всех работ необходимо позаботиться о тщательной защите конструкции от плесени и возможного проникновения влаги. Для этого поверхность обрабатывается составом, состоящим из смеси грунта и синтетических смол. Такой состав прекрасно защищает кровлю, поскольку создает во время взаимодействия с водой прекрасный экран, выступающий надежной защитой от воды. Также дополнительной защитой будет выступать специальная краска для крыш.

Ремонт листовой металлической кровли своими руками

Сразу стоит сказать, что причин, которые могли спровоцировать повреждение металлической кровли, может быть много. К ним относят коррозию метала, некачественную гидроизоляцию во время прошлых работ по обработке швов на скрепленном покрытии. В любом случае при выявлении признаков повреждения важно принять меры, чтобы их устранить, то есть приступить к ремонту кровли дома своими руками. Если этого не сделать, то через некоторое время Вам придется столкнуться с еще большими проблемами.

Особенности ремонта фальцевой крыши

Если Вы обнаружили какие-то проблемы в листовой кровле, то стоит как можно быстрее приступить к их устранению. Например, если это порча от коррозии, то, прежде всего, нужно исключить ее дальнейшее распространение на другие участки.

При незначительных проблемах кровлю необходимо отремонтировать так:

  • очистить ремонтируемый участок от повреждений на поверхности, используя стальную щетку.
  • Необходимо вырезать заплатку из металлического листа, однако с запасом, чтобы она имели большие размеры, чем площадь дефекта.
  • Далее нужно тщательно покрыть специальным флюсом места, где произошло повреждение (края повреждения и края заплатки), а после этого спаять его паяльником.
  • Когда наложенная заплатка остынет, стоит спилить лишний припой с помощью напильника или шкуркой.
  • Чтобы отремонтировать участок, можно нанести на него слой фасадной краски, которая бы отвечала цвету крыши.

В том случае если повреждения кровли слишком большие, рекомендуется полностью заменить профнастил в проблемных листах.

Ремонт кровли из металлочерепицы своими руками

Как правило, образование протекающей кровли из металлочерепицы возникает по причине ошибок ее настила, коррозии, или если крепеж значительно разболтался или недостаточно закреплен. Не исключены и повреждения в результате очистки покрытия.

Если на черепице видны царапины, то их нужно устранить, используя специальную краску. Ну а если Вы обнаружите зазоры в промежутках между разжелобочными элементами и металлической частью конструкции, а иногда и под коньком, то их нужно залить силиконовым герметиком.

Причина сквозного характера в кровле легко устраняется с помощью заплаты и паяльника. Если много пробоин, то необходимо произвести замену всех поврежденных листов.

В большинстве случаев крепеж разбалтывается, потому что он может иметь плохое качество. Поэтому необходимо подбирать качественные крепежные элементы. Со временем он может расшататься, поскольку шайбы, которые сделаны из резины, не отличаются продолжительным сроком эксплуатации и могут подвергнуться разбалтыванию. В таком случае не рекомендуют закреплять шайбы, вышедшие из строя, а произвести замену новыми креплениями.

При обнаружении негерметичности швов ремонт фальцевой кровли производится лентами на самоклеящейся основе. Больше работ требуется, если «пирог» из кровли выполнен неверно. Обычно достаточно часто протекают специально утепленные скатные крыши, в результате использования недорогих пароизоляционных материалов. Такие стройматериалы, как перфорированная пленка, хоть и недорогие, но плохо выводят влагу, которая скапливается в ней.

Решение этой проблемы состоит в замене изжившей пленки на современный материал (к примеру, диффузионную мембрану). Она будет прекрасно защищать утеплитель от влаги. Вместе с тем стоит признать, что этот метод не относится к дешевым, так как придется произвести полную замену покрытия, а это в свою очередь приводит к существенным финансовым затратам.

Ремонт крыши из битумной черепицы

Такой вид материала, прежде всего, хорош тем, что битум является универсальным материалом, а поэтому можно легко заменить все плиты и листы. Хотя погодные условия для ремонта обязательно должны соответствовать выполняемым ремонтным работам. Важно, чтобы температура, при которой можно производить строительные работы, была не меньше +5 градусов.

Это ограничение вводится по причине физических особенностей битума. На морозе такой материал становится хрупким и часто растрескивается. Если на плитке появились трещинки, то необходимо приподнять ее и покрыть специальным кровельным кроем с внутренней стороны или воспользоваться мастикой. Затем плитку нужно плотно прижать и тем же составом обработать внешнюю часть.
  1. Более серьезные повреждения могут быть устранены полной заменой кровельного покрытия.
  2. Используя небольшой ломик, нужно осторожно приподнять плитку, располагающуюся выше, после чего вытянуть ту, на которой выявлено повреждение.
  3. Гвозди, закрепляющие поврежденный черепок, необходимо вытащить, используя гвоздодер.
  4. Нанесите клей по внутреннему краю верхней кромки.
  5. Далее нужно вставить ее под плитку, которая находится немного выше в верхнем ряду. Ее стоит фиксировать маленькими гвоздями, предназначенными для кровли.
  6. Кромки, находящиеся ниже и выше той, что уже уложена, также необходимо смазать клеем, а затем прижать полотно.

Ремонт кровли из шифера своими руками

Планируя ремонт шиферной крыши, Вы должны учитывать, что передвижение по этому материалу должно быть максимально осторожным, так как листы шифера непрочны, и при их поломке можно потерять равновесие и упасть.

Делая ремонт крыши из шифера, лучше воспользоваться лестницей-трапом. Поскольку она способствует равномерному распределению веса по всей поверхности кровли.

При обнаружении повреждения нужно закрыть ее с помощью раствора из цемента (1 доля цемента к 2 долям кварцевого песка).

При механическом повреждении крыши ремонт проводят посредством разгибания швов, далее вставляется новый лист, и швы повторно заделываются.

Иногда используется способ восстановления герметичности шифера с помощью клейкой ленты, имеющей основу из бутилкаучука. Для этого стоит очистить чистой тряпочкой поврежденный участок, предварительно смочив ее спиртом «Уайт» или бензином.

Для начала нужно отрезать определенный размер ленты, после чего удалить лишнюю бумагу и заклеить трещину. Причем ее стоит перекрыть примерно на 4-5 см. Обычно лента для ремонта бывает покрыта нетканым прочным материалом на лицевой стороне, который Вы можете покрасить в любой цвет, чтобы отремонтированные участки не бросались в глаза. Для таких целей существует и краска для крыш.

Заметив, что крыша из шифера начала «стучать», рекомендуем проверить, не ослабло ли крепление шиферных листов гвоздями. Важно заменить их на новые или закрепить с помощью саморезов с широкой шляпкой. Из-за хрупкости листов шифера при удалении старых гвоздей необходимо следить, чтобы нагрузка на соседние волны распределялась с помощью деревянной планки.

Чистить крышу из шифера от налетевшего снега или мусора стоит веником или мягкой щеткой. Даже осторожная чистка железной или деревянной лопаткой может серьезно повредить шиферную крышу.

Завершение ремонта

Когда все ремонтные работы будут завершены, приступите к удалению мусора и прочих отходов с кровли и по периметру дома. Неплохо было бы выполнить профилактику гидроизоляции смолой или специальным клеем для кровли, то есть обработать участки вокруг люков, труб, антенн. Для обновления цвета определенных элементов крыши в продаже Вы можете найти разную краску.

Если при ремонте фальцевой крыши Вы использовали заплатку, то рекомендуем воспользоваться специальным средством, состаривающим металл. Он не будет выделять ее на фоне старой крыши.

Оптимальное время для выполнения ремонта крыши – осень или весна, на улице тепло, сухо, но не жарко. Это удобное время для проведения анализа и профилактических работ крыши дома.

Внимательно изучите все материалы, и тогда отремонтированная Вами крыша не просто защитит Вас от непогоды, но и позволит гордиться своим вкладом в обустройство дома!

Зачастую, ремонт крыши вполне можно выполнить своими силами.

Со времен создания человеком первого жилища, поменялось многое, но неизменно одно: каждому дому нужна крыша! В ходе эволюции появилось множество разнообразных кровельных покрытий, как говорится, на любой вкус и кошелек. Но ничто не вечно под луной, и любой элемент дома со временем выходит из строя. Когда кровля в целом или отдельные ее составляющие несколько поизносились, нет необходимости выполнять полную замену. Более удобный и бюджетный способ – ремонт кровли, сделанный своими руками. Ошибочно считается, что ремонтные работы кровли частного дома – мероприятие, которое под силу только опытным специалистам. На самом деле, зная секреты и правила, можно выполнить такую работу самому.

Оценка ситуации и подготовка к ремонту

Крыша частного дома выполняет, прежде всего, сохранную функцию, обеспечивая не только комфорт проживания, тепло и уют для всех домочадцев, но и предотвращая порчу имущества. Поэтому если крыша прохудилась, а с ремонтом хозяева не торопятся, последствия могут быть катастрофическими.

Отсутствие инспекций и ремонта может привести даже к обрушению.

Прежде чем приступить к выполнению ремонтных работ, необходимо оценить ситуацию и провести инспекцию крыши, в том числе и мансардной. Как это сделать? В каждом частном доме есть чердак или мансарда, именно там стоит начать анализ ситуации. Забравшись на чердак, проблемы видны невооруженным глазом: степень износа стропильной системы, ее целостность, наличие неприятных запахов сырости и затхлости, и также пятна плесени или грибок. Часто свидетельствовать о нарушении функциональности крыши дома могут влажные пятна на потолке или стенах в жилых комнатах.



Например, протечка может привести к повышению влажности на чердаке и развитию плесени.

Совет! Удобнее всего проводить инспекцию целостности кровли, в том числе и мансардной, во время сильного дождя. Так наглядно определяются места протечек и легче разобраться в причинах.

Когда оценка состояния произведена внутри дома, необходимо проверить целостность кровли снаружи. На что обращать внимание?




Также важно проверить целостность самого покрытия.

После тщательной инспекции всех отдельных составляющих кровли частного дома важно уделить внимание проверке вентиляционной системы и гидроизоляции. Чтобы избежать глобальных проблем и дорогостоящего ремонта, стоит проводить текущий осмотр крыши частного дома ежегодно, идеальное время – начало весны. Почему ремонт кровли крыш актуален и нюансы должен знать каждый владелец частного дома? Есть несколько распространенных проблем, которые могут привести к нарушению функциональности и целостности:




Минус старых крыш еще и в том что для их создания использовались устаревшие материалы.

Подробно изучив проблему и оценив ситуацию, можно выполнить текущий ремонт кровельного покрытия своими руками, не привлекая специалистов.

Терапия стропильных систем

Стропильная система – это кровельная основа частного дома. Основным материалом для ее конструкции, как правило, выступает дерево. Несмотря на обработку деревянной поверхности всевозможными антисептиками, надежность стропильной системы может снизиться. Кроме нарушения гидроизоляции, на такую основу негативно воздействуют различные атмосферные нагрузки: тяжесть снега, потоки дождя, порывистый ветер. Если выявлено повреждение стропил, то медлить с ремонтом нельзя ни минуты.



Даже такой дефект способен привести к печальным последствиям.

С чего начать? Первым делом, в местах поражения удаляется обшивка и утеплитель, снимается кровельное покрытие, разбирается частично обрешетка. Если выявлен очаг гниения стропильной опоры в результате поврежденной гидроизоляции, место поражения тщательно зачищается. С двух сторон в месте поражения опоры подбиваются доски шириной 8-10 сантиметров. В том случае, когда очаг гниения распространяется до самой середины балки, выполняется реконструкция. Для этого необходимо изготовить “протез”: сгнившая часть опоры вырезается, а на ее место устанавливается прутковая замена, длина ее превышает в 2 раза размеры прогнившего куска балки. Конструкция укрепляется с двух сторон накладками и длинными гвоздями.

Важно! Обязательный момент: все участки поражения, даже тщательно зачищенные, необходимо обязательно обработать антисептическим средством.

Кроме выхода из строя опорных стропил, нарушить целостность кровли может поврежденная обрешетка. С ее ремонтом также может справиться каждый, выполнив работу своими руками. Для этого все трещины или прогибы заменяются на новые или же укрепляются. Чтобы усилить обрешетку, достаточно проложить брус между стропил, а в поперечном направлении набить доски.

Восстановление гидроизоляционного слоя

Одним из основных моментов является слой тепло- и гидроизоляции. В том случае, если он промок, уровень защиты может снизиться. Чтобы выявить и устранить проблему, нужно разобраться в особенностях строения кровельного пирога:


Если произошло нарушение гидроизоляции, и возникли теплопотери, работа предстоит не простая, но вполне реально выполнить ее своими руками. Первым делом снимается обшивка, выполняется проверка слоя пароизоляции на предмет влажности. Если пароизолятор все-таки влажный, он удаляется, а на его место устанавливается новый. Затем проверяется слой гидроизоляции на целостность. Если пленка повреждена, производится ее замена.

Важно! Пленка гидроизоляции должна огибать стропила. Для этого она закрепляется при помощи специальных скоб или гвоздей.

Далее следует укладка плит утеплителя. Раскроить его необходимо не впритык, а делая запас на 1 сантиметр, чтобы максимально покрыть межстропильное расстояние. После того, как утеплитель установлен на место, выполняется пароизоляция. Как видим, ремонт своими руками и восстановление гидроизоляции кровли – процесс по сути несложный, но многоэтапный. Выдерживая технологию и очередность шагов, мероприятие под силу даже новичкам. Монтаж паро- и теплоизоляции кровли https://www.youtube.com/watch?v=vB0n1FXAP-U

Рецептура ремонта

В силу того, что сегодня существует целый фейерверк типов кровли, у каждого материала существуют свои проблемные места и рецепты ремонта.

  1. Металлочерепица. Такой кровле присущи следующие проблемы:
  • коррозия и ржавчина;
  • повреждение верхнего слоя краски;
  • прогибы и деформация.


Крыша из металлочерепицы.

Устранение таких проблем возможно своими руками. Для этого достаточно вывинтить саморезы и выполнить замену старого листа на новый. Правильный монтаж металлочерепицы https://www.youtube.com/watch?v=Cp5O0W3ADSo

  1. Фальцевая крыша из стали:
  • гниение верхних слоев;
  • повреждение лакокрасочного покрытия;
  • появление зазоров.


Стальная фальцевая крыша.

Зазоры можно устранить при помощи герметиков. Целостность покрытия можно восстановить, покрыв листы вновь краской, но предварительно зачищая и обеззараживая очаги повреждения. Ремонт фальцевой кровли https://www.youtube.com/watch?v=I6PKB9jdSEI

  1. Шифер. Проблем с шиферной крышей может быть несколько, но самой распространенной является появление трещин. Чтобы выполнить заделку огрехов шиферной кровли, можно использовать следующую “терапию”:
  • залить плотным слоем клейкой массы;
  • заклеить эпоксидным клеем;
  • заклеить лентой из клейкой фольги.


Шифер – достаточно устаревший материал и в последнее время пользуется все меньшей популярностью.

Часто бывают моменты, когда на шиферной крыше плиты начинают постукивать. В таком случае возможно нарушение крепления, и следует заново закрепить элементы шурупами-саморезами. У шиферной кровли немало плюсов, поэтому ее популярность не уменьшается. Нужно помнить, что листы достаточно хрупкие и в работе с шиферной крышей нужна аккуратность и осторожность. Мелкий ремонт шиферной крыши https://www.youtube.com/watch?v=9Ria_1eVfvk

  1. Битумная черепица. Такое мягкое кровельное покрытие имеет несколько потенциальных проблем в ходе эксплуатации:
  • осыпание гранулята;
  • появление трещин;
  • деформация.


Битумная черепица достаточно популярна в частных домах.

Проблемы могут возникнуть из-за некорректного монтажа, неправильного ухода и неравномерности нанесения гранулята. Небольшие трещины можно заклеить, как на шиферной крыше. Если трещины большие или их много, необходимо заменить элементы. Ремонт битумной кровли резиновой краской https://www.youtube.com/watch?v=wKlvwk4hBOM Секрет успеха прост: все профилактические и ремонтные работы должны выполняться своевременно. Надежная крыша – это всегда уют и комфорт проживания в семейном гнездышке. Учитывая тот факт, что процесс достаточно простой, работу можно выполнить своими руками, выполнив текущий ремонт любой, в том числе и мансардной крыши. Для качественного результата важно знать секреты и особенности строения крыши и нюансы работы с тем или иным типом кровельного материала.

Имеется несколько технологий, по которым выполняется ремонт крыши гаража своими руками. Выбор конкретной методики проведения восстановительных работ зависит от уровня износа кровли, ее типа и непосредственно от вида автодома.

Восстановление покрытия кровли дома для авто в настоящее время производится по трем основным технологиям: мягкими материалами, горячим битумом, черепицей либо профлистами. Частные гаражи в большинстве своем покрываются недорогими по стоимости и при этом долговечными материалами – современным ондулином и гибкой черепицей, профнастилом. Вы можете без труда подобрать оптимальный метод «лечения» крыши автодома, ориентируясь на тип его покрытия.

Вне зависимости от выбранной технологии, вам нужно будет качественно подготовить кровлю к выполнению ремонтных мероприятий. Обследуйте крышу, установите уровень ее эксплуатационного износа, определите кровельные элементы, которые необходимо заменить в обязательном порядке. В случаях, когда старое покрытие в целом еще вполне пригодно, уберите только проблемные участки, вырубив их топором. Впоследствии их можно будет заменить на новые элементы, существенно снизив стоимость ремонтных работ.

Подготовка кровли к выполнению ремонтных мероприятий

Если покрытие было выполнено рубероидом либо аналогичным ему материалом (обустроена мягкая кровля), на нем с течением времени часто появляются вздутия и трещины. С подобными проблемными местами требуется разобраться еще до начала ремонтных мероприятий. Сделать это несложно: разрежьте хорошо заточенным ножом дефектные участки крест-накрест; получившиеся треугольники отогните и вычистите из них мусор и пыль.

При проведении ремонта такие участки с исправленными изъянами вам нужно будет заполнить битумом. Ниже мы подробнее расскажем о том, как правильно произвести такую операцию. Тщательно очистите поверхность крыши, при необходимости вымойте ее водой. Теперь можно приступать к восстановительным мероприятиям.

Битум – популярный материал, обеспечивающий высокое качество ремонтных работ, проводимых самостоятельно. Ремонт кровли гаража с его помощью потребует от вас запастись таким инвентарем: лестницей, старым ведром без дыр, перчатками, бензином и дровами, веревкой, крюком из металла, кирпичами.

Ремонт крыши гаража битумом

Технология проведения работ следующая:

  1. Сооружаете мангал для разогрева, используя кирпичи, и разводите под ним костер.
  2. Ставите на огонь ведро с залитым в него битумом и ждете, пока материал не приобретет требуемую пластичность.
  3. Поднимаете при помощи металлического крюка и веревки ведро на крышу.
  4. Заливаете пластичным материалом дефектные участки кровли. Можете использовать доску из дерева, чтобы придать струе битума нужное направление.

Особое внимание при заливке уделяйте тем местам, которые вы разрезали на подготовительном этапе. Такие участки необходимо заполнять полностью. Тогда при дожде вода не проникнет через крышу в гараж. Битумом может заливаться вся мягкая кровля либо исключительно поврежденные зоны.

Издавна кровельный ремонт отечественные домашние мастера выполняют при помощи рубероида. Его обрабатывают специальной мастикой (битумной) и размещают на поврежденные участки покрытия. В целом технология реставрации крыши с помощью рубероида выглядит так:

  1. Вырезаете по нужным геометрическим параметрам куски материала.
  2. Внутрь отверстий на кровле заливаете мастику (допускается использовать и расплавленную смолу).
  3. Накрываете кусками рубероида дефектные места.
  4. Заливаете мастикой сделанную латку.
  5. Загибаете разрезанные крест-накрест отверстия, сверху на них размещаете еще один отрез рубероида (по размерам он обязан быть немного больше ремонтируемого участка) и снова льете мастику.

Рубероидом можно обновить и всю площадь кровельного покрытия. В этом случае потребуется залить крышу гаража гудроном. После этого настилайте на него листы рубероида (обязателен нахлест в пределах 13–15 см). Гудрон рекомендуется заливать частями. Тогда он не успеет застыть, и вы спокойно отремонтируйте всю крышу по кусочкам.

Рубероид для ремонта кровельного покрытия

Иногда на поверхности рубероида при укладке образуются пузыри. Ничего страшного. При помощи ножа надрежьте их, а затем прижмите (максимально плотно) разрезанные участки к кровле и нанести на них еще один слой гудрона.

Если вы хотите, чтобы крыша гаража была стопроцентно защищена от осадков, рекомендуется укладывать два слоя рубероида. Тогда вы точно получите очень надежное покрытие, которое не пропустит в автодомик ни капли воды. Еще проще ремонтировать гаражную кровлю бикростом. Для проведения такого восстановления не нужно приобретать гудрон и мастику. Укладка бикроста осуществляется при помощи газовой горелки. Схема следующая:

  1. Раскатываете рулон материал (примерно на полметра).
  2. Нагреваете газовым агрегатом изнанку бикроста.
  3. Прижимаете (понадобится специальная палка в форме литеры Т) разогретый материал к кровле.
  4. Становитесь ногами на только что настеленный участок, раскатываете еще на 50 см рулон, повторяете действия по нагреву бикроста и его монтажу.

Обратите внимание! Все последующие полосы материала следует укладывать с 7–9-сантиметровым нахлестом. Стоимость ремонта бикростом ощутимо дороже (раза в 3–4), нежели восстановление крыши битумом либо рубероидом. Зато с его помощью вы реставрируете кровельное покрытие буквально за пару часов. Трудовые затраты при использовании бикроста минимальны!

Если ваш автодом защищен сверху металлочерепицей или профнастилом, их ремонт также достаточно прост. Совсем не сложно заменить отдельный элемент черепицы либо смонтировать новый профлист. Правда, когда возникает потребность полностью заменить кровельное покрытие, стоимость таких работ будет ощутимой из-за высокой цены используемых покрытий.

Монтаж на крышу новых профлистов

Металлочерепица монтируется на крышу снизу вверх. Для ее установки применяются универсальные саморезы со специальной прокладкой из резины. Прокладочные изделия можно изготовить самостоятельно. Еще проще приобрести их в строительном магазине. На нижнем и верхнем краях черепицы предусмотрены защелки. С их помощью вы будете выполнять монтаж изделий (операция производится внахлест). Описывать процедуру нет смысла – все по-настоящему просто.

Больше мороки вам предстоит с заменой кровли из профнастила. Придется запастись , дисковой пилой, приспособлением для закручивания . Работы выполняйте по приведенной ниже схеме:

  1. В верхнем углу крыши (выбирайте любой) монтируете профлист (спецы советуют для начала лишь слегка прихватить его шурупом).
  2. Крепите последовательно еще два изделия.
  3. Смотрите, совпадают ли края листов с линией кровельного конька. При необходимости выполняете их выравнивание.
  4. Закрепляете кровельные изделия намертво.

Совет профи! Середину профлистов лучше всего закреплять в шахматном порядке, а их нижнюю и верхнюю части – через волну.

Ремонт кровли — дело не самое простое, но все-таки вполне осуществимое, если соблюдать определенные правила и обладать некоторыми навыками. Следует отметить, что далеко не всегда нужно менять кровлю полностью, когда на первый взгляд она полностью износилась. Иногда достаточно сделать частичный ремонт крыши. Чем больше лет кровельному покрытию, тем больше сил, времени и материалов потребуется для ее ремонта. Однако после этого можно рассчитывать на то, что крыша будет охранять дом от внешних воздействий на протяжении еще множества десятков лет.

Ремонт крыши в зависимости от кровельного материала

Следует отметить, что ремонт крыши проводится совершенно по-разному, в зависимости от того, какой материал выбран для кровли. Сегодня строительный рынок может предложить огромное количество материалов для этих целей.

  1. Ремонт шиферной крыши.

С ним сможет справиться практически каждый, обладающий определенными навыками. Как показывает практика, люди, крыша дома у которых покрыта шифером, чаще всего встречаются с такими проблемами, как небольшие сколы и трещинки. Для их устранения можно воспользоваться цементным раствором. Его можно довольно легко приготовить, если смешать 1 часть цемента и 2 части мелкого песка.

В настоящее время также существуют и специальные клейкие ленты, в состав которых входит бутилкаучук. С помощью таких лент также без особого труда можно справиться с небольшими трещинами на шиферной крыше. Надо просто снять с ленты защитную пленку и наклеить ее на место трещины. Специалисты рекомендуют использовать большие куски ленты (не менее 4 см). Такие приспособления очень удобны, так как с одной стороны они могут быть окрашены в любой цвет. Важное правило, которое необходимо обязательно учитывать, перед тем как наклеить ленту, обрабатываемую поверхность следует протереть хлопчатобумажной тканью, смоченной в бензине.

Реставрация шиферной крыши также подразумевает покрытие гвоздей, скрепляющих шифер, олифой. Данная процедура выполняется для предохранения их от снега и дождя.

Во время такого ремонта не стоит забывать о том, что шифер довольно хрупок. Именно поэтому передвигаться по нему нужно с особой осторожностью. Лучше для этих целей прибегнуть к помощи лестницы-трапа.

  1. Крыша из металлочерепицы.

Домовладельцы, крыша дома которых покрыта металлочерепицей, зачастую встречаются с такими проблемами, как разбалтывание крепежа, протечки, возникающие в результате ошибок в установке кровли, механические повреждения, которые могут случиться во время неаккуратной очистки кровли от наледи. С вышеописанными проблемами можно бороться путем герметизации расстояния между металлочерепицей и разжелобочным материалом. Для этих целей может быть использована все та же клейкая лента. Если имеется много царапин, то их необходимо покрыть краской, предохраняющей от коррозии. На все сквозные прорехи нужно наложить стальные заплатки. Это очень легко сделать обычным паяльником. Совет от профессионалов: если на металлочерепице имеется большое количество прорех, то разумнее будет поменять весь лист.

Нередко домовладельцы встречаются с тем, что из строя выходят саморезы. Такие проблемы могут возникнуть уже через 1-2 года после монтажа крыши. Неисправные саморезы следует заменить на новые, но уже из более хорошего материала.

Вернуться к оглавлению

Что еще можно отремонтировать самостоятельно?

Кроме того, своими руками можно сделать ремонт и металлической листовой кровли. Такое покрытие чаще всего нуждается в ремонте из-за нарушения целостности швов, которые скрепляют его листы. Целостность швов разрушается из-за коррозий и повреждений.

Устранить неприятную проблему можно с помощью следующих манипуляций:

  1. Для начала необходимо хорошенько зачистить плохие листы металлической щеткой.
  2. После этого из металлического листа надо вырезать заплатку (ее размеры должны превышать размер площади пораженного участка).
  3. Далее необходимо обработать место повреждения и саму заплатку. Для этих целей необходимо воспользоваться сплавом свинца с цинком. Обработанную заплатку с помощью мощного паяльника надо припаять к поверхности кровли.
  4. После охлаждения излишки припоя следует удалить с помощью напильника.
  5. Остается только покрыть крышу краской.

Нередко крыши частного дома покрываются и битумной черепицей.

Данный материал может похвастаться огромным количеством плюсов. Однако, как и любой другой кровельный материал, битумная черепица может выйти из строя. Следует отметить, что такой материал очень легко допускает протечки.

Для начала необходимо избавиться от старых гвоздей. После этого надо аккуратно вытащить испорченные плитки и заменить их новыми. Скрепить плитки можно длинными 25 см гвоздями (гвозди обязательно должны иметь широкую шляпку).

Следует отметить, что владельцы таких домов чаще всего встречаются с зазорами на крыше, которые возникают в местах примыкания. Справиться с такими зазорами можно, если прибегнуть к помощи битумной мастики (ею следует осторожно промазать все зазоры).

Вернуться к оглавлению

Ремонт стропильной системы

Полный ремонт стропильной системы кровли требуется только тогда, когда гниль поразила более 50% крыши. Все можно исправить путем замены тех участков, которые повредились по каким-либо причинам.

В тех случаях, когда стропильная нога поражена не полностью, следует использовать деревянные накладки. Вся работа выполняется в несколько этапов. Если стропило надломилось, то справиться с возникшей проблемой можно, поставив на пол чердака доску и установив на нее домкрат. После этого к поврежденному стропилу необходимо с 2-х сторон установить накладки. Их толщина не должна быть более 4 см, а длина — 100 см. Накладки прибиваются к стропилу гвоздями. С каждой стороны делается 4 небольших отверстия, в которые вкладываются крепежные болты. После этого болты следует хорошенько затянуть.

Если же была поражена большая часть стропильной системы, то ремонт крыши своими руками осуществляется другим способом. При массовом поражении специалисты советуют использовать прутковые протезы. Для смены сгнивших частей стропильной ноги необходимо пройти несколько этапов.

Для начала на поврежденном участке следует полностью разобрать обрешетку и кровлю. После этого надо приступить к монтажу стойки для временного крепления стропильной ноги. Далее выпиливается сгнивший участок конструкции, на стропильную ногу надевают протез и укладывают его на мауэрлат. Для предотвращения сползания спиленный торец надо упереть в опорную площадку. Остается только разобрать временные стойки. Они разбираются только после того, как будет проведена проверка надежности конструкции.