Русская посуда из дерева. Традиционная посуда

20.05.2020

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Деревянная посуда — прошлое, настоящее, будущее.

История деревянной посуды.

Дерево является первым материалом, обработку которого освоил человек, из него делались первые орудия, в древности из дерева строились дома и целые деревни, а чуть позже взмывали ввысь деревянные городки, которые местами сохранились до сих пор, даже Московский Кремль был первоначально построен из дерева.

Древесина также прекрасно подошла для изготовления посуды и предметов домашнего обихода. Хотя известны и факты, что в древней Руси гостям не подносили яства в деревянной посуде, а клали еду на стол в специальные углубления. Получается стол и являлся посудой. Времена шли, и данный метод потчевания гостей посчитали неудобным, некрасивым. Настало время использования деревянной посуды и тогда человек понял все её преимущества. По данным археологических раскопок нам известно, что уже в 8 веке до нашей эры человек пользовался деревянной утварью, при этом замечена была даже декоративная резьба на посуде.

Деревянную посуду на Руси делали в основном из лиственных деревьев, методы ее изготовления были разнообразны. Деревянная посуда была различных видов: долблёная, резаная, точеная, бондарная, собранная из клёпок и соединённая обручами. Особой популярностью пользовалась, точеная посуда, она имела наибольшее распространение — деревянная кружка, стакан, ступки с пестиком, деревянная тарелка, деревянная ложка и многое другое, более крупная посуда, используемая в хозяйстве, такая как ведро, лохань, деревянный бочонок, изготавливалась бондарным способом, также имевшим большую популярность. Мастерство и секреты ремесленников передавалось из поколения в поколение, эти люди всегда пользовались уважением среди жителей деревень и городов.

Деревянная посуда была у всех, независимо от достатка человека. Из деревянной тарелки, которую в то время называли «ставчиком» или «ставцем» (тарелка с плоским дном и крышкой), кушали крестьяне и князья, помещики и простолюдины. Самыми распространенным предметом на кухне у многих являлась, конечно, деревянная ложка, видов ложек было очень много (ложки для салатов, для супа, для рыбы, для десерта, для горчицы, для детей, протирка, межеумок, сибирская).

Применение деревянной посуды на Руси заключалось в использовании её для подачи еды на стол, хранения продуктов и в хозяйстве. В настоящее время редко у кого увидишь деревянные тарелки, чаши, хотя можно отметить повсеместное использование сахарницы, деревянной хлебницы, скалки, ступки для специй, толкушки для пюре, разделочных деревянных досок, лопатки, ложки с удлинёнными рукоятями для помешивания вторых блюд во время приготовления.

На сегодняшний день использование деревянной посуды — это в основном хранение продуктов. В деревянных бочонках маринуют, засаливают грибы, капусту, огурцы, помидоры и перцы. В данном случае они обретают несравнимо приятный аромат и вкусовые качества. Прекрасно хранится в деревянной посуде соль и сахар, хлеб, вино, рис, макаронные изделия, овсянка, манка, пшено и многие другие крупы.

В настоящее время деревянная посуда является также и элементом декора помещения. Расписанные деревянные ложки прекрасно смотрятся на стене кухни около плиты, создавая уют, комфорт, наполняют помещение некой теплотой, душевной добротой, можно с уверенностью сказать, что хорошей хозяйке деревянная посуда на кухне пригодится и в хозяйстве не помешает.

Виды деревянной посуды.

Хотелось бы отдельно сказать о видах деревянной посуды, отметим одно — их великое множество и все можно перечислить с трудом, перечислить, к ним относятся: деревянная сахарница, скалка, солонка, толкушка, разделочная доска, деревянные тарелки, бочонки из дерева, различные емкости и многое другое. Более подробно рассмотрим самые распространённые на Руси.

1. Ушаты.

В древности они были достаточно популярны. Для чего же они были нужны? В них было удобно переносить воду, также их использовали для хранения вина, мёда и масел. Изготавливались они из стволов березы или осины, внешне они имели форму цилиндра, отмечена их хорошая устойчивость. Название этого вида деревянной посуды связано с тем, что ушат завершался сверху клёпками с отверстиями, внешне похожими на уши. О нём слагали загадки, он очень сильно полюбился нашим предкам, а всё благодаря его удобству в использовании.

2. Ставец.

В индивидуальном пользовании отмечена популярность ставцев. По размеру они были различны, внешне напоминали чашу с плоским дном с крышкой, были и виды с рукоятями. В основном их использовали для хранения хлебобулочных изделий или более маленькой по размеру посуды.

3. Братина.

Братина представляет собой кувшин, внешне напоминает по форме шар с зауженным кверху носиком. Его использовали для подачи напитков для гостей на различные торжества. Около братины аккуратно расставляли стопы, чарки, кубки и тарелки с яствами.

4. Чаша.

Не менее распространённым видом деревянной посуды были чаши. Практическое использованиедля питья воды и других напитков.

5. Деревянные ложки.

Нельзя и не отметить особую популярность деревянных ложек. Самая древняя ложка была обнаружена во время раскопок на Горбунском торфянике в районе Урала. По виду она напоминает плывущую птичку, так как сверху рукояти вырезана голова птицы, сама ручка имеет вытянутую форму, черпачок напоминающий крылья. У каждого народа была своя индивидуальная методика изготовления деревянных ложек, разновидностей их насчитывается около 40. Горьковская область славится ложками протирками, салатными, рыбацкими, полубасками, межеумками и все они разной формы. В те времена уже было налажено производство деревянных ложек, в одном селении делали зарубки посуды из стволов деревьев, в другом выдалбливали углубление, в третьем месте срезалось ножом всё лишнее, и появлялась на свет красивая ложечка с ровной, плавной рукоятью и гладким черпаком пригодная для использования.

5. Ковши.

Известно, что на Руси было несколько видов ковшей: Московские, Тверские, Ярославско-Костромские, Вологодские и многие другие. Их использовали для подачи еды на праздничный стол. Ковши Московского производства делали из капа, украшением служил рисунок по всей поверхности посуды. Внешне ковш напоминает ладью, имеет плоское дно и заостренный носик, есть рукоять небольшая. Материал был настолько прочным, что толщина этого вида посуды составляла около 8 миллиметров, изумительно, не правда ли! Тверские ковши очень сильно отличались от Московских. Их уникальность состоит в том, что изготавливаются Тверские ковши из корня дерева, они чуть длиннее и ниже по высоте, носик заканчивается тремя конскими головами, отсюда и название «конюхи». Есть орнаментная резьба и граненая, прямая рукоять. У Ярославско-Костромский чаша более глубокая и круглее в отличие от предыдущих, по высоте она низкая, края загнуты внутрь. Вологодские ковши имеют второе название — «налевки», что связано с удобством черпания напитков из больших скопкарей (ковшей). Рукоять напоминает внешне крюк, на ней красивый орнамент, по форме данный вид ковша, как и предыдущие, напоминает ладью. Самым интересным внешне является ковш «скопкарь». Форма его похожа на ладью, рукоятей две, одна заканчивается головкой птицы, вторая коня. По размерам они бывают: большими, средними и маленькими. Используются скопкари для подачи напитков на стол. Изготавливают их из корней деревьев.

6. Тарелки.

Обычные деревянные тарелки также в древности были в обиходе. Они различались не только по размеру, но и по глубине, диаметру. Данный вид деревянной посуды использовали каждодневно, также и для подачи еды на стол гостям. Хотя, отметим, что впоследствии у князей стало считаться знаком неуважение подача блюд в деревянной посуде, поэтому они начали использовать для этих целей металлическую, серебряную и золотую.

Особенности деревянной посуды.

Говоря о деревянной посуде многие сразу отметят ее недостатки перед посудой, изготовленной из других материалов, и все эти недостатки могут быть описаны одной характеристикой – непрактичность, но наряду с одним этим недостатком деревянная посуда обладает большим количеством бесспорных преимуществ, которых нет ни у какой другой посуды.

Во-первых: отмечена экологичность деревянной посуды. Применение в хозяйстве и на кухне такой посуды, в отличие от других не влияет на здоровье человека, в организм не попадают вредные вещества.

Во-вторых: при использовании посуды из дерева еда приобретает неотразимый, приятный древесный привкус.

В-третьих: деревянная посуда достаточно прочная, хрупкость ей не свойственна, что является большим плюсом, этого не скажешь о стеклянной и керамической.

В-четвертых: она очень приятна на вид.

В-пятых: её можно использовать в качестве декора помещения или подарка на любое из торжеств.

Уход за деревянной посудой.

Давайте теперь рассмотрим, как правильно осуществлять уход за деревянной посудой.

1. Запомните сразу, что посуду из дерева нельзя мыть в посудомоечной машинке, если вы поэкспериментируете, то изменения поверхности чаши, тарелки или ложки будет «на лицо», она станет шероховатой и неприятной на вид.

2.Чтобы избавиться от неприятного запаха еды нужно раз в месяц протирать посуду марлей со спиртом или промывать слабым раствором уксуса с водой, после процедур перечисленных выше обязательно хорошо ополосните посуду.

3.Чтобы избавиться от дубильных веществ деревянной посуды необходимо замочить её на несколько часов, чаще меняйте воду, после этого протрите её полотенцем досуха.

4. Если ваши ложки после еды окрасились, то можно прокипятить их в воде с хлором, процедура по длительности должна составлять не менее пятнадцати минут. Если посуда впитала запах хлора, замочите ложки в ледяной воде на пару часов.

5. Разделочная доска стала неровной? Возьмите наждачную бумагу и выровняйте поверхность.

6. Дереву со временем свойственно темнеть, чтобы увеличить срок службы посуды нужно как можно чаще ополаскивать её в луковой шелухе или протирать перекисью водорода.

7. После мытья посуды насухо её вытирайте и храните в проветриваемом месте, избегайте влажности.

Cегодня всё больше людей придерживаются здорового образа жизни, занимаются спортом, следят за рационом питания, немаловажную роль играет и выбор посуды для приготовления еды. Экологической посуде необходимо отдать своё предпочтение, если хотите сохранить своё здоровье на долгие годы. Деревянная посуда способна оберегать вас от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, ведь именно с едой в организм человека поступают вредные вещества и соединения металлов опасные для нас. Со всей серьёзностью подойдите к выбору посуды для приготовления и хранения пищи, заботьтесь о своем здоровье!

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

Рис. 3. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Рис. 2. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Цели:

  • расширить представления детей о разнообразии видов посуды;
  • познакомить учащихся с разными промыслами;
  • обобщить знания о истории посуды на Руси;
  • воспитывать бережное отношение к культурному наследию родного края;
  • воспитывать любовь к истории;
  • воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова;
  • развивать речь, память, воображение, дисциплинированность, кругозор и творческие способности.

Оборудование: кроссворд, выставка разной посуды, плакаты по промыслам, музыка –хороводная, видеокассета «Гончарное дело», конверты с деталями посуды и орнаментами, рисунки детей.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вводная часть.

Учитель: – Сегодня мы завершаем наш проект. Вначале нашего путешествия разгадаем кроссворд.

2
1 5
6
3 4
  1. Посуда, в которую наливают суп для всей семьи.(супница)
  2. Он пыхтит, как паровоз
    Важно кверху держит нос.
    Прошумит, закипятится –
    Пригласит чайку напиться.(самовар)
  3. Купили новенькое,
    Такое кругленькое,
    А все в дырках. (сито)
  4. Не бык, но бодает,
    Не ест, а еду хватает.
    Что схватит, отдает,
    Сам в угол идет.(ухват)
  5. Круглое блюдо, на нем лебедя несут.(поднос)
  6. На голове пуговка,
    Одна рука, да и та на спине.(чайник)

В выделенных строчках появилось слово. Прочитайте его.(посуда)

В древней Руси слова «посуда» еще не было. То, из чего пили, называли сосуд, то, из чего ели – судно. Появилось слово посуда 400 лет назад. Посуда - обобщённое название предметов быта, используемых для приготовления, приёма и хранения пищи. Древние славяне верили в силу богов, старались защитить себя повсюду. Округлая форма посуды заключала в себе идею солнца – символ добра, света, тепла, уюта. С того времени посуда является спутником человека, сопровождает его по жизни.

3. Новый материал.

Учитель: - Представьте, что мы оказались в древней Руси.

Из чего делали посуду вначале? (из дерева) Сначала посуда была не украшена, со временем люди решили приукрасить ее, стали расписывать. Отсюда и пошло прикладное искусство. Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем, где они зародились, познакомимся с их историей, особенностями и художественной ценностью.

Ученик:

Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!
Золотая, золотая, золотая Хохлома!
Деревянная посуда – золотом кайма!
Ковшик яркий, расписной,
Какой он знаменитый,
Не достать его рукой – высоко висит он.
Но вижу листик золотой,
На веточке смородины,
Он шлет мне пламенный привет
От моей малой Родины!

Учитель: - Сейчас мы послушаем об уникальном не только в России, но и в мировом народном декоративном искусстве – о Хохломе.

Ученик: Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Делал посуду из дерева, однажды решил ее покрасить краской под золото. С той поры про его узорные чашки и ложки пошла слава, до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда мастер передал секрет «золотой» посуды жителям деревни Хохлома, а сам вскоре исчез… Позднее деревянные «золотые» изделия стали называть «Хохломой». Живописная природа этого края оказала большое влияние на воспитание художественных вкусов. Все изделия хохломы проникнуты тонким чувством природы. Хохлома стала промыслом особенным, уникальным благодаря применению окраски дерева в золотой цвет без затраты драгоценного золота. Эта же техника используется иконописцами. В хохломе свой орнамент – «травка», «Кудрина», «письмо под листок», «письмо под фон».(показ плаката и образцы посуды) В годы войны Хохлома перенесла тяжелые времена. Закрылись многие красильни, часть мастеров ушла на фронт. После возник интерес к памятникам русской старины, их начинают изучать, коллекционировать. Это поднимает популярность и изделиям народных промыслов. Искусство хохломы продолжает жить и в наше время, украшая столы. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками одного большого художника – народа.

4. Хоровод (дети в два круга)

5. История керамической посуды.

Учитель: - Как вы думаете какая посуда появилась позже? (глиняная)

С появлением колеса, появился гончарный круг. Колесо также древний солнечный символ. Круг с точкой в центре и лучами спицами. Посмотрите как появляется из комочка глины кувшин.

6. Видеокассета: Гончарное дело.

Учитель: -Давайте послушаем о глиняной посуде.

Ученик: Посуда глиняная была придумана в древности – 6 тысяч лет назад. Первая глиняная посуда была не такой ровной и красивой, какую мы видим сегодня. Производство посуды, как вы видели, было ручным, и делали ее из простой глины. Как делалась первая посуда? Заготавливали глину, раскатывали в жгутики и укладывали по спирали. Получался сосуд. Потом его разглаживали, рисовали орнамент палочкой, и обжигали в огне. В глину добавляли другие вещества для крепости и красивого цвета, и такой материал получил название – керамика. Керамическая посуда в средневековой Европе предназначалась в основном для приготовления пищи, хранения продуктов и жидкостей. Керамическая посуда является одним из любимейших объектов коллекционирования. Родиной фарфора является Китай, где он изготавливался еще в VII веке. Его производство было глубоко засекречено и долго неизвестно в Европе. Первую попытку создать в России производство посуды из белой глины предпринял Петр I в 1724 году. Московский купец Афанасий Гребенщиков уже несколько лет интересовался белыми глинами, изучал их месторождения и свойства, вынашивая мечту создать российский фарфор. За большую сумму денег удалось подкупить одного китайского мастера, и он выдал секрет фарфора. Однако хитрый китаец недоговорил весь секрет, и у нас не получилось создать фарфор. И тогда наш мастер Дмитрий Иванович Виноградов отправился за границу учиться этому ремеслу. Успехи Виноградова превзошли все ожидания. В 1753 в России началось производство фарфора.

Учитель: - Давайте на некоторое время тоже станем мастерами. На столах лежат конверты с элементами посуды. Каждая группа сейчас сделает свой вид посуды. /Приложение 1 /

7. Изготовление посуды из деталей .

Учитель: - Посмотрите на вашу посуду. Что вы скажите о ней? (не раскрашена)

Послушайте ребят, они расскажут, как можно украсить посуду.

Ученик:

А мы, ребята гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.

Ученик: Гжель – это название живописного подмосковного района. Само слово Гжель означает обжигать и сегодня очень популярно. Оно включает в себя множество значений: красота и гармония, сказка и быль. Вначале гжель покупали люди среднего класса. Уже к 40 годам в Гжели стали выпускать фарфоровую посуду, которую стали вывозить в другие страны. Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется только вручную.(плакат)

Учитель: Сейчас украсим вашу посуду, станем гжельскими мастерами.(ученики в группах выбирают нужные узоры и приклеивают их к заготовкам) /Приложение 2 /

8. История ложки.

Учитель: - Накрывая на стол, что обязательно нужно положить? Без чего не сможем есть жидкую пищу? (ложка) Каждый день мы берем в руки ложку, а задумывались ли вы, когда люди впервые начали есть ложкой.

Как вы думаете из чего была сделана первая ложка? (из камня)

Удобно ли это было? Она была неровная и тяжелая. Быстро нагревалась и обжигала губы. Еще древние люди делали ложки из костей. Они были более гладкими и легкими. На Руси знатные люди – князья и бояре – садились за стол с серебряными ложками. Сейчас мы послушаем историю ложки.

Ученик: (держа большую деревянную ложку) /Приложение 3 / Я – такая незаметная, привычная… Но и у меня есть своя история! Послушайте. Впервые я увидела свет, 5 тысяч лет назад. Видели бы вы меня тогда. Ничего похожего на то, что перед вами сейчас. Не было у меня ни длинной ручки с затейливыми узорами, ни удобной и вместительной зачерпывающей части. Делали меня из обожженной глины и захватывали ручку всей пятерней. Через время стали использовать и другие материалы: рога, рыбные кости, створки раковин, дерево, бронзу, а особенно меня радовало золото и серебро. Своим появлением на Руси обязана князю Владимиру. Меня изготовили из серебра и оставили при княжеском дворе. Для простых людей я была хороша и деревянной. Когда ввели в обеденное меню суп, я смогла, наконец проявиться во всем своем великолепии. Прежний способ управляться со мной – просто зажав в кулаке – плохо сочетался с камзолами и париками у мужчин, а также с длинными шлейфами женщин. И тогда, меня – ложку, как особу достойную, упомянули в специальном указе, который предписывал обращаться с ложкой, удерживая ее при помощи трех пальцев. Совершенствуя свои умения, мастера подарили мне более широкую и плоскую ручку, дополняя ее каждый раз все новыми украшениями. Так я приобрела форму, которая существует до сих пор. Но на этом моя история не закончилась. Появление в Европе чая, кофе привело к появлению новых центров духовной жизни: салонов, кофейных и чайных домов. И не удивительно, что именно я – ложка привлекла внимание посетителей и потребовалась им в новом качестве – кофейной и чайной ложки. Я стала в половину короче. Чем меньше стала, тем трогательней обращались со мной: во время размешивания сахара в чашке, ложечку полагалось нежно держать двумя пальцами. Но я служу человеку не только для принятия пищи, но и хранителем истории – сувенирные ложки. Откройте дома ящик и достаньте бабушкину ложку, и сразу вспомните ее улыбку, ласковые руки; а вот маленькая ложечка на первый зуб. Так вот друзья, я всегда с вами, незаметная и привычная, зато нужная, хранящая добрые традиции и тепло семейного очага.

Учитель: - Мы убедились, что ложка – необходимый инструмент в быту. Предположим, что она исчезла. Сейчас в группах напишите последствия, которые нас ждут. Один человек от группы зачитывает последствия. Подведем итог.

Ученик: Последствия исчезновения ложки:

  • употребление супов и каш стало бы проблематично;
  • помешивать при приготовлении и снимать пробу без ложки неудобно;
  • сложности с меркой соли, сахара, уксуса, лекарств и т.д.;
  • риск инфекционных заболеваний (есть руками);
  • невозможность употреблять некоторые блюда: варенье, мед, соусы, майонез и т.д.
  • большие проблемы на природе, в походе.

9. Итог

Учитель: Наш урок подходит к концу. Мы заканчиваем наше сегодняшнее путешествие в прошлое, в дальнейшем мы еще будем узнавать много интересного. Мы сегодня говорили лишь о небольшой части.

Зачем человеку знать свое прошлое и прошлое всего того, что является попутчиком в жизни?

На нашей выставке есть необычный сосуд. Посмотрите на него. /Приложение 4 / Что это? (горшок) Когда я его увидела, то подумала о том, что жизнь у него была нелегкой, почему? Представьте себе, что он ожил. Что бы он смог рассказать нам? Вот вам небольшое задание: напишите небольшую историю и начните ее так: Я старый горшок…- Я хочу вам пожелать уметь ценить красоту, уважать труд людей. Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы.

Не забывайте свое прошлое. Сейчас можно подойти к выставке, посмотреть еще раз на экспонаты, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили. /

С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX - начале XX века.

Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.


Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.

Жостовская роспись

В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю - выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.


Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).


Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.

Палехская миниатюра


После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.


Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.

Федоскинская миниатюра - это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».

Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями - копиями картин русских и западноевропейских художников.

В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.

Хохлома

На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.


Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.


Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.

Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.

Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.


Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:

Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.

Мезенская роспись

Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) - это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.


Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи - черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента - диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.


В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.

Вологодское кружево - русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.


Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев - лен.


Сюжеты вологодского кружева самые разные - от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.


Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.


Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Мценское кружево - вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.


Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру - самое крупное на тот момент производство кружева в России.


Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты - более «воздушный».

В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.


Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.


В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.

Оренбургский пуховый платок - вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).


Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.


В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.

В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки - это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.


В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.


До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка - досками-«манерами», сам рисунок - «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) - народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами .


Крестецкая строчка - это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.


Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.

Каслинское литье - художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.


Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:

Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.


Скульптура «Россия» Н.А. Лаверецкого, каслинское литье, 1896 г.

Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.


Традиции Каслинского литья - графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов - сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.

Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, - довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.


Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом ».


В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.

Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота - «цевку » и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.


Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.


Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.

Абрамцево-кудринская резьба - это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.


С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.


Расцвет этого промысла приходится на советский период времени - 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.

История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.


Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.


Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.

Филигрань

Филигрань (или скань) - ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью - металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.


Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.


Центрами сканного дела сегодня являются:

  • Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла - скань.
  • Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла - скань, эмаль, чеканка и другое.
  • Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.

Финифть

Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта - синий цвет, а меди - зеленый.


Вологодская (усольская) финифть - традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.


Также существует ростовская финифть - русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.

Малахитовые изделия

Малахит - зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений - ваз, чаш, посуды.


Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной . Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика ». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.


Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.