Получение взятки понятие и спорные вопросы квалификации. Проблемы квалификации взяточничества

27.05.2021

В уголовном праве термин "взяточничество" употребляется как собирательное понятие, включающее в себя два состава преступления: получение взятки (ст. 290 УК) и дача взятки (ст. 291 УК).

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления представляют особую опасность для общества. Субъектами этих преступлений являются лица, занимающие должности, в том числе и высшие, в государственном аппарате, в органах местного самоуправления. Использование вопреки интересам службы полномочий, предоставленных государством должностным лицам, способно причинить серьезный, иногда невосполнимый ущерб гражданам, государству и обществу. Кроме того, как показывает практика, нередки случаи тесной связи преступной деятельности должностных лиц с коррупцией, организованной преступностью.

В этой связи действенная борьба с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, в том числе и со взяточничеством, в настоящее время, в период социальных и экономических реформ, становления правового государства, приобретает особую актуальность.

Анализ статистических данных показывает, что по сравнению с 2006 годом в 2008 году число выявленных случаев взяточничества (ст. 290 УК РФ) выросло на 13 %, а совершенных при квалифицирующих обстоятельствах (ч. 2 ст. 290 УК РФ) -- на 36 %. На 18 % вырос и уровень дачи взятки (ст. 291 УК РФ).

Получение взятки - типичное коррупционное преступление, подрывающее демократические устои и правопорядок, причиняющее существенный ущерб правильному функционированию органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а равно авторитет этих органов.

Как и любое другое преступление получение взятки обладает рядом объективных признаков.

С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 290 УК РФ, выражается в получении должностным лицом лично или через посредника взятки за: 1) действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; 2) общее покровительство или 3) попустительство по службе, при условии, что они входят в служебные полномочия, или оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию).

Посредником с ведома взяткополучателя может быть член семьи, его близкий друг и т.д. Его действия квалифицируются как соучастие в получении взятки в форме пособничества или как организатора.

Действия (бездействие), которые совершило или намеревалось совершить должностное лицо в интересах взяткодателя, должны входить в круг его служебных полномочий. При этом служебные полномочия должностного лица -- это его законные и правомерные действия (бездействие). При установлении полномочий должностного лица, как уже отмечалось, необходимо руководствоваться соответствующими нормативными актами, определяющими его права и обязанности.

Использование субъектом одних только личных связей для достижения результата, желательного для лица, передавшего вознаграждение, не может рассматриваться как получение взятки за совершение действий, входящих в служебные полномочия.

Понятие «общее покровительство по службе» дается в п. 4 постановления Пленума ВС РФ №6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе». К нему относятся действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности.

К «попустительству по службе» следует относить непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, нереагирование на его неправомерные действия.

Получение взятки -- формальный состав преступления. Оно признается оконченным деянием с момента принятия должностным лицом хотя бы части взятки.

Для состава получения взятки не имеет значения, когда должностному лицу передана взятка -- до или после совершения им обусловленных действий, равно как и то, оговаривались ли заранее характер и содержание служебных действий, которые виновный должен был или уже совершил за получение незаконного вознаграждения. В этой связи в судебно-следственной практике различают взятку-подкуп, при получении которой действия должностного лица предварительно оговариваются с взяткодателем, и взятку-вознаграждение, когда материальные ценности вручаются субъекту уже после совершения им заранее не обусловленных предварительной договоренностью действий.

В судебно-следственной практике возникают трудности при разграничении взятки и подарка. Так, федеральные законы «Об основах государственной службы Российской Федерации» и «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» запрещают государственным (муниципальным) служащим «получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию». Однако Гражданский кодекс Российской Федерации разрешает дарение государственным служащим и служащим органов муниципальных образований в связи с их должностным положением или с исполнением ими служебных обязанностей «обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей (ст. 575 ГК РФ).

Получение должностным лицом денег, ценных бумаг и других материальных ценностей якобы за совершение действий (бездействия), которые он не может осуществить из-за отсутствия служебных полномочий или невозможности использовать свое служебное положение, при наличии умысла на приобретение указанных ценностей, следует квалифицировать как мошенничество по ст. 159 УК РФ.

Владелец ценностей в таких случаях несет ответственность за покушение на дачу взятки или коммерческий подкуп, если передача ценностей преследовала цель совершения желаемых для него действий (бездействия) указанным лицом (ч. 3 ст. 30, ст. 291 УК РФ).

Если лицо, выступающее в качестве посредника, получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки п. 19 -- 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"..

Квалифицирующим признаком получения взятки по ч. 2 ст. 290 УК РФ является ее получение за незаконные действия (бездействие), которые взяткополучатель не должен был совершать ни при каких условиях, либо за действия, выходящие за рамки его полномочий, либо за несовершение действий, которые виновный обязан был выполнить, но не выполнил.

Наиболее тяжким является состав получения взятки, содержащийся в ч. 4 ст. 290 УК РФ. Прежде всего, это получение взятки группой лиц по предварительному сговору и организованной группой. Поскольку получение взятки может совершаться только специальным субъектом, группу по предварительному сговору могут образовывать не менее двух должностных лиц. При этом преступление должно признаваться оконченным с момента принятия взятки хотя бы одним из должностных лиц. Лица, не являющиеся должностными, но входящие в состав такой группы, должны нести ответственность за соучастие в получении взятки со ссылкой на ст. 33 УК РФ в соответствии с их ролью в совершенном преступлении.

В число членов организованной группы лиц, объединившихся для получения взятки, наряду с должностными могут входить и иные лица, выполняющие отведенную им роль по обеспечению совершения данного преступления. В этом случае действия всех участников организованной группы, независимо от их должностного положения, должны квалифицироваться по п. «а» ч. 4 ст. 290 УК РФ без ссылки на ст. 33 УК РФ.

Следующий квалифицирующий признак ч. 4 ст. 290 УК РФ -- вымогательство взятки.

Вымогательство означает требование должностным лицом передачи взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам взяткодателя, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Последний, четвертый по счету квалифицирующий признак ч. 4 ст. 290 УК РФ -- крупный размер взятки. Крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Стоимость предмета взятки определяется на основании цен на товары, расценок или тарифов за услуги, валютного курса (если взятка давалась в иностранной валюте), существовавших на момент совершения преступления, а при их отсутствии -- на основании заключения экспертов.

Если взятка была получена должностным лицом по частям, и такие действия являются отдельными эпизодами единого продолжаемого преступления, а общая сумма превышает сто пятьдесят тысяч рублей, то содеянное надлежит квалифицировать как получение взятки в крупном размере -- по п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ.

Так, в период времени с сентябрь 2003 года по ноябрь 2003 года, К. находясь в своем служебном кабинете, узнав от Д. о стоимости фактически выполненных работ по реконструкции помещения, в сумме 704788 рублей имея возникший из корыстных побуждений умысел на получение взятки в крупном размере, в сумме 404788, вызвал Д. к себе в кабинет, где указал последнему, что оплатит через заказчика А. - свою дочь, за выполненные работы из общей суммы в 704788 рублей, лишь 300 тысяч рублей, а за оставшуюся сумму, которая составила согласно заключения эксперта 404788 рублей, окажет в пользу Д. действия, входящие в его служебные полномочия, направленные на получение Д. строительных объектов от «Фонда Жилищного Строительства». Д. согласился с К. и дал последнему взятку в размере 404788 рублей, сумма которой сложилась, из суммы недооплаты К. за фактически выполненные подрядчиком работы. В свою очередь К., за полученную взятку в крупном размере в сумме 404788 рублей, осуществлял выразившиеся в склонении членов совета, председателем которого являлся К., принять решение о даче разрешения «Фонду» заключить договор генерального подряда на строительство второй очереди жилого дома по ул. Ленина, 118 с ООО «МК № 7» в лице Д., в результате с Д.. по разрешению совета, «Фондом» был заключен договор генерального подряда на строительство второй очереди жилого дома по ул. Ленина, 118, а кроме того, в результате полученной взятки от К. в последующем в отношении подрядной организации «МК № 7» не высказывалось ни каких претензий по строительству объектов при проведении проверок хода строительства.

Таким образом, К. совершил преступление, предусмотренное п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ, т.е. получение должностным лицом лично или через посредника взятки в крупном размере в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

В том случае, когда должностное лицо получает материальные ценности за действия, совершенные им с использованием служебного положения, которые входят в число признаков объективной стороны хищения данных ценностей, и осознает это, то это не взяточничество, а получение своей доли от хищения. В этих случаях должностное лицо злоупотребляет своим служебным положением, участвует в изъятии имущества и поэтому является соучастником (соисполнителем) хищения. Его действия подлежит квалифицировать по ст. 285 и соответствующей статье о преступлениях против собственности Уголовного кодекса.

Несмотря на распространенность этого преступления, удельный вес его в общей структуре преступности составил за 2004 г. - 0,2%, в 2004 г. было выявлено 12163 случаев взяточничества.

Коррупцией поражены многие сферы управленческой деятельности. В досье "РГ" приводятся и такие данные: в общей структуре зарегистрированной в России преступности удельный вес коррупционных деяний в разные годы составляет 2,0 - 2,8%, но по оценкам специалистов, более 95% таких деяний не регистрируются, не расследуются и не наказываются; ежегодно российские граждане тратят на взятки около 3 млрд. долларов; с учетом латентности (скрытого характера) и исключительно "гуманной" судебной практики реальное уголовное наказание несут не более 0,1% коррупционеровВзятку дал, взятку принял// Рос. газета. 2004. 4 марта. С.3..

Объект и предмет преступления дачи взятки в полном объеме совпадают с аналогичными признаками состава получения взятки (ст. 290 УК РФ). Объективная сторона рассматриваемого преступления выражается в даче взятки только должностному лицу лично или через посредника. Дача взятки -- формальный состав преступления.

Оно признается оконченным деянием с момента передачи должностному лицу хотя бы части материальных ценностей, если взятка передается в несколько приемов.

Оставление, например, денег в конверте на столе должностного лица или в ином месте его кабинета, которые, однако, не были им приняты, образует покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК РФ).

Дача взятки заключается в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК РФ), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК РФ).

Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противоправных действий (бездействия) по службе (ч. 2 ст. 291 УК РФ), которые сами по себе являются преступлением.

В этих случаях он должен нести ответственность не только за дачу взятки, но и за подстрекательство к соответствующему преступлению.

Взятка может передаваться за совершение действий (бездействия) как в интересах дающего взятку, так и иных лиц, которых он представляет (родственники, друзья и т.п.).

Субъектом дачи взятки может быть любое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лицо, передающее взятку от лица взяткодателя, несет ответственность как пособник -- по ч. 5 ст. 33 и соответствующей части ст. 291 УК РФ. В отличие от взяткодателя -- лица, заинтересованного в соответствующих действиях получателя взятки, -- посредник, передающий взятку по его поручению, не добивается за счет этого материального вознаграждения совершения или несовершения должностным лицом каких-либо действий по службе в своих интересах. Посредник представляет чужие интересы, выступает не от своего имени. Действия посредника квалифицируются как соучастие в даче взятки.

Субъективная сторона состава дачи взятки характеризуется виной в виде прямого умысла: виновный сознает, что он передает должностному лицу незаконное вознаграждение, и желает этого. Однако, если субъект все-таки добросовестно заблуждался относительно оснований передачи вещи, считая, что это не вознаграждение, либо не осознавал его неправомерности, в этом случае состав дачи взятки отсутствует.

Квалифицирующие признаки дачи взятки указаны в ч. 2 ст. 291. Это: дача взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (бездействия).

Понятие «незаконные действия», совершаемые за взятку должностным лицом, даны в ст. 290 УК РФ. При этом для инкриминирования взяткодателю указанного квалифицирующего признака следует в обязательном порядке доказать его умысел, т.е. знание им того факта, что взятка дается именно за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия). Именно доказывание этого обстоятельства в следственной практике представляет определенную трудность.

Если посредник получает от взяткодателя деньги или иные ценности для передачи должностному лицу и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное следует квалифицировать как хищение чужого имущества путем мошенничества (ст. 159 УК РФ) или присвоение (ст. 160 УК РФ), что зависит от обстоятельств дела.

В примечании к ст. 291 УК РФ выделяются два независимых основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: а) вымогательство взятки должностным лицом; б) добровольное сообщение о даче взятки органу, имеющему право возбуждать уголовное дело. При установлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности.

Норма, содержащаяся в примечании к ст. 291 УК РФ, по своему содержанию является стимулирующей. Она побуждает лицо, давшее взятку, к деятельному раскаянию, к разоблачению взяткополучателей. При этом весьма важным моментом считается то, что взяткодатель делает сообщение добровольно, только по собственному желанию. Мотивы добровольного сообщения о даче взятки могут быть различными: раскаяние, страх перед наказанием, желание отомстить взяткополучателю, не выполнившему свои обещания, уговоры знакомых и друзей и т.д.

Добровольность заявления означает, что оно было сделано по собственному желанию при осознании факта, что о совершении преступления еще неизвестно правоохранительным органам. Добровольность исключается, если заявление сделано в связи с вызовом гражданина в органы следствия или к прокурору для дачи показаний по фактам конкретных преступлений. Если в процессе расследования уголовного дела лицо заявляет о факте дачи взятки, который неизвестен правоохранительным органам, это нужно рассматривать как добровольное заявление, в связи с чем по соответствующему эпизоду лицо может быть освобождено от уголовной ответственности. Сообщение о даче взятки может быть письменным и устным, но должно быть подано тому органу, который правомочен возбудить уголовное дело (прокуратура, орган дознания). Период, истекший с момента дачи и получения взятки, значения не имеет.

По буквальному толкованию закона, соучастники в даче взятки, добровольно сообщившие о преступлении, также освобождаются от уголовной ответственности в силу того же примечания к ст. 291 УК РФ, но при этом должны быть соблюдены условия, изложенные в ч. 4 ст. 31 УК РФ: организатор и подстрекатель к даче взятки должны предотвратить совершение преступления исполнителем своевременным сообщением органам власти или иным образом, пособник -- предпринять все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления.

Освобождение взяткодателей от уголовной ответственности по мотивам вымогательства взятки или добровольного сообщения о даче взятки не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки.

Вместе с тем необходимо учитывать, что имитация передачи взятки -- это чаще всего передача должностному лицу денег в качестве предмета взятки с целью задержания с поличным преступника, пытавшегося получить взятку и (или) дать ее. Эти действия не запрещены в силу ст. 6 -- 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»; они направлены на выявление, пресечение и раскрытие преступления, а также выявление лиц, подготавливающих и совершающих преступление. Имитация взятки может организовываться и проводиться по инициативе работников правоохранительных органов.

В то же время имитацию взятки следует отличать от провокации взяточничества. Суть последней заключается в том, что провокатор сам возбуждает у других лиц намерения совершить преступление с целью их последующего разоблачения, шантажа, создания зависимого положения и т.п. Буквально под провокацией понимается поведение, подстрекательство кого-нибудь к таким действиям, которые могут повлечь за собой тяжкие для него последствия.

Когда должностное лицо по своей инициативе требует и (или) вымогает взятку, то действия оперативных работников, имитирующих дачу взятки указанному должностному лицу, правомерны. Это положение сформулировано в материалах Пленума Верховного Суда РФ так, в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 N 6 "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" указано следующее: не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе.

В связи с этим следователю необходимо обращать внимание на установление противозаконных действий должностного лица, которые послужили поводом к оперативно-розыскному мероприятию -- задержанию с поличным. При недоказанности таких действий вполне допустима версия о провокации взятки.

Действующий Уголовный Кодекс РФ не содержит специальной нормы об ответственности за провокацию дачи взятки, хотя такая деятельность представляет значительную общественную опасность.

Основной состав дачи взятки определяет ст. 291 УК РФ. Необходимо отметить, что некоторые элементы состава дачи взятки совпадают с элементами состава получения взятки (объект, предмет). Поэтому остановимся на некоторых особенностях данного состава преступления.

Статья 291 УК РФ предусматривает гораздо меньший размер ответственности и меньшее количество квалифицирующих признаков. Это объясняется, вероятно, тем, что субъектом данного преступления может являться не только должностное лицо (субъектом дачи взятки может быть физическое лицо, достигшее 16 лет), а значит, и общественная опасность данного преступления ниже, чем получения взятки. Более того, некоторые авторы вообще ставят вопрос иначе: "Дача взятки - преступление или крайняя необходимость?". Другие авторы не соглашаются с такой точкой зрения и отмечают, что напрасно взяткодателя считают иногда невинным существом, вынужденным платить, поскольку "в реальной жизни обе стороны вступают в сговор с целью обмана общества, нанесения вреда частной торговле, растраты ресурсов, торможения развития, а зачастую и усиления людских страданий".

Представляется, что ученые в приведенных высказываниях смотрят на ситуацию с разных точек зрения: в первом случае имеются в виду "вынужденные" люди, стремящиеся хоть как-то "защитить" свои права (на жизнь, на труд и т.д.), во втором случае имеются в виду "бизнесмены", желающие извлечь выгоду любым путем. И, безусловно, крайними методами (например, исключением рассматриваемой нормы из УК РФ) проблемы не решить. С взяточничеством можно бороться только в комплексе с решением других насущных проблем, не умаляя при этом общественной опасности предусмотренных Уголовным кодексом деяний, в том числе и дачи взятки.

Объективная сторона дачи взятки включает передачу должностному лицу лично или через посредника предмета взятки. Действия посредника квалифицируются со ссылкой на ст. 33 УК РФ. В науке уголовного права нередко возникают дискуссии относительно правомерности исключения отдельной нормы, предусматривающей ответственность за посредничество.

Так, ряд авторов предполагают, что это затруднило квалификацию подобного рода действий. Другие, напротив, считают такое исключение обоснованным. Более предпочтительной представляется вторая точка зрения, поскольку ответственность посредников в данном случае не исключается, а определяется с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из характера и степени фактического участия каждого из них в совершении преступления.

Статья 291 УК РФ в действующей редакции предполагает только один квалифицирующий признак: дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействие). Если взяткодатель, передавая должностному лицу предмет взятки, склоняет его к совершению другого преступления, содеянное должно квалифицироваться по совокупности как дача взятки (ч. 2 ст. 291 УК РФ) и соучастие в совершении соответствующего преступления.

Рассматриваемая статья имеет очень важное примечание, которое закрепляет два основания освобождения от уголовной ответственности: вымогательство взятки со стороны должностного лица и добровольное сообщение взяткодателя о даче взятки в орган, имеющий право возбудить уголовное дело (перечень таких органов определяется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством). По смыслу примечания, при вымогательстве взятки взяткодатель освобождается от уголовной ответственности вне зависимости от того, сообщил ли он органам правопорядка о вымогательстве и даче взятки добровольно или об этом стало известно иначе.

Добровольное сообщение представляет собой вид деятельного раскаяния (ст. 75 УК РФ). Пленум ВС РФ (Постановление Пленума ВС РФ) разъяснил, что сообщение должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Некоторые дискуссии вызывает вопрос о том, должно ли изобличенное по отдельному факту дачи взятки лицо нести уголовную ответственность за иные факты дачи им взяток другим должностным лицам, о которых оно сообщило добровольно в ходе следствия. Более предпочтительной представляется точка зрения, в соответствии с которой (учитывая стимулирующий позитивное поведение характер примечания к ст. 291 УК РФ) уголовная ответственность за факты дачи взяток, охваченные добровольным сообщением, не наступает.

Рассматривая спорные вопросы, возникающие при квалификации деяний по ст. 290 и ст. 291 УК РФ, необходимо также обратить внимание на следующее. Существует мнение, что на практике нередко деяния, которые квалифицируются как получение - дача взятки, более справедливо квалифицировать как мошенничество. В подтверждение указанной точки зрения приводится следующий пример: сотрудник милиции потребовал и получил деньги от привлекаемого к уголовной ответственности, пообещав ему, что прокурор не применит к нему меру пресечения в виде заключения под стражу, заранее зная, что обвиняемому будет избрана другая мера пресечения - подписка о невыезде. При задержании получателя денежного вознаграждения с поличным, первоначально прокуратурой было возбуждено уголовное дело по п. п. "б", "г" ч. 4 ст. 290 УК РФ, однако в ходе предварительного следствия действия задержанного были квалифицированы как мошенничество и злоупотребление должностными полномочиями. Указанную точку зрения трудно признать бесспорной по следующим основаниям. Мошенничество представляет собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ч. 1 ст. 159 УК РФ). Таким образом, обманутый (например, собственник, лишенный мошенником имущества) признается в соответствии со ст. 159 УК РФ потерпевшим. То есть, в приведенном выше примере, исходя из окончательной квалификации, фактически взяткодатель (ведь он осознавал, что дает сотруднику милиции - должностному лицу - деньги за выполнение им определенной услуги) признается потерпевшим. Кроме того, суть обмана при мошенничестве состоит в том, что у собственника имущества посредством сообщения ложных сведений создается иллюзия законности передачи имущества или иллюзия наличия законных оснований для передачи имущества мошеннику. Можно ли говорить, что в рассматриваемой ситуации изначально присутствовала даже иллюзия законности, ведь тогда по логике привлекаемый к уголовной ответственности внешне вполне законно передавал сотруднику милиции деньги за то, чтобы тот посодействовал в изменении меры пресечения?!

Общепринята точка зрения, в соответствии с которой ст. 304 УК РФ "Провокация взятки" и получение - дача взятки являются смежными составами преступлений. Однако в литературе высказывается мнение, что "провокация взятки" и получение - дача взятки не просто являются смежными составами, более того, провокация сильно осложняет, если не исключает применение ст. 290 УК РФ. Объясняется это прежде всего тем, что доказать согласие должностного лица на получение взятки в большинстве случаев практически невозможно. Кроме того, "искусственность" является оценочным признаком, поэтому может зависеть не от содержания материалов уголовного дела, а, например, от уровня должностного положения лица и его связей. Фактически получается замкнутый круг, особенно учитывая то, что нередко возникают дискуссии по поводу соотношения оперативного эксперимента и состава преступления, предусмотренного ст. 304 УК РФ.

То что особая общественная опасность взяточничества не вызывает сомнений, что существует множество научных работ, исследований и публикаций на эту тему, остается много спорных, нерешенных вопросов в области уголовно-правовой характеристики взятки, что является серьезным препятствием на пути к снижению уровня коррупции в целом и взяточничества в частности.

Однако профессиональная деформация и низкий уровень жизни большой части населения не являются единственными причинами повсеместного развития взяточничества. Одной из главных причин является низкое "качество" действующего российского уголовного законодательства и недостаточная квалификация правоприменителей. Ярким примером этому может служить противоречивая уголовно-правовая оценка содеянного, осуществленная в обвинительных приговорах по идентичным по

тем же судом в пределах незначительного отрезка времени:

  • а) согласно приговору Хасавюртовского районного суда от 2 июля 2007 г. гр. Р. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 291 УК РФ, т.е. в покушении на дачу взятки должностному лицу. Из материалов уголовного дела следует, что 28 марта 2007 г. около 14 часов ОБЭП выявлен факт реализации крепких спиртных напитков домашней выработки, запрещенных к реализации, осуществляемой гр. Р. в принадлежащей ей квартире. Около 16 часов гр. Р., находясь в кабинете оперуполномоченного ОБЭП О., куда она была приглашена для дачи объяснений, умышленно, осознавая, что совершает деяние в отношении должностного лица, осуществляющего функции представителя власти, дала взятку в виде денежных средств в сумме 2000 рублей, положив их на рабочий стол О. Однако гр. Р. не довела свои преступные действия по не зависящим от нее обстоятельствам до конца;
  • б) согласно приговору Хасавюртовского районного суда от 2 июня 2006 г. гр. Ч. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 291 УК РФ, т.е. в покушении на дачу взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий. Из материалов уголовного дела следует, что 11 марта 2006 г. около 14 часов 45 минут участковым уполномоченным милиции УВД г. Хасавюрта и Хасавюртовского района М. в ходе контрольной закупки выявлен факт реализации крепких спиртных напитков домашней выработки, запрещенных к реализации, осуществляемой гр. Ч. во дворе принадлежащего ей домовладения. Около 16 часов этого же дня гр. Ч., находясь в служебном кабинете участкового пункта милиции N 2, умышленно, с целью избежания ответственности за совершенное правонарушение, предложила УУМ М. взятку в виде денег в размере 1000 рублей за совершение последним заведомо незаконных действий - несоставление административного материала в отношении гр. Ч., после чего положила указанные денежные средства в книгу, лежавшую на рабочем столе М.

При анализе первого приговора мы видим, что органами предварительного следствия и судом было продемонстрировано незнание содержания ч. 2 ст. 291 УК РФ. Это могло быть вызвано только низкой квалификацией следователя и судьи, так как незаконность действий, за совершение которых передавалось денежное вознаграждение, просто очевидна. Уклонение от привлечения к уголовной или административной ответственности - это основная цель, которую преследовал взяткодатель.

В Российской Федерации под взяткой подразумеваются денежные средства, материальные ценности, имущественные выгоды и услуги, полагающиеся должностному лицу за содействие в чем-либо с помощью его служебного положения или же соответственного бездействия. Взятку нередко дают врачам, инспекторам ГИБДД, преподавателям, служащим и т. п. Также взятку передают за то чтобы:

  • Взяткополучатель, даже если не может выполнить сам, поспособствовал решению проблемы, благодаря занимаемому положению;
  • Человек был продвинут по службе, ему были даны хорошие рекомендации, или же покровительствовали и пр.;
  • В некоторых случаях попустительствовали на работе, прикрывали ошибки и пр.

Основа взятки — имущественная подоплека. В приговоре суда она подлежит денежной оценке. Отсюда следует вывод, что взяткой не являются рецензии, положительные отзывы, сексуальные услуги, оказываемые лицом, дающим взятку.

Взятка — гражданское или уголовное правонарушение?

И дача взятки, и ее получение являются нарушением закона. Данные действия попадают под нормы и положения УК РФ. Особенности, вопросы, последствия, связанные с таким явлением как взятка, отражены в 290 УК РФ (Особенная часть, раздел 10, глава 30). Статья состоит из шести текстовых частей и двух примечаний. Поскольку этот тип правонарушения весьма распространен, положения данной статьи сегодня весьма актуальны.

Согласно действующему законодательству, взятка — это подкуп муниципальных и государственных служащих. Передача денежных средств и иных ценностей, выгод имущественного характера работникам коммерческих организаций считается коммерческим подкупом. Такое деяние выделяется в отдельное производство среди преступлений.

Виды и варианты взяток

В большинстве случаев взятки в виде денег практикуются, когда речь идет о небольших суммах. И, как правило, получателя берут с поличным. Вымогатели же, стараясь укрыться от закона, придумывают различные способы передачи «вознаграждения», особенно если в деле фигурирует значительный размер средств. Это может быть:

  • Перевод денег на счет аффилированной компании получателя за виртуальные услуги;
  • Заключение договора на весьма выгодных условиях с компанией, принадлежащей доверенному взяткополучателя лицу;
  • Оплата лечения или заграничного обучения родственников и близких получателя подкупа;
  • Передача кода доступа к веб-кошельку;
  • Организация концерта, посвященного дню рождения фигуранта дела, с участием известных артистов;
  • Передача предметов антиквариата;
  • Предложение приобрести у взяткодателя ценную вещь по слишком завышенной стоимости;
  • Передача сертификатов либо карты оплаты на покупку чего-либо;
  • Оплата отдыха — приобретение на имя взяточника путевки или экскурсионного тура.

В России весьма распространен такой вид взятки, как «откат». Это означает, что за выбор конкретной компании на поставку товара или услуг взяткополучателю выплачивается определенное вознаграждение.

Размеры взятки — квалификация

В УК РФ упоминается несколько категорий взяток. Отличаются друг от друга они по размеру:

  • Взятка в сумме, превышающей 25 000 рублей, определяет подкуп, как «в значительном размере». Этим термином обозначается не только денежная сумма, но и стоимость имущества, имущественных прав и услуг, ценных бумаг более чем на 25 000 рублей;
  • Цифра выше 150 000 рублей характеризует крупный размер;
  • Взятка в сумме более 1 млн. рублей попадает под терминологию «особо крупный характер».

Любое ли незаконное вознаграждение наказывается?

Следует знать, что 290 УК РФ предполагает наказание за любую взятку. Какое именно, зависит от величины последней. Даже за взятку, не достигающую 25 000 рублей, предусматриваются санкции, в УК РФ они просто не выделены отдельным разделом.

В 290 УК РФ, части 1, определены общий состав преступного деяния и полагающееся наказание. Последнее предусматривает:

  • Исправительные работы на срок до 5-ти лет;
  • Штраф в сумме до 1 млн. рублей или в размере любого дохода виновного лица за период до 24-х месяцев, или размере, превышающем незаконное вознаграждение в 10 — 50 раз;
  • Принудительные работы, сроком от 12-ти до 24-х месяцев с возможным штрафом в 10-20-кратном размере взятки;
  • Пребывание в местах лишения свободы сроком до 3-х лет.

Гражданин, получивший один из первых трех видов наказания, к тому же не имеет права осуществлять конкретную деятельность либо занимать определенный пост.

Взятка значительного размера

В части 2, 290 УК указано, что подкуп в значительной сумме наказывается:

  • Штрафом в сумме 200 000 — 1 млн. рублей или совокупности любых доходов виновного в течение 6-24 месяцев;
  • Штрафом, превышающим цифру взятки в 30-60 раз, с запретом занимать виновным определенные должности или осуществлять конкретный вид деятельности в течение 1-3 лет;
  • 6-летним сроком нахождения в тюрьме с возможным наложением штрафа в размере 30-кратно увеличенной суммы незаконного вознаграждения с возможным запретом пребывать на определенных должностях или заниматься конкретный видом деятельности в течение 1-3 лет.

Чем чреваты противоправные действия/бездействия

В подобных ситуациях, за получение взятки, как российские, так и иностранные чиновники, в том числе и представители международных организаций, попадают под следующие санкции:

  • Штраф размером 500 000 — 1 млн. рублей или равный любому доходу виновного за период от 6-ти до 24-х месяцев;
  • Штраф, превышающий полученную денежную сумму в 40-70 раз, с отказом в праве заниматься определенным видом деятельности на период до 5 лет или быть в конкретной должности;
  • Пребывание за решеткой сроком от 3-х до 8-ти лет с возможным наложением штрафа в сумме, в 40 раз превышающей величину взятки;

290 УК, четвертая часть

Действия, перечисленные в 1-3 частях данной статьи Уголовного Кодекса, совершенные российскими государственными служащими, равно как и главами законодательной власти наказываются:

  • Штрафом, кратным 60-80 увеличению незаконного вознаграждения или в размере 1-3 млн. рублей с запретом пребывать на конкретных должностных постах в течение 1-3 лет либо заниматься определенными видами деятельности на период до 7 лет;
  • Нахождением за решеткой в течение 5-10 лет с одновременным наложением штрафа, равным 50-кратному размеру взятки с возможным запретом пребывать на конкретных должностных постах в течение срока до 7 лет.

Часть 5 ст. о взятке — особо сложные случаи

Указанные в частях 1-4 рассматриваемой статьи деяния, могут быть совершены:

  • Не только отдельными, но и двумя и более лицами, предварительно сговорившимися;
  • Со склонением к даче взятки;
  • В крупном размере.

За такие преступления часть 5 настоящей статьи предусматривает:

  • Штраф в размере 2-4 млн. рублей или в размере любого дохода виновного за период 2-4 года, либо в размере увеличенной в 70-90 раз взятки. При этом правонарушитель лишается права занимать некоторые должностные посты или заниматься конкретными видами деятельности в течение срока до 10-ти лет;
  • Пребывание за решеткой сроком 7-12 лет с возможным штрафом, превышающим подкуп в 60 раз с возможным запретом занимать некоторые должности либо трудиться в определенных сферах деятельности в течение срока до 10 лет.

Особо крупный размер

В части 6 ст. о незаконном денежном вознаграждении перечисляются санкции за действия, предусмотренные 1-й, 3-й, 4-й частями, а также первыми двумя пунктами 5-й части, квалифицированные, как особо крупные. Это:

  • Штраф в размере 3-5 млн. рублей, или в размере любого дохода виновного за период 3-5 лет, или в сумме, превышающей взятку в 80-100 раз;
  • Нахождение в местах лишения свободы сроком от 8-ми до 15-ти лет с возможным штрафом, равным семидесятикратной величине взятки.

Дополнительно ко всему виновный лишается права пребывать на определенных постах либо заниматься некоторыми видами деятельности в течение срока до 15-ти лет.

Дополнение

В некоторых ситуациях фактом получения взятки является предоставление выгоды не самому должностному лицу, а его близким. Квалифицирует данного деяние 290 УК РФ. Однако при этом обязательно наличие следующих аспектов:

  • Родственникам незаконное вознаграждение виновный предоставляет со своего одобрения;
  • Взяткополучатель использует служебное положение для решения вопроса взяткодателя.

Получение взятки не следует путать с мошенничеством, которое попадает под ст. 159 Уголовного Кодекса РФ. Факт мошенничества имеет место тогда, когда субъект не может выполнить обещанные действия из-за невозможности использования своего служебного положения или из-за того, что служебные полномочия просто отсутствуют.

Подарок или взятка?

Между терминами «подарок» и «взятка» существует разграничение. Российское гражданское законодательство допускает получение государственными служащими подарков. Однако стоимость последних не должна превышать 3 000 рублей. Стоит отметить, что в случаях, когда в счет данного подношения чиновник, состоящий на госдолжности, должен совершить некоторые действия или специально бездействовать (в силу своих полномочий), даже такая малая денежная сумма, будет квалифицироваться как взятка.

На вопрос, в каких ситуациях на взяточника накладывается штраф, а в каких он попадет за решетку, ответ таков: сотруднику, получившему незаконное вознаграждение, скорее всего, грозят штрафные санкции либо исправительные работы. Риск оказаться в тюрьме тоже есть, но маловероятен.

Если же получатель подкупа уже совершил однажды подобное правонарушение, то наказание будет намного серьезнее.

Как определить, имела ли место взятка?

Преступление считается оконченным с момента получения виновным хотя бы некоторой части незаконного вознаграждения. Сами действия или бездействие, за которые передаются ценности, при этом не входят в состав преступления.

Следует знать, что взятка делится на два типа — в зависимости от времени совершения правонарушения:

  • Подкуп, когда взятку передают до момента начала действий либо бездействия;
  • Вознаграждение, когда взятка полагается после свершившихся действий или бездействия.

Послесловие

Согласно данным судебной статистики, количество осужденных за дачу взятки превышает число осужденных за ее получение. С каждым годом разрыв между показателями увеличивается. В 2013 году соотношение достигло пропорции 2:1. По мнению сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, происходит это из-за того, в последние несколько лет к уголовной ответственности чаще стали привлекать посредников.

Прежде всего, в вопросе речь пойдет об объекте, предмете и объективной стороне состава преступления получение взятки.

Объект преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, характеризует, прежде всего, нормальное состояние взаимоотношений между должностным лицом , выступающим в роли посредника между государством, с одной стороны, а также физическими и юридическими лицами - с другой.

Непосредственным объектом получения взятки являются ОО, составляющие основу организации и деятельности государственного аппарата , а также основанная на законе деятельность государственного аппарата и авторитет органов власти и управления.

Учеными установлено: общественная опасность взяточничества заключается в том, что оно открывает «дополнительные каналы для достижения других, самых разнообразных преступных замыслов».

Л.Д. Гаухман отмечает : «Втянутые в коррупцию люди не способны добросовестно исполнять свои прямые обязанности , честно руководствоваться законными, нормативными актами, интересами дела. Их больше волнует корысть, баснословные гонора­ры».

Особую трудность в ряде случаев представляет установление предмета взятки. Предмет преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ, - взятка .

Закон определяет взятку как «деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера», получаемые должностным лицом лично или через посредника за «действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе».

Именно установление факта получаемой взятки позволяет гово­рить и о наличии преступления , предусмотренного ст. 290 УК РФ.

Из данного определения можно выделить следующие признаки взятки :

1) имущественный характер выгоды;

2) незаконность ее предоставления;

3) предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

4) получение ее должностным лицом .

Уголовную ответственность влечет взятка, которая может быть как явной, так и прикрытой (замаскированной, завуалированной).

Прикрытая взятка дается , например, под видом подарков родственникам. «Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя , действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».



Если в качестве предмета взятки используются материальные ценности и вещи, оборот которых в РФ запрещен или ограничен , это ставит в обязанность правоприменителю дополнительно квалифицировать взяточничество по совокупности с преступлениями , предусмотренными статьями УК РФ, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот .

Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота , то содеянное квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов .

Так, если предмет взятки - драгоценные металлы, содеянное следует квалифицировать по ст.ст. 290 и 191 УК РФ.

В случаях , если взяткополучатель является должностным лицом , в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов , изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст.ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти . Здесь обязанности должностного лица определяются его служебными полномочиями и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Не может рассматриваться в качестве взятки предоставление неимущественных выгод и «благ». При этом в качестве имущественной выгоды (и взятки, соответственно) нельзя рассматривать попустительство или продвижение по службе (даже связанное с повышением оклада), положительные характеристики, рекомендации и другие неимущественные блага. Также нельзя рассматривать в качестве взятки трудоустройство , если труд должностного лица или его близкого оплачивается эквивалентно трудовому вкладу , на тех же условиях, что и труд других работников той же квалификации.

В практике не рассматривается в качестве взяток предоставление имущественных выгод в виде услуг за счет учреждений , оказывающих такие услуги бесплатно (в том числе и в случае, когда учреждение наряду с бесплатными услугами оказывает те же услуги платно).

В качестве взятки может рассматриваться только незаконное вознаграждение . Например, премирование должностного лица вышестоящим начальником за хорошую работу и в соответствии с действующим законодательством не может рассматриваться в качестве взятки.

Пленум Верховного Суда в п. 12 Постановления от 10 февраля 2000 г. в разъяснил : «Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, предложившее подчиненному ему по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу , несет ответственность по соответствующей части ст. 291 УК РФ как исполнитель преступления , а работник, выполнивший его поручение, - как соучастник дачи взятки».

Не могут рассматриваться в качестве взятки имущественные блага, приобретаемые должностным лицом вне связи с его должностным положением и служебной деятельностью .

В качестве взятки может рассматриваться только такое имущественное предоставление , которое:

1) выступает в качестве вознаграждения должностного лица за уже совершенное действие (бездействие), связанное с использованием им своего служебного положения (взятка-вознаграждение , «благодарность»), либо

2) призвано побудить должностное лицо к совершению такого действия (взятка-подкуп ).

Пленум Верховного Суда в п. 9 Постановления от 10 февраля 2000 г. разъясняет: «Суду следует указывать в приговоре, за выполнение каких конкретных действий (бездействия) должностное лицо... получило взятку от заинтересованного лица. Время их передачи (до или после совершения действия (бездействия) в интересах дающего) на квалификацию содеянного не влияет ».

Толкование закона позволяет определить четыре вида действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения, за которые дается взятка :

1) правомерные действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица;

2) правомерные действия (бездействие), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию);

3) неправомерные действия , которые должностное лицо совершает, используя свое должностное положение (ч. 2 ст. 290 УК РФ - квалифицированный состав и, например, при совершении за взятку комплекса действий, часть из которых составляют действия правомерные, а часть - неправомерные, совокупности преступлений не будет);

4) общее покровительство или попустительство по службе.

Чаще всего взятка дается за действия, которые .

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. в п. 4 разъяснило : «Под должностным положением , способствующим совершению определенных действий в пользу взяткодателя со стороны указанных должностных лиц, следует , в частности, понимать значимость и авторитет занимаемой должности , нахождение в подчинении иных должностных лиц, в отношении которых осуществляется руководство со стороны взяткополучателя. При этом судам следует иметь в виду, что использование личных отношений , если они не связаны с занимаемой должностью , не может рассматриваться как использование должностного положения».

Незначительный размер взятки не исключает ответственности за взяточничество. Это не означает , что взяточничество не может быть малозначительным в смысле ч. 2 ст. 14 УК РФ. В этом случае малозначительное деяние ввиду отсутствия общественной опасности не может рассматриваться в качестве преступления .

Объективная сторона преступления , предусмотренного ст. 290 УК РФ, выражается в получении должностным лицом взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе .

Состав преступления - формальный .

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. Верховный Суд РФ в указанном Постановлении разъяснил : «Дача взятки... а равно ее получение должностным лицом... считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. В случаях , когда должностное лицо... отказалось принять взятку... взяткодатель или лицо, передающее предмет взятки... несет ответственность за покушение на преступление, предусмотренное статьей 291 УК РФ... Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать или получить предмет взятки... содеянное ими следует квалифицировать как покушение на получение либо дачу взятки... Не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки... высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало».

Квалифицированные виды получения взятки установлены в ч. 2 и 3 ст. 290 УК РФ, в которых указаны признаки состава преступления, имеющие повышенную опасность.

Часть 2 предусматривает ответственность за получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие). Признаком, по которому законодатель сделал этот состав квалифицированным, отличающимся от основного состава, является то, что, получение взятки направлено на совершение должностным лицом незаконных действий. Уголовный кодекс не дает определения незаконным действиям, под ними, надо полагать, следует понимать не только уголовно наказуемые деяния, но и совершение дисциплинарных или административных поступков, деяний, за которые предусмотрена гражданско-правовая ответственность.

Пленум Верховного Суда РФ (п. 10 Постановления Пленума ВС РФ) разъяснил, что незаконные действия должностного лица предполагают неправомерные действия, которые не вытекали из его служебных полномочий или совершались вопреки интересам службы, а также действия, содержащие в себе признаки преступления либо иного правонарушения. Таким образом, действия должностного лица могут быть преступными, например, должностной подлог. В данном случае не требуется совершения этих действий для квалификации содеянного как получение взятки, однако, если незаконные действия были совершены, то должностное лицо подлежит ответственности по совокупности преступлений. Действия должностного лица могут и не содержать в себе признаков преступления, но в то же время быть противоправными или противоречить интересам службы. В данном случае дополнительной квалификации не требуется, однако иная ответственность (гражданско-правовая, дисциплинарная) не исключается Динека В.И. Уголовная ответственность за получение взятки // Общество и право в новом тысячелетии: Материалы международной научно-теоретической конференции: В 2 т. Т. 1. - М., 2001. - С. 282..

Таким образом, возможно различное проявление квалифицирующих признаков преступления по ч. 2 ст. 290 УК РФ. В ряде случаев они могут проявиться в совершении должностным лицом действий (бездействия), которые не являются преступными. Это может быть необоснованное предоставление каких-либо материальных благ, сокрытие дисциплинарных проступков взяткодателя, нанесение вреда третьим лицам. Тогда взяткополучатель осуждается по ч. 2 ст. 290 УК РФ и дополнительной квалификации его действий не требуется, однако его привлечение к административной, дисциплинарной или гражданско-правовой ответственности не исключается.

Еще одним вариантом возможного проявления квалифицирующего признака по ч. 2 ст. 290 является совершение должностным лицом другого преступления. Например, это может быть служебный подлог (ст. 292 УК РФ), самоуправство (ст. 330 УК РФ), привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности (ст. 299 УК РФ). В этом случае преступления образуют совокупность и необходима квалификация каждого преступления.

Часть 3 ст. 290 определяет еще один квалифицированный вид получения взятки - предусмотрена уголовная ответственность за получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Федерации, а равно главой органа местного самоуправления. Квалифицирующим признаком является занимаемая должность взяткополучателя. Законодатель учитывает, что опасность взяточничества повышается за счет более ответственного положения лица, которое имеет гораздо более широкий объем полномочий по сравнению с другими должностными лицами.

Определение таких лиц содержится в примечании 2 к ст. 285 УК РФ. Под лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, установленные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Примечание 3 определяет лиц, занимающих государственную должность субъектов Российской Федерации, как лиц, занимающих должности, установленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Следует отметить, что ответственность по ч. 3 ст. 290 УК РФ наступает за совершение деяний, предусмотренных как ч. 1, так и ч. 2 этой статьи. Таким образом, ответственность взяткополучателя наступает независимо от характера совершенных действий (бездействия) в пользу взяткодателя.

Особо квалифицированные виды получения взятки определены в ч. 4 ст. 290, которыми являются деяния, совершенные при наличии следующих признаков: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с вымогательством взятки; в крупном размере.

Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления (ч. 2 ст. 35 УК РФ). Следовательно, получение взятки группой лиц по предварительному сговору означает ее получение не менее чем двумя должностными лицами, которые достигли сговора между собой до ее получения. Аналогичный вывод содержится в п. 13 Постановления Пленума ВС РФ № 6. Кроме того, необходимо, чтобы каждый из участников группы совершил какие-либо действия в пользу взяткодателя и получил какую-либо часть взятки. Это следует из определения преступления, данного в ч. 1 ст. 290 УК РФ.

Пункт 13 Постановления указывает на то, что преступление должно быть признано законченным с момента получения взятки хотя бы одним из участников группы. Причем не имеет значения, сознавал ли взяткодатель, что в получении взятки участвует несколько лиц.

Определение организованной группы дано в ч. 3 ст. 35 УК РФ. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Главная особенность этого признака состоит в том, что организатор такой группы несет ответственность за все преступления, охваченные его умыслом (ч. 5 ст. 35).

Пункт 15 Постановления Пленума ВС РФ определяет вымогательство как требование должностного лица дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку. То есть вымогательство может выражаться в открытом требовании должностного лица. Так, например, П., занимая должность начальника таможенного поста, то есть, будучи должностным лицом, распорядился о перемещении бланков паспортов транспортных средств (ПТС) вместе с журналом их учета и регистрации для хранения в сейф своего служебного кабинета. Используя это обстоятельство, под угрозой создания препятствий в выдаче этих бланков при таможенном оформлении автомашин стал требовать от участника внешнеэкономической деятельности вознаграждение за каждый полученный на таможенном посту ПТС Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 10 сентября 2003 г. № 41п. // Официально опубликован не был. Консультант Плюс..

Вымогательство может выражаться и в завуалированном требовании (постановка гражданина в такие условия, при которых он вынужден дать взятку). Например, организация предоставляет в лицензирующий орган пакет документов, необходимый для получения лицензии, однако инспектор намеренно затягивает время, предъявляет новые требования в отношении документов (в течение этого времени организация не может осуществлять соответствующую деятельность), вынуждая руководителя организации искать возможность заинтересовать инспектора в более быстром решении вопроса.

Необходимо также обратить внимание, что угроза со стороны взяткополучателя совершить в отношении взяткодателя законные действия (в том числе и ущемляющие его интересы) не может рассматриваться как вымогательство Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.М. Лебедева. - М.: Юрайт-М, 2008. -- С. 328.. Не являются также вымогательством действия должностного лица в следующем случае. Заместитель директора фирмы К. обратился в отдел нежилых помещений муниципалитета с просьбой сдать в аренду первый этаж здания, где расположено муниципальное учреждение, для организации там магазина. Начальник отдела отказал в просьбе, мотивируя свое решение отсутствием у фирмы ряда необходимых документов. Чтобы аренда была разрешена, К. передал начальнику отдела 1000 долларов Яни П.С. Взятка и бизнес // Законодательство. - 1998. - № 6. - С. 18.. Поскольку К. хотел получить неположенное, то есть его интерес не был ни законным, ни правоохраняемым, поэтому требование начальника отдела нельзя считать вымогательством.

Таким образом, возможны две формы вымогательства взятки. Оно может быть открытым, когда имеет место четкое и определенное требование должностного лица дать взятку, сопровождаемое угрозой причинения ущерба правоохраняемым интересам гражданина. Взяткополучатель может угрожать совершить незаконные действия (уволить с работы, наложить штраф при отсутствии оснований к этому) либо не совершить законные действия. При завуалированной форме вымогательства должностное лицо ставит гражданина в условия, которые наносят вред его законным интересам (необоснованная длительная задержка в решении важных для него вопросов). Заметим, что вымогательство возможно как до нарушения законных прав взяткодателя, так и в момент уже длящегося нарушения.

Из судебной практики можно привести следующий пример. Судом кассационной инстанции был изменен приговор Астраханского областного суда в отношении Г., осужденного по п. "в" ч. 4 ст. 290 УК РФ. Было установлено, что Г. выявил в ходе проверки индивидуального частного предприятия, принадлежащего Л., нарушения правил торговли продуктовыми товарами (отсутствие сертификата качества), о чем составил протокол. Предприниматель передал Г. деньги после того, как тот уничтожил протокол, т.е. за совершение противоправных действий, а не с целью предотвратить вредные последствия для своих правоохраняемых интересов. Следовательно, квалифицирующий признак "вымогательство" исключен.

Еще одним особо квалифицирующим признаком является получение взятки в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 290 УК РФ крупным размером взятки признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с п. 9 Постановления Пленума ВС РФ № 6 любой предмет взятки должен получить в приговоре денежную оценку. Это обусловлено тем, что от размера взятки зависит квалификация преступления.

Отличие получения взятки от злоупотребления должностными полномочиями. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями предусмотрена ст. 285 УК РФ. Уголовно наказуемо использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло за собой существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Главное отличие данного вида преступления от получения взятки состоит в том, что при злоупотреблении должностными полномочиями должностное лицо выполняет свои служебные полномочия, а при получении взятки действия (бездействие) взяткополучателя могут, как быть в рамках служебных полномочий, так и выходить за эти рамки. Помимо этого, для квалификации злоупотребления значение имеет мотив преступления, который является обязательным признаком. Согласно ст. 285 злоупотребление должностными полномочиями должно быть совершено с корыстной или иной личной заинтересованностью. В составе преступления по ст. 290 наказуем уже сам факт получения взятки, и при этом законодатель не принимает во внимание мотив ее получения.

Необходимо отметить, что состав преступления по ст. 285 сконструирован как материальный, т.е. преступление считается законченным с момента наступления общественно опасных последствий. К таковым закон относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Состав преступления по ст. 290 сконструирован как формальный, т.е. для наступления уголовной ответственности имеет значение сам факт получения взятки, а не наступление общественно опасных последствий.

При анализе содеянного видно, что К., обладая должностными полномочиями по досмотру автомашин, использовал их из корыстной заинтересованности (получение крупных сумм денег, личное обогащение). Очевидно и то, что в результате его действий был нанесен ущерб охраняемым законом интересам государства (нарушение таможенных правил, перемещение крупных сумм валюты без декларирования через таможенную границу России). Следовательно, суд абсолютно верно квалифицировал содеянное - помимо ст. 290 еще и по ст. 285 УК РФ. Именно злоупотребление должностными полномочиями таможенника создало условия для получения взятки.

Таким образом, злоупотребление должностными полномочиями образует самостоятельный состав преступления, и действия лица необходимо квалифицировать по совокупности преступлений как получение взятки и как злоупотребление должностными полномочиями.

Подведем итог данной главы работы.

Предметом взятки могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или выгоды имущественного характера, под которыми понимаются оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате услуги, например предоставление санаторных и туристических путевок; производство ремонтных, строительных и других работ.

Непосредственным объектом получения взятки являются общественные отношения, составляющие содержание нормальной, в соответствии с законом, деятельности конкретного звена государственного аппарата или аппарата местного самоуправления.

Объективная сторона получения взятки выражается: а) в действиях (бездействии) должностного лица в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица; б) в способствовании указанным действиям (бездействию) в пользу тех же лиц со стороны должностного лица в силу его должностного положения; в) в общем покровительстве или попустительстве по службе по отношению к взяткодателю и представляемым им лицам; г) в совершении должностным лицом незаконных действий либо в его противоправном бездействии в пользу указанных лиц.

Субъектом получения взятки является должностное лицо. Субъективная сторона получения взятки характеризуется виной в виде прямого умысла и корыстной целью.

Особенность данного состава преступления состоит в том, что взятка может быть получена как за незаконные действия (бездействие) должностного лица, так и за действия (бездействие), которые входят непосредственно в его компетенцию, и должностное лицо было вправе в установленном порядке выполнить в пользу взяткодателя или представляемых им лиц то или иное действие либо, напротив, не принимать никаких мер. Другой особенностью получения взятки является то обстоятельство, что ее субъектом может быть признано и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения могло за взятку принять меры к совершению этих действий другими должностными лицами.