Массовая культура не включает в себя. Признаки и особенности массовой культуры

23.12.2020

Массовая культура является производной от индустриального общества. Ее появлению предшествовало развитие кинематографа, звукозаписи, звуковоспроизведения, радио, телевидения и других средств массовой информации (СМИ). Они объединяют людей в социальное и культурное целое, став в современном мире носителями культуры, формируя у масс людей стандартные вкусы и формы «культурного потребления», распространяя шаблоны массовой культуры и в привилегированных, и в малообеспеченных слоях населения. Для этого современные возможности СМИ поистине безграничны, спутниковая связь и Интернет способны донести информацию о событиях в мире искусства и культуры до миллионов людей в десятках стран мира.

Массовая культура - это продукция, находящая отзвук в сознании и душах миллионов людей, способная создавать положительные и отрицательные эмоции, вызывать духовное и эстетическое сопереживание и наслаждение. Она рассчитана на большую аудиторию и не требует напряжения ума и чувств для своего восприятия. Понятие «массовая культура» впервые появилось в 1957 г. в США в сборнике статей «Массовая культура» под редакцией Б.Розенберга и Д.Уайта.

Но история массовой культуры началась гораздо раньше. Вопрос о корнях и истоках этой культуры сложен и недостаточно изучен, но чрезвычайно важен для понимания современных тенденций и форм развития культуры. Ключ к пониманию формирования современной массовой культуры - в генезисе европейской культуры. В античную эпоху вообще не существовало деления искусства на «элитарное» и массовое. Культура была единой. Произведения искусства создавались профессионалами, получившими образование в специальных учебных заведениях. Но сами произведения создавались для массового потребления. Статуи богов, атлетов и прекрасных женщин, величественные храмы и многое другое было доступно и, главное, соответствовало эстетическим потребностям широких масс населения. Что касается системы развлечений, культурного досуга, то их формы вообще имели ярко выраженный массовый характер: театральные представления и другие виды массовых зрелищ, в том числе, например, спортивные состязания (Олимпийские игры) в Древней Греции, бои гладиаторов и сцены морских сражений или выступления трибунов - ораторов в Древнем Риме и т.п. Общенародное признание и слава победителей Олимпийских игр или публичных конкурсов ораторов вполне сравнимы с известностью современных мировых «звезд» шоу-бизнеса. В античном мире культура формально была связана с религией тематически, а реально она имела светский характер. В средние века ситуация изменилась. Церковь вплоть до конца XIX в. определяла направление развития политики, экономики и культуры в стране. Церковные проповеди, произносимые с кафедры или амвона на общедоступном языке по злободневным темам и собиравшие сотни и тысячи верующих, многие современные исследователи считают началом современной массовой культуры. При этом непрерывно шел процесс секуляризации культуры. Перелом произошел в эпоху Возрождения, когда церковное искусство уступило место светскому, но продолжало сохранять свои позиции в «культуре для необразованных». Однако светское по тематике искусство существовало только в сфере образованных слоев общества. Причем начиная с эпохи Просвещения наиболее прогрессивная часть элиты общества стала «питать надежду», что когда-нибудь культура и искусство станут достоянием широких народных масс. Это определило просветительный характер художественного творчества во многих видах искусства. В своих произведениях, особенно в живописи и литературе, художники старались привить непросвещенным зрителям и читателям потребность в искусстве. Но для необразованной части общества практически до конца XIX в. храм оставался и музеем, и концертным залом, и библиотекой. Только один вид профессионального светского искусства - театр - сохранял связь с необразованными массами. Возможно, этим объясняется столь бурное развитие различных форм и жанров театрального искусства. Особую роль в этом плане сыграло появление оперетты - театрального жанра, наиболее близкого к массовой культуре.

Урбанизация, вызванная бурным развитием промышленности, привела к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое напряжение масс людей, связанное с изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное начало стало преобладать над традиционными просветительскими установками. Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе - детективам, бульварным романам и комиксам.

В 1895 г. был изобретен кинематограф - новая форма художественного творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение легкая музыка. Популярные песни и арии из оперетт исполнялись самодеятельными музыкантами в модных аристократических и буржуазных салонах, ресторанах и кафе, на улицах городов.

Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр. Аналогично трансформация наблюдалась в других видах и жанрах «высокого» искусства. Рождался авангард - новый стиль в профессиональном, «образованном», искусстве, который явился «продолжением классики в ее аристократизме». Пожалуй, лучше всего особенности развития авангардистского искусства охарактеризовал испанский философ Ортега-и-Гассет, утверждавший, что в ходе этого процесса будет достигнута такая стадия, когда человеческий элемент произведения искусства станет ничтожно скудным и едва заметным: получится некий предмет, который смогут воспринять только те, кто обладает специфическим даром художественной восприимчивости, т. е. это будет искусство для художников, а не для масс людей, искусство касты, а не демократическое искусство.

Массовая культура, едва родившись, развивалась стихийно в течение почти 100 лет. Она «подняла брошенное знамя» ортодоксального реализма и сохраняла его «любой ценой». Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация художественной культуры и искусства продолжается, приобретая все новые формы и направления.

Архитектурное творчество переориентировалось на массовую городскую застройку и дизайн; музыка - на различные формы поп и рок-музыки, скульптура - на бодибилдинг и т.д. Конечно, это крайние выражения массовой культуры. Усиливающиеся национальные (но не националистические) и глобальные процессы в художественной культуре ведут к усилению роли массовой культуры в жизни общества, рождая новые «шедевры», базирующиеся на функциональных особенностях, характерных для массовой культуры в противовес традиционной (этнографической, народной), классической (высокой) культуре и авангарду. Отличие массовой культуры от классической («высокой», «элитарной») художественной культуры наиболее точно выразил К. Разлогов. Он отмечает, что «высокая», «элитарная» культура развивается в основном по пути экспериментальных авангардистских поисков. Произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между текстом художественного произведения и зрителем, читателем, слушателем. Массовая культура, наоборот, эту дистанцию игнорирует. Если «элитарное» искусство характеризуется торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных механизмах восприятия, которые активизируются абсолютно независимо от образования и степени подготовленности аудитории. К. Маркс считал, что, для того чтобы наслаждаться произведением искусства, «нужно быть художественно образованным человеком». Для того чтобы наслаждаться произведениями массовой культуры, наоборот, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная образованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа.

Современный образованный человек является, как правило, узким специалистом в какой-то определенной области, в большинстве других областей ему требуется постоянный штат «гидов», информирующих его о всех событиях, процессах, новациях в политической, художественной, спортивной и других сферах жизни общества. Состав и структура явлений общественной жизни подается как набор стандартных ситуаций, где все отобрано, систематизировано и выявлено «лучшее»: «правильный» политический строй, «правильные и неправильные» лидеры, звезды эстрады, кино и спорта, символы эпохи и пр. Этот отбор совершен профессионалами: журналистами, публичными политиками, авторитетными общественными деятелями, выдающимися представителями искусства. К их мнению трудно не прислушаться. Массовая культура не освобождает человека от личной ответственности, она снимает проблему поиска и отбора информации. Но если для образованного человека поток все возрастающей информации представляет собой проблему, то она еще острее для «необразованной» части населения. Речь идет о людях, которые не имеют высшего образования, навыков аналитической работы с информацией. Для них «гиды-профессионалы» - представители «звездного мира», в который мечтает попасть каждый из этих людей.

Явления массовой культуры создаются профессионалами, которые превращают сложные символы художественной культуры в общедоступные образы, понятия, схемы. Это освобождает людей от интеллектуальных усилий, социальной ответственности и дает выход их эмоциям на более простом, инфантильном уровне. В явлениях массовой культуры в отличие от художественной классики потребитель, как правило, выступает не как пассивный зритель (слушатель), а активный участник творческого процесса. Это достигается путем постоянного провоцирования (с помощью призывов «Подпойте мне», «Давайте вместе») или прямого включения потребителя в зрелищное действие: конкурсы, викторины, карнавалы и пр. Особое место в массовой культуре занимает массовое искусство, которое быстро развивается.

Создание феноменов массового искусства осуществляется на таком высоком техническом уровне, что вызывает искреннее восхищение не только у массового потребителя, но и у представителей художественной классики.

Основные функции массовой культуры следующие:

Снятие психологического напряжения и выход из конфликтных ситуаций путем обучения способам поведения в разных нестандартных ситуациях, моделируя которые, она дает представление, как действовать в тех или иных условиях;

Упрощение поиска и отбора информации, выбора вариаций поступков, мнений, суждений в этом неустойчивом, постоянно меняющемся мире;

Формирование национальных идеалов, стандартов - ориентиров «высокого» образа жизни, достойного подражанию.

Считается, что существует более десяти основных направлений современной массовой культуры.

Ограничимся теми, которые, на наш взгляд, могут непосредственно выступать как условия развития туризма:

Индустрия развлекательного досуга, включая массовую художественную культуру, массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт (как зрелище для болельщиков), учреждения по проведению организованного развлекательного досуга (клубы, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу;

Индустрия оздоровительного досуга (курортная индустрия, оздоровительные, спортивные и фитнес-центры, медицинские, фармацевтические, парфюмерные и косметические центры, кабинеты, лечебницы), включая оздоровительный и спортивный туризм;

Индустрия интеллектуального досуга (художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки и клубы по интересам, общества любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения), включая «культурный», религиозный, экологический туризм;

Система учреждений и организаций, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, идеи, услуги индивидуального и коллективного пользования (реклама, мода, дизайн, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарты социально престижных образов, стилей жизни, интересов и потребностей;

Разного рода игровые комплексы (от механических игровых автоматов до систем виртуальной реальности, включая развивающие и развлекательные комплексы и парки).

Массовая культура - результат формирования общенациональных культур. Она развивается именно там, где преодолены или изживаются тоталитарно-политические, сословные и классовые «перегородки».

В результате устанавливаются равноправные отношения между художниками - деятелями искусства - и аудиторией. Каждый человек, каждый слой общества или социальная группа реализуют свое право любить или не любить, смотреть или не смотреть, слушать или не слушать художественное произведение, т. е. реально поддерживать то искусство, которое им нравится. Массовая культура - порождение рыночной экономики - органично вписывается в демократическую организацию общества, в правовое государство.

Массовая культура и порождает, и обеспечивает постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах и формах. Формы потребления, обеспечивающие снятие физического, психологического, интеллектуального и эмоционального напряжений, являются основой туристской деятельности.

«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» - Задания части «2» оцениваются от 1 (В-1 – В-2) до 2 (В-3 – В-6) баллов. Итого: 62 первичных балла. Кафедра обществоведческих наук. 30 заданий с выбором ответа. УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА (требования к специалистам). Что выставляется в сертификат. Шкалирование результатов. На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по общественным дисциплинам.

«Задания ЕГЭ по обществознанию» - Ошибки, которые допускают экзаменующиеся: Например: Какую позицию занимает автор? Задания части А. Максимальный первичный балл за всю работу 59 баллов. Запишите слово, пропущенное в таблице. ЕГЭ по обществознанию. А 3, А6, А 15 - (верны ли суждения), А7 (экономика), А10 - (анализ диаграмм и т.п.), А 17, А 18, А 19 - (политология), А 23 А 24 (право).

«Обществознание ЕГЭ» - Подготовка к экзамену. Важно!!! «Дорогу осилит идущий…» Важен настрой и работа. Примерное расчетное время выполнения заданий: Экзамены не сдаются сами собой. Особенности единого государственного экзамена. Обратить внимание на задание С5. 10 июня обществознание 14 июня история. Обратите внимание! СРОКИ ЭКЗАМЕНОВ ПО СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫМ дисциплинам в 2011 году.

«ЕГЭ по обществознанию 2012» - Содержание задания. Распределение заданий по частям работы. Спецификация КИМ. Диаграмма среднего тестового балла. Три независимых эксперта. Задания на распознание вида затрат. Кодификатор элементов содержания. Законодательство РФ о выборах. Число заданий. Экзамен. Сформированность умения. Анализ выполнения экзаменационной работы.

«ЕГЭ по обществознанию» - Практические советы учителям и ученикам. Начинайте восхождение от простых к более сложным заданиям. 2. С какими основными проблемами обществознания связана данная тема? Рекомендации ученикам. Правила составления плана. ПОПС- метод. Ищите смысловые и структурные связи. 5. Какие привести примеры из истории, общественной жизни, своего жизненного опыта?

«Тренажёр ЕГЭ по обществознанию» - Результат. Формы рационального познания. Признаки. Примеры социальных общностей. Совет федерации. Уровни научного познания. Научное познание. Посредник. Работа со схемами. Властные полномочия. Политические режимы. Виды деятельности. Формы познания. Виды бирж. Структура деятельности. Уровень образования.

Всего в теме 10 презентаций

Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порождённое индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Её родиной стали США. Эта страна имеет короткую историю исторического и культурного существования и лишена значительного пласта исторического и культурного прошлого. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением является литература, которая не уступает европейской по своему уровню. Я не буду останавливаться на культуре США, так как это отдельная тема.

Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:

Книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И.Гуттенберг, выступало средством распространения высокой культуры – сначала Библии, а затем литературы;

Появляются газеты и журналы (с XVII века);

Изобретена фотография (XIX век) – сначала черно-белая, а затем цветная;

Появляются радио и кинематограф (1895);

Изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть современной системы связи;

Возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информации и коммуникации завершается, а вместе с ней всё необходимое для возникновения массовой культуры.

Главное назначение массовой культуры – предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить интерес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному.

Отличительные черты массовой культуры :



ü - соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;

ü - низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличется от народной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это компенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;

ü - создается не народом, но для народа. Её создают профессионалы, творчество которых – яркая, но безвкусная продукция массовая продукция, а также всевозможные подделки под уникальные вещи;

ü - близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у публики;

ü - как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребителю, склонность к гиперболам и преувеличению. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

Виды и формы , в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видеоклипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.

Массовая культура в борьбе за потребителя выработала выработала следующие способы:

В литературе – система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экземпляров;

В кино и музыке – система «звёзд».

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детектив, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы.

В 50-60-е гг. массовая культура подвергалась суровой критике: подавление и стандартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознанием, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным.

В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Но это было характерно главным образом для США. В 80-е годы положительный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.

Культура постмодернизма.

Культурой постмодернизма является культура постиндустриального, информационного общества. Первые признаки постмодернизма возникли в итальянской архитектуре в конце 50-х годов. Чуть позже они появляются в архитектуре других европейских стран. К концу 60-х годов они распространяются на другие области культуры и становятся всё более устойчивыми. Как особое явление постмодернизм достаточно отчетливо проявил себя в 70-е годы.

В 80-е годы постмодернизм достигает впечатляющего успеха и триумфа. Благодаря средствам массовой коммуникации он становится модой, неким фирменным знаком времени.

В XX веке человечество прошло через многие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей:

- в XX веке разразились две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением миллионов людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме;

Экономический кризис 30-х годов;

Экологический кризис обесценил великую идею преобразования и покорения природы.

Эти и другие события и явления и вызвали переход современности в постсовременность. Результатом осмысления происшедших изменений в обществе и культуре стал постмодернизм. Он означает утрату веры в человека, гуманизм, разум и прогресс. В каждой конкретной области он проявляет себя по-разному.

В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления.

Постсовременное общество теряет интерес к целям – не только к великим и возвышенным, но и более скромным. Причиной тому служит разочарование в идеалах и ценностях. Всё это ведёт к усилению нигилизма и цинизма. Этика уступает место эстетике. На первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.

Важные черты постсовременности:

Широкое распространение всякого рода лотерей и игр;

Господство моды;

Театрализация почти всех событий политической жизни.

Идеи непосредственных предшественников постсовременной философии Ф.Ницше и М.Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французские философы Ж.Деррида и Ж.Ф.Лиотар , итальянский философ Д.Ваттимо .

Наука перестает быть привилегированным способом познания.

В искусстве постмодернизма выделяются две основные тенденции:

В русле массовой культуры противопоставляет модернизму и авангардизму эклектизм и пассеизм. Её участники реабилитируют идею прекрасного. (Д.Ваттимо)

Структурно-семиотическое течение имеет менее выраженный постмодернистский характер. Его сторонники исповедуют семиотический принцип, по которому под каждым изображением лежит другое изображение (итальянский теоретик У.Эко)

Постмодернизм в живописи представляют художники итальянского трансавангарда: С.Киа, Ф.Клементе, Э.Кукки, М.Палладино . К нему также примыкают художники:

Архитектура постмодерна. Развитие строительной технологии Ж.Гаруст – во Франции, А.Пенк – в Германии. позволило использовать разнообразные формы и структуры. К зданию можно относиться как к скульптурной форме. Ведущие архитекторы испанец Р.Бофилл, итальянец А.Росси. они обращались к наследию многих стилей прошлого – классицизма, ар деко, часто в одном и том же здании. Созданный архитектором Т.Фарреллом Воксхолл-Кросс на южном берегу Темзы в Лондоне стал выражением постмодернистского духа в архитектуре. Построенный в 1990-1993 гг. для британской секретной службы, он выглядит очень навязчиво, словно тысячная история про Джеймса Бонда.

Представителями постмодернизма в кино являются режиссёры П.Гриуэй – в Англии, Ж.-Ж.Бейнекс – во Франции.

К постмодернизму в музыке относятся английский композитор М.Наймен, польский композитор Г.Горецки.

Искусство постмодернизма является искусством детали, нюанса, полутона. Оно не претендует быть «великим», «вечным искусством». Она часто довольствуется малым. В нём есть всё, но как бы в миниатюре: не слишком большие чувства, умеренные страсти, скромные мысли. Всему возвышенному, значительному и грандиозному оно предпочитает иронию, пародию, насмешку, шутку, гротеск.

Для него не существует никаких правил жанра и стиля. Его не мучают противоречивость, бессвязность, смешение стилей и жанров. Его произведения нередко выглядят странными гибридами, в которых модернизм сочетается с китчем. Но в отличие от авангарда, произведения которого часто имеют отталкивающий вид, произведения постмодернизма имеют красивый, приятный, ласкающий взгляд или слух вид.

В целом постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Его черты и особенности сохранятся в культуре нашего столетия.

Задания для самостоятельной работы.

1. Перечислите особенности развития западных стран, которые способствовали изменениям в духовной культуре общества

2. Какие направления развития искусства преобладали во 2 половине XX века на Западе? Перечислите представителей этих направлений.

3. Назовите главные причины возникновения массовой культуры. В чем ее отличительные особенности?

4. Определите положительные и отрицательные черты массовой культуры.

5. Какую роль играет массовая культура в жизни общества? Какие последствия массовой культуры вы можете назвать?

6. Дайте характеристику направлению посмодернизм? Перечислите предпосылки его возникновения

7. Подготовьте презентации по направлениям постмодернизма в живописи, литературе, театре.

Тема 8. Развитие культуры в России во второй

половине XX века

План изучения темы

1. Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

3. Диссидентское движение

4. Культура эпохи перестройки

5. Духовная жизнь демократической России

1 . Духовное развитие в период «оттепели» в СССР

С разоблачением преступлений сталинизма на XX съезде КПСС в отечественной литературе, благодаря ослаблению цензуры, начало набирать силу течение критического реализма, правдиво отражавшее долгое время замалчивавшиеся стороны жизни советского общества.

А.И. Солженицыну удалось опубликовать в СССР такие произведения, как «Один день Ивана Денисовича» и «Раковый корпус». В 1970 г. он был удостоен Нобелевской премии. Однако последующие его работы, в которых он, в частности, описал историю ГУЛАГ а и показал истоки преступлений сталинского режима, в СССР изданы не были, а сам Солженицын вынужден был эмиг­рировать.

В период, когда власти были заинтересованы в продолжении борьбы с политическим наследием сталинизма, многие ранее принятые решения о запретах на издание ряда художественных произведений, в том числе и зарубежных авторов, были отменены. Вновь начали публиковаться стихи А.А. Ахматовой, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой. Отечественные фильмы, в частности таких режисеров, как С.Ф. Бондарчук (1920-1994) я А.А. Тарковский (1932- 1986), стали представляться на международных кинофестивалях где они занимали призовые места. Звания народных артистов СССР были удостоены музыканты СТ. Рихтер (1915-1997) Г.В.Свиридов (1915-1998),

Г. Н. Рождественский (р. в 1931), творчество которых завоевало всемирную известность.

Общественность страны получила возможность вновь ознакомиться с работами таких композиторов, как Д.Д. Шостакович (1906-1975), С.С.Прокофьев (1891-1953), А.И. Хачатурян (1903- 1978), В.Я. Шебалин (1902-1963) и др., произведения которых власти сочли антинациональными. Несмотря на попытки творческих союзов, контролировавшихся КПСС, отстаивать «чистоту» социалистического реализма в искусстве, все более широкое распространение получали новые направления в живописи и скульптуре. В 1960 - 1970-е гг. появилось так называемое неофициальное искусство. Его представляли скульпторы ВЛ. Сидур (1924-1986) и Э.И. Неизвестный (р. в 1925), художники ИМ. Кабаков (р. в 1933), Э.В. Булатов (р. в 1933), О.Я. Рабин (р. в 1928) и др. Они продолжали традиции русского авангарда 1910 - 1920-х гг. и осваивали современные тенденции западного искусства.

Наиболее значительным явлением этого периода стал московский концептуализм, представители которого пытались обращаться к людям с помощью необычных художественных средств - символов, подписей, лозунгов, предполагающих соучастие зрителей в действии. Проводились так называемые художественные акции, цель которых состояла в том, чтобы заострить внимание на волновавших общество проблемах.

Течение в неформальном искусстве, получившее название соц-арт, в иронической и гротескной форме передавало традиционные для социалистического реализма сюжеты советского образа жизни, высмеивая официальную пропаганду. Не имея возможности полноценного художественного творче­ства, наиболее яркие представители этого направления эмигрировали за границу.

Партийное руководство стремилось сохранить контроль над развитием духовной жизни. В практику вошли регулярные встречи Н.С. Хрущева с представителями интеллигенции, на которых им указывалось, как и что можно и нужно представлять обществу. Те, кто не укладывались в установленные рамки свободы творчества, подвергались осуждению. Была снесена бульдозерами выставка художников-авангардистов. Многие писатели и поэты - АЛ. Вознесенский (р. в 1933), Д.А. Гранин (р. в 1919), В.Д.Дудиицев (1918-1998), Е.Л. Евтушенко (род. в 1938), К.Г.Паустовский (1892-1968) и др. постоянно подвергались критике за идеологическую невыдержанность их творчества.

2. Советская культура конца 1960-х - 1980-х гг.

С завершением периода «оттепели» КПСС пыталась ужесточить контроль над сферой духовной жизни общества, запретить командно-административными методами те виды искусства, которые не укладывались в каноны метода социалистического реализма. Инструментами выступала партийно­государственная монополия на издательскую деятельность, кино-, радио- и телевизионные каналы. Широко использовалось глушение зарубежных радиостанций, ведущих свои передачи на русском языке («Свобода», «Голос Америки», «Немецкая волна», Би-би-си и др.). В них в условиях «холодной войны» власти видели исключительно пропагандистское оружие стран НАТО против СССР, хотя зачастую передачи знакомили граждан СССР с жизнью за рубежом, с развитием миро­вой, в том числе и отечественной, культуры.

Многих писателей и поэтов, рассматривавших советскую действительность в стиле критического реализма, ждали публичное осуждение и изгнание, в лучшем случае замалчивание произведений.

В 1965 г. за попытки продолжения традиций литературного творчества периода «оттепели» и издание своих работ за рубежом были арестованы и приговорены к лишению свободы писатели АД. Синявский (1925-1997) и Ю.М Даниэлъ (1925-1988). Вынуждены были эмигрировать такие писатели, как В.П.Аксенов (р. в 1932), В.Н. Войнович (р. в 1932), Э.В. Лимонов (р. в 1943), В.Е. Максимов (1930-1995), В.П.Некрасов (1911- 1987), И.А. Бродский (1940-1996), режиссер ЮЛ. Любимов (р. в 1917) и многие другие, не желавшие приспосабливаться к новым условиям.

Неоднократно подвергалась критике в партийной печати и возникшая в 1960-1970-е гг. деревенская проза. Ее представители - В. И. Белов (р. в 1932), Ф.А. Абрамов (1920-1983), В А.

В.Солоухин (1924-1997), В.М.Шукшин (1929-1974) открывали читателям особенности жизни русской деревни, ее истории, традиций, будили интерес к русской национальной культуре. В их произведениях затрагивались острые социальные проблемы, побуждая читателя задуматься, отвечает ли проводимая правящей партией политика в отношении крестьянства его интересам.

Политика репрессий и «осуждений» в отношении свободомыслящей интеллигенции ускорила падение режима КПСС. Общественное мнение в СССР не могло принять и понять утверждения партийных идеологов, что любимые многими писатели и поэты враждебно относятся к родной стране, сотрудничают с зарубежными спецслужбами.

Карательным органам не удалось изолировать общество от духовного влияния оппозиционно настроенных интеллектуалов. Изданные на Западе, переписываемые от руки их произведения распространялись огромными тиражами. Даже многие классики советской литературы, имеющие официальное признание (такие, как фантасты братья Л.Я. Стругацкий, 1925-1991 и Б.Н. Стругац­кий, р. в 1933), писали «в стол». Их работы также доходили до читателей, передаваясь из рук в руки.

Постепенно менялся духовный климат в обществе. В 1980-е гг. среди значительной части творческой интеллигенции как в СССР, так и в странах Восточной Европы возникла даже своего рода мода на проявление диссидентских настроений. Песни таких поэтов и исполнителей, как В. С. Высоцкий (1938-1980), Б.Ш. Окуджава (1924-1997), хотя они и не одобрялись властями, тиражировались на аудиокассетах и исполнялись их многочисленными поклонниками.

Диссидентские движения

В конце 50-х гг. в Советском Союзе обозначились зачатки явления, которое спустя несколько лет превратится в диссидентство. Диссидентами называли тех представителей общества, которые открыто, выражали несогласие с общепринятыми нормами жизни в стране и предпринимали конкретные действия, подтверждая свою позицию. Диссидентство как общественно-политическое явление являлось порождением самой системы организации советского общества. И было одним из ярких направлений нравственного сопротивления тоталитаризму. Существовало несколько направлений диссидентских движений, самое масштабное это правозащитное движение, также религиозные течения и национальные движения.

1968 г. стал годом становления правозащитного движения. С 1969 г. диссидентское движение обретает более чёткие организационные формы. В мае того же года была создана первая в СССР открытая общественная ассоциация, неконтролируемая властями, - Инициативная группа (ИГ) защиты прав человека (просуществовала до 1972г.) в СССР. Деятельность ИГ сводилась к расследованию фактов и составлению обзоров о нарушении прав человека, требованиям освобождения узников совести и заключённых спецбольниц. Большим практическим результатом деятельности ИГ стало предание гласности данных о политических преследованиях в СССР.

В 1970г. в Москве был создан Комитет прав человека в СССР . Инициаторами были физики В. Чалидзе, А. Твердохлебов и академик А.Д. Сахаров. Комитет стал первой независимой общественной организацией по правам человека, получившей официальное признание: в июле 1971 г. он стал филиалом Международной лиги прав человека - неправительственного объединения, имеющего статус консультативного органа при ООН, ЮНЕСКО и МОТ.

Особым явлением 60 - 70-х гг. были национальные движения . Их характерные черты: массовость, наличие признанных лидеров, конкретных программ достижения главной цели - национального освобождения, связь с зарубежными центрами, довольно широкий социальный состав и реальные результаты деятельности.

В середине 60-х гг. в Ленинграде был основан Всероссийский социал-христианский союз освобождения народов (ВСХСОН) во главе с Н. Огурцовым, члены которого утверждали, что существующий строй представляет собой разновидность государственного монополистического капитализма и тоталитаризма, перерождающегося в крайнюю форму деспотии.

Главной задачей первых лет "правления" Л. И. Брежнева было искоренение одного из детищ хрущёвской "оттепели"- надежды на свободу слова и либерализацию системы.

Арест в сентябре 1965г. писателей А. Синявского и Ю. Даниеля, которые опубликовали на западе свои сочинения, вызвали негодование советской интеллигенции. 10-14 февраля 1966 г. в Московском областном суде состоялся процесс над писателем А. Синявским и поэтом-переводчиком Ю. Даниэлем . Им ставились в вину агитация и пропаганда в целях подрыва и ослабления советской власти в произведениях, которые они под псевдонимами опубликовали за рубежом. Синявский был осужден на 7 лет, Даниэль на 5 лет заключения. Вслед за Синявским и Даниелем был арестован и осужден А. Гинзбург (основатель самиздатовского журнала "Синтаксис" где печатались ранее запрещённые произведения), который собирал материалы по их делу ("Белая книга).

За арестом писателей последовала довольно широкая кампания писем протеста - метод, опробованный раньше (при суде над И. Бродским) и принесший тогда положительные результаты. Борьба в защиту писателей, по существу, стала борьбой за свободу слова. Выход в свет произведений оправдывающих Сталина, ужесточение цензуры, ослабленной после 20-го съезда КПСС, весьма волновали общество. Накануне XXIII съезда КПСС 25 видных деятелей культуры и науки (академики П. Л. Капица, И. Е. Тамм, М. А. Леонтович, писатели В. П. Катаев, К. Г. Паустовский, К. И. Чуковский, деятели искусства М. М. Плисецкая, О. Н. Ефремов, И. М. Смоктуновский и др.) обратились с письмом в ЦК КПСС, в котором говорилось об опасности наблюдающейся частичной реабилитации Сталина.

В тоже время произошла первая в советское время демонстрация под правозащитными лозунгами - 5 декабря 1965 г., в День Советской Конституции, в Москве на Пушкинской площади. В демонстрации приняли участие около 200 человек. Они требовали гласного суда над писателями. Были задержаны около 20 студентов. Но, тем не менее, демонстрация дала результаты, процесс над Синявским и Даниелем был открытым.

Активность оппозиционного движения усилилась в связи с подавлением при помощи советских войск политических реформ в Чехословакии (1968 г.). 25 августа 1968 г. на Красной площади состоялась сидячая демонстрация 8 человек против ввода советских войск в ЧССР. Участники демонстрации (Л. Богораз-Брухман, жена Даниэля, П. М. Литвинов и др.) были приговорены к различным срокам заключения.

В середине 60-х гг. усиливаются национальные движения в Закавказье, на Украине, в Литве. В 1965 г. волна арестов, которым подверглись в основном молодёжь и интелегенция. Украинского журналиста В. Чорновила арестовали за книгу "Бельмо", в которой рассказывалось о лагерной жизни, учитель истории В. Мороз за протест против русификации.

Признанным лидером правозащитников к середине 70-х гг. стал А.Д. Сахаров. В марте 1971г. он направил на имя Л. Брежнева "Памятную записку". Она стала подлинной программой диссидентского движения. В качестве первоочередных мер он предлагал провести амнистию политзаключённых, обеспечить гласный суд по политическим делам, запретить использование психиатрии в политических целях и т.д. В сентябре того же года он обратился к членам Президиума Верховного Совета СССР, изложив свой взгляд на проблему свободной эмиграции и беспрепятственного возвращения на Родину. В феврале 1973 г. Секретариат ЦК КПСС принял решение "Об исключении имени академика Сахарова в официальных публикациях советской прессы". В 1975 г . Сахарову присуждена Нобелевская премия мира. Советская пресса вела кампанию против А.Д. Сахарова. Её кульминацией стало письмо 72 академиков и членов-корреспондентов АН СССР с резким осуждением общественной позиции А.Д Сахарова.

Именно на этот исторический период приходится пик политической, общественной и литературной активности одного из корифеев диссидентства - А.И. Солженицына . В 1968 г. на Западе вышел его роман "В круге первом", официальная реакция на который была довольно жестокой - на следующий год Солженицына исключили из Союза писателей РСФСР. Присуждение А.И. Солженицыну Нобелевской премии в октябре 1970 г. вызвало ажиотаж, началась травля, лейтмотивом которой был тезис: "Нобелевская премия - каинова печать за предательство своего народа". В 1973 - 1974 гг. на Западе вышел "Архипелаг ГУЛАГ". В феврале 1974 г. писатель был арестован и выслан за границу (сначала он жил в ФРГ, затем США).

В 1972 - 1974 гг. прокатились массовые аресты правозащитников. Наряду с открытыми репрессиями власти использовали все средства дискредитации режима, подтасовку фактов и явную ложь. Усилилось использование психиатрии в политических целях за 1972 - 1974 были признаны невменяемыми 73% лиц, направленных на экспертизу в ЦИСП им. Сербского. Правозащитное движение практически перестало существовать.

В конце 1979 г. началось "генеральное наступление" властей на оппозицию. За короткое время (конец 1979 - 1980 гг.)оказались арестованы и осуждены почти все деятели правозащитных, национальных и религиозных организаций. После эмиграции духовных лидеров оппозиции стихла творческая интеллигенция. Однако ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, продолжение войны в Афганистане усиливали оппозиционные настроения в широких слоях общества. В первой половине 80-х гг. продолжала выходить "Хроника текущих событий", создавались независимые общественные группы. Власть, несмотря на беспрецедентные репрессивные меры, оказалась неспособной искоренить инакомыслие и оппозицию, которые расшатывали неосталинистский режим и формировали в общественном сознании убеждённость в необходимости кардинальных перемен.

Культура эпохи перестройки

С началом процессов перестройки начинается с раскрепощение общественного сознания, преодоление его одномерности, формированием более объективной картины окружающего человека мира.

Одной из главных черт культуры тех лет стала ее публицистичность, постановка крупных общественно значимых тем, широкое и заинтересованное внимание к обсуждаемым вопросам. Утоляя накопившийся за многие годы информационный голод, средства массовой информации печатали огромное количество материалов на самые острые современные темы, сюжеты из прошлого, о том, чем и как жили люди в других государствах. Тиражи газет и журналов стремительно шли вверх: в 1989 г. тираж «Аргументов и фактов» «взлетел» до 30 млн экземпляров (это было даже зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса), тираж газеты «Труд» вырос до 20 млн, а «Правды» - до 10 млн. Значительно изменился стиль работы телевидения. Оно быстро освоило ранее практически неиспользуемый жанр - «прямой эфир». Большими симпатиями зрителей пользовались передачи «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Ведущие этих передач были необычайно популярными (В. Листьев), становились и фигурами российской политики. Возможности создания независимых СМИ стали больше после выхода в 1990 г. Закона «О печати».

Никогда ранее не был столь значительным интерес к истории. Страна переживала настоящий «исторический бум». В 1987- 1991 гг. газеты и журналы часто печатали материалы «круглых столов» на исторические темы, «размышления» историков и публицистов. Упрощение доступа к архивным фондам привело к появлению в печати массы сенсационных документов, которые становились достоянием самой широкой публики. Принципиально важным было снятие покрова тайны с многих страниц истории КПСС. Было возобновлено издание журнала «Известия ЦК КПСС», знакомившего с закрытыми ранее партийными решениями. В историю были «возвращены» Н. И. Бухарин, А. И. Рыков, А. Д. Троцкий, А. Б. Каменев, Ф. Ф. Раскольников, В. А. Антонов-Овсеенко и многие другие.

Восстановлению исторической памяти способствовала публикация работ русских философов и писателей, чьи имена были под запретом. Среди них - Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, П. А. Сорокин, В. В. Розанов, И. А. Ильин. В 1990 г. был переиздан сборник «Из глубины», написанный русскими философами в 1918 г. В 1991 г. были опубликованы не менее знаменитые «Вехи», явившиеся в свое время «предостережением русских философов судьбе России и интеллигенции». Массовыми тиражами издавались «Реквием» А. Ахматовой, «Котлован» и «Чевенгур» А. Платонова, «Мы» Е. Замятина. Потрясение вызывали публикации А. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ») и В. Шаламова («Колымские рассказы»).

Бурные перемены происходили в кинематографе. В 1986 г. потрясением стала демонстрация фильма Т. Абуладзе «Покаяние ». Картина свидетельствовала о готовности кинематографического сообщества к глубокому переосмыслению важнейших событий новейшей отечественной истории. С «полок» были возвращены более ста ранее «отложенных» фильмов. Публика смогла познакомиться с работами А. Тарковского, А. Германа, А. Михалкова-Кончаловского, других режиссеров. Увлечение публицистической документалистикой в 1985-1991 гг. также отразилось в кино. Классикой тех лет стали полу доку ментальные фильмы С. Говорухина «Так жить нельзя». Кино в числе первых среди других видов искусства столкнулось с таким новым явлением, как коммерциализация, значительно влиявшая на содержание художественного творчества.

Во второй половине 1980-х гг. новый образ обретал и театр. Свойственная времени публицистичность нашла яркое отражение в популярных постановках М. Захарова в театре Ленинского комсомола (пьесы М. Шатрова «Диктатура совести», «Синие кони на красной траве», «Дальше... дальше... дальше!», по-новому выводившие на сцену ленинскую проблематику). В первые перестроечные годы из подполья вышла музыкальная рок-культура. Концерты отечественных и зарубежных рок-групп собирали целые стадионы зрителей.

Однако далеко не все происходившие в духовной сфере процессы были однозначно позитивными. «Освобожденные» от прямого партийного диктата средства массовой информации очень быстро оказались втянутыми в острые политические баталии, порой доходя до разнузданного и малоприглядного шельмования оппонентов, что негативно влияло на общественную атмосферу. Провозглашенная «деидеологизация», избавление от коммунистического догматизма на деле оборачивались ускоренным утверждением другой, буржуазно-либеральной идеологии. Отказ от конфронтации и сближение с Западом часто выливались в некритическое к нему отношение, увлечение его далеко не бесспорными «достижениями». Это особенно пагубно сказалось в сфере культуры, искусства и общественных наук. С экранов кинотеатров, телевидения, с театральных подмостков демонстрировались преимущественно невысокого художественного качества ленты и постановки, основным содержанием которых были пропаганда культа насилия, порнография, не ограниченная моралью страсть к наживе. Тем самым наносились весьма ощутимые удары по эстетическим и нравственным ценностям российского общества, что особенно пагубно влияло на формирование сознания молодого поколения.

5.Духовная жизнь демократической России

В н. 1990-х гг. возник интерес к зарубежным геополитическим, националистическим, социально- экономическим идеям, неприменимым к реальностям современного мира, уже давно утратившим популярность в тех странах, где они зародились. С отменой в России всякой цензуры страна стала частью того мирового информационно-культурного пространства, в котором господствует массовая культура. Благодаря кинопрокату и телевидению миллионы россиян смогли ознакомиться с продукцией зарубежных «фабрик грез» - боевиками, триллерами, многосерийными мелодрамами, творчеством музыкальных коллективов. Появилась возможность пользоваться всем комплексом услуг глобальной информационной сети, интернета.

Возникли десятки новых, негосударственных издательств. В условиях отсутствия каких-либо цензурных ограничений читатели получили доступ к трудам зарубежных философов, политологов, социологов, мемуарам политических деятелей. Многим россиянам полюбились произведения таких мастеров триллера, как С. Кинг , детектива - Дж. X. Чейз, фантастики - А. Азимов, Р. Брэдбери и многих других. Значительной популярностью стала пользоваться мистическая, оккультная, эротическая литература, которая ранее не была представлена на книжном рынке.

В сложной экономической ситуации начала 1990-х гг. возможности государственной поддержки творческих союзов, театров, отечественных киностудий, многих направлений науки, спорта сократились. Это вызвало недовольство ряда представителей творческой интеллигенции. В то же время в условиях открытости общества многие деятели российской театральной, художественной, музыкальной, спортивной элиты охотно заключали контракты на работу за рубежом.

Положение начало меняться в конце 1990-х гг. Государство стало выделять больше бюджетных средств на развитие отечественной культуры и спорта. Укрепляющийся российский бизнес спонсировал многие художественные проекты. Благодаря усилиям общественности, реорганизации творческих союзов в стране появились сотни художественных галерей, музеи открыли свои залы для новых выставочных экспозиций. Сложились оригинальные творческие театральные и музыкальные коллективы. Предпринимались попытки синтеза достижений постмодернизма с традициями отечественного искусства.

В живописи и скульптуре большую известность завоевал З.К. Церетели (р. в 1934), автор многих композиций в Москве и за рубежом. Традиции самобытности в русском изобразительном искусстве отстаивает Я. С. Глазунов (р. в 1930), основатель Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Широкого признания добились скульптор и художник М.М. Шемякин (р. в 1943), портретист А.М. Шилов (р. в 1943) и др. Всемирную известность получили российские музыканты пианист Н.А. Петров (р. в 1943), альтист ЮЛ. Башмет (р. в 1953), скрипач и дирижер В. Т. Спиваков (р. в 1944) и др.

Российское киноискусство достигло немалых успехов. Фильмы Н.С. Михалкова (р. в 1945) «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник» с их новым осмыслением традиций российской и советской жизни получили высокую оценку зрителей. Большую популярность завоевали документальные ленты, раскрывающие малоизвестные эпизоды отечественной истории.

В 2004-2007 гг. появились первые отечественные высокобюджетные фильмы, в которых использовались передовые компьютерные технологии и спецэффекты (блокбастеры). «Ночной дозор», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» имели беспрецедентный для современной России кассовый успех.

Широкое распространение получил жанр детектива, приобретший своих почитателей. Некоторые произведения, созданные в жанре детектива, легли в основу многочисленных телевизионных сериалов, которые завоевали миллионную аудиторию. Компьютерная графика, телевизионная реклама, музыкальные видеоклипы стали неотъемлемой частью современной отечественной массовой культуры.

Образование и наука. Скудость финансирования (в 2000 г. - 40% от уровня 1991 г.) предопределила кризисное состояние системы образования. В 1992 г. был принят Закон «Об образовании», согласно которому уровень обязательного школьного образования был понижен до 9 классов. Конкурсный отбор в десятый класс оставил за пределами школы многих ребят - в 1995 г. их оказалось 1,5 млн человек. И хотя впоследствии указом президента конкурс был отменен, негативные последствия предыдущего решения преодолеть не удалось. Ухудшение экономического положения значительных социальных слоев сократило возможности получения образования их детьми. Вместе с тем появились дополнительные, как правило, платные образовательные услуги, открылись платные школы, гимназии, лицеи.

— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Массовая культура

С появлением средств массовой информации (радио, массовых печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами. СМИ и массовая культура неразрывно связаны между собой. Культура становится "массовой", когда её продукты стандартизируют и распространяют среди широкой публики.

Массовая культура (лат. massa - ком, кусок) - понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен "усредненный" уровень духовных потребностей.

Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк - от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, "мыльная опера") до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, "интеллектуальный" детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Актуализируя и опредмечивая ожидания массовой аудитории, массовая культура отвечает её потребностям в досуге, развлечении, игре, общении, эмоциональной компенсации или разрядке и др. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. Она может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка - яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура и её социальные функции

В морфологическом строении культуры можно выделить две области: обыденной и специализированной культуры. Промежуточное положение с функцией транслятора занимает массовая культура. Разрыв между обыденной и специализированной культурами в древности был небольшим (специальность ремесленника или купца осваивалась в процессе домашнего воспитания), но по мере научно-технического развития он увеличился намного (особенно в наукоемких профессиях).

Обыденная культура реализуется в соответствующих формах образа жизни. Образ жизни определяется в числе прочего и родом профессиональных занятий человека (у дипломата неизбежно другие образы жизни, нежели у крестьянина), аборигенными традициями места проживания, но более всего - социальным статусом человека, его сословной или классовой принадлежностью. Именно социальный статус задает направленность экономических и познавательных интересов личности, стиль её досуга, общения, этикета, информационных устремлений, эстетических вкусов, моды, имиджа, бытовых обрядов и ритуалов, предрассудков, образов престижности, представлений о собственном достоинстве, общемировоззренческих установок, социальной философии и т.п., что составляет основной массив черт обыденной культуры.

Обыденная культура не изучается человеком специально (за исключением эмигрантов, целенаправленно осваивающих язык и обычаи новой родины), а усваивается стихийно в процессе детского воспитания и общего образования, общения с родственниками, социальной средой, коллегами по профессии и пр. и корректируется на протяжении всей жизни индивида по мере интенсивности его социальных контактов.

Современные знания и культурные образцы вырабатываются в недрах высокоспециализированных областей социальной практики. Они понимаются и усваиваются соответствующими специалистами, для основной же массы населения язык современной специализированной культуры (политической, научной, художественной, инженерной и т.п.) почти недоступен. Поэтому обществу требуется система средств по "переводу" информации с языка высокоспециализированных областей культуры на уровень обыденного понимания неподготовленных людей, по "растолковыванию" этой информации её массовому потребителю, определенной "инфантилизации" её образных воплощений, а также "управлению" сознанием массового потребителя.

Такого рода адаптация всегда требовалась для детей, когда в процессах воспитания и общего образования "взрослые" смыслы переводились на язык сказок, притч, занимательных историй, упрощенных примеров. Теперь подобная интерпретативная практика стала необходимой для человека на протяжении всей его жизни. Современный человек, даже будучи очень образованным, остается узким специалистом в одной области, и уровень его специализированности из века в век повышается. В остальных областях ему требуется постоянный "штат" комментаторов, интерпретаторов, учителей, журналистов, рекламных агентов и иного рода "гидов", ведущих его по безбрежному морю информации о товарах, услугах, политических событиях, художественных новациях, социальных коллизиях и т.п.

Реализатором такого рода потребностей и стала массовая культура. Структура бытия в ней задается человеку как набор более или менее стандартных ситуаций, где все уже выбрано теми самыми "гидами" по жизни: журналистами, рекламными агентами, публичными политиками и т.п. В массовой культуре уже все известно наперед: "правильный" политический строй, единственно верное учение, вожди, место в строю, звезды спорта и эстрады, мода на имидж "классового борца" или "сексуального символа", кинофильмы, где "наши" всегда правы и всегда побеждают и пр.

Напрашивается вопрос: а разве в прежние времена не возникало проблем с трансляцией смыслов специализированной культуры на уровень обыденного понимания? Почему массовая культура появилась только в последние полтора-два века, и какие культурные феномены выполняли эту функцию раньше?

По-видимому, до научно-технического переворота последних веков действительно не было такого разрыва между специализированным и обыденным знанием. Единственным исключением была религия. Мы хорошо знаем, сколь велик был интеллектуальный разрыв между "профессиональным" богословием и массовой религиозностью населения. Здесь действительно был необходим "перевод" с одного языка на другой. Эта задача решалась проповедью. Очевидно, церковную проповедь мы и можем считать историческим предшественником явлений массовой культуры.

Феномены массовой культуры создаются профессиональными людьми, преднамеренно редуцирующими сложные смыслы к примитиву. Нельзя сказать, что такого рода инфантилизация проста по исполнению; хорошо известно, что техническое мастерство многих звезд шоу-бизнеса вызывает искреннее восхищение у представителей "художественной классики".

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

индустрия "субкультуры детства" (художественные произведения для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);

массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире с помощью типовых программ;

средства массовой информации (печатные и электронные), транслирующие текущую информацию, "растолковывающие" рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер;

система идеологии и пропаганды, формирующая политические ориентации населения;

массовые политические движения, инициированные элитой с целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ;

индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, может быть, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее. Массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых "перевертышей". Для этой культуры характерно:

тиражирование уникального и сведение его к обыденно-общедоступному;

индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности);

индустрия интеллектуального досуга ("культурный" туризм, художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение "научно-популярное", интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую "гуманитарную эрудицию" населения;

система управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама моды, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарт социально престижных образов и стилей жизни, интересы и потребности, типы внешности;

игровые комплексы - от механических игровых автоматов, электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности;

всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей.

И никто нам эту "культурную продукцию" не навязывает. За каждым сохраняется право выключить телевизор, когда ему захочется. Массовая культура как один из наиболее свободных по режиму своего распространения товаров на рынке информации может существовать только в условиях добровольного и ажиотажного спроса. Конечно, уровень подобного ажиотажа искусственно поддерживается заинтересованными продавцами товара, но сам факт повышенного спроса именно на это, выполненное именно в этой образной стилистике, на этом языке, порожден самим потребителем, а не продавцом.

В конце концов, образы массовой культуры, как и всякая иная образная система, демонстрируют нам не что иное, как наше собственное "культурное лицо", которое на самом деле было присуще нам всегда; просто в советское время эту "сторону лица" не показывали по телевизору. Если бы это "лицо" было абсолютно чужим, если бы в обществе не имел место действительно массовый спрос на все это, мы бы и не реагировали на него столь остро.

Хотя массовая культура, безусловно, является "эрзац-продуктом" специализированных областей культуры, не порождает собственных смыслов, а лишь имитирует явления, не стоит оценивать её только негативно. Массовая культура порождается объективными процессами модернизации общества, когда социализирующая и инкультурирующая функции традиционной культуры утрачивают свою эффективность. Массовая культура фактически принимает на себя функции инструмента обеспечения первичной социализации. Вполне вероятно, что массовая культура является эмбриональным предшественником какой-то новой, еще только нарождающейся обыденной культуры.

Так или иначе, но массовая культура представляет собой вариант обыденной культуры городского населения, компетентной только в узкой сфере, а в остальном предпочитающей пользоваться печатными, электронными источниками редуцированной "для круглых дураков" информации. В конце концов, эстрадная певица, приплясывающая у микрофона, поет примерно о том же, о чем писал в своих сонетах Шекспир, но только в данном случае переведенном на язык "два прихлопа, три притопа".