Краска для радиаторов отопления на водной основе. Какую краску для батарей отопления выбрать и как покрасить своими руками

08.03.2020

Очень многие хозяева домов или квартир вовсе не спешат заменять чугунные батареи старого образца, которые нормально функционируют, на новые модели. Несмотря на почтенный возраст, эти радиаторы способны верно служить еще не одно десятилетие. Правда, при этом необходимо периодически приводить в их порядок. Со временем они теряют свой эстетичный внешний вид, на слое окрасочного покрытия образовываться трещинки, происходит отслоение краски. И в этих местах могут проявляться следы, может и неопасной для чугуна, но очень сильно портящей общую картину коррозии. Значит, пришла пора проводить очередное окрашивание.

Обновления защитно-декоративного покрытия требуют и другие типы , тем более что для стальных батарей или конвекторов очаги появившейся коррозии вообще могут стать фатальными. Да и алюминиевые или биметаллические отопительные приборы тоже со временем иногда приходится «освежать» или даже перекрашивать в другой цвет, сообразуясь с задуманной отделкой помещения.

В настоящей публикации как раз и посмотрим, как покрасить батарею отопления самостоятельно? Будут рассмотрены основные нюансы, касающиеся подготовки к этой процедуре, выбора краски и ее практического применения. А эту информацию необходимо знать еще до этапа планирования таких работ.

Краска для радиаторов отопления

Критерии выбора краски для батарей

Краска для радиаторов отопления подойдёт не любая. Все дело в тех особых условиях эксплуатации, которые свойственны этим отопительным приборам.


Поэтому, выбирая состав, необходимо остановиться на одном из вариантов, изготовленных специально для нанесения на радиаторы отопления. В случае если производитель не конкретизировал предназначение краски, то следует обратить внимание на такую ее характеристику, как термостойкость.

Итак, приобретая краску, необходимо изучить следующие ее параметры:

  • Стойкость к повышенным температурам. Окрасочный слой, нанесенный на металлическую поверхность, должен быть способен выдерживать нагрев до 80÷90 градусов, без потери своих защитных и декоративных качеств и без выделения запахов.
  • Высокая адгезия. Это качество поможет создать надежное сцепление краски с поверхностью батареи - покрытие не начнет отслаиваться под воздействием перепадов температур.
  • Антикоррозийная защита. В состав краски должны входить составляющие, способные оградить металл от внешних агрессивных воздействий. В особенности это актуально для стальных и чугунных радиаторов.
  • Устойчивость цвета к выгоранию или пожелтению. Это очень важное качество краски, и если его не принять в расчет, то не исключено, что вскорости окрашивание придется производить вторично.
  • Устойчивость декоративного покрытия к истиранию. При контакте радиатора с различными твердыми предметами (например, при перестановке мебели или в ходе детских игр), а также предметами одежды, которые нередко просушиваются на батареях, слой краски не должен покрываться мелкими царапинами, истончаться и начинать «просвечивать».
  • Экологическая безопасность. В состав краски не должны входить составляющие, которые при нагревании могут выделять токсичные испарения, способные навредить здоровью жильцов дома или квартиры. Покрытие в любом режиме работы батарей не должно создавать никаких запахов.

Выбираемая краска хорошего качества должна соответствовать всем перечисленным выше критериям в комплексе. Однако, чтобы некоторые из характеристик, например, адгезия, действительно «работали», поверхность радиатора необходимо правильно подготовить. Если упустить этот важный этап окрашивания, то покрытие может продержаться недолго, и весь процесс придется выполнять заново, уже с учетом допущенных ошибок.

Какие краски могут использоваться для батарей отопления

Если ранее для окрашивания батарей в основном применялись масляные краски, а в лучшем случае эмалевые варианты (просто из-за скудости представленного в продаже ассортимента), то сегодня выбор составов настолько широк, что стоит разобраться в их характеристиках и выявить оптимальный.

Масляная краска

Несмотря на наличие в специализированных магазинах других типов красок, некоторые владельцы жилья предпочитают «по старинке» приобретать для окрашивания батарей проверенные годами составы, изготавливаемые на основе органических масел. Эта линейка красок относится к недорогим вариантам, возможно, поэтому и не теряющим свою популярность.

Характерные особенности масляных составов:

  • Они отличается отличной укрывистостью и создают на поверхности металла слой, имеющий высокую плотность и прочность.
  • Краска устойчива к высоким температурам.
  • Составы после высыхания не выделяют токсичных испарений.
  • Демонстрируется неплохая стойкость покрытия к механическим нагрузкам и истиранию.

Составы, изготовленные на масляной основе, имеют и свои довольно многочисленные недостатки. Поэтому от них давно отказались многие владельцы жилья:

  • При окрашивании составы издают специфический терпкий запах, который не выветривается из помещений длительное время.
  • Краска очень долго сохнет, оставляя неэстетичные подтеки, в особенности на вертикальных поверхностях.
  • Состав имеет довольно густую консистенцию и неважную растекаемость, поэтому его непросто нанести равномерным слоем.

Со временем слой масляной краски приобретает нереспектабельный внешний вид, из белого превращаясь в грязно-желтый или кремовый цвет
  • Масляные покрытия белого цвета предрасположены к пожелтению, а значит, декоративность такого покрытия уже через пару сезонов будет весьма сомнительной.
  • Материал не обладает высокими антикоррозийными качествами, поэтому зачастую под его слоем образуется ржавчина, точками проступающая наружу.

Несмотря на то, что масляные краски имеют доступную стоимость, сегодня их выбирают буквально единичные потребители - все из-за названных выше недостатков. Кроме того, они значительно уступают по своим характеристикам аналогам, изготовленным на других основах.

Вывод – лучше не связываться, несмотря на доступную цену.

Алкидные эмали

Этот вид окрасочных составов содержит пигменты и добавки, затворенные в пентафталевом или глифталевом лаке. Алкидные краски имеют ряд преимуществ, которые делают их достаточно востребованным материалом:


Алкидная эмаль, специально предназначенная для покраски батарей, что отражено на этикетке
  • Алкидный состав создает на поверхности радиаторов равномерное гладкое покрытие, придавая им эстетичный внешний вид.
  • Краска не желтеет и не выгорает, а также обладает высокими адгезионными способностями.
  • Покрытие способно надежно защитить металл от внешних агрессивных воздействий.
  • Алкидные краски отличаются высокой износостойкостью.
  • Способность выдерживать высокие температуры делает такое декоративное покрытие долговечным.
  • Широкий диапазон оттенков, представленный в продаже, позволяет выбрать краску, наиболее подходящую к задуманной отделке.
  • Достоинством является и доступная стоимость таких ЛКМ.

Алкидные эмали подразделяются на несколько типов, в зависимости от основы, на которой они произведены. При этом каждый из вариантов имеет как свои «плюсы», так и «минусы».

  • Эмаль, изготовленная на основе растворителей (уайт-спирит), создает на поверхности эстетичный глянцевый слой. Однако, при нанесении состав издает резкий едкий запах. Несмотря на это, материал остается востребованным из-за доступной стоимости и относительно быстрого просыхания.
  • Эмаль на кремнийорганической основе создает на поверхности батарей матовый слой. Краска является термостойкой и способна выдержать без ущерба нагрев до 600 градусов (что на радиаторах отопления невозможно в принципе). Такие составы предлагаются как в виде суспензии, расфасованной в банки, так и в виде аэрозоля.

Если предполагается приобрести краску без запаха, то вариант на основе растворителей следует сразу же отклонить. Уайт-спирит, входящий в состав краски, придает ей резкий неприятный запах, сохраняющийся длительное время даже после окрашивания. Кроме того, при сильном нагреве батарей запах также может себя проявить даже спустя некоторое время.

Цены на Эмаль «Krafor» для радиаторов

Эмаль Krafor для радиаторов

Акриловые эмали

Термостойкие акриловые эмали пользуются немалой популярностью у потребителей, так как обладают большим количеством преимуществ, к которым можно отнести следующие характеристики:


Акриловые эмали могут создавать на поверхности матовое, полуматовое или глянцевое покрытие
  • Акриловая эмаль создает на металлической поверхности гладкое и ровное покрытие. В процессе высыхания состава происходит полимеризация его компонентов, в результате чего нанесенный слой визуально напоминает пластик.
  • Акриловые термостойкие краски не издают резкого неприятного запаха как в процессе их нанесения, так и в период эксплуатации отопительных приборов.
  • Этот вид окрасочных составов быстро сохнет - период их схватывания составляет от 10 до 90 минут, в зависимости от компонентов и технологии производства. Полное просыхания слоя происходит примерно через 5 часов после его нанесения.
  • Акриловые эмали имеют среднюю густоту, их удобно наносить на вертикальные поверхности, так как они хорошо на них задерживаются, не растекаются и не создают подтеков.
  • Большой выбор акриловых красок разных производителей позволяет выбрать наиболее устраивающий покупателя вариант, как по стоимости, так и по составу и оттенку.

Несмотря на немалое количество достоинств, есть у акриловых эмалей и свои недостатки, к которым можно отнести низкую устойчивость покрытия к механическим воздействиям.

Остановив свой выбор на акриловых составах, при их приобретении следует особое внимание уделить таким характеристикам, как температурный диапазон эксплуатации, а также конкретное предназначение краски.

Чтобы получить должный эффект окрашивания, эмаль наносится на подготовленную поверхность в два слоя. Кроме этого, после нанесения, как первого, так и второго слоев необходимо обеспечить на период их просыхания защиту поверхности от воздействия на нее влаги.

Из акриловых эмалей можно выделить популярные составы - это «ВД-АК-1179» и «Термакрилл».

  • Эмаль «ВД-АК-1179» наносится на хорошо загрунтованную поверхность батареи. Первый слой краски сохнет около двух часов, после чего можно наносить второй слой. Полное просыхание состава наступает через сутки после нанесения второго слоя.

Универсальная акриловая эмаль «VGT ВД-АК-1179» в полной мере подходит и для окрашивания радиаторов отопления
  • «Термакрилл» краска бренда «Альп Эмаль» отличается от своих аналогов входящими в нее антикоррозийными добавками. Этот тип эмали рассчитан на нанесение не только на чугунные радиаторы отопления, но и на батареи, изготовленные из нержавейки, алюминия, сплавов титана и низкоуглеродистой стали. Краска обладает специфическим запахом, но он достаточно быстро выветривается. Схватывание нанесенного состава происходит в течение 30 минут, а полное просыхание наступает через двое суток после нанесения второго слоя эмали.

Дисперсионно-акриловая краска

Эта разновидность акриловых красок отличается тем, что может быть использована в отопительный период, то есть когда батареи разогреты до высоких температур. Дисперсионно-акриловые составы практически не имеют запаха, легко наносятся равномерным слоем и быстро сохнут.

Краска обладает высокими декоративно-эксплуатационными характеристиками, не изменяет цвет в процессе эксплуатации и не растрескивается под воздействием высоких температур. Способна создавать матовую или глянцевую поверхности – на это обращают внимание в магазине при выборе.


Один из популярных составов этого типа - краска для радиаторов « Dulux Master Lux Aqua 40»

Краска «Master Lux Aqua 40» от компании «Dulux» особенно популярна среди потребителей. При ее нанесении следует учитывать некоторые особенности. Так, для первого слоя краску разбавляют с водой в пропорции 1:10 – это получается своеобразная грунтовка, подготавливающая поверхность для следующих окрашивающих слоев. А они уже наносятся неразбавленной краской.

Можно назвать еще несколько составов, которые, по отзывам потребителей, успели зарекомендовать себя с наилучшей стороны - это «Aqua-Heizkorperlack» компании «Dufa», «Element» бренда «Eskaro», а также «Тиора», «Термо» и «Дюфа Ритейл». Все эти краски не имеют неприятных запахов, быстро сохнут и создают очень прочные и аккуратные покрытия.

Силиконовые краски

Эти разновидности красок производятся на основе силикона, замешанного на водных или органических растворителях.


К особенностям силиконовых составов относят следующие их качества:

  • Устойчивость к высоким температурам. Силиконовое покрытие способно выдержать любые температурные режимы отопительных систем без потери целостности слоя и его эстетичности.
  • Удобство и простота нанесения. Если выбирается этот вариант покрытия, то под него даже не требуется дополнительная подготовка металлических поверхностей радиаторов.
  • Длительный срок эксплуатации. Силикон устойчив к влиянию механических воздействий, в том числе и к истиранию. Поверхности кс лёгкостью поддаются любой уборке. В том числе – с применением моющих составов.
  • Совершенно не боится он и ультрафиолетового излучения – поверхности не будут выцветать. Не зря силиконовые краски широко применяются для декорирования фасадов зданий.

Единственным недостатком силиконовых составов является их высокая стоимость. Но, учитывая длительность эксплуатации без потери внешних данных, то, что не придется тратить время и средства на окрашивание батарей каждые два - три года, цена выглядит вполне оправданной.

Другие варианты красок для радиаторов

Кроме перечисленных выше типов красок, подходящих или специально предназначенных для окрашивания батарей, могут применяться и иные ЛКМ, изготовленные на других основах. Или же модификации уже упомянутых составов с дополнительными ингредиентами.


Из многообразия красок для радиаторов можно выбрать ту, которая подойдет и по характеристикам, и по цене
  • Краски, произведенные на основе силикатных смол . Этот вариант красок образует на поверхностях эластичный и плотный слой, устойчивый к перепадам температур. Составы отличаются отличными адгезионными способностями и не требуют дополнительной подготовки поверхности. К недостаткам этого материала относится неприятный резкий запах в период нанесения краски и до полного ее высыхания.

Один из вариантов фактур, создаваемых молотковой краской
  • Молотковые краски - это разновидность алкидных составов, но создающих не традиционно гладкое покрытие, а интересные фактурные рисунки мелких трещин или же поверхность с эффектом чеканки. Этот вариант как нельзя лучше подойдет для старых моделей чугунных батарей. Создаваемая ими фактура отлично скроет шероховатости, которые всегда присутствуют на этих моделях радиаторов.

  • Некоторые владельцы жилья предпочитают покрывать батареи краской - серебрянкой , которая состоит из алюминиевой пудры и лака или олифы. Этот состав отлично выдерживает высокие температуры, и его можно наносить как на подготовленное основание, так и на старую краску. Необходимо сразу же предупредить, что состав имеет стойкий резкий запах, поэтому после окрашивания помещение необходимо сразу же хорошо проветрить. А по вопросу декоративности такого подхода – пусть каждый решает для себя сам, насколько подобная отделка уместна, скажем, в жилом помещении.

Подготовка батарей к покраске

Процесс подготовки радиаторов к покраске является очень важным этапом работ, так как он необходим для выполнения нескольких задач:

  • Одна из задач - повышение адгезионных способностей материалов, а также защиты металла от возникновения коррозии.
  • Если же батареи старые, покрытые несколькими слоями краски, их очистка необходима для увеличения теплоотдачи.

Все работы как по подготовке поверхностей, так и по их окрашиванию рекомендуется осуществлять по окончании отопительного сезона. Исключением может быть применение красок и грунтовок, рассчитанных на нанесения их на горячие поверхности.

Итак, подготовка радиаторов к покраске состоит из нескольких операций:

  • Очистка поверхностей от пыли и жирного налета. Пыль, скопившаяся внутри секций, удаляется с помощью пылесоса со щелевой насадкой или же узкой щеткой. Можно применить также мокрый способ очистки, использовав воду с моющими средствами. Если же на батарее образовались жировые загрязнения, что нередко случается в кухонных условиях, то удалить их можно средством для мытья посуды. При необходимости, на сильнозагрязненные места накладывается влажная ткань, под которой жирные пятна размягчаться и их легче будет счистить.

  • Очистка от ржавчины и старой краски . Далее, новые батареи необходимо очистить от налета ржавчины, а старые - от многочисленных слоев краски. Существует два способа очистки - это механический и химический.

— Механический способ более трудоемкий и займет довольно много времени. Он осуществляется с помощью металлической щетки закрепленной на шлифовальной машинке или же в патроне электрической дрели. Однако, этот способ подходит только для . Современные батареи, изготовленные из тонкой листовой стали или цветных металлов жесткой металлической щеткой можно серьезно повредить. В любом случае, работать следует на невысоких оборотах. Краска с поверхности батарей должна быть снята полностью.

Другой способ очистки - это применение химических составов , с помощью которых краска или ржавчина смывается с поверхностей. Составы производятся в виде раствора, пасты, геля или аэрозоля.

Смывка для удаления краски с деревянных и металлических поверхностей

Каждый из вариантов химических составов используется по-разному - на упаковке производитель дает инструкцию по их применению, которой необходимо четко придерживаться. Например, пастообразные вещества наносятся на поверхности с помощью кисти с натуральной щетиной, после чего батарея закрывается полиэтиленовой пленкой на срок, определенный производителем. Время воздействия может варьироваться от двадцати минут до нескольких часов. Краска должна размягчиться, после чего с широких поверхностей ее счищают шпателем, а ее остатки механическим способом с помощью металлической щетки.

Удобны в применении аэрозольные варианты смывок, так как при распылении они проникают в самые труднодоступные места секций радиатора. Принцип действия этих составов сопоставим с любым видом смывок - краска размягчается, затем снимается шпателем и щеткой.

Однако, следует предупредить, что химические составы - небезобидны. Они обладают резким едким запахом, поэтому помещение, где они используются должно хорошо проветриваться. Кроме этого, необходимо обезопасить дыхательные пути респиратором, а руки -защитными перчатками. Выбирая этот способ очистки, необходимо приобретать составы, на которых указано, что они безопасны при нанесении на металл.


  • Грунтование радиаторов . Следующим этапом идет нанесение грунта на очищенные поверхности. Такая обработка предназначена для предотвращения появления очагов коррозии, а также для создания оптимальных условий для адгезии окрасочных материалов. Выбранный для грунтования состав должен быть предназначен для металлических поверхностей и быть совместимым с краской, которой будут окрашиваться радиаторы.

Если приобретается краска отечественного производства, то под нее хорошо подойдет грунт ГФ-021. При использовании окрасочных составов зарубежных производителей можно применить грунт «Sigma» или «Dulux».

К финальному этапу покраски переходят после полного просыхания грунтовочного слоя.

Окрашивание батарей отопления

Приступая к окрашиванию, рекомендуется придерживаться следующего правила - наносить краску тонкими слоями. Если попытаться покрасить радиаторы одним толстым слоем, то вряд ли удастся получить аккуратную гладкую поверхность. Большое количество краски, одноразово нанесенное на вертикальные поверхности батарей, образуют неэстетичные подтеки и неровности. Поэтому оптимальный вариант - окрашивать приборы в два тонких слоя: первый создаст основу и закроет естественный цвет металла или грунтовки, а второй окончательно выровняет отделку и придаст радиаторам эстетичный внешний вид.

Чугунные радиаторы

Это, пожалуй, самые неудобные для окрашивания батареи – из-за сложной формы, выраженной ребристости и находящихся на виду внутренних полостей.

Для окрашивания чугунных радиаторов потребуется несколько кистей разной ширины, а главное - закрепленных на ручках различной конфигурации.


Для того чтобы добраться для труднодоступных мест внутри секций обязательно потребуется кисть с изогнутой длинной ручкой, которая значительно упростит процесс окрашивания.


Первым шагом окрашиваются верхние области внутри батарей, после чего нижние. Далее - переходят на внешние, лицевые поверхности.


Окрашивание фасадных поверхностей, после того, как будет закончено с внутренними участками, покажется сущим отдыхом

Внешние поверхности радиатора также начинают окрашивать сверху, постепенно опускаясь вниз. Такая технология объясняется тем, что в случае неосторожного ляпа или подтека, его можно будет сразу же подобрать кистью, то есть исправить недочет.

Первый слой должен быть тонким, но закрыть все поверхности радиатора без оставления непокрашенных участков.

Второе окрашивание осуществляется только после полного просыхания первого слоя. Время схватывания и высыхания краски указывается производителем на ее упаковке.

В случае если после просыхания первого слоя обнаружатся подтеки или неровности, то перед вторым окрашиванием поверхность следует обработать мелкозернистой наждачной бумагой.

Так как именно чугунные радиаторы, как правило, чаще всего требуют регулярного окрашивания, в помощь домашнему мастеру ниже размещен онлайн-калькулятор, позволяющий заранее рассчитать требуемое количество краски. Необходимые пояснения по проведению вычислений также прилагаются.

Довольно часто приходят к выводу, что обычный белый цвет батарей (или вовсе не окрашенное изделие), не совсем будет вписываться в интерьер помещения. К тому же от внешних воздействий краска нередко отшелушивается. Особенно это касается батарей, находящихся уже в продолжительной эксплуатации. Для того, что бы придать радиатору привлекательный внешний вид, который к тому же будет соответствовать цветовой гамме помещения, используются специальные красящие составы, устойчивые к воздействию высоких температур. Подобные краски должны обладать набором определённых параметров, которые мы рассмотрим ниже.

Краска для батарей отопления. Критерии выбора.

Все красящие составы, применяемые для окраски элементов отопительной системы, по своим физико-техническим параметрам отличаются от красок обычного типа и должны выполнять определённые требования:

  1. Одним из главных требований является отсутствие вредных химических испарений под влиянием повышенных температур. На каждой упаковке должны быть проставлены нормы, которым соответствует данная краска. От российских производителей — нормы действующего ГОСТа. От импортных производителей — европейские стандарты. При отсутствии данной маркировки — лучше отказаться от приобретения продукта, во избежании вредных последствий.
  2. Термоустойчивость приобретаемого продукта обязана быть более 80 градусов. В противном случае краска начнёт идти трещинами и отслаиваться.
  3. По возможности следует приобретать быстросохнущий состав, для ускорения процесса покраски.
  4. Краска должна обладать защитой от коррозии. Это повысит срок эксплуатации всего радиатора.
  5. Некоторые виды красок обладают неприятных запахом до полного засыхания. Это следует учитывать при покраске жилых помещений. Лучше всего подобными видами красок обрабатывать помещения, которые можно хорошо проветрить.
  6. Краска должна обладать влагоустойчивостью для проведения влажной уборки радиатора.
  7. Высокая теплопередача для беспрепятственного функционирования батарей.

Какие виды красок используются при окрашивании радиаторов.

При покраске частей отопительной системы используются красящие составы, производимые на разных основах. У каждого вида присутствуют, как свои достоинства, так и недостатки.

Покраска батарей отопления масляной краской.

В основу всех масляных красок входят органические масла. Не так давно этот вид красок был единственно-используемым для покраски радиаторов. Из основным преимуществ данного типа красок стоит отметить невысокую стоимость и создаваемый плотный слой, устойчивый к механическим и температурным воздействиям. Из недостатков стоит выделить следующие:

Неприятный запах при окрашивании, от которого можно избавиться только путём длительного проветривания. Помимо этого, специфический запах может возникнуть при чрезмерном нагревании батареи.

Масляная краска создаёт слой большой толщины, препятствующий нормальной теплопередаче радиатора.

Достаточно сложно нанести красящий состав ровным слоем.

В процессе длительной эксплуатации краска может начать трескаться.

При длительном использовании краска начинает тускнеть.

Масляные краски не в достаточной мере создают защиту от коррозии.

Наиболее длительное время полного засыхания среди всех альтернативных вариантов.

Алкидная эмаль для покраски радиаторов.

Эмаль, обладающая повышенной термоустойчивостью, в основе которой лежат пигменты, специальные добавки и пентафталевый или глифталевый лак.

При использовании дает ровную глянцевую поверхность.

Помимо этого обладает повышенной стойкостью к износу и механическим повреждениям.

Выпускается в различных цветовых решениях.

Из недостатков следует выделить резкий запах при окрашивании, который может проявиться на начальных этапах, при высоком нагреве батареи.

Так же алкидные эмали обладают продолжительным временем засыхания, что может затянуть покраску на несколько дней.

Краска акриловая эмаль, обладающая термостойкостью.

Самый приемлемый вариантов для покраски частей отопительной системы это акриловая эмаль.

При покраске красящий состав создаёт гладкий и ровный слой.

Так же акриловая эмаль почти не имеет запаха во время окраски. После её высыхания запах так же отсутствует.

При выборе эмали следует брать виды, имеющие термоустойчивость более 80 градусов (Не все эмали соответствуют этому требованию).

Помимо всех иных преимуществ, первый слой акриловой эмали высыхает в течении полутора часов. Второй слой эмали обычно сохнет около 5 часов.

Главный недостаток акриловых эмалей — низкая устойчивость к механическим повреждениям.

Силиконовая краска по металлу для покраски батарей.

При производстве этого типа краски используется силиконовая смола, замешанная на органических или водяных растворителях.

Главные преимущества силиконовых красок — это исключительная термоусточивость и устойчивость к внешним повреждениям.

Помимо этого краску можно наносить на практически неподготовленную поверхность.

Основной недостаток силиконовых красок — завышенная стоимость.

Порошковая краска по металлу для покраски радиаторов отопления.

В основе порошковых красок лежит пигментный порошок, связанный особыми добавками. Это наиболее устойчивый и долговечный тип красок.

К сожалению, их применение в условиях квартиры практически невозможно, из за особых условий, необходимых при окраске:

  • Специальное оборудование для напыление краски дорого стоит.
  • Необходим источник постоянного напряжения при распылении краски — порошковая краска обладает положительным зарядом, а поверхность отрицательной.
  • Окрашиваемая поверхность должна иметь температуру от 170 до 350 градусов. Поэтому окраска должна производиться в особой камере, в которой будет происходить процесс полимеризации.

Матовая и глянцевая краска для батарей.

Помимо разделения красок на типы, имеющие разные основы, есть подразделение на матовую краску и глянцевую. Для того, что бы выбрать матовую или глянцевую краску для покраски радиаторов отопления нужно обратить внимание на свойства окрашиваемой поверхности. Для гладких моделей радиаторов выбор матовой или глянцевой краски зависит от личных предпочтений.

Но вот например в случае покраски чугунных батарей стоит воспользоваться глянцевой краской. Это придаст их шероховатой поверхности более привлекательный внешний вид. Помимо этого глянцевая поверхность легче поддаётся уборке.

При выборе матовой краски следует посмотреть на её состав. Лучше чтобы в нем присутствовала композиция диоксид титана. Присутствие этого компонента обеспечит сохранение первоначального оттенка краски в течении всего периода эксплуатации радиатора.

Как покрасить батарею отопления дома своими руками.

Перед началом работ по покраске следует грамотно определиться с последовательностью этапов её выполнения:

  1. В первую очередь следует определиться со временем окрашивания. Лучше всего работы проводить при температуре поверхности от 15 до 25 градусов. Краска нанесённая при такой температуре не начнёт подтекать и отслаиваться. Следовательно работы нужно планировать на то время, когда отключено центральное отопление.
  2. В том случае, если вы окрашиваете батареи сложной формы (нр. старые чугунные), лучше будет их снять. В противном случае на радиаторе останутся не зачищенные участки и участки без краски.
  3. При зачистке старых радиаторов, лучше всего проводить их обработку с помощью шлиф. машинки. Так же можно воспользоваться дрелью, оснащённой металлической щёткой. Старую краску, до обработки шлиф. машинкой, можно разогреть при помощи строительного фена. Разогретая краска будет легче зачищаться.

    Удаление старой краски с радиатора отопления

  4. Помимо механической зачистки можно использовать различные химические растворители (смывки). С их помощью краска будет размягчаться и легче отслаиваться. Стоит приобретать смывки с ингибитором коррозии. В последствие это задержит развитие коррозии на радиаторе.

  5. После грубой механической обработки с помощью шлиф. машинки или дрели, окрашиваемую поверхность нужно зачистить наждачной бумагой. При зачистке радиаторов из тонкостенного металла необходимо использовать мелкозернистую наждачную бумагу.

  6. Затем необходимо окрашиваемую поверхность почистить щёткой, что бы избавиться от пыли. Так же лучше провести влажную уборку.
  7. В том случае, если после очистки на поверхности обнаружились слишком крупные неровности, можно покрыть эту часть шпаклёвкой по металлу, для выравнивания поверхности. После просыхания шпаклёвки необходимо заново сделать зачистку.
  8. Окрашиваемую поверхность стоит обезжирить при помощи ацетона или бензина. Выбор ацетона или бензина зависит от используемой краски. Но, в случае использования алкидной краски обезжиривание проводят бензином. А в случае использования акриловой краски нужно использовать ацетон.
  9. Новые или прошедшие полную зачистку радиаторы нужно загрунтовать. Тип грунтовки будет зависеть от основы той краски на которой она изготовлена и должен соответствовать ей. После обработки грунтовкой она должна полностью высохнуть.
  10. Заключительным этапом станет окрашивание. Его можно провести при помощи кистей, валиков, краскопульта или аэрозольных баллончиков. В случае использования краскопульта краску необходимо разбавить 10% воды. Так же можно использовать растворитель.

Окраска практически всегда проходит в 2 слоя. Нанесение второго слоя возможно только тогда, когда высохнет первый слой. Во время покраски радиатора сложной конструкции стоит воспользоваться узкими кисточками различной формы.

Видео выбираем краску для батарей

Правильный выбор лакокрасочных материалов для элементов системы отопления – важный и ответственный этап. Краска для радиаторов должна соответствовать высоким эксплуатационным требованиям: выдерживать перепады температур, быть стойкой к растрескиванию и шелушению, защищать поверхность от коррозий и механических повреждений. Чтобы обеспечить длительный срок службы отопительных радиаторов, необходимо знать, какие термостойкие составы лучшим образом подходят для этих целей.

Для чего нужна покраска батарей отопления

Обновление лакокрасочного покрытия на радиаторах отопления проводится во многих случаях. Часто это делается в результате сильного износа или повреждения старой краски или при потере привлекательного внешнего вида покрытия. Прежде чем решить, какой краской и в какой цвет окрашивать отопительные радиаторы, необходимо узнать, для чего проводится подобная процедура.

Окраска радиаторов отопления в квартире или частном доме проводится в следующих случаях:

  • Если изменился оттенок покрытия. Это объясняется возможным выгоранием и утончением защитной краски.
  • Если появились неоднородности покрытия – пузырьки, сколы, трещины и прочие дефекты краски.
  • При проведении капитального ремонта отопительных элементов.
  • Для обновления интерьера и внешнего вида радиаторов.

Большое значение имеет не только декоративная составляющая, но и эксплуатационные характеристики защитного покрытия – стойкость к перепадам температур, повышенной влажности.

Цветовая гамма для отопительных радиаторов

Белый чугунный радиатор – это классический вариант отопительного прибора, расположенного под окном. Окрашивание в цвет белого подоконника и оконных рам – самое простое и доступное решение.

Достаточно востребованными становятся батареи, представленные в черной и коричневой гамме. Существует мнение, что батарея, окрашенная в темный цвет, греется быстрее и дольше отдает тепло. Батареи темного цвета будут уместны в интерьерах, оформленных в индустриальном стиле.

Самое удачное и оригинальное решение для загородных домов и квартир – батареи, окрашенные в цвет стен. Подобный ход не требует полного скрытия или маскировки элементов системы отопления. Все, что нужно – это удачно вписать отопительные приборы в общую стилистику помещения.

Многие владельцы жилья решаются на более смелый шаг – покрасить батареи в контрастный стенам цвет. Подобный вариант дизайнерского оформления будет актуален для интерьера в стиле минимализма, модернизма, колониальном, деревенском и ар-деко.

Оригинальный вариант окрашивания батареи с применением градиентов или техники омбре. Для крайней секции выбирается нейтральный цвет, каждая последующая становится все более яркой и насыщенной с добавлением легких градуирующих оттенков.

Покраска отопительных радиаторов в разные цветаудачное решение для детских спален, а также игровых комнат. Здесь можно воплощать самые неожиданные идеи: наносить узоры, рисунки и роспись. Красиво оформить батареи в качестве радуги, цветных карандашей или сказочных героев.

Можно ли красить горячие батареи отопления

При покраске отопительных радиаторов и труб следует учитывать температуру поверхности. Окрашивать приборы зимой, а особенно в отопительный сезон, однозначно не стоит. Нанесение лакокрасочных составов на горячую поверхность может привести к ускоренному высыханию покрытия, появлению мелких дефектов в виде наплывов и пятен.

Кроме того, при обработке горячего радиатора возможно усиление резкого запаха краски, а проветривание помещения в зимний период чревато теплопотерями.

Самое подходящее время для проведения ремонтных работ – теплый период, когда батареи остаются холодными, к тому же есть возможность хорошо проветрить помещение.

Если невозможно отложить окрашивание радиатора с началом отопительного сезона, тогда нужно грамотно подойти к выбору рабочего инвентаря и материалов. Для работы лучше использовать баллончик, который позволяет быстро и равномерно нанести термостойкий состав на обрабатываемую поверхность. Нижнюю часть конструкции и трубы следует обработать кистью.

При выборе лакокрасочной продукции важно учитывать ее качество и эксплуатационные характеристики. Например, горячий радиатор лучше окрашивать алкидной эмалью.

Более доступный и безопасный вариант покрасить включенный радиатор – это использовать быстросохнущий акриловый состав. Подобное покрытие устойчиво к перепадам температуры и повышенной влажности.

Выбор краски для радиаторов. Сравнительная таблица

Для окрашивания элементов отопительной системы используется качественная краска для радиаторов отопления, которая соответствует высоким требованиям. Она должна быть безопасной, стойкой к перегреву, растрескиванию и выцветанию. Специалисты рекомендуют выбирать следующие виды красок для труб отопления и радиаторов:

Виды ЛКМ (лакокрасочных материалов) Типы поверхностей Преимущества красок Недостатки красок
Масляные краски Чугунные Доступная стоимость, широкая цветовая гамма Длительный срок высыхания, резкий запах, восприимчивость к пожелтению, растрескиванию и сколам
Акриловые эмали Практически не имеют резкого запаха, высокая скорость высыхания, привлекательный глянцевый блеск, насыщенная цветовая гамма Высокие требования к обрабатываемой поверхности: тщательная очистка и предварительная грунтовка
Алкидные эмали на водной основе Чугунные, стальные, биметаллические Едва уловимый химический запах, стойкость цвета Наличие титановых белил для стойкости к повышенным температурам, что увеличивает стоимость продукции
Алкидные эмали на растворителях (органических) Чугунные, стальные, биметаллические Выдерживают высокие температуры, широкая цветовая гамма, доступная стоимость Стойкий химический запах, склонность к пожелтению
Алкидные молотковые эмали Чугунные, стальные, биметаллические Высокая защита поверхностей от повреждений, стойкость к повышенным температурам, долговечность, доступная стоимость Присутствие слабовыраженного химического запаха, который исчезает при высыхании
Порошковые краски Чугунные, стальные, биметаллические Высокая прочность и долговечность, стойкость к температурным воздействиям Порошковый состав наносится профессиональным оборудованием в специальной камере
Силиконовые краски Чугунные Повышенная термостойкость, долговечность, износостойкость Высокая стоимость, едкий запах
Водоэмульсионные краски Все виды Отсутствие резкого запаха, широкий спектр цветов, высокая экологичность и безопасность Высокие требования к подготовке поверхности – обязательное обезжиривание и грунтование
Серебрянка Чугунные Высокая термостойкость, низкая стоимость Стойкий химический запах
Аэрозольные краски Все виды Широкая цветовая гамма, удобство нанесения, доступная стоимость Неприятный запах

Как очистить поверхность от старого покрытия

Подготовка поверхности радиаторов и труб начинается с удаления старого лакокрасочного покрытия. Существует два простых способа очистки радиаторов:

  • Механический способ предусматривает использование щетки с металлической щетиной или насадки на электродрель. Демонтаж покрытия выполняется до металла, поэтому требует много времени и физических усилий. Единственный недостаток – сложность обработки мелких деталей или труднодоступных мест. Специальная насадка для дрели упрощает процесс очистки, к тому же она позволяет более качественно обработать всю площадь прибора даже в труднодоступных местах.
  • Химический способ требует использования особых химических составов на основе кислот и растворителей, снижающих сцепление покрытия с основанием. Поверхность тщательно обрабатывается выбранным составом согласно инструкции до полного размягчения краски. Далее старое покрытие удаляется шпателем, шлифмашиной или щеткой.

Расчет краски для труб и батарей

Еще одним важным шагом является правильный расчет требуемого объема материалов, используемых для окрашивания батарей, труб и других элементов отопительной системы.

Для расчета используются исходные данные:

  • Площадь обрабатываемой поверхности.
  • Норма расхода конкретного типа краски на 1 кв. м.

Расход ЛКМ рассчитан и указан производителем на упаковке. Каждый элемент системы имеет собственную площадь, которая учитывается при расчете объема краски. Подобная информация содержится в технических характеристиках каждого отопительного прибора. Если требуется покраска труб, необходимо дополнительно посчитать площадь каждой из них, умножив длину трубы на ее диаметр и число П.

Полученные величины (площадь прибора) и расход краски на 1 кв. м перемножаются для получения точного объема краски в расчетных единицах – литрах. Этот объем учитывается для нанесения одного слоя. Если требуется выполнить окрашивание в несколько слоев – расход краски на один слой умножается на общее количество слоев.

Самостоятельное окрашивание отопительных приборов

Рабочий процесс по окрашиванию батарей и труб термостойкими составами включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка обрабатываемой поверхности.
  2. Нанесение красящего состава.

Для проведения работ потребуются такие инструменты и материалы:

  • Щетка с металлической основой.
  • Кисти малярные – обычная и радиаторная.
  • Наждачная бумага крупной зернистости.
  • Щеточка для очистки.
  • Шпатель с металлическим наконечником.
  • Грунтовка по металлу.
  • Краска для батарей.
  • Обезжиривающий или растворяющий состав.

Подготовка поверхностей к окрашиванию

Чтобы выполнить качественную окраску отопительных приборов своими руками, необходимо правильно подготовить поверхности. Подготовительные работы включают себя следующие мероприятия: очистку от старого покрытия, удаление коррозии, обезжиривание и грунтование.

  1. Поверхность тщательно зачищается: удаляется старое покрытие, места, поврежденные коррозией, шлифуются до блеска. Загрязнения удаляются щеточкой, а краска – шпателем или специальными химическими средствами.
  2. После удаления краски поверхность шлифуется щеткой с металлической щетиной, специальной насадкой на дрель или шлифмашинкой. В работе с очисткой поверхности используются средства индивидуальной защиты.
  3. Очищенная поверхность шкурится наждачной бумагой, обезжиривается любым доступным раствором.
  4. На подготовленную поверхность наносится грунтовка с антикоррозийными свойствами для максимальной защиты от коррозии и повышения адгезии красящего состава с основанием.

Особенности окрашивания поверхностей

Большинство современных составов наносится на холодную поверхность, поэтому перед окрашиванием горячую батарею необходимо охладить. Чтобы получить качественное покрытие, рекомендуется красить батареи, соблюдая определенную технологию.

Жидкие составы

Если в работе применяется масляный, водный, водоэмульсионный и другой жидкий состав, необходимо правильно подготовить рабочее место и защитить окружающие поверхности чистой ветошью.

  1. Для покраски используется кисть с изогнутой рукояткой или мягкая губка. Красящее средство наливается в широкую емкость. Руки защищены перчатками.
  2. Состав наносится тонким слоем на внутренние поверхности и в труднодоступных местах, затем обрабатывается наружная часть нагревательного прибора. Плавные мазки выполняются сверху вниз, что позволит равномерно наносить эмаль на поверхность.

Важно! Если после окрашивания будут проявляться визуальные дефекты, необходимо провести повторную окраску.

Аэрозольные составы

Если для окрашивания используется баллонная краска без запаха, то принцип обработки поверхностей следующий:

  1. Вначале обрабатываются труднодоступные места, затем наружные части центрального и других отопительных элементов.
  2. Плавные движения выполняются зигзагообразно сверху вниз.
  3. Поверхность обрабатывается в два слоя для получения равномерного покрытия.

Если эмаль для радиаторов наносится при помощи краскопульта, тогда принцип обработки поверхностей аналогичен баллонному окрашиванию.

Прежде чем выполнить домашнее окрашивание отопительных радиаторов, следует внимательно изучить особенности технологического процесса, ведь соблюдение всех этапов обеспечит высокие эксплуатационные характеристики и длительный срок службы приборов.

Радиаторы используются в многоквартирных домах для обогрева помещения. Помимо основной функции, они являются неотъемлемой частью интерьера. Для сохранения первозданного эстетичного вида им требуется периодическое окрашивание. Для этого лучше приобретать специальную краску без запаха для батарей отопления. Она замечательно выдерживает высокую температуру, не трескается и не шелушится.

  • Показать всё

    Условия выбора товара

    Смеси для окрашивания радиаторов существенно отличаются от других видов красок. В связи с этим производители рекомендуют ознакомиться с инструкцией и прочей информацией по использованию продукции перед ее приобретением.

    Батареи в процессе эксплуатации подвергаются воздействию высоких температур, поэтому красящие вещества должны соответствовать определенным требованиям. При покупке товара важно обращать внимание :

    Все эти характеристики необходимо учитывать до приобретения материала. Они сказываются на качестве эксплуатации и сохраняют здоровье людям, живущим или работающим в помещениях с радиаторами.

    Как выбрать краску для батарей? Как покрасить батарею или радиаторы?

    Разновидности материалов

    Производители выпускают радиаторную краску без запаха с использованием различных основ. Достоинства и недочеты имеются у каждой из них. Их следует учитывать при проведении работ для предотвращения непредвиденных моментов.


    По основному веществу и дополнительным компонентам, входящим в состав, краски делятся на быстросохнущие, термоустойчивые, алкидные, масляные и производимые на основе водной дисперсии или порошка.

    Масляные эмали

    Составы на базе органических масел используются на протяжении многих лет. Их характеризует ряд положительных качеств, среди которых следует выделить высокий уровень укрывистости. Благодаря этому фактору на поверхности изделия получается прочный и плотный слой после нанесения. Он отлично выдерживает высокие температуры и защищает от механического воздействия радиатор.

    Сегодня промышленность выпускает немало альтернативных вариантов. Краски на масляной основе практически не используются ввиду некоторых изъянов, присущих этой продукции :

    1. 1. Специфический запах. Такие составы неприятно пахнут, причем не только на стадии работ, но и после их завершения. При сильном нагреве радиатора от эмали может исходить неприятный запах.
    2. 2. Высокая плотность. Краска ложится толстым слоем, что существенно снижает теплоотдачу от радиатора.
    3. 3. Сложность нанесения. При нанесении этой смеси сложно добиться идеально ровного слоя. Если слой получится слишком толстым, то эмаль способна растрескиваться и отслаиваться в процессе эксплуатации.
    4. 4. Подверженность коррозии. Масляная основа плохо защищает металл от влаги. Через некоторое время после покраски можно заметить проступающие пятна ржавчины.
    5. 5. Длительный период просыхания. Этому виду сырья требуется много времени для полного высыхания. Структура смеси редко позволяет наносить ее на поверхность без образования подтеков.

    Ввиду всех имеющихся недочетов назвать этот материал пригодным для покраски радиаторов сложно. Главным преимуществом этой продукции является ее невысокая стоимость.

    Алкидные составы

    В основе состава алкидной эмали находятся дисперсии пигментов и специальных добавок с глифталевым или пентафталевым лаком. Благодаря надежности и способности придавать эстетичный внешний вид изделию, они пользуются спросом.

    Алкидные краски выдерживают самые высокие температурные режимы , которые могут быть при водяном отоплении. Допустимые температурные параметры обычно производители указывают на упаковке. После нанесения на поверхность эмаль не отслаивается, не меняет оттенок, а сохраняет гладкость и ровный глянец.

    Продукция этого вида выпускается в богатой цветовой гамме и обладает устойчивостью к механическому воздействию. Среди недостатков следует назвать неприятный едкий запах , который образуется из-за уайт-спирита, входящего в состав продукции. Выделяется он не только в период окрашивания батареи, но и в начале отопительного периода.

    Длительность просыхания способна затянуть ремонтные работы. Для достижения оптимального внешнего вида требуется покрывать радиатор краской в несколько слоев (минимум два раза). Некоторые производители для удобства производят продукцию в виде спрея.

    Акриловые термостойкие смеси

    Эти составы часто используются для окрашивания отопительных систем благодаря ровности и гладкости поверхности после просыхания. Они не издают неприятного запаха не только в процессе работ, но и в период эксплуатации батарей.


    Покупая акриловую краску для радиаторов без запаха, следует тщательно рассмотреть упаковку, на которой производитель указывает область использования товара. Особое внимание необходимо обратить на температуру, которую способна выдержать эмаль.

    Краски на основе акрила быстро просыхают . Это время может варьироваться в зависимости от производителя и составляет от десяти минут до полутора часов. Для полного просыхания одного слоя требуется около пяти часов. Для получения качественного покрытия необходимо избегать попадания воды на поверхность до полного ее высыхания.

    Смеси из акрила имеют густую консистенцию, наподобие сметаны, что позволяет избежать подтеков в период работ. Для продления эксплуатационных качеств следует наносить состав на поверхность, покрытую грунтовочным средством на два слоя. Существенным недостатком считается нестойкость перед механическими повреждениями. Ввиду этого свойства не стоит использовать абразивные чистящие вещества для очистки поверхности.

    Алкидная или акриловая эмаль - что лучше?

    Продукция на основе силикона

    Товары на основе силикона способны сохранять первозданный вид даже при очень высоких температурных показателях. В качестве основного ингредиента применяется силиконовая смола. Ее замешивают при помощи водного или органического растворителя. После окрашивания краска приобретает полуматовый блеск.

    Для ее использования необязательно заранее подготавливать поверхность. Силиконовый состав выдерживает механическое воздействие, что позволяет использовать его длительное время. При сравнении с аналогичными товарами оказывается, что стоимость этой продукции несколько выше. Этот показатель допустимо отнести к недостаткам.

    Товары порошкового типа

    Краски этого вида производятся на основе специального порошка с пигментами, соединенными посредством особых связующих добавок. Этот вид покрытия признан самым прочным и долговечным для радиаторов.

    Но после изучения технологических особенностей становится понятно, что использовать его в быту не получится по ряду причин. Для окрашивания необходимо :

    1. 1. Использовать специальное оборудование. При его помощи краска будет напыляться на радиатор, но его стоимость достаточно велика.
    2. 2. Применять постоянное напряжение. Это требуется для нанесения состава. Порошку дают положительный заряд, а поверхности - отрицательный.
    3. 3. Устанавливать специальную камеру. Изделие помещают в специальную камеру, в которой поддерживается нужный температурный режим, после нанесения состава. Процесс полимеризации протекает при + 170-350 градусах, в зависимости от особенностей смеси для окрашивания.

    После изучения этих особенностей становится понятно, что добиться полноценного процесса окрашивания допустимо только на производстве. Окрасить систему отопления для домашнего использования по этой технологии можно, если в городе найдется автомастерская по кузовным автомобильным работам с таким оборудованием.

    Глянцевая или матовая поверхность

    Любая краска имеет два совершенно противоположных итоговых покрытия: матовый и глянцевый. Какую выбрать для конкретного отопительного прибора, подскажет его поверхность. Чугунные радиаторы старого образца имеют шероховатое покрытие. Чтобы скрыть этот производственный дефект, лучше использовать глянцевые эмали: блеск скроет неровности. Проводить уборку по глянцевой поверхности проще, а эксплуатационный период более длительный.


    Матовая поверхность зрительно выделяет все изъяны изделия. Пористая - такой и останется после окрашивания, что будет способствовать накоплению грязи. Нанесенный на чугунный радиатор матовый состав белого цвета в скором времени приобретет серый оттенок. Мыть эту поверхность достаточно проблематично. Устранить неприятный цвет в этом случае получится только после нового окрашивания.

    Современные приборы отопления имеют идеально ровное покрытие, поэтому для их окрашивания разрешено использовать любые составы. Но при покупке матовой краски следует тщательно изучить этикетку. Иногда производители добавляют в продукцию с матовой основой для стен и потолка мелкодисперсный мел. Присутствие этого ингредиента сделает батареи в скором времени желтыми. Для сохранения естественной белизны радиатора на весь период эксплуатации следует выбирать продукцию с диоксидом титана в составе.

    Инструменты для работы

    Для проведения окрашивания недостаточно купить подходящую быстросохнущую краску без запаха для батарей.

    Получить качественный результат можно при наличии необходимого инвентаря, среди которого должны быть :

    Работать по новому изделию намного проще, чем по-старому. Если требуется обновить покрытие радиатора, который используется по назначению не первый год, то следует вначале удалить старые остатки краски с поверхности.

    Лучшим инструментом для этого считается шлифовальная электрическая машинка с металлической щеткой в виде насадки. Для удаления старого покрытия внутри батареи часто используют строительный фен. Он позволяет размягчить старое сырье и без труда удалить его впоследствии при помощи скребка.

    При отсутствии электроинструмента в доме позволительно использовать смывку-гель, которая продается в строительных магазинах. Смесь наносят на поверхность и ждут указанное на этикетке время. По истечении нужного временного интервала старая краска размягчится и легко снимется шпателем из металла или дерева. При работе желательно использовать перчатки из резины для защиты рук.

    По завершении подготовительных работ приступают к самому окрашиванию изделия. Последовательность действий в этом случае такая :

    1. 1. Подготовленную предварительно поверхность моют и просушивают, затем обезжиривают.
    2. Часто приобретаемые марки продукции

      На рынке строительных материалов представлены товары от разных производителей. Наиболее частым спросом при покупке краски без запаха для батарей пользуются такие марки алкидных эмалей: «Миранол», «Ямайка 90», «Текс» и некоторые другие.

      Среди акриловых красок потребители выбирают марки «Tikkurila», «Барбадос», «Radiator Paint» и другие не менее известные марки. Среди продукции на водной основе спросом пользуется «Тиккурила Термаль».

      Все имеющиеся в продаже марки покрасочного материала отличаются стоимостью, свойствами и цветовой палитрой. Ввиду большого разнообразия каждый потребитель сможет выбрать материал для себя.

      Для сохранения здоровья людей при проведении покрасочных работ дома или в офисных помещениях необходимо применять материал без запаха. Выделяющиеся токсические вещества отрицательно сказываются на здоровье человека, длительно присутствующего в таком помещении.

Приветствуем!

Согласитесь, облупленная краска на батареях выглядит крайне не привлекательно. Кроме того в местах скола металл со временем окисляется и покрывается ржавчиной, которая сокращает срок службы железных отопительных приборов. Представленная на рынке строительных материалов краска для радиаторов отопления позволяет решить данную проблему. Однако широкий ассортимент и радиаторов и эмалей способен поставить в тупик не только простого обывателя.

Предлагаем разобраться, какие лакокрасочные материалы (ЛКМ) можно использовать для окрашивания батарей, а также как правильно производить их окраску.

При покраске особенное внимание уделяется внутренним элементам отдельных видов радиаторов. К примеру, стальные пластины конвекторов, так называемая гребёнка или «рёбра», нанизанные на трубы, красить нельзя. Дополнительный слой краски существенно снизит уровень теплоотдачи. Окрашивается лишь фронтальные заслонки и экраны.

Каким параметрам должна соответствовать краска

Для покраски радиаторов и труб отопления должны использоваться особые лакокрасочные составы, отвечающие условиям эксплуатации отопительного контура. К ним применяются следующие требования:

  • Термостойкость от 80⁰С и выше. При недостаточной стойкости к нагреву ЛКП уже в первый же отопительный сезон пожелтеет или изменит первоначальный оттенок, растрескается и начнёт отслаиваться.
  • Высокая теплопроводность. Низкий индекс теплопроводности приведёт к снижению теплоотдачи отопительного прибора.
  • Антикоррозийность и влагостойкость. Основная цель окрашивания радиаторов – защита от вредного влияния окружающей среды и ржавчины. Для этого лакокрасочное покрытие не должно быть пористым.
  • Устойчивость к истиранию и механическому воздействию.
  • Экологичность и безопасность. Краска не должна содержать токсичных веществ, которые особенно активно испаряются при обогреве дома или квартиры и наносят тем самым вред здоровью человека.
  • Желательно, чтобы ЛКП для батарей было быстросохнущим и без резкого запаха.

Виды и отличия

Термостойких эмалей на рынке великое множество. Чтобы понять, какая лучше подойдёт для вашего радиатора, нужно ориентироваться не на производителя, а на основу ЛКП. Не последнее значение играет и планируемый способ нанесения и тот декоративный эффект, который Вы планируете получить после окрашивания.

Сразу отметим, что традиционные масляные краски мы сразу исключаем из обзора. Несмотря на то, что некоторые из них позиционируются как термоустойчивые, в целом они мало подходят для горячих труб.

Алкидные

В состав алкидных теплостойких красок входит алкидный лак (глифталевый или пентафталевый), растворитель (чаще всего, уайт-спирит), микронаполнители на основе гранита, песка или мрамора и красящие пигменты. Некоторые составы могут дополняться антисептиками, защищающими окрашиваемую поверхность от поражения грибком и плесенью.

  • Высокая укрывистость позволяет использовать алкидные эмали и для основного окрашивания и для создания декоративного рисунка поверх базового покрытия.
  • Эластичность обеспечивает ровность и гладкость покрытия, а также предотвращает эффект усадки.
  • Стойкость к истиранию, влаге, коррозии и перепадам температур гарантирует долговечность покрытия.
  • Стабильность цвета.
  • Высокий индекс адгезии с металлом.
  • Время высыхания – от 12 до 36 часов.

Из недостатков:

  • Недостаточная термостойкость. Предназначена для отопительных контуров с температурой нагрева не более 80-100⁰С.

В отдельную категорию выделяют кремнийорганические алкидные эмали с повышенной термостойкостью (до 600⁰С). Кремнийорганические существенно дороже обычных алкидных составов, но именно они используются для покраски каминов, дымоходов и печей.

  • Специфический едкий запах требует обязательного проветривания помещений, в которых проводится окрашивание. Первый нагрев трубопровода также будет сопровождаться появлением резкого запаха.

Важно! Обращайте внимание на цифровую кодировку, указываемую на этикетке. «2» указывает на возможность использования краски в помещениях, а «8» причисляет её к числу термостойких.

Акриловые

Акриловые краски для радиаторов – это смесь акрилата (акриловая полимерная эмульсия) с цветовым пигментом и водой. Полимерное покрытие ложится ровным гладким слоем, не склонно к образованию подтёков.

  • Температурный максимум — 120⁰С.
  • Без запаха.
  • Ультрабыстрое высыхание – от нескольких минут до нескольких часов.

Особенное преимущество акриловой эмали перед аналогами в том, что её можно наносить даже на горячую батарею. На качестве покраски и периоде службы покрытия этот факт никак не отражается. Из недостатков – неустойчивость к механическому абразивному износу.

Молотковые

Молотковая краска – это разновидность алкидной эмали на основе нитро-полимера с красителем. Отличительная особенность – декоративность покрытия, которое имитирует металлическую поверхность, отбитую молотом, параллельно скрывая мелкие неровности. Отсюда и название.

Дополнительными плюсами использования молотковых красок станут:

  • Отказ от предварительного грунтования. Обязательным условием является лишь механическая очистка металла от пыли, активные же элементы красящего состава без труда справятся с жировыми пятнами и ржавчиной, просто растворив их в себе.
  • Высочайшая адгезия с металлической поверхностью. А при проведении предварительного ошкуривания краска настолько въедается в структуру металла, что свести её впоследствии можно только химическим путём.

Водоэмульсионные

Водоэмульсионные (водно-дисперсные) краски производятся из воды, пигментов и полимеров. В зависимости от типа связующей основы подразделяются на:

  • Поливинилацетатные (ПВА);
  • Полиакрилатные.

ПВА-краски отличаются низкой сопротивляемостью к влаге, поэтому для батарей однозначно не подходят.

Полиакрилатные – это подвид , о которых мы рассказывали выше.

Силикатные

Силикатные составы – это ЛКМ на базе жидкого калийного стекла, этилсиликата и порошкообразных металлических пигментов. Наличие цинковых и алюминиевых пигментов придаёт красящему составу антикоррозийные качества.

По типу связующего компонента силикатные краски бывают:

  • Кремнийорганическими.
  • Дисперсионно-силикатными. Однокомпонентные составы на базе чистого акрилата, готовые к употреблению.
  • Силикатно силиконовыми. Двухкомпонентные: отдельно – порошок, отдельно – жидкое стекло, которые перед покраской смешиваются.

Именно наличие в составе кремнийорганических смол придаёт радиаторным эмалям непревзойдённую прочность.

Из несомненных плюсов – огнеупорность, из минусов – высокая токсичность при окрашивании.

Порошковые

Порошковые красители представляют собой пигментный полимеризированный порошок, напыляемый на окрашиваемую поверхность в особом высокотемпературном боксе при температуре в 170-350⁰С, где он оплавляется и образует надёжное стойкое покрытие.

К сожалению, данная технология окрашивания используется лишь на заводах и в специализированных автомастерских, и не доступна для самостоятельного выполнения дома.

Аэрозольные

Одним из альтернативных методов окрашивания является аэрозольное распыление краски. Современные технологии позволяют практически любой тип краски выпускать в аэрозольных баллончиках. Среди представленного ассортимента аэрозолей важно выбирать именно термостойкие составы, на крайний случай – автоэмали, которые изначально рассчитаны на адгезию с металлом и высокие температуры.

Серебрянка

Если Вы хотите придать батареям характерный серебряный оттенок, можно использовать серебрянку, приготовленную своими руками из пигментной алюминиевой пудры ПАП-1 и битумного лака БТ-577.

  • Коэффициент термостойкости данного покрытия при правильном компонентном соотношении достигает 300-400⁰С.
  • Серебрянка не подвержена расслаиванию, устойчива к коррозии и внешнему воздействию. Покрытие прослужит не менее 10 лет.
  • Быстро сохнет и нетоксична.

На заметку! Серебрянка не совместима с большинством других красок, поэтому требует полной очистки окрашиваемой поверхности от остатков предыдущего ЛКП.

Матовые

Матовые покрытия смотрятся респектабельно, особенно на чугунных батареях с фактурным рисунком. Но лучше не выбирать матовые краски белого цвета. Микропористая структура склонна к накапливанию пыли, а значит, белый в скором времени приобретёт серый оттенок.

Глянцевые

Глянец идеально подходит для батарей с безупречно ровной поверхностью, так же как и для чугунных радиаторов, если преследуется цель сгладить характерную для них шероховатость. Кроме того, за гладкой фактурой легко ухаживать, достаточно её протереть мягкой влажной тряпочкой.

  • Состав эмали дополняется мелкодисперсным мелом или диоксидом титана. Мел в отличие от диоксида титана провоцирует изменение цвета краски. Отдавайте предпочтение титановым компонентам.
  • При выборе подходящей краски обращайте внимание на маркировку. Надпись «Для радиаторов отопления» и акцент на соответствии ГОСТам обеспечат соответствие технических параметров обозначенным выше требованиям. Не стоит выбирать продукцию, произведённую по сомнительным ТУ.
  • Руководствуйтесь именно массой краски, а не литражом. Чем больше масса, тем выше индекс укрывистости. Разбавленная же эмаль прибавляет в объёме, но теряет в укрывистости.

Какую выбрать краску для алюминиевых или чугунных радиаторов

Следует учесть, что под каждый тип металла подбирается своя краска и технология окрашивания:

  • Чугун характеризуется прекрасным сцеплением практически с любым видом эмалей. В данном случае следует руководствоваться тем эффектом, которого Вы хотите достичь после окрашивания. Краска с плотной вязкой структурой скроет шероховатую фактуру, лёгкая же, наоборот, подчеркнёт эффектность чугуна.
  • Алюминий и нержавеющая сталь более капризны в выборе подходящего ЛКП. Техника покраски, применяемая на заводе (порошковое окрашивание и термическая обработка), практически не осуществима в домашних условиях. Поэтому приоритет отдаётся высококачественным покрасочным материалам с высоким коэффициентом адгезии – алкидным или акриловым. Некоторые специалисты говорят об эффективности аэрозольных красок, причём нанесённых на горячие батареи.

Усилить сцепляющий эффект помогут эпоксидные грунтовки, предназначенные для обработки металла перед покраской.

Примерные цены

Бренд ТЕКС DUFA Śnieżka DULUX Alpina Лакра KUDO
Страна-изготовитель Россия Германия Польша UK Германия Россия Россия
Основа Алкидная смола Алкидная смола Акрил Водно-дисперсионная Алкидная смола Акрил Алкидная смола
Вид Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Эмаль Аэрозоль
Термостойкость, ⁰С 100 120 80 90 110 100 80
Время высыхания 24 часа 24 часа 1 час 8 часов 10 часов 24 часа 8 часов
Масса/объём 550 г 750 мл 400 мл 1 л 750 мл 2,4 кг 360 мл
Цена 250 550 270 1000 650 590 200

Как рассчитать расход краски

На этикетках изготовитель всегда обозначает средний расход ЛКП на 1 м². Таким образом, определить необходимое количество эмали не представляется сложным, когда речь идёт о плоских моделях радиаторов. Но и здесь не следует забывать о прокрашивании внутренней части батареи. С чугунными радиаторами-гармошками всё ещё сложнее.

На помощь в данном случае придёт техническая документация к отопительным приборам, обычно в ней указывается общая площадь изделия. Если же техпаспорт не сохранился, используются специальные онлайн-калькуляторы.

Калькулятор расчета

Онлайн-калькулятор учитывает все параметры предстоящей работы:

  • Модель батареи.
  • Число секций.
  • Тип краски.
  • Необходимость окрашивания трубопровода.
  • Предполагаемое количество слоёв.

Автоматически программа выдаёт результат в килограммах с учётом 10%ного резерва или общей площади поверхности под окраску, в соответствии с которой Вы самостоятельно нужный объём продукта.

Как снять старую краску

Основное правило окрашивания БУ-радиаторов – очистка от старого лакокрасочного покрытия. Выполнить эту задачу можно одним из двух способов (или в комплексе):

  • Механически.
  • С помощью химических реагентов.

Для качественной очистки и последующего окрашивания батарею лучше снять со стены.

Механический способ

Механическая очистка предполагает удаление старого ЛКП сподручными средствами.

  1. Сначала батарея, а при необходимости и труба, очищается от пыли и иных загрязнений влажной тряпочкой. Для лучшего результата можно воспользоваться пылесосом.
  2. Затем поверхность тщательно зашкуривается наждачной бумагой. . Для ускорения процесса применяется дрель с насадкой-ёршиком с жёсткой щетиной или шлифовальная машина. Для удаления краски в труднодоступных местах можно использовать строительный фен, им разогревается эмаль, которая затем удаляется скребком.
  3. В завершение рабочая поверхность снова обеспыливается и обезжиривается.

Недостатков у механической очистки немало:

  • Большие трудоёмкость и временные затраты.
  • Процесс достаточно пыльный.
  • Велика вероятность повреждения металла.

На заметку! Если лакокрасочное покрытие на радиаторе не обнаруживает признаков износа (вздутия, отслоения, ржавления), но всё же требует замены, его можно не удалять. Для обеспечения сцепления со свежей эмалью покрытие радиатора достаточно слегка зашкурить.

Химическими средствами

Для химической очистки применяются специальные препараты, смывки. Они размягчают отслужившее свой век покрытие и стимулируют его отслаивание от металла.

  1. Наносить их нужно плотным равномерным слоем при помощи щётки с натуральной щетиной. Гелевая форма препарата хорошо держится на поверхности.
  2. Через указанное изготовителем время смывка просто снимается деревянной лопаточкой вместе с растворившейся краской, а радиатор омывается мыльной водой.
  3. Очищенную батарею дополнительно обрабатывают ингибитором коррозии, после чего обезжиривают.

На заметку! Некоторые производители выпускают смывки с уже включённым в состав ингибитором коррозии. Стоят они несколько дороже, но значительно сокращают время на подготовку радиатора к покраске.

Важно помнить, что химические реагенты токсичны и горючи. Поэтому работы нужно выполнять в хорошо проветриваемом помещении вдали от источников огня. Нелишними будут и индивидуальные средства защиты – респиратор, перчатки и очки.

Как покрасить радиаторы отопления своими руками

Подготовка батареи

Снятие старого слоя краски – лишь первый подготовительный этап. В дальнейшем следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Неровности и шероховатости выравниваются посредством шпаклёвки по металлу. После её схватывания, поверхность батареи снова зачищается, обеспыливается и обезжиривается.

На заметку! Если планируется покраска акриловыми эмалями в качестве обезжиривателя лучше использовать ацетон, а для алкидных составов – уайт-спирит или бензин.

  • Следующим этапом станет грунтование. При этом также учитывается вид будущего покрытия. Основа ЛКП и грунтовки должна быть однотипной.
  • Каждое покрытие (шпаклёвка и грунтовка) высушивается естественным путём при комнатной температуре.

Процесс покраски

Окрашивание также проводится при комнатной температуре. При этом желательно выбирать период между отопительными сезонами (до или после). Лишь некоторые виды красок можно наносить на разогретую батарею.