Речь человека зеркало его общей культуры. Язык – зеркало культуры человека

31.07.2022

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

«Язык - зеркало культуры человека»

Каждый из нас познает мир: одним познание дается труднее, другим- полегче,один взрослеет быстрее, другой- помедленнее. Но в любом случае никто из нас не обходится без родного языка, без самых простых слов и выражений.

В мире существует очень много разных языков, так как национальностей тоже много. У каждых народов мира есть свой язык. У русских- великий и могучий русский язык. У англичан - английский. На Украине говорят на украинском. Так же есть языки: арабский, немецкий, испанский, французский. Языки бывают разные, но для разных народов мира есть свой родной язык. Для меня родной язык - удмуртский. Я горжусь этим, потому что живу в Удмуртии.

Язык - это целый мир. С раннего детства мы познаем мир. Сначала только из любопытства, а потом по необходимости, чтобы найти свое место в нем. Каждый человек на своем жизненном пути сталкивается с какой- либо проблемой. Любая проблема должна быть, прежде всего, сформулирована словами. Умение правильно выражать словами свою мысль- дело нелегкое. Даже в обычном разговоре говорящий должен уметь так выразить свою мысль, чтобы слушающий понял ее соответственно. Плохо выраженная мысль это не только неумение говорить, но и неумение мыслить. Поэтом можно сказать, что язык - это культура речи.

Язык, как культура речи, занимает важнейшее место в человеческой деятельности, позволяя изучать науку, нравы и обычаи, заниматься политикой и искусством. Человек обладающий культурой речи, это человек который умеет выразить свои мысли четко и ясно. Владение человеком культуры речи является показателем не только высокого уровня интеллектуального и духовного развития, но и показателем профессиональной пригодности для людей самых разных профессий. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, учит, воспитывает, ведет деловые переговоры. язык культура духовный

От того, что говорить человек очень много зависит. Если человек умеет высказывать свои мысли, то ему на много проще общаться с другими. Когда человек грамотно говорит, то с ним на много интересней общаться. Культура речи показывает на сколько образован человек. Сейчас очень часто люди выражаются нецензурной бранью, они этим хотят заработать авторитет, и не замечают как это некрасиво.

Каждый человек должен овладеть искусством общения, так как от его уровня общения зависит успех в личной и профессиональной сферах жизни.

Итак, язык - зеркало культуры человека. Под словом культура подразумевается чаще всего уровень развития человека. А так же культура может означать степень духовного развития человека и уровень его воспитания. Духовную культуру человек тоже должен развивать, прививать любовь к прекрасному, чаще посещать музеи и просто смотреть на красивые вещи.

Очень часто о человеке говорят, что он культурный или наоборот. Каждый по своему оценивает другого, опираясь на собственное понимание понятия культуры. По моему мнению, культурный человек- это человек, который придерживается общепринятых норм поведения: вежливый, пунктуальный, чуткий, готовый придти на помощь, скромный, гуманный. Скромность помогает оберегать себя и других от наглости, несправедливости. Вместе с тем, культуру невозможно представить без умения общаться, придерживаться норм этики. Так же человек не должен забывать о соблюдении правил поведения, так как он живет среди людей. Этому, конечно, необходимо учиться всю жизнь.

Прежде всего, я считаю, что к основным критериям культурного человека относится владение родным языком. Ведь без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи.

А в заключении хочу сказать, что я очень люблю и уважаю своих родителей. Так как они дали мне жизнь, сформировали меня как человека, научили вере в Бога и придерживаться наших обычаев и традиций, сохранять нашу культуру. Но мне еще много ступенек необходимо преодолеть, чтобы стать культурным человеком. Мне необходимо еще очень многому учиться, чтобы стать культурным человеком.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ взаимоотношения культур и языков в сегодняшнем современном мире. Распространение английского языка. Культура англо-говорящих стран (Великобритания, Соединенные Штаты Америки, Австралия, Новая Зеландия, Канада, Индия). Язык как зеркало культуры.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Понятие культуры и подходы к ее изучению. Основные понятия культурологии. Язык и символы культуры. Культурная картина мира. Роль политического фактора в формировании русской культуры. Сущность евразийской концепции. Культура современного общества.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2015

    Культура. Культурология наука о культуре, о смыслах. Мир культуры человека. Материальная культура. Язык культуры. Религия. Искусство. Греческая культура. Римская культура. Античность. Средние века. Эпоха Просвещения. Характерные черты ее культуры.

    реферат , добавлен 17.03.2007

    Искажение русского языка и речи в процессе общения в сети Интернет. Логически чёткая образная речь как показатель умственного развития. Формирование культуры личности посредством овладения языком. Уровни речевой культуры, модель ее формирования.

    презентация , добавлен 13.12.2011

    Характеристика основных особенностей древнерусской культуры. Развитие язычества в Древней Руси, предыстория принятия Русью христианства. Древнерусский язык как продукт многовековой истории. Особенности развития кузнечества, архитектуры, иконописи.

    реферат , добавлен 30.08.2012

    Типология знаковых систем культуры: естественные, функциональные, иконические, конвенциональные и вербальные. Вербальный иллюзионизм в современной культуре; язык как средство мышления и общения. Интерпретация текстов и вторичные моделирующие системы.

    реферат , добавлен 18.03.2011

    Формирование национальной культуры. Генезис массовой культуры. Универсальность средств массовой коммуникации. Обогащение и развитие духовного мира человека. Глобальные средства распространения основных продуктов культуры. Эволюция социальных идеалов.

    реферат , добавлен 30.01.2012

    Язык как средство общения. Символы, мифы и знаки (письменные) – методы передачи и сохранения информативных ценностей. Язык как главный инструмент познания и освоения внешнего мира. Путь от реального мира к понятию и выражению этого понятия в слове.

    реферат , добавлен 05.06.2015

    Культурологическая концепция происхождения человека. Становление культуры и ранние формы ее развития. Материальная и духовная культура первобытного общества. Этапы развития материальной и духовной культуры Египта. Место человека в религии и искусстве.

    шпаргалка , добавлен 04.04.2011

    Становление культуры-первостепенной роли общения. Древние свидетельства существования человеческой культуры. Ранние этапы формирования культуры. Представления о языке в культурах древнего Ближнего Востока. Антропогенез и предпосылки развития культуры.

Сочинение

Я считаю, что без уважения, без любви к родному слову не может быть ни духовной культуры, ни культуры речи. Она свидетельствует об общем развитии личности, о степени ее приобщения к духовным богатствам родного народа и достояний всего человечества. Я могу с уверенностью сказать, что основой языковой культуры является грамотность, то есть соблюдение общепринятых литературных норм в пользовании лексическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и стилистическими средствами языка.

Кроме того, я убеждена, что речь должна быть не только правильной, но и лексически богатой, синтаксически разнообразной. Чтобы достичь этого, нужно вслушаться в живую речь, пользоваться словарями, вдумчиво читать политическую, художественную, научную литературу, обращая при этом внимание на употребление отдельных слов, на особенно удачные высказывания, на построение предложений. Считаю, что нужно активно развивать свою речь и учиться устно и письменно излагать собственные мысли, исправлять себя, правильно строить и перестраивать сказанное, искать наилучшие и самые нужные варианты высказывания. Я не во всем соглашаюсь с изложением мыслей автора. Ведь языковую неграмотность перевода следует рассматривать не только по отношению к русскому языку, а и к другим языкам. Грустно признавать, что единственной постоянной составляющей поведения миллионов людей в нашей стране можно назвать культуру “общака”. Незаметно тюремный сленг сегодня вошел в язык подростков и студентов, что само по себе не такое и невинное явление. К сожалению, он уже стал общим достоянием в средствах массовой информации, в выступлениях депутатов и высоких чиновников, входит в семьи и дворовые компании, трудовые коллективы и на вечеринки. Это меня беспокоит более всего. А кто же должен позаботиться о настоящем возрождении украинского языка, как не государство?

Я думаю, что ныне только мы можем сохранить те духовные сокровища, которые получили в наследство от предыдущих поколений, и передать их дальше, своим потомкам, не прервать код нации, который определяет ее идентичность и самобытность. И какие бы угрожающие процессы не происходили с нашим языком, не верю, что они – необратимые. Как отмечают языковеды, одним из существенных показателей человеческого благородства является культура речи – понятие не только лингвистическое, а и педагогическое, психологическое, эстетичное и этическое.

Незаурядное значение имеет тон разговора, умение выслушать другого, своевременно и уместно поддержать тему. Вежливость, внимательность – основные требования языкового этикета. От вежливого приветствия, благородного пожатия руки, непринужденного, ненавязчивого разговора выигрыш обоюдный. Злословие, лицемерие, неумение выслушать собеседника, наоборот, лишь вызывает нервозность, портит настроение…

Можно много говорить о магии слова и культуре речи. Но эти понятия, эти странные вещи такие же давние, как и сам народ. Скажем, отдельного разговора заслуживают и родственные обращения. Традиционно на Украине дети называли своих родителей на “вы”, что диктовалось высоким уважением к ближайшим людям. В нашу повседневную жизнь вошло много словесных приветствий, но наши предки были более осмотрительными с ними и в каждом случае использовали далеко не весь арсенал. Утром, в обед или вечером употребляли лишь те, которые отвечали определенному времени. Это же касалось и количества лиц, их возраста, пола, даже социальной принадлежности. Скажем, когда одиночка здоровался с несколькими людьми, непременно употреблял множественную форму: “Здравствуйте!” или “Доброго вам здоровья!”. Есть в нашем языке и короткое, но удивительно теплое слово “благодарю”. Часто ли мы дарим его другим? К сожалению – нет.

Выращенные веками и закрепленные в быту лучшие формы приветствий, обращений для повседневного общения – не обычная человеческая прихоть и, тем паче, не пустое фразерство. Это – наш повседневный этикет, наша культура, взаимоотношения, в конце концов, наше здоровье – физическое и духовное. Это наш образ жизни…

А как же быть нам, молодому поколению, которое входит в самостоятельную жизнь в начале третьего тысячелетия? В хаосе невоспитанности и бескультурья, в том числе языкового. В мире, где господствует невежество, грубость, черствость. И как это не досадно – в мире, где многие мои ровесники вырастают скупыми на ласку и теплое слово, сторонятся богатства родного языка, довольствуясь суржиком, чужими словами, забывая вежливо поздороваться, искренне поблагодарить. Какой выход? Нужно учиться самим и учить других, так как “…без уважения, без любви к родному слову не может быть ни всесторонней человеческой воспитанности, ни духовной культуры” (Василий Сухомлинский).

«РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ЗЕРКАЛО ЕГО ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ »

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 31»,

г. Комсомольск-на-Амуре

В статье раскрывается первостепенное значение языковой культуры в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся. Знакомство с самобытными культурными ценностями народов, населяющих Россию, способствует формированию не только нравственных ценностей, но и развитию языковой культуры учащихся.

Духовно-нравственное развитие, языковая культура.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. «Родной край, его история», – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, к родному языку. Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...».


«Язык – душа народа. Язык – это живая плоть… чувства, мысли». Эти слова принадлежат великому поэту-просветителю, реформатору казахского языка Абаю. А русский поэт Пётр Андреевич Вяземский так определил роль языка в духовной жизни народа:

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной…

Язык – неотъемлемая часть общей культуры народа. Речь служит яркой и, как правило, безошибочной характеристикой культурного и духовного уровня каждого. Учащиеся безошибочно подтверждают сказанное о языке пословицами: Язык голову кормит. Без языка и колокол нем. Хромое слово – хромая речь. Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает. Слово пуще стрелы разит.

«Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нём претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, её воздух…, её поля, горы и долины… Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа», - эти слова принадлежат Константину Дмитриевичу Ушинскому. Прочитаем высказывание Эразма Роттердамского, гуманиста эпохи Возрождения, богослова , нидерландского писателя: «Язык – лучший посредник для установления дружбы и согласия». А вот слова великого Льва Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их… Берегись такого слова, которое разъединяет людей». «Как вы думаете, что объединяет все эти высказывания великих людей? К какому неопровержимому выводу приводит нас мудрость, накопленная столетиями лучшими умами человечества?» - задаю такие вопросы своим ученикам. Все ответы сводятся к одному: во все времена язык считался самым главным духовным сокровищем любого народа.

Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражались в слове. Человек исчезал, но слово, им созданное, оставалось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей народного языка…

Язык – и стар, и вечно нов!

Словами можно смерть предотвратить,

Словами можно мёртвых оживить…

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое, живое целое. Работая над пословицами и поговорками, предлагаю 6 классу следующее задание: нарисовать портрет народа, но не красками, а пословицами, т. е. указать, какие качества ценятся народом, какие – порицаются. Знакомя одноклассников с казахскими пословицами: алмазный клинок на войне товарищ, доброе слово и на войне, и на пиру товарищ; доброта идёт от сердца, подлость – от силы; стола бедность искупит души щедрость – учащиеся отмечают доброту, благородство, душевную щедрость казахского народа. Азербайджанские учат быть гостеприимными, трепетно относиться к детям, обладать душевной чистотой: дом без гостя – мельница без воды; желание ребёнка сильнее приказа падишаха; все беды человека от его языка; друг смотрит в лицо, а враг – в ноги. К уважению к старшим призывают ингушские и киргизские пословицы: дом, в котором есть старики - богатый дом; будешь почитать отца и мать – узнаешь почёт и от своего сына. Говорят о важности терпения и доброты татарские: дно терпения – чистое золото; драгоценный камень на земле не валяется; есть душа – есть и надежда. Каждый народ говорит на своём языке, но мудрость едина – к такому выводу приходим в конце беседы.


Активные занятия в 5 классе : «Сердечные слова», «Честные слова», «Дружим с добрыми словами», «Подари дело и слово доброе», «Умеем общаться» - дали возможность поговорить о традиции доброго слова. Учащиеся рассуждали о том, как множество добрых слов, завещанных нам предками, способны врачевать и примирять, утешать и согревать, наставлять и спасать. Ребята с большой гордостью называли слова, которые говорят им их родители, отмечая их значимость - они придают человеку уверенность и успокаивают совесть. Слово в обыденной жизни имеет свои правила. О них очень точно написал в книге «Учебник жизни» наш современник, московский священник отец Артемий Владимиров.

«Правило первое: думай, что говоришь. Иными словами, взвесь в уме то слово, которое находится на кончике твоего языка. Подумай, как следует, а потом лишь говори. И иногда об этом не пожалеешь.

Правило второе: не говори того, чего не думаешь. Не лукавь, не криви душой. Лучше помолчать, чем сказать неправду.

Правило третье: не всё, что думаешь, говори. Это правило советует правильно оценивать собеседника и его душевное расположение. Принесёт ли ему пользу то, что ты намереваешься сказать? Нужно ли ему слышать твоё мнение по этому вопросу? Не выдашь ли ты чужую тайну своим неосторожным словом? Словом, не всё, что думаешь, говори».

При изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина в 8 классе учащиеся успешно исследовали духовные источники вдохновения поэта, а также примерами из произведений великого поэта сумели доказать, что Александр Сергеевич владел русским языком как уникальным инструментом. Наследие Гения учит школьников правильной русской речи (как устной, так и письменной), способствует проявлению её яркой выразительности, пополняет словарный запас, делая ученика более уверенным при общении со взрослыми, прививает вкус к хорошей правильной речи, ибо речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни.

«Берегите наш язык! Наш прекрасный русский язык!.. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»- это завещание блестящего знатока русского языка Ивана Сергеевича Тургенева. Писатель как будто предвидел наше время, когда вопрос о сохранении русского языка приобретает столь масштабный характер. Подрастающее поколение уже с трудом воспринимает творения классиков русской литературы , стирает грань между Акуниным и Чеховым, Донцовой и Пушкиным. Вот почему писатели и поэты, публицисты и учёные-лингвисты в своих работах не только призывают к чистоте речи, но и дают практические советы своим читателям. Учащиеся 10 класса делятся своими размышлениями о том, как в статье «Мысли о словах» говорит, что необходимо беречь язык от засорения, помнить, что слова, которыми мы сейчас пользуемся, будут служить многие столетия после нас для выражения ещё неизвестных нам идей и мыслей, для создания новых, не поддающихся нашему предвидению поэтических творений. Особого восхищения заслуживают знаменитые «Письма молодёжи» Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Десятиклассники делятся своими впечатлениями. С глубокой болью говорит о русском языке российский литературовед, отмечая, что люди не следят за чистотой своей речи, засоряют её ненужными словами. А язык, по мнению академика, сплачивает народ, нацию. «…Учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Таким образом, наш язык – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души и ума.

«Однажды некая знатная особа посетила обитель и нашла, что обитательницы её живут весьма бедно, отказывая себе даже в необходимом. Об этом знатный посетитель с сожалением высказался в беседе с настоятельницей и предложил большое пожертвование на улучшение материального быта сестёр. Но настоятельница возразила:

В ваших сокровищах сёстры этой обители, слава Богу, не нуждаются, так как у каждой из них достаточно своих сокровищ.

Где же эти сокровища?

Эти сокровища они хранят у себя в сердце.

Посетитель задумался, а потом спросил:

Какое же наиболее ценное сокровище у сестёр вашей обители?

Настоятельница отвечала, также подумав:

Самое дорогое сокровище у всякого человека – дар слова. Это отпечаток божественности; это признак того, что имеющий этот дар – существо не земное, а небесное.

Но я заметил, что монахини очень мало пользуются этим даром.

Да, - продолжала Елизавета, - потому что это сокровище. Скажите, что сталось бы с вашим богатством, если бы вы начали без разбора и необдуманно разбрасывать его направо и налево? Что сталось бы с вашим дорогим платьем, которое вы начали бы неосторожно и небрежно надевать во всякую работу и во всякую погоду? Так и дар слова. Если мы будем им пользоваться неосторожно и неразумно, то он скоро потеряет своё значение и всякий смысл. Напротив, когда каждая жемчужина вынимается из сокровищницы с должным вниманием и осторожностью и когда эти жемчужины, этот бисер раздаются нуждающимся с надлежащей рассудительностью – тогда это сокровище имеет великое значение и никогда не истощается».

Список литературы:

1. Язык мой –друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988

2. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений, издание 2-е,2014.

3. «Письма молодёжи».

4. « И принять вызов… Отлучение от родного слова равносильно отлучению от истории». Литературная газета. – 2007.- №24

«Культура языка и речи» - Грамматические нормы. Нормы построения текста. Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как. Культура речи. Пунктуационные нормы. Орфографические нормы. Что же такое культура речи. Лексические нормы. Продолжите текст. Прочитайте стихотворения и объясните, какой темой они объединены. Культура речи – это раздел лингвистики.

«Сквернословие» - Достойный ответ. Молчуны. Человек. Вселенная. М. Лермонтов. Экология слова. Молчанием зла не пресечь. Правило. Светила. Порох. Приоритет. Тьма. Сердце. Желание достойной среды. Мать. Слово излечивает. Сквернословие. Русский народ. Порок. Физики. Голова. Дерево. Ругань. Свет.

«Жаргонизмы» - Что делать. Лохмы. Часто используемые в школьной речи слова. Как быть. Русский язык умирает. Нецензурные выражения. Пословица. Процесс. Слоган. Вопросы сохранения. Сквернословие. Главные проблемы на сегодняшний день. Причины жаргонизации речи. Друг мой. Иностранное слово. Тебе решать судьбу родного языка.

«Грамотная речь» - Охранная грамота. Ошибки в ударении. Образовательный уровень. Остановите журналиста. Интернет. Тайны родного языка. Варваризмы. Богатые возможности образовательной среды. Источники общения. Акция «Охранная грамота». Приложение. Словесный мусор. Языковые ошибки. Жаргонизмы. Неправильное словоупотребление.

Всего в теме 26 презентаций