Пьер безухов интеллигентный человек. Жизненный путь духовных исканий Пьера Безухова в романе «Война и мир» Льва Толстого

18.07.2020

Один из главных героев эпопеи «Воина и мир» - Пьер Безухов. Характеристика персонажа произведения раскрывается через его поступки. А также через мысли, духовные искания главных героев. Образ Пьера Безухова позволил Толстому донести до читателя понимание смысла эпохи того времени, всей жизни человека.

Знакомство читателя с Пьером

Образ Пьера Безухова кратко описать и понять очень непросто. Читателю надо пройти с героем весь его

Знакомство с Пьером отнесено в романе к 1805 году. Он появляется на светском приеме у Анны Павловны Шерер, московской высокопоставленной дамы. К тому времени молодой человек ничего интересного для светской публики не представлял. Он был незаконнорожденным сыном одного из московских вельмож. Получил хорошее образование за границей, но вернувшись в Россию, не нашел себе применения. Праздный образ жизни, кутежи, безделье, сомнительные компании привели к тому, что Пьер был выслан из столицы. С этим жизненным багажом он и появляется в Москве. В свою очередь, высший свет тоже не привлекает молодого человека. Он не разделяет мелочность интересов, эгоизм, лицемерие его представителей. «Жизнь - это что-то более глубокое, значительное, но неведомое ему», - размышляет Пьер Безухов. «Война и мир» Льва Толстого помогают понять это читателю.

Московская жизнь

Перемена места жительства не повлияла на образ Пьера Безухова. От природы он очень мягкий человек, легко попадает под чужое влияние, сомнения в правильности поступков постоянно преследуют его. Незаметно для себя он оказывается в плену у праздной с ее соблазнами, пирами и разгулами.

После смерти графа Безухова Пьер становится наследником титула и всего состояния отца. Отношение общества к молодому человеку резко меняется. Именитый московский вельможа, в погоне за состоянием молодого графа выдает за него замуж свою дочь-красавицу Элен. Этот брак не предвещал счастливой семейной жизни. Очень скоро Пьер понимает коварство, лживость жены, ее распутство становится очевидным для него. Мысли о поруганной чести не дают ему покоя. В состоянии ярости он совершает поступок, который мог оказаться роковым. К счастью, дуэль с Долоховым закончилась ранением обидчика, а жизнь Пьера была вне опасности.

Путь исканий Пьера Безухова

После трагических событий молодой граф все больше задумывается о том, как он проводит дни своей жизни. Все вокруг запутано, отвратительно и бессмысленно. Он понимает, что все светские правила и нормы поведения ничтожны по сравнению с чем-то великим, таинственным, неведомым ему. Но Пьер не обладает достаточной силой духа и знаниями, чтобы открыть это великое, найти истинное предназначение человеческой жизни. Раздумья не оставляли молодого человека, делая его жизнь невыносимой. Краткая характеристика Пьера Безухова дает право говорить о том, что это был глубокий, думающий человек.

Увлечение масонством

Расставшись с Элен и подарив ей большую долю состояния, Пьер решает вернуться в столицу. На пути из Москвы в Санкт-Петербург, во время короткой остановки, он встречает человека, который рассказывает о существовании братства масонов. Только они знают истинный путь, им подвластны законы бытия. Для истерзанной души и сознания Пьера эта встреча, как он считал, была спасением.

Приехав в столицу, он, не задумываясь, принимает обряд и становится членом масонской ложи. Правила другого мира, его символика, взгляды на жизнь увлекают Пьера. Он безоговорочно верит всему, что слышит на собраниях, хотя многое из его новой жизни ему кажется мрачным и непонятным. Путь исканий Пьера Безухова продолжается. Душа по-прежнему мечется и не находит покоя.

Как облегчить жизнь народа

Новые переживания и поиски смысла бытия приводят Пьера Безухова к пониманию того, что жизнь отдельного человека не может быть счастливой, тогда, когда вокруг много обездоленных, лишенных какого-либо права людей.

Он решает предпринять действия, направленные на улучшение жизни крестьян в своих имениях. Многие не понимают Пьера. Даже среди крестьян, ради которых все это затевалось, есть непонимание, неприятие нового уклада жизни. Это обескураживает Безухова, он подавлен, разочарован.

Разочарование было окончательным, когда Пьер Безухов (характеристика которого описывает его как человека мягкого, доверчивого) понял, что он жестоко обманут управляющим, средства и усилия пущены по ветру.

Наполеон

Тревожные события, происходящие во Франции, в то время занимали умы всего высшего общества. будоражил сознание молодежи и стариков. Для многих молодых людей образ великого императора стал идеалом. Пьер Безухов восхищался его успехами, победами, он боготворил личность Наполеона. Не понимал людей, которые решались оказать сопротивление талантливому полководцу, великой революции. Был момент в жизни Пьера, когда он готов был присягнуть Наполеону и встать на защиту завоеваний революции. Но этому не суждено было случиться. Подвиги, достижения во славу Французской революции остались лишь мечтами.

А события 1812 года разрушат все идеалы. Обожание личности Наполеона сменится в душе Пьера презрением и ненавистью. Появится непреодолимое желание убить тирана, отомстив за все беды, которые он принес на родную землю. Идеей расправы с Наполеоном Пьер был просто одержим, он считал, что это предначертание, миссия его жизни.

Бородинское сражение

Отечественная война 1812 года сломала сложившийся устой, став настоящим испытанием для страны и ее граждан. Это трагическое событие напрямую коснулось и Пьера. Бесцельная жизнь в богатстве, удобстве была без раздумий оставлена графом ради служения отечеству.

Именно на войне Пьер Безухов, характеристика которого до сих пор не была лестной, начинает по-другому смотреть на жизнь, понимать то, что было неведомо. Сближение с солдатами, представителями простого народа, помогает переоценить жизнь.

Особую роль в этом сыграло великое Бородинское сражение. Пьер Безухов, находясь в одном строю с солдатами, увидел их настоящий патриотизм без фальши и наигранности, готовность без раздумий ради отчизны отдать жизнь.

Разрушения, кровь, и связанные с этим переживания дают начало к духовному перерождению героя. Вдруг, неожиданно для себя, Пьер начинает находить ответы на вопросы, мучившие его так много лет. Все становится предельно ясно и просто. Он начинает жить не формально, а всем сердцем, испытывая, незнакомое ему чувство, объяснение которому в этот момент дать еще не может.

Плен

Дальнейшие события разворачиваются так, что испытания, выпавшие на долю Пьера, должны закалить, окончательно сформировать его взгляды.

Оказавшись в плену, он переживает процедуру допроса, после которой остается жив, но на его глазах совершается казнь нескольких русских солдат, вместе с ним попавших к французам. Зрелище казни не оставляет воображение Пьера, доводя его до грани сумасшествия.

И только встреча и разговоры с Платоном Каратаевым снова пробуждают в его душе гармоничное начало. Находясь в тесном бараке, испытывая физическую боль и страдания, герой начинает ощущать себя по-настоящему Жизненный путь Пьера Безухова помогает понять, что быть на земле - это огромное счастье.

Однако герою еще не раз придется пересматривать свое и искать свое место в ней.

Судьба распоряжается так, что Платон Каратаев, подаривший Пьеру понимание жизни, был убит французами, так как заболел и не мог передвигаться. Смерть Каратаева приносит герою новые страдания. Сам Пьер был освобожден из плена партизанами.

Родные

Освободившись из плена, Пьер одно за другим получает известия от родных, о которых долгое время он ничего не знал. Ему становится известно о смерти своей жены Элен. Лучший друг, Андрей Болконский, тяжело ранен.

Смерть Каратаева, тревожные известия от родных снова будоражат душу героя. Он начинает думать, что все произошедшие несчастья случились по его вине. Он является причиной смерти родных ему людей.

И вдруг Пьер ловит себя на мысли о том, что в трудные минуты душевных переживаний неожиданно приходит образ Наташи Ростовой. Она вселяет в него спокойствие, придает силу и уверенность.

Наташа Ростова

При последующих встречах с ней он понимает, что у него зародилось чувство к этой искренней, умной, богатой духовно женщине. У Наташи вспыхивает ответное чувство к Пьеру. В 1813 году они поженились.

Ростова способна на искреннюю любовь, она готова жить интересами мужа, понимать, чувствовать его - в этом главное достоинство женщины. Толстой показал семью как способ сохранения человека. Семья - маленькая модель мира. От здоровья этой ячейки зависит состояние всего общества.

Жизнь продолжается

Герой обрел понимание жизни, счастье, гармонию внутри себя. Но путь к этому был очень непрост. Работа внутреннего развития души всю жизнь сопровождала героя, и она дала свои результаты.

Но жизнь не останавливается, и Пьер Безухов, характеристика которого, как человека ищущего, дана здесь, снова готов к движению вперед. В 1820 году он сообщает жене о том, что намерен стать членом тайного общества.

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Война и мир, образ Пьера Безухова. Характеристика и духовные искания героя. Жизненный путь Пьера Безухова. Описание, внешность и цитаты Безухова.

«Война и мир» — одно из самых масштабных произведений мировой литературы. Л.Н. Толстой раскрыл перед читателями широкую панораму имен, событий, мест. Каждый человек может найти в романе близкого по духу героя. Честным и бескомпромиссным подойдет Андрей Болконский, живым и оптимистичным – Наташа Ростова, уступчивым и тихим – Марья Болконская, добрым и импульсивным – Пьер Безухов. Именно о последнем и пойдет речь.

Пьер – незаконный, но любимый сын графа Безухова, получивший после смерти отца высокий титул и состояние. Внешность героя не аристократична: «Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках», — но его лицо становится красивым и приятным, когда Пьер улыбается: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». Л. Н. Толстой уделял огромное внимание улыбкам: «В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Портрет Пьера отражает и его внутренний мир: что бы ни происходило, он остается добрым, наивным и несколько оторванным от реальности.

Пьер 10 лет учился за границей. Вернувшись, герой находится в поисках своего призвания. Он ищет что-то подходящее, но не находит. Безделье, влияние ловких людей, всегда готовых развлечься за счет богатых друзей, собственная слабохарактерность – все это ведет Пьера к кутежам и безумствам. На самом деле, он добрый и умный человек, готовый всегда помочь и поддержать. Пусть он наивный, рассеянный, но главное в нем – душа. Поэтому Андрей Болконский, хорошо разбирающийся в людях, и чуткая Наташа Ростова питают к Пьеру теплые чувства.

В свете герой не пользуется успехом. Почему? Все просто: свет насквозь лживый и прогнивший, чтобы стать там своим, надо потерять лучшие свои качества, забыть о собственных мыслях и говорить только то, что хотят услышать, льстить и скрывать настоящие чувства. Пьер же скромный, простой, правдивый, он чужд свету, его «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной» не было места в салонах.

Чего не достает герою для счастья? Решительности и силы воли, ведь жизнь носит его, как соломинку по реке. Так он кутил, потому что не хотел отстать от «друзей». Потом женился, потому что Элен Курагина соблазнила его, окружила его своей красотой, хотя они оба не любили друг друга. Пьер ездил на ненужные ему собрания и балы, обманывал себя иллюзиями, ложными идеями (например, масонством). Найти себя ему помогло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. Герой участвовал в Бородинской битве, наблюдал то, как простые люди, не философствуя и не рассуждая, как любил сам Пьер, просто идут и умирают за Родину. Кроме страшной и героической битвы, Безухов испытал унизительный плен, но там встретил знакового человека – Платона Каратаева. В Платоне заключались настоящая жизненная мудрость и духовность. Его философия не витала в облаках, а заключалась в том, что счастье внутри каждого человека, оно в его свободе, удовлетворении потребностей, простых радостях и эмоциях. После этой встречи жизнь Пьера изменилась: он принял себя и окружающих с их недостатками, он обрел смысл жизни и любовь. Его отношениям с Наташей постоянно что-то мешало: сначала она была невестой друга, а Безухов не мог совершить предательство, потом девушка была слишком подавлена разрывом с женихом, и ей было не до чувств. И только после окончания войны, после духовного перерождения и Пьера, и Наташи они смогли отдаться любви, сделавшей их счастливыми на долгие годы.

В романе "Война и мир" Толстого более пятисот персонажей. Одна из главных и ярких мужских ролей досталась Пьеру Безухову. В процессе создания своего творения автор сначала планировал его посветить судьбе дворян, участников восстании 1825 года, но в дальнейшем решил вернуться к повествованию более раннего этапа развития России, к периоду юности его персонажей, развитее и становления их. В произведении Толстой выбирает себе любимчиков, и Пьер входит в их число. Образ Безухова самый необыкновенный мужской образ романа, ерой постоянно крутиться в гуще событий. Пьер играет огромную роль в развитии действий романа.

Как одного из любимых героев, Толстой начинает повествование о Пьере с самого начала становления и его развития как личность. По юности Безухов был представлен очень мягким и не отличался сильным характером, но в дальнейшем смог стать организатором сообщества против царя. Героя Пьера автор ввел в произведения в момент властвования в обществе фальши, лести и невежества. Он кардинально отличался от других, он был открытым и прямолинейным человеком. Он был добрым, очень искреннем образом, а данном обществе это было очень не естественно. Люди побаивались Пьера он мог нарушить эту сложившуюся обстановку.

Впервые юного Пьера Безухова читателю представляет Толстой в салоне Анны Павловны Шерер, его демонстрирует как нарушителя общественного спокойствия и порядка, а также спокойного течения вечера. Он не похож на других присутствием умного и наблюдательного взгляда. Люди приветствуют Пьера поклоном, который относиться к низшему сословию. Он незаконно рожденный сын вельможи при Екатерине, графа Безухова, а в дальнейшем и незаконный наследник. В дальнейшем на страницах романа он становиться владельцем тысячи душ и миллионов. И становиться уже желанным и дорогим гостем всех салонов и домов. Толстой не скрывает своей симпатии к Пьеру Безухову и представляет его завидным женихов двух столиц. И женит его на дурном и невежественном существе, петербургской красотке Элене Курагиной.

С помощью образа Пьера Безухова Толстой проносит через весь роман идею постоянного совершенствования и становления.

В характере Пьера есть место еще и бесконечной доброте. Герой молод и поэтому мечта о славе не оставляет его. Он даже участвует и стреляется в дуэли. Он еще готов к непредсказуемым и разрушительным поступкам, по молодости лет. Безухов принял способность поддаваться спокойному течению времени, способность слышать и слушать. В этом его помог Платон Каратаев, учитель праведной жизни.

Толстой дарит Пьеру возможность в полной мере постичь простое человеческое счастье и поженил его уже второй раз на Наталье Ростовой. В дальнейшем в строках романа Пьер опытный семьянин, отец четверых детей. Салоны, встречи масонов, мысли о высоком предназначении остались в прошлом.

В этом и есть его истинное счастье, покой и становление герой. Но останавливаться он не собирается, он смотрит вдаль и строит более грандиозные планы политической деятельности. Но Толстой не показывает этого читателю, оставляя его в семейном, тихом, гармоничном семейном кругу, зная, что именно в этом идеал его жизни.

Вариант 2

В романе «Война и мир» присутствует около 500 персонажей. Среди них особо выделяется Пьер Безухов. Свой великий роман Толстой решил посетить периоду восстания простого народа против государственного правления.

Пьер Безухов является самым любимым героем автора. Герой стал центром всего романа. В качестве главного героя, Толстой описал жизнь и характер Безухова с юного возраста. В книге образ героя меняется несколько раз. В молодом возрасте был слабохарактерным парнем, который не мог проявлять никакого мужества. Внешне герой был толстым молодым человеком, носящим очки. Всегда ходил во фраке и в светлых панталонах. Он часто посещал элитный салон Анны Павловны Шерер и всегда чувствовал себя чужим. В этом обществе всегда царила фальшь, люди из высшего общества говорили друг другу лестные слова, чтобы получить желаемое.

Его положение резко выросло после получения большого наследства. Пьер посещал светские мероприятия, где собиралась только светская элита. Так он познакомился с Элен Курагиной и вскоре женился на ней. Вскоре он разочаровался, узнав, что Элен вышла замуж из – за богатства. В браке она изменяла ему с Дороховым. Он был простодушным человеком и жил только по велению сердца. Пьер отличался безмерной добротой, горячим и импульсивным характером и щедростью души. Такие положительные качества мешали Безухову находить общий язык с влиятельными людьми. После разочарования окружающим обществом, Безухов вступил в масонскую ложу. Данное сообщество поддерживало идею всеобщего братства. Масон Баздеев стал наставником Безухова. Вступив в ложу, герой жертвует крупную сумму денег. Он пишет дневник, в котором пишет свои наблюдения. Безухов хотел найти смысл жизни и обрести смысл жизни.

Встреча и знакомство с солдатом Каратаевым имела важное значение на Безухова. Речь солдата оказала решительное влияние на мировоззрение Пьера. В плену у французской армии Пьер приобрел новые личностные качества как терпение к невзгодам жизни. Он уже не испытывал ненависти к французам и стал по – иному смотреть на жизнь.

По выходу из плена, Безухов изменил свое отношение к людям. Он стремился понять каждого человека и всегда искал положительные черты характера у окружающих. Теперь он мог легко отказывать людям в финансовой помощи. Полное счастье Безухов приобрел после встречи с Наташей Ростовой. Он стал счастливым семьянином и хорошим отцом 4 детей. После женитьбы он оставил масонскую ложу и разгульный образ жизни. Он забыл про Кулагина и Дорохова. С появлением Наташи он обрел новый смысл жизни. Герой обрел счастье и радость, также долгожданный душевный покой. Он решил не останавливаться на достигнутом счастье. Безухов принял решение заняться политической деятельностью. Свои будущие планы он обсудил с братом Наташи Николаем Ростовым.

В конце романа главный герой Пьер Безухов полностью изменился и проявил только свои лучшие качества. Серьезные жизненные трудности сделали из Безухова зрелого человека и счастливого семьянина.

Сочинение Харктеристика и образ Безухова

У меня сложилось такое впечатление, что Пьера Толстой частично пишет с себя. И Пьер, и Толстой пытаются найти истину и смысл жизни. И у Пьера, и отчасти у Толстого несчастные браки. Пьеру хватило силы воли и характера на то, чтобы круто изменить свою жизнь. Толстой тоже протестует – он просто уходит из дома.

Пьер вступает в масонскую ложу. Толстой «ударяется» в религию. Но ни одному, ни другому это не приносит счастья и облегчения. Толстой не видит выхода из сложившегося положения, поэтому, шарахается из стороны в сторону. Извечная беда русской интеллигенции.

Пьер хочет сделать что-нибудь весомое для общества, для страны. То хочет, чтобы была республика, уже видит себя вторым Наполеоном. То, наоборот, хочет победить его. Многие хотели поймать Бонапарта и отвести к царю.

Пьер за свои деньги собирает и экипирует целый полк. Его не останавливает тот факт, что он ничего не соображает в военном деле. Он решает, что именно на него возложена великая миссия – освободить страну от ненавистного Наполеона. Утопическая идея с треском проваливается, а сам Пьер попадает в плен.

Простой русский солдат своими разговорами меняет его взгляды на жизнь. Он прозревает, спадают с глаз розовые очки, очищается ум от ненужных мыслей. В жизни ничего не бывает просто так, значит, нужен ему был этот плен, чтобы освободиться от ошибочных мыслей. Понять своё истинное предназначение.

То, что он искал, лежит буквально на поверхности, у него под носом. А он копался в философских трактатах да масонских ложах. В жизни всё просто – живи сам, наслаждайся жизнью и не мешай жить остальным людям. По злой иронии именно война разрубает этот «гордиев» узел, который завязал на своей шее Пьер.

Толстой тоже освобождается от ошибочных мыслей. Теперь он понимает, в чём, а точнее, в ком смысл жизни.

Жизнь делает Пьеру великолепный подарок. Он женится на Наташе Ростовой, в которую был всю жизнь влюблён, но не мог дать воли чувствам, так как был женат. Он купается в море человеческого счастья. Он любит и любим. Прекрасная жена подарила ему четверых прекрасных деток. Она любит и боготворит его. Вот и вся философия.

Самое главное в жизни любого человека во все времена – это семья. А потом уже работа, друзья, хобби и всё остальное. Семья даёт силу и уверенность в завтрашнем дне. Когда знаешь, что тебя ждут любимые люди – можно горы свернуть.

А можно и на царя замахнуться. Ведь образ Пьера был задуман, как образ будущего декабриста.

Вариант 4

Он не затерялся среди множества остальных героев романа. Можно сказать, что он тоже любимый герой Толстого. Вместе с автором можно увидеть процесс становления человека. От мягкотелого бесхребетного, из которого «верёвки вьют», до человека, замахнувшегося на самого царя.

Впервые мы видим его в салоне Анны Шерер. Что он из себя представлял? Стриженый толстяк в очках, в жабо и панталонах. Ему явно там не место, окружающие изподтишка смеются над ним. Он простодушный и доверчивый и похож то ли на медвежонка, то ли на большого ребёнка. Такой наивный, не знающий жизни, что его можно запросто обмануть.

Когда он получает огромное наследство и становится одним из самых богатых женихов Санкт-Петербурга, насмешки прекращаются. Хитрые и хищные дамы пытаются заполучить богатого жениха в свои сети. И холодной, эгоистичной «кукле» Элен Курагиной этой удаётся.

Но ему приходится снять розовые очки и столкнуться с реалиями настоящей жизни. Его жена ему изменяет, а любовник вызывает на дуэль. Эти события подталкивают его к вступлению в масонскую ложу, где все люди – братья. Так он думает.

Но членство в этой организации не приносит ему ни счастья, ни душевного покоя. А вот простой русский солдат Платон Каратаев своими крестьянскими шутками-прибаутками вылечивает его исстрадавшуюся душу. О, это русское терпение и смирение (до поры, до времени), толерантность к французским солдатам, всепрощение друзей и близких.

После плена Пьер как-будто снова на свет родился. Он терпимее относится к людям, пытается в каждом плохом человеке находить и положительные качества.

Толстой не зря сводит вместе двух своих любимых героев – Наташу и Пьера. Да, Пьер не красавец князь Андрей Болконский, не гусар Долохов, он простоват, полный, в очках. Он красив внутренней красотой. Он великодушен. Достаточно вспомнить, как он уговаривал князя Андрея простить Наташу: «Падшую женщину можно простить». Но князь не простил.

Они просто созданы друг для друга. Они нужны друг другу. Настрадавшись, они достойны простого человеческого счастья. Наташа расцветает от настоящей любви любимого человека. Создают прекрасную семью. Пьер не чает души в своей жене и своих четверых детках.

Описывая семью Пьера и Наташи, возможно, Толстой хотел видеть такой свою семью. Но его жена, увы, не Наташа Ростова. Она изводила его своими придирками.

Пьер Безухов - Характеристика героя

Каждый из нас хоть раз задумывался над и своим поведения в жизни и заодно о смысле существования на Земле. Но получить ответ на это почти не возможно, но еще трудней, сделать правильный выбор. Именно это и многие другие проблемы того времени поднимает роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» в образе Пьера Безухова.

Юный граф Пьер Безухов проходит через многие быстро сменяющие друг друга этапы формирования его личности: от множества развлечений и разочарований. В начале романа духовное состояние к высшему обществу вызывает слабую не приязнь, но со временем отношение к этому быстро меняется. Пьер никогда не относился плохо к народу, который был у него в подчинении: для них он строил специально школы, пытаясь дать им на тот момент не доступные для них науку. Как и все мужчины Российской империи граф Безухов мечтал проявить себя в войне и убить лично наполеона. Та же, несмотря на это, Пьер был мягким и рассудительным человеком, он всегда мог придти к истине в споре с оппонентом, но это так же не мешает ему в нужный момент отстоять свою точку зрения. Как и все живущие на земле люди, Пьер совершает ошибки. И одна из этих ошибок - это брак с Элен Курагиной, который не принес ничего хорошего, а заставил только познать всю фальшь среды, к которой она принадлежала. Любви между ни ми не было, поэтому Элен изменяла своему супругу: «она развратная женщина. Я спросил у нее однажды, не чувствует ли она признаков беременности. Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня у нее детей не будет». Поэтому через некоторое время граф принимает решение о расторжении союза между ними.

После этого он с головой уходит в идею облегчения и равенство в жизни крепостных. Но эта идея не приносит Пьеру того душевное удовлетворение, на которое он рассчитывал. Это заставило Безухова разочароваться на мгновение в своей жизни. Однако это продлилось не долго, поскольку у него проснулась любовь к юной красавице Наташе Ростовой. Любовь к ней помогла, оживит снова графа и заставила двигаться дальше по жизни и мечтать о тихом счастье с дамой сердца. Но судьба преподносит неожиданный поворот: Отечественная война.

Подводя итого всего сказанного, что Пьер Безухов прошел долгий и не легкий путь, прежде чем обрел счастье и покой. Но самое главное ви жизни графа ждет впереди. Также как и во всех остальных героем романа-эпопеи Толстой вложил в него идею служению людям. В Пьере также было вложено много надеж на счастливое и равное будущее, что делает его необычным человеком на тот период времени.

  • Сочинение описание картины После дождя. Плес Левитана

    Одна из лучших картин И.И.Левитана «После дождя. Плес» (1886) была задумана в состоявшейся поездке художника в Костромскую губернию. Она, как и другие композиции пейзажиста, написанные на Волге

  • Чичиков на балу у губернатора в поэме Мертвые души Гоголь

    В городе, который просто обозначается буквой Н., жили разные люди. Одни были толстыми, а другие тонкими. Тонкие мужчины старались окружить заботой и вниманием красивых девушек

  • Сочинение Как красива осенняя березка 4 класс

    С давних времен береза считается символом красоты и изящества русской природы. Это кудрявое деревце получило свое название из-за белой коры. «Бер» означает «светлый, блестящий». В каждую пору года береза поражает своим убранством

  • «Война и мир»

    Урок построен так, чтобы создавать дидактические условия для положительного эмоционального характера процесса обучения: привлечение яркого фактического материала, побуждение к оценке и выражению собственного мнения в отношении изучаемых событий, фактов; стимулирование к развитию своего мировоззрения, создание ситуации успеха.

    В начале изучения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» учащиеся были сориентированы на заключительный урок-обобщение «Нравственные искания Пьера Безухова». В ходе работы выделялись этапы жизненного пути героя, предлагалось подобрать цитаты из романа, воспользоваться материалом литературно-критических исследований. В процессе исследовательской деятельности наряду с анализом ключевых сцен составляется опорная схема этапов жизненного пути Пьера Безухова. Отношение к составлению опорной схемы неоднозначно: взлет или падение тот или иной эпизод жизни? Участие в развлечениях светской молодежи, увлечение идеями Наполеона, масонством - это падение или логика развития характера на пути к совершенствованию, осмыслению и утверждению своего смысла жизни. Таким образом, ломаная линия этапов жизни - это не взлеты и падения - это еще один шаг на пути обретения главного и единственно верного в жизни.

    Ход урока

    Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя.

    Л. Н. Толстой

      На этапе усвоения материала звучит сообщение учащегося «Мастерство психологического анализа Л.Н. Толстого».

      Лекция учителя «Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого»

    Концепция человека и психологизм Л.Н. Толстого

    «Все произведения Толстого представляют собой «историю души» за некоторый промежуток времени, - пишет исследователь А.П. Скафтымов. Что происходит в этом промежутке? Персонаж проходит ряд состояний. Причем эти состояния взаимно не безразличны. Они даны не только в чередовании, но и во взаимно оценочном сопоставлении. Они показаны как должное или недолжное, фальшивое или натуральное, ложное или истинное. Каждое состояние имеет при себе различными художественными способами высказанное оценочное суждение, и путем взаимного контраста или параллелизма все они ведут систему обоснования и раскрытия конечных авторских убеждений и призывов».

    Толстой пересказывает не итоги внутреннего движения человеческой личности, а проникает в самый процесс ее мышления, ее чувствования. Не удовлетворяясь изображением внешних движений чувства, он обращается к раскрытию самого процесса психической жизни, непрерывного потока возникновения и смены противоречивого состояния различных мыслей, чувств, ощущений, сознательных устремлений и подсознательных импульсов. Задача писателя показать «текучесть человека; то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильное существо.

    О характере психологического анализа интересно и верно писал С.Г. Бочаров: «... именно процессу, а не результату уделяет Толстой главное внимание. В одном из писем уже позднего периода Толстой высказал взгляд на задачи психологического анализа: «Главное - работа внутренняя, душевная, и чтобы показана была не окончательная работа, а процесс работы на самом деле».

    Толстой глубоко верит в духовный потенциал личности: некоторым толстовским персонажам удается побеждать инстинкт своеволия, индивидуалистического утверждения себя в противовес другим. Во многом спасает стоящая перед ними задача самоотверженного служения ближним, растворения себя в других. «Диалектика души» раскрывается как всеобщая форма внутренней жизни. Толстой обнаруживает «общее» в людях, положительную духовную основу их внутреннего существа, интересуясь теми моментами свободы, когда открывается возможность выбора, решения, определения своих действий, своего поведения. Но чаще всего диалектические процессы душевной жизни изображаются Толстым, когда он обращается к изображению положительных героев, сознательно стремящихся к познанию смысла жизни.

    Через борьбу противоположных мотивов человек у Толстого поднимается в определенных жизненных ситуациях к более высокой стадии сознания, когда открываются ему безусловные нравственные ценности, не без утрат, не без возвращения к прежнему самочувствию в дальнейшем.

    Толстой не ограничивается изображением сплетения добра и зла в душе человека, он ведет его к разделению противоположных начал, к нравственному суду над собой.

    Моменты нравственного возвышения затем сменяются новыми исканиями, разочарованиями и падениями. Сплетение добра и зла остается законом человеческого существования. Но вместе с тем раз испытанное прозрение уже делает героя духовно зрячим, духовно подвижным.

      Составление опорной схемы «Нравственные искания Пьера Безухова, героя романа Л.Н. Толстого «война и мир» (беседа с элементами анализа).

    Назовите этапы жизненного пути Пьера Безухова

    Первая встреча с Пьером . Салон Шерер

    - Какие герои выглядят чужими в салоне Шерер? Почему? (портрет и манеры поведения)

    Нарушение Пьером заведенного Анной Павловной этикета, его неуклюжесть еще раз подтверждают, что он - инородное тело в великосветской гостиной.

    «Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот молодой человек был незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова... Анна Павловна приветствовала его поклоном, относящимся к людям самой низшей иерархии в ее салоне. ... этот страх (Анны Павловны) мог относиться к тому умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличающему его от всех в этой гостиной».

    Увлечение революционными идеями, Наполеоном.

    «Народ отдал ему (Наполеону) власть только затем, чтобы он избавил его от Бурбонов, и потому, что народ видел в нем великого человека. Революция была великое дело, - продолжал мсье Пьер, высказывая этим отчаянным и вызывающим вводным предложением свою великую молодость и желание все поскорее высказать».

    Толстой фиксирует на протяжении всего романа естественно меняющиеся и углубляющиеся стороны его характера и интеллекта.

    В начале романа Пьер высказывает непомерную рассеянность, доверчивость, застенчивость, «неумение войти в салон»; его «добродушие, простота и скромность» еще вполне наивны: он болезненно чувствителен, не переносит «вида слез» и сам легко готов плакать; но он еще мало вдумчив, часто «распускает свой рот в беззаботную, веселую улыбку» и не рассуждая поддается (по словам Князя Андрея) «кутежам» и «гусарству».

    Развлечения светской молодежи

    - Каковы развлечения общества Курагина и Долохова? Какую роль играют эти сцены в романе?

    Эти сцены раскрывают новые стороны быта аристократии, вводят новых героев (Долохов, А. Курагин). Проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов и участие в кутежах представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.

    - Растрачивание жизни в кутежах.

    Одной из важных задач Толстого-психолога было изобразить и раскрыть ту невольную неискренность, которая свойственна людям, их подсознательное стремление видеть себя лучше, а значит, интуитивно искать самооправданий.

    «... Хорошо бы было поехать к Курагину»,- подумал он, но тотчас же вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Кураги на. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать».

    Здесь четко обозначена доминанта внутреннего состояния: Пьеру очень хочется еще раз испытать это удовольствие, несмотря на данное слово, несмотря на то, что он знает, что поступает дурно. Это желание властвует, и весь остальной психологический мир подделывается под него - так и воспринимается наивная казуистика Пьера: «И тотчас же пришла ему в голову мысль, что данное слово ничего не значит потому, что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова - такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного».

    Пьер - граф Безухов, богатейший и знатнейший человек

    - Эйфория от ощущения себя «центром какого-то важного общественного движения»

    «Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятии, спрашивать о чем-то главном управляющего, ехать в подмосковное имение...». «Пьеру так естественно казалось, что все его любят... что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его».

    Входя постепенно в общество, он осознает свою роль в нем и даже начинает чувствовать себя «центром какого-то важного общего движения», заставляющего быть «в состоянии кроткого и веселого опьянения»; он уже думает о своей «карьере» и испытывает «чувство отуманенности, торопливости и все наступающего, но не совершающегося какого-то блага», и если ранее собственные его речи казались ему «глупыми», «то теперь все, что не говорил он, все выходило Charmant » (очаровательно).

    - Женитьба на Элен

    Толстой стремится к тому, чтобы каждый элемент внутренней жизни был обозначен словом предельно точно. В приведенном отрывке чувство Пьера к Элен характеризуется словами «гадкое», «запрещенное», снова «гадкое», «противуестественное» и, наконец, «нечестное».

    «Он понял, что эта женщина может принадлежать ему.

    «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа,- думал он. - Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное...» - думал он; ... и сознавал, что в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой...» И опять он говорил себе, что что-то гадкое, противуестественное, как ему казалось, нечестное было в этом браке... и на него нашел ужас, не связал ли уж он себя чем-нибудь в исполнении такого дела, которое очевидно не хорошо и которое он не должен делать. Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны души всплывал ее образ со всею своею женственной красотою».

    Сцены имеют большое значение для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, неискушенности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру-наследнику). С одной стороны, брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться.

    - Масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

    Брак с Элен и отношения с Долоховым многому научили Пьера. Он стал вполне «взрослым». Толстой посвящает сильные страницы тому, как Пьер, женившись, «перерабатывал один в себе свое горе». Писатель обнажает новые стороны характера героя: стремительное развитие моральной требовательности, глубокое возмущение недостойным поведением людей и вспыльчивость («Я тебя убью!»- кричит он Элен). Пьер мужает. Исчезает его простодушная беззаботность. Все более и более занимают его тревожные вопросы жизни, ее смысла и целей, - «как будто в голове его свернулся

    Пьер отходит от «светского» круга людей, он видит всю тщету знатности и богатства («и зачем нужны эти деньги?» - думает он); он чувствует всю неизбежную «подверженность» человека «злу и смерти» и мучительно переоценивает свои прошлые понятия и стремления («все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение».) К 1812 г. еще и еще властнее становится его требования найти какой-то высокий смысл жизни; он сближается с идеями масонства в котором его соблазняет иллюзорное «наслаждение верить в возможность достижения совершенства и возможность братской... любви между людьми».

    - Дуэль с Долоховым

    После дуэли Пьер находится в тяжелом нравственно-психологическом состоянии: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»- спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов...»

    Характеризуя нравственно-психологическое состояние Пьера в момент идейного кризиса, автор говорит: «Все в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным и отвратительным». Не случайно Осип Алексеевич Баз леев осуждает образ мыслей Пьера как «однообразный плод гордости, лени и невежества», «печальное заблуждение». Жизнь Пьера, проходящая в «буйных оргиях и разврате», порождает психологию сомнения во всем и неверия в идеал. Толстой убеждает читателя в том, что социальная практика человека имеет огромное значение для его внутреннего духовного мира.

    Размышления после дуэли: «Что ж было? спрашивал он сам себя. Я убил любовника, да, убил любовника своей жены. Да, это было. Отчего? Как я дошел до этого?»

    Во-первых, Пьер не убивал Долохова, но в его сознании дело обстоит именно так: убил, или почти убил, или мог убить - для Пьера, по большому нравственному счету, все равно. Во-вторых, примечательно, что Пьер почти сразу же, осознав в полной мере факт дуэли, задает себе ключевой вопрос: «Как я дошел до этого? » Он охвачен нравственным смятением: ощущение непоправимости, ложности его жизни, которое смутно бродило в нем еще с момента объяснения в любви, делается определенным и мучительно острым, вызывая настоятельную потребность разобраться в причинах зла.

    Заметим, что Пьер акцентирует внимание именно на самом себе: не «что меня довело до дуэли», а как я, Пьер Безухов, дошел до того, что смог убить человека?» Пьер ищет зло в себе - это очень доказательно для нравственной ориентации лучших героев Толстого.

    «Но в чем же я виноват? - спрашивал он. - В том, что ты женился, не любя ее, в том, что обманул и себя и ее...» Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и вульгарность выражений... «Она во всем, во всем она одна виновата... Но что из этого? Зачем я себя связал с нею? ... Я виноват... »

    ЖЕСТОКИЙ КРИЗИС

    - Полное внутреннее опустошение

    Он мучается после женитьбы, понимая, что не только обманулся, но и обманул других. А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис. Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого.

    Пьер неминуемо шел к полному внутреннему опустошению, превращению в добродушного отставного камергера, «тип которого он так глубоко презирал семь лет назад». Правда, Пьер имел способность «слишком ясно видеть зло и ложь жизни, для того, чтобы быть в силах принимать в ней серьезное участие». В московских гостиных Пьер приходит к ощущению своего одиночества, «призрачности» всей окружающей его жизни и потому не может вступать с ней во внутренне содержательное взаимодействие. Он спасался от жизни вином, женщинами, развлечениями. Он горько оплакивал себя и свои надежды на разумную и плодотворную деятельность: «Разве не он видел возможность и страстно желал переродить порочный род человеческий и самого себя довести до высшей степени совершенства?» Он бился, страдал, искал новой дороги в жизни, он верил в торжество высшей правды на земле, но «силою обстоятельств» был приведен к этому бездуховному существованию, драматически переживая разрыв между религиозно-нравственными воззрениями и практикой своей жизни. Пьер не мог примириться с этим разрывом, не мог «распутать тот запутанный, страшный узел жизни, который ужасал его...».

    О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить и не мог перестать задавать себе. Как будто в его голове свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь».

    - Вступление в масонство, бурная деятельность.

    Масонство с позиции «диалектики души»

    Нравственно-психологическое состояние Пьера в момент сближения с масонами и посвящения в «братство вольных каменщиков» сложно и противоречиво. С одной стороны, он мечтает о «деятельностно-добродетельной жизни», о любовной братской гармонии на земле, ощущает потребность содействовать этой гармонии. Но незаметно для себя Пьер отдается самолюбивой мечте «Исправить весь род человеческий».

    По Толстому, инициативная деятельность личности - проявление того самолюбия и честолюбия, которые связаны с «отдельностью» человеческого существования, эгоистического соревнования с другими.

    Таким образом, «диалектика души» и проявляется как изображение двух неразрывно связанных психологических процессов во внутреннем мире героя-персонажа: обострение нравственных сил сливается с мечтой о роли проповедника и утешителя.

    Отказаться от «произвола» - значит избавиться от преувеличенного чувства личности, от невозможности поступать в согласии с велениями нравственного закона вследствие своего «неразумия», добровольно подчинить «свою волю тому и тем. которые знали несомненную истину».

    - Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою», вступает в масонское общество?

    Потому что его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире». Пьер воспринимает в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону.

    Деятельность Пьера в масонском обществе убеждает, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми. Видя социальную несправедливость мира, он не принимает мысли о социальном преобразовании общества.

    Так Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием, предлагая абстрактную проповедь «добра и истины».

    Метафизическое учение масонов мало занимало Пьера: это «некое таинство» не представлялось ему существенным. Он не примкнул к числу братьев «занятых исключительно

    таинствами науки ордена... или о трех началах вещей...». «Сердце его не лежало к мистической стороне масонства». Задачи нравственного совершенствования тоже не занимали Пьера, потому что уже в первый момент «обращения» он « с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно добро». Содержанием своей будущей деятельности он положил «исправление рода человеческого».

    - Разочарование, кризис масонства

    Вскоре после вступления в орден обозначилось расхождение Пьера с масонами: он не мог ограничиться задачами созерцательного погружения в себя и требовал деятельностной помощи другим. Он стремился «противодействовать злу, царствующему в мире». Пьер отправляется в свои киевские имения.

    Но действительность оказывается сильнее филантропических распоряжений и частных вмешательств. К тому же Пьер лишен трезвого практического сознания, живого интереса к процессам хозяйственной жизни, «практической цепкости».

    Воссоединение с Элен

    Толстой вводит читателя во внутренний мир ищущего, размышляющего героя. «Он так привык повиноваться этому тону небрежной самоуверенности князя Василия, что и теперь он чувствовал, что не сможет противостоять ей; но он чувствовал, что от того, что он скажет сейчас, будет зависеть вся дальнейшая судьба его...»

    Чувствуя свою внутреннюю свободу, Пьер преодолевает мягкосердечие, склонность не обманывать ожидания собеседника, не обижать его отказом. Он борется со своей коренной особенностью, чтобы не повторить ошибку, не вернуться к прежним условиям существования.

    Завершающее звено этой истории - примирение с Элен. Это примирение было одновременно также и актом доброй воли и причинно обусловленным действием. Пьер оказался тогда в состоянии полной разочарованности русским масонством, возвращение к жене и стало возможным в условиях тоски и нравственного тупика. Вместе с тем Пьер по-прежнему осознает свою волю не иначе как свободною. Он так объясняет свое решение: «я не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мной, и должен нести крест свой».

    Выход из морального тупика. Отечественная война 1812 года

    Пьер накануне Отечественной войны

    Приближающаяся катастрофа радовала Пьера, как могущая изменить всю ею жизнь, вывести его из «заколдованного ничтожного мира московских привычек» и обратить к «великому подвигу и великому счастию».

    Катастрофа стала нравственно необходимой для Пьера: только она могла повернуть его к новому жизненному содержанию. Недаром он испытывал «приятное чувство сознания того, что все то. что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...».

    Тот внутренний нравственный перелом, который переживает Пьер не случайно связан с национально-историческими событиями Отечественной войны 1812 г.

    Задача изгнания захватчиков объединяет Пьера, как и других лучших людей из дворян, с народом. Потребовалось героическое состояние мира, чтобы Пьер сблизился с народом, который совершает подвиг изгнания захватчиков. Он находит себя духовно, потому что ему открывается народное содержание жизни. Он обретает почву для преодоления эгоистического обособленного существования, бесплодной сосредоточенности на себе. Живущая в нем потребность высшей правды и добра находит полное удовлетворение, и он желает лишь «солдатом быть, просто солдатом».

    - Бородино Пьера, на батарее Раевского

    По моральной отзывчивости Пьер не мог остаться вне исторического конфликта, не быть среди тех, кто отстаивал дело родины и потому стал участников национально-освободительной войны. Оказавшись среди солдат и ополченцев, Пьер переживает радостное возбуждение и обновление: « Чем глубже погружался в это море войск, тем более им овладевши тревога беспокойства и неиспытанное им новое радостное чувство. Это было... чувство необходимости предпринять что-то и пожертвовать чем-то». Беглая встреча с солдатом, заявившем о готовности народа отстаивать Москву, входит во внутренний мир Пьера. В этом случайном эпизоде впервые обозначается направление эволюции героя: со всей отчетливостью проявляется то открытое сердечное общение свободною от предрассудков светской среды Пьера с людьми из народа, которое в дальнейшем приведет его к качественно новому переживанию и пониманию жизни. Богатая человеческими потенциями душа Пьера постепенно наполняется русским народным содержанием.

    Как вы понимаете мысли Пьера о скрытой теплоте патриотизма? Почему так стремятся к народу герои романа? Почему «солдатом, просто солдатом» хочет быть Пьер?

    «Они в понятии Пьера были солдаты, - те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону. Они - эти странные, неведомые ему доселе люди, - они ясно и резко отделялись в его мысли от других людей. «Солдатом быть, просто солдатом!» - думал Пьер.

    Народ есть носитель лучших человеческих качеств. «...Они все время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают»,- думает Пьер.

    Скрытая теплота патриотизма

    Потрясенный кровавой трагедией, Пьер уходит с поля сражения. Голодный, измученный, он подсаживается к солдатскому костру. В минуту национального бедствия барин объединяется с солдатами, при этом Пьер чувствовал «необходимость умалить как можно свое общественное положение, чтобы быть ближе и понятнее для солдат». Пьер Безухов с такой ясностью соотносит свою жизнь представителя господского сословия с жизнью людей из социальных низов и со всей искренностью отдает предпочтение последним. « Они поражают его своим нравственным мужеством на войне, в минуту опасности: «А о н и...о н и все время до конца были тверды, спокойны». Себя же он осуждает за слабость: «О, как ужасен страх и как позорно я отдался ему!».

    Пьер ощущает в солдатах мудрое и непосредственное знание смысла жизни, которое и объясняет их спокойствие, готовность подчиниться необходимости.

    Только в обстоятельствах войны и плена изменяются взаимоотношения Пьера и людей из народа: Высшее удовлетворение он находит в безраздельном слиянии с миллионами «капель» людского крестьянского моря.

    В захваченной Москве: спасение ребенка, заступничество за армян, решение убить Наполеона

    «Выбежав за дом на усыпанную песком дорожку, француз дернул за руку Пьера и указал ему на круг. Под скамейкой лежала трехлетняя девочка в розовом платьице. Пьер... схватил ее с чувством жалости и отвращения, прижимая к себе как можно нежнее страдальчески всхлипывающую и мокрую девочку, побежал... Пьер еще сильнее в эту минуту ощущал то чувство молодости, оживления и решительности, которое охватило его, когда он побежал спасать ребенка». «Пока Пьер пробежал те несколько шагов, которые отделяли его от французов, длинный мародер в капоте уже рвал с шеи армянки ожерелье...

    Оставьте эту женщину, - бешеным голосом прохрипел Пьер, схватив длинного, сутуловатого солдата за плечи и отбрасывая его прочь. Но товарищ его, бросив сапоги, вынул тесак и грозно надвинулся на Пьера. Пьер был в том восторге бешенства, в котором он ничего не помнил и в котором силы его удесятирялись. Он бросился на босого француза и, прежде чем тот успел вынуть свой тесак, уже сбил его с ног и молотил по нему кулаками».

    «Он должен был, скрывая имя свое, остаться в Москве, встретить Наполеона и убить его, чтобы или погибнуть, или прекратить несчастье всей Европы, происходившее, по мнению Пьера, от одного Наполеона». « Два одинаково сильные чувства неотразимо привлекали Пьера к его намерению. Первое было чувство потребности жертвы и страдания при осознании общего несчастья... другое - было то неопределенное, исключительно русское чувство презрения ко всему условному, искусственному, человеческому, что считается большинством людей высшим благом мира».

    Пленение, расстрел русских пленных французами. Состояние после расстрела

    « Он помнил, что бил кого-то, его били и что под конец он почувствовал, что руки его связаны, что толпа французских солдат стоит вокруг него и обыскивает его платье».

    Вся сцена расстрела дана через восприятие нравственно потрясенного Пьера: «На всех лицах русских, на лицах французских солдат, офицеров, всех без исключения, он читал такой же испуг, ужас и борьбу, какие были в его сердце». Французские солдаты вместе с Пьером переживают расстрел пленных, как бессмысленную жестокость, как то зло, на которое нравственная природа может реагировать лишь отвращением.

    Нравственно-психологическое состояние героя автор передает средствами образного сравнения: «С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем, хотя он и не отдавал себе отчета, уничтожилась вера в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога. ... Он чувствовал, что возвратиться к вере в жизнь - не в его власти».

    Расстрел пленных русских французами воспринимается Пьером как бессмысленное и жестокое убийство. В результате виденного и пережитого он оказался в состоянии полного опустошения, внутреннего рас паза и хаоса: «Мир завалился в его глазах, и остались одни бессмысленные развалины».

    Это состояние бессмысленности и абсурдности жизни снимается благодаря встрече с Платоном Каратаевым.

    Встреча с Платоном Каратаевым

    В минуту полнейшего неблагообразия всего, смятения требовалась лишь любовь к добру. Любовь Платона Каратаева, как драгоценная влага, оживила Пьера и вернула к жизни. «И такое выражение ласки и простоты было в певучем голосе человека, что Пьер хотел отвечать, но у него задрожала челюсть, и он почувствовал слезы». В ту же ночь Пьер почувствовал, «что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигается в душе его». Каратаев, таким образом, помог Пьеру в тяжелую минуту внутреннего кризиса.

    «Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка».

    «Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления». Пьер Безухов принял душевное здоровье народа, согласие с самим собою, способность к духовному преодолению обстоятельств.

    Чем Каратаев так подействовал на Пьера? Похож ли он на других мужиков?

    В ключевые моменты нравственных переломов, когда герою открывается что-то чрезвычайно важное с точки зрения Толстого, автор вообще отказывается от воспроизведения внутреннего голоса героя, - все психологические процессы изображаются исключительно в рассказе повествователя.

    Изображение нравственных сдвигов, которые произошли во время плена: «Он получил то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде. Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с самим собою... он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, - и все эти искания и попытки обманули его. И он, сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то. что он понял в Каратаеве. Те страшные минуты, которые он пережил во время казни, как будто смыли навсегда из его воображения и воспоминаний тревожные мысли и чувства, прежде казавшиеся ему важными».

    Доброта становится в нем всепрощением (и к врагам тоже), неприхотливость - отсутствием всяческих требований к жизни (везде ему хорошо), вера в разумность естественного хода событий в жизни -покорностью перед судьбой («рок головы ищет»), интуитивность поведения - абсолютным отсутствием разума («не своим умом - божьим судом»), В Каратаеве главное - всепрощение, приспособленчество к жизни, и именно за эти качества Толстой идеализирует его, делает материалом жизненности для Пьера, своего любимого героя.

    Размышление о счастье, понимание «всей силы жизненности»

    В драматических испытаниях нуждою, крайними лишениями в плену он обретает давно желанную внутреннюю свободу. Потом в течение всей остальной жизни «Пьер с восторгом думал и говорил об этом месяце плена, о тех невозвратимых, сильных и радостных ощущениях и. главное, о том полном душевном спокойствии, о совершенной внутренней свободе, которые он испытал только в то время». Прелом, пережитый в плену, сводится к «новому, неиспытанному чувству радости и крепости жизни».

    Пьер, испытавший «почти крайние пределы лишений, которые может переносить человек», всем существом своим приходит к пониманию жизни как высшего блага и возможной гармонии на земле. Жизнь в его восприятии есть любовь, т.е. бог: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог. Все перемещается и движется, и это движение есть бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить жизнь, любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий». Писатель передает диалектику самой жизни в этом изображении тяжелых физических страданий Пьера, приведших его, однако, к жизнеутверждеиию.

    «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того, свобода выбора занятий, то есть образа жизни, представились теперь Пьеру несомненным и высшим счастьем человека... Пьер почувствовал новое, неиспытанное чувство радости и крепости жизни».

    « В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую утешительную истину - он узнал, что на свете нет ничего страшного».

    «Теперь только он понял всю силе жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека». « Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

    Нравственное обновление в плену

    Вынужденный в реальной жизни подчиняться вышестоящим над ним. Пьер вместе с тем с необычной острогой переживает свою внутреннюю нравственную свободу, которая и проявляется в его способности к романтическому возвышению над враждебной действительностью, к ее духовному преодолению, к острому ощущению своей «вневременности». В нем в этот момент активизируется и становится действительным то «сознание», которое, по Толстому, открывает человеку его абсолютную духовность, т.е. «я» вне времени», «вне причины», и само - причина всякого проявления жизни.

    Понимание своей неразрывности с природой приходит к Пьеру в водовороте событий, в суровых испытаниях войной и смертью. Он переживает здесь нравственное возрождение, проявляющееся в радостном ощущении высшего смысла жизни.

    Положение пленного лишь обостряет в нем сознание своей неистребимости, органической связи с вселенскими процессами.

    Метод «диалектики души» предполагает, что внутренняя свобода героя-персонажа проявляется как мгновенная вспышка самосознания, неоспоримое ощущение причастности к мировой гармонии.

    Послевоенное обновление. Преддекабристская деятельность

    - Освобождение из плена. Изменение мировосприятия.

    Год Отечественной войны пробуждает в нем горячие патриотические чувства и, отвращая от масонской метафизики, всецело связывает с реальными нуждами, задачами и стремлениями народа. Он чувствует «невозможность продолжать прежнюю жизнь» и хочет «избавиться от сложной путаницы требований жизни», одолевшей его в течение ряда лет. В XIII главе 4 части 4 тома Толстой отводит целые страницы объяснению тех перемен, которые обозначились в характере и миросозерцании его героя, пережившего бурные внешние события и личные испытания, и теперь, после войны и «народной защиты», уже видевшего «необычайно могущественную силу жизненности», которая «поддерживала жизнь» целого «особенного и единого» русского народа.

    «Радостное чувство свободы - той полной, неотъемлемой, присущей человеку свободы, сознание которой он в первый раз испытал на первом привале при выходе из Москвы, наполняло душу Пьера во время его выздоровления».

    «Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... Теперь на вопрос - зачем? В душе его всегда был готов простой ответ: затем, что есть бог, тот бог, без воли которого не спадет волос с головы человека».

    Встреча с Наташей, любовь, брак

    Большим дитей называют Пьера и Николай и Андрей. Болконский именно ему, Пьеру, доверит тайну любви к Наташе. Ему поручит Наташу - невесту. К нему посоветует ей обратиться в трудную минуту. «Золотым сердцем», славным малым, настоящим другом будет Пьер в романе. Именно с ним будет советоваться тетя Наташи - Ахросимова относительно любимой племянницы. А ведь это он, Пьер, познакомит Андрея и Наташу.

    На первом в ее взрослой жизни балу он заметит смятенность чувств Наташи, которую никто не пригласит танцевать, и попросит своего друга, Андрея, ангажировать ее. Пьер ужаснулся, узнав о попытке Наташи бежать с Анатолем, но потом будет потрясен глубиной ее раскаяния, страданиями, попыткой отравиться. Он восхитился ее умением даже в такие страшные минуты жизни думать больше о других, чем о себе.

    Строй души Наташи и Пьера во многом схож. Любовь возродит их души. Места сомнениям не останется, все заполнит любовь.

    Обретение смысла жизни в семье, общественной деятельности.

    «И по старой привычке он задал себе вопрос: ну, а потом что? Что я буду делать? И тотчас же отвечал себе: ничего. Буду жить. Ах, как славно!»

    В эпилоге к роману Пьер живет уже «большим домом»; он занят прогрессивной общественной деятельностью, он мыслит новыми, характерными для преддекабристской поры понятиями, и этот «самый рассеянный, забывчивый человек, теперь, по списку, составленному женой», как степенный муж и отец, покупает все для дома, не забывая ни «подарков», ни «игрушек».

    Так, рассматривая сложный жизненный путь своего героя. Толстой реалистично судит о стадиях длительного развития его личности.

    Л.Н. Толстой показывает два основных пути, которые выбирают люди: для одних главное - внешнее благополучие, богатство, карьера; для других - ценности духовные, т.е. жизнь не только для самих себя. В эпилоге герои на этом пути обрели истинное счастье. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Главная мудрость, к которой он пришел: «... ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».

    После войны, в мирных условиях, Пьер в новом витке идейно-творческого развития. «В духовном развитии Пьера декабризм знаменует одновременно шаг вперед и назад. Вперед в том смысле, что означает выход из сферы нравственного умозрения на поприще практической деятельности и гражданской самоотверженности. Назад потому, что означает отказ от нравственной истины, открытой ему Каратаевым».

    С одной стороны, Пьер сохраняет обретенное в войне глубокое нравственное содержание и отстаивает служение «добру»: «А я говорю: возьмитесь рука с рукою те, которые любят добро. И пусть будет одно знамя: деятельная добродетель».

    Но с другой стороны, оказавшись вне народа, он возвращается в декабризме, казалось бы, к преодоленному чувству личности. У Пьера появляется самонадеянность, которая проявляется в его рассказе о его политической деятельности в Петербурге. Мысль о том. что от него, Пьера, зависят судьбы не только возглавляемого им «общества», но и судьбы России, связана с верой в возможность и плодотворность революционного, волюнтаристического по Толстому. Гражданская активность приводит героя к преувеличенному представлению о возможностях сознательного, произвольного воздействия на ход исторического процесса.

    4. В заключении могут быть предложены письменные работы по изученному материалу:

    а) Почему Пьера Безухова и Андрея Болконского можно назвать лучшими людьми их времени?

    б) «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость»?

    Как вы понимаете слова Л. Толстого?

    Насколько жизненный путь Пьера отражает этот девиз самого писателя?

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ЕСИН А.Б. Психологизм русской классической литературы / А.Б. Есин.- М: Просвещение, 1988.

    КУРЛЯНДСКАЯ Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского/ Г.Б. Курляндская. - М.: Просвещение, 1988.

    БОЧАРОВ С.П. Роман Л. Толстого «Война и мир»/ С.П. Бочаров. - М.: Просвещение, 1976.

    Русская литература. 10 класс. Хрестоматия историко - литературных материалов; опорная схема к образу героя; иллюстрации к роману.

    Писатель объединил в нем лучшие человеческие качества, показал через призму событий мирового масштаба личные переживания персонажа, духовное становление личности.

    Закончив «Войну и мир», Лев Николаевич говорил, что готов потратить на написание романа всю жизнь, лишь бы оно нашло отклик в сердцах соотечественников, чтобы к произведению обращались и через 20 лет, и через 30. Мечты автора эпопеи исполнились: спустя полтора века роман заставляет читателей во всем мира задуматься о смысле жизни.

    Роман «Война и мир»

    Лев Толстой подошел к созданию очередного нетленного труда с присущей педантичностью. «Война и мир» - это пять тысяч листов черновиков и семь лет напряженной работы. Автор в попытках найти истину о войне потратил месяцы на изучение документов, книг и журналов о событиях 1812 года, даже посетил поля боев в Бородино.


    Сначала писатель собирался создать роман о ссыльном декабристе, где действие разворачивается в середине 19 столетия, затем передумал и вернулся на 25 лет вперед, потом отодвинул рамки к началу войны с и, наконец, остановился на 1805 году.

    Великое художественное творение вошло в историю еще и как новый литературный формат. Лев Николаевич упорно искал необычный тип подачи, в итоге презентовал читающему миру жанр, которого еще не было – роман-эпопею, объединивший десятки судеб в свете значительных исторических событий.


    Рядом с центральными персонажами прозаик поселил Пьера Безухова. Незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова через 10 лет, проведенных за границей, вернулся в родные пенаты. С молодым человеком читатель знакомится в салоне Анны Шерер – это первый выход Пьера в свет. Общество с брезгливостью и иронией смотрит на наивного бастада с его нелепой внешностью, манерами и прямолинейными высказываниями.

    После смерти отца Пьер Безухов вступает в наследство и обретает статус завидного жениха, ударяется в кутежи и разгул. Вскоре прощается с холостяцкой жизнью, взяв в жены Елену Курагину, известную как Элен. Ошибка в выборе спутницы жизни очевидна – глупая, расчетливая дама к тому же не отличается целомудренностью, изменяя мужу направо и налево.


    Потрясением для Пьера становится новость о любовной интрижке с приятелем Федором Дороховым. Защитить честь способна только дуэль, на которой неуклюжий и безобидный Безухов, вынужденный законами общества стреляться, чудесным образом ранил соперника. Жить с Элен Курагиной больше невыносимо, и молодой человек расходится с женой.

    С самого начала Лев Николаевич представляет персонажа человеком мятущимся, который пытается ответить на вечные вопросы о смысле жизни, предназначении, любви и ненависти. Духовные искания набирают обороты после измены и дуэли, в итоге Пьер увлекается масонством. Но и здесь ждет разочарование: вместо высших мотивов Безухов раскрывает истинные цели движения – подняться в обществе, завладеть «мундирами и крестами», хорошо провести время в модных салонах.


    Прийти в себя после пережитой личной драмы помогают события 1812 года, разрушившие идеалы героя. Пьер Безухов на войне видит героизм солдат и тоже следует их примеру, обнаруживая в душе смелость, мужество и способность жертвовать. Бородинское сражение наглядно показывает Пьеру, как простые люди без лишних размышлений о смысле бытия защищают родную землю.

    Безухов принимает решение остаться в оккупированной столице, наивно полагая, что убьет Наполеона. Но попадает в плен, где случается судьбоносное знакомство с крестьянином Платоном Каратаевым.


    Мудрость и высокая духовность солдата меняет отношение Пьера к жизни и обществу. Удивительно, но лишь в плену герой обретает спокойствие, принимает себя и недостатки других: понимает «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

    Однако простой путь полного принятия бытия не для Пьера, он видит выход в нравственном обновлении общества и решает вступить в ряды тайной организации. На любовном фронте судьба преподносит Пьеру подарок – ответные чувства и счастливую семейную жизнь. Хотя прежде чем пара воссоединилась, прошли годы.


    Впервые 13-летнюю девушку с открытой и доверчивой душой Пьер увидел в гостях у Ростовых. Очень долго Безухов относился к ней как к ребенку, с интересом наблюдая за развитием и становлением личности. Наташа, обрученная с близким другом Пьера , предала жениха, чуть не сбежав с охмурившим ее Курагиным, братом Элен. Предательство повергает Безухова в шок, к тому же чувствует некую причастность к падению героини, ведь был еще женат на Элен.


    Но вскоре девушка очнулась от чар Курагина и погрузилась в омут сильнейших переживаний. Безухов поддержал Наташу – и через эти страдания рассмотрел чистую душу героини. Чувства зарождались постепенно, лишь после смерти Болконского, общаясь с Ростовой, понял, что полон любви к этому чистому, высокому существу. В конце романа Наташа Ростова принимает от Пьера Безухова предложение руки и сердца, а спустя годы супруги растят четверых детей.

    Образ

    Лев Толстой никак не мог определиться в имени одного из ключевых персонажей романа. Прежде чем стать Петром Кирилловичем Безуховым, у него трижды менялись «паспортные данные»: в набросках представал то князем Кушневым, то Петром Медынским, то Аркадием Безухим. А когда автор задумывал произведение про декабристов, герой носил имя Петр Лобазов. Причем, конкретного прототипа Пьер не имеет, как признавался писатель, персонаж во многом похож на него самого.


    Во внешности героя отсутствует аристократичность. Читатели знакомятся с упитанным молодым человеком со стриженой головой и в очках – словом, ничего примечательно. Угрюмое, несколько глупое лицо, иногда с выражением провинившегося человека мгновенно меняет улыбка – тогда Пьер становится даже красивым. Нелепость образа, рассеянность вызывает у окружения насмешки. Однако наблюдательные люди замечают хоть и робкий, но умный взгляд.


    Пьер Безухов - иллюстрация к книге "Война и мир"

    Толстой заключил в персонаже все самые лучшие характеристики, сделав его эталоном на все времена. Блестящее образование, доброта, готовность броситься на помощь, благородство, простодушие и доверчивость – с первых страниц Безухов вызывает симпатию. Даже к противнику на дуэли не испытывает ненависти, наоборот, оправдывает Дорохова – кто знает, возможно, и Пьер мог бы оказаться на месте любовника жены.

    Роман отражает эволюцию характера Пьера Безухова. Из наивного и ведомого превращается в самодостаточного человека. Персонажу удается-таки прийти к внутренней гармонии.

    Экранизации

    Перенести на экран роман великого российского писателя пытались еще в эпоху немого кино. Первую картину режиссера Петра Чардынина зритель увидел в 1913 году. К середине века киноверсию эпопеи успешно представили американцы – фильм получил три номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус».

    Советские власти решили дать ответ иностранцам, поручив дело «государственной важности» режиссеру . На создание картины потратили шесть лет и 18 миллионов рублей. Как итог – главный приз Московского международного кинофестиваля и «Оскар».


    «Война и мир» вдохновила представителей киноиндустрии на создание двух сериалов. Первый вышел на канале BBC в 1972 году, сценарий которого расписали на 20 серий. Постановка телеверсии 2007 года объединила несколько стран – Россию, Германию, Францию, Италию и Польшу. А спустя почти 10 лет за дело вновь взялась корпорация BBC, явив миру , включающий шесть эпизодов.

    • 1913 – «Война и мир» (реж. Петр Чардынин)
    • 1915 – «Наташа Ростова» (реж. Петр Чардынин)
    • 1956 – «Война и мир» (реж. Кинг Видор)
    • 1967 – «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук)
    • 1972 – «Война и мир» (реж. Джон Дэвис)
    • 2007 – «Война и мир» (реж. Роберт Дорнхельм)
    • 2016 – «Война и мир» (реж. Том Харпер)

    Актеры

    Великолепная картина Кинга Видора, снятая по роману Толстого, объединила блистательных актеров. Роль Пьера Безухова досталась Генри Фонде, хотя планировали снимать . Но мужчина наотрез отказался составить компанию на съемочной площадке в образе Наташи Ростовой. Позже актриса говорила, что вжиться в столь сложную роль удалось с трудом.


    Сергей Бондарчук никак не мог определиться, кому отдать роль графини Ростовой. Мэтру кино привели балерину – девушку нежную и хрупкую, но блондинку, тогда как у толстовской героини волосы темные. Людмила не прошла пробы, но получила второй шанс. На экранах зрители видят актрису в парике. Бастарда Безухова исполнил сам режиссер, а друга Андрея Болконского сыграл обаятельный .


    В сериале 1972 года мятущегося героя представил , да так убедительно, что актеру вручили премию BAFTA.

    Авторы телесериала «Война и мир» 2007 года позволили себе отойти от сюжетной линии произведения российского классика, переиначив некоторые моменты. Так, Элен Курагина скончалась от страшной болезни (в книге – к смерти привели последствия аборта), а на дуэли Николай Ростов выступил секундантом Пьера (на самом деле был помощником противника). Да и Наташа Ростова в исполнении не похожа на описанный в романе образ.

    (Андрей Болконский) и (Наташа Ростова). А эволюцию характера Пьера Безухова продемонстрировал .

    Цитаты

    «Мы все знаем, что такое зло для себя»
    «Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!»
    «Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости»
    «Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё»
    «Главное жить, главное любить, главное верить»
    «Вы, такая порода людей, которые приходят к людям, когда им хорошо, чтобы испортить им настроение»