Старый самбор. Древний Самбор — там, где остановилось время Святой Валентин, зал органной музыки, кофе по-венски аба по-украинская

25.02.2024

В 1604 году в замок к радомскому каштеляну и сандомирскому воеводе Ежи Мнишеку наведался некий ни то москаль-расстрига, ни то обедневшний литвинский шляхтич и посватался к его дочке Марине, пообещав, ни много ни мало, московский престол для польского короля, Смоленск и Новоград-Северский для Ежи и Новгород и Псков для Маринки. В Царстве Русском в те годы свирепствовал небывалый голод, выкосивший до трети его населени, и народная молва твердила - это кара нам за то, что нарекли владыкой мы цареубийцу. По озверевшим деревням ползли слухи "а вдруг царевич Дмитрий всё-таки чудом выжил", и гость Ежи Мнишека это знал. В замке Мнишеков был дан старт проекту "Лжедмитрий", отсюда пришла Великая Смута, самый кровавый период российской истории, который вполне мог бы кончиться появлением Речи Посполитой Многих Народов от Одера до Тихого океана.

Замок Мнишеков стоял в городе Са мбор (35 тыс. жителей), что в 70 километрах юго-западнее Львова. И хотя о тех событиях здесь не напоминает уже ничего, не зря darriuss в своё время назвал Самбор "архитипичным галицким городком" - Галичина здесь представлена концентрировано и разносторонне: греко-католичество, сецессия, панская роскошь, памятник Бандере, гигансткие соборы разных конфессий... В Самборе я был в гостях у Натальи tin_tina , интеллигентные и спокойные комментарии которой были не последней причиной включения этого города в мою программу. И хотя осмотру Самбора помешали уже упоминавшиеся "внезапные проблемы со здоровьем", всё же Наталья поводила меня и по центру, и по окраинам.


...Из Львова в Карпаты ведут три дороги. Налево - , Болехов, Долина, прямо - с многочисленными пригородами, а направо - Самбор, за которым, через Ужокский перевал, лежит кратчайший путь в Ужгород. Железная дорога здесь также раздваивается - одна ветка ведёт в закарпатскую столицу, другая - в Хыров и далее в Польшу, и именно по ней въехал на территорию Галиции бравый солдат Швейк, который в соседнем Фельштине (ныне Скеливка) неудачно примерил мундир беглого русского и попал в плен к своим. История Самбора абсолютно типична для Галиции, не считая его происхождения: известный с 1071 года, после Батыева разорения Самбор был перенсён на новое место, но и первоначальный город выжил, поэтому в 15км от собственно Самбора есть ещё и Старый Самбор . В каком из них, кстати, был замок Мнишеков - точно не известно.
Железная дорога сюда пришла в 1872 году. Станция в Самборе маленькая, вокзал - 1990-х годов:

Памятник перед вокзалом посвящён отнюдь не жертвам советских репрессий, а польским депортантам. После войны Польша решила избавиться от остатков украинского населения на своей территории (ещё была жива память о польско-бандеровских стычках), что и было сделано в 1946 ("обмен населением" с СССР) и 1947 (операция "Висла", когда украинцев переселили в Померанию, на экс-немецкие земли). На четырёх сторонах памятника-перекрёстка железных дорог увековечены 4 исторические области, размытые теми событиями: Подляшье (Белосток), Холмщина, Надсанье (Перемышль) и Лемковщина.
Напротив вокзала - автостанция (но при этом маршрутки во Львов ходят от памятника), за которой высится грандиозный Покровский греко-католический собор. Строить его начали едва ли не после распада СССР, и по словам Натальи, здесь каждая вторая проповедь заканчивается тем, что у прихода кончились деньги на штукатурку, кровлю или окна и нужно срочно собрать средств.

Вокзал от центра отделяет парк. В глубине парка - памятник "Жертвам коммунистического террора", действительно жуткий. Но опять же - давайте не будем забывать, например, Маску Скорби в Магадане.

Близ сквера - памятник Степану Бандере, причём в полный рост. В гораздо более мононациональных (т.е. украинских) городах типа Самбора или Стрыя это абсолютная данность, в отличие от Львова, где аналогичный памятник приходится охранять. Из-за спины Бандеры выглядывает советская стелла Победы с угасшим вечным огнём (опять же, явление не только западенское - они и в Донбассе мало где горят):

На площади у вокзала, куда я вернулся после вылазки в горы (о ней в следующих двух постах), ко мне подошёл мужичок и принялся довольно навязчиво заговаривать мне зубы и предлагать отойти в тенёк. Ох, как же это знакомо! К вопросу о комментах в прошлом посте: помимо "фашистов" есть и обыкновенные гопники, коих в перенаселённой и берзработной Западной Украине немало, а если гопникам охота подраться - то сойдёт любой предлог, включая "бей москаля!". Здесь, впрочем, не тот случай, но и привокзальные разводилы - явление повсеместное. Однако этот дядька раньше, чем я сам, почувствовал слабину: позади была неделя в Закарпатье на жаре под 40 градусов, бросок в Стрый-Долину-Болехов, и в принципе дурноту я начал ощущать ещё в горах, при спуске с которых мне неожиданно сильно заложило уши. Дома у Натальи мне резко поплохело. В общем, по городу мы гуляли уже под вечер, когда жара спала, а я хоть чуть-чуть оклемался, но всё равно был в полуобморочном состоянии.

Центр Самбора - площадь Рынок, что опять же сверхтипично для Галиции. Львов, Жолква, Дрогобыч, Стрый, Белз, Бучач и многие другие - везде Рынок устроен примерно одинаково: правильный прямоугольник с плотной застройкой по краям и ратушей (не всегда сохранившейся) в центре:

В Самборе застройка по краям площади в основном австро-венгерских времён. Из-за домов торчат башни трёх храмов - вот на этом углу, например, виден костёл Иоанна Крестителя и чёрное здание бывшего отеля "Ройял" (ныне отель "Империал").

Масштаб зданий совсем не уездный - впрочем, в Галиции это нормально, и многие поветные города здесь напоминают скорее "тихий центр" Львова:

Самый живописный дом на Рынке в стиле "гуцульской сецессии", вдобавок является домом-памятником Тарасу Шевченко:

В центре Рынка - сквер, а в центре сквера - Ратуша (1638-70, перестроена в 1885 году, тогда же вовзедена башня с часами):

Вообще, ратуши в Галиции в основном довольно невзрачны. Даже ратуша впечатляет размером, но не изяществом форм. На мой взгляд, самборская ратуша - самая красивая во Львовской области, а по Украине в целом я бы поставил её на третье место - после Ивано-Франковска и Каменца-Подольского . На протяжении всей своей истории она используется по назначению:

А к площади прилегают то ли 3, то ли 4 храма: греко-католическая церковь Рождества Богородицы (1739), экс-бернардинский костёл Святого Станислава (1709-51), иезуитский коллегиум (1680), и за деревьями башня костёла Иоанна Крестителя (16 век):

Униатский собор в стиле рококо, которому вдобавок досталась ещё и бернардинская колокольня, живо напоминающая башню Мнишекова замка, на мой взгляд здесь самый красивый. В путеводителях, в том числе очень известных , и даже на википедии (русской и украинской), можно прочесть, что в нём покоятся мощи Святого Валентина, ну того самого, который всем влюблённым покровитель, якобы дарованные Самбору самим Папой Римским в 1759 году...

И всё бы ничего - только это не Святой Валентин , а Святой Валентий , покровитель душевнобольных. Тем не менее, по словам Натальи, церковники сначала устали объяснять туристам, насколько те неправы, потом смирились, а теперь даже скорее рады такой популярности. Но как бы то ни было, всё же имейте в виду это, если сюда поедете. Кроме того, в храме находится Самборская икона Богоматери, в 1705 году, по преданию, избавившая город от чумы. А на стене собора мемориальная доска в память писателя - это к вопросу о том, что именно греко-католичество лежит в основе галицкой культуры:

Костёл Святого Станислава ныне не действует и занят органным залом, что делает распределение храмов между конфессиями завершённым - один всё-таки остался атеистам:

Вид со двора униатского собора. Более того, и колокольня изначально принадлежала именно костёлу Станислава:

От иезуитского монастыря (основанного, видимо, Стефаном Баторием, как и большинством иезуитских монастырей Речи Посполитой) храм не сохранился, но осталось здание коллегиума (1680), то есть института. Среди его студентов был гетман Пётр Сагайдачный - другой участник Великой Смуты. Один из самых выдающихся запорожских атаманов, он ещё в конце 16 века бил турок (в том числе на море) на пике их могущества, брал Варну, а в 1618 году ходил на Москву, разорил Ливны и Елец, взял Ярославль, Переславль-Залесский, Касимов, вместе с королём Владиславом осаждал столицу... но Польша тоже была измотана войной, да и чрезмерное усиление запорожцев стало для поляков угрозой, поэтому вскоре было заключено Деулинское перемирье. А невыполненные обещания украинцы припомнили полякам спустя полвека, когда Смута ("Потоп") охватила уже Речь Посполитую.

А выводит снова к отелю "Ройал":

Костёл Иоанна Крестителя - единственное здание Самбора, которое помнит Мнишеков и Гришку Отрепьева (если, конечно, это был всё-таки он). Костёл и в наши дни принадлежит римо-католикам, то есть полякам:

Возможно, здесь хитрый воевода и его отчаянная дочь молились перед задуманной авантюрой. Возможно, здесь был перекрёщн Отрепьев, бывший русский монах. Ежи Мнишек участвовал в Смуте с самого начала, уговорил дочь признать Лжедмитрия II (то есть, считай, сожительствовать с бандюганом), вместе с Жолкевским разбил Василия Шуйского при Клушино, но в 1613 году покинул Русское царство и вскоре умер. Маринку же низложил уже польский король Владислав, до 1611 года она жила в Калуге с младенцем-"ворёнком" (сыном Лжедмитрия II) под покровительством бояр, затем попыталась бежать из России через Астрахань, оттуда зачем-то отправилась вверх по Яику, и где-то в казахской степи была поймана стрельцами. В 1614 году казнили "ворёнка", а как умерла Марина, точно неизвестно - то ли покончила с собой, то ли была повешена, то ли просто слегла от тоски. Ей было 26 лет, а вступила в Смуту она 16-летней девчонкой...

Под костёлом - очень живописные закоулки:

Рядом остатки пятого храма - монастыря бригиток (1620), который австрияки в 1782 году превратиали в казарму, а Советы после войны - в швейную фабрику:

Как и во многих других городах (том же Дрогобыче), Рынок расположен на вершине холма, а большая часть Самбора - в низине. Там обширная площадь с современными ТЦ, которую пересекают транзитом маршрутки. Снизу хороший вид на оба костёла - Иоанна Крестителя:

И Станислава:

Здесь же Окружной суд (1905), ныне занятый пединститутом. Суды в австрийских городах как правило были частью Домов Юстиции, которые обычно включали сразу все силовые и юридические ведомства, а на заднем дворе имели ещё и тюрьму. Если верить викимапии, тюрьма примыкает к институту и ныне:

И ещё, думаю, вы уже заметили, что в Самборе потрясающе красивые австрийские опоры, почти не сохранившиеся в других городах:

Из зданий выделяется масштабом бывшее казначество (1905), ныне военный госпиталь. Вообще, не зря лучшее произведение о бюрократии написал уроженец Австро-Венгрии Кафка - не устаю поражаться, насколько грандиозны тут административные постройки. В России в большинстве губернских городов весь административный комплекс меньше, чем тут одно казначейство или один суд:

Виллы по краям центра. Хотя староавстрийские города превосходят наши этажностью, они существенно уступают последним в площади:

Из-за виллы выглядывает ещё один собор, который построили себе украинские раскольники: один этаж принадлежит Киевскому патриархату, другой - Украинской автокефальной церкви, а настоятели их - соответственно, два брата. Народ расходится с утренней воскресной службы - в Галичине это еженедельный всенародный праздник:

Есть тут и памятники польского функционализма:

Из мелких деталей более всего запомнились балконы:

Надписи двух империй:

Советские скульптуры на местном стадионе:

На этом закончим с центром Самбора. Хотя я здесь упустил несколько важных моментов - например, гостиницу, в которой родился Лесь Курбас: его мать была в театральной труппе, и из-за снежных заносов не успела доехать до родных Бережан. Дам .
Ещё одна прогулка была по утру, и Наталья показала мне один действительно малоизвестный памятник - часовню на городском кладбище. Стоит сказать, что гостил я в пятиэтажке, но в спальных районах здесь тоже уютные дворы, цветы и огороды. Дорога к кладбищу проходит мимо ещё одной церкви-новостройки:

Под старым польским виадуком у выезда из Самбора на север, к главному на польско-украинской границе погранпереходу Шегини:

Кладбище огромно и очень красиво - этакий "малый Лычаков":

Вот и собственно часовня, построенная в 1912 году - хотя легко подумать, что современная. Она принадлежит Московскому патриархату - в Самборе не забыта ни одна конфессия:

И это действительно едва ли не лучший по своей архитектуре храм начала ХХ века, что я видел в "австрийской" Украине, где в те годы куда популярнее были исторические стилизации:

Польский орёл - по словам Натальи, был демонстративно поставлен в 1990-каком-то году во время очередной польско-украинской ссоры:

А вообще меня всегда поражала эта кладбищенская традиция Европы. Если в России кладбище - это там, где вечный покой, и никто не мешает могилам зарастать бурьяном, в Европе каждое кладбище - маленький пантеон. Ни то "memento mori!", ни то "Смерти нет!":

С кладбища мы пришли на автовокзал, я хотел ехать в Скеливку к Швейку, но маршрутка из Львова сильно опаздывала, на жаре мне снова начало хорошеть, и я решил - ну её, в следующий раз, сел на маршрутку и уехал во Львов отлёживаться. Но в следующих двух постах отправимся в горы, на Бойковщину - край куда менее известный, чем Гуцульщина, но со своим колоритом.. Ещё раз про соль и нефть.
. Ещё одна "висячая крепость".
. Настоящий Бандерштадт.
Самбор, откуда пришла Великая Смута.
Горная Бойковщина. Розлуч и Турка.
Закарпатье.
Закарпатье. Уже не за горами...
Комитат Унг
Ужгород. От вокзала к замку.
Ужгород. Замок и скансен.
Ужгород. Старый город.
Предместья Ужгорода. Горяны и Невицкое.
Комитат Берег
Мукачево. Центр.
Мукачево. Замок Паланок.
Мукачево. Николаевский монастырь.
Берегово. Самый венгерский город Украины.
Комитат Угоча
Виноградов (Севлюш).
Боржавская узкоколейка.
Комитат Мараморош
Хуст.
Деревянные церкви. Александровка, Данилово, Крайниково. Сокирница.
Колочава. Скансен и село.
Солотвино.
Рахов и Яблуницкий перевал.
Гуцульщина .
Яремча.
Ворохта.
Верховина и гора Поп Иван..
Коломыя и Покутье.

Он является районным центром, но в Самборский район не входит, так как имеет статус города областного подчинения. Самбор лежит в 75 километрах юго-западнее областного центра на автодороге Львов - Ужгород . Железнодорожная станция - узловая, где сходятся ветки с Польши , Закарпатья, Львова и Прикарпатского региона.

История

Зарождение города относится к началу нашей эры, когда здесь существовали раннеславянские поселения. Предшественником Самбора считается древнерусский городок Погонич, о котором известно очень мало. В 1241 году монголо-татары, вторгшиеся в Галичину, разорили многие города, среди которых и княжеский город Самбор. Выжившие жители обосновались в Погониче, что с тех пор называли Новым Самбором. Разрушенный Самбор впоследствии отстроили - ныне это город Старый Самбор . Происхождение топонима имеет множество версий. По наиболее распространённой, «самбором» в этом регионе называли башню над въездными воротами укреплённого поселения. Вероятно, такой самбор был и в Новом и в Старом городе.

С 1390 года к городку применяется исключительно название Самбор. В тот год он получил магдебургское право. Город неоднократно переходил в состав Польши , Венгрии , Австрии , подвергался набегам татар, но при этом успешно развивался. Способствовало этому расположении на стратегическом торговом пути, что соединял Центральную и Восточную Европу. С 1772 года и до 1918 года Самбор был под властью австрийских Габсбургов. В кому периоду относится формирование исторического центра города. В 1919-39 годах Самбор - центр одноимённого повята в Польше . С 1939 года - в Советской Украине .

Достопримечательности

Среди построек исторического центра Самбора самыми старинными являются костёл Иоанна Крестителя, ратуша и бернардинский монастырь. Костёл заложен ещё в 1530 году, но нынешнее здание (каменное) построили в 1642 году и позже неоднократно реставрировали. Ратуша строилась в середине 17 столетия, на ней сохранился даже средневековый портал старой сгоревшей ратуши. Монастырь в Самборе известен с 15 века, но современное его здание возводилось в 1698-1751 годах. Комплекс построек включает костёл Святого Станислава, отличающийся великолепными акустическими харакеристиками (в его стенах - зал органной музыки), кельи и причудливая часовня.

В Самборе сохранились остатки замка и оборонных сооружений, ещё несколько старинных церквей и большое количество исторических построек, которые делают город одним из культурных и туристических центров Галичины.

Геральдика Герб
Самборского района

Геральдический щит закруглен. В зеленом поле синяя балка с серебряной каймой, в центре - золотой олень в прыжке, а над ним дело золота бойковская розетка.
Большой герб района выглядит как щит с гербом района, который поддерживают с двух сторон два золотых льва с красными языками. Над щитом размещается корона, а под ним есть синяя лента с золотой надписью «Самборский район».

Флаг
Самборского района

Флаг представляет собой зеленое прямоугольное полотнище, с соотношением сторон 2: 3, состоящее из пяти горизонтальных полос (зеленый, белый, синий, снова белый и снова зеленый, соотношение полос как 5: 1: 3: 1: 5). В центре расположен желтый олень в прыжке, в верхнем углу на расстоянии 1/8 ширины флага (или 1/12 его длины) от древка изображена желтая бойковская розетка (диаметром в 1/4 ширины флага).

Герб
города Самбор
Флаг
города Самбор

Самборский район

Самборский район (укр. Самбірський район) – административная единица Львовской области Украины. Административный центр – город областного подчиненияСамбор.

Расположен в предгорьях Карпатских гор в центральной части области.

Граничит на севере и северо-востоке с Мостиским и Городокским , на юге и западе - с Дрогобычским и Старосамборским районами Львовской области.

Население: 74 598 чел.

Площадь: 934 км кв.

(укр. Самбір) – город областного значения, административный центр Самборского района Львовской области.

Расположен над Днестром за 73 км юго-западнее Львова, на шоссейном и железнодорожном пути Львов - Турка - Ужгород.

Административный центр Самборского городского совета, в состав которого другие населенные пункты не входят.

Население: 35086 чел.(2015)

Телефонный код: +380 (3236)

Самбор является важным железнодорожным узлом. Вокзал расположен в восточной части города. С вокзала идут пригородные электропоезда с сообщением Стрый - Самбор, Львов - Сянки и поезда Трускавец - Киев, Львов - Солотвино, Самбор - Хирев- Старжава и Самбор - Нижанковичи и соответственно обратные.

Через город проходят автомобильные дороги государственного значения Н13 (Львов - Самбор - Ужгород), Т 1418 (Нижанковичи - Самбор - Дрогобыч - Стрый), Т 1415 (Мостиска - Самбор - Борислав).

В городе действуют две автобусные станции: в центре (ул. Валовая) и станция у железнодорожного вокзала, которая состоит из двух частей: из стороны вокзала курсируют автобусы в львовском направлении, со стороны собора - во все остальные. Действуют межобластные автобусные перевозки из города Самбор - Тернополь, Самбор - Ивано-Франковск, Львов - Ужгород.

В Самборе действуют такие учреждения культуры: детская музыкальная школа, Народный дом, Училище культуры, музей «Бойковщина», мемориальный музей Леся Курбаса, студия изобразительного искусства, школа декоративно-прикладного искусства.

Система образования города имеет богатую историю. В Самборе расположен педагогический колледж имени Ивана Филипчака. Дети получают среднее образование в 10 общеобразовательных школах, из них две начальные (№ 2, № 7) и одна гимназия. Более 15 лет работает самборский факультет прикладного программного обеспечения Тернопольского национального экономического университета,который выпускает специалистов с высшим образованием по специальностям: «Экономическая кибернетика» и «Программная инженерия».

Самбор с 2012 года получил статус туристического города в городе заработал Туристический центр, который предоставляет информацию и услуги туристам. Также проводится экскурсия на башню городской ратуши.

Сейчас в Самборе действует много различных предприятий, магазинов и торговых комплексов. Также большой центральный рынок, который по сервису и размерами приравнивается к львовскому и другим областным рынкам.

История Самбора

История Самбора уходит в далекое прошлое. Уже в княжеские времена на месте его существовал город Погонич, городище, подобное многим другим на Прикарпатье. По преданию, которых придерживаются историки, в Погонич под охрану валов и частокола переселилась часть жителей, преимущественно ткачей с сожженного татарами в 40-х годах XIII века Самбора. С тех пор за Погоничом постепенно закрепляется вторая параллельная название - Новый Самбор или Самбор. Бывший Самбор переименован в Старый Самбор. Среди населения принимались также названия Новый город и Старый город.

Название Погонич встречается в документах к середине XV века, позже исчезает. Точное время возникновения Погонича неизвестен. Поселение на этом месте существовало очень давно. В 1929 году на территории одного из кирпичных заводов города выкопан клад бронзовых предметов (топоры, серп, браслеты, ошейник), принадлежавший людям, которые здесь жили примерно в IX-VIII веках до нашей эры. Эти изделия были изготовлены в трансильванских литейных мастерских и свидетельствуют о существовании оживленного обмена между племенами, жившими в то время по обе стороны Карпат. Археологическая разведка Академии наук УССР 1946 открыла на том же месте следы поселения бронзового века - второй половины второго тысячелетия до нашей эры. В частности, здесь найдены обломки посуды, принадлежащей к т. н. комаровской культуре.

Погонич-Самбор находился на перекрестке важных торговых путей. Днестром и сухопутным путем над Днестром приезжали сюда купцы с Востока. Через город проходили торговые пути из Городка и Львова на Венгрию (Русский путь) и с Стрыя и Дрогобыча в направлении Перемышля. Расположение Погонича среди лесов, над Днестром и небольшими реками Дубровка и Млыновка, между Карпатами, с одной стороны, и большими болотами, которые весной становились сплошным огромным озером, с другой, делало его хорошо защищенным пунктом.

До 1349 г. город находился под властью русских князей, а с 1387 по 1772 - в составе Речи Посполитой.

В 1390 году Самбору предоставлено магдебургское право, означало освобождение его, хотя и неполное, от центральной королевской администрации и земельных магнатов и обеспечениевнутреннего самоуправления. На месте бывшего поселения и частично новой территории, где вырубили лес, был построен город-крепость с широкой квадратной центральной площадью, равными по узким улицам, которые вели из центра к оборонительным валам, королевскому замку и ратуши.

В 1498 году двадцатитысячная орда татар, турок и валахов разграбила и сожгла Самбор. Но население города, которое заранее бежало в леса, вскоре отстроило его. На месте сожженных деревянных домов выросли новые, преимущественно каменные. В целом остался план древнего деревянного города, который дополнили новыми улицами и который не изменился до последнего времени.

Во время польско-шведской войны в 1656 году под Самбор подошел шведский отряд. Но для обороны города пришли с топорами, вилами и ножами жители Карпат бойки, и шведы после нескольких столкновений с ними вынуждены были отступить. Не смог получить Самбора в 1657 году во время похода на Краков и семигородский князь Ракоци, который удовлетворился выкупом. Устоял Самбор и в 1672 году перед турками.

Вне городских стен, укрепленными объектами, были еще монастырь бернардинцев и королевский замок. В замке была резиденция самборского старосты - управляющего королевских имений, т. н. Самборской экономии, в которую входили города Самбор, Старый Самбор и Старая Соль, 6 соляных жуп и около 150 сел.

Средневековый Самбор был важным торговым центром. Здесь размещались главный склад венгерских вин и таможенная служба Речи Посполитой.

Неоднократно город уничтожался пожарами. Так, в 1637 году сгорел почти весь город. Большой ущерб пригороду наносили наводнения Днестра, одна из которых (начало XVIII века) уничтожила не только посевы, но и хозяйственные и жилые дома.

Важным объектом средневекового Самбора был водопровод, построенный примерно в 1400 году. Воду получали из многочисленных источников на полях сел Дубровки и Бисковичи, расположенных на 40-50 м выше уровня Самбора. Вода из источников самотеком по дубовым трубам отводилась в главный трубопровод, ведущий в город. Трубопровод заканчивался бассейном, откуда вода подавалась в водосборники, размещенные в разных частях Самбора.

Существовали здесь также канализация и баня, построенная в конце XIV века, почта, сначала только частная, а с 1676 т. н. коронная.

С 80-х годов XVIII века до 60-х годов XIX он был центром Самборского округа (из десяти в Восточной Галичине), а позже центром Симбирского уезда.

В 70-80-х гг. XVIII века разрушена Стена, которая сковывала рост города. Тогда же были закрыты монастыри, а их помещения использовали для правительственных учреждений и казарм. Здесь был один из трех восточно уголовных судов.

О развитии культуры в Самборе свидетельствует то, что в середине XVIII века здесь было две типографии, несколько школ - при приходской костеле, церкви и синагоге, а с 1701 года - иезуитская коллегия.

После распада Австрии, 2 ноября 1918 года, власть в Самборе власть перешла к ЗУНР. Вскоре начала наступление Польша и уже 17 мая 1919 оккупировала Самбор.

Во время нападения фашистской Германии 1 сентября 1939 на Польшу гитлеровская авиация разрушила железнодорожный узел, паровозное депо, железнодорожный водонасосную станцию, лесопилку Лянгера и другие объекты.

В XII веке на юге современной Львовской области был известен город Самбор. После разорения его Ордой жители были вынуждены покинуть родные места и ушли в расположенный неподалёку населённый пункт Погонщик. Который постепенно стал Новым Самбором, а затем и просто Самбором. Покинутое место стало именоваться Старым Самбором. Город долго входил в состав Польши и Австро-Венгрии. В 1604 году в замке местного воеводы Ежи Мнишека жил Григорий Отрепьев, выдававший себя за сына Ивана Грозного. В начале XXI века в Самборе насчитывалось 36 тысяч жителей.
У вокзала стоит памятник украинцам, депортированным из четырёх районов Польши в 40-х годах XX века (482 тысячи человек). Депортация эта была по сути обменом населением между двумя странами. Количество поляков, перемещённых из Украины в Польшу было ещё большим (810 тысяч человек, в том числе, 140 тысяч евреев). Депортация проходила с применением силы, были жертвы. Но они были и при совместном проживании этих народов на территории Украины, только в большем масштабе. (Акции украинских националистов против евреев и поляков, например).

Введён в строй грекокатолический Покровский собор.

Старые строения начинаются недалеко от вокзальной площади.

Самборский филиал Дрогобычского педуниверситета расположился в здании бывшего Поветового суда 1909 года постройки.

Вплотную к нему примыкает исправительная колония (размещалась там изначально). Видно, что руководство тюрьмы не сидит сложа руки, а приспосабливается к современным рыночным условиям. Сидельцы же, специализирующие на изготовлении решёток и другой охранной утвари, смогут позже, после выхода на свободу, успешно применять полученные навыки при их вскрытии (в том числе, несогласованном с хозяевами).

Памятный знак, посвящённый жертвам коммунистического террора.

Казацкая могила. Всех времён.

Эта часть города застроена частными домами. Преимущественно аккуратными и приличного размера. В некоторых дворах можно было видеть, как хозяин что-то делает по строительству. В результате чего строение потихоньку растёт и хорошеет. Случалось, что вместе с отцом работал и сын... Картина, ещё недавно привычная и для России... В настоящее время большую часть подобных работ выполняют гастарбайтеры.

Попалось на глаза некоторое количество "Жигулей". Уже много лет эти машины используются, как рабочие лошадки. То есть, автомобили часто не блещут роскошью, а жильё на загляденье... Вот и владелец этого транспортного средства также живёт в добротном домике, возможно, значительная часть строительных материалов была завезена именно с применением мускульной тяги...

Встретились и новостройки покрупней. Их привлекательность ненавязчиво оттеняет старый деревянный забор...

Церковь Свидетелей Иеговы.

Бывшее казначейство. Затем военный госпиталь. В настоящее время, как подсказали прохожие, здание на ремонте. Что будет с ним далее, пока неизвестно.

Памятник Андрею Чайковскому. Он родился и какое-то время жил в Самборе в зрелые годы. Пришло время провести опрос населения. "Кем был отображённый на памятнике Андрей Чайковский?"
- Не знаю...
- Композитором... В глазах отвечавшего можно было увидеть лёгкий укор в адрес интересующегося "...совсем забыли русские своих великих..."
Когда вопрос был адресован группе мужчин, стоящих у находящегося рядом какого-то заведения, то отвечать было поручено одному из них, самому просвещённому...
- Священником...
Т.к. подобное имеет место и в России, то желательно при установке памятников располагать рядом подробную информационную доску. Андрей Чайковский был украинским писателем...

Местный стадион. Спортсмен готовится произвести удар по мячу. Хотя, таким кулаком можно было бы неплохо помахать и на ринге...
Как бы ни хотели туристы и путешественники твёрдо следовать заранее намеченной программе осмотра достопримечательностей, их взор, всё равно, время от времени, задерживается на жителях города, оценивая стройность их ног и красоту улыбки, ширину плеч и прямоту взгляда... Конечно, в Самборе, как и по всей Украине хватает стройных дам, многие из которых своими внешними данными обязаны именно спорту или физкультуре. Но немало и таких, о которых можно сказать "Стройная фигура и ещё чуть-чуть...". (Ну, и не обязательно, чтобы только чуть-чуть...). Не исключено, что в формировании внешнего облика этой категории городских красавиц немалую роль играет вкусная местная выпечка, которую мне рекомендовали ранее в одном соседнем населённом пункте. Есть даже фирменный "Самборский пирог".

Ещё несколько городских зданий.

Рядом строится что-то подобное. Похоже на колокольню с дополнительными помещениями (лишними не будут).

Самым интересным местом в городе является район площади Рынок.

Застройка большей частью старинная, но есть и современные вкрапления.

В центре площади находится здание ратуши.

Рядом с ней памятник Шевченко.

Это похоже на изображение Матери-Украины.

Католический костел Иоанна Крестителя XVI века постройки прошёл через несколько более поздних реконструкций.

Внутри великолепие и торжественность.

Грекокатолический храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1728 году. Несмотря на будний день народу в нём было очень много.

Колокольней служит башня, оставшаяся от старых оборонительных сооружений.

Внутри храма самым популярным местом были мощи Святого Валентина. Чтобы их сфотографировать, по совету дежурной тётушки, пришлось прийти ещё раз, попозже, перед самым закрытием. Известно, что Святой Валентин покровительствовал влюблённым (представляю, как тяжело было жить этой категории граждан до его рождения...). Тот ли это Валентин? Думаю, что этот вопрос можно задать практически в каждом подобном случае. Главное, что желающих поправить свои дела с его помощью более, чем достаточно. Помогает, значит. Иначе люди бы не шли... В храме есть грамота Ватикана, подтверждающая, что данные мощи были переданы церкви в 1759 году. Если кто-то из читателей хочет обратиться к Святому Валентину, не заезжая в Самбор, то может сделать это перед данной фотографией.

В бывшем коллегиуме при монастыре иезуитов теперь расположено училище культуры.

Костел Святого Станислава также являлся частью монастырского комплекса. Сейчас в нём расположен Концертный зал органной и камерной музыки. Зал принадлежит Самборскому училищу культуры.

Разговоры с жителями города показали, что о месте жительства Марины Мнишек (жены самозванцев обоих Лжедмитриев) они никакого представления не имеют. Пришлось с этим вопросом обратиться в училище культуры. Разговаривать со мной был делегирован представительный мужчина, в совершенстве владеющий русским языком.
- Нет. От Ежи Мнишека ничего не осталось... Да, вооружённый отряд из Самбора принимал участие в походе на Русское государство, но в нём были не украинцы, а поляки... Давайте, я покажу Вам наш органный зал.
Мы прошли длинными коридорами на второй этаж. По дороге я слушал неторопливый рассказ о Самборе и его прошлом. Было понятно, что разговариваю я с человеком неравнодушным, любящим свой город, свою страну...
- Когда в Самбор вошли советские войска, зал выглядел ужасно...
- Но война всегда приносит разрушения, тем более, такая ужасная...
- Да, конечно...
Как я понял, возвращать зал церкви пока не собираются. Это взгляд на сцену.

И назад, на орган. Он, как и все старички чутко реагирует на погоду. Когда на улице сыро, орган не звучит, как надо. Самая же лучшая слышимость отмечена при абсолютно полном зале.

В заключение несколько особняков из центра города.

Самбор, 2015

Львовская область

Во времена Великого Монгольского государства поселение Самбор (ныне город Старый Самбор), существовавшее с древнейших времен было разорено Золотой Ордой. Уцелевшие жители бежали и укрылись в лесных зарослях на берегу Днестра, в местечке Погонич, которое вскоре разрослось и стало называться Новым Самбором, а позднее Самбором. Годом его основания принято считать 1241 г.

В 1390 г. Самбор получает статус города и Магдебургское право.
В 1604 г. в замке самборского старосты Ежи Мнишека селится Григорий Отрепьев, известный как Лжедмитрий I, выдававший себя за сына Царя Ивана IV Грозного. Ежи Мнишек, чья дочь была женой Лжедмитрия I, помогает ему взойти на Российский Престол 21 июня 1605 года, который он удерживал до 17 мая 1606 года.

В 1772 г. после раздела Речи Посполитой самборские земли входят в состав Королевства Галиции и Лодомерии со столицей в Лемберге. С 1804 года - в Австрийской империи. Император Иосиф II дарует Самбору титул «Вольного королевского города».

В 1914 г. в Самбор вступают части 8 полевой армии генерала Брусилова.

После распада Австро-Венгрии и окончания Первой мировой войны на территории Самборского округа провозглашалась власть Западно-Украинской Народной Республики. 21 ноября 1918 года части Войска Польского оккупируют Львов и большую часть Восточной Галиции. Руководство ЗУНР переезжает в Тарнополь.

10 сентября 1939 года город оккупирован частями VII армейского корпуса вермахта. Оккупация продолжается до 25 сентября. 26 сентября 1939 г. согласно Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом, на территорию бывшего польского Самборского повята вступают регулярные части Красной армии. Самбор входит в состав Дрогобычской области УССР как районный центр областного подчинения.

Первое упоминание о евреях Самбора относится к 1447 г. В 1542 г. королем Сигизмундом Старым евреям было запрещено проживать в Самборе. В 1551 г. запрет был подтвержден королевой Боной, однако евреи продолжали селиться в предместье города. Так образовался отдельный еврейский район, получивший название "Блих".

В 16 в. многие евреи арендовали мукомольни и пекарни. В 17 в. в Самборе имелись синагоги и еврейское кладбище.
В середине 17 в. отношения мещан к евреям особенно обострились; ссылаясь на новый декрет Яна-Казимира, они не впускали евреев в город и ходатайствовали ο полном их изгнании из Блиха. Кагал занял тогда 8000 злотых с тем, чтобы заручиться протекциями. Поручителем при займе явился пшемысльский кагал, прикагалком которого был Самбор. Когда по истечении двух лет кагал Самбора оказался не в состоянии платить проценты, кредиторы обратились к пшемысльскому кагалу. На заседании коронного ваада в Ярославе (13 октября 1682 г.) состоялось соглашение, по которому пшемысльский кагал взял на себя весь долг, самборский же кагал обязался ежегодно вносить в его пользу 240 злотых: 120 наличными, a остальные 120 должны взыскиваться пшемысльскими евреями с купцов, посещавших ярмарки в Самборе.

В 1735 г. король Август II выдал евреям «привилегию» на свободу проживания и торговли в Самборе, а также разрешил открыть мясную лавку: «Король дарует им свободу торговли, подтверждает, что они с давних времен имеют свою синагогу и свое кладбище и принимает сие к сведению. Разрешает им устройство мясной лавки с тем, чтобы один резник продавал мясо. Подлежат же они замковой юрисдикции, так как проживают на территории замка».
В 1740 г. «привилегия» была подтверждена королем Августом III. В 1763 г. еврейской общине Самбора было разрешено построить новую синагогу.
В 1764 г. в местечке уже проживало 513 евреев.

В начале 19 в. в Самборе работала еврейская типография, специализировавшаяся на выпуске еврейских календарей. В 1815 в Самборе проживало 15 караимов. В 1820 г. еврей открыл в городе банк. В 1830 г. евреями основана текстильная фабрика по производству скатертей.
В 1880 г. в Самборе проживало 4427 евреев - 33,1% всего населения местечка.

Первый раввином Самбора (с 1767 г.) был Йосеф Мойше Айзенберг. После отъезда р. Йосефа в Эрец Исроель раввином стал его сын Ицхок. В 1813-25 гг. раввин Самбора - сын И. Айзенберга Янкель Нафтоли.
Следующим раввином Самбора был Йосеф Арье Рапопорт, затем - его сын Довид, после Д. Рапопорта - его сын Йосеф.
В 1825-73 гг. раввином в Самборе был Йосеф Гирш Цви Витмеир.
В 1878 г. хасидский двор в Самборе основал Ури Йолес, в 1910 династию продолжил его сын Йегуда Цви, затем династию возглавил зять последнего Хаим Йоэль Мошкович (1888-1941, Треблинка).

С 1891 г. в Самборе действовало единственное в Галиции еврейское коммерческое училище (с 1931 г. - гимназия), пользовавшееся правами правительственных учебных заведений.
В 1894 г. в Самборе возникла первая сионистская организация «Бней Цион». В конце 19 в. открылась еврейская больница.
В 1900 г. здесь проживало 4900 евреев - 28,8% всего населения, в 1910 г. - 5418 евреев (26,7%). В конце 19 - начале 20 вв. многие евреи выехали из Самбора. В 1884 г. в США землячеством евреев - выходцев из Самбора было организовано благотворительное общество «Эрштер Самборер Кранкен Верейн».
С 1907 г. в местечке действовал хедер мэтукан. В Самборе работали интернат для евреев-гимназистов (в гимназии в 1910 было 150 учащихся-евреев), в 1907-12 гг. - школа с преподаванием на иврите «Сафа брура». В 1915 г. основано 2 еврейских детских дома.

В начале 20 в. евреи играли значительную роль в общественной жизни Самбора; большинство в городской думе в 1910 г. составляли евреи; бургомистром был еврей д-р Штейерман. В 1904-27 гг. раввином Самбора был Арон Левин, избранный в 1922 г. в Сейм Польши.
В 1916 из Самбора в Тернополь было выслано 9 евреев.
В 1917 г. основано «Общество для поселения в Эрец-Исроель». В 1918 г. в Самборе открылось отделениение «Га-Шомер га-Цаир», были основаны школа с преподаванием на иврите и талмуд-тора. В 1920-30-х гг. действовали отделения различных еврейских партий и организаций. В 1920-х гг. открылось отделение Еврейского кредитного банка. С 1926 г. работала школа для девочек «Бейс Яаков».
С 1932 раввин Самбора - Элиэзер Майзес. Раввинский суд с 1925 г. возглавлял Нафтоли Герц Бумбах. Оба они погибли во время оккупации Самбора нацистами.
По данным за 1931г. в Самборе проживало 6275 евреев, что составляло чуть больше 30% всего населения местечка.

29 июня 1941 Самбор оккупировали части вермахта. 1 июля 1941 местные украинцы устроили погром, в ходе которого было убито 50 евреев.
В июле 1941 г. создан юденрат (председатель - Леон Снайгер), позднее - гетто, в котором содержалось 3650 чел., в т.ч. евреи, депортированные в декабре 1942 г. из Турки, Старого Самбора и других сел.
В феврале 1942 г. в Самборе было убито 32 еврея-заложника. 4 августа 1942 г. около 6 тыс. евреев Самбора и окрестных населенных пунктов были депортированы в лагерь смерти Белжец.
В августе 1942 г. около 600 евреев были отправлены в Яновский лагерь.
4 сентября 1942 г. было расстреляно около 100 евреев-стариков, часть евреев депортирована в Белжец.
23 октября 1942 г. в Белжец депортировано 460 евреев.
13 февраля 1943 г. на еврейском кладбище расстреляно около 500 евреев.
В марте 1943 г. в Яновский лагерь депортировано несколько сотен евреев из Самбора.
22 мая 1943 г. из Самбора в Люблин депортировано около 550 евреев.
5-10 июня 1943 г. гетто было ликвидировано. После ликвидации гетто в Самборе производились расстрелы скрывавшихся евреев: 23 июня 1943 расстреляно около 100 чел., 6 июля 1943 г. - 25 чел.
Католические монахи спасли в Самборе более 10 еврейских детей. За помощь евреям в городе было расстреляно 27 человек.
После освобождения в августе 1944 г. в Самбор вернулось около 150 евреев. В 2005 в городе еще имелось еврейское население. В 2015 евреи в Самборе не проживают.

В городе сохранилось довольно много старинной застройки австрийских и польских времен, в т.ч. несколько очень интересных архитектурных памятников.