Монтаж мостовых кранов. Требования к лестницам на кранах Краны подвесные требования к площадкам для обслуживания

10.03.2020

Автоматическая блокировка гарантирует работу с закрытой дверью, предупреждает выпадение человека из кабины в ходе эксплуатации, а также исключает посадку и выход «на ходу» (при незапертой двери).

Кабины электрических кранов помещаются под галереей моста и сообщаются с ней лестницей. При этом расположение лестницы в кабине не должно мешать работе крановщика. На тех кранах, где кабина мала и стеснена оборудованием и аппаратурой управления, лестницу выхода на галерею, если позволяют условия, рекомендуется выносить наружу, за пределы кабины. Такая практика на некоторых предприятиях оправдывает себя.

В необычных условиях работают краны, занятые в копровых цехах по разделке металлического лома с помощью электромагнитов и бойных шаров. Кабины таких кранов должны иметь надежную зашивку понизу, защищающую кабину и крановщика от металлических осколков. В этом случае открытая часть кабины должна заполняться стойким, прозрачным материалом.

Все краны, работающие на открытом воздухе, должны иметь утепленные, зашитые со всех сторон и застекленные кабины Летом в них устраиваются солнцезащитные козырьки, а зимой для их отопления разрешается устанавливать электрические обогревательные приборы. Однако они должны быть электро- и пожаробезопасными, присоединяться к электрической сети после главного рубильника в кабине крана. Рекомендуется также теплоизоляция кабин таких кранов, установка механических стеклоочистителей и оконных обогревателей. Это исключает необходимость открывания окон в зимнее время.

Чтобы создать крановщику удобства в работе, Правилами предусматривается оборудование кабин новых кранов стационарными сиденьями, регулирующимися по высоте и в горизонтальной плоскости. На кранах запрещено использовать для сидения случайные предметы (перекладины). Предусматривается электрическое освещение, которое не зависит от того, есть ли напряжение на электрооборудовании крана. Подкрановое освещение устанавливается на самом кране.

Площадки, галереи, лестницы и оградительная техника

В соответствии с Правилами для удобного и безопасного обслуживания кранов, их механизмов и электрического оборудования, расположенных вне кабины, предусматривается устройство соответствующих галерей, площадок и лестниц.

Посадочные площадки. Для входа крановщика в кабину управления краном устраиваются посадочные площадки с постоянными лестницами. Посадочные площадки бывают двух типов: торцевые и промежуточные. Торцевые устраиваются в тупике в торце пролета, у стены здания. Промежуточные - при работе в одном пролете нескольких мостовых кранов на технологически выгодном, удобном и безопасном участке пути их работы.

Наиболее безопасны посадочные площадки, размещаемые у торцевой стены здания. Поэтому если в пролете на одном подкрановом пути действует не более двух кранов, их следует размещать с обоих торцов е здания. Промежуточные посадочные площадки, расположенные вдоль пролета цеха, требуют особого внимания во время эксплуатации. Из-за небольшого расстояния между кабиной и площадкой создается угроза травмирования людей.

На одном из заводов бригада подсобных рабочих литейноro цеха использовала промежуточную посадочную площадку для побелки здания. По окончании работы штукатур опускал на пол цеха пульверизатор и шланги. В этот момент мимо проходил мостовой кран и кабиной травмировал рабочего.

Важное требование правил техники безопасности к устройству посадочных площадок - обязательно размещать их с противоположной стороны троллейных проводов. Исключение, как и при размещении кабин кранов, допускается только тогда, когда троллейные провода недоступны для случайного прикосновения к ним с посадочной площадки, лестницы, кабины. Посадочная площадка должна быть достаточно свободной и соответствовать Правилам. Рис. 10. Ограждение промежуточных посадочных площадок.

Расстояние от пола до нижних частей перекрытия или выступающих частей конструкций - не менее 1800 мм. Пол площадки должен быть расположен на одном уровне с полом кабины для нормального и безопасного перехода с площадки в кабину и наоборот. Зазор образующийся между кабиной и площадкой, должен быть не менее 60 мм и нс более 150 мм. Иногда разрешается устройство посадочной площадки ниже уровня пола кабины (не более чем на 250 мм), если при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины нельзя обеспечить габаритный размер (1800 мм) по высоте. Разрешается также наезд кабины на площадку (не более чем на 400 мм) при полностью сжатых буферах, если посадочная площадка в торце здания сделана ниже уровня полз кабины. Правилами предусматривается, что при этом необходимо соблюдать следующие зазоры: между посадочной площадкой и нижней частью кабины (по вертикали) - не менее 100 мм: между кабиной и ограждением посадочной площадки не менее 400 мм; со стороны входа в кабину - не менее 700 мм.

В некоторых случаях, когда по конструктивным или другим производственным причинам невозможен непосредственный вход в кабину крана, с ведома местных органов Госгортехнадзора разрешается вход в нее через крановую галерею. При открывании двери в ограждении галереи автоматически обесточиваются троллеи, пролегающие вдоль моста крана.

При расположении главных крановых троллей выше уровня подкрановых путей посадка на кран разрешается только с той стороны, где не проходят главные троллейные провода; во всех случаях у стоянки крана они должны быть зашиты щитом из изолирующего материала. Вход в кабину через мост крана, у которого. грузоподъемные и транспортные операции выполняются с помощью электрического магнита и расположение троллей для питания магнита не исключает случайных прикосновений к ним, запрещается.

Галереи. Настил галерей, всех ремонтных и других площадок должен быть металлическим, из стальных рифленых или дырчатых листов с отверстиями не более 20 мм. Вместе с тем Правилами разрешается устройство деревянного настила, если он достаточно прочный и отвечает противопожарным требованиям. Металлический или деревянный настил должен быть уложен по всей длине и ширине галерей, площадок, переходов. Все галереи, и площадки, предназначенные для обслуживания грузоподъемных кранов, а также концевые балки мостовых кранов обязательно ограждаются перилами высотой 1 м со сплошной зашивкой понизу защитной полосой высотой не менее 100 мм. Галереи для прохода вдоль подкрановых путей должны отвечать указанным выше требованиям и иметь удобные безопасные лестницы. Проходная галерея имеет перила со стороны пролета и с противоположной стороны, если она не ограничена стеной. Ширина прохода - не менее 400 мм, а высота - не менее 1800 мм. Для электробезопасности людей галереи располагаются со стороны пролета, противоположного троллеям. Наиболее удачным следует считать устройство легкой переходной галереи, расположенной выше уровня подкрановых путей со специальными проходами в металлических колоннах здания. Оставлять у колонн неогражденный участок галереи не разрешается. При устройстве прохода внутри колонны за 1 м до подхода к ней ширина прохода по галерее уменьшается до ширины прохода в колонне.

Каждая галерея обязательно имеет выходы не реже чем через 200 м. Если есть непроходные подкрановые пути (неогражденный проход менее 400 мм), пребывание на них людей запрещено.

Лестницы. Обслуживание кранов вызывает необходимость устройства лестниц для выхода на площадки, галереи. Лестницы должны быть удобными и безопасными. Правила предусматривают ширину лестниц не менее"600 мм, а расстояние между сту- пенями - не более 300 мм. Ширина лестниц на самом кране - не менее 500 мм. Исключение допускается для лестниц высотой менее 1,5 м. Эти лестницы, в том числе предназначенные для выхода из кабины на крановую галерею, могут выполняться шириной не менее 350 мм. Ступени вертикально расположенных лестниц должны отстоять не менее чем на 150 мм от металлоконструкций крана.

Лестницы для выхода на посадочные, ремонтные площадки и на галереи (для прохода вдоль крановых путей) необходимо располагать так, чтобы находящихся на них людей не зажать случайно краном или его кабиной. Угол наклона лестниц к roризонту не должен превышать 60 град. Если высота лестниц более 10 м, то через каждые 6 - 8 м устраиваются площадки.

Специальные требования предъявляются и к наклонным лестницам. При наклоне их к горизонту на 75.град..и менее они должны иметь перила и плоские ступени из стальных рифленых или гладких с направленным рельефом листов. Разрешается выполнять ступени из двух-трех стержней.

Лестницы с углом наклона к горизонту более 75 град. или вертикальные при высоте более 5, начиная с высоты 3,5 мм, должны иметь защитные дугообразные ограждения. Дуги располагаются друг от друга на расстоянии не более 800 мм и соединяются между собой не менее чем тремя продольными полосами.

Полезная информация:

2.17.1 Галереи, площадки и лестницы для обеспечения безопасного доступа в кабины управления, к электрооборудованию, приборам безопасности, механизмам и металлоконструкциям кранов, требующим технического обслуживания, должны соответствовать настоящим Правилам и другим нормативным документам.

Конструктивное исполнение и расположение галереи, площадок и лестниц на кранах и в местах установки кранов должны определяться проектами на изготовление и/или на установку кранов.

2.17.2. Кран должен иметь удобный вход с земли и доступ в кабину. У мостовых кранов должен быть устроен и безопасный выход на тележку крана. У однобалочных мостовых кранов и подвесных двухбалочных кранов галереи или площадки на кране не требуются, если имеется ремонтная площадка для крана.

2.17.3. У кранов мостового типа и передвижных консольных кранов при наличии галереи, предназначенной для обслуживания электрооборудования и механизмов, ширина свободного прохода по галерее должна быть:

а) у механизмов передвижения с центральным приводом - не менее 500 мм;

б) у механизмов передвижения с раздельным приводом - не менее 400 мм.

У тех же кранов на галерее, предназначенной для расположения троллеев, ширина прохода между перилами и поддерживающими троллеи устройствами, а также токосъемниками должна быть не менее 400 мм.

2.17.4. В пролетах зданий, где устанавливаются опорные мостовые краны с группой классификации (режима) А6 и более по ИСО 4301/1, а также на эстакадах для кранов (кроме однобалочных кранов с электрическими талями), должны быть устроены галереи для прохода вдоль кранового пути с обеих сторон пролета.

Галереи для прохода вдоль кранового пути должны быть снабжены перилами со стороны пролета и с противоположной стороны при отсутствии стены. Галерея на открытой эстакаде может быть снабжена перилами только с наружной стороны (противоположной пролету).

Ширина прохода (в свету) по галерее должна быть не менее 500 мм, высота - не менее 1800 мм.

В местах расположения колонн должен быть обеспечен проход сбоку или в теле колонны шириной не менее 400 мм и высотой не менее 1800 мм. Оставлять у колонн неогражденный участок галереи не разрешается.

При устройстве прохода внутри колонны за 1000 мм до подхода к ней ширина перехода по галерее должна быть уменьшена до ширины прохода в колонне. Каждая галерея должна иметь выходы на лестницы не реже чем через каждые 200 м.

2.17.5. Ремонтные площадки должны обеспечивать удобный и безопасный доступ к механизмам и электрооборудованию.

При расстоянии от пола ремонтной площадки до нижних частей крана менее 1800 мм дверь для входа на ремонтную площадку должна быть оборудована запором и автоматической электроблокировкой, снимающей напряжение с главных троллеев ремонтного участка.

Вместо устройства стационарных ремонтных площадок допускается применение передвижных площадок.

2.17.6. Управляемые из кабины мостовые краны (кроме однобалочных кранов с электрическими талями) должны быть оборудованы кабинами (площадками) для обслуживания главных троллеев и токоприемников, если они располагаются ниже настила галереи крана.

Люк для входа с настила моста в кабину для обслуживания главных троллеев должен быть снабжен крышкой с устройством для запирания ее на замок.

Кабина для обслуживания главных троллеев должна быть ограждена перилами высотой не менее 1000 мм со сплошной зашивкой понизу на высоту 100 мм.

2.17.7. При устройстве в настилах проходных галерей ремонтных и других площадок люков для входа их размер следует принимать не менее 500´500 мм; люк должен быть оборудован легко и удобно открывающейся крышкой.

Угол между крышкой люка в открытом положении и настилом должен быть не более 75°.

2.17.8. Для входа в кабину управления мостового, передвижного консольного крана, а также грузовой электрической тележки, передвигающейся по надземному крановому пути, должна устраиваться посадочная площадка со стационарной лестницей.

Расстояние от пола посадочной площадки до нижних частей перекрытия или выступающих конструкций должно быть не менее 1800 мм. Пол посадочной площадки должен быть расположен на одном уровне с полом кабины или тамбура, если кабина имеет тамбур. Зазор между посадочной площадкой и порогом двери кабины (тамбура) при остановке крана возле посадочной площадки должен быть не менее 60 мм и не более 150 мм.

Допускается устройство посадочной площадки ниже уровня пола кабины, но не более чем на 250 мм, в тех случаях, когда при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит по высоте (1800 мм), а также при расположении посадочной площадки в торце здания и невозможности соблюдения указанного зазора между порогом кабины и посадочной площадкой.

При устройстве посадочной площадки в конце кранового (рельсового) пути ниже уровня пола кабины допускается наезд кабины на посадочную площадку (но не более чем на 400 мм) при полностью сжатых буферах. При этом зазор между посадочной площадкой и нижней частью кабины (по вертикали) должен быть в пределах 100-250 мм, между кабиной и ограждением посадочной площадки - в пределах 400-450 мм, со стороны входа в кабину - в пределах 700-750 мм.

2.17.9. Вход в кабину управления мостового крана через мост допускается лишь в тех случаях, когда непосредственная посадка в кабину невозможна по конструктивным или производственным причинам. В этом случае вход на кран должен устраиваться в специально отведенном для этого месте через дверь в перилах моста, оборудованную электрической блокировкой и звуковой сигнализацией.

У магнитных кранов вход в кабину управления через мост не допускается, кроме тех случаев, когда троллеи, питающие грузовой электромагнит, ограждены или расположены в недоступном для соприкосновения месте и не отключаются электрической блокировкой двери входа на кран.

2.17.10. Настил галерей, площадок и проходов должен быть выполнен из металла или других прочных материалов, отвечающих требованиям пожарной безопасности. Настил должен устраиваться по всей длине и ширине галереи или площадки.

Металлический настил должен быть выполнен так, чтобы исключить возможность скольжения ног (стальные просечно-вытяжные, рифленые, дырчатые листы и т.п.). В случае применения настилов с отверстиями один из размеров отверстия не должен превышать 20 мм.

2.17.11. Галереи, площадки, проходы и лестницы, устроенные в местах расположения троллеев или неизолированных проводов, находящихся под напряжением, независимо от наличия блокировок входа должны быть ограждены для исключения случайного прикосновения к троллеям или неизолированным проводам.

2.17.12. Площадки и галереи, предназначенные для доступа и обслуживания кранов, концевые балки кранов мостового типа должны быть ограждены перилами высотой не менее 1000 мм с устройством сплошного ограждения понизу на высоту 100 мм и промежуточной связью, расположенной посередине проема.

Перила и ограждения понизу должны также устанавливаться с торцевых сторон тележки кранов мостового типа, а при отсутствии галереи - вдоль моста крана и с продольных сторон тележки.

На концевой балке и тележке мостового или передвижного консольного крана высота перил может быть уменьшена до 800 мм, если габариты здания не позволяют установить перила высотой 1000 мм.

Стойки на посадочной площадке, к которым крепятся перила или конструкции крепления посадочной площадки, расположенные на высоте более 1000 мм от ее настила, должны отстоять от кабины не менее чем на 400 мм.

Концевые балки и грузовые тележки кранов мостового типа, у которых механизмом подъема является электрическая таль, перилами и ограждениями могут не оснащаться.

2.17.13. У портальных кранов должен быть обеспечен безопасный вход с лестницы портала на площадку, расположенную вокруг оголовка портала при любом положении поворотной части крана.

Высота от настила этой площадки до нижних выступающих элементов поворотной части должна быть не менее 1800 мм. Вход с портала на поворотную часть крана должен быть возможен при любом положении поворотной части.

2.17.14. Лестницы для доступа с пола на площадки и галереи кранов мостового типа, башенных и портальных кранов должны быть шириной не менее 600 мм. Ширина лестниц, расположенных на кране, за исключением лестниц высотой не более 1500 мм, должна быть не менее 500 мм.

Лестницы высотой менее 1500 мм, расположенные на кране, а также лестницы для входа из кабины на галерею крана мостового типа или передвижного консольного могут выполняться шириной не менее 350 мм.

2.17.15. Расстояние между ступенями должно составлять не более 300 мм для крутонаклонных лестниц, 250 мм для наклонных посадочных лестниц и 200 мм для наклонных посадочных лестниц башенных кранов.

Шаг ступеней должен быть выдержан по всей высоте лестницы. Ступени крутонаклонных лестниц должны отстоять от металлоконструкций крана не менее чем на 150 мм.

2.17.16. Лестницы для доступа с пола на посадочные, ремонтные площадки и галереи для прохода вдоль кранового пути должны быть расположены так, чтобы исключить возможность зажатия находящихся на них людей движущимся краном или его кабиной.

2.17.17. Наклонные лестницы должны снабжаться с двух сторон перилами высотой не менее 1000 мм относительно ступеней и иметь плоские металлические ступени шириной не менее 150 мм, исключающие возможность скольжения.

2.17.18. На крутонаклонных лестницах должны быть устроены, начиная с высоты 2500 мм от основания лестницы, ограждения в виде дуг. Дуги должны располагаться на расстоянии не менее 800 мм друг от друга и соединяться между собой не менее чем тремя продольными полосами.

Расстояние от лестницы до дуги должно быть не менее 700 мм и не более 800 мм при радиусе дуги 350-400 мм. Ограждение в виде дуг не требуется, если лестница проходит внутри решетчатой колонны сечением не более 900´900 мм или трубчатой башни диаметром не более 1000 мм.

Устройство крутонаклонных лестниц над люками не допускается. При высоте лестниц более 10 м через каждые 6-8 м должны быть устроены площадки. При расположении лестниц внутри трубчатой башни такие площадки могут не устраиваться.

2.17.19. Лестницы для входа на площадки для обслуживания стреловых кранов должны быть стационарными, складными (выдвижными) с высотой поручней при входе на площадку не менее 150 мм.

Поручни должны быть покрыты малотеплопроводным материалом.

Ступени должны быть шириной не менее 320 мм с шагом от 250 до 400 мм. Высота от поверхности земли или площадки до первой ступеньки должна быть не более 400 мм.

ГОСТ 32576.5-2013

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ

Средства доступа, ограждения и защиты

Часть 5

Краны мостовые и козловые

Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes


МКС 53.020.20

Дата введения 2015-06-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом "РАТТЕ" (ЗАО "РАТТЕ")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14.11.2013 г. N 44-2013)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргызстандарт

Молдова-Стандарт

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 августа 2014 г. N 942-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32576.5-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июня 2015 г.

5 Настоящий стандарт соответствует международному стандарту ISO 11660-5:2001* "Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes" (Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые).
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей . - Примечание изготовителя базы данных.


Степень соответствия - неэквивалентная (NEQ)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Введение

Настоящий стандарт является частью серии стандартов "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты" и устанавливает специальные требования к средствам доступа, защиты и ограждениям, применяемым в конструкции кранов мостовых и козловых для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях в целях защиты персонала от движущихся частей, падающих предметов или токоведущих частей.

Стандарт разработан с учетом основных нормативных положений международного стандарта ИСО 11660-5:2001 "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 5. Краны мостовые и козловые" (ISO 11660-5:2001 "Cranes - Access, guards and restraints. Part 5: Bridge and gantry cranes"). Применение положений данного стандарта на добровольной основе может быть использовано при подтверждении и оценке соответствия грузоподъемных кранов требованиям Технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования" (ТР ТС 010/2011).

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит общие требования к средствам доступа, ограждения и защиты мостовых и козловых кранов (далее - "краны") согласно классификации , установленных в рабочее положение, и регламентирует специальные требования к средствам доступа, защиты и ограждениям, применяемым в конструкции кранов для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации, в том числе технического обслуживания, контроля технического состояния, монтажа, демонтажа и в чрезвычайных ситуациях в целях защиты персонала от движущихся частей, падающих предметов или токоведущих частей.

Общие требования к средствам доступа, ограждения и защиты для кранов устанавливают в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*.
_______________
ГОСТ Р 55178-2012


Этот стандарт применим ко всем новым мостовым и козловым кранам, изготовленным по истечении одного года после его утверждения. Стандарт не имеет цели требовать замены или модернизации существующего оборудования. Однако при модернизации оборудования требования к его свойствам должны быть пересмотрены в соответствии с данным стандартом. Если выполнение требований стандарта при модернизации вызывает существенные изменения конструкции, то возможность и необходимость приведения оборудования в соответствие с требованиями данного стандарта должна определяться изготовителем (проектировщиком), а при его отсутствии - организацией, выполняющей его функции, а последующие изменения должны быть выполнены владельцем (пользователем) в течение одного года.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 13556-91 Краны башенные. Общие технические условия

ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-1-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями, приведенные в ГОСТ 27555 , -, а также следующие:

3.1 посадочная площадка: Площадка, стационарно закрепленная на конструкциях цеха или эстакады и служащая для обеспечения безопасного входа на кран.

3.2 мобильные средства доступа: Средства доступа, применяемые для выполнения работ по монтажу, обслуживанию или ремонту крана и доставляемые в зону проведения работ только на время их проведения.

4 Система средств доступа

4.1 Общие положения

В настоящей части стандарта рассматриваются средства доступа на краны, передвигающиеся по надземным или наземным путям, а также к их элементам и узлам для эксплуатации, ремонта и обслуживания.

Должны быть предусмотрены безопасные средства доступа ко всем элементам крана, требующим присутствия обслуживающего персонала для монтажа, обслуживания и управления.

Доступ на кран и к его составным частям в общем случае обеспечивается системой средств доступа, состоящей из лестниц, площадок и галерей, оборудованных перилами, и других элементов, обеспечивающих необходимый уровень безопасности обслуживающего персонала.

4.2 Мостовые краны в зданиях или на эстакадах

4.2.1 Доступ к посадочной площадке крана

Доступ на мостовые краны, управляемые из кабины, должен осуществляться с посадочных площадок, стационарно закрепленных на конструкциях цеха или эстакады.

Лестницы для входа с пола на посадочные площадки и их ограждения должны соответствовать требованиям к средствам доступа, ограждения и защиты для кранов, которые устанавливаются в национальных стандартах государств, упомянутых в предисловии как проголосовавших за принятие межгосударственного стандарта*.
_______________
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 55178-2012 (ИСО 11660-1:2008) "Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1. Общие положения"


Рекомендуемые средства доступа на посадочные площадки в зависимости от высоты их расположения приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Рекомендуемые средства доступа

Высота расположения посадочной площадки от пола, м

от 1 до 15 включительно

Лестницы

Лестницы наклонные

Лестницы крутонаклонные

Лестницы вертикальные

св. 15 до 25

Лестницы

Средства доступа с приводом

Лестница

4.2.2 Посадочная площадка

4.2.2.1 Доступ на кран должен осуществляться с посадочной площадки. Ограждения посадочной площадки должны соответствовать требованиям к ограждениям, установленным на кране. Проем для доступа на кран должен быть снабжен самозакрывающейся дверью.

4.2.2.2 Дверь для доступа на кран может быть:

- распашной, открывающейся внутрь посадочной площадки;

- раздвижной в горизонтальном или вертикальном направлении.

Открывание распашной двери наружу посадочной площадки не допускается.

4.2.2.3 В тех случаях, когда при расположении посадочной площадки на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит по высоте, уровни настила посадочной площадки и настил соответствующей площадки на кране могут различаться по высоте не более чем на 10 мм при расположении настилов посадочной площадки и крана на одном уровне или от 180 до 250 мм при расположении настила крана выше уровня посадочной площадки (наезде на нее) (рисунок 1, в).

в - Зазоры при наезде на посадочную лощадку

1 - направление движения крана; 2 - площадка крана; 3 - посадочная площадка

Рисунок 1 а)

Рисунок 1 б)

Рисунок 1 в)

180250 (при расположении настила крана выше уровня посадочной площадки (наезде на нее))

Минимальные расстояния между перилами ограждения площадки крана и посадочной площадки

Все размеры в мм

Рисунок 1 - Зазоры между посадочной площадкой и конструкцией крана

4.2.2.4 Зазоры между посадочной площадкой и площадкой или кабиной крана должны соответствовать показанным на рисунке 1. Если указанные зазоры не могут быть обеспечены, то следует принять другие меры, обеспечивающие эквивалентную степень безопасности от зажатия, перерезания и падения с высоты.

4.2.3 Альтернативная система доступа на кран

4.2.3.1 Общие требования

Альтернативная система доступа (например, через мост) в кабину мостового крана допускается лишь в тех случаях, когда непосредственная посадка в кабину невозможна по конструктивным или производственным причинам. В этом случае вход на кран должен устраиваться в специально отведенном для этого месте через дверь в перилах моста.

Как правило, проход к крану осуществляется по лестницам, проходам и галереям, закрепленным на конструкциях цеха или эстакады. Все лестницы, проходы, пандусы на мосту крана и на галереях доступа к крану, а также троллеи токоподвода должны быть ограждены со всех открытых сторон в соответствии с требованиями к ограждениям, установленным на кране. При этом должны быть обеспечены соответствующие проходы и зазоры (рисунки 2 и 3). В тех местах, где невозможно обеспечить необходимые зазоры, например, в существующих зданиях, следует принять другие меры, обеспечивающие эквивалентную степень безопасности.

Доступ на мост крана и к троллеям по стационарным вертикальным лестницам допускается только в тех случаях, когда устройство лестниц и наклонных лестниц невозможно.

1 - перила А; 2 - перила Б; 3 - тележка

Рисунок 2 - Проход по галерее моста

1 - перила А; 2 - перила Б; 3 - колонна; 4 - стена

Рисунок 3 - Проход к крану по галерее в цехе или на эстакаде

Примечание - Перила А могут быть исключены, если 600 мм; перила Б могут быть исключены, если 1000 мм или существуют перила А. При расстоянии 100 мм и 500 мм от ограждения до силовых компонентов рекомендуется устанавливать два ограничителя для коленей, разделив перила по высоте на три части. Это снижает риск попадания ног в опасную зону, а также уменьшает риск зажатия при переходе на кран в тех местах, где отсутствует специальный проем в ограждениях.

4.2.3.2 Управление доступом на кран

Доступ на работающий кран обслуживающего персонала может осуществляться только с разрешения оператора крана (крановщика).

Если связь с крановщиком затруднена, следует рассмотреть необходимость использования системы "Запрос разрешения на посадку", которая должна информировать оператора крана (крановщика) о запросе на посадку человека, которому необходим доступ на кран. Запрос может производиться при помощи светового или звукового сигнала кнопкой на посадочной площадке, а также при помощи различных переговорных устройств.

Факторы, вызывающие необходимость применения системы "Запрос разрешения на посадку", следующие:

- скорость перемещения крана;

- видимость точки доступа с места крановщика;

- условия работы - недостаточная видимость, шум и т.п.

4.3 Доступ на козловые краны

Общие требования к устройству средств доступа на козловые краны, передвигающиеся по наземным путям, такие же, как и для мостовых кранов (см. 4.2).

При проектировании средств доступа на козловые краны следует учитывать, что главными факторами риска являются риск удара или наезда на людей, находящихся рядом с опорами крана или с тележкой. Лестницы доступа на кран должны располагаться по возможности так, чтобы исключался контакт с находящимися рядом людьми. Если это невозможно, то следует применять крутонаклонные или вертикальные лестницы, закрепленные на металлоконструкции крана. Расстояние от земли до первой дуги ограждения таких лестниц должно быть 3 м.

Если кабина козлового крана расположена на высоте более 20 м, следует использовать средства доступа с приводом (лифт, подъемник крановый). При использовании средств доступа с приводом должны устраиваться альтернативные средства доступа (лестницы).

4.4 Доступ в кабину расположенную на тележке крана

В случае расположения кабины управления на тележке крана (подвижная кабина), средства доступа в кабину должны отвечать требованиям 4.1-4.3 настоящего стандарта.

4.5 Требования к крановым подъемникам (лифтам)

4.5.1 Крановые подъемники (лифты) должны соответствовать требованиям ГОСТ 13556 .

4.5.2 Грузоподъемность подъемника должна быть не менее 160 кг.

5 Средства доступа для обслуживания крана

5.1 Общие требования

У мостовых и козловых кранов должен быть устроен безопасный выход на тележку крана.

При выборе средств доступа для проведения обслуживания и ремонта крана следует учитывать следующие факторы:

- периодичность необходимости доступа в соответствии с инструкциями изготовителя крана;

- время, необходимое для выполнения работ по техническому обслуживанию;

- время, требуемое для доступа к точке обслуживания;

- время, требуемое для выполнения работ в данной точке;

- размер перемещаемых элементов.

Предпочтительно использовать стационарные средства доступа (площадки, лестницы и т.д.). При невозможности устройства стационарных средств доступа для доступа к отдельным узлам крана допускается использовать мобильные средства доступа.

Если предполагается использование крана для обслуживания здания, его конструкцией должны быть предусмотрены соответствующие проходы и специальные площадки.

5.2 Мобильные средства доступа

5.2.1 Необходимость использования мобильных средств доступа должна определяться руководством по эксплуатации и ремонту крана. Ориентация и расположение в пространстве мобильного средства доступа должно облегчать его использование.

5.2.2 Рекомендуется использовать следующие мобильные средства доступа:

- вышки (леса);

- отдельные системы лестниц;

- подъемные платформы с механическим приводом;

- различные люльки, в том числе подвешиваемые на крюк самого крана (например, для осмотра металлоконструкции главных балок).

Примечание - использование переносных лестниц высотой более 2 м не обеспечивает необходимого уровня безопасности.

5.2.3 Требования к люлькам, подвешиваемым на крюк крана

5.2.3.1 Люльки должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к оборудованию для подъема людей.

5.2.3.2 Размеры (длинаширина) люльки должны быть не менее чем 0,500,35 м.

5.2.3.3 При выборе грузоподъемности люльки следует учитывать необходимую численность персонала и вес инструмента.

5.2.3.4 Руководство по эксплуатации люльки и информационные таблички на люльке должны содержать:

- допустимую нагрузку и число людей в люльке;

- способ посадки в люльку;

- предупреждения о возможных рисках (например, запутывание в канатах).

5.3 Использование местных площадок обслуживания

Местные площадки обеспечивают доступ к отдельным элементам крана для обслуживания и ремонта. Такие площадки рекомендуется использовать как альтернативу мобильным средствам доступа (см. 5.2). К этим площадкам должен быть обеспечен доступ при помощи мобильных средств или стационарных средств доступа, установленных на кране.

Если доступ на площадку осуществляется с крана, то проход на площадку должен быть обеспечен необходимыми лестницами и ограждениями (рисунок 2). Площадка должна быть ограждена со всех сторон. Если эквивалентный уровень безопасности обеспечивается элементами крана, перила могут не устанавливаться.

6 Габаритная высота

6.1 Высота до потолка здания, до нижнего пояса стропильных ферм или до предметов, прикрепленных к ним, а также до нижней точки другого крана, работающего ярусом выше, определяется как расстояние от наивысшей точки крана до самой низкой их точки.

Указанное расстояние должно быть не менее 400 мм. При этом следует учитывать возможную деформацию перекрытия (например, под действием снеговой нагрузки). В особых случаях (например, установка кранов в существующих зданиях) допускается уменьшение габаритной высоты до 100 мм с обоснованием безопасности.

6.2 Габаритная высота прохода в кабину управления должна быть не менее 2,0 м.

6.3 Габаритная высота проходов и площадок для обслуживания крана должна быть не менее 1,8 м. На отдельных участках высота может быть уменьшена до 1,4 м на протяжении не более 1 м. Такие места должны снабжаться предупредительными надписями и/или соответствующей предупредительной окраской.

6.4 Аварийный выход

6.4.1 Если доступ в кабину управления невозможен в любом положении крана, следует обеспечить запасной (аварийный) способ выхода из кабины в случае неисправности крана или необходимости срочной эвакуации.

6.4.2 Устройства и приспособления, указанные в таблице 2, обеспечивают достаточный уровень безопасности при условии, что не менее 25% площади пола под краном свободно от оборудования и продукции, а продукция не представляет опасности (не горячая, не токсичная и т.п.).


Таблица 2 - Рекомендованные устройства для аварийного выхода

Высота кабины или примыкающей площадки до земли или пола, м

Устройство

Веревочная лестница, канат с узлами или с безопасным замком, канатно-спусковое устройство

Телескопическая или складная лестница, канатно-спусковое устройство

от 1 до 15 и выше

Инерционные катушки и ремни, канатно-спусковое устройство

7 Защита и ограждения

7.1 Защита от поражения электрическим током должна соответствовать требованиям .

7.2 Ограждение движущихся частей

Краны, передвигающиеся по рельсам, должны быть снабжены устройствами для очистки рельсов от посторонних предметов. Зазор между нижней частью устройства и рельсом должен быть не более 10 мм.

Подвижные части механизмов кранов (выступающие концы валов и осей, ременные, цепные и зубчатые передачи, муфты, шкивы, колеса и т.п.), расположенные в зоне проходов, должны быть ограждены.

Библиография

ИСО 4306-1:2007 Краны - Словарь. Часть 1. Общие термины (ISO 4306-1 Cranes - Vocabulary - Part 1: General).

ИСО 11660-1:2008 Краны грузоподъемные. Средства доступа, ограждения и защиты. Часть 1: Общие положения (ISO 11660-1:2008 Cranes - Access, guards and restraints - Part 1: General).

ИСО 14122-1:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями (ISO 14122-1:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 1. Choice of fixed means of access between two levels)

ИСО 14122-1:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 1. Выбор стационарных средств доступа между двумя уровнями. Изменение 1. (ISO 14122-1:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 1: Choice of fixed means of access between two levels - Amendment 1)

ИСО 14122-2:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики (ISO 14122-2:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 2. Working platforms and walkways)

ИСО 14122-2:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 2. Рабочие платформы и мостики. Изменение 1 (ISO 14122-2:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 2: Working platforms and walkways - Amendment 1)

ИСО 14122-3:2001 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 3. Трапы, приставные лестницы и перила (ISO 14122-3:2001 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 3. Stairs, stepladders and guard-rails)

ИСО 14122-3:2001/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 3. Трапы, приставные лестницы и перила. Изменение 1. (ISO 14122-3:2001/Amd. 1:2010 Safety of machinery. Permanent means of access to machinery. Part 3. Stairs, stepladders and guard-rails - Amendment 1).

ИСО 14122-4:2004 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 4. Стационарные лестницы (ISO 14122-4:2004 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 4: Fixed ladders)

ИСО 14122-4:2004/Amd. 1:2010 Безопасность машин. Постоянные средства доступа к машинам. Часть 4. Стационарные лестницы. Изменение 1 (ISO 14122-4:2004/Amd. 1:2010 Safety of machinery - Permanent means of access to machinery - Part 4: Fixed ladders - Amendment 1)

МЭК 60204-32(2008), Электрооборудование промышленных машин. Безопасность. Часть 32. Требования к грузоподъемным механизмам (IEC 60204-32(2008) Safety of machinery - Electrical equipment of machines - Part 32: Requirements for hoisting machines).

УДК 621.873:531.2:006.354

МКС 53.020.20

Ключевые слова: грузоподъемные краны, краны мостовые, краны козловые, средства доступа, ограждения, защита



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2014

Для каждого мостового крана и передвижного консольного, снабженных кабиной управления, должна быть устроена посадочная площадка для доступа с пола цеха в кабину. Расстояние от пола посадочной площадки до низших частей конструкции, расположенных над полом, должно быть не менее 1800 мм.

Схема первого варианта посадочной площадки изображена на рис. 4. 11. Вход в кабину с такой площадки осуществляется с продольной стороны корпуса или эстакады (со стороны колони), а настил ее располагается на одном уровне с полом кабины или тамбура, сели кабина снабжена тамбуром. Допускается устройство посадочной площадки ниже уровня поля кабины, но не Солее чем па 250 мм, в случаях, если при расположении ее на одном уровне с полом кабины не может быть выдержан габарит (1800 мм) по высоте. Зазор между посадочной площадкой и порогом двери кабины (тамбура) должен быть в пределах от 60 до 350 мм.

Рис. 4 11. Схема посадочной площадки (вариант 1).

Посадочные площадки по второму варианту (рис. 4. 12) устраиваются в конце подкранового пути с доступом в кабину со стороны торца здания.

Для такой площадки допускается наезд на нее кабины, по не более чем на 400 мм при полностью сжатых буферах крана. При этом зазор между настилом площадки и нижней частью кабины (по вертикали) должен быть не менее 100 мм и не более 250 мм, между кабиной и ограждением посадочной площадки - не менее 400 мм, а со стороны входа в кабину - не менее 700 мм.

У посадочных площадок, выполненных по второму варианту, приближать ограждение к кабине менее чем на 400 мм нельзя, так как это может быть причиной несчастного случая: стоящий у перил ограждения человек может быть прижат кабиной или сбит при наезде ее на площадку. Для предупреждения падения крановщика в зазор между ограждением и кабиной вход в кабину следует предусматривать со стороны, наиболее удаленной от края площадки.

Устройство посадочных площадок, предусматривающих посадку в кабину через мост (ферму крана), допускается только в обоснованных случаях, когда выполнение посадочных площадок для непосредственной посадки в кабину крана затруднено по конструктивным или производственным причинам (например, при расположении кранов в два или три яруса, креплении кабины к грузовой тележке крана и т. п.). В этом случае вход на кран должен предусматриваться в специально отведенном месте, через дверь в перилах моста, оборудованную электрической блокировкой. Устройство такого входа у магнитных кранов допустимо только в том случае, когда блокировка не обесточивает троллейные провода, питающие его, расположены в недоступном для соприкосновения месте крана или ограждены (ст. 233 Правил по кранам).

Для посадки в кабину через мост также должны устраиваться посадочные площадки. Допускается предусматривать такую посадку с общей проходной галереи (если она имеет ширину не менее 500 мм и со стороны подкранового пути ограждена перилами).

Рис. 4. 12. Схема посадочной площадки (вариант 2) a - кабина

В этом случае для каждого крана на галерее отводится определенное место и устраивается переходная лестница с посадочной площадкой. Примерная высота концевых балок мостовых электрических кранов общего назначения, по которой определяется высота посадочных площадок для входа в кабину через мост, может быть принята по табл. 4. 7 и рис. 4. 13.

Таблица 4. 7 Высота концевых балок

При устройстве посадочных площадок следует выполнять еще одно очень важное требование безопасности: конструкции крепления посадочной площадки, расположенные на высоте более 1 м от настила ее, должны отстоять от кабины на расстояние не менее 400 мм.

Рисунок 4.13. Схема концевой балки


Рисунок 4 14. Варианты площадки для доступа на настил моста: 1 - площадка; 2 - упор: 3 - проем в перилах моста; 4- сторона механизма передвижения крана

Специфика устройства посадочной площадки для непосредственного входа в кабину, подвешенную к грузовой тележке крана, в Правилах по кранам не отражена. В связи с этим зазоры между площадкой и кабиной при подходе последней к площадке должны быть приняты с учетом обеспечения безопасности пользования площадкой и предупреждения повреждения площадки возможным наездом на нее кабины.

Вход в кабину, подвешенную к грузовой тележке крана, можно выполнить через настил моста с соблюдением определенных требований.

Рисунок 4.15. Посадочные площадки. а - вариант 1; б - вариант 2; в - вариант 3; г - вариант 4; д - вариант 5

Посадочные площадки должны быть расположены с той стороны, где не проходят главные троллейные провода. Исключение допускается в том случае, когда троллейные провода не доступны для случайного прикосновения людей, находящихся на лестницах и площадках.

Для доступа на галерею (площадку) мостовых кранов, не снабженных кабиной управления (управляемых с пола или дистанционно), должны быть устроены площадки с лестницей, установку которых можно произвести по одному из следующих вариантов:

а) площадка и лестница располагаются в плоскости строительных колонн, и вход на мост производится с торца крана через концевую балку (рис. 4. 14, а). Отметка площадки делается на высоте головки под кранового рельса плюс высота концевой балки. Устройство площадки по такому варианту должно быть увязано со строительной частью проекта корпуса. Высоту концевых балок следует принимать по табл. 4. 7. Выход с площадки на подкрановый путь должен быть закрыт;

б) площадка устанавливается у торцовой стены здания, а выход на крап произ водится с фронта моста, для чего в перилах крановой галереи делается проем (рис. 4. 14, б). Площадка размещается па уровне головки подкранового рельса. При устройстве такой площадки в установочных чертежах крана необходимо обязательно обозначать сторону крана, где расположена площадка для механизмов крана. Вход на кран может быть устроен только с этой стороны;

в) при наличии проходной галереи вдоль подкрановых путей вход на мост крана может производиться с этой галереи через концевую балку крана.

Во всех трех вариантах дверь в перилах моста крана следует снабдить электроблокировкой.

Примерные конструкции посадочных площадок приведены на рис. 4. 15.

При разработке проекта не всегда имеются фактические размеры, определяющие положение кабины крана, поэтому на рабочих чертежах посадочных площадок следует указывать: «При монтаже посадочной площадки необходимо уточнить ее вертикальную отметку и горизонтальное положение по фактической привязке кабины устанавливаемого крана».

Опорный мостовой электрический кран имеет крановый мост, перекрывающий пролет здания и опирающийся ходовыми колесами на рельсы кранового пути. Чаще всего применяют двухбалочные мосты, представляющие собой рамную конструкцию, состоящую из двух пространственно жестких главных балок с уложенными на них рельсами для передвижения грузовой тележки и двух концевых балок, примыкающих по концам пролета к главным балкам.

На главных балках закреплены площадки, служащие для размещения механизмов передвижения крана, шкафов электрооборудования и прохода машиниста и ремонтных рабочих. Все площадки имеют перила. Концевые балки также снабжены перилами и используются для крепления букс с ходовыми колесами, которыми кран опирается на рельсы кранового пути. На концах этих балок имеются буферы и концевые выключатели, ограничивающие перемещения крана по рельсовому пути.

Для удобства обслуживания металлические конструкции кранов оборудуют галереями, площадками и лестницами. Ширина свободного прохода по галерее, предназначенной для обслуживания механизмов и электрооборудования, обычно не менее 500 мм для кранов с центральным приводом и 400 мм для кранов с раздельным приводом. На галерее, предназначенной для установки троллейных проводов, ширина прохода между перилами и поддерживающими троллеи устройствами, а также токосъемниками устанавливается не менее 400 мм. Настил галереи, ремонтных и посадочных площадок выполняется металлическим или деревянным по всей длине галереи или площадки. Металлический настил изготовляют из стальных рифленых или перфорированных листов с отверстиями диаметром не более 20 мм.

Площадки, галереи, концевые балки, а также кабина для обслуживания троллейных проводов мостовых кранов ограждают перилами высотой не менее 1 м с устройством сплошного ограждения в нижней части высотой не менее 100 мм. Последнее позволяет исключить непроизвольное падение с кранового моста инструмента и запасных частей при обслуживании крана. Перила и ограждения устанавливаются также с торцевых сторон грузовых тележек, а при отсутствии галереи - вдоль моста с продольных сторон. Люки настила галереи и ремонтных площадок оборудуют удобно открывающимися крышками. Если крышка выполнена откидной, то угол между крышкой люка в открытом положении и настилом не превышает 75°. Размеры люка составляют не менее 500X500 мм.

Лестницы для доступа с пола на площадки и галереи выполняют шириной не менее 600 мм, а расстояние между ступенями не более 300 мм. При высоте лестницы на кране менее 1,5 м допускается ширина лестницы 500 мм. Лестницы для выхода из кабины на галерею кранового моста могут выполняться шириной не менее 350 мм. Наклонные лестницы при угле наклона к горизонту 75° и менее снабжают перилами и плоскими ступенями из стальных рифленых или гладких листов с наплавленным рельефом; ширина ступеней должна быть не менее 120 мм. На вертикальных лестницах, а также на лестницах с углом наклона к горизонту более 75° на высоте начиная с 3 м устраивают дугообразные ограждения. Эти ограждения располагают на расстоянии не более 800 мм друг от друга и соединяют не менее чем тремя стальными продольными полосами.