Виды услуг. Предоставление услуг

17.12.2023

Введение

2. Правовое положение участников рынка правовых услуг

2.1Адвокаты и адвокатские образования

2.2Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации

2.3Индивидуально практикующие юристы

2.4Нотариусы

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации

3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации

4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг

4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг

4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами

4.4 Оплата правовых услуг

4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) .

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.


1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги - это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг - один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным - производственным - видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан .

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» .

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя - юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса - закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам - клиентам, заказчикам - разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

Тема №15: Правовое регулирование деятельности по возмездному оказанию услуг

Среди объектов гражданских прав особо выделены услуги как самостоятельный объект гражданских прав. Наряду с услугами законодатель также выделяет категорию "работы".

По этому поводу в юридической литературе существует дискуссия (различие работ и услуг как объектов гражданских прав). Единство в этом споре до сих пор не достигнуто; Городов придерживается следующей точки зрения: различие заключается в юридически значимых элементах, составляющих содержание объектов гражданских прав. Такими элементами являются действия и результат этих действий; для услуг юридически значимо действие, и юридически безразличен результат, и наоборот для работ. В международной практике все поглащено категорией услуг.

Сама деятельность по возмездному оказанию услуг регулируются многочисленными нормативными актами. Во главу угла надо поставить Конституцию РФ, ГК РФ и иные законы и подзаконные нормативные акты.

Гл. 39 ГК РФ посвящена возмездному оказанию услуг (см. конспект по гражданскому праву). Не урегулированы ГК РФ услуги связи, образовательные услуги, аудиторские услуги, услуги по туристическому обслуживанию, медицинские услуги и прочее. Для регулирования таких специальных видов услуг требуется обращаться к специальным нормативным актам.

По договору о возмездном оказании услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать определенные услуги, совершив определенные действия или определенную деятельность, а исполнитель обязуется эти услуги оплатить.

Если договор опосредует отношения между предпринимателями или с их участием, то, по кафедральной концепции, такой договор стоит отнести к предпринимательским договорам. Когда услуги оказываются предпринимателем, договор приобретает характеристики публичного договора. Предмет договора - действия или деятельность исполнителя, развивающиеся применительно к конкретному виду услуг.

Как заказчик, так и исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, однако заказчик вправе сделать это при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, а и испольнитель - при условии полного возмещения причиненных заказчику убытков.

Договор возмездного оказания юридических услуг выделяется по своему предмету. Эти услуги могут оказываться как юридической фирмой, так и индивидуально практикующим юристом. Предметом договора является совокупность действий, которые услугодатель должен совершить по заданию заказчика (услугополучателя). Характер действий может быть самым различным: консультация, составление документа, дача экспертного заключения, ведение дела в суде. Применяются разные формы оплаты: поэтапная, разовая, повременная. Гонорар успеха не допускается.

Услуга представляет собой итог непосредственного взаимодействия двух субъектов: заказчика (потребителя) и исполнителя. В качестве нее также признается результат собственной деятельности последнего, направленный на удовлетворение определенных нужд. В России существует несколько вариантов классификации полезной деятельности. Рассмотрим далее, какие сегодня существуют виды услуг.

Общая классификация

Деятельность человека воплощается в конкретных товарах или существует в качестве полезного эффекта от его работы. По данным критериям выделяют материальные и нематериальные виды услуг. К примеру, портной шьет одежду. Превращение материала в тот или иной предмет выступает в качестве услуги этого человека. Его деятельность, таким образом, является материальной, поскольку воплощается в конкретном изделии - одежде.

Одной из важнейших особенностей услуг, существующих сегодня, считается полезный эффект для потребителя. При этом такое действие оказывает и живой труд, и работа, овеществленная в конкретном продукте. Это, собственно, и определяет принципиальное назначение всей сферы обслуживания. Оно, в частности, состоит в формировании комфортных условий для людей во время отдыха, в транспорте, в общественном или ином месте. Полезным эффектом деятельности выступает комплекс свойств услуги, которые направлены непосредственно на удовлетворение тех либо других человеческих нужд.

Экономические типы

В современных условиях существуют нерыночные и рыночные виды услуг. Последние оказываются за определенную плату. Цены на такую деятельность устанавливаются так, чтобы исполнитель не только смог покрыть понесенные издержки, но и получить доход. Рыночные виды услуг, таким образом, приравниваются к продукции и выступают в качестве объекта сделки. Нерыночная деятельность осуществляется безвозмездно. Обычно, они имеют социально-ориентированный характер. Их финансирование осуществляется за счет бюджета или средств общественных организаций (профсоюзов, партий и прочих). Потребителями таких услуг выступают или домашние хозяйства, или все общество в целом.

Важный момент

Следует отметить, что почти все существующие виды услуг можно оказывать как платно (полностью или частично), так и безвозмездно. В качестве исключения вступает деятельность органов управления (в том числе, правоохранительных и оборонных учреждений), благотворительных организаций и церкви. Услуги этих субъектов оказываются всегда безвозмездно. Сегодня, в соответствии с рекомендацией Статистической комиссии при ООН, в качестве платной признается любая деятельность, которая предлагается по экономически значимой стоимости.

Рыночные типы

В современной экономической системе большое внимание уделяется статистическому анализу и прогнозированию. Для наиболее успешного осуществления этой деятельности необходимо осуществлять правильное сегментирование рынка. При решении данной задачи целесообразно применять следующую классификацию платной полезной деятельности людей:


Покупательская способность

В качестве важнейшего фактора, который нужно учесть в процессе исследования платной полезной деятельности в России, выступает распределение населения по величине среднедушевого дохода. От его размера (при других равных условиях) напрямую зависит объем и структура расходов на платные услуги. По статистическим данным, малообеспеченные граждане отказываются от 5, 6 и 7 группы. Более того, ввиду отсутствия необходимых средств, они не могут позволить в полной мере использовать предложения 1-4 категорий. Таким образом, не имея возможности заплатить за коммунальные услуги, например, население накапливает долги.

Особенности сегментации рынка

В теории у каждого гражданина страны есть возможность приобрести любую услугу от первой до седьмой группы. В этой связи все население страны может рассматриваться в качестве совокупности клиентов, которые подлежат сегментации. Но данную процедуру нельзя провести по всему рынку в целом. Ее следует осуществлять относительно каждой группы отдельно. При этом величина сегментов в том или другом случае будет отличаться. К примеру, на рынке жилья отсутствует недвижимость, которая принадлежит собственникам. Поэтому сегментация осуществляется среди пользователей наемных площадей, за которые граждане выплачивают квартплату, и арендованных помещений. Рынок платного обслуживания жилья необходимо отличать от сектора собственной недвижимости, где производится купля-продажа. Последний функционирует по иным законам товарооборота.

Платные транспортные услуги не распространяются на некоторые категории граждан. В их число, в частности, входят те, кто имеет право бесплатного проезда (инвалиды, пенсионеры, сотрудники полиции и прочие). Сектор международного туризма привлекает преимущественно население с высоким доходом. Его часть составляет меньше 10% от общей численности граждан страны.

Значимость и массовость

Наиболее важными сегодня считаются:

  1. Бытовые услуги.
  2. Пассажирские перевозки.
  3. Связь.
  4. Содержание детей в дошкольных и школьных учреждениях.
  5. Медицинские услуги.
  6. Оздоровление и санаторно-курортное лечение.
  7. Спорт и физическая культура.
  8. Юридические услуги.
  9. Финансовое обслуживание.
  10. Туристско-экскурсионная сфера.
  11. Научная сфера.

В приведенном перечне услуги расположены по степени убывания приоритетности для населения. Это указывает на то, что первые две группы обладают меньшей эластичностью от размера покупательской способности граждан.

Бытовая сфера

В каждой группе потребителям предлагается определенный ассортимент. Бытовые услуги включают в себя:

  • Индивидуальный пошив и ремонт одежды и обуви.
  • Ритуальные услуги.
  • Ремонт бытовой техники, радиоэлектронной аппаратуры.
  • Вязку и пошив трикотажных изделий.
  • Изготовление и ремонт ювелирных изделий и прочие.

Описание

Для каждой группы предусматривается определенная характеристика, по которой потребитель оценивает ее значимость:

  1. Сфера ЖКХ предполагает предоставление услуг по ремонту оборудования и жилых помещений, выделение наемных и арендуемых площадей. К этой же категории относят стоимость газа, электроэнергии, отопления, канализации, воды и прочего.
  2. Жилищные услуги. Они включают в себя непосредственно получение наемных площадей, за которые граждане отчисляют квартплату.
  3. Коммунальная сфера. Она предполагает снабжение газом, электроэнергией, теплом, телефоном, водой, санитарную очистку и так далее.
  4. Бытовая сфера включает в себя довольно обширный спектр деятельности - от ремонта и пошива обуви и предметов одежды до фотоателье и пунктов проката.
  5. Пассажирские перевозки предполагают использование городского, междугородного, международного транспорта для перемещения населения и багажа. К ним также относят и сопутствующую деятельность определенных учреждений: продажу билетов кассами, комнаты отдыха на вокзалах и прочее.
  6. Предоставление услуг культурного характера осуществляется театрами, кинозалами, библиотеками, филармониями, клубами и так далее.
  7. Дошкольные учреждения включают в себя ясли, дома ребенка, детские сады.
  8. Платные образовательные и медицинские услуги предполагают деятельность частных клиник и учебных заведений, репетиторство и пр.
  9. Туристско-экскурсионная сфера предлагает прием и сопровождение зарубежных и российских туристов, в том числе оформление необходимой документации, размещение, питание, деловую, развлекательную программу.
  10. Финансовые организации осуществляют как бесплатную, так и платную полезную деятельность. К первой относят открытие и ведение счета, депозиты, ко второй - обмен валюты, хранение ценностей, аренду сейфов и пр.
  11. Правовые услуги оказывают охранные фирмы, нотариусы, адвокаты и прочие.

Стабильность рынка

Сфера некоторых услуг, к примеру, бытовых, зависит от уровня приоритетности тех или иных их видов. Стабильность рынка отмечается среди технически сложной деятельности, которую практически невозможно осуществлять в домашних условиях (ремонт автобуса, громоздкой техники и пр.). Большим колебаниям подвергается рынок тех услуг, которые можно оказать на дому. К ним, например, относят ремонт обуви и одежды, парикмахерские, прачечные.

Нематериальная деятельность

Она выступает в качестве особого объекта статистического исследования. При расчетах в категорию платной нематериальной деятельности включены услуги:

  • Бытового характера.
  • Транспорта и связи.
  • Дошкольных учреждений.
  • Спортивных и физкультурных объединений.
  • Правовых компаний.
  • Страховых, финансовых фирм и пр.

На настоящий момент в РФ действует Классификатор услуг, утвержденный 1 января 1994 года.

Государственные услуги

Они включаются в отдельную категорию. Эта деятельность осуществляется по запросам заявителей в рамках полномочий, установленных нормативными актами РФ и субъектов для соответствующих структур. Государственные услуги оказывают:

  1. Правительство России.
  2. Внебюджетный фонд.
  3. Исполнительные структуры регионов РФ.

Данная деятельность осуществляется в соответствии с функциями, которые определены для указанных субъектов в Конституции страны, федеральных и региональных законах.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Щуковская Ольга Михайловна. Правовое регулирование деятельности по оказанию правовых услуг: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03: СПб., 2001 213 c. РГБ ОД, 61:01-12/748-0

Введение

Глава I. Понятие услуги и обязательство по оказанию услуг 11-55

1.1. Услуга как экономическая и юридическая категория 11-29

1.2. Обязательства по оказанию услуг (отграничение от обязательств по выполнению работ, юридические и фактические услуги, место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств) 29-55

Глава II. Законодательство, регулирующее деятельность по оказанию правовых услуг 56

2.1. Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг 57-81

2.2. Законодательство о юрисконсультах 81-90

Глава III. Правовые формы деятельности по оказанию правовых услуг 91-161

3.1. Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг 91

3.2. Договорные формы деятельности по оказанию правовых услуг и их классификация 114

3.3. Особенности договоров по оказанию правовых услуг 124-161

Глава IV. Ответственность и защита сторон в обязательствах по оказанию правовых услуг 162

4.1.Особенности ответственности юриста-услугодателя 162-175

4.2.Материально- и процессуально-правовые способы защиты прав и интересов клиента-услугополучателя 175-188

Заключение 189-190

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В широком смысле, деятельность по оказанию правовых услуг это определенная сфера экономической и социальной активности субъектов, это деятельность правового характера, служащая защите прав и охране интересов граждан и организаций, реализуемая через различные правоотношения - гражданско-правовые, трудовые, административные. Научный интерес, в данном случае, представляют проблемы правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг с позиций выяснения ее содержания, упорядочения порядка ее осуществления и совершенствования складывающихся по этому поводу договорных отношений.

Оценивая современное состояние законодательства и концептуальных разработок в этой области, нужно признать, прежде всего, ценность научных идей о природе услуги и особенностях обязательственных правоотношений, предметом которых выступает оказание услуг, нашедших развитие и отражение в ГК РФ. В то же время, обнаруживает себя недостаточность и теоретической, и практической базы в этом вопросе: несмотря на нормативные предпосылки, отношения по оказанию услуг продолжают необоснованно смешиваться с иными, в частности, подрядными; место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств остается дискуссионным; в договорном регулировании не получают должной оценки особенности отношений, складывающихся по поводу оказания правовых услуг; вне законодательного регулирования оказался режим осуществления деятельности по оказанию правовых услуг.

Такое положение дел не соответствует роли, которую призвана играть в обществе деятельность субъектов, занятых оказанием правовых услуг участникам гражданского оборота, что не способствует максимально полной реализации ими своих субъективных прав. По обозначенному кругу вопросов не существует самостоятельных научных работ, проблема не исследовалась ранее на системном уровне. Между тем, актуальность темы очевидна.

Во-первых, правовые услуги, как и право, вообще, способны оказывать управляющее воздействие на состояние общественных связей субъектов, а отношения, складывающиеся по поводу оказания правовых услуг, охватывают и частно - и публично-правовую сферу. Во-вторых, деятельность по оказанию правовых услуг неоднородна и по содержанию правоотношений, ее опосредующих, и по статусу профессиональных участников таких отношений. В-третьих, развитие обязательственно-правовых конструкций приводит к обогащению понимания категории услуги и возникающих договорных связей по поводу оказания правовых услуг. В-четвертых, деятельность по оказанию правовых услуг требует правового регулирования, основанного на использовании нормативных и ненормативных средств упорядочения складывающихся при этом отношений.

Объект и предмет исследования. Перечисленные выше факторы индивидуализируют и в научном, и в практическом смысле деятельность по оказанию правовых услуг, выделяют ее среди других объектов правового регулирования. Это дает основания взять деятельность по оказанию правовых услуг за объект, а правовое регулирование отношений, складывающиеся при осуществлении такой деятельности, за предмет исследования.

Цепь настоящего исследования состоит в выявлении проблем и особенностей правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, а также специфики деятельности юрисконсультов; в оценке содержания действующего законодательства на предмет его адекватности для эффективного регулирующего воздействия на эти отношения, в выработке путей и способов его совершенствования; в сравнительном анализе правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг в России и в США по вопросам порядка осуществления такого рода деятельности, правовых форм ее организации, договорного регулирования правоотношений, ответственности и защиты прав участников.

Для достижения поставленной цели, в качестве основних задач выдвигаются: анализ феномена услуги и обязательств по оказанию услуг; выработка законодательного подхода к регулированию деятельности по оказанию правовых услуг; исследование организационных и договорных форм такой деятельности; выявление особенностей ответственности и способов защиты прав участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг.

Методологические и теоретические основы исследования. Для раскрытия темы исследования применялись общенаучные методы (гносеологический, исторический, диалектический, системно-структурный, формально-логический и метод сравнительного анализа), и частно-научные методы (сравнительно-правовой, технико-юридический). Теоретическую базу работы составили труды современных и дореволюционных ученых в области общей теории права, теории обязательственных правоотношений, работы, посвященные договорам по оказанию услуг; кроме того, использована зарубежная юридическая и экономическая литература. В основу работы легли труды таких ученых-правоведов, как М.И.Брагинский, А.П.Вершинин, В.В.Витрянский, Г.Дернбург, Б.Д.Завидов, Н.П.Индюков, О.С.Иоффе, А.Ю.Кабалкин, Ю.Х.Калмыков, А.В.Клигман, М.В.Кротов, К.К.Лебедев, М.В.Минц, В.Ф.Попондопуло, Б.И.Путинский, В.В.Ровный, Д.Н.Сафиуллин, Е.А.Суханов, И.В.Жерешевский, Г.Ф.Шершеневич, Е.Д.Шешенин и др. Работа выполнена на основе российского и зарубежного законодательства, в ней использованы материалы судебной практики, а также юридической практики субъектов, занятых оказанием правовых услуг.

Научная новизна работы заключается в том, что в диссертации впервые проведено комплексное исследование правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, в ней содержательно обоснованы и сформулированы ряд теоретических положений, выводов и законодательных предложений по совершенствованию правового регулирования деятельности по оказанию правовых услуг.

На защиту выносятся следующие положення я выводы:

1. В экономическом смысле услуга это товар, подлежащий реализации путем обмена на стоимости, но, вместе с тем, обладающий особыми свойствами, и потому услуги рассматриваются в качестве самостоятельных объектов торговли. Услуга в правовом смысле выступает самостоятельным объектом гражданских обязательственных правоотношений, отличных от отношений, складывающихся по поводу передачи имущества и выполнения работ. В результате исследования характеристик услуги, дается понятие услуги как объекта гражданских прав: услуга это вид блага, служащий средством удовлетворения потребностей за счет осуществления деятельности (посредством совершения действий) одним субъектом, в полезных свойствах которой и состоит субъективный интерес другого субъекта и на которую у последнего возникает право требования.

2. Анализ развития обязательств, заключающихся в оказании услуг, позволяет сделать вывод о необходимости выделения договора по оказанию услуг в самостоятельный тип. Положения этого договора должны играть роль общих норм по отношению к видам договоров по оказанию услуг (поручения, комиссии, перевозки, хранения, страхования и т.д.), что и сформировало бы систему общих и специальных норм об обязательствах данного типа и, одновременно, определило бы место обязательств по оказанию услуг в системе гражданско-правовых обязательств.

3. Особенности деятельности по оказанию правовых услуг дают основания применить к ней разрешительный режим. В основу такого режима должен быть положен особый порядок приобретения права на занятие частной юридической практикой: аккредитация адвокатов, как субъектов конституционного института юридической помощи, и лицензирование иных лиц, занятых оказанием правовых услуг.

4. Цели деятельности по оказанию правовых услуг определяют ее правовой режим: предпринимательский или некоммерческий, которому корреспондируют соответствующие организационно-правовые и иные формы, среди которых особо выделяется организационно-правовая форма коллегий адвокатов как несовпадающая ни с одной из форм, предусмотренных законом. Предлагается, во-первых, признать на уровне закона коллегии адвокатов самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций; во-вторых, установить для всех юридических лиц, занятых оказанием правовых услуг и созданных в любых организационно-правовых формах коммерческих и некоммерческих организаций, режим специальной правоспособности; в-третьих, распространить требования об аккредитации и лицензировании на учредителей этих лиц.

5. Договоры по оказанию правовых услуг служат правовой формой организации связей участников отношений, возникающих по поводу оказания правовых услуг. По таким основаниям, как характер обслуживаемых отношений, правовой режим субъектов деятельности по оказанию правовых услуг и содержание правовых услуг, приводится классификация охарактеризованных отношений. Среди обязательственно-правовых конструкций, способных опосредовать отношения по поводу оказания правовых услуг, выделяются договоры возмездного оказания услуг (как наиболее приемлемая и гибкая форма), поручения (для случаев представительства), агентирования (по типу поручения) и доверительного управления имуществом (в связи с правовой защитой объекта управления). Обосновывается вывод, что все виды договоров по оказанию правовых услуг объединяет фидуциарный, лично-доверительный характер возникающих юридически обязывающих связей, что проявляется в особенностях возникновения, изменения и прекращения правоотношений, в правах и обязанностях, ответственности сторон, в личном способе исполнения обязательств по оказанию правовых услуг.

6. Исследование оснований отказа юриста-услугодателя от заключения и исполнения договора приводит к выводу о существовании специального правомерного основания отказа конфликта интересов; раскрывается его сущность, обосновывается необходимость законодательного урегулирования данного вопроса, формулируются нормы о конфликте интересов: понятие, порядок преодоления, перечисляются основания для отказа в заключении и исполнении договора.

7. Выявление особенностей прав и обязанностей, ответственности сторон позволяет сделать вывод о том, что юрист- услугодатель является сильной стороной по договору, способной в большей степени влиять на его исполнение, стороной, на которую возлагается большее бремя обязанностей, в том числе, обязанностей, связанных с преимущественной возможностью определять характер и количество действий, необходимых для исполнения договора.

8. Как основание ответственности юриста-услугодателя признается вред, причиненный клиенту-услугополучателю в результате оказания правовых услуг. Предлагается толкование вреда, как причиненного жизни, здоровью, имуществу и повлекшего лишение или существенное нарушение имущественных и личных неимущественных прав физических или юридических лиц, или/и неправомерное возложение на них обязанностей; заключается, что целесообразно распространить правила об ответственности из причинения вреда и на услуги (равно как и товары, работы), используемые в предпринимательских целях.

9. Для полного восстановления нарушенного права клиента- услугополучателя для целей исчисления размера убытков необходимо исходить не только из цены, указанной в договоре, места и момента исполнения обязанности по возмещению убытков (предъявления иска, вынесения решения), но, одновременно, применению должны подлежать и правила о цене, обычно взимаемой за аналогичные услуги при сравнимых обстоятельствах, что позволит клиенту-услугополучателю обратиться к другим лицам за квалифицированной правовой услугой.

10. В целях реального восстановления материального положения клиента-услугополучателя, нарушенного в результате оказания правовой услуги, необходимо ввести обязательное страхование рисков профессиональной имущественной ответственности адвокатов и иных лиц, занятых оказанием правовых услуг, как составной части режима данного вида деятельности.

11. Основываясь на приведенном исследовании форм и содержания деятельности по оказанию правовых услуг, делается вывод о том, что такая деятельность должна стать самостоятельным объектом правового регулирования на уровне специального закона.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что работа подводит определенные итоги теоретических и практических знаний в области деятельности по оказанию правовых услуг. Работа рассчитана на внимание правоведов, в том числе, занятых практической юриспруденцией, в плане осмысления ими выводов работы, критической оценки ее результатов и применения их в практике заключения и исполнения договоров по оказанию правовых услуг и разрешении споров, а также, в смысле дальнейшего развития отношений, возникающих в процессе осуществления деятельности по оказанию правовых услуг, в целом. Выносимые на защиту положения, выводы и предложения могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства при подготовке новых нормативных и методических документов. Содержание данного диссертационного исследования может составить базу для составления учебных программ и специальных курсов, практических занятий по соответствующим гражданско- и коммерческо-правовым дисциплинам, а также, быть предметом самостоятельного внимания специалистов.

Апробация работы. Исследование выполнено на кафедре коммерческого права СПбГУ, где проведены ее рецензирование и обсуждение. Ряд положений работы отражены в публикациях автора в специальных общероссийских и региональных правовых изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав и девяти параграфов, заключения и библиографического списка.

Услуга как экономическая и юридическая категория

На обыденном уровне принято отождествлять услуги с предоставлением какого-либо блага. В экономическом значении понятием услуги охватываются все отношения, возникающие по поводу потребления результатов непроизводительного труда и, с этой точки зрения, сущность услуги проявляется в "особой форме эквивалентного обмена результатов труда, квалифицируемого как "услуга", отличной і от формы обмена товаров, вещей" . В специальном же, юридическом смысле "услуга" это более узкое понятие. Так, с публично-правовых позиций услуга это вид экономической, направленной на создание благ, удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых отношений, и результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В частно-правовом смысле услуга предстает как объект гражданского права и, благодаря этому, отношения по оказанию услуги становятся предметом регулирования обязательственно-правовых норм и данная проблематика нашла отражение в трудах таких авторов, как, Е.Д.Шешениы, О.С.Иоффе, М.В.Кротов, А.Ю.Кабалкин, Н.П.Индюков и др. Причем, именно Е.Д.Шешениным услуга впервые была исследована как самостоятельное гражданско-правовое явление на уровне предмета обязательства по оказанию услуг. Монографическое исследование обязательств по оказанию услуг предпринял М.В.Кротов, рассмотрев широкий спектр проблем: от понятия услуги и анализа обязательственного правоотношения по оказанию услуг, до их классификации. В данной работе услуга будет рассматриваться как объект гражданских прав и как тип гражданско-правового обязательства.

Действующий Гражданский кодекс РФ относит услуги к числу объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), но, в отличие от иных в этом перечне объектов (например, ценных бумаг - ст.142 ГК РФ), не содержит их легального определения. Тем не менее, придавая услугам такой статус, законодатель уже этим проявляет свою принципиальную позицию по отношению к услугам. Кроме того, в ст.2 Гражданский кодекс РФ, давая понятие предпринимательской деятельности, включает в него тезис об оказании услуг лицами, ее осуществляющими.

Обнаруживает себя сложность понятия услуги. Статья 779 ГК РФ описывает услугу, вернее, предмет договорного обязательства по возмездному оказанию услуг, используя категории действие и деятельность (оказать услугу значит "совершить действия", wосуществить деятельность"). Выяснить сущность услуги можно через ее характеристику как некоего невещного экономического блага, которое вышло из расширившегося понятия вещи, сформировавшегося в римском праве, и которое стало обнимать не только телесные и предметы, но и действия других лиц: с развитием и усложнением экономического оборота удельный вес и значение таких неведных благ растет настолько, что юридико- технические абстракции даже начинают теснить телесные вещи (такое расширительное понимание вещей характерно и для зарубежной юридической науки).

Законодательство о лицах, занятых оказанием правовых услуг

Круг субъектов, занятых оказанием правовых услуг, ограничивается лицами, не обремененными, при этом, должностной, административной или иными обязанностями, служебной и иной подчиненностью, а именно: а) адвокатами и б) иными лицами -частнопрактикующими юристами и юридическими фирмами.

Являясь основным нормативным документом, регулирующим деятельность адвокатов, Положение об адвокатуре 1980 г. закрепляет, во-первых, статус учреждений адвокатуры - коллегий адвокатов и их органов, права и обязанности их членов (адвокатов), материальные, организационные и процессуальные гарантии их деятельности; во-вторых, определяет организационные формы деятельности адвокатов - юридические консультации; в-третьих, содержит открытый перечень видов юридической помощи гражданам и организациям, оказываемые адвокатами (в числе которых: дача консультаций, разъяснений и справок по юридическим вопросам, составление документов правового характера, осуществление представительства интересов гражданских истцов, ответчиков, потерпевших в судебно-арбитражных и иных органах, защита по уголовным делам, осуществление защиты в уголовном процессе по назначению за счет государства (ст.49 УПК), оказание бесплатной юридической помощи по определенным категориям дел и оказание юридической помощи по минимальным тарифам малоимущим гражданам) .

В основе законодательного регулирования деятельности адвокатуры в ее нынешнем состоянии лежат следующие концепции. Первое, задачей адвокатуры является оказание юридической помощи гражданам и организациям; это составляет ее предмет деятельности и, одновременно, ее публичную обязанность (ст.1 Положения об адвокатуре), не связанную, в отличие от суда и нотариата, с исполнением административных функций. Второе, состав адвокатуры формируется из лиц, добровольно вступивших и принятых в члены учреждений адвокатуры (коллегий адвокатов) - адвокатов, чья профессиональная деятельность как специалистов в области права заключается в оказании юридической помощи гражданам и организациям. Как следствие, - третье, - профессиональную адвокатскую деятельность может осуществлять только состоящий членом соответствующей коллегии адвокатов гражданин РФ, приобретая, тем самым, статус, позволяющий ему оказывать все виды юридической помощи во всех судах, государственных и иных органах и организациях на всей территории РФ и пользоваться предоставленными ему для этого правами. Четвертое, вступая в коллегию, адвокат подчиняет себя порядку контроля и нормам ответственности (дисциплинарной), существующим в коллегии. Пятое, государство, главным образом, в лице своего исполнительного органа - Министерства юстиции, оставляет за собой контрольные полномочия по вопросам деятельности адвокатуры посредством общего и методического руководства: устанавливает особенности порядка организации и деятельности коллегий адвокатов, порядок оплаты юридической помощи, дает согласие на создание новых коллегий, издает инструкции и рекомендации по этим вопросам и т.п. (ст.ст.3,31,32 Положения об адвокатуре).

Организационно-правовые и иные формы деятельности по оказанию правовых услуг

Правовой режим деятельности определяется целями, в ней заложенными, что, в свою очередь, обуславливает организационно-правовое положение субъекта. Если с позиции фискального законодательства, коммерческий или некоммерческий статус лица имеет принципиальное значение, то для кредитора-услугополучателя определяющим здесь будет вопрос о качестве предоставляемых услуг и пределах ответственности услугодателя, следовательно, организационно-правовая форма идет дальше внешнего упорядочения деятельности услугодателей, а воздействует и на область отношений, субъектами которой выступают юрист-услугодатель и клиент-услугополучатель.

На основании закона в режиме некоммерческой деятельности действуют адвокатские объединения - коллегии адвокатов, публичная функция которых обуславливает необходимость применения к ней режима деятельности, который не может зависеть от случайностей, подстерегающих любую иную частную деятельность, и само существование адвокатуры является гарантией осуществления лицами своего конституционного права на квалифицированную юридическую помощь. Иными словами, необходимость стабильности системы гарантированной статьей 48 Конституцией РФ юридической помощи (см. Главы I и II) заставляет применять к правовым услугам, оказываемым адвокатами (да и институту адвокатуры в целом) иной, нежели к другим субъектам частного права, правовой режим деятельности.

Деятельность адвокатов не относится к коммерческой и в силу ее содержания (выполнение конституционной обязанности), и в силу порядка распределения средств, поступающих от оплаты за оказание юридической помощи и правовых услуг, направляемых на оплату труда адвокатов, содержание юридических консультаций, на отчисления коллегиям и, следовательно, адвокат не извлекает прибыли из своей деятельности и режим его имущества иной, нежели у предпринимателя; кроме того, форма организации деятельности адвокатов и внутренняя структура также определена законом, соответственно, коллегии адвокатов и юридические консультации.

Посредством оказания правовых услуг может быть реализовано право лица на деятельность некоммерческого и предпринимательского характера - на предпринимательскую деятельность, систематически преследующую цель извлечения прибыли (или предпринимательского дохода) , которая представляет для субъекта таких отношений правовой услуги непосредственный защищаемый законом субъективный интерес. При оказании правовых услуг в режиме предпринимательской деятельности, по определению закона, для субъекта такая деятельность является самостоятельной, свободной, не обремененной ни публичной, ни общественной, ни служебной обязанностью, а представление и защита интересов третьих лиц составляют здесь предмет и содержание определенного вида предпринимательской деятельности, осуществляемой на свой риск, направленной на получение прибыли (предпринимательского дохода) , соглано п.1 ст.2 ГК РФ.

Оказание услуг без регистрации ИП по общему правилу представляет собой не что иное, как незаконную предпринимательскую деятельность (далее — ПД). Существуют ли исключения из этого правила, каковы последние изменения в законодательстве на этот счет, а также о понятии самозанятых граждан читайте в нашей статье.

Понятие законной предпринимательской деятельности

  • Самостоятельность. Это означает, что предприниматель организует свою деятельность по собственному разумению, самостоятельно и независимо ни от кого определяет стратегию развития собственного бизнеса.
  • Рисковый характер. Выражается в том, что предприниматель не имеет никаких гарантий успешности своего бизнеса, рискует своими усилиями и денежными средствами.
  • Цель ПД — получение прибыли. При этом отсутствие дохода не означает, что деятельность не является предпринимательской, то есть наличие результата в виде дохода не относится к признакам ПД.
  • ПД связана с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
  • Систематичность. Означает, что ПД осуществляется не разово, а на постоянной основе, регулярно.
  • Государственная регистрация в качестве ИП. Это условие должно соблюдаться для осуществления ПД на законных основаниях.

Занятие ПД лицом, не приобретшим статус ИП в установленном законом порядке, относится к одному из видов незаконной предпринимательской деятельности (ст. 14.1 КоАП РФ, п. 1 ст. 171 УК РФ).

Понятие и правовой статус самозанятого гражданина

Большой общественный резонанс вызвали изменения, внесенные в ст. 2 и 23 ГК РФ в июле 2017 года (см. закон «О внесении изменений…» от 26.07.2017 № 199-ФЗ), а также в п. 7.3 ст. 83 и п. 70 ст. 217 Налогового кодекса РФ (см. закон «О внесении изменений… » от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Данные поправки вносились с целью узаконить бизнес без регистрации ИП и вывести из тени так называемых самозанятых граждан, то есть граждан, чья деятельность заключается в оказании различного рода услуг населению в частном порядке и которые фактически занимаются незаконной ПД.

Согласно вновь введенному абз. 2 ст. 23 ГК РФ в отношении отдельных видов ПД законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Однако данная норма на сегодняшний день фактически является недействующей, так как до сих пор не получила какого-либо развития в других законодательных актах, в том числе в части установления условий занятия ПД без регистрации. Более того, формулировка этой нормы делает весьма условной грань между законным и незаконным предпринимательством.

Понятия самозанятого гражданина в ГК РФ также нет. Его правовой статус не определен, равно как и не установлен перечень тех видов деятельности, которые могли бы по замыслу законодателя осуществляться без обязательной регистрации ИП.

Режим налогообложения самозанятых граждан

П. 70 ст. 217 и п. 3 ст. 422 НК РФ устанавливают налоговые каникулы по НДФЛ и страховым взносам на 2017-2018 годы для граждан, не являющихся ИП. Правило работает только при условии подачи самостоятельно трудящимися гражданами уведомления об осуществлении ими деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд. Заявление подается гражданином по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@.

К числу видов деятельности, для которых НК РФ устанавливаются налоговые льготы, законодатель относит всего 3:

  • оказание услуг по присмотру за детьми и другими нетрудоспособными гражданами (то есть услуг няни, сиделки);
  • оказание услуг по репетиторству (обучению различным дисциплинам);
  • оказание услуг по ведению домашнего хозяйства, уборке помещений.

Сложно сказать, чем именно руководствовался законодатель, выбирая из большого перечня видов деятельности без регистрации ИП именно эти. Вероятно, основным критерием послужила их наибольшая распространенность на всей территории РФ и востребованность населением.

Возможность расширить этот перечень с учетом особенностей региона законодатель предоставляет субъектам РФ. Они вправе законом установить иные виды деятельности для личных, домашних и иных подобных нужд, осуществляя которые граждане могут рассчитывать на налоговые преимущества.

Виды деятельности, установленные субъектами РФ

На сегодняшний день только некоторые из субъектов РФ воспользовались своим правом установить дополнительные перечни видов деятельности, осуществляя которые граждане могут быть освобождены от налогообложения. Среди них Кемеровская, Амурская, Рязанская, Свердловская области, Республика Тыва. Формируя указанные перечни, законодатели субъектов РФ исходили по большей части из актуальности и востребованности устанавливаемых видов деятельности на их территории, а также особенностей региона.

Например:

  • в законе Амурской области «О видах услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд…» от 05.10.2017 № 119-ОЗ указаны такие виды занятости, как вспашка огородов, выпас скота, распиловка дров;
  • в законе Республики Тыва «О дополнительных видах услуг…» от 27.06.2017 № 291-ЗРТ — стрижка овец, ремонт одежды.

Более широкие списки утверждены законами Кемеровской области «Об установлении видов услуг…» от 24.07.2017 № 67-ОЗ и Рязанской области «О дополнительных видах услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд…» от 03.11.2017 № 77-ОЗ.

Здесь можно увидеть такие виды занятости, как:

  • парикмахерские услуги;
  • услуги по маникюру и педикюру на дому;
  • ремонт компьютеров и автомобилей;
  • пошив и ремонт одежды и обуви;
  • услуги фотографа;
  • услуги организатора свадеб и др.

Отличия самозанятости от предпринимательской деятельности

Попытка законодателя ввести новый правовой режим самозанятого гражданина поставила главный вопрос: в чем отличие такого гражданина от ИП? Попробуем разобраться, составив таблицу.

Критерий для сравнения

Самозанятость

Предпринимательская деятельность

Деятельность

Оказание услуг для личных, домашних и иных подобных целей.

Должны быть установлены конкретные виды деятельности, которыми можно заниматься без регистрации ИП. На сегодня установлены только виды деятельности, осуществляя которые гражданин может получить освобождение от уплаты налогов

Любая деятельность, связанная с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не запрещенная законом

Характер деятельности

Самостоятельная, как правило, основанная на личных умениях, направленная на получение прибыли, самообеспечение. Может быть как систематической, так и нерегулярной

Систематическая, самостоятельная, направленная на получение прибыли

Наемный труд

Работает лично, без использования труда наемных работников

Может использоваться наемный труд

Регистрация

Для получения налоговых льгот необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию

Обязательна госрегистрация в качестве ИП

Потребитель

Потребителями услуг являются физические лица, лично заинтересованные в результате услуги

Потребителями является широкий, неопределенный круг лиц

Ведется, как правило, на дому, без аренды помещения

Как правило, осуществляется с использованием арендованного помещения

ФНС России обращает внимание, что к самозанятым и освобожденным от НДФЛ не относятся:

  • иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;
  • иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях или у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.

Проблемы правового регулирования бизнеса без регистрации ИП

Проанализировав действующее законодательство по данному вопросу, можно обозначить следующие проблемы правового регулирования:

  1. Изменения, внесенные в ст. 2 и 23 ГК РФ, фактически не действуют, так как содержат отсылочные нормы на случаи, которые на сегодняшний день законом не предусмотрены. Для создания целостного правового статуса самозанятых граждан необходимо внести ряд изменений в другие законодательные акты.
  2. Законом не установлен перечень видов деятельности для личных, домашних и иных подобных нужд, которые могут осуществляться гражданами без регистрации ИП. Установленный в п. 70 ст. 217 НК РФ список, равно как и перечни, утвержденные законами субъектов РФ, касаются только освобождения от уплаты НДФЛ. В связи с этим возникает сложность с определением правового статуса таких граждан.

Таким образом, действующее законодательство на данный момент находится в самом начале пути по определению правового статуса граждан, оказывающих населению различного рода услуги в индивидуальном порядке. Нормы Налогового кодекса, позволяющие не платить НДФЛ и страховые взносы с доходов таких граждан, носят временный характер, а правило ГК РФ о допустимости ведения ИП без регистрации фактически неработоспособно, поскольку не конкретизировано специальными законами.