Дом генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга H. И. Чиче́рина - исторически-архитектурный памятник на углу Невского проспекта (дом 15) и реки Мойки (дом 59), у Зелёного моста .
На участке дома уже в 1716 году по проекту Н. Ф. Гербеля был построен деревянный Мытный двор , рядом с ним в 1719 году построен каменный гостиный двор. Достройку Гостиного двора осуществлял Г. И. Маттарнови Эти здания сгорели в большом пожаре 1736 года , после этого долгое время участок оставался незастроенным.
В 1768 г. участок перешёл в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина . В это время был построен существующий дом. Автор проекта неизвестен. Исследователи приписывают здание разным архитекторам. Наиболее убедительно выглядит версия об авторстве Юрия (Георга) Фельтена , бывшего помощником Б. Ф. Растрелли на строительстве Зимнего дворца . Действительно архитектурные членения дома Чичерина перекликаются с фасадами Зимнего. Стилистика фасадов дома - переход от барокко к раннему классицизму - также близка другим работам Фельтена: Малому эрмитажу (особенно южный павильон), Армянской церкви на Невском проспекте и др.
В XIX веке дом перестраивался несколько раз. В 1810-х гг. по заказу нового владельца, князя А. Б. Куракина , архитектором Стасовым был пристроен корпус по Большой Морской улице в сухих формах классицизма. В 1858 г. по заказу тогдашних владельцев купцов Елисеевых дом был капитально реконструирован архитектором Н. П. Гребёнкой .
Здание являлось одним из первых образцов раннего классицизма . Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, подражающая колоннадам на фасадах Зимнего дворца , нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного. В конце XIX в. построено много дворовых флигелей.
Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора. В 1810-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на Большую Морскую ул., - в стиле строгого классицизма.
В 1858 г. дом перешёл в собственность купцов Елисеевых . Хозяин дома С. П. Елисеев был крупным меценатом и коллекционером. Коллекция произведений французского скульптора Родена , экспонируемая в Эрмитаже, попала в музей из дома Елисеева. В том же 1858 г. по проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания. Овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами. В 1902 году проведён капитальный ремонт здания со стороны Мойки.
В 1830-х годах в здании располагается магазин, а также семейные апартаменты и (на 4 этаже) типография А. А. Плюшара , первого издателя «Ревизора », «Фауста » и незавершённой энциклопедии «Энциклопедический лексикон », собравшей значительный коллектив авторов.
В 1919-1923 годах дом Елисеевых стал по инициативе А. М. Горького Домом искусств (ДИСК) . Здесь работали К. И. Чуковский , Н. С. Гумилёв , М. М. Зощенко , В. Рождественский , К. Петров-Водкин . Выступали А. М. Горький, А. А. Блок , Андрей Белый , А. А. Ахматова , Ф. Сологуб , В. В. Маяковский , Г. Уэллс . Здесь Александр Грин написал «Алые паруса». 3 августа 1921 года здесь был арестован Николай Гумилёв . Жизнь в Доме искусств отобразила писательница О. Форш в своём романе «Сумасшедший корабль».
В 1923 году в доме открылся кинотеатр «Светлая лента», с 1931 - «Баррикада». В 1920-е годы «немые» фильмы сопровождались «живой» музыкой. В «Светлой ленте» пианистом-тапером работал студент консерватории Дмитрий Шостакович . Проработал он здесь недолго - его вскоре уволили за то, что он своей игрой отвлекал зрителей от фильма. Кинотеатр «Баррикада» не прекращал работу в годы блокады
В 1995-2003 годах для компании «Талион» проходила реконструкция корпуса со стороны Мойки. Здесь разместилась гостиница «Елисеев Палас Отель» (позднее переименованная в «Талион Империал Отель»), воссозданы интерьеры и фасад особняка Елисеевых .
14 декабря 2004 года постановлением правительства Санкт-Петербурга главный корпус дома Чичерина был передан под реставрацию и реконструкцию компании «Талион». Здесь должны были открыться новые торговые площади, увеличится вместимость отеля.
В 2005-2010 годах проведена комплексная реконструкция здания.
Внутренние дворы здания были застроены новым корпусом, парадная лестница сохранена, отреставрирована и включена в новый корпус.
Здание надстроено мансардным этажом с бассейном. Бассейн, вызывавший протесты градозащитников до начала строительства, оказался полностью невидимым со всех видовых точек Невского проспекта.
Уличные фасады здания, интерьеры парадной анфилады второго этажа, большого зала, угловой лестницы и парадной лестницы были отреставрированы.
В ходе реконструкции демонтирован дворовый флигель XVIII века, произведено комплексное усиление конструкций здания, в том числе с разборкой наиболее ветхой части стен верхнего этажа. Производимые работы по реконструкции оценивались рядом общественных организаций как вандализм; при этом проект был надлежащим образом согласован с органами охраны памятников, а выполненные реставрационные работы - приняты ими. По неизвестной причине некоторые лица, протестовавшие против сноса дворового флигеля, именовали его «Овальным», хотя это утилитарное сооружение в плане не было овальным, а имело дугообразные очертания. Внешний вид демонтированного флигеля можно видеть на рисунке М. В. Добужинского «»; в настоящий момент левый и правый корпуса, видимые на рисунке, сохранились и надстроены, а дуговой флигель в центре - разобран, на его месте находится новый корпус большей высоты.
Проект реконструкции был разработан архитектурным бюро И.Ерохова и М.Соснило (ЗАО «Альменда»), реставрационная часть выполнена НИИ ГП «Спецпроектреставрация», новые интерьеры созданы по проекту Архитектурной студии А.Свистунова и В.Сергеева.
Певица Юлия Чичерина родом из Екатеринбурга, однако городская жизнь никогда ее не привлекала. Оказавшись десять лет назад в Москве, девушка сняла квартиру, а при первой возможности еще и дом за пределами Кольцевой дороги. Когда же встал вопрос о собственном жилище, Юля и ее муж Сухраб (по профессии он архитектор) долго не думали - они решили построить дом сами. В прошлом году супруги купили в заброшенной деревеньке в ста километрах от Москвы, где из постоянных жителей только два деда-тракториста, небольшой участок на холме.
Фото: Андрей Эрштрем«Это шикарное место с видом на бескрайние просторы, внизу протекает небольшая речушка, которая называется Локнаш, в ней живет локнашское чудовище», - смеется Юля. На тридцатилетие певицы на участке торжественно заложили фундамент. И дружно решили, что следующий день рождения отметят уже под новой крышей. За год на фоне бескрайних полей, лесов и покосившихся избушек вырос огромный белоснежный куб с окнами-треугольниками. Выглядит он так, будто пришельцы из соседней галактики построили себе дачу. Кстати, самим хозяевам версия про инопланетян очень нравится. Именно этого они, похоже, и добивались… «Наш дом - это не семейное гнездышко, где хочется родить 16 детей, а место, где должно быть комфортно творческому человеку. Тут все должно вдохновлять!» - объясняет концепцию нового жилища Чичерина.
Дом выполнен по принципу конструктора «Лего» из теплосберегающих блоков и даже зимой не потребует отопления. По этой новой технологии строят дома на Камчатке. Внутри он представляет собой единое пространство, разделенное на три уровня. С третьего этажа через прозрачный люк можно попасть на крышу, откуда открывается живописная панорама. Несмотря на то что внутренняя отделка дома еще не закончена, 31-летие Чичерина твердо решила отметить именно в нем. Однако утром знаменательного дня у Юли сломалась машина. И решать эту проблему имениннице надо было самой, поскольку мужа в эти дни в Москве не было. Срочные дела заставили его уехать в Екатеринбург. Доставку именинницы в ее «тридесятое царство» взяла на себя подружка. Ее компактное авто вместило не только Юлю с дочкой - десятилетней Майей (в школу Майя ходит в Екатеринбурге, где живут родители певицы, а каникулы проводит с мамой в Москве), но и их питомцев - двух бельгийских овчарок Рекса и Микки.
Фото: Андрей ЭрштремДля прибывших к месту празднования гостей певицы увиденное стало откровением. «Я хотела доказать людям, что построить дом не так уж сложно. На дворе ХХI век, и глупо не пользоваться результатами прогресса. Строительство должно быть быстрым и недорогим», - считает певица. Чтобы не лишать гостей возможности полюбоваться окрестностями с крыши, Сухраб на пару со знакомым кузнецом всю ночь накануне отъезда мастерил чугунную лестницу на крышу. Также по отвесному краю третьего этажа они приделали временные перила из стальной проволоки. Многоуровневое пространство без внутренних стен смотрится фантастично, но о технике безопасности на праздниках лучше не забывать! С наступлением вечерней прохлады на полянке перед домом развели костер.
Юля рассказала, что планировала высадить на участке газон. Для этого даже были засеяны специальные семена, но с приходом весны вместо обещанной торговцами ровненькой травки выросла лебеда… Зато теперь жечь ее было не жалко. «А какие здесь закаты! Пропускать не советую!» - сообщила гостям виновница торжества. Разобрав шезлонги, друзья именинницы устроились на пригорке, словно перед гигантским плазменным экраном, на котором «в прямом эфире» начался роскошный закат.
Объект культурного наследия РФ № 7810604001Дом генерал-полицмейстера Санкт-Петербурга H. И. Чиче́рина - исторически-архитектурный памятник на углу Невского проспекта (дом 15) и реки Мойки (дом 59), у Зелёного моста .
На участке дома уже в 1716 году по проекту Н. Ф. Гербеля был построен деревянный Мытный двор , рядом с ним в 1719 году построен каменный гостиный двор. Достройку Гостиного двора осуществлял Г. И. Маттарнови Эти здания сгорели в большом пожаре 1736 года , после этого долгое время участок оставался незастроенным.
В 1768 г. участок перешёл в собственность генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина . В это время был построен существующий дом. Автор проекта неизвестен. Исследователи приписывают здание разным архитекторам. Наиболее убедительно выглядит версия об авторстве Юрия (Георга) Фельтена , бывшего помощником Б. Ф. Растрелли на строительстве Зимнего дворца . Действительно архитектурные членения дома Чичерина перекликаются с фасадами Зимнего. Стилистика фасадов дома - переход от барокко к раннему классицизму - также близка другим работам Фельтена: Малому эрмитажу (особенно южный павильон), Армянской церкви на Невском проспекте и др.
В XIX веке дом перестраивался несколько раз. В 1810-х гг. по заказу нового владельца, князя А. Б. Куракина , архитектором Стасовым был пристроен корпус по Большой Морской улице в сухих формах классицизма. В 1858 г. по заказу тогдашних владельцев купцов Елисеевых дом был капитально реконструирован архитектором Н. П. Гребёнкой .
Здание являлось одним из первых образцов раннего классицизма . Архитектурная особенность дома - двухъярусная колоннада, подражающая колоннадам на фасадах Зимнего дворца , нижний ярус - тосканского ордера, верхний - композитного. В конце XIX в. построено много дворовых флигелей.
Первоначальная отделка внутренних помещений в стиле раннего классицизма не сохранилась. Лишь в круглом зале третьего этажа остались две колонны и две пилястры коринфского ордера, выполненные из искусственного мрамора. В 1810-х гг. по проекту арх. В. П. Стасова к дому был пристроен каменный корпус, выходящий на Большую Морскую ул., - в стиле строгого классицизма.
В 1858 г. дом перешёл в собственность купцов Елисеевых . Хозяин дома С. П. Елисеев был крупным меценатом и коллекционером. Коллекция произведений французского скульптора Родена , экспонируемая в Эрмитаже, попала в музей из дома Елисеева. В том же 1858 г. по проекту арх. Н. П. Гребенки была проведена переделка здания. Овальные окна на главном фасаде были заменены прямоугольными, колонны верхнего этажа заменены пилонами. В 1902 году проведён капитальный ремонт здания со стороны Мойки.
В 1830-х годах в здании располагается магазин, а также семейные апартаменты и (на 4 этаже) типография А. А. Плюшара , первого издателя «Ревизора », «Фауста » и незавершённой энциклопедии «Энциклопедический лексикон », собравшей значительный коллектив авторов.
В 1919-1923 годах дом Елисеевых стал по инициативе А. М. Горького Домом искусств (ДИСК) . Здесь работали К. И. Чуковский , Н. С. Гумилёв , М. М. Зощенко , В. Рождественский , К. Петров-Водкин . Выступали А. М. Горький, А. А. Блок , Андрей Белый , А. А. Ахматова , Ф. Сологуб , В. В. Маяковский , Г. Уэллс . Здесь Александр Грин написал «Алые паруса». 3 августа 1921 года здесь был арестован Николай Гумилёв . Жизнь в Доме искусств отобразила писательница О. Форш в своём романе «Сумасшедший корабль».
В 1923 году в доме открылся кинотеатр «Светлая лента», с 1931 - «Баррикада». В 1920-е годы «немые» фильмы сопровождались «живой» музыкой. В «Светлой ленте» пианистом-тапером работал студент консерватории Дмитрий Шостакович . Проработал он здесь недолго - его вскоре уволили за то, что он своей игрой отвлекал зрителей от фильма. Кинотеатр «Баррикада» не прекращал работу в годы блокады
В 1995-2003 годах для компании «Талион» проходила реконструкция корпуса со стороны Мойки. Здесь разместилась гостиница «Елисеев Палас Отель» (позднее переименованная в «Талион Империал Отель»), воссозданы интерьеры и фасад особняка Елисеевых .
14 декабря 2004 года постановлением правительства Санкт-Петербурга главный корпус дома Чичерина был передан под реставрацию и реконструкцию компании «Талион». Здесь должны были открыться новые торговые площади, увеличится вместимость отеля.
В 2005-2010 годах проведена комплексная реконструкция здания.
Внутренние дворы здания были застроены новым корпусом, парадная лестница сохранена, отреставрирована и включена в новый корпус.
Здание надстроено мансардным этажом с бассейном. Бассейн, вызывавший протесты градозащитников до начала строительства, оказался полностью невидимым со всех видовых точек Невского проспекта.
Уличные фасады здания, интерьеры парадной анфилады второго этажа, большого зала, угловой лестницы и парадной лестницы были отреставрированы.
В ходе реконструкции демонтирован дворовый флигель XVIII века, произведено комплексное усиление конструкций здания, в том числе с разборкой наиболее ветхой части стен верхнего этажа. Производимые работы по реконструкции оценивались рядом общественных организаций как вандализм; при этом проект был надлежащим образом согласован с органами охраны памятников, а выполненные реставрационные работы - приняты ими. По неизвестной причине некоторые лица, протестовавшие против сноса дворового флигеля, именовали его «Овальным», хотя это утилитарное сооружение в плане не было овальным, а имело дугообразные очертания. Внешний вид демонтированного флигеля можно видеть на рисунке М. В. Добужинского «»; в настоящий момент левый и правый корпуса, видимые на рисунке, сохранились и надстроены, а дуговой флигель в центре - разобран, на его месте находится новый корпус большей высоты.
Проект реконструкции был разработан архитектурным бюро И.Ерохова и М.Соснило (ЗАО «Альменда»), реставрационная часть выполнена НИИ ГП «Спецпроектреставрация», новые интерьеры созданы по проекту Архитектурной студии А.Свистунова и В.Сергеева.
В историческом центре Санкт-Петербурга, на пересечении главной городской магистрали и реки Мойки находится бывший дом знаменитой купеческой династии Елисеевых.
Парадный вход. Дом Елисеевых (дом Чичерина)
Вышедшие из крестьянской среды купцы и банкиры Елисеевы прославились не только как успешные деловые люди, но и как меценаты, знатоки и покровители искусств. За заслуги перед отечеством они были удостоены звания потомственных дворян.
Реально он занимает целый квартал
В начале ХХ века Елисеевы были одним из блестящих семейств России: их личная одарённость, их амбиции, их успех, их богатство олицетворяли возможности страны, её промышленные успехи, её амбиции.
История Елисеевых кончилась вместе с историей Царской России - в 1917 году. Но она ещё живёт в интерьерах особняка, превращенного ныне в самый роскошный отель Петербурга. Попадая сюда, вы невольно сравниваете его залы с дворцовыми залами Эрмитажа или других дворцов.
Сохранились залы парадной анфилады, бывший кабинет Елисеева, музыкальная гостиная. Золочёная лепнина, розетки, расписные плафоны, гобелены, картины, интерьеры дубовой гостиной, люстры, подсвечники просто завораживают.
Старинная мебель, витражи, оригинальные обои и многое другое никого не оставит равнодушным. Во дворце Елисеевых сохранилась лестница, по которой поднимались три поколения семьи, чей род стал живой историей российского предпринимательства.
В 1716-1720 годах сюда, на участок между Мойкой, Невским проспектом и Большой Морской улицей, подальше от Адмиралтейства был перенесён Морской рынок. 11 августа 1736 года здесь случился пожар. В результате этого, а также пожара 1737 года выгорела практически вся Адмиралтейская часть. Вместе с частными домами сгорел и Мытный двор.
13 февраля 1755 года архитектор Ф. Б. Растрелли предоставил императрице Елизавете Петровне проект временного Зимнего дворца. Его было решено построить на территории двух современных кварталов между Мойкой, Невский проспектом, Малой Морской улицей и Кирпичным переулком. Императрица утвердила проект 6 марта. Временная резиденция понадобилась ей из-за строительства нового Зимнего дворца на месте старого.
Слева, где растение, при Елисеевых был лифт. В 1716-1720 годах сюда, на участок между Мойкой, Невским проспектом и Большой Морской улицей, подальше от Адмиралтейства был перенесён Морской рынок.
Во временном Зимнем дворце 25 декабря 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. Через несколько месяцев после присяги новому императору Петру III царская резиденция переместилась в новый Зимний дворец на Дворцовой площади. Петру III не суждено было надолго остаться на русском троне. Спустя всего полгода его место заняла Екатерина II.
Ставший ненужным временный Зимний дворец был почти полностью разобран в 1765 году. Ещё через два года часть освободившейся земли Екатерина II подарила генерал-полицмейстеру Санкт-Петербурга сенатору Николаю Ивановичу Чичерину. Николай Иванович приходился родным братом Денису Ивановичу Чичерину, в роте которого служили братья Орловы. После вступления на престол при поддержке Орловых Екатерины II, они не забыли своего сослуживца. Денис Иванович стал губернатором Сибири, а Николай - санкт-петербургским генерал-полицмейстером.
Новый четырёхэтажный дом для Николая Ивановича Чичерина начал возводиться летом 1768 года. Он стал одним из самых старых сохранившихся зданий на Невском проспекте. По времени постройки дом Чичерина опережают лишь Аничков и Строгановский дворцы.
Оформленный в стиле барокко и богато украшенный лепкой, зеркалами и светильниками, бальный зал Баккара в Талион Империал Отеле. Изюминки интерьера - итальянский камин из белого мрамора, хрустальные напольные торшеры французской фабрики Баккара, давшие название залу, и оригинальный наборный паркет с деталями из редчайшего зелёного дуба.
В огромных старинных зеркалах отражались проводимые здесь в XIX веке блестящие балы, маскарады, музыкальные вечера, торжественные собрания. В 1920-х годах здесь читали свои стихи обитатели Дома Искусств - Александр Блок, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам, Николай Гумилё
в и другие знаменитые русские поэты.
В 1858 году участок приобрели братья Григорий и Степан Петровичи Елисеевы, за год до того основавшие фамильный торговый дом "Братья Елисеевы". Григорий вскоре переехал в дом на Васильевском острове, а здесь остался жить Степан. Новый хозяин затеял долгую и масштабную перестройку здания. Она проводилась в 1858-1870 годах по проекту архитектора Николая Павловича Гребёнки. Ему помогал архитектор Григорий Иванович Карпов, который частично изменил форму окон со стороны Невского проспекта. Колонны в центре фасада по Невскому проспекту были заменены на пилоны. Гребёнка перестроил Большой зал, расширил дворовые флигели, надстроил четвёртым этажом корпус со стороны Мойки. Фасад этого корпуса был переделан в эклектичных формах. Семья Елисеева занимала помещения в корпусе со стороны Мойки.
Дом Чичерина располагается в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект, 15. Его первоначальная архитектура, к сожалению, утрачена, но богатая история сохранилась по сей день.
Известно, что в 18 веке тут располагался Мытный двор. Он сгорел в 1736. Позже его отстроили под руководством архитектора Ф. Б. Растрелли. Здание получило название Деревянного Зимнего дворца. Его облюбовала для себя Елизавета. Ее высочество жила тут до момента постройки Зимнего дворца из камня. Интересно то, что возвели строение в короткие сроки. Своё величие оно приобрело буквально за восемь месяцев. Главный фасад дворца протянулся от Малой Морской до Мойки. Он фактически перегородил Большую Морскую. Подъехать к нему можно было не через Невский проспект, а с Малой Морской. Окна, выходящие прямо на Невский, относятся к многочисленным парадным. Здесь же были спальни Петра III и Екатерины II. Далее располагался главный зал. Императрица жила в комнатах, выходящих на Мойку. Дети занимали комнаты, выходящие на Невский проспект. К их комнатам примыкал театр. На его сцене выступали самые известные деятели искусства того времени. В доме Чичерина Елизавета и скончалась. После ее смерти здание пустовало полгода, пока его не разобрали.
От дворца осталось всего три флигеля. Оно пустовало вплоть до 1767 года. Затем в бывшем тронном зале творил известнейший скульптор Э. М. Фальконе. Именно здесь он создавал монумент Петра I на коне. На бывшей дворцовой кухне поселилась его семья. В это время на пустыре возле входа возвели дом Н. И. Чичерина. Его основой послужил каменный фундамент. О том, кто построил жилище для генерал-полицмейстера, доподлинно неизвестно. Все помещения, кроме покоев на третьем этаже, арендовались. Внизу расположились купцы. Также тут работали различные лавки. После наводнения Петербурга 1777 года, генерала обвинили в бездействии перед лицом стихии. До заключения или казни он не дожил.
После него дом перешел к одному из богатейших людей страны А. Перетцу. Он зарабатывал торговлей солью. Жила его семья в нескольких комнатах. Здесь постоянно устраивались концерты и другие мероприятия.
Писатель и журналист П. П. Свиньин издавал в этом доме журнал под названием «Отечественные записки». Строение приобрело статус культурного центра в большинстве благодаря Пушкину, который жил там какое-то время. В 30-х годах 19 века тут поселился Грибоедов. Самым «долгим» хозяином дома был купец Косиковский. Он был владельцем более 50 лет. Поэтому строение периодически называют его именем.
После того, как дом Чичерина перешел во владение П. С. Елисеева (главы правления банка), на фасаде со стороны Невского построили колонны. Его перестроили по проекту Н. П. Гребенки. По сей день сохранились некоторые архитектурные изыски того времени. В нескольких комнатах жили владельцы, другие помещения сдавались в аренду. Здесь всегда собирались разные деятели культуры, литературы и искусства. Различные балы-маскарады, музыкальные вечера не были редкостью для того времени.
В доме Чичерина в 1917 году создали ДИСК. Часть здания им была передана Петроградским Советом по просьбе М. Горького. Это сделало строение крупным центром культурной жизни Питера. Во время Гражданской войны во дворце Елисеевых прятались известные деятели искусства. Просуществовал центр в Санкт-Петербурге до 20-х годов 20 века. В здании открыли кинотеатр под названием «Светлая лента». Но уже в 30-х годах его назвали «Баррикада». Включительно до 2004 он продолжал свою деятельность.
В наше время дом полностью утратил свой первозданный интерьер. Дело в том, что его выкупила компания «Талион». Она провела полную реконструкцию. Появились современные архитектурные изыски, подходящие под новый гостиничный и деловой центр под названием «Елисеев Палас Отель». Внутренние флигели вместе с лепниной и другим оформлением были снесены. После переименования в «Талион Империал Отель» провелась еще одна реконструкция. Закончилась она в 2010 году и вызвала многочисленные протесты жителей города. В новый корпус, выходящий на Невский проспект, включили отреставрированную парадную лестницу и мансарду с бассейном. Фасады и интерьеры второго этажа привели практически в первозданную историческую форму при помощи современных материалов. Дворовой флигель был демонтирован, конструкция дома усилена.