Сложноподчиненное предложение, его строение, средства связи частей. Сложноподчиненное предложение

04.01.2024

Цель:

  • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
  • определять средства связи придаточного с главным;
  • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Задачи:

  1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
  2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
  3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
  4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
  5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
  6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
  7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

Оборудование:

  • презентация, карточки с текстом для анализа;
  • карточки с лингвистическим текстом;
  • оценочная карта для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

II. Мотивационный этап.

1) Письменный опрос.

На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

  1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
  2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
    И трещит, и пытает костер.
  3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
  4. Деревья быстро пожелтели.
  5. Покраснела рябина, посинела вода.

1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

  1. СПП, интонация, союз.
  2. ССП, интонация, союз.
  3. ССП, интонация, союз.
  4. БСП, интонация.

2) Фронтальный опрос.

В каком разделе языкознания изучается предложение?

На какие группы делятся все предложения?

В чем отличие простого предложения от сложного?

Какие виды предложений вы знаете?

В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

Какие средства связи между частями предложения?

Какой вид предложений мы уже изучили?

3) Целеполагание.

Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

III. Операционно-познавательный этап.

1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

Что обозначает главное предложение?

Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

Чем интересны следующие предложения?

(Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
(Энциклопедия для детей. Русская литература.)

Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

Работать будем в группах.

Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

  1. […глагол], (что…).
  2. (Когда…), […].
  3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
_________, если находится после или перед главным;
_________, если находится внутри главного.
Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

  1. Без ошибок – «5».
  2. 1, 2 ошибки – «4».
  3. 3, 4 ошибки – «3».

V. Домашнее задание.

Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

Литература:

  1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
  2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
  3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

1. Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения различаются союзами: части сложносочиненного предложения соединяют сочинительные союзы, а части сложноподчиненного предложения – подчинительные. Части сложноподчиненного предложения находятся в подчинительных отношениях: одна из них главная, а другие зависимые (придаточные), в сложносочиненном же предложении части не подчинены друг другу, а соединены, подобно однородным членам предложения.

2. Какие средства связи в сложноподчиненным предложении вы знаете? Что между ними общего и чем они различаются?

Части сложноподчиненного предложения могут быть связаны подчинительными союзами или союзными словами. Союзные слова – это относительные местоимения или наречия, которые применяются в качестве связи в сложноподчиненном предложении. Они отличаются от союзов тем, что отвечают на вопросы и являются членами предложения. Например, в предложении Я взял яблоко, которое лежало на столе. слово которое является союзным словом: оно связывает части сложного, а в придаточном является подлежащим. Общее между союзами и союзными словами – это функция, которую они выполняют предложении – связь между частями.

3. Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Указательные слова помогают связывать части сложного и могут подчеркнуть какой-либо аспект. Например, в предложении Мне понравилась та картина, которая висела в гостиной. указательное слово та подчеркивает указание на конкретную картину, кроме того, помогает связать части сложного. Указательные слова – это указательные местоимения или наречия, они всегда стоят в главном предложении.

4. Какое место по отношению к главному предложению в сложноподчиненном предложении могут занимать придаточные?

Придаточные предложения могут занимать любое место по отношению к главному: они могут стоять перед ним, после него или разрывать его и стоять в середине. Например: Если мы опоздаем, дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде. Дедушка предупредит Марию Петровну о нашем приезде, если мы опоздаем. Дедушка предупредит Марию Петровну, если мы опоздаем, о нашем приезде.

5. Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

В сложноподчиненных предложениях могут выражаться отношения уточнения, причины, следствия и многие другие. Они зависят от того, какой союз употреблен в предложении. Кроме того, придаточная часть может быть присоединена ко всему предложению в целом (Это случилось, когда он был в отъезде.) или к отдельным словам (Мне хотелось купить то платье, которое я увидела в витрине.).

6. Расскажите о видах сложноподчиненных предложений, приведите примеры.

Вид сложноподчиненного предложения зависит от типа придаточного. Они могут быть
Изъяснительными: Я думал, что урок уже закончился.
Определительными: Виктор выбрал те розы, которые показал ему продавец.
Обстоятельственными, которые, в свою очередь, делятся на
Места: Мы пришли туда, откуда начинала свой бег Москва-река.
Времени: это случилось, когда он приехал на каникулы.
Условия: Если он согласится, то и я спорить не буду.
Причины: Он опоздал, потому что подвернул ногу.
Цели: Михаил заскочил домой, чтобы пообедать.
Следствия: Уже сильно похолодало, так что по утрам на лужицах стала появляться ледяная корочка.
Уступки: Хотя сегодня и выходной, мы решили встать пораньше.
Сравнения: Он так же агрессивно вел машину, как перед этим ездил его отец.
Меры и степени: Он виноват в той же мере, что и все мы.
Образа действия: Уже было холодно, как обычно бывает в эту пору.

СПП – сложное предложение, которое состоит из двух частей, причем одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, зависимая – придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части.

Группы подчинительных союзов – см. таблицу.

Союзные слова, служащие средством связи главной и придаточной части, являются относительными местоимениями (кто, что, какой, каков, который, чей, сколько ) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, зачем, как и др. ). В отличие от союзов, союзные слова не только служат средством связи частей СПП, но и являются членами предложения в придаточной части.

При определении типа СПП учитывается как формальный критерий (в частности, средства связи частей), так и смысловой – смысловые отношения, которые существуют между главной и придаточной частями. В большинстве случаев от главной к придаточной части должна быть задан вопрос, который помогает выявить смысловые отношения между частями. Особую группу составляют СПП с придаточными присоединительными, в которых вопрос к придаточной части не ставится.

Придаточная часть может относиться ко всей главной части в целом (например, СПП с придаточным уступки˸ Запланированная на выходные экскурсия была отменена, потому что ударили сильные морозы. ) или к определенному слову в ней (такие придаточные называются присловными) (например, СПП с придаточными определительными˸ Экскурсию, которая была запланирована на выходные, отменили ). Придаточная часть может занимать различные позиции по отношению к главной˸ располагаться за ней (т.е. находиться в постпозиции), перед ней (в препозиции) или быть внутри нее (в интерпозиции).

В качестве опорного слова в главной части могут выступать как неместоименные слова (существительные, глаголы и т.д.; пример см. выше ), так и местоименные слова – местоимения и местоименные наречия (в данном случае их называют соотносительными)˸ то, тот, все, там, туда, везде, нигде, где-то, такой, тогда, столько и др. (Особенно страшно было то, что над огнем в дыму летали голуби. В предвечерней тишине ясно слышишь все, о чем поет земля ). Местоименные слова в главном предложении обычно образуют соотносительные пары с союзными словами в придаточном предложении˸ тот - кто (который, чей), то - что, такой - какой, там - где (куда, откуда), туда - куда (где, откуда), оттуда - откуда (где, куда), тогда - когда, так - как, столько - сколько и т.д. Местоименные слова могут находиться в соотношении также с союзами в придаточном предложении (что, как, будто, словно, чтобы, ли и др. Жар такой, что на песке горят следы. Обо всем этом говорилось словно затем, чтобы как можно больше затруднить и без того трудную работу.

Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сложноподчиненное предложение. Средства связи частей СПП." 2015, 2017-2018.

1 . Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются

подчинительные союзы ,

союзные слова ,

соотносительные местоименные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия).

В зависимости от показателей связи различаются сложноподчиненные предложения: 1) союзного типа, 2) относительного типа, 3) местоименно-соотносительного типа, 4) местоименно-союзного соотносительного типа.

Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.)

и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем ее подчиненности главной.

Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т.е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что – уступительные; если - условный и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными, или асемантическими (что, как и др.).

Например, союз как может служить для присоединения придаточных частей с разным значением: изъяснительным, сравнительным, временным, условным.

Некоторые составные союзы (так как, потому что и др.) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова.

Подчинительные союзы причинные, временные, условные могут включать в свой состав так называемые слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения.

Это двойные союзы (когда...то, если...то, если...так, как...то и др.): Если перевести на вес, то сушеные белые грибы окажутся во много раз дороже и мяса, и рыбы, и самых редких фруктов, и меда... (Сол.).

Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения.

В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем...тем, если...то и др.):



Чем раньше ты выполнишь работу, тем быстрее освободишься .

Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.:

Если сегодня погода дождливая, то завтра синоптики обещают солнечную погоду. и Если его лучший друг не может уехать, (то) он останется с ним .

Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип .
Относительные (союзные) слова – это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда, как, когда и др.).

Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения.

Ср., например, функции слов-омонимов: Ему показалось, чт о его кто-то окликнул . И Он не мог и представить, что теперь ему делать.

В первом предложении слово что выполняет функцию союза, так как оно лишено семантической знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения.

Во втором предложении что является относительным (союзным) словом, оно, помимо связи, выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример: Что он хотел мне сказать – я так и не узнал .

Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как ), обычно сопровождаются логическим выделением (см. те же примеры). Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной части составляют относительный тип.

Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части СПП и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Они обычно составляют с союзными словами в придаточной части соотносительные пары. Например:

тот - кто, тот - который, тот - чей, там - где, там - куда, тогда - когда и т.д.

Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову в главной и при помощи союза :

Все квартиры выглядели так, будто много лет никто за ними не ухаживал.

Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они могут быть необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, и не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов.

Он заметил то , что несколько человек отстали .

Структурная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью слияния их с союзом придаточной части.

для того (,) чтобы … потому (,) чтобы

Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности:

местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и

местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).

2. Наряду с союзами, союзными и соотносительными словами в СПП могут быть и другие структурные средства , например:

порядок расположения частей , соотношение глагольных форм , входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения,

интонация ,

лексико-морфологический характер слова , к которому относится придаточная часть,

некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей СПП разных типов неодинаков: он может быть строго определенным или свободным.

Это зависит от структурно-семантической природы предложения в целом. Некоторые структурно-семантические типы СПП имеют строго закрепленный порядок следования частей.

Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях.

Другие – союзный, относительный, местоименно-соотносительный – более свободны в отношении порядка расположения частей.

Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.

Некоторые союзы способны присоединять придаточную часть, только следующую за главной.

Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части.

Придаточные с условными, временными союзами , занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, но при употреблении соотносительных слов обязательна препозиция придаточной части:

Если ты придёшь вечером, то я помогу решить эту задачу .

Придаточные присоединительные закрепляются в постпозиции, т.к. несут добавочное сообщение. Расположение их перед главной частью, крайне редкое.

Соотношение глагольных форм частей СПП также является синтаксическим средством их связи.

Видо-временные формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Особенно в тех случаях, когда между частями СП имеются отношения взаимного подчинения: Стоило внимательнее рассмотреть чертёж, как всё бы стало очевидным .

В качестве средства связи выступают сочетангия: что касается... то; дело в том, что ... Глагол касаться и существительное дело в таких конструкциях теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы:

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть.

Так, имена существительные при распространении предполагают определительную часть,

а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную:

Он начал работать с быстротой, которая смешила присутствующих ;

После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день ;

Неизвестно, кто будет выступать первым ;

Жалко, что вы так поздно сказали мне об этом .

Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определенной семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т.е. значением, свойственным глагольным словам.***

Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения:

Интонации как средства связи в СПП объединяет его части в единое целое.

Таким образом, структура СПП определяется как синтаксическими средствами связи, так и лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.


Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах.
Различие между союзами и союзными словами заключается в том, что союз - это служебное слово, используемое в данном случае только для связи предикативных частей сложноподчиненного предложения, тогда как союзное слово - это знаменательное слово, служащее также для этой цели, но выполняющее функции одновременно члена предложения (придаточной части): Они поняли др_уг__дру_га__по_ ШРму. отчаянию, которое прочитали друг у друга в гла- ШХ (А. Куприн). Вместо союзного слова можно поставить другое знаменательное слово, которое часто имеется в главной части, например: «которое прочитали друг у друга в глазах» - «отчаяние прочитали друг у друга в глазах».
В русском языке что, как, когда могут выступать и в роли союза, и в роли союзного слова:
Союзное слово Союз
Что
  1. В придаточных определительных (что = который):
Где найти нам такое слово, что осушит вдовью слезу (А. Сурков); Кормили дети пестрых жадных уток, что кувыркались в проруби чернильной (А. Ахматова).
  1. В придаточных изъяснительных, если имеет на себе логическое ударение, указывает
на предмет, является подлежащим или дополнением:
С Нехлюдовым случилось то, что часто случается с людьми, живущими духовной жизнью (Л. Толстой); Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания (Ф. Достоевский).
В остальных случаях: Скрипка издергалась, упрашивая, и вдруг разревелась так по-детски, lt;Дтф барабан не выдержал (В. Маяковский); И на этой земле угрюмой счастлив тем,lt;зпир я дышал и жил (С. Есенин); Ничего, голубка Эвридика,lt;ДтОgt; у нас студеная зима (О. Мандельштам); Но чувствую, (Ътпо) музы наши дружны беспечной и пленительною дружбой (А. Ахматова).
Когда
  1. В придаточных определительных: И надолго запомнился Мите один день в конце марта, когда он в первый раз поехал верхом в поле (И. Бунин); Есть сумерки души, когда предмет желаний мрачен (М. Лермонтов).
  2. В придаточных изъяснительных, если они не имеют
  1. В обстоятельственных придаточных времени: Маша уже совсем было пошла к двери, (когда)Шмелев остановил ее (К. Симонов); Я сидел
у окна и чертил план лесной дачи,^огда)в комнату вошел Ярмола (А. Куприн).
  1. В обстоятельственных придаточных условия: Я удавилась

Союзное слово Союз
оттенка условия: Матъ заснула и не услышала, когда ушел Рыбин (М. Горький); Слово за слово пришлось рассказать ему, когда и почему я удрал из детдома (В. Каверин); Доктор захотел узнать, когда мальчик очутился в океане, но разговор с пациентом оказался решительно невозможным (К. Станюкович). бы с тоски, lt;кргВа)бы на нее хоть чуть была похожа (И. Крылов); Какая же польза от такого учения,(когда) в человеке страху нет (А. Куприн).
3. В придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия (когда = если)". Замена тельно, Омгда)у тебя есть друг, но совсем здорово, (еслй)друг и его жена приняты как родные в твоей семье (Ю. Нагибин).
Как
  1. Как = насколько: В Кишиневе, зимой, а точней говоря - в декабре, я внезапно услышал, как птицы поют на заре (Ю. Левитанский) (насколько сильно); Угадывалось, как они беспечно настроены (В. Астафьев) (насколько беспечно).
  2. Как = каким образом: Хочешь знать, как все это было
(А. Ахматова); Помните, как на войну провожали?
(Ю. Левитанский).
В остальных случаях: Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, (как) стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке (В. Распутин); Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, (как) в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима (В. Маяковский); А вы на земле проживете, $сакgt; черви слепые живут (М. Горький).

Части сложноподчиненного предложения находятся в смысловой и структурной взаимосвязи. Независимость главной части является относительной: нередко главная часть нуждается в наличии при ней придаточной.
В зависимости от того, относится ли придаточная часть ко всей главной или поясняет только слово или словосочетание в ней, различаются два типа сложноподчиненных предложений: сложноподчиненные предложения расчлененной структуры (двучленные); сложноподчиненные предложения нерас- члененной структуры (одночленные).
В первом типе связь между частями предложения довольно свободная, так как главная часть двучленного предложения выражает относительно законченную мысль, может существовать без придаточной, структурно не требует своего распространения вообще и распространения определенной придаточной частью в частности. Например, в предложении Доктор не любил нашего хозяйства, потому что оно мешало нам спорить (А. Чехов) главная часть выражает относительно законченную мысль и может существовать без придаточной, употребление придаточной части со значением причины зависит от конкретной цели высказывания. Та же главная часть свободно присоединяет и другие виды придаточных (ср.: Доктор не любил нашего хозяйства, хотя находил его вполне сносным; Доктор не любил нашего хозяйства, чего отнюдь и не скрывал). Отношения между частями формируются как собственно синтаксические, так как придаточная часть не зависит от морфологического состава главной части. Средством связи двучленного предложения служат семантические союзы: временные, причинные, условные и т. п. К двучленным относятся сложноподчиненные предложения с придаточными времени, места, присоединительной, причины, следствия, сравнительной, условной, уступительной, цели: Когда Елизавета Сергеевна заговорила, его лицо вспыхнуло восторгом (М. Горький); Она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни (В. Солоухин).
В сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры (одночленных) придаточная часть прикрепляется к одному слову или словосочетанию в главной части, дополняя или конкретизируя это слово или словосочетание. Связь между частями сложного предложения весьма тесная, так как придаточная часть составляет необходимую часть главной, которая не может существовать изолированно: она входит в структуру главной части. Например, в предложении Хата, где квартирует Наколка, стоит на яру над Доном (М. Шолохов) придаточная распространяет существительное хата (ср.: Хата с квартирантом Наколкой...; Хата с квартирующим в ней Наколкой...). Особенно тесно спаянными оказываются структуры с главной частью, имеющей в своем составе слово, которое обязательно нуждается в распространении или конкретизации значения: Вначале он испытывал некоторое стеснение за свой помятый китель и несвежую фуражку, но потом решил, что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности (М. Шолохов) (придаточная что фронтовику, пожалуй, и нечего стыдиться своей внешности структурно необходима, потому что глагол решил, к которому относится придаточная часть, требует пояснения); Я был польщен и делал вид, что не забыл ни одно из этих диковинных имен (А. Куприн) (придаточная часть относится к неразложимому словосочетанию делал вид): Три года прошло с той поры, как я видела его (М. Горький) (придаточная часть относится к сочетанию той поры, которое немыслимо без определения, так как не имеет конкретного содержания); Тот, кто испытал легкое головокружение от первого глотка соленого и теплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа (К. Паустовский) (указательное местоимение тот в главной части требует конкретизации, которую и осуществляет относящаяся к нему придаточная часть); Когда ходили по городу, Надя вдруг стала замечать то старинный домик, на который раньше не обращала внимания, то необыкновенные наличники... (В. Солоухин) (придаточные употреблены с целью добавочной характеристики).
Отношения между частями одночленного предложения морфолого-синтаксические, так как функция придаточной части зависит от того, к слову какой части речи она прикрепляется; средством связи частей одночленного предложения служат союзные слова и функциональные союзы, играющие чисто синтаксическую роль, не определяя смыслового характера отношений между частями. К одночленным относятся сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной, определительной, образа действия, меры и степени.
По своим функциям придаточные различаются тем, что одни из них восполняют отсутствующий член главной части:
И казалось ему, что степь живая (М. Шолохов); другие раскрывают значение местоименного слова или словосочетания с местоименным словом в главной части: Бабушка не поняла того, что он сказал (А. Фадеев); третьи распространяют главную часть в целом или ее предикат: Он [Женя] взял ветку и разгреб костер, чтобы тот горел веселей (В. Панова).
Средством связи частей сложноподчиненного предложения могут быть не только союзы и союзные слова, но и соотносительные слова.
Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары: тот... кто, тот... который, тот... чей, там... где, там... куда, тогда... когда: Умен был тот, кто изобрел письмо (М. Лермонтов); Каков мастер, такова и работа (Пословица).
Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову (или словосочетанию с соотносительным словом) в главной и при помощи союза: Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (М. Шолохов); Он удивлялся сестре; она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Горький).
Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.: Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Горький). - ...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (К. Симонов). В первом предложении соотносительное слово такой конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение то легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причем основной структурный признак предложения (одночленное) также сохраняется.
Итак, соотносительное слово необходимо:
  1. если в главной части имеется частица (только, лишь, даже, ни и др.), выделяющая значение придаточной части: Человек стареет тогда, когда сам признает себя старым (В. Поволяев);
  2. если придаточная часть включается в ряд однородных членов при перечислении: «Может быть, это и моя последняя весна», - подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том., что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (К. Паустовский);
  3. если придаточная часть поясняет слово, с которым непосредственно не может сочетаться: Когда-то Захар Степа- ныч был изгнан из пятого класса семинарии за то, что на столе его квартиры инспектор нашел несколько книг Дарвина (А. Серафимович).
В функции соотносительных слов могут выступать предложно-падежные формы имен существительных, лексическое значение которых совпадает со значением соответствующей придаточной части: в то время, когда; по той причине, что; с той целью, чтобы; таким образом, что; до такой степени, что; при условии, если. Возможность постановки к таким придаточным частям вопроса «какой?» не дает оснований для причисления их к разряду определительных, так как названные существительные употребляются в этих конструкциях с весьма ослабленным лексическим значением и естественные вопросы «в какое время?», «по какой причине?», «с какой целью?», «каким образом?», «до какой степени?», «при каком условии?» подтверждают наличие придаточных времени, причины, цели, образа действия, меры и степени, условия: Общее волнение до такой степени сообщилось Буланину, что он даже позабыл... о неприятностях (А. Куприн); При сахалинских урожаях земля может дать достаточно хлеба при условии, когда ее много (А. Чехов).