Средства связи частей в СПП. Отличия подчинительных союзов от союзных слов

04.01.2024

1. Основным синтаксическим средством связи в сложноподчиненном предложении являются специальные связующие элементы, формальные показатели взаимосвязанности частей. Это подчинительные союзы , относительные (союзные) слова, соотносительные слова (определительные и указательные местоимения и местоименные наречия). В зависимости от вида формальных показателей связи различаются сложноподчиненные предложения :

1) союзного типа,

2) относительного типа,

3) местоименно-соотносительного типа,

4) местоименно-союзного соотносительного типа.

Союзы простые (что, чтобы, хотя, если, как, словно и др.) и составные (потому что, так как, между тем как, несмотря на то что и др.) помещаются в придаточной части и служат показателем её подчинённости главной:

Война, точно она их ждала, глянула им прямо в очи (Фад.);

Цветухин придумал поход в ночлежный дом для изучения типов, потому что театр готовил «На дне» (Фед.).

Союзы, закрепленные за определенными видами придаточных, т. е. с четко выраженной семантикой, называются семантическими (так как, потому что - причинные; хотя, несмотря на то что - уступительные и др.). Союзы с неопределенной семантикой, употребляемые в различных видах придаточных и имеющие чисто синтаксическое значение, называются функциональными (что , как и др.).

Например, союз «как» может служить для присоединения придаточных частей с разным значением: изъяснительным, сравнительным, вpeменным, условным:

Он не слыхал, как nодымался жадный вал (П.);

Зачем арапа своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? (П.);

Его пустынный уголок отдал внаймы, как вышел срок (П.);

А теперь так привыкла, что и с места не тронусь, как придут нам сказать, что злодеи около крепости рыщут (П.).

Союз «как» (в сочетании с «то» в главной части) может оформлять придаточную часть и со значением причины, в настоящее время воспринимаемым, правда, как устаревшее:

Я привез его здрава и невредима - и как река еще не стала, а мостов уже нет - то я и отправил его ко Льву Сергеевичу (П.).

Некоторые составные союзы (так как, потому что) способны расчленяться. В таком случае первая часть союза переходит в главную часть предложения и приобретает функцию соотносительного слова.

Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним, потому что он, наверное, в спорах волнуется до бешенст ва (М. Г.).

- Было бы хорошо избежать «идейных» разговоров с ним потому, что он, наверное, в спорах волнуется до бешенства.

Подчинительные союзы причинные, вpeмeнныe, условные могут включать в свой состав так называемые слова-скрепы, которые располагаются в начале главной части предложения. Это двойные союзы (когда... то, если... то, если... так, как... то и др.):


Если перевести на вес, то сушеные белые грибы окажутся во много раз дороже и мяса, и рыбы, и самых редких фруктов, и меда... (Сол.).

Слова-скрепы возможны лишь при препозиции придаточной части, они подчеркивают результативный характер второй части предложения. В сложных предложениях с сопоставительными отношениями используются парные союзы (чем... тем, если... то и др.):

Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (Ч.).

Парные союзы, омонимичные союзам со словами-скрепами, отличаются от них тем, что обе части их структурно необходимы, тогда как слова-скрепы могут легко опускаться. Ср.:

Если в Александровском округе климат морской, то в Тымовском он континентальный (Ч.)

и ... Если уж его лучший друг Володя не может уехать, то он, Толя Орлов, останется с ним (Фад.).

Сложноподчиненные предложения с союзной связью образуют союзный тип.

Относительные (союзные) слова - это местоимения и местоименные наречия, служащие средством связи придаточной части с главной (который, чей, какой, что; где, куда, откуда, как , когда и др.). Относительные слова располагаются в придаточной части предложения. В отличие от союзов они являются знаменательными словами и потому выполняют функцию одного из членов предложения. Ср., например, функции слов-омонимов:

Макар почувствовал, что его кто-то толкнул ногой (Кор.).

- Старик не сумел ответить, что он будет делать с кладом (Ч.).

В первом предложении слово «что» выполняет функцию союза, так как оно лишено знаменательности и служит только средством связи и показателем синтаксических отношений между частями сложного предложения. Во втором предложении «что» является относительным (союзным) словом, так как оно не теряет синтаксической полнозначности и выполняет роль дополнения в придаточной части предложения. Еще пример:

Не сразу я сообразил, что мой сосед тоже стрелял (с. Бар.).

- Что будет в темноте, я не представлял (С. Бар.).

Относительные слова, имеющие в качестве омонимов союзы (что, как ), обычно сопровождаются логическим выделением (см. те же примеры). Сложноподчиненные предложения с относительными словами в придаточной части составляют относительный тип.

Соотносительные слова - это определительные и указательные местоимения и местоименные наречия, находящиеся в главной части сложноподчиненного предложения и прикрепляющие к себе придаточную часть, которая конкретизирует их значение. Местоименные слова обычно выступают в соотношении с союзными словами в придаточной части и составляют с ними соотносительные пары. Например: тот - кто, тот - который, тот - чей, там - где, там - куда, тогда - когда и т. д.

И все же я всегда завидовал тем, которые вставали по горну (С. Бар.);

Бабушка не поняла того, что он сказал (Фад.);

Все, что полагалось в дорогу, было собрано и сложено в чемодан (Баб.);

Ведет дорога длинная туда, где быть должна Муравия, старинная муравская страна (Твард.).

Придаточная часть может присоединяться к соотносительному слову в главной и при помощи союза:

Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые человеческие руки (Шол.);

Он удивлялся сестре: она не казалась настолько красивой, чтоб возбудить такую любовь в юноше (М. Г.).

Роль соотносительных слов в структурном отношении неодинакова. Они либо конструктивно необходимы, поскольку участвуют в организации строя предложения, либо не обязательны, и тогда используются только в качестве выделительных слов. Ср.:

Я люблю и привык видеть тебя такой свято чистой, что даже пятно грязи на твоем платье бросает черную тень на мою душу (М. Г.) и

...Лопатин заметил то, что комиссар полка отстал от них на одну перебежку (Сим.).

В первом предложении соотносительное слово «такой» конструктивно необходимо, без него невозможна следующая придаточная часть (с данной структурой и данной семантикой); во втором - местоимение «то» легко опускается без ущерба для общего смысла предложения, причём основной структурный признак предложения - присловность - также сохраняется. Такое конструктивно необязательное местоимение становится обязательным, если включается в ряд однородных членов при перечислении:

«Может быть, это и моя последняя весна,- подумал Лермонтов, но тотчас начал торопливо думать о другом - о Щербатовой, о том , что уже починили, должно быть, паром и через несколько часов он расстанется с ней (Пауст.).

Конструктивная необязательность соотносительных слов в некоторых случаях подчеркивается возможностью слияния их с союзом придаточной части. Ср.:

Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь для того, чтобы все знали о её счастье (Пауст.).

- Ей даже стало холодно от счастья и захотелось петь, для того чтобы все знали о её счастье.

Таким образом, сложноподчиненные предложения с соотносительными словами в главной части образуют две структурные разновидности: местоименно-соотносительный тип (при наличии соотношения местоименных слов в главной и придаточной частях) и местоименно-союзный соотносительный тип (при соотношении местоименного слова в главной части и союза - в придаточной).

2. Кроме союзов, союзных и соотносительных слов, показателями синтаксических отношений между частями сложноподчиненного предложения могут служить и другие структурные средства, выступающие обычно в качестве сопутствующих основному: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения, интонация, лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть, некоторые особые лексические элементы.

Порядок следования частей сложноподчиненных предложений разных типов неодинаков: он может быть строго определённым или свободным. Это зависит от структурно-семантической природы предложения в целом. Например, некоторые структурно-семантические типы сложноподчиненных предложений имеют строго закрепленный порядок следования частей. Так, придаточная часть всегда следует за главной в местоименно-союзных соотносительных предложениях. Другие - союзный, относительный, местоименно-соотносительный - более свободны в отношении порядка расположения частей. Определенность порядка частей объясняется разными причинами, как структурными, так и семантическими, а чаще совмещением и того и другого.

Например, некоторые подчинительные союзы способны присоединять придаточную часть, только следующую за главной. Так, придаточные с союзами ибо, благо, потому что, так что располагаются только после главной части:

Гм... этого холода я не ощущаю, ибо мне ясно мое место в великом механизме жизни (М. Г.);

Я не чувствовал себя среди них лишним, благо о моем возрасте u даже имени никто не спрашивал (С. Бар.).

Придаточные с другими союзами, например условными, временными, занимающие обычно свободное положение по отношению к главной части, теряют эту свободу, как только осложняются словами-скрепами. В таком случае обязательна препозиция придаточной части:

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадет одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего (Пауст.).

Некоторые типы придаточных, например присоединительные, закрепляются в положении после главной части, что объясняется их функцией добавочного сообщения. Расположение перед главной частью, крайне редкое, воспринимается как инверсия.

Соотношение глагольных форм частей сложноподчиненного предложения также является синтаксическим средством их связи. Видо-временныe формы глаголов первой части предложения (независимо от того, главная она или придаточная) обычно предполагают определенные формы второй части. Так, в предложении

Лист оторвался и улетел только на третий день к вечеру, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду (Пауст.)

глаголам главной части «оторвался» и «улетел» прошедшего времени соответствуют те же грамматические значения глаголов придаточной части (другие формы во второй части предложения невозможны).

Особенно ярко выступает конструктивная роль глагольных форм в тех особых случаях, когда между частями сложного предложения имеются отношения взаимного подчинения:

Не прошло и десяти минут, как Сергей сидел в самолете (Баб.);

Стоило повернуть голову, как nричудливое ощущение исчезло бы без следа (Грин).

В качестве средства связи в структуре сложноподчиненного предложения иногда (в довольно ограниченных случаях) выступают некоторые особые лексические элементы. Их чисто синтаксическое назначение приводит к лексической опустошенности. Это свойственно сложноподчиненным предложениям с такими структурными элементами, как «что касается... то»; «дело в том, что...». Глагол «касаться» и существительное «дело» в таких конструкциях явно теряют свое основное лексическое значение и превращаются в чисто связующие элементы:

Что же касается до метафизических брожений чувства и ума, то ведь это, знаете, дело вкуса (М. Г.);

Дело в том, что нет на свете ничего nрактичнее, чем те фантазии, о которых теперь мечтают лишь немногие (Купр.).

Конструктивным показателем является и лексико-морфологический характер слова, к которому относится придаточная часть. Так, имена существительные при распространении предполагают определительную часть, а глаголы, краткие прилагательные, безлично-предикативные слова - изъяснительную:

Вскочив с постели, он начал одеваться с быстротой, которая смущала и смешила его (М. Г.);

После чая стали обсуждать, чем бы наполнить этот весело начатый день (М. Г.);

Неизвестно, кто будет страдающей стороной (М. Г.);

Ты рада, что ты дома? (Ч.);

Но только жалко, что вы так поздно дали мне этот чудесный урок (Пауст.).

Если в некоторых случаях имена существительные и присоединяют изъяснительную часть, то это существительные определённой семантической группы, а именно: со значением речи, мысли, сообщения, т. е. значением, свойственным глагольным словам. Придаточные при таких существительных осложняются определительным оттенком значения:

Письмо это и деньги вернулись назад с известием, что Петруха убит на войне (Л. Т.);

Грину хотелось порадовать старика, уже nримирившегося с мыслью, что из сына Александра вышел никчемный бродяга (Пауст.).

Таким образом, совмещение «глагольной» семантики и формы имени существительного дало и совмещение функций придаточного.

Роль интонации как средства конструирования сложноподчиненного предложения заключается в том, что она объединяет его части в единое целое. Из скольких бы частей ни состояло сложноподчиненное предложение, интонация конца свойственна только последней его части.

Таким образом, структура сложноподчиненного предложения определяется как синтаксическими средствами связи, так и отчасти лексико-морфологическими свойствами слов, участвующих в его построении.

1. Сложноподчиненное предложение (СПП) - это сложное предложение, которое состоит из неравноправных частей, где одна часть находится в зависимости от иной. Независящая часть именуется главной частью, а зависимая - придаточной . Придаточные предложения подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения.

2. Придаточные предложения отделяются от головного запятыми. В том случае придаточное предложение стоит посреди головного, то придаточное предложение отделяется от головного с 2-ух сторон.

3. Придаточное предложение может занимать различное место по отношению к главной части.

  • перед основным предложением :
  • Пока супруга готовила завтрак, Данилов вышел в огород .

    (Пока ),

  • Придаточные могут стоять после головного предложения :
  • Он остался тут с тем , чтоб быть у вас в студии послезавтра.

    , (чтоб )

  • Придаточные предложения могут стоять посреди головного предложения :
  • В том , что деньги пропали, уже никто не колебался .

    [В том , (что ), ]

    Примечание. Главные части выделены жирным шрифтом, союзы (союзные слова) - курсивом.

    4. Придаточные предложения могут относиться к одному слову в основном либо ко всему главному предложению .

    К одному слову в основном предложении относятся последующие типы придаточных:

  • определительные;
  • изъяснительные;
  • обстоятельственные вида действия и степени.
  • Ко всему главному предложению обычно относятся последующие типы придаточных:

  • придаточные места, времени, предпосылки, следствия, сопоставления, цели, условия, уступки (другими словами обстоятельственные типы придаточных, не считая придаточных вида действия и степени).
  • 5. Класс придаточной части определяется на основании постановки вопроса от главной части к придаточной. Нельзя найти класс придаточной части по типу союза либо союзного слова. Так, к примеру, слова когда , где могут присоединять разные по значению придаточные части, а не только лишь придаточные со значением времени, места:

  • Я спросил (о чем?) , когда прибывает поезд.
  • День (какой?) , когда мы ездили на море, был солнечным.
  • Позвони мне (когда?) , когда приедешь. (Придаточное времени).
  • Я спросил (о чем?) , где есть возможность приобрести учебники. (Придаточное изъяснительное).
  • Город (какой?) , где прошло мое детство, очень поменялся. (Придаточное определительное).
  • Там (где?) , где мы шли, было очень сыровато. (Придаточное места).
  • Необыкновенную группу предложений составляют СПП с придаточными присоединительными, в каких вопрос к придаточной части не ставится.

    6. Средствами связи придаточного и головного предложений являются подчинительные союзы либо союзные слова (и те и другие находятся в придаточной части), также указательные слова (в главной части предложения).

    В российском языке представлены последующие группы подчинительных союзов :

    1) временные: когда , пока, только, только ;

    2) причинные: потому что , так как , ибо ;

    3) условные: в том случае , если ;

    4) мотивированные: чтоб ;

    5) уступительные: хотя ;

    6) следствия: так что ;

    7) сравнительные: как , как будто , как будто , чем ;

    8) изъяснительные: что , как , ли, чтоб .

    Примечание. В российском языке есть огромное количество производных союзов, составленных из

    Обычных союзов и указательных слов: после того как, невзирая на то что, для того чтоб, благодаря тому что;

    2-ух обычных союзов: словно, как ;

    Обычных союзов в сочетании со словами время, причина, цель, условие и др.: в то время как, с той целью чтоб, в силу того что, с того времени как, в итоге чего и др.

    7. Союзные слова могут быть выражены

  • относительными местоимениями (кто, что, какой, который, чей, сколько и др.), которые могут стоять в разной форме;
  • местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда, для чего, как и др.). В отличие от союзов союзные слова не только лишь служат средством связи частей СПП, да и являются членами предложения в придаточной части.
  • Примечание. Некие союзные слова (что, как, когда, чем - форма местоимения что ) омонимичны союзам. Для их разграничения нужно попробовать поменять союзное слово (являющееся местоименным) на знаменательное (в том случае такая альтернатива невозможна - это альянс), также поставить на него фразовое ударение. К примеру:

    Я знаю, что он придет - альянс;

    Я знаю, что (= какую вещь) он принесет - союзное слово, дополнение. См. тщательно Как различать союзы и союзные слова.

    Аспектом разграничения нередко может служить класс придаточного предложения, так как некие из их присоединяются только союзами либо только союзными словами.

    Союзы и союзные слова обычно стоят сначала придаточного предложения и служат показателем границы меж основным и придаточным. Исключение составляет альянс ли , который находится посреди придаточного предложения: Я не знаю, придёт ли он завтра.

    8. Указательные слова находятся в основном предложении и обычно отвечают на те же вопросы, имеют то же синтаксическое значение, что и придаточные предложения. Основная функция указательных слов - быть предвестником придаточного предложения. Потому почти всегда указательное слово может дать подсказку вам, к какому типу относится придаточное предложение:

    Он возвратился в тот город, где провёл молодость (тот - указательное слово, определение; придаточное определительное);

    Он остался с тем , чтоб доказать свою невиновность (с тем - указательное слово, событие цели; придаточное цели);

    Прочтите так , чтоб никто не видел записки (так - указательное слово, событие вида действия, меры и степени; придаточное вида действия и степени).

    Союзы и союзные слова - главные средства связи в сложноподчинённом предложении. Указательные слова в основном предложении могут быть, а могут и не быть.

    9. План разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

  • Указать класс сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  • Именовать главное предложение и придаточное (выделить грамматические базы).
  • Указать вид придаточной части (найти по вопросу от главной части либо от слова в главной части).
  • Указать, каким образом придаточное предложение связано с основным предложением (средства связи, место придаточной по отношению к главной части)
  • Выстроить схему предложения.
  • Эталон разбора сложноподчинённого предложения с одной придаточной

    1В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун, 2который привязывает к ногам пудовые гири.

  • Предложение сложноподчинённое; состоит из 2-ух частей.
  • Предложение 1 - главное, грамматическая база бегун участвует ; предложение 2 - придаточное, грамматическая база который привязывает .
  • Придаточная часть - определительная (бегун (какой?) , который привязывает к ногам пудовые гири ); она относится к подлежащему бегун , выраженному существительным.
  • Средство связи - союзное слово который ; придаточная часть стоит после главной.
  • [ сущ. ], (который )
  • Источники:

  • Глава «Общая черта сложноподчинённых предложений» в пособии Балашовой Л.В., Дементьева В.В. «Курс российского языка»
  • Статья «Синтаксический разбор. Сложноподчиненное предложение» на веб-сайте gramma.ru (тщательно, как найти класс придаточной части в сложноподчинённом предложении)
  • Дополнительно:

  • Упражнения к теме «Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с одной придаточной»
  • Дополнительно на сайт:

  • Где отыскать материал по теме «Двоеточие в сложноподчиненном предложении»?
  • Где отыскать материал по теме «Тире в сложноподчиненном предложении»?
  • Какие есть виды сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Что такое «неоднородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «однородное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Что такое «параллельное подчинение» в сложноподчинённом предложении?
  • Каковой порядок синтаксического разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными?
  • Где отыскать эталоны анализа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными?
  • Какая схема сложноподчинённого предложения именуется вертикальной, а какая горизонтальной?
  • Какие есть разряды подчинительных союзов?
  • Как отличить союзы от других частей речи?
  • Каковы условия нерасчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Каковы условия неотклонимого расчленения составного союза в сложноподчинённом предложении?
  • Какое есть норма о постановке запятой в предложении с союзами «благодаря тому что», «в то время как» и т.п.?
  • Как верно: «потому что» либо «потому, что»?
  • Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной:

    1) союзы : а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные; в) по связи с теми или иными синтаксическими значениями: семантические (хотя, если) / асемантические, т.е. синтаксические (что , как и др.); г) по участию в дифференциации синтаксического значения: союзы дифференцирующего / недифференцирующего типа;

    2) союзные слова , представляющие собой относительные местоимения или местоименные наречия и коррелирующие с определенными опорными словами;

    3) интонация завершенности или незавершенности;

    4) корреляты – указательные местоимения, употребленные в главной части и говорящие о ее незавершенности;

    5) опорные слова – слова в главной части, распространяемые придаточной частью;

    6) порядок предикативных частей : фиксированный и нефиксированный;

    7) парадигма : свободная и несвободная;

    8) типизированные лексические элементы : а) эмоциональная лексика; б) модальная лексика; в) антонимическая лексика;

    9) частные средства связи : а) параллелизм строения предикативных частей; б) неполнота одной из частей.

    • - Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении, например: И, сделав это,...

      Справочник по правописанию и стилистике

    • - ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две части, например: Кто виноват...

      Справочник по правописанию и стилистике

    • Справочник по правописанию и стилистике

    • - При интонационном подчеркивании придаточные и з ъ я с н и т е л ь н ы е, реже у с л о в н ы е и у с т у п и т е л ь н ы е, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде...

      Справочник по правописанию и стилистике

    • - 1) сочинительные и подчинительные союзы; 2) союзные слова, или реляты в сложноподчиненном предложении; 3) корреляты; 4) опорные слова в сложноподчиненных предложениях нерасчлененной структуры; 5) интонация...
    • - 1) соединительные союзы; 2) разделительные союзы; 3) противительные союзы; 4) пояснительные союзы; 5) присоединительные...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая...

      Синтаксис: Словарь-справочник

    • Синтаксис: Словарь-справочник

    • - 1) широкое использование двойных союзов: если... то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

      Синтаксис: Словарь-справочник

    • Синтаксис: Словарь-справочник

    • - Средства, к которым относятся особенности строения предикативных частей, обусловленные необходимостью их связи с другими частями: 1) парадигма сложного предложения, включающая около 49 членов, отражающая соотношение...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - Частные синтаксические значения, которые определяются лексическим наполнением предикативных частей: 1) синтаксические специализированные элементы-конкретизаторы синтаксических значений следствия, результата,...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - 1) широкое использование двойных союзов: если.. то, если... так и др.; 2) сочетание союзов: что если, что хотя и др....

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - 1) опорные слова с прогнозирующей функцией в составе первой части: а) глаголы восприятия, глаголы мыслительной и речевой деятельности и соотносительные с ними существительные, прилагательные, слова категории...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    • - Средства связи, образующие структурный механизм, определяющий зависимость придаточной части от главной: 1) союзы: а) по структуре: простые, сложные, составные; б) по числу занимаемых позиций: одноместные / двухместные...

      Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    "средства связи предикативных частей в сложноподчиненном предложении" в книгах

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

    автора

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 115. В придаточных частях сложноподчиненного предложения используются союзы и союзные слова будто, где, даром что, если (если… то), ибо, зачем, как будто, как только, как, какой, когда, который, кто, куда, лишь, лишь только,

    в сложноподчиненном предложении

    Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир Владимирович

    в сложноподчиненном предложении запятаямежду главной и придаточной частями предложения § 115перед словами особенно, в частности, а именно, а также, а (но) только и др., если они стоят перед подчинительным союзом § 116перед усилительно-ограничительными частицами как раз,

    XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

    автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    XXVIII. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой, или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Сколько

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него ещё ребенок

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные (дополнительные и подлежащные), реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза и

    § 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 113. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в сложноподчиненном предложении ставятся в качестве единого знака: 1) перед главным предложением, которому предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного целого на две

    XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    XXVIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ § 107. Запятая между главным и придаточным предложениями Придаточное предложение отделяется от главного запятой или выделяется запятыми с двух сторон, если находится внутри главного предложения, например: Когда мы

    § 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 109. Пунктуация в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными 1. Между однородными придаточными предложениями, не соединенными союзами, ставится запятая, например: Мне казалось, что отец смотрит на меня насмешливо и недоверчиво, что я для него еще ребенок

    § 111. Тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 111. Тире в сложноподчиненном предложении При интонационном подчеркивании придаточные изъяснительные, реже условные и уступительные, стоящие впереди главного предложения, могут отделяться от него не запятой, а тире, например: Буде спросит кто о чем - молчи… (Пушкин);

    § 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 112. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей части сложного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается длительная пауза,

    § 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении

    автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 37. Точка с запятой в сложноподчиненном предложении Если однородные придаточные части сложноподчиненного предложения распространены, особенно если внутри них имеются запятые, то между такими придаточными частями вместо запятой может ставиться точка с запятой: О чём

    § 38. Тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 38. Тире в сложноподчиненном предложении 1. Тире ставится для интонационного отделения главной части сложноподчиненного предложения от придаточной. Чаще всего тире употребляется в тех случаях, когда главной части предшествует:1) придаточная изъяснительная: Как он

    § 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 39. Двоеточие в сложноподчиненном предложении Двоеточие ставится перед подчинительным союзом в тех редких случаях, когда в предшествующей главной части сложноподчиненного предложения содержится особое предупреждение о последующем разъяснении (в этом месте делается

    § 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

    Из книги Справочник по русскому языку. Пунктуация автора Розенталь Дитмар Эльяшевич

    § 40. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении Запятая и тире в качестве единого знака ставятся в сложноподчиненном предложении:1) перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных, если подчеркивается распадение сложного предложения на две

    Цель:

    • научить находить главное и придаточное предложения и устанавливать смысловые отношения между ними с помощью вопроса;
    • определять средства связи придаточного с главным;
    • правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

    Задачи:

    1. Повторение и углубление сведений о сложном предложении.
    2. Введение понятия о сложноподчиненном предложении.
    3. Нахождение в сложноподчиненном предложении главного и придаточного предложения, видеть средства связи между частями предложения.
    4. Проверить понимание степени усвоения материала по теме.
    5. Развивать мыслительную деятельность учащихся.
    6. Развивать умение работать в группе, давать оценку ответа одноклассника.
    7. Воспитание осознанного интереса к родному языку как средству получения знаний.

    Оборудование:

    • презентация, карточки с текстом для анализа;
    • карточки с лингвистическим текстом;
    • оценочная карта для каждого ученика.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть, желаю вам хорошего настроения на уроке, плодотворной, творческой работы.

    II. Мотивационный этап.

    1) Письменный опрос.

    На доске (или слайде) – предложения. Укажите вид предложения, способ связи.

    1. Поток в этом месте был настолько бурным, что трудно было устоять на ногах
    2. Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
      И трещит, и пытает костер.
    3. Пришла зима, и леса оделись в золотой наряд.
    4. Деревья быстро пожелтели.
    5. Покраснела рябина, посинела вода.

    1 ученик работает у доски. В тетради учащихся должно быть написано:

    1. СПП, интонация, союз.
    2. ССП, интонация, союз.
    3. ССП, интонация, союз.
    4. БСП, интонация.

    2) Фронтальный опрос.

    В каком разделе языкознания изучается предложение?

    На какие группы делятся все предложения?

    В чем отличие простого предложения от сложного?

    Какие виды предложений вы знаете?

    В чем отличие союзных предложений от бессоюзных?

    Какие средства связи между частями предложения?

    Какой вид предложений мы уже изучили?

    3) Целеполагание.

    Как вы думаете, что будем изучать сегодня; какова тема нашего урока? (Сложноподчиненное предложение.)

    Что должны будем узнать, усвоить в ходе занятия? (Что такое СПП, из каких частей оно состоит, с помощью чего связываются части предложения, знаки препинания в СПП.)

    III. Операционно-познавательный этап.

    1. На доске (слайде) записаны СПП. Проанализируем их, попробуем сформулировать общий вывод: каково строение СПП, средства связи в сложноподчиненном предложении.

    Из скольких частей состоит сложноподчиненное предложение, каких?

    Что обозначает главное предложение?

    Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному?

    К чему может относиться придаточное предложение? (К опорному слову или словосочетанию, к грамматической основе главного, ко всему главному предложению.)

    Расскажите о постановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении.

    Чем интересны следующие предложения?

    (Если в предложении несколько придаточных, то они могут подчиняться не только главному, но и друг другу)

    2. Закрепление теоретического материала на практике. Работа с текстом.

    Напечатанный текст лежит у каждого ученика на парте.

    Прочитайте текст. Определите его стиль. (Публицистический.)

    Если верить заявлениям самого Мусина-Пушкина, то «Слово о полку Игореве» граф обнаружил в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Так или иначе, но древняя рукопись, написанная старинным почерком, стала его собственностью. Не один год граф вместе с высокоучеными своими помощниками разбирал это произведение, которое издал впоследствии вместе с переводом и комментарием.

    Путешествие книги по морю словесности получилось не только кругосветным (к концу XX века она будет переведена на десятки языков), но и весьма бурным. Когда в 1812 году в Москву вошли наполеоновские войска, в огне пожара погибла графская библиотека, а вместе с ней и древняя рукопись. Потомкам остались только первое издание да рукописная копия.

    Это дало возможность скептикам заявить, что «Слово…» – ловкая, созданная в восемнадцатом веке подделка. До сих пор, несмотря на существование авторитетных исследований, подтверждающих древность этого литературного памятника, ученые спорят о его подлинности.
    (Энциклопедия для детей. Русская литература.)

    Скептик – человек, который ко всему относится недоверчиво, скептически.

    Работать будем в группах.

    Задание для 1 группы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения, выделите их части, установите смысловую часть (задайте вопрос), выделите средства связи.

    Задание для 2 группы. Найдите в тексте сложносочиненные предложения, соответствующие схемам:

    1. […глагол], (что…).
    2. (Когда…), […].
    3. […ук.сл. + сущ.], (которое…).

    В каком случае можно поменять местами главное и придаточное предложения? (Схема №2.)

    Один представитель от 1 группы чертит на доске схемы СПП. Представители второй группы наблюдают, могут задавать уточняющие вопросы.

    Представитель от 2 группы зачитывает предложения, соответствующие схемам, отвечает на вопрос. Учащиеся из противоположной группы также могут задавать вопросы.

    Какое умение мы отрабатывали, выполняя это задание? (Умение находить СПП в тексте, составлять его схему, узнали, что место придаточного предложения может быть фиксированным и подвижным.)

    IV. Рефлексивно-оценочный этап.

    Вставьте в лингвистический текст пропущенные слова (на карточках):

    Сложноподчиненные предложения состоят из _________ и _________. Предложения, входящие в состав сложноподчиненного предложения, объединены с помощью _________, _________, а также _________. Придаточное предложение может относиться к _________ или _________, к _________, а иногда _________. Придаточное может занимать _________ место по отношению к главному. В сложноподчиненных предложениях придаточное предложение выделяется на письме независимо от позиции по отношению к главному:
    _________, если находится после или перед главным;
    _________, если находится внутри главного.
    Место придаточного предложения может быть _________ и _________.

    Проверка (устно или готовый текст проецируется на слайде).

    1. Без ошибок – «5».
    2. 1, 2 ошибки – «4».
    3. 3, 4 ошибки – «3».

    V. Домашнее задание.

    Параграф 18,19 (связный рассказ о сложносочиненном предложении), упр. 86.

    Я бы хотела всех поблагодарить за хорошую работу.

    Литература:

    1. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. / Л. А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч. Ред. Н.М. Шанский - 5-е издание. - М.: Просвещение, 2008. - 206 с.: ил. - ISBN 978-5-09-019379-5.
    2. Русский язык. 9 класс: поурочные планы по учебнику. Л.А. Тростенцовой / авт.-сост. Т.М. Амбушева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143 с.
    3. С.Л. Островский. Как сделать презентацию к уроку. Первое сентября 2010. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок".

    Предложение - это синтаксическая единица, характеризующаяся смысловой и грамматической завершенностью. Один из главных его признаков - наличие предикативных частей. По количеству грамматических основ все предложения относятся к простым или сложным. И те и другие выполняют в речи свою главную функцию - коммуникативную.

    Виды сложных предложений в русском языке

    В составе сложного выделяют два и более простых предложения, связанных между собой при помощи союзов или только интонации. При этом его предикативные части сохраняют свою структуру, но утрачивают смысловую и интонационную законченность. Способы и средства связи определяют виды сложных предложений. Таблица с примерами позволяет определить главные различия между ними.

    Сложносочиненные предложения

    Их предикативные части независимы по отношению друг к другу и равноправны по смыслу. Их можно легко разделить на простые и переставить местами. В качестве средства связи выступают сочинительные союзы, которые делятся на три группы. На их основе выделяют следующие виды сложных предложений с сочинительной связью.

    1. С соединительными союзами: И, ТОЖЕ, ДА (=И), ТАКЖЕ, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, КАК…ТАК И, ДА И. При этом части составных союзов будут располагаться в разных простых предложениях.

    Весь город уже спал, я тоже отправился домой. Вскоре Антон не только перечитал все книги домашней библиотеки, но и обратился к товарищам.

    Особенностью сложносочиненных предложений является то, что описываемые в разных предикативных частях события могут происходить одновременно (И гром гремел, и солнышко пробивалось сквозь тучи ), последовательно (Прогрохотал поезд, и вслед за ним промчался самосвал ) или же одно вытекает из другого (Уже совсем стемнело, и необходимо было расходиться ).

    1. С противительными союзами: НО, А, ОДНАКО, ДА (=НО), ЗАТО, ЖЕ. Эти виды сложных предложений характеризуются установлением отношений противопоставления (Дед, вроде бы, все понял, но Григорию еще долго пришлось убеждать его в необходимости поездки ) или сопоставления (Одни суетились на кухне, а другие принялись за уборку сада ) между его частями.
    2. С разделительными союзами: ЛИБО, ИЛИ, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО…ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ. Первые два союза могут быть одиночными или повторяющимися. Пора было приступать к работе, или его ждало увольнение. Возможные отношения между частями: взаимоисключение (То ли у Пал Палыча действительно разболелась голова, то ли ему просто стало скучно ), чередование (Весь день ее то охватывала хандра, то вдруг подступал необъяснимый приступ веселья ).

    Рассматривая виды сложных предложений с сочинительной связью, нужно отметить, что соединительные союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ и противительный ЖЕ всегда располагаются за первым словом второй части.

    Основные виды сложных предложений с подчинительной связью

    Наличие главной и зависимой (придаточной) части - вот их главное качество. Средством связи являются подчинительные союзы или союзные слова: наречия и относительные местоимения. Главная трудность их разграничения в том, что некоторые из них омонимичны. В таких случаях поможет подсказка: союзное слово, в отличие от союза, всегда является членом предложения. Вот примеры таких омоформ. Я точно знал, что (союзное слово, можно задать вопрос) мне искать. Танюшка совсем позабыла, что (союз) встречу назначили на утро.

    Еще одной особенностью СПП является расположение его предикативных частей. Место придаточной четко не определено. Она может стоять перед, после или в середине главной части.

    Виды придаточных в СПП

    Традиционно принято соотносить зависимые части с членами предложения. Исходя из этого выделяют три основные группы, на которые делятся такие сложные предложения. Примеры представлены в таблице.

    Тип придаточной

    Вопрос

    Средство связи

    Пример

    Определительные

    Какой, который, чей, когда, что, где и др.

    У горы стоял дом, крыша которого уже изрядно прохудилась.

    Изъяснительные

    Падежные

    Что (с. и с.сл.), как (с. и с.сл.), чтобы, будто, как бы, то ли… то ли,кто, как и др.

    Михаил не понимал, как решить проблему.

    Обстоятельственные

    Когда? Как долго?

    Когда, пока, как, едва, в то время как, с тех пор как и др.

    Мальчик ждал до той поры, пока солнце совсем не село.

    Где? Куда? Откуда?

    Где, куда, откуда

    Изместьев положил бумаги туда, где их никто не мог найти.

    Почему? Отчего?

    Потому что, так как, ибо, благодаря тому что и др.

    Извозчик остановился, ибо лошади вдруг зафыркали.

    Следствия

    Что из этого следует?

    К утру прояснилось, так что отряд отправился дальше.

    При каком условии?

    Если, когда (= если), коли, раз, в случае если

    Если дочь не звонила по неделе, мать поневоле начинала беспокоиться.

    Зачем? С какой целью?

    Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы, лишь бы,

    Фролов был готов на все, чтобы получить это место.

    Несмотря на что? Вопреки чему?

    Хотя, несмотря на то что, пусть, даром что, кто ни и др.

    Вечер в общем-то удался, хотя и были мелкие недочеты в его организации.

    Сравнения

    Как? Подобно чему?

    Как, будто, точно, словно, подобно тому как, как будто, так же как, как бы,

    Снежинки большими, частыми хлопьями слетали вниз, будто их кто-то сыпал из мешка.

    Меры и степени

    До какой степени?

    Что, чтобы, как, словно, будто, сколько, насколько

    Установилась такая тишина, что становилось как-то не по себе.

    Присоединительные

    что (в косв. падеже), почему, отчего, зачем = местоимению это

    Машины все не было, отчего тревога только возрастала.

    СПП с несколькими придаточными

    Иногда сложноподчиненное предложение может содержать две и более зависимые части, которые по-разному соотносятся друг с другом.

    В зависимости от этого выделяют следующие способы связи простых в сложные предложения (примеры помогают выстроить схему описываемых конструкций).

    1. С последовательным подчинением. Следующая придаточная часть зависит непосредственно от предыдущей. Мне казалось, что этот день никогда не закончится, так как проблем становилось все больше.
    2. С параллельным однородным соподчинением. Обе (все) придаточные зависят от одного слова (всей части) и относятся к одному виду. Такая конструкция напоминает предложение с однородными членами. Между придаточными частями могут быть сочинительные союзы. Вскоре стало ясно, что все это являлось только блефом и что никаких серьезных решений принято не было.
    3. С параллельным неоднородным соподчинением. Зависимые разного вида и относятся к разным словам (всей части). Огород, который засеяли в мае, уже давал первый урожай, потому жить становилось легче.

    Бессоюзное сложное предложение

    Главное отличие - части связаны лишь по смыслу и интонационно. Поэтому на первый план выступают складывающиеся между ними отношения. Именно они влияют на постановку знаков препинания: запятой, тире, двоеточия, точки с запятой.

    Виды бессоюзных сложных предложений

    1. Части равноправны, порядок их расположения свободный. Слева от дороги росли высокие деревья, справа тянулся неглубокий овраг.
    2. Части неравноправны, вторая:
    • раскрывает содержание 1-й (Эти звуки вызывало беспокойство: (= а именно) в углу кто-то настойчиво шуршал );
    • дополняет 1-юю (Я вгляделся в даль: там показалась чья-то фигура );
    • указывает на причину (Света засмеялась: (= так как) лицо соседа было измазано грязью ).

    3. Между частями контрастные отношения. Это проявляется в том, что:

    • первая указывает на время или условие (Опаздываю на пять минут - уже никого нет );
    • во второй неожиданный результат (Федор только разогнался - соперник сразу остался в хвосте ); противопоставление (Боль становится невыносимой - ты терпи ); сравнение (Посмотрит исподлобья - Елену тут же огнем обожжет ).

    СП с разными видами связи

    Часто встречаются конструкции, имеющие в своем составе три и более предикативные части. Соответственно, между ними могут быть сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова или только знаки препинания (интонация и смысловые отношения). Это сложные предложения (примеры широко представлены в художественной литературе) с различными видами связи. Михаилу уже давно хотелось изменить свою жизнь, но его постоянно что-то останавливало; в результате рутина с каждым днем все больше затягивала его.

    Поможет обобщить информацию по теме «Виды сложных предложений» схема: