Сценарий литературной гостиной, посвященной поэзии великой отечественной войны. Сценарий музыкальной гостиной к дню победы Литературная гостиная ко дню победы сценарий

26.11.2023

Ход мероприятия

1 СЛАЙД
Звучит мелодия «Прощание славянки»

Ведущий: Добрый день, уважаемые зрители! Сегодня, накануне празднования Дня Победы, мы вспоминаем тех, кто воевал, кто писал о войне, кто погиб во имя мира и свободы.

Ведущий: Хотя прошло более полувека со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу. Остаются в строю и стихи той поры, и произведения, и песни, окрылявшие в годы войны душу солдата. А иначе и быть не могло. Литература - это не только зеркало жизни, это сама жизнь.
Так давайте же сегодня прикоснемся сердцем к подвигам наших солдат!

Ведущий: Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду…

Вспоминаем, вспоминаем это снова!

Ведущий: Вспоминаем эту ночь и в этот час

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.


Ведущий:
2 СЛАЙД ЩЕЛЧОК Разве погибнуть ты нам обещала, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве для смерти рождаются дети, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

ЩЕЛЧОК Ведущий Тихо сказала: «Вставайте на помощь… Родина»

На сцену выходят участники. Они стоят спиной к зрительному залу, оставаясь невидимыми до первых слов. На словах поочередно разворачиваются с зажженными свечами.

3 СЛАЙД

1. Я хотел жить, учиться, еще чуть-чуть и я бы стал доктором...

2. В нашем селе не было учительницы начальных классов, и я мечтала ею стать...

3. Я готовился стать отцом. «Будет сын, - говорил я Светлане, а она смеялась и отвечала: «Ага, сын с косичками»...

4. Я дом строил. Свой, добротный, бревенчатый, с узорчатыми ставнями, с окнами на реку...

- Мы, погибшие на полях сражений...

- Мы, замученные в концлагерях...

- Мы, погибшие в оккупации...

- Мы, умершие от голода...

Ведущий
Недоучились и недостроили. Так и не услышали долгожданных слов: «Мама, папа».

Виной тому стала... ВОЙНА! А она начиналась так...

4 СЛАЙД
Вед.: Этот день начался не тихой зарей, а грохотом бомб, свистом пуль и скрежетом стали. 22 июня 1941 года. Война. В этот день писатели Москвы собрались как по боевой тревоге, на митинг.

Ведущий: Над землей война металась

По земле пожаром шла

Землю кровью пропитала,

И расплавленным металлом

На три метра пролила.

Ведущий: Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.

Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,

Нам досталась надолго нелегкая участь солдат.

Выходят Саша и Вика .

Мелодия «С чего начинается Родина»

Девушка читает стих. «До свидания, мальчики» Б. Окуджава


Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли -
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили
и ушли, за солдатом - солдат...
До свидания, мальчики!
Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат
и себя не щадите,
и все-таки
постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым,
наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки.
Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки!
Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Парень читает стих. «Жди меня» К. Симонов)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет:- Повезло.-
Не понять не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

5 СЛАЙД
Ведущий: Великая Отечественная война против гитлеровской Германии была священной, освободительной, всенародной. Победу приближали не только мужчины. Нежные, хрупкие девушки и женщины тоже взвалили на себя тяжесть войны. Женщины умели не только ждать, но и стоять за станком, растить детей, воевать.

6 СЛАЙД Ведущий: Говорят: «У войны не женское лицо», но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, они были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Стала медсестрой Вероника Тушнова ЩЕЛЧОК

Слово их тоже было оружием. Анна Ахматова ЩЕЛЧОК , Ольга Берггольц ЩЕЛЧОК … Их стихи знали, ждали…
(Чтение наизусть стихотворения О.Берггольц «Я никогда героем не была»

Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
я не геройствовала, а жила.

И не хвалюсь я тем, что в дни блокады
не изменяла радости земной,
что, как роса, сияла эта радость,
угрюмо озаренная войной.

И если чем-нибудь могу гордиться,
то, как и все друзья мои вокруг,
горжусь, что до сих пор могу трудиться,
не складывая ослабевших рук.
Горжусь, что в эти дни, как никогда,
мы знали вдохновение труда.

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам.

О да, мы счастье страшное открыли, -
достойно не воспетое пока,
когда последней коркою делились,
последнею щепоткой табака,
когда вели полночные беседы
у бедного и дымного огня,
как будем жить, когда придет победа,
всю нашу жизнь по-новому ценя.

И ты, мой друг, ты даже в годы мира,
как полдень жизни будешь вспоминать
дом на проспекте Красных Командиров,
где тлел огонь и дуло от окна.
Ты выпрямишься вновь, как нынче, молод.
Ликуя, плача, сердце позовет

Да здравствует, да царствует всегда
простая человеческая радость,
основа обороны и труда,
бессмертие и сила Ленинграда.
Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек,
как Труженик,
как Воин.

Сестра моя, товарищ, друг и брат:
ведь это мы, крещенные блокадой.
Нас вместе называют - Ленинград;
и шар земной гордится Ленинградом.

Двойною жизнью мы сейчас живем:
в кольце и стуже, в голоде, в печали
мы дышим завтрашним -
счастливым, щедрым днем.
Мы этот день уже завоевали-

И ночь ли будет, утро или вечер,
но в этот день мы встанем и пойдем
воительнице-армии навстречу
в освобожденном городе своем.
Мы выйдем без цветов,
в помятых касках,
в тяжелых ватниках,
в промерзших полумасках,

как равные - приветствуя войска.
И, крылья мечевидные расправив,
над нами встанет бронзовая слава,
держа венок в обугленных руках.

Ведущий: 6 СЛАЙД Юлия Владимировна Друнина. Девочка из интеллигентной московской учительской семьи, стихи писала с детства.

Слайд (фото, слова)

Выходит ученица (Юлия Друнина):

В 17 лет я прямо со школьной скамьи добровольцем ушла на фронт, работала санитаркой в госпитале. Затем - санинструктором в пехотном батальоне. Воевала в пехоте, в артиллерии. Была ранена, награждена медалью «За отвагу», орденом Красного Знамени. В 1944 году меня демобилизовали по инвалидности после очередной контузии.

Хотя я писала с детства, но почувствовала себя поэтом в 1944 году. Первая подборка стихов была опубликована в 1945 году в журнале «Знамя», конечно, стихи были о войне.

(Стихотворение Ю Друниной «Не плакала»)

Ах, Лидочки, Настеньки, Тани,
Сиянье доверчивых глаз!
Откуда в часы испытаний
Вдруг силы берутся у вас?

Так хочется счастья и мира!
Но ежели… нам не впервой…
Припала вдова командира
К планшетке его полевой.

Припала, губу закусила,
А плакать нельзя - ребятня…
- Как звать тебя? Может, Россия?
- Я - Лида. Так кличут меня.

Сквозь трудные слезы, сурово,
Любовью и гневом полны,
Вдове улыбаются вдовы
Великой священной войны…

(Стихотворение «Зинка» Ю. Друниной читают наизусть по ролям)

2 девушки

Памяти однополчанки - Героя Советского Союза Зины Самсоновой.

1. Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, сырой земле.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет.

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Отогрелись мы еле-еле,

Вдруг нежданный приказ: "Вперед!"

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

2. С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

3. - Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала...

Ведущий: Не женское это дело – убивать, но тогда, в 41-м, уходили на фронт совсем еще молодые девушки, всеми правдами и неправдами осаждая военкоматы, прибавляя себе год-два, рвались на передовую. О таких девушках писал Борис Львович Васильев 8 СЛАЙД

Выходит ученик (Б. Васильев):

Я родился в Смоленске в семье кадровых военных. Быть военным не собирался, мечтал стать историком, но война все перечеркнула. 8 июля 1941 года я, девятиклассник- доброволец, в составе истребительного батальона прибыл на фронт. Участвовал в боях за родной Смоленск, под Вязьмой. После войны стал профессионально заниматься литературой. Написаны повести «Встречный бой», «Завтра была война», а первая повесть «А зори здесь тихие» сразу же получила признание читателей.

9 СЛАЙД (2 ЩЕЛЧКА)
Сценка из романа Б. Васильева «А зори здесь тихие».

Кирьянова говорила коротко: сказала два раза "слушаю" да раз пять поддакнула. Старшина:

Стройте людей.

Построены, товарищ старшина.

Строй, нечего сказать. У одной волосы, как грива, до пояса, У другой какие-то бумажки в голове. Вояки! Чеши с такими лес, лови немцев с автоматами! А у них, между прочим, одни родимые, образца 1891-го дробь 30-го года...

Вольно!

Женя, Галя, Лиза... Сморщился старшина:

Погодите, Осянина! Немцев идем ловить - не рыбу. Так чтоб хоть стрелять умели, что ли...

Умеют.

Хотел Васков рукой махнуть, но спохватился:

Да, вот еще. Может, немецкий кто знает?

Я знаю.

Что - я? Что такое я? Докладывать надо!

Боец Гурвич.

Ох-хо-хо! Как по-ихнему - руки вверх?

Хенде хох.

Точно, - махнул-таки рукой старшина. - Ну, давай, Гурвич...

Выстроились эти пятеро. Серьезные, как дети, но испуга вроде пока нет.

Идем на двое суток, так надо считать. Взять сухой паек, патронов... по пять обойм. Подзаправиться... Ну, поесть, значит, плотно. Обуться по-человечески, в порядок себя привести, подготовиться. На все - сорок минут.

Остаток времени старшина посвятил небольшой лекции, вводящей, по его мнению, бойцов в курс дела:

Противника не бойтесь. Он по нашим тылам идет, - значит, сам боится. Но близко не подпускайте, потому как противник все же мужик здоровый и вооружен специально для ближнего боя. Если уж случится, что рядом он окажется, тогда затаитесь лучше. Только не бегите, упаси бог: в бегущего из автомата попасть - одно удовольствие. Ходите только по двое. В пути не отставать и не разговаривать. Если дорога попадется, как надо действовать?

Знаем, - сказала рыжая. - Одна - справа, другая - слева.

Скрытно, - уточнил Федот Евграфыч. - Порядок движения такой будет: впереди - головной дозор в составе младшего сержанта с бойцом. Затем в ста метрах - основное ядро: я... - он оглядел свой отряд, - с переводчицей. В ста метрах за нами - последняя пара. Идти, конечно, не рядом, а на расстоянии видимости. В случае обнаружения противника или чего непонятного... Кто по-звериному или там по-птичьему кричать может?

Захихикали, дуры...

Я серьезно спрашиваю! В лесу сигналы голосом не подашь: у немца тоже уши есть. Примолкли.

Я умею, - робко сказала Гурвич. - По ослиному: и-а, и-а!

Ослы здесь не водятся, - с неудовольствием заметил старшина. - Ладно, давайте крякать учиться. Как утки.

Показал, а они засмеялись. Чего им вдруг весело стало, Васков не понял, но и сам улыбки не сдержал.

10 СЛАЙД
Ведущий: Юрий Васильевич Бондарев. В июне 1941 года Юре Бондареву было чуть больше 17-ти лет. Как все сверстники, он рвался на фронт.

Слайд (фото)

Выходит ученик (Ю. Бондарев):

Я окончил ускоренный курс артиллерийского училища и уже в 1942 году воевал под Сталинградом.

Роман «Горячий снег», написанный в 1969 году, как раз об этих событиях: о боях на подступах к Сталинграду артиллерийской батареи. По мотивам этого романа был снят художественный фильм под тем же названием. В 1945 году после очередного ранения я демобилизовался. В свое книге «Мгновения» я написал: «Война уже стала историей. Но так ли это? Для меня ясно одно: главные участники истории – это люди и время. Не забывать время- это значит не забывать людей, не забывать людей - это значит не забывать время. Быть историчным – это быть современным».


(Просмотр отрывка из фильма «Батальоны просят огня»)

11 СЛАЙД
Ведущий: Виктор Петрович Астафьев – сибиряк. Детдомовец. В 1942 году добровольцем ушел на фронт.

Слайд (фото)

Ученик (Астафьев):

Я воевал в артиллерии, был связистом, шофером, артиллерийским разведчиком. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, был тяжело ранен, контужен, в 1945 году демобилизован. Я всегла чувствовал вину перед теми, кто не дожил, не долюбил. Свою правду о войне поведал в повестях: «Веселый солдат», «Так хочется жить», в страшном монументальном романе «Прокляты и убиты».

Ведущий: Не о бессмертном народе-победителе писал В.П.Астафьев, а о «рядовом» человеке на войне, который сохраняет в себе доброту, любовь в адских условиях чудовищной, испепеляющей стихии войны.

Ведущий: Они. Молодые солдаты, вынесли на своих плечах основные тяготы войны. Такие, как простой русский солдат Василий Теркин – герой поэмы Твардовского.
12 СЛАЙД

(На сцену выходит Василий Теркин)

Теркин: Вот пришел я с полустанка

В свой родимый сельсовет.

Я пришел, а тут гулянка.

Нет гулянки? Ладно. нет,

Я в другой колхоз, и в третий

Вся округа на виду,

Где-нибудь на этом свете

На гулянку попаду.

13 СЛАЙД
Ведущий: А любовь на войне? На войне чувства были еще острее, пронзительнее, потому что никогда солдат не знал, долго ли продлится его счастье.

Ведущий: Я не знаю, у какой заставы

Вдруг умолкну в завтрашнем бою,

Умирая, вспомню я опять

Девушку, которую люблю

Ту, что не успел поцеловать.

14 СЛАЙД
Ведущий: Многие современные поэты пишут о войне. Среди них Владимир Семенович Высоцкий. Он был ребенком, когда началась война. Вырос в семье военного, и поэтому знал многое о войне. Тема войны пронесена Высоцким через всю жизнь.

Ведущий: Сам Владимир Высоцкий объяснял это так: «…почему у меня много военных песен? Почему я так часто обращаюсь к военной теме?.. Во-первых, нельзя об этом забывать. Война всегда будет волновать –это такая великая победа, которая на четыре года покрыла нашу землю. Во-вторых, у меня военная семья…»

Ведущий: «Песни Высоцкого о войне – это, прежде всего, песни очень настоящих людей… Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. Именно так и переходят от родителей к детям самые значительные, самые высокие понятия…» (Р.Рождественский)

15 СЛАЙД
Вед. ЩЕЛЧОК Всеволод Багрицкий – погиб в 19 лет под Ленинградом, записывая рассказ политрука.

ЩЕЛЧОК Павел Коган – погиб в 23 года под Новороссийском, возглавляя разведгруппу.

ЩЕЛЧОК Николай Майоров – убит в бою на Смоленщине в 23 года

ЩЕЛЧОК Михаил Кульчицкий – погиб в 23 года под Сталинградом.

ЩЕЛЧОК Семен Гудзенко – умер от ран.

Ведущий: Человеческая память. Время не властно над ней. И сколько бы лет и десятилетий не прошло, люди Земли снова и снова будут возвращаться к нашей Победе.

16 СЛАЙД

(Звучит песня «Журавли», слайды героев Сов. Союза Мишкинского района)

Ведущий: Мы вас помним, солдаты

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

Ведущий: Чашу страданья испив всю до дна,

Вы из жизни ушли молодыми,

Но в памяти нашей во все времена

Останетесь вечно живыми.

Ведущий: Нет, время не властно над нами

Нашей скорби ему не убить.

Омоем ваш прах мы слезами

Учась благодарными быть.

Ведущий: Литература о войне – это дань памяти подвигу русского народа, подвигу русского солдата. Эту эстафету памяти мы должны передать следующим поколениям.
17 СЛАЙД

(Стихотворение читает ученица 3 класса «Я рисую людей»)

Я рисую людей,

Я рисую траву,

Я рисую все то,

Что вокруг наяву.

Я рисую дома

И сады на луне.

Я рисую все то,

Что увижу во сне.

Не хочу рисовать я

Разрывы от бомб.

Пусть не плачет

Никто на рисунке моем.

Мы в обиду планету свою не дадим.

«Да!»- цветущим садам

«Нет!»- войне говорим.

Финальная песня «Здравствуй, мир» (муз. Л. Квинт, сл. В. Кострова)

Цель: формирование патриотического сознания молодого поколения на основе героических событий истории средствами литературного образования.

Задачи:

Углублять знания учащихся по истории и литературе периода Великой Отечественной войны;

Воспитывать чувство благодарности ветеранам за Победу в Великой Отечественной войне; воспитывать мужество, патриотические чувства

Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Строки, опалённые войной….»; книжная выставка «Поэзия фронтовых лет»

Ход мероприятия
Звучит песня «В лесу прифронтовом» в исполнении Натальи Подольской.

1-й ведущий
С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из тягчайших испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего насмерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу.

2-й ведущий

Наш долг — хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветную любовь к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

1-й ведущий

И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
И она спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.

2-й ведущий

Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — всё это, живые,
Нам — отрада одна,
Что недаром боролись
Мы за Родину-мать,
Пусть не слышен наш голос —
Вы должны его знать.

Звучит песня «Журавли» (стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева, композитор Ян Френкель в исполнении учащегося лицея)

Минута молчания.

1-й ведущий

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И тёплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

Звучит песня «От героев былых времен» (из к/ф «Офицеры») в исполнении Василия Ланового.

2-й ведущий

Война — это 1000км от Бреста до Москвы, 1600 км от Москвы до Берлина. Поездом — меньше двух суток, а наши солдаты, где по-пластунски, где ползком…— за четыре года. Война — 27 миллионов человек. 19 тысяч человек в день, 793 человека — в час, 13 человек — в минуту.

1-й ведущий

Четыре года — 1418 дней и ночей, 34032 часа! Об этом надо знать и помнить. И если сейчас объявить по каждому минуту молчания, страна молчала бы 32 года.

Альшевская А. В. с выступлением о писателях-фронтовиках (презентация). Звучит мелодия песни «Эх, дороги».

Чтец

Поэзия как вид искусства, способный на быстрый эмоциональный отклик, в первые же месяцы и даже дни войны создала произведения, которым суждено было стать эпохальными.
Уже 24 июня 1941 г. в газетах «Красная Звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Главный редактор «Красной Звезды» Дмитрий Ортенберг так описывает историю появления этого стихотворения: «Вызвал к себе литературного сотрудника Льва Соловейчика и сказал ему:

Давайте срочно стихи в номер!
Получив задание, он стал звонить поэтам. Случайно «наскочил» на Лебедева-Кумача:
- Василий Иванович, газете нужны стихи.
- Когда?
- Сегодня воскресенье. Газета выходит во вторник. Стихи непременно должны быть завтра.
- Будут…

На следующий день Лебедев-Кумач, как и обещал, принес в редакцию стихотворение. Начиналось оно так:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Вскоре композитор Александров написал музыку на эти стихи. А 27 июня ансамбль Красной Армии впервые исполнил песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на фронт.
Звучит песня «Священная война» (под песню демонстрируется видеофильм о войне).

В годы войны эта песня звучала повсеместно. Под ее звуки шли первые эшелоны на фронт, она сопровождала солдат на марше, в военной страде и тяжелой жизни тыла.
Сплачивающая, вдохновляющая роль этой песни во многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю нашего народа.

Чтение стихотворений
С. Воронин «Мама»

(учащиеся читают по строкам)

Здравствуй, мама!

Я скучаю по тебе.
Хочется к тебе родной прижаться…
Хочется поесть домашних щей
И в своей кровати отоспаться.
Хочется увидеть всех друзей,
И соседей, и девчонок тоже,
Погонять по крышам голубей,
Вновь вы с папой были бы моложе.

…завтра я в разведку в тыл врага.
Ты не бойся — мне совсем не страшно…
Ты меня дождись, родная…
Я твой сын. И скучаю по тебе ужасно.
Мама, помнишь свитер, синий свитер мой…
Ты его, пожалуйста, заштопай…
Я вернусь, и мы с тобой вновь пойдём
по улицам широким…
Мама!!!

Чтец

Самым известным стихотворением, пожалуй, является «Жди меня» К. Симонова. Я думала над тем, почему это стихотворение обрело такую популярность. Его знают и любят люди разных поколений. И, мне кажется, я поняла, в чем секрет его неумирающей популярности: на место лирического героя этого стихотворения каждый солдат мог поставить себя и обратиться со словами «жди меня» к своей подруге, любимой, маме. Ведь солдаты на войне жили памятью о доме, мечтали о встрече с любимыми, и они так нуждались в том, чтобы их ждали. И сегодня, когда ребята уходят в армию, они мечтают о том же, правда, может быть, стесняются сказать об этом вслух.

К. Симонов «Жди меня»

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Михеенко Т. Л. читает стихотворение М. Джалиля «Варварство»

Во время следующих рассказов идёт презентация «Колокола Хатыни»

1-й ведущий

В газете «Советская Белоруссия» было сообщение об одном из палачей Хатыни Григории Васюре. За усердие убийца белорусских детей Васюра был награждён медалью. Лишь совсем недавно (около 20 лет назад) его «заслуги» удалось раскрыть, хотя после войны его су¬дили за сотрудничество с немцами и приго¬ворили к 25 годам исправительно-трудовых лагерей. Но освободили по амнистии.

2-й ведущий

В 1986 году в Минске трибу¬нал Белорусского военного округа вынес ему приговор об исключительной мере наказа¬ния. После вынесения приговора Васюра об¬ращался с прошением о помиловании: «Про¬шу дать возможность мне, больному старику, дожить свою уже короткую жизнь со своей семьёй на свободе».

1-й ведущий

А думал ли он о тех, кто тоже хотел жить со своими семьями, но сгорел в огне?! О тех, по ком днём и ночью звонят ко¬локола Хатыни... Кто оставил нам, живым, слова на чёрном мраморе: «Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтоб ни¬где и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала».

2-й ведущий

186 белорусских деревень, со¬жжённых вместе с жителями, оставили нам фашисты. Их называют «сёстрами Хатыни».
Память народная… бережно хранит она имена и дела тех, кто отстаивал свободу и независимость Родины в годы Великой Отечественной войны. В их честь на территории Беларуси установлены тысячи памятников, открыты музеи, их именами названы улицы.

2-й ведущий

Невозможно забыть великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоёвана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.

Чтец

Иосиф Уткин (погиб в 1944). «Из письма»

Когда я вижу, как убитый

Сосед мой падает в бою,
Я помню не его обиды,
Я помню про его семью.
Мне представляется невольно
Его обманчивый уют.
… Он мертв уже. Ему не больно,
А их еще…письмом убьют!

Чтение стихотворений

И. Уткин. «Если я не вернусь, дорогая…»

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это - другая.
Это значит... сырая земля.

Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с родиной мне.

Только вам я всем сердцем и внемлю.
Только вами и счастлив я был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.

И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

Ю. Друнина. «Бинты»

Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна приросшие бинты
С него сорвать одним движеньем смелым.
Одним движеньем - так учили нас.
Одним движеньем - только в этом жалость...
Но встретившись со взглядом страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: "Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться - беда.
Да и ему лишь прибавляешь муки".
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.

Не надо рвать приросшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли.
Я это поняла, поймешь и ты...
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!

Ф. Липатов. «Не оседала пыль…»

Не оседала пыль,
Чадил Берлин пожаром.
Тяжелой поступью
В броне и без брони
Шла прямо по домам и тротуарам
Уверенно Победа в эти дни.
И походили площади на свалки,
Куда свезли фашистские кресты.
Штандартов обгоревших палки
Торчали, как костлявые персты.
И вот она - святая дата,
Наполненная счастьем до краев.
Стреляли вверх восторженно солдаты,
Не чувствуя усталости боев.
Еще потерь лежали тени,
Но обнимал сосед соседа.
Неслось над нежностью сирени
Одно лишь слово мощное -
ПОБЕДА!

2-й ведущий

70 лет прошло со дня освобождения территории Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Для мировой истории это, может быть, краткий миг, а для людей — это целая жизнь. Время летит, как ветер. Годы текут, как реки. Но, как утёсы, как скалы, стоят герои. Бессмертен их подвиг, потому что залогом их бессмертия стала наша память. Пусть она всегда хранит былое.

1-й ведущий

Память нужна не только тем, кто выстоял, ещё нужнее она нам — молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.

2-й ведущий

Победа досталась нам дорогой ценой. Тысячи солдат остались лежать в белорусской земле. Они до конца выполнили свой долг перед Родиной. Мы склоняем головы перед их светлой памятью.

Звучит песня «Мы за ценой не постоим» Б. Окуджавы в исполнении Нины Ургант.

1-й ведущий

Мы — дети мирных дней, мы молоды, нам кажется, что весь мир для нас. И нам так хочется многое успеть сделать. Мы родились, чтобы строить, а не разрушать, жить, а не умирать.

Рефлексия «Письмо солдату»

Звучат песни военных лет.

Альшевская Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей категории. Михеенко Таисия Леонидовна, учитель русского языка и литературы высшей категории. ГУО «Лицей г. Новополоцка»

Чтобы скачать материал или !

Музыкальная гостиная для детей и родителей «Нас песня к Победе вела»

Куркина Ирина Сергеевна, музыкальный руководитель МБДОУ-детский сада №106, г. Екатеринбург

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений (музыкальным руководителям, воспитателям), представляет собой сценарий (конспект) для проведения музыкального досуга в детском саду с участием всех субъектов образовательных отношений: педагогов, детей, родителей, социальных партнеров. Прилагается фильм-отчет с фрагментами проведенного мероприятия.

Цель: воспитание уважения к памяти защитников нашей Родины, гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.

Задачи:
- формировать, сохранять и возрождать духовно-нравственные ценности;
- воспитывать у подрастающего поколения чувство любви к родной земле, уважения к памяти ее защитников, преклонения перед подвигом своего народа в Великой Отечественной войне, глубокого уважения к ветеранам, гордости за свою Родину;
- обогащать музыкальные впечатления детей через знакомство с песнями ВОВ, обогащать опыт восприятия музыкальных произведений;
- вовлекать родителей и социальных партнеров в образовательный процесс ДОУ.

Предварительная работа:
- разучивание песен военных лет с сотрудниками ДОУ, родителями воспитанников;
- подготовка музыкальных номеров на материале песен ВОВ совместно с педагогами и учащимися ДМШ №3 г.Екатеринбурга;
- оформление афиши и приглашение родителей и воспитанников ДОУ для участия в музыкальной гостиной;
- подготовка презентации, видеоряда, тематического оформления музыкального зала для проведения мероприятия;
- разработка сценария проведения гостиной.

Оборудование, материалы: экран, проектор, сборники с текстами песен, фортепиано, музыкальный центр.

Ход мероприятия

Звучат аудиозаписи музыкальных произведений (CD-диск «Марш Победы. Марши и вальсы в исполнении духовых оркестров»). Участники гостиной занимают места в музыкальном зале. На экран проецируется слайд с афишей: «Музыкальная гостиная «Нас песня к Победе вела».

Ведущая: Добрый вечер, уважаемые дети и взрослые! Мы рады приветствовать всех вас в нашей музыкальной гостиной.
На экран проецируется слайд с эпиграфом: «Если мы войну забудем...»


Ведущая: Течет река времени. Минуло уже много десятков лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны.
Много воды с тех пор унесла река. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросло несколько поколений, которые не знали войны.
В памяти многих людей 22 июня 1941 года осталось как начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Каждую весну мы живем в преддверии праздника Великой Победы. В этом году наша страна особо отмечает ее 70-летие.
Тяжело, очень тяжело далась Победа нашим людям. Не было ни одной семьи, которую бы не затронула война. С судьбами людей тесно переплетались судьбы стихов, песен.
Стихи и песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых! Есть в них все: горечь отступления и радость наступления, мечты о мире и доме, о близких людях, любование красотой родной природы, картины солдатской жизни, рассказы о боевых подвигах.
Нашу гостиную открывает «Военная фантазия» в исполнении учащихся детской музыкальной школы №3.

Звучит «Военная фантазия» (инструментальная композиция). Во время исполнения на экран проецируются документальные кадры с военной видеохроникой.

Ведущая: События войн остаются в памяти поколений через песни. Они заставляли ненавидеть врага и звали в бой, в них люди черпали душевные силы и обретали поддержку.
«Вечер на рейде» была одной из любимых лирических песен, причем не только у моряков, про которых в ней поется. Ее пели все.
Родилась песня в Ленинграде, который уже в первые месяцы войны стал прифронтовым городом.
На экран проецируются слайды с репродукциями картин художников: «Военный Ленинград»



На дальних и ближних подступах к городу строились рубежи обороны. Все население принимало участие в этой работе. Как и все ленинградцы, авторы будущей песни композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин рыли траншеи, гасили зажигательные бомбы, а вечерами и в субботние дни работали в Ленинградском порту, который назывался «Лесной». В то время его причалы были завалены горами бревен, и надо было их убрать, сложить в штабеля, чтобы уменьшить опасность пожара от зажигательных бомб.
На экран проецируются слайды с портретами:


Однажды летним августовским вечером после трудового дня поэт и композитор присели отдохнуть на борту разгруженной баржи.
«Ничто не напоминало о войне,- вспоминал впоследствии Александр Дмитриевич (Чуркин). - Волны чуть слышно плескались о морскую гальку. Залив был окутан синей дымкой. Невдалеке на рейде стоял корабль. С него доносилась тихая музыка - там кто-то играл на баяне… Василий Павлович (Соловьев-Седой) сидел молчаливый и задумчивый.
Когда мы отправлялись домой, он сказал: «Замечательный вечер. Стоит песни…Содержание нужно такое: моряки покидают любимый город, прощаются…»
«Я думал о моряках, которые отдают свою жизнь, защищая морские подступы к нашему городу, - рассказывал
В. П. Соловьев-Седой, - и меня охватывало горячее желание выразить в музыке их настроения и чувства.
Дома я сел за рояль и за несколько часов сочинил песню, варьируя бесконечно одну и ту же фразу: «Прощай, любимый город…» Получилась мелодия припева, а слов для припева не было».
Композитор позвонил А. Д. Чуркину и попросил его приехать.
«Приехал в знакомую опустевшую квартиру, - продолжал свои воспоминания поэт. - Композитор сел за рояль, и полилась взволнованная широкая мелодия…
Начать надо так: Прощай, любимый город…, сказал Соловьев-Седой. Я «подкинул» вторую строку: уходим в море скоро. Композитор зачеркнул: «Нет, уходим завтра в море…»
Вместе мы сочинили и продолжение «и ранней порой мелькнет за кормой знакомый платок голубой…»

Звучит песня «Вечер на рейде» (исполняют сотрудники детского сада). Во время исполнения на экран проецируются документальные кадры с тематическими документальными кадрами.




Ведущая: Песни – как люди, у каждой своя биография, своя судьба. Тем и дороги они нам: разные и похожие, близкие и далекие. Авторы многих прекрасных душевных мелодий так и остались неизвестны.
Перед экраном ставится фонарь с горящей свечой. Свет в зале выключается. Звучит песня «Огонек» (исполняют сотрудники детского сада). Во время исполнения на экран проецируются слайд:

Ведущая: Сразу после начала Великой Отечественной войны журналист и поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты «Красноармейская правда». В конце осени 1941 года он приехал в штаб стрелковой дивизии, оборонявшей Истру, после чего отправился на командный пункт стрелкового полка, находившийся в деревне Кашино. По прибытии оказалось, что командный пункт отрезан от батальонов наступающей танковой дивизией Германии, а к самой деревне подходит пехота врага. Начавшийся обстрел из миномётов вынудил офицеров и журналистов засесть в блиндаже. Немцы заняли соседние дома. Тогда начальник штаба полка капитан И. К. Величкин пополз к зданиям, закидывая противника гранатами. Это вызвало ослабление вражеского обстрела и дало возможность пойти на прорыв. Благополучно пройдя минное поле, все отошли к речке и под возобновившимся миномётным обстрел переправились через неё по ещё тонкому льду к деревне Ульяшино, в которой стоял батальон.
Когда Сурков добрался до своих, то вся его шинель оказалась посечённой осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага. Ни единого… А до смерти - четыре шага». После этого оставалось только дописать: «До тебя мне дойти нелегко…»
После прихода в деревню штабисты и корреспонденты были размещены в землянке. Все были очень уставшими - настолько, что, по воспоминаниям Суркова, начальник штаба Величкин, сев есть суп, после второй ложки заснул, так как не спал четыре дня. Остальные устроились около печки, кто-то начал играть на гармони, чтобы снять напряжение. Сурков стал делать наброски для репортажа, но получились стихи. Ночью он вернулся в Москву, где и закончил своё знаменитое стихотворение «В землянке», вскоре ставшее песней. Музыку к этим стихам написал композитор Константин Листов.

На экран проецируется слайд с портретами:

На фоне следующего слайда звучит песня «В землянке» (исполняют сотрудники детского сада).


Ведущая: Текст своего стихотворения Сурков поместил в письме своей жене Софье Антоновне, написав на обороте листка слова «Тебе, солнышко моё!». На следующий день письмо в солдатском треугольнике было отправлено в город Чистополь, где семья Суркова находилась в эвакуации.
В нашей гостиной звучит песня, посвященная «военным треугольникам».

На фоне слайда с фотографиями военных писем звучит песня «Фронтовые письма» (исполняет выпускница детского сада)




Ведущая: Для солдата, где бы он ни воевал, ни голодал, ни мерз, война была войной, и каждый день ее был длиннее многих жизней. У войны страшное лицо, но, однако, в те далекие годы наши ветераны были молоды, полны сил и задора. И в короткие часы затишья мечтали о мире и о счастье.

На фоне следующего слайда звучит песня «Давно мы дома не были» (исполняют сотрудники детского сада и родители).


Ведущая:
Нежный рот и упрямые брови –
Восемнадцать девчоночьих лет.
В партизанских лесах Подмосковья
Никогда не исчезнет твой след.
Олененок с большими глазами,
Смуглых щек полудетский овал…
Посылал командир на задание –
Оказалось, в бессмертье послал…

Звучит песня «Смуглянка» (исполняют родители).


Ведущая: Удивительная судьба песни «Синий платочек». История ее началась еще до войны, осенью 1939г. в Москву приехал популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз». Он привез для столичного слушателя много песен и среди них «Синий платочек». Москва буквально заболела этой песней, которая очень долгое время оставалась популярной.
Алексей Сурков писал: «Уже с первых дней войны стало слышно, что рядом с коваными строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие лирические слова песенки «Синенький скромный платочек».
Так и было. Более того - в солдатских окопах и землянках в короткие минуты отдыха пели не только прежний довоенный вариант «Синего платочка», но и самые различные его переделки: лирические, шуточные, сатирические. Начало им было положено, пожалуй, вариантом безымянного автора. Буквально в первые дни вражеского нашествия и на мелодию «синего платочка» зазвучали слова:
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили,
Нам объявили,
Что началася война.
Дрогнут колеса вагона,
Поезд умчится стрелой.
Ты мне с перрона,
Я - с эшелона
Грустно помашем рукой..
Ночной порой
Мы распрощались с тобой.
Пиш,мой дружочек,
Хоть несколько строчек,
Милый, хороший, родной…

На экран проецируется слайд:

Ведущая: Время написания стихов фронтового варианта “Синего платочка” - 9 апреля 1942 года. Их автор - литсотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов. После одного из концертов он подошел к певице К. Шульженко и предложил ей свои стихи, сочиненные им на мелодию «Синего платочка». Стихи понравились, и песня обрела как бы второе рождение и вторую жизнь, стала одной из самых знаменитых песен военных лет.

На экран проецируется слайд:

На фоне слайдов с рисунками звучит песня «Синий платочек» (исполняют родители).



Ведущая:
Этот танец посвящаем
Нашим прадедам и дедам
Нашей Родине любимой
Честь и слава в День Победы!

На экран проецируется слайд с надписью «Я помню, я горжусь!». Ансамбль детей подготовительной группы исполняет танец «Вальс».





Ведущая: Песни военных лет были очень разные. Лирические песни несли радость солдатам в минуты отдыха, а для поднятия настроения народ сочинял частушки. Шуточные куплеты тоже помогали воевать с врагами:
Эх, частушка ты, частушка,
Слово каждое – снаряд,
Бьёт фашистов по макушке
Помогает воевать!
Не к лицу бойцу кручина
Места горю не давай!
Если даже есть причина,
Никогда не унывай! ….
Эту песню очень любили в Армии: в шутливой форме она выразила близкие всем бойцам мысли и чувства.

Просмотр видеофрагмента «Вася-Василек» из киносборника "Концерт-фронту" (Исполняет Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской армии п/у А.В.Александрова, 1942г. Солисты Георгий Бабаев и Василий Панков)

Ведущая: Давайте и мы с вами попробуем исполнить некоторые военные частушки – например, такие, какие пели в перерывах между боями девушки-воины.

На фоне слайда звучат «Военные частушки» в исполнении сотрудников детского сада.


Ведущая: Откуда, песня, ты берешь начало?
Ты в сердце у народа родилась….
В военных грозах ты звучала,
Ты с нами на трибуны поднялась.
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, осенью 1945 года, для театрализованной программы «Весна победная» Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина была написана песня «Дороги».

На экран проецируется видеоряд с фотографиями военных дорог. Звучит песня «Дороги» в исполнении ансамбля родителей




Ведущая: Много песен прозвучало на дорогах войны. Они остались в памяти миллионов людей. Для нас, взрослых, и для вас, дети, это – история нашей страны.
Отгремела война, свой кровавый собрав урожай,
Сколько лет пронеслось, сколько новых забот пережито,
Время мчится вперед, время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт и навеки ничто не забыто.
Наша жизнь,
Наша светлая радость в жестоких боях.
Вашим подвигом, доблестью, жертвою вашей добыты,
В вашу честь на земле обелиски до неба стоят.
Нет, никто не забыт, навеки ничто не забыто!

На экран проецируется видеоряд с памятниками.
На фоне видеоклипа сотрудники исполняют песни «Журавли».




Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит стихи и песни, созданные как во время ВОВ, так и после. Возможно включать в сценарий стихотворения, песни, написанные учащимися, посвященные Дню Победы или ВОВ. Песни могут звучать как в записи с дисков, так и в исполнении учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №613 Московского района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Литературно-музыкальная гостиная

«С Днем Победы»

Выполнила: Калнина Анна Алексеевна

Санкт - Петербург

2013г

ЛИТЕРАТУРНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ «С ДНЕМ ПОБЕДЫ»

Аннотация

Сценарий предназначен для учащихся средних и старших классов. Он дает возможность ознакомить учащихся с литературными и музыкальными произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Содержит стихи и песни, созданные как во время ВОВ, так и после. Возможно включать стихотворения, песни, написанные учащимися, посвященные Дню Победы или ВОВ, если таковые имеются. Песни могут звучать как в записи с дисков, так и в исполнении учащихся.

Цель: воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к своей Родине, ветеранам войны.

Место проведения: класс или актовый зал

Время проведения 60 мин.

Зал украшен воздушными шарами, плакатами и стенгазетами, посвященными ВОВ и Дню Победы. Перед началом мероприятия звучат военные песни. Справа от сцены накрыт стол (чай, конфеты, печенье) для почетных гостей – ветеранов.

1 ведущий: Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Здравствуйте, уважаемые гости, дорогие ребята, педагоги, родители.

Наша встреча посвящена самому светлому, дорогому и священному для нас празднику «Дню Победы». Этот день вместе с Россией отмечают во всех бывших республиках СССР и во многих странах мира.

2 ведущий: Ведь это была самая страшная и кровопролитная война в истории человечества. И основную тяжесть вынес на своих плечах советский народ, понесший самые многочисленные потери. От всей души поздравляем всех присутствующих с праздником и приглашаем в нашу литературно-музыкальную гостиную.

1 ученик читает стихотворение К.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете»

1 ведущий: Стар и млад поднялись на борьбу с захватчиками. Среди них была и 16-летняя Юлия Друнина. Записавшись в добровольную сандружину, она обманом попала на фронт, была ранена несколько раз. Теме ВОВ она посвятила много своих стихотворений.

2 ученик читает стихотворение Ю. Друниной «Бинты»

Звучит песня «В землянке»

Сл. А.Суркова муз. К.Листова

2 ведущий: В тяжелейших условиях, под градом вражеских пуль, в жару и стужу, под дождем и снегом, наши бойцы защищали свою Родину, бросались на амбразуры фашистских пулеметов, вели свои самолеты на таран, уничтожая врагов в воздухе, на земле и на море.

3 ученик читает стихотворение В.Высоцкого «На братских могилах»

Звучит песня «На безымянной высоте»

Сл. М.Матусовского муз. В.Баснера

1 ведущий: А в тылу оставались женщины, дети, старики. На их долю выпали не менее тяжкие испытания – непосильный труд на заводах, в поле, голод, бомбежки.

4 ученик читает стихотворение К.Симонова «Жди меня»

2 ведущий: В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юности и детства где черта?

Нам в 43 выдали медали

И только в 45 – паспорта.

Звучит песня «Ленинград»

Сл. О. Мандельштама муз. А.Пугачевой

1 ведущий: Фронтовые будни. Но и там, во время передышек между боями, бойцы вспоминали о доме, семье, писали письма, мечтали о послевоенном будущем.

Звучит песня «Темная ночь»

Стихи В. Агатова Муз.Н.Богословский

2 ведущий: И вот, наконец, настала долгожданная весна 45 года.

Звучит песня «От героев былых времен»

Ст.Агранович Е. муз. Хозак Р.

2 ведущий: Давайте почтим память всех погибших на этой войне.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

Учащиеся вручают ветеранам цветы.

Звучит песня «День Победы»

СЛ.В. Харитонова, музыка Д. Тухманова

Литературно-музыкальная композиция "Мы живы - пока жива память". Сценарий ко Дню Победы для детского сада

Оформление зала: мини мемориальный комплекс «Вечный огонь», солдатская пилотка, цветы.
Атрибуты для инсценировок: костер, пеньки, гармонь, котелок, автомат, карандаш, листок бумаги, шарфики, наушники, бинты, бинокль, карта.

Ход композиции:
В зал входят двое ведущих, один одет в солдатскую форму, второй в одежду 40-х годов
1-й ведущий
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они, как и прежде сильны.
2-й ведущий
Война сердца вам опалила
Разлукой и безжалостным огнем,
Но все ж она в вас не убила,
Того, что добротою мы зовем.
Нет никого на свете человечней
Людей, прошедших через ад войны.
Ведь им запомнилась навечно
Цена той ранней седины,
Что словно пеплом осыпала,
Совсем еще мальчишечьи виски.
Хоть времени с тех пор прошло немало,
Но разве, же уйдешь от той тоски,
Которая в сухих глазах стояла
Мальчишек, поседевших от беды.

1-й ведущий
Ведь и доныне жизнь не заровняла
Войны жестокие следы.
Вот почему чужая боль вас так тревожит,
И по ночам уснуть вам не дает.
С жестокостью мириться тот не может,
Кто ради счастья других живет!
2- й ведущий
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы, пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Звучит "Вальс". Несколько пар танцуют (девочки и мальчики одеты и причесаны в стиле 40-х годов)
1-й ведущий
Летняя ночь была наполнена запахом трав, пением птиц и веселой музыкой. 22 июня – самая короткая ночь в году. 22 июня во всех школах страны закончились занятия.
2-й ведущий
Под утро вчерашние мальчишки и девчонки заполнили улицы городов. Они пели и смеялись, они надеялись и мечтали о будущем, они шли встречать рассвет. Это был рассвет 22 июня 1941 года.
Музыка вальса резко обрывается, звучит сирена воздушной тревоги и объявление о начале войны.
Дети останавливаются и замирают. В зал вбегают еще дети. Звучит песня «Священная война» на её фоне девочки читают стихи.
1 девочка
На грозную битву вставайте!
Защитники русской земли!
2 девочка
Пожары пылают вдали!
3 девочка
Прощайте, Прощайте, Прощайте!
До встречи! До вечера после войны!
Девочки машут платочками, обнимают мальчиков. Мальчики и некоторые девочки строятся в колонну и маршевым шагом обходят зал и уходят. В это время фоном звучит марш «Прощание славянки». Все уходят.

1-й ведущий
Для многих нынешних ребят Великая Отечественная война - это почти такое же далекое прошлое, как и война с Наполеоном. И появляются на русской земле молодые люди со свастикой.
2-й ведущий
И начинают некоторые историки рассуждать, что было бы, если бы не преградили дорогу фашистам советские солдаты. А они не рассуждали, они просто стояли до последнего: в Бресте и в Сталинграде, под Курском и в блокадном Ленинграде. Стояли и выстояли!
Инсценировка. Входят дети и размещаются по всему залу (связист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик).
Связист (надевает наушники):
Алло, Юпитер!? Я - Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (перевязывает раненого):
Что вы ревете, как медведь?
Пустяк осталось потерпеть.
И рана ваша так легка,
Что заживет наверняка.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет,
По курсу - полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!
Летчики над картой:
Пехота - здесь, а танки - тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
Уходят из зала.
1 Ведущий
Дороги войны… От Бреста до Москвы, а потом обратно…
Сколько их пройдено. И всюду с воинами шагала песня!
Песня жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближала победу.
А вместе с песней жил и неразлучный ее спутник – баян.
Инсценировка «Отдых после боя». Вокруг костра сидят солдаты, кто с котелком, кто с автоматом, кто-то пишет письмо домой, одна пара танцует под звуки гармони, на которой играет один из бойцов. Фоном звучит песня «Землянка».
Ребенок
Моя прабабушка не воевала,
Она в тылу Победу приближала,
У нас в тылу работали заводы,
Для фронта делали там танки, самолеты…
Снаряды делали и пули отливали,
Одежду, сапоги изготовляли,
Для самолетов бомбы, ружья для солдат,
И пушки, и конечно, провиант.
2-й ведущий
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны?
Что поняли, увидели, запомнили дети военной поры?
– Многое. Об этом смогут рассказать они сами.
зачитывает воспоминания, присутствующих в зале
Дети исполняют песню «Ленинградские мальчишки»

1-й ведущий
Дни войны переведу в мгновенья,
А мгновенья разделю на тех,
Кто, с войной прожив короткий век,
За Победу жизнь отдал без размышленья.
Шла война и жизни уносила,
За минуту десять человек.
У кого-то безымянная могила,
У кого-то скромный монумент.
Дедушке война ночами снится,
Говорит он, что не видел снов страшней:
Улетают в бесконечность души-птицы,
С криками последних журавлей…
Звучит песня «Синий платочек», девочки исполняют хореографическую зарисовку с шарфиками.
2-й ведущий
Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придет никогда, – помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших - будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем, будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся – помните!
Какой ценой завоевано счастье, – пожалуйста, помните!
1-й ведущий
Песню свою, отправляя в полет, – помните!
О тех, кто уже никогда не споет, – помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтоб тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли – помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, – о погибших помните!
Заклинаю, – помните!
МИНУТА МОЛЧАНИЯ. ЗВУК МЕТРОНОМА
Ребенок
Шел солдат с войны домой,
Шел дорогою прямой,
В гимнастерочке линялой,
Шел домой солдат бывалый.
И пройдя огонь и бой,
Что солдат принес домой?
Два раненья, три медали,
Имена друзей, что пали,
Фляжку спирта для беседы,
А еще, принес победу…
Звучит песня «Майский вальс», в зал заходят дети с цветами, дарят ветеранам цветы и приглашают их на вальс. После ветеранов провожают на места, а дети встают полукругом по залу.
2-й ведущий
Ветераны войны, вы России солдаты,
В сорок пятом с Победой вернулись домой.
И с тех пор навсегда имена ваши святы,
Ветераны войны, вам поклон наш земной.

Все низко кланяются ветеранам.
Дети исполняют песню «Прадедушка» и дарят подарки ветеранам.
Праздник продолжается на улице. Звучат песни Победы. Проводится военно-патриотическая игра «Зарница». Ветеранов приглашают поучаствовать в качестве жюри.

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗАРНИЦА»

1 этап «Донесение»
кто быстрее доставит пакет через полосу препятствий: скамейка, обручи, труба.
2 этап «Военный госпиталь»
кто быстрее донесет и перевяжет раненого;
3 этап «Разведчики"
кто быстрее найдет спрятанный предмет, ориентируясь по карте-схеме.
После всех угощают гречневой кашей, приготовленной на полевой кухне.