Редуктор от сельхозтехники для мотоблока. Редукторы для мотоблоков – устройство, виды и самостоятельное изготовление

25.05.2020

Незаменимым помощником в обработке небольших земельных участков служит мотоблок. Столь полезное устройство можно не покупать, а сделать самостоятельно. Человеку, умеющему работать с железом, вполне по силам изготовить не только ходовую часть, органы управления, но и самодельный редуктор для мотоблока, и навесное оборудование.

Мотоблок предназначен для работ, связанных с обработкой земли, реже для перевозки небольших грузов на малые расстояния.

Мотоблок предназначен для проведения работ, связанных с обработкой земли, изредка перевозкой относительно небольших грузов на незначительные расстояния. Параметром, отражающим работоспособность и область применения, является мощность двигателя. Различают легкие мотоблоки с мощностью двигателя до 1-5 лошадиных сил (л.с.) и тяжелые, у которых может стоять двигатель мощностью до 10 л.с.

Навесное оборудование определяет характер выполняемых операций. По способу его крепления различают:

  1. Мотокультиваторы – рабочие инструменты устанавливаются на ведущую ось двигателя через редуктор, тяговое усилие осуществляется за счет активного вращения этих инструментов.
  2. Колесные мотоблоки – навесное оборудование крепится на кронштейне-держателе, тяговое усилие осуществляется за счет ведущих колес.

Назначение и виды редукторов

Схема углового редуктора мотоблока: 1 – стопорное кольцо, 2 – регулировочное кольцо, 3 – коническая шестерня, 4 – регулировочные кольца, 5 – подшипник, 6 – вал-шестерня промежуточная, 7 – корпус верхний, 8 – вал выходной, 9 – регулировочные кольца, 10 – подшипник, 11 – коническая шестерня, 12 – стопорное кольцо, 13 – чашка пыльника, 14 – пыльник, 15 – манжета, 16 – регулировочные кольца, 17 – корпус нижний, 18 – регулировочная прокладка, 19 – подшипник, 21 – крышка, 22 – шестерня, 23 – шестерня, 24 – вал.

Важным элементом конструкции мотоблока является редуктор. Он осуществляет передачу крутящего момента от вала двигателя на рабочий инструмент или колеса агрегата, в зависимости от конструкции. Благодаря особенностям устройства крутящий момент не просто передается, а усиливается с одновременным уменьшением числа оборотов ведомого вала.

По конструктивному исполнению редукторы могут быть нескольких типов:

  1. Шестеренчатые. Редуктор представляет собой валы с насаженными на них цилиндрическими и коническими шестернями. По конструкции шестеренчатые редукторы могут реализовываться по прямой схеме (момент передается через цилиндрическую зубчатую передачу) и по угловой (для передачи крутящего момента от ведомого вала непосредственно к редуктору используется коническая передача).
  2. Шестеренчато-червячные. Используются при вертикальном расположении коленвала двигателя. Редуктор состоит из червячного зубчатого колеса и червяка (металлический винт с крупношаговой прямоугольной резьбой). Особенностью такого редуктора является передача вращения под углом 90°.
  3. Цепные. Крутящий момент с двигателя на валы редуктора передается металлической цепью, которая вращает звездочки.
  4. Ременные. Является аналогом цепного способа с той лишь разницей, что вместо цепи используется клиновой или прямоугольный ремень, а вместо звездочек – шкивы с профильными канавками для удержания ремня.

В конструкции мотокультиватора часто используются угловые шестеренно-червячные или цепные редукторы. В конструкциях мощных агрегатов применяются редукторы шестеренной конструкции. Ременный способ передачи встречается достаточно редко, т.к. считается, что ремни склонны к обрыву и соскальзыванию со своих посадочных мест.

Вернуться к оглавлению

Подготовительные работы

При изготовлении самодельного мотоблока, перед тем как приступать к изготовлению редуктора, необходимо произвести хотя бы приблизительный его расчет.

На основании данных расчета можно оценить:

  • передаточное число;
  • тип редуктора;
  • величины крутящих моментов;
  • величины нагрузок на валы;
  • габаритные размеры передаточных механизмов (в зависимости от типа выбранного редуктора).

Сделать самодельный мотоблок можно с редуктором, работающим по разному принципу. Однако наиболее часто в самодельных агрегатах используются редукторы с цепной передачей. Это обусловлено компромиссным сочетанием между доступностью комплектующих материалов, надежностью их работы и относительной простотой сборки.

Для изготовления понадобятся:

  • звездочки с заранее подсчитанным количеством зубьев, обеспечивающие требуемое передаточное число;
  • ведомый вал;
  • подшипники требуемого размера для установки ведущего и ведомого валов;
  • цепи необходимой длины;
  • уголки металлические для крепления защитного корпуса;
  • защитный корпус (картер).

Вернуться к оглавлению

Процесс сборки начинается с установки на выходной вал двигателя ведущей звездочки первой ступени редуктора.

Способ крепления звездочки может быть самым разнообразным. В зависимости от конструкции вала, звездочка может фиксироваться на нем при помощи шпонки, фланца или даже иногда встречается крепление при помощи точечной сварки.

Ведомый вал редуктора можно собрать из двух полуосей. На концах полуосей должны быть выточены ответные фланцы. Ведомая звездочка второй ступени вставляется на свое посадочное место между фланцами, и осуществляется сборка полуосей в единое целое при помощи болтового соединения.

Если есть возможность, можно поступить несколько проще без использования полуосей и болтов. Для этого на токарном станке вытачивается вал целиком. Фиксация на валу будет осуществляться при помощи шпонки или при необходимости сварки. Существенным недостатком этого метода, по сравнению с предыдущим, является менее надежное и точное крепление звездочки.

Схема устройства и работы редуктора: a – газ не идет через редуктор, б – газ проходит через редуктор, 1 – штуцер, 2, 3 – манометр, 4, 8 – пружины, 5 – клапан, 7 – мембрана, 9 – винт, 10 – камера, 11 – клапан.

В целях защиты от попадания грязи и посторонних предметов в цепную передачу блок второй ступени редуктора помещается в защитный корпус. Кроме функции защиты передачи, корпус является резервуаром для смазывающей жидкости, которая обеспечивает плавность работы и снижает износ трущихся деталей.

В теле корпуса должны быть предусмотрены соосные посадочные гнезда, в которые устанавливаются подшипники, служащие опорой валов. Для установки ведомого вала используются шарикоподшипники в обычном цилиндрическом корпусе. Ведущий вал устанавливается на подшипниках, имеющих эксцентриковый корпус.

Благодаря особенностям своей конструкции эксцентрик может менять свое положение в посадочном гнезде на угол до 15°. Совместно с подшипником будет менять свое положение и ведущий вал, тем самым при необходимости регулируя величину натяжения цепи.

Во время работы зубья ведомой звездочки второй ступени редуктора находятся погруженными в налитое в корпус масло. Вращение механизма обеспечивает равномерное распределение смазочной жидкости по узлам цепной передачи.

Герметичность кожуха можно обеспечить, установив на посадочных местах подшипников и по разъемной линии корпуса стандартных герметизирующих прокладок и сальников. Прокладки герметизации подшипников подобрать достаточно легко, т.к. все размеры в данном случае стандартизированы и взаимосвязаны.

В случае герметизации корпуса дело обстоит несколько сложнее. В случае использования нестандартного изделия или корпуса от каких-либо старых моделей прокладки найти достаточно затруднительно. Выходом может послужить использование специализированных маслостойких герметиков.

При правильном расчете и аккуратной сборке всех деталей самодельного мотоблока агрегат ничем не будет уступать своим фабричным аналогам.

Любой хозяин способен сконструировать не только ходовую часть, но и различные типы редукторов для мотоблока своими руками. Помимо этого, проявив смекалку, можно самостоятельно сконструировать практически любое навесное спецоборудование для расширения функциональных возможностей этого агрегата.

Мотоблок предназначен для облегчения работ, связанных с обработкой небольших по площади земельных участков.

Мотоблок является незаменимым агрегатом, позволяющим облегчить обрабатывание небольших по площади земельных участков. Этот агрегат, помимо обработки земли, можно применять при осуществлении транспортировки небольших грузов на небольшие расстояния. Основным техпараметром, способным охарактеризовать работоспособность агрегата, является мощность силовой установки. Существует два типа мотоблоков:

  • легкие, с силовой установкой мощностью до 5 л. с.;
  • тяжелые, имеющие мощность силовой установки до 10 лошадиных сил.

В зависимости от способа крепления навесного оборудования эти агрегаты делят на:

  • мотокультиваторы;
  • колесные мотоблоки.

Отличаются они тем, что на мотокультиваторе крепление оборудования осуществляется на ведущей оси, а на колесном мотоблоке для этой цели предусмотрено наличие специального кронштейна.

Назначение и типы редукторов

Одним из важнейших конструктивных элементов агрегата является редуктор.

Задачей этого устройства является обеспечение передачи мощности и крутящего момента от вала двигательной установки на рабочий навесной инструмент или колеса агрегата.

Главной частью мотоблока является редуктор.

Благодаря конструкции редуктора происходит не только передача мощности и крутящего момента, но и усиление его с одновременным снижением количества оборотов ведомого вала.

По конструктивному исполнению редуктор на мотоблок может быть выполнен в нескольких разновидностях. Основными разновидностями являются следующие:

  • шестеренчатые;
  • шестеренчато-червячные;
  • цепные;
  • ременные.

Шестеренчатый редуктор представляет корпус с размещенными в нем валами, на которые насажены конические и цилиндрические шестерни. Такие редукторы могут быть прямыми и угловыми.

Шестеренчато-червячные редукторы применяются при вертикальном размещении коленчатого вала силового агрегата. Редуктор в своей конструкции включает червячное зубчатое колесо и червяк, представляющий собой винт с нанесенной на нем крупношаговой резьбой. Особенность этой разновидности редуктора – наличие возможности передачи крутящего момента под углом по отношению к валу двигателя.

Цепные редукторы конструктивно представляют собой комплексы звездочек различного диаметра, установленные на валах, вращение на которые передается посредством цепи.

Ременной редуктор представляет собой аналог цепной передачи, только вместо звездочек используются шкивы, а вместо цепной передачи применяется ременная. Шкивы, используемые в ременном редукторе, имеют специальные профильные канавки, обеспечивающие удержание ремня.

Чаще всего редуктор на мотоблок устанавливается шестеренно-червячного или цепного типа. В устройстве мощных мотоблоков используются редукторы шестеренного типа. Редукторы ременного типа встречаются в устройстве мотоблока достаточно редко, так как ремни имеют склонность к разрыву и соскальзыванию при повышении нагрузки на агрегат.

Проведение подготовительных работ

Прежде чем приступать к конструированию самодельной конструкции, требуется провести расчет, в результате которого можно определить:

  • передаточное число;
  • тип конструкции;
  • величину показателя крутящего момента на входном и выходном валах;
  • значение нагрузок, оказываемых на валы устройства;
  • габариты передаточных устройств.

Смастерить самодельный мотоблок можно, используя в его конструкции редукторы цепного типа. Использование этого типа редуктора в самодельном мотоблоке является компромиссным вариантом, обеспечивающим доступность деталей с относительно высокой надежностью в работе и простотой сборки.

Для проведения работ по сборке элемента конструкции мотоблока потребуется приобрести:

  • звездочки с заранее рассчитанным количеством зубьев, которые обеспечивают требуемое передаточное число;
  • ведомый вал;
  • подшипники, необходимые для проведения монтажа валов агрегата;
  • цепи для обеспечения цепной передачи;
  • уголки из металла для обеспечения монтажа защитного корпуса;
  • корпус для защиты.

Самодельный редуктор собирается только после подготовки всех требуемых технических компонентов конструкции.

Проведение сборочных работ

Сборку агрегата следует начинать с процедуры монтажа на первичном валу устройства ведущей звездочки агрегата. Звездочку на устройстве можно закрепить различными способами. В зависимости от разновидности используемого в конструкции агрегата вала, этот конструктивный элемент может закрепляться с помощью шпоночного соединения, соединения с помощью фланцев или с использованием метода точечной сварки. Ведомый вал собирается из двух полуосей, на концах которых делаются ответные фланцы. Ведомая звездочка устанавливается на посадочное место, расположенное между фланцами, после чего проводится сборка в общую конструкцию при помощи использования соединения болтом.

Можно произвести сборку вала без применения полуосей и болтового соединения. Для этой цели при помощи токарного станка осуществляется изготовление вала целиком. Фиксируется такой вал с помощью шпоночного соединения или при помощи применения метода точечного сваривания. Минусом этого устройства является недостаточная степень крепления звездочки.

Для обеспечения защищенности от проникновения загрязнений и посторонних предметов в цепную передачу блок размещается в специально изготовленном защитном корпусе. Помимо защиты передачи, корпус выполняет роль емкости для хранения жидкости, смазывающей передачи. За счет смазки обеспечивается плавность функционирования и снижается степень износа трущихся деталей.

В корпусе делаются соосные места посадки, в которые осуществляется монтаж шарикоподшипников, выполняющих роль опоры для валов. Для монтажа вала применяют шарикоподшипники, изготовленные в обычном цилиндрическом корпусе. Установка ведущего вала проводится на шарикоподшипниках, которые имеют эксцентриковый корпус. Благодаря этому эксцентрик способен изменять свое положение в посадочном гнезде на 15 градусов, одновременно с шарикоподшипником изменяет положение ведущий вал, что позволяет контролировать натяжение цепной передачи.

В процессе работы масло обеспечивает смазку второй ступени устройства и распределение смазки по всем узлам цепной передачи. Герметичность корпуса обеспечивает использование в его конструкции сальников и гермопрокладок.

О пользе мотоблока в подсобном хозяйстве сказано немало. Если позволяют средства – его покупают. Если есть желание сэкономить – изготавливают самостоятельно.

На первый взгляд – это сложное техническое устройство, которое можно сделать лишь в заводских условиях. На самом деле, самодельный мотоблок с редуктором от «Муравья», довольно часто встречается во дворах доморощенных фермеров.

Если понимать конструкцию, и иметь в доме элементарный набор слесаря:

то можно построить самоходного железного коня буквально из подножных материалов. Для этого необходимо понимать, как работает конструкция.

Устройство мотоблока. Основные элементы конструкции

  1. Рама или станина. На ней крепится двигатель, система передачи крутящего момента на колеса, подвеска и тяговое устройство для навесного оборудования;
  2. Силовой агрегат. Его мощность может быть небольшой, от 5 до 10 лошадиных сил. Применяются двигатели от мопедов, мотоциклов, компрессоров и даже бензопил;
  3. Подвеска. Как правило, примитивная. Состоит из самодельных колес или готовых от сельхозтехники. Иногда используются автомобильные или мотоциклетные. Может быть осевой или портальной;
  4. Редуктор для мотоблока. Одна из важнейших частей конструкции. Предназначен для уменьшения оборотов приводного вала с одновременным линейным увеличением крутящего момента. Довольно часто в качестве редуктора используют коробку передач от автомобиля или мотороллера.

Однако наилучшим вариантом будет самодельный редуктор. Его не надо сопрягать с силовой установкой, так как расчет делается под конкретные задачи, и вы не ограничены готовым техническим решением.

Как сделать редуктор на мотоблок своими руками

Для начала необходимо определиться с параметрами силовой установки. В технических характеристиках указано число оборотов коленчатого вала. Это первая величина, которая нужна для расчетов. Цифра эта не постоянная, при добавлении «газа» обороты увеличиваются. За базовую величину принимаются холостые обороты + 10%.

Например, обороты холостого хода вашего мотора + 10% составляют 600 об/мин. Требуемые обороты оси колеса для скорости 3 км/ч составляют 200 об/мин. Соответственно, ваш редуктор для мотоблока должен иметь передаточное отношение 3:1.

Мотоблок, которым пользуются владельцы земельных участков, состоит из нескольких узлов и деталей. Он прост в эксплуатации. Пользователи часто интересуются вопросами, что такое редуктор для мотоблока, какое в него заливать масло, можно ли это устройство изготовить самостоятельно.

Как устроен редуктор мотоблока

Редуктор, который часто называют преобразователем, представляет собой механизм, который перерабатывает крутящий момент мотора и передает его на . Происходит это с помощью набора зубчатых колес, находящихся в прочном металлическом корпусе. Редуктор и качество его деталей влияют на сроки эксплуатации агрегата для выполнения сельскохозяйственных работ. Поэтому при покупке мотоблока в магазине следует обращать большое внимание на его комплектующие элементы, в том числе и устройство редуктора.

Редуктор бывает разборным и неразборным. Последние модели устанавливаются на мотоблоки бюджетного типа. Детали в них дешевые, ремонту не подлежат. При неисправностях нужно заменять редуктор. При нормальной эксплуатации срок их службы измеряется 1-2 сезонами. На дорогой технике двигатель оснащен преобразователем разборной конструкции. Он исправно служит несколько сезонов. При поломке отдельных частей просто заменяется вышедшая из строя деталь.

Преобразователь любого типа может включать в свой состав:

  • корпус (разборный или нет);
  • шестерни и валы;
  • звездочки;
  • ремни или цепи;
  • подшипники.


С помощью перечисленных деталей производится передача движений от мотора к навесным орудиям. Цепь надевается на звездочки, ремень — на шкивы. Самые простые механизмы оснащаются ременной передачей. Их же считают самыми слабыми и ненадежными. При большом крутящем моменте ремни проскальзывают и слетают со шкивов. Но такая конструкция благоприятно сказывается на валу двигателя. Проскальзывания ремней можно избежать, если поменять их на зубчатые. При этой замене нужно поменять и шкивы.

Какие бывают редукторы для мотоблока

Редукторы делятся на типы:

  • угловой;
  • понижающий;
  • шестеренчатый;
  • червячный;
  • цепной;
  • комбинированный.

Все они находят свое применение на мотоблоках разного типа.

Угловой

Угловой редуктор для мотоблока обеспечивает стыковку двигателя с трансмиссией и навесным механизмом. Используется и другое приспособление, если его доработать. Угловое устройство состоит из следующих деталей:

  • фланец;
  • крепление фланца;
  • подшипник;
  • корпус;
  • шкив;
  • ремень;
  • шайба из стали;
  • крепление шкива;
  • шпонка;
  • вал роторный.


Это устройство можно изготовить самостоятельно. Перед работой необходимо учитывать условия, в которых ему предстоит работать. Это радиальная и осевая нагрузки на концах валов. Нагрузка зависит от типа смазочных материалов и температуры. Корпус лучше всего выбрать заводского изготовления. Для вала подбираются подшипники нужного размера.

Редуктор для мотоблока – это сердце агрегата. Данный элемент преобразует крутящий момент, идущий от двигателя в необходимое для работы навесного оборудования усилие.

Соответственно без редуктора эксплуатация мотоблока становится невозможна в принципе. Некоторые фермеры, совершают фатальную ошибку, не уделяя этому узлу должного внимания.

Такой безответственный подход отрицательно сказывается на производительности и сроке эксплуатации агрегата. Из этой статьи, вы сможете почерпнуть всю информацию о редукторах мотоблока, которую должен знать каждый фермер.

Разновидности

Редукторы, которыми оснащаются мотоблоки, кажутся одинаковыми только на первый взгляд. На самом деле, эти устройства можно разделить на три группы. Различия заключаются в конструктивных особенностях редукторов. Познакомимся с представителями этого семейства более подробно.

Угловой

Редукторы углового типа представляют собой элементарные конструкции, которые служат для стыковки трансмиссии с силовой установкой агрегата.

Благодаря отсутствию сложных узлов, некоторые фермеры устанавливают на мотоблоки самодельные варианты угловых редукторов.

Устройство данного узла выглядит так:

  1. Корпус механизма.
  2. Шкив для ременной передачи с креплением.
  3. Вал ротора.
  4. Фланец вкупе с креплением и подшипником.
  5. Шайба и фиксирующая шпонка.

Шестеренчатый

Это более сложный механизм, воссоздать который в домашних условиях, не обладая специальными навыками и знаниями невозможно.

Шестеренчатые редукторы называют понижающими. Благодаря своим конструктивным особенностям, механизм уменьшает число оборотов двигателя, попутно увеличивая выходную мощность мотоблока.

Такие редукторы обладают большим рабочим ресурсом, поэтому подходят для выполнения различных работ, и не получают механических повреждений даже при пиковых нагрузках.

В отличие от угловых моделей, понижающие редукторы нуждаются в дополнительном охлаждении.

Реверсивный

В основе данного механизма лежит муфта, которая свободно перемещается между коническими шестернями.

Такие редукторы дают возможность мотоблоку двигаться задним ходом, что положительно сказывается на манёвренности техники.

Однако за это приходится расплачиваться падением производительности и максимальной скорости. Поэтому устанавливать реверсивный редуктор или нет, каждый фермер решает самостоятельно.

Редукторы, установленные на мотоблоки различных производителей, практически не имеют конструктивных отличий. Поэтому разборка узла и замена вышедших из строя деталей не вызовет затруднения.

Исключением являются бюджетные мотоблоки китайского производства. Здесь устанавливается неразборный редуктор, который в случае поломки идёт под замену целиком.

Самодельная конструкция

Можно сделать редуктор для мотоблока своими руками. Перед началом работ необходимо учесть частоту вращения двигателя и рассчитать максимальную нагрузку на валы механизма.

Без определения этих параметров собранный редуктор не будет соответствовать заданной мощности и быстро выйдет из строя . Вот как выглядит процесс сборки.

  1. Изготавливаем корпус. Для этого можно позаимствовать уже готовое изделие с мотоцикла. Если мотоцикла под рукой нет, можно сварить корпус самостоятельно из листового металла.
  2. Шестерни можно снять с бензопилы «Дружба 4» или также изготовить самостоятельно. При самостоятельном изготовлении шестерёнок, нужно брать во внимание диаметр корпуса редуктора. Поэтому размер шестерней определяют при помощи штангенциркуля.
  3. Для работы механизма вам потребуются два шестеренчатых вала. Эти элементы можно снять уже в готовом виде с мотоцикла «Урал» и установить в редуктор мотоблока после небольшой доработки. У первого вала нужно укоротить концевик и высверлить в корпусе отверстие. Второй вал устанавливается с противоположной стороны корпуса, где предварительно нужно прорезать отверстие подходящего диаметра. Отверстие нужно дополнить фланцем, который крепится к корпусу посредством резьбовых соединений. Внутрь фланца ставим стальную шайбу и шарикоподшипник.
  4. Соединяем валы между собой передаточным механизмом.
  5. Выходной конец вала дополняем шкифом, который послужит для установки ременной передачи.

После проделанных манипуляций, у вас получится редуктор углового типа.

Техническое обслуживание

Любой редуктор нуждается в смазке, поэтому некоторые фермеры интересуются: «Какое масло заливать в редуктор мотоблока?». Обычно информация такого рода содержится в инструкции пользователя. Производители сами определяют, какой тип масла подходит для их техники.

Однако, даже своевременная замена масла не способна застраховать редуктор от поломок. Рассмотрим несколько наиболее вероятных причин. Например, в мотоблоке МБ Компакт стук в редукторе. С чем это связано?

  • Вышел из строя узел разобщения полуосей. В этом случае, необходима разборка редуктора и замена отслуживших свой срок деталей. Кроме того, стук может быть спровоцирован неправильной настройкой привода, это можно устранить, изменив натяжение троса.
  • Обрыв цепи. Такая поломка обычно сопровождается характерным стуком, с последующим заклиниванием редуктора. Устраняется неисправность заменой порванной цепи.

Это не единственные проблемы, которые могут возникнуть с редуктором мотоблока МБ-Компакт. Протечки масла свидетельствуют об износе резиновых манжет.