Почему тютчева называют. Почему Ф

07.01.2021

Я считаю, что Тютчев сейчас не менее читаем, чем другие наши классики. Но всё же современное поколение не любит обращаться к прекрасному, оно, может, и не по своей воле, но привыкло к жестокости и равнодушию. А Тютчев не уделял этому никакого внимания. Поэт говорил о чистом и совершенном, то есть о любви и природе, а что же может быть совершенней в этом мире? В настоящее время мы привыкли жить в хаосе и несправедливости, и поэтому я считаю, что чистота лирики Тютчева может помочь нам хоть чуть-чуть почувствовать каплю святого и чистого. Я уверена в том, что если сейчас мы читаем Тютчева, то мы обогащаем наш интеллект и, конечно же, душу. Мы забыли, что такое любовь и ненависть, что такое весна и суровая зима, что означает дождь и чистое голубое небо, мне кажется, что наш долг – вспомнить это и никогда не забывать. И именно Тютчев научит нас чистой любви, вселит в нас спокойствие и доброту, Тютчева любили тогда, и этот поэт нужен нам сейчас. Я считаю, что наследие Тютчева оказало влияние на поэтов ХХ века, но не сильное, так как стихотворения Тютчева были охвачены светлыми оттенками. Однако события начала ХХ века не могли не оставить след в творениях поэтов серебряного века, и поэтому многие краски в их стихотворениях были сгущены и омрачены.

  • Глядят на сонный мир земной, –
  • Демократическая критика XIX века высоко ценила поэзию Ф. И. Тютчева. Тургенев утверждал: «О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что не чувствует поэзии». Высоко оценивал совершенную лирику Ф. И. Тютчева и Добролюбов, противопоставляя поэта «чистому» лирику А. Фету. Талант Фета, по Добролюбову, может «проявляться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы», а Тютчеву «доступны, кроме того, – и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

    В конце 1858 г. Тургенев написал Фету: «...о Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Обратите внимание на точность словоупотребления: Тютчева надо не просто знать, поэзию его необходимо чув-ствовать (что, впрочем, относится к искусству во-обще).

    С творчеством Тютчева вы знакомы давно. Вам, конечно, известны его замеча-тельные стихи: «Люблю грозу в начале мая...» («Ве-сенняя гроза»), «Еще в полях белеет снег...» («Весен-ние воды»), «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою...», «Есть в осени первоначальной...» и другие произведения великого русского поэта.

    Тютчев всего на 4 года моложе Пушкина, но в нашем восприятии и в восприятии его современни-ков он относится не к пушкинской эпохе, а к более позднему времени.

    Признание пришло к Тютчеву не сразу. Долгие годы он провел на дипломатической службе за гра-ницей (в Германии), что оторвало его от участия в общественной и литературной жизни России. К Тому же он никогда не считал себя профессиональным поэтом, не искал литературной славы и вообще не проявлял никакой заинтересованности в публикации своих стихотворений.

    Лишь в 1836 г. со стихами Тютчева познакомился Пушкин, восхитился ими и напечатал в своем жур-нале «Современник» «Стихотворения, присланные из Германии» за подписью «Ф. Т.».

    Впервые значение поэзии Тютчева было раскрыто в статье Некрасова «Русские второстепенные поэты» (1850). Несмотря на название статьи, Некрасов смело отнес Тютчева «к русским первостепенным поэтичес-ким талантам». Несколько лет спустя Добролюбов в статье «Темное царство» отметил, что Тютчеву, в отличие от Фета, доступна «и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нрав-ственными, интересами общественной жизни». Дейст-вительно, Тютчев не уходил от постановки проблем социального плана. Достаточно вспомнить его «Слезы людские, о слезы людские...» (1850), «Пошли, Гос-подь, свою отраду...» (1850). Особенно знаменательным в этом отношении является стихотворение «Эти бед-ные селенья...» (1855). В нем слышится искренняя скорбь поэта, вызванная сознанием народного горя, бедности, страданий. Не случайно оно было высоко оценено Тарасом Шевченко, который записал в своем дневнике, что прочитал его «с наслаждением».

    До сих пор часто цитируется маленькое стихотво-рение Тютчева, хотя нет единства в истолковании его смысла:

    Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать — В Россию можно только верить.

    Однако социальная проблематика для Тютчева все же не характерна. Он вошел в историю русской поэзии как замечательный мастер философской, пей-зажной, любовной лирики.

    В принципе диапазон лирических стихотворений без-граничен, так как все явления жизни — и природ-ные, и общественные — могут вызвать те или иные переживания человека. В XIX в. постепенно стирались жанровые деления в лирике, хотя отдельные жанры продолжали развиваться: элегия, баллада. Вместо этого в лирике начали выделять различные темы и в связи с этим говорить о стихах политических, философских, любовных, пейзажных и т. д. Впро-чем, и такой принцип не совсем точен, так как в одном и том же произведении могут быть слиты воедино самые разные мотивы. Любая классифи-кация условна и приблизительна. И все же, когда речь идет о Тютчеве, мы прежде всего выделяем в его лирике философские мотивы, философское ос-мысление человека и мира. Напряженные и глубокие раздумья над загадками бытия, вечными тайнами жизни и смерти, над соотношением человека и природы — это не отдельные темы или области его поэзии, а основные начала, пафос всей лирики Тют-чева, определяющий тональность всех его стихов.

    Тютчев был романтиком и по творческому мето-ду, и по мировосприятию. Отсюда глубокая убеж-денность поэта в том, что ни душевная жизнь человека, ни тайны мироздания не могут быть рас-крыты с помощью рационального, научного, логи-ческого мышления. Поэтому Тютчев постоянно за-щищает романтическое понимание природы от тех, кто рассудочно видит в ней лишь «игру внешних, чуждых сил»:

    Они не видят и не слышат. Живут в сем мире, как впотьмах. Для них и солнцы, знать, не дышат И жизни нет в морских волнах.

    Это отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа...». Действительно, природа у Тютчева не слепок, не бездушный лик: она движется, ды-шит, живет. Но жизнь ее сложна и противоречива. Там, в таинственной глубине, вечно волнуется некая темная стихия, которую поэт называет хаосом или бездной. А весь видимый мир, воспроизводимый внешними органами человека, есть всего лишь порож-дение первозданной и безликой пучины.

    Философское мировосприятие Тютчева в основе своей трагично, потому что он, человек, не может не осознавать и жажду жизни, и мимолетность, да-же случайность своего существования, неизбежность угасания, смерти. «Тютчевский человек» (рискуем ввести такой оборот вместо стандартного «лиричес-кого героя», ибо тот, от имени которого ведется повествование, — и Тютчев и не Тютчев) потому и обращается к природе, что осознает быстротечность своего существования, а жизнь природы более устой-чива, чем его собственная жизнь. Мысль о вечности, неизменности природы и хрупкости, бренности жизни человека определяет содержание и тональность мно-гих стихотворений Тютчева («Над виноградными хол-мами...», «В небе тают облака...» и др.).

    Испытывая почти суеверный ужас от соприкосно-вения с ночным хаосом, который способен поглотить существование человека, поэт воспевает жизнь в ее прекрасных, жизнерадостных дневных формах. С восторгом, с большим эмоциональным подъемом пе-редает он высшие проявления стихийных сил при-роды. Особенно привлекают его грозы, бури, весеннее пробуждение полей, лесов. Природа у него очелове-чена. В этом воплотилось убеждение Тютчева в це-лостности мира, в единстве человека и природы («Все во мне, и я во всем...»). Привычные для поэта олицетворения являются не просто поэтичес-ким приемом, но становятся структурообразующим фактором, выражая один из основных принципов осознания и изображения жизни.

    Поэзия Тютчева часто строится на контрастах. Свет противопоставляется тьме, юг — северу, день — ночи, зима — лету или весне. Но это не механи-ческое противопоставление. Тютчев воспринимает мир в его единстве. Вот по-чему он так часто обращается к переходным состоя-ниям, идет ли речь о временах года или времени суток («Весна», «День вечереет, ночь близка...», «Зима недаром злится...»). Диалектическое воспри-ятие действительности придает его стихотворениям подлинно философскую глубину.

    И все же трагическое мировосприятие, мысль о непрочности, призрачности, дисгармонии и даже обре-ченности видимого мира никогда не оставляли по-эта. Отсюда ощущение одиночества, страстное стрем-ление найти выход из такого состояния и отчаяние от сознания невозможности этого. Именно поэтому традиционный романтический конфликт поэта и тол-пы достигает у него высокого напряжения. Чтобы уберечь свою человеческую индивидуальность, свой внутренний мир, свою душу от «толпы», неспособной ни к сочувствию, ни к пониманию, поэт предпо-читает уйти в «душевную глубину», в свои тайные мысли, которые вообще невозможно выразить слова-ми. Так возникает стихотворение «Silentium!» («Мол-чание!») со знаменитой строкой: «Мысль изреченная есть ложь». Еще одна строка из этого же стихо-творения: «Другому как понять тебя» — определяет трагический характер тютчевской любовной лирики, ибо нет возможности понять друг друга, нет гармо-нии в личных отношениях, нет равенства в любви. Здесь также звучит постоянная для Тютчева тема беспощадной судьбы, рока и в жизни природы, и в истории, и в любви.

    На протяжении всей своей творческой жизни Тютчев писал небольшие лирические стихотворения, объем которых, как правило, не превышал двадцать строк. Для того чтобы воплотить в столь краткой форме значительные проблемы философского и психо-логического характера, он должен был использовать новые художественные средства: смелые метафори-ческие эпитеты, олицетворения, перебои стихотворного ритма и т. д. В ряде случаев его стихотворения построены как обращение к человеку или природе, как отрывок из беседы. Этому соответствует вопро-сительная или восклицательная интонация, возника-ющая уже в начальных строчках ряда стихотворений. Материал с сайта

    Слова Л. Толстого, относящиеся к Фету («лириче-ская дерзость»), в еще большей степени могут быть отнесены к Тютчеву. Ни у кого из русских поэтов не встречаются столь неожиданные сравнения, выте-кающие из его убеждения в диалектическом единст-ве человека и природы: «Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами» (1830). Некрасов заметил, что при чтении этого стихотво-рения «чувствуешь невольный трепет». Тютчев, как никто в XIX в., пользовался поистине космическими образами. Человек в его поэзии окружен пылающей бездной. Никто, кроме Тютчева, не осмеливался сравнить зарницы с беседой глухонемых демонов («Ночное небо так угрюмо...», 1865).

    Тютчев, воспринимаемый некогда как «поэт для немногих» и ценимый лишь узким кругом почи-тателей, приобрел в наши дни широкую популяр-ность. Он в еще большей степени, чем Фет, оказал воздействие не только на дальнейшее развитие рус-ской поэзии, но и на развитие психологической про-зы. Так, тютчевская любовная лирика предопределила освещение сложных интимных чувств у героев До-стоевского и Л. Толстого.

    «Без него нельзя жить», — сказал о Тютчеве Л. Тол-стой. Как можно разъяснить, прокомментировать столь решительное заявление?

    Тютчевский поэтический мир, справедливо счи-тает современный исследователь И. В. Козлик, осно-вывается на поиске действительных человеческих ценностей. Он проникнут подлинным гуманизмом, потому что в нем сочетается признание неповтори-мости каждой отдельной личности с искренним со-переживанием судьбам всего рода людского. Поэт ставил именно те проблемы соотношения Человека, Человечества, Природы, Вселенной, без понимания которых невозможно гармоническое существование людей и которые ощущаются особенно остро в наше время.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    На этой странице материал по темам:

    • поэтическая индивидуальность тютчева
    • поэтический мир ф.и тютчева
    • творчество тютчева принадлежит к эпохе
    • чародейкою зимою тютчев речевые обороты
    • поэтический мир тютчева

    Вы-бе-ри-те толь­ко ОДНУ из пред­ло­жен­ных тем со­чи­не­ний (2.1–2.4). В блан­ке от­ве­тов ука­жи­те номер вы­бран­ной Вами темы, а затем на­пи­ши­те со­чи­не­ние в объёме не менее 200 слов (если объём со­чи­не­ния менее 150 слов, то оно оце­ни­ва­ет­ся 0 бал-лов).

    Опи-рай-тесь на ав­тор­скую по­зи­цию (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке учи­ты­вай­те ав­тор­ский за-мы-сел), фор­му­ли­руй­те свою точку зре-ния. Ар­гу­мен­ти­руй­те свои те-зи-сы, опи­ра­ясь на ли­те­ра­тур­ные про­из­ве­де­ния (в со­чи­не­нии по ли­ри­ке не­об­хо­ди­мо про­ана­ли­зи­ро­вать не менее двух сти-хо-тво-ре-ний). Ис­поль­зуй­те тео-ре-ти-ко-ли-те-ра-тур-ные по­ня­тия для ана­ли­за про-из-ве-де-ния. Про­ду­мы­вай­те ком­по­зи­цию со-чи-не-ния. Со­чи­не­ние пи­ши­те чётко и раз-бор-чи-во, со­блю­дая нормы речи.

    По-яс-не-ние.

    Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям.

    2.1. Чем ин­те­рес­на лич-ность Пу­га­че­ва ав-то-ру и глав­но­му герою ро­ма­на «Ка-пи-тан-ская дочка»?

    Свое-об-ра-зие об-ра-за Пугачёва в по-ве-сти опре-де-ля-ет-ся идей-но-нрав-ствен-ной про-бле-ма-ти-кой. Не со-ци-аль-ное осво-бож-де-ние на-ро-да, а про-бле-ма нрав-ствен-но-го, эт-ни-че-ско-го вы-бо-ра ин-те-ре-су-ет ав-то-ра. Вос-ста-ние и лю-бов-ная ин-три-га - удоб-ный повод для Пуш-ки-на, чтобы по-ста-вить ге-ро-ев перед этим вы-бо-ром.

    Для Пуш-ки-на пре-да-тель-ство - все-гда пре-да-тель-ство в об-ще-че-ло-ве-че-ском смыс-ле (Шваб-рин - под-лец обо-лгал машу, на-пи-сал донос ро-ди-те-лям Гринёва, во время дуэли ранил Гри-не-ва, вос-поль-зо-вав-шись его ми-нут-ной сла-бо-стью). Пуш-кин по-ста-вил перед собой за-да-чу со-здать не порт-рет пре-ступ-ни-ка, а слож-ную лич-ность во вза-и-мо-от-но-ше-ни-ях с дру-ги-ми лич-но-стя-ми.

    Пугачёв пред-стаёт в роли обыч-но-го че-ло-ве-ка. У Пуш-ки-на он не толь-ко каз-нит, но и ми-лу-ет. Он всту-па-ет с лю-дь-ми не толь-ко в со-ци-аль-ные, но и в чисто че-ло-ве-че-ские от-но-ше-ния, ко-то-рые про-во-ци-ру-ют его на этот выбор. Толь-ко в этот мо-мент об-на-ру-жи-ва-ет-ся на-сто-я-щая че-ло-ве-че-ская лич-ность. Герой не будет для нас убе-ди-тель-ным, если он од-но-слож-ный. Это и про-дик-то-ва-ло Пуш-ки-ну со-зда-ние та-ко-го мно-го-гран-но-го, слож-но-го, за-пу-тан-но-го, про-ти-во-ре-чи-во-го героя, как Пугачёв. Пуш-кин вос-со-здаёт такой ха-рак-тер, чтобы ре-шить глав-ную за-да-чу - по-ка-зать ха-рак-тер, пре-одо-ле-ва-ю-щий со-слов-ную огра-ни-чен-ность, раз-ры-ва-ю-щий со-ци-аль-ные рамки че-ло-ве-че-ских от-но-ше-ний, ко-то-рые стро-ят-ся, с точки зре-ния Пуш-ки-на, на гу-ман-но-сти, ми-ло-сер-дии. Толь-ко во вне со-слов-ных от-но-ше-ни-ях рас-кры-ва-ют-ся луч-шие че-ло-ве-че-ские ка-че-ства, по-это-му Пуш-кин утвер-жда-ет вне-со-слов-ные цен-но-сти че-ло-ве-че-ской лич-но-сти.

    2.2. По­че­му Ф.И. Тют­че­ва на-зы-ва-ют по-этом-ро-ман-ти-ком? (На при­ме­ре не менее двух сти­хо­тво­ре­ний по Ва­ше­му вы-бо-ру.)

    По-э-ти-че-ский мир Тют-че-ва - мир ро-ман-ти-ка и фи-ло-со-фа. Не-смот-ря на то, что его стихи полны про-ти-во-ре-чий, на-пи-са-ны как бы на ду-шев-ном из-ло-ме, они в целом пред-став-ля-ют уди-ви-тель-но гар-мо-нич-ную си-сте-му. Па-ра-докс здесь толь-ко ка-жу-щий-ся. Гар-мо-ния со-зда-ет-ся стро-гой, все ор-га-ни-зу-ю-щей мыс-лью ав-то-ра, ко-то-рая упо-ря-до-чи-ва-ет хаос окру-жа-ю-ще-го. Ка-ко-ва же кар-ти-на мира, пред-став-лен-ная по-этом?

    В пол-ном со-от-вет-ствии с за-ко-на-ми ро-ман-тиз-ма она стро-ит-ся на про-ти-во-по-лож-но-стях, ко-то-рые Тют-чев на-пол-ня-ет своим, осо-бым со-дер-жа-ни-ем. Так, ро-ман-ти-че-ское де-ле-ние на мир ре-аль-ный и мир фан-та-зий, грез у Тют-че-ва при-об-ре-та-ет иное во-пло-ще-ние. Для поэта мир ре-аль-ный, Кос-мос, - это лишь не-боль-шая часть Хаоса, бес-ко-неч-но-сти, ко-то-рая и есть на-сто-я-щая ре-аль-ность, ко-лы-бель и мо-ги-ла че-ло-ве-че-ства:

    Не-бес-ный свод, объ-ятый сла-вой звезд-ной,

    Та-ин-ствен-но гля-дит из глу-би-ны,

    И мы плы-вем, пы-ла-ю-щею без-дной

    Со всех сто-рон окру-же-ны.

    Ночь при-да-ет всем вещам их ре-аль-ное со-дер-жа-ние, она уни-что-жа-ет пре-гра-ды между Кос-мо-сом и Ха-о-сом, и че-ло-век оста-ет-ся один на один со Все-лен-ной.

    Тют-чев ищет гар-мо-нию в при-ро-де, ведь в ней долж-на быть во-пло-ще-на кра-со-та и це-ле-со-об-раз-ность. Он го-во-рит о на-ли-чии души и ра-зу-ма в при-ро-де:

    Не то, что мните вы, при-ро-да:

    Не сле-пок, не без-душ-ный лик, -

    В ней есть душа, в ней есть сво-бо-да,

    В ней есть лю-бовь, в ней есть язык...

    2.3. В чём смысл на­зва­ния ко-ме-дии Д.И. Фон­ви­зи­на «Не-до-росль»?

    Сло-варь дает два опре-де-ле-ния слову «Не-до-росль». Пер-вое - «это мо-ло-дой дво-ря-нин, не до-стиг-ший со-вер-шен-но-ле-тия и не по-сту-пив-ший на го-су-дар-ствен-ную служ-бу». Вто-рое - «глу-по-ва-тый юноша-не-до-уч-ка». Оба опре-де-ле-ния под-хо-дят под опи-са-ние глав-но-го героя Мит-ро-фа-нуш-ки. Од-на-ко не он глав-ный герой ко-ме-дии. Кон-фликт в пьесе воз-ни-ка-ет в ре-зуль-та-те столк-но-ве-ния двух групп дво-рян: Ста-ро-ду-ма, Прав-ди-на, Ми-ло-на, с одной сто-ро-ны, и Про-ста-ко-вых, Ско-ти-ни-на - с дру-гой. Каж-дая из этих групп вы-ра-жа-ет раз-ные ин-те-ре-сы и цели: пер-вая груп-па пред-став-ле-на про-грес-сив-ны-ми, чест-ны-ми и про-све-щен-ны-ми лю-дь-ми, вто-рая - не-ве-же-ствен-ны-ми са-мо-ду-ра-ми и дес-по-та-ми. Таким об-ра-зом, кон-фликт ко-ме-дии «Не-до-росль» фор-му-ли-ру-ет-ся как столк-но-ве-ние пе-ре-до-во-го, об-ра-зо-ван-но-го дво-рян-ства с кос-ным миром са-мо-ду-ров-кре-пост-ни-ков.

    2.4. Какие черты на­род­но­го ха-рак-те-ра во­пло­ща­ет в себе образ Матрёны? (По рас­ска­зу А.И. Сол­же­ни­цы­на «Матрёнин двор».)

    Рас-сказ «Мат-ре-нин двор» на-чи-на-ет-ся с того, что по-вест-во-ва-тель, быв-ший со-вет-ский за-клю-чен-ный Иг-на-тьич, воз-вра-ща-ет-ся в Рос-сию из сте-пей Ка-зах-ста-на и по-се-ля-ет-ся в доме Мат-ре-ны. От его лица ве-дет-ся по-вест-во-ва-ние.

    Мир, ко-то-рый окру-жа-ет Мат-ре-ну, глав-ную ге-ро-и-ню рас-ска-за, полон лжи, же-сто-ко-сти, пре-да-тель-ства, бес-чув-ствия. Од-на-ко она смог-ла усто-ять среди этого зла как доб-рый, бес-ко-рыст-ный че-ло-век, го-то-вый по-мочь лю-бо-му, и ни-че-го не тре-буя вза-мен. Осуж-да-е-мая всем миром («…и не-чи-сто-плот-ная она была; и за об-за-во-дом не гна-лась; и не бе-реж-ная; и даже по-ро-сен-ка не дер-жа-ла, вы-карм-ли-вать по-че-му-то не лю-би-ла; и, глу-пая, по-мо-га-ла чужим людям бес-плат-но…»), Мат-ре-на живет не по за-ко-нам этого мира, а во-пре-ки им. Она живет пра-вед-но. Пра-вед-ность Мат-ре-ны в том, что даже в таких из-ну-ря-ю-щих, ме-лоч-ных, не-ред-ко уни-жа-ю-щих ис-пы-та-ни-ях она оста-ет-ся тер-пи-мой, от-зыв-чи-вой, спо-соб-ной ра-до-вать-ся чужой удаче. В этом-то и от-кры-ва-ет-ся свя-тость Мат-ре-ны Ва-си-льев-ны - в не-при-я-тии оди-ча-ния и злобы окру-жа-ю-ще-го мира, в со-хра-не-нии про-стой че-ло-ве-че-ской ду-шев-но-сти.

    Уме-ние жить в ладу со всем окру-жа-ю-щим миром от-ли-ча-ет ге-ро-и-ню от дру-гих людей. От-но-ше-ния Мат-ре-ны с окру-жа-ю-щи-ми лю-дь-ми до-сти-га-ют тра-ги-че-ско-го «не-по-ни-ма-ния»: воду свя-тую в церк-ви укра-ли, гор-ни-цу при жизни разо-бра-ли и вслед «гробу» осу-ди-ли - жила не как все.

    «Утра-ти-ли Бога в душе - вот где при-чи-на всех бед», - счи-та-ет Сол-же-ни-цын. А Мат-ре-на «с Богом» жила. Мат-ре-на - пра-вед-ни-ца эпохи «сплош-ной кол-лек-ти-ви-за-ции». В том, что этот тип пра-вед-ни-ка не пе-ре-вел-ся на Руси, вся на-деж-да на ду-хов-ное вы-жи-ва-ние на-ро-да, по Сол-же-ни-цы-ну.

    Философия и поэзия близки друг другу, ведь оруди­ем, при помощи которого создается и стихотворная стро­фа, и философский трактат, служит человеческая мысль. В античные времена великие философы, такие как Аристо­тель и Гесиод, излагали свои философские размышления в форме стихов, тем самым демонстрируя силу и изящест­во мысли. Аристотель, которого называют отцом многих наук, был также автором трудов по поэтике. Это говорит о том, что поэтическое восприятие действительности мо­жет соединяться с философскими поисками истины. Поэт, который возвышается над повседневными проблемами и проникает в самые глубокие вопросы бытия, стремится к самой сути нашего существования - к познанию жиз­ни человеческой души в окружающем мире.

    Именно таким поэтом для нас является Федор Тютчев. Его творчество приходится на вторую половину XIX века, когда в России формировалась литература, которую весь мир назовет золотым веком русской поэзии, «олимпийской лирикой». Исследователи поэтического наследия Тютчева относят его к поэтам романтического направления, пото­му что его лирика всегда отстранена от будней и обращена к вечности, в отличие, например, от Некрасова, которо­го интересовала социальная среда и нравственные вопро­сы. Поэзия может отображать разные стороны жизни, и лирика Тютчева имеет свою специфику - проблематика стихотворений этого поэта носит философский характер.

    Если исследовать лирику Федора Тютчева, то можно заметить, что самой важной проблемой для него является проблема единения человека с природой, а также пробле­ма разлада с ней.

    В ранний период творчества поэта волнует вопрос вза­имопонимания между людьми. Ведь если два думающих человеческих существа, наделенных разумом и речью, не в силах прийти к согласию, то как найти взаимопонима­ние с окружающим миром, который не обладает способ­ностью к разговору?

    Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь.

    Silentium !»)

    Автор приходит к выводу, что слова не только не спо­собствуют пониманию, они, наоборот, только запутыва­ют, ведь одна и та же фраза может быть по-разному по­нята разными людьми. Отсюда и рождается строка в фор­ме афоризма - «мысль изреченная есть ложь». Чувства и мечты человек может хранить глубоко в своей душе, но если он хочет высказать их, то должен быть готов к тому, что суета жизни придаст им другой смысл, и, мо­жет быть, волнующая душу мысль покажется собеседни­ку банальной: «таинственно-волшебные» думы может ог­лушить «наружный шум» («Silentium!»).

    Таким образом, Тютчев еще в молодые годы пытался в своих стихотворениях поднять один из ключевых фило­софских вопросов - как можно передать мысль другому человеку, не исказив ее смысла и не утратив чувства, вло­женного в эту мысль.

    Тютчев пытается раскрыть проблему взаимопонима­ния на высшем уровне - философском, он ищет корень зла и находит его в извечном разладе человека с приро­дой, с мирозданьем. Человек, как понял Тютчев, не дол­жен полагаться только на внешнюю форму вещей и на слова. Земной мир человека слишком отдалился от божес­твенного мира, человек не понимает законы Вселенной и оттого страдает, чувствуя себя одиноко и незащищено, не ощущая, как природа заботится о нем («Святая ночь на небосклон взошла»). Но если бы человеческие сущес­тва обратились к природе, прислушались к «голосу матери», то они нашли бы способ общаться с окружающим миром на особом, понятном и доступном всем языке:

    Не то, что мните вы, природа:

    Не слепок, не бездушный лик -

    В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь.

    В ней есть язык...

    («Не то, что мните вы, природа...»)

    Тютчев страстно протестует против тех недалеких лич­ностей, которые стремятся видеть во всем лишь случай­ное совпадение, вероятное происшествие или, наоборот, произвол исключительно человеческой воли. Такие люди, отвечая на вопрос, откуда на деревьях листва и как об­разуется плод в материнском чреве, никогда не скажут о силе матушки-природы, о разумном божественном мире, о гармоническом начале во Вселенной.

    Во второй половине и в конце XIX века светскими умами Европы и России владели новые радикальные идеи: теория происхождения видов на земле благодаря процессу эволюции, которую позже сформулировал анг­лийский естествоиспытатель Чарльз Дарвин. Этот момент чрезвычайно философский, ведь речь идет о борьбе начал мира - материя и дух, что из них первоначальное? Для Тютчева ответ очевиден, он со всей убежденностью го­ворит через свою поэзию о душе природы как о начале всего, в том числе как об источнике жизни самого челове­ка. Автор в программном стихотворении «Не то, что мни­те вы, природа...» сравнивает скептиков с калеками, не способными различать не то что голос тонкого мира, но и самые простые и естественные для каждого вещи, та­кие, как голос матери:

    Не их вина: пойми, коль может,

    Органа жизнь - глухонемой!

    Увы, души в нем не встревожит

    Тютчев гениально предвидел на много лет вперед тор­жество материалистических теорий, уводящих челове­чество от самых важных вопросов. Он словно бы хотел воспрепятствовать чрезмерному увлечению людей мате­риальным и указывал в своей поэзии на существование тонкой гармонии в мире природы, загадку которой че­ловек обязан пытаться разгадать. Разлад с матерью-при­родой Тютчев, очевидно, принимал как трагическую оп­лошность, возникшую от непонимания законов природы. В последние годы творчества поэта посетила мысль, кото­рую он сформулировал в форме философской миниатюры:

    Природа - сфинкс.

    И тем она верней

    Своим искусом губит человека,

    Что, может статься, никакой от века

    Загадки нет и не было у ней.

    Быть может, Тютчев, приглядевшись к жизни, от­крыл для себя, что главная причина разлада человека и природы - загадка природы - существует, как и ми­фическое существо сфинкс, лишь в воображении людей. Для чуткого читателя, думающего человека это дает вдох­новение и надежду, что гармония возможна, как и чувс­твовал это великий поэт.

    Чистое искусство-это произведении о любви, о природе, о исскустве. Вообщем лирика. А основными темами Тютчева и Фета, были такие вот темы поэзии. Явления природы у Фета описываются детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фет описывает не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж и др, и каждая птица показана в ее своеобразии. Фет тот, кто в предмете видит то, что без его помощи никто не увидит.

    Тютчев открыватель новых образных миров в поэзии. Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. Наиболее ярко бытие расколотой человеческой души выражено в его любовной лирике.

    Признаки чистого искусства:

    Стихи не имеют сюжета: лирические миниатюры передают не мысли и чувства, а летучеенастроение поэта. Искусство не должно быть связано с жизнью. Поэт не должен вмешиваться в дела бедного мира. Это поэзия для избранных.

    Вот таким были их стихи, поэтому Ф Тютчев и А. Фет - поэты чистого исскуства.