Схема сложного предложения с причастным оборотом. Предложения с причастным оборотом, примеры

10.04.2024

Ещё М.В. Ломоносов отмечал книжный характер причастных оборотов . Они редко встречаются в устной речи. Более того, их не рекомендуется использовать в устном общении. И в письменной речи не следует перегружать текст этой особой формой глагола. Тем более нежелательно скопление причастий, в суффиксах которых встречаются шипящие: плещущий, тащащий и др. Такие формы делают речь неблагозвучной. М. Горький писал одному из молодых авторов: «Язык наш... достаточно богат. Но у него есть свои недостатки, и один из них - шипящие звукосочетания: вши, вша, вшу, ща, щей . На первой странице рассказа вши ползают в большом количестве: прибывшую, проработавший, говоривших... Вполне можно обойтись без насекомых». Действительно, при необходимости причастный оборот может быть заменён на синонимичное придаточное предложение.

Ср.: человек, встретившийся мне в пути - человек, которого я встретил в пути.

Именно книжный характер причастий обусловливает достаточно большое число ошибок и недочётов, связанных с их употреблением в речи.

При использовании причастий и причастных оборотов необходимо учитывать несколько факторов.

1. Причастие - это именная форма глагола, она не имеет наклонения, поэтому при причастии не может употребляться частица бы .

    Грамматически некорректным будет предложение:

    Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, вызвавшей бы непредсказуемую реакцию.

    В этом случае следует употреблять придаточное предложение:

    Власти решили не рисковать и не использовать такую меру, как отстранение губернатора от должности, поскольку это вызвало бы непредсказуемую реакцию.

2. По той же причине недопустимо включение в состав причастного оборота союзов и союзных слов.

Ср.: Так как кот, удивлённый случившимся, он перестал красть.

В этих случаях происходит наложение структуры простого предложения на структуру сложноподчинённого. Корректным будет следующий вариант высказывания:

Кот, удивлённый случившимся, перестал красть.

3. Очень частотны в речи ошибки, связанные с нарушением порядка расположения причастного оборота и определяемого слова. Нормой предусматривается расположение причастного оборота непосредственно перед определяемым словом (ср.: приехавшие в лагерь студенты ) или после него (студенты, приехавшие в лагерь ).

    Чаще всего в речи допускается два типа ошибок и недочётов:

    причастный оборот, расположенный после определяемого слова, отделяется от главного слова другими словами.

    Ср.: Студенты спешат к реке, приехавшие в лагерь - грамматически некорректное предложение; правильный вариант: Студенты, приехавшие в лагерь , спешат к реке ;

    определяемое слово включается в середину причастного оборота.

    Например: У него было раскрасневшееся лицо от мороза - грамматически некорректное предложение, поскольку здесь нарушены законы словосочетания: раскрасневшееся от мороза, а не лицо от мороза . Грамматически корректным будет вариант: У него было раскрасневшееся от мороза лицо.

4. При использовании причастных оборотов важно учитывать присущие им категории вида и времени.

    Например, причастия настоящего времени употребляются тогда, когда необходимо подчеркнуть, что причастие обозначает:

    признак, действие которого совпадает с моментом речи или с действием глагола-сказуемого:

    Я узнал мальчика, несущегося мне навстречу на велосипеде;

    постоянный признак:

    Я знаю почтальона, носящего нам письма.

    Иногда при указании на постоянный признак можно употреблять и причастие прошедшего времени.

    Ср.: Я уселся на скамью, стоящую в конце бульвара; Я уселся на скамью, стоявшую в конце бульвара.

    Если необходимо подчеркнуть совпадение по времени действий, выраженных причастием и глаголом-сказуемым, то обычно употребляют причастие прошедшего времени несовершенного вида и глагол-сказуемое несовершенного вида в форме прошедшего времени (хотя в этом случае возможна и форма настоящего времени причастия, поскольку выраженный им признак будет постоянным).

    Ср.: Приходивший поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне; Приходящий поздно вечером сын обычно ужинал один, на кухне.

    Причастие прошедшего времени совершенного вида обычно указывает на действие, которое предшествует моменту речи или тому действию, которое выражено глаголом-сказуемым:

    Я увидел почтальона, принёсшего мне письмо.

    Например: Завод построили за три года вместо предполагаемых двух . В данном случае, поскольку речь идёт о прошлом, следовало бы использовать не причастие настоящего времени (предполагаемых ), а причастие прошедшего времени (предполагавшихся ). В предложении: Приказы, издаваемые дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов - использовано причастие настоящего времени. Это допустимо, если необходимо подчеркнуть постоянность признака, выраженного причастием. Но поскольку в действительности действия, выраженные причастием и глаголом, следовали одно за другим (сначала издавались приказы, а затем начальники цехов их не выполняли), то следовало бы употребить причастие прошедшего времени (Приказы, издававшиеся дирекцией завода, не выполнялись начальниками цехов ).

Обратите внимание: причастия вообще не имеют формы будущего времени!

5. Следует помнить, что действительные причастия обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие (поющая девочка, рисовавший мальчик ). Страдательные причастия обозначают признак того, кто (что) испытывает действие (читаемая книга, прочитанная книга ).

    Иногда значение страдательного залога может быть выражено действительными причастиями с суффиксом -ся . Однако значение этих форм далеко не всегда синонимично, поскольку причастия, образованные от возвратных глаголов, прежде всего указывают на то, что субъект выполняет действие сам, а не испытывает действие со стороны (сын, учащийся в первом классе ). Поэтому неудачными будут конструкции типа: коровы, отправляющиеся на убой; девочка, воспитывающаяся у бабушки; работы, выполняющиеся студентами . В данном случае уместнее использовать формы страдательных причастий: коровы, отправляемые на убой; девочка, воспитываемая бабушкой; работы, выполняемые студентами .

Для того чтобы придать письменной речи выразительность, используют одно из средств - причастный оборот. Примеры его использования можно встретить в литературе уже начиная с древних времен. Ведь пришел он из старославянского языка. Этим объясняется использование причастного оборота именно на письме, ведь старославянский - язык церковной литературы. Говорили наши предки на древнерусском.

Причастный оборот: определение

Причастие и примыкающие к нему зависимые слова называют простым словосочетанием - причастный оборот. Пример: девочка, прыгающая на скакалке . Здесь прыгающая на скакалке - причастный оборот. Состоит он из нескольких частей: собственно причастия, зависимых слов, определяемого слова. Причастный оборот в предложении - это обособленное определение. Следует отличать деепричастный и причастный оборот. Примеры:

Я, наконец, прочитал книгу, давно пылившуюся на полке.

Причастный оборот «давно пылившуюся на полке» играет роль обособленного определения (отвечает на вопрос: какую?).

Щенок, испугавшись нас, убежал.

В данном предложении имеет место деепричастный оборот: «испугавшись нас». Он примыкает к глаголу-сказуемому «убежал», кроме того, отвечает на вопрос: что сделав? и является обстоятельством.

Причастие - главная составляющая причастного оборота

Причастие совмещает признаки глагола и прилагательного. От глагола эта часть речи взяла возвратность, вид, время (настоящее и прошедшее) и переходность. С именем прилагательным причастие роднит способность изменяться по родам, числам и падежам, возможность образования краткой формы, а также вопросы: какой? какая? Например:

  • думающий (какой?) - обозначает того, кто думает;
  • превративши й (какой?) - обозначает того, кто превратил;
  • построенный (какой?) - обозначает то, что построили.

О причастии как самостоятельной части речи споры ведутся до сих пор. Некоторые лингвисты определяют его как особую форму глагола.

Что еще содержит причастный оборот

Помимо причастия, причастный оборот включает:

1. Зависимые слова. К ним задается прямой вопрос от причастия. Например:

Стол, покрытый скатертью.

В данном случае «покрытый» - причастие. Отвечает на вопрос: какой? Обозначает признак по действию (тот, который покрыли). От причастия задаем вопрос к слову скатертью (покрытый чем? - скатертью). Соответственно, «скатертью» - это зависимое слово.

2. Определяемое слово - это то, к которому относится причастный оборот. Пример:

Ребенок, бегающий по квартире .

«Бегающий по квартире» - причастный оборот («бегающий» - причастие, зависимое слово - «по квартире»). К данному причастному обороту мы задаем вопрос от слова «ребенок». Ребенок какой? Бегающий по квартире. Значит, определяемое слово - «ребенок».

Правило обособления

Рассмотрим случаи, при которых обособляется (выделяется запятыми) причастный оборот. Примеры, правило следующие: если рассматриваемая нами часть речи стоит после определяемого слова, то её необходимо обозначить запятыми.

Цветок, растущий на пустыре, был весьма красив.

Здесь определяемое слово «цветок», причастный оборот - «растущий на пустыре». Обособленное определение стоит после определяемого слова, соответственно, выделяется запятыми.

Рассмотрим другой пример: Растущий на пустыре цветок был весьма красив.

В данном случае положение причастного оборота изменилось: определяемое слово стоит после обособленного определения, поэтому запятые не нужны.

Однако есть случаи, при которых необходима постановка запятых:

  1. Всегда обособляется при определяемом слове-личном местоимении причастный оборот. Пример: Предчувствующий беду, я долго ворочался в постели . Причастный оборот «предчувствующий беду» относится к личному местоимению «я», поэтому выделяется запятыми, независимо от положения. Сравним: Я, предчувствующий беду, долго ворочался в постели.
  2. Добавочное значение обстоятельства, которое имеет причастный оборот. Например: Ослепленные бликами моря, мы долго не решались войти в воду . Здесь причастный оборот «ослепленные бликами моря» имеет дополнительное значение причины: от сказуемого можно задать дополнительный вопрос: долго не решались почему? Потому что были ослеплены бликами моря.
  3. Другие члены предложения разрывают определяемое слово и причастный оборот. Пример: Показывающий первые лучи, появляется на небе месяц. Здесь причастный оборот - «показывающий первые лучи», а определяемое слово - «месяц». Между ними еще стоят сказуемое «появляется» и обстоятельство с предлогом «на небе». В данном случае выделение запятыми причастного оборота необходимо.

Когда запятые не нужны

Бывают случаи, когда запятые при причастном обороте не требуются. Мы уже разобрали один из вариантов, когда причастный оборот выделяться запятыми не будет: если находится перед определяемым словом.

Пропитанный солнцем мир окружал нас.

При таком положении причастного оборота запятые не нужны.

Существует еще два случая, когда не нужно выделять причастный оборот. Примеры:

1. Если он относится не только к подлежащему, но и к сказуемому:

До палатки мы бежали промокшие насквозь.

В данном случае к причастному обороту «промокшие насквозь» возможно задать вопрос как от местоимения-подлежащего «мы» (какие?), но и от сказуемого «бежали» (каким образом?).

2. Винительный падеж личного местоимения, выступающего в роли определяемого слова. Например:

Мы нашли его лежащего на поле жестокой битвы.

Определяемое слово - личное местоимение «его», стоящее в винительном падеже (кого?).

Какой из всего вышесказанного можно сделать вывод? Если вы не знаете, обособлять или нет причастный оборот, обратите внимание на такие моменты:

  1. Расположение оборота относительно определяемого слова.
  2. Чем выражено определяемое слово и в какой форме оно стоит.

Многие учащиеся испытывают затруднения в тех случаях, когда надо найти в предложении особые синтаксические конструкции. Пожалуй, центральное место среди них занимает причастный оборот. Примеры и рекомендации, представленные в данной статье, помогут справиться с этой проблемой.

Что такое причастный оборот

Причастие с одним или более зависимыми словами называется причастным оборотом.

В предложении он выполняет функцию согласованного распространенного : «Туристы увидели зеленеющий вдали лес. Все знали, что Кутузов одарен храбростью, доходящей до героизма» (Е. Тарле).

Рассматривается конструкция как единое целое и не разбивается на отдельные члены предложения.

Как подчеркивать такое синтаксическое образование — непрерывной волнистой линией.

Обратите внимание! Причастный оборот могут образовывать лишь причастия в полной форме: «Он поднял ладонь, плотно сжатую в кулак».
Функция форм кратких – именная часть составного сказуемого: «Ее тонкие губы оказались сжаты настолько плотно, что стали похожи на ниточку».

Зависимое и определяемое слово

Следует разграничивать два понятия: зависимое и определяемое слово. К определяемому относится оборот в предложении. Именно от него и задается вопрос: «По узкой тропинке (какой?), извивающейся между скал, мы поднимаемся на смотровую площадку».

Определяемое слово бывает только одно и всегда представлено либо существительным, либо местоимением. К зависимому задается вопрос от : «На полу блестело разлитое (кем?) кошкой молоко». Подобных слов в причастном обороте бывает одно либо несколько.

Обратите внимание! Определяемое слово может находиться либо перед распространенным определением, либо после него: «Родственники, живущие в деревне, остановились у нас. Живущие в деревне родственники остановились у нас».
Располагать определяемое слово внутри конструкции недопустимо: «Живущие родственники в деревне остановились у нас».

Словосочетания в причастных оборотах

Хотя причастие с зависимыми словами рассматривается как один член предложения, при необходимости его можно разделить на отдельные словосочетания. Их количество зависит от числа зависимых слов, входящих в состав конструкции.

Если она состоит только из двух слов, то он будет представлять собой словосочетание с типом связи управление или примыкание, например:

  • громко (как?) звенящий – примыкание;
  • звенящий (чем?) колокольчиком – управление.

Если к причастию относятся несколько зависимых слов, то в составе распространенного определения выделяется более одного словосочетания. Так, «с любовью написанная величайшим живописцем» включает в себя следующие сочетания слов:

  • написанная (как?) с любовью – примыкание
  • написанная (кем?) живописцем – управление;
  • живописцем (каким?) величайшим – согласование.

Обратите внимание! Если распространенное определение складывается только из двух самостоятельных слов, то образуется сочетание слов с причастием в роли главного. Если из него можно выделить несколько словосочетаний, то это условие снимается.

Необособленное и обособленное причастие

Причастие с зависимыми словами обособляется только при следующих условиях:

  1. Если оно находится позади определяемого слова: «Мальчик, успешно пробежавший стометровку, включен в школьную команду».
  2. Если оно расположено до определяемого слова и несёт на себе дополнительную смысловую нагрузку – передает условные, причинные, уступительные и прочие значения. В этом случае причастный оборот легко заменяется придаточной конструкцией: «Запыхавшаяся от бега, собака сразу легла. Собака сразу легла, потому что запыхалась от бега».
  3. Если оно относится к любому из разряда личных. Где находится обособленный оборот относительно определяемого слова, в этом случае не существенно: «Пораженный страхом, я иду за матушкой. Я иду за матушкой, пораженный страхом».
  4. Если другие члены предложения отрывают его от определяемого слова: «Упала очередная балка, и, получившее свежую пищу, с новой силой разгорелось пламя».

Причастие с зависимыми словами не обособляется, если:

  1. Находится непосредственно перед определяемым словом (кроме указанных выше особых случаев): «Разлившаяся по всей округе вода неожиданно ушла».
  2. Стоит после местоимений неопределенных: «В их взгляде мелькали странные огоньки когда-то тревожащие душу».
  3. Располагается после местоимения с обобщающим значением весь: «Все пришедшие на собрание рабочие посмеялись над шуткой».

Предложения с причастными оборотами

Распространенные определения часто употребляются в книжной речи. При этом в пределах одной предикативной конструкции их иногда встречается сразу несколько. Они могут относиться как к одному, так и к разным зависимым словам.

Как определить, где находится причастный оборот в простом или сложном предложении? Для этого рекомендуется воспользоваться таким алгоритмом:

  1. Найти причастие.
  2. Определить с помощью вопроса, от какого слова оно зависит.
  3. Выявить все части речи, к которым от выбранного причастия можно задать вопросы.
  4. Выделить запятыми обособленный причастный оборот. Обозначить конструкцию вертикальными чертами.

Схемы предложений с причастными оборотами включают в себя не только стандартные элементы (скобки, знаки препинания и союзы), но и вертикальные черты, между которыми располагается волнистая линия,- в них обозначаются распространенные определения.

Простые и сложные предложения

Простые предложения обычно содержат только одно распространенное определение: « Ядреный морозец, ударивший ночью, сразу все преобразил» (Б. Полевой). «Оставленная всеми Мавра Ильинична была в восхищении».

Однако бывают случаи, когда в их состав включается более одного подобного компонента. Они могут относиться к одному или разным определяемым словам.

«Видавший всякие виды вездеход остановился на берегу реки, окутанной утренним туманом. По степи, густо заросшей травой и разукрашенной весенними цветами, лошади шли шагом».

Сложные предложения объединяют в своем составе несколько простых.

Объем таких синтаксических образований позволяет включать в них как одно, так и несколько распространенных определений.

Например: «Девица, сконфуженная такой исключительной болезнью своего жениха, не могла особенно высказывать свою печаль и тревогу» (М. Зощенко).

«Возле дамы метался какой-то гражданин, сдирающий с себя летнее пальто и от волнения не справляющийся с рукавом, в котором застряла рука» ().

«Сквозь щелки в ширмах он видел освещенную месяцем свою комнату и видел прямо висевший на стене портрет» (Н. Гоголь). «Луазо, стянувший в трактире колоду карт, засаленных за пять лет игры на плохо вытертых столах, затеял с женой партию в безик» (Г. Мопассан).

Полезное видео

Подведем итоги

Таким образом, мы постарались дать исчерпывающие ответы на вопросы: что такое причастный оборот и каковы основные правила его употребления и правописания? Надеемся, что статья поможет в преодолении трудностей, возникающих в процессе изучения данной темы.

Вконтакте

Привет двоечники. Бродил недавно по просторам интернета и наткнулся на учебник по русскому языку. Вспомнил эту школу, в которую приходилось ходить каждый день и просиживать штаны. Несмотря на то, что я всегда учился ну…. скажем неплохо, повторить этот опыт я бы не хотел. В учебнике нашёл урок про то, как правильно составляется структура предложений. И решил написать про это статью, чтобы вы, застигнутые ностальгией по школьным временам, или, вдруг, необходимостью, не бродили в поисках учебниках по русскому языку, а пришли ко мне в блог. И вот вам стразу проверка:

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 10 заданий окончено

Информация

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 10

    1 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ __ и __ ====== ]

  2. Задание 2 из 10

    2 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│О│,…]

  3. Задание 3 из 10

    3 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ВВ│,…].

  4. Задание 4 из 10

    4 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [│ДО│, Х …].

  5. Задание 5 из 10

    5 .

    Найдите среди представленных предложений структуру [ Х,│ ПО│,…].

  6. Задание 6 из 10

    6 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П!]»- [а].

  7. Задание 7 из 10

    7 .

    Найдите среди представленных предложений структуру «[П..,│О│!] - [а]. - [│ВВ│,…П..]».

  8. Задание 8 из 10

    8 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], и […..].

  9. Задание 9 из 10

    9 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (что ….).

  10. Задание 10 из 10

    10 .

    Найдите среди представленных предложений структуру […..], (который ….).

Кто-то возразит: «Школа давно закончилась, напишем без схем». Такая точка зрения вполне справедлива. Для тех, кто общается с помощью СМС и игровых чатов. Итак, сегодня тема нашего занятия звучит так: «Как составить схему предложения?» Тем более если вы копирайтер или хотите им стать и зарабатывать больше чем ваша училка, знание схем предложений, к сожалению, необходимо.

Порядок составления схемы предложения


Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял ».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване ».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня ».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд . Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…... ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Схема сложного предложения.

Завел интстаграм. Показываю жизнь копирайтера, прикалываюсь в сторис, давай дружить!ПЕРЕЙТИ В ИНТСАГРАМ

Различают несколько видов сложных предложений. Рассмотрим их по порядку.

Сложносочиненное — это два простых равноправных предложения, соединенные сочинительным союзом.

Стены тоннеля раздвинулись, и путешественники очутились в огромном подлунном гроте.

Схема здесь несложная […..], и […..].

В сложноподчиненном предложении одна часть главная, вторая подчиняется, сопутствует первой.

Отдельные колонны были так огромны, что доставали своими вершинами до самого свода.

[…..], (что ….).

Окружающий воздух был намного чище того, который он вдыхал дома.

[…..], (которым ….).

Подчинение в таких предложениях происходит с помощью подчинительных союзов.

Бессоюзное предложение аналогично сложносочиненному, но не имеет союза.

Телевизионная студия предлагала смехотворно малую сумму – Мига рассердился.

[…..] — […..].

В нашем примере недовольство Миги вызвано действиями, произведенными в первой части сложного предложения. Но союза нет, его заменяет знак тире.

Не запутайтесь, составляя схему с разными типами связи. Разбить такие предложения, при этом не потеряв главную мысль, бывает очень сложно.

Дно тоннеля уходило вниз, поэтому идти было легко и просто: казалось, кто-то толкает в спину, и впереди скоро зажжется свет.

[…..], (поэтому ….): [│ВВ│,...], и [....].

Сложное предложение может иметь несколько придаточных частей, вытекающих одно из другого. Это последовательное подчинение.

Ребятам сообщили, что завтра будет праздник, который закончится карнавальным шествием.

(который ….).

Различают также параллельное подчинение. От главного предложения задаются разные вопросы к придаточным частям. Придаточные части в данном случае могут практически без изменения сделаться отдельными простыми предложениями.

Когда пришел фотограф, Серенький завернул акцию в платочек, чтобы спрятать ее за пазуху.

↓ когда? ↓ зачем?

(когда ….), (чтобы ….).

В русском языке выделяют однородное подчинение. Это перечисление простых предложений. К ним задается одинаковый вопрос от главной части, и соединяются они одинаковым союзом.

Наблюдая весной за природой, можно заметить, как прилетают птицы, как появляются нежные листочки, как зацветают первые цветы.

↓ что? ↓ что? ↓ что?

(как ….), (как ….), (как ….).

Основные виды предложений рассмотрены. Читая и анализируя текст, внимательно просматривайте большие по конструкции предложения. Выделяйте главную информацию. Мысленно задавайте вопросы от главного слова или главной части к придаточной или подчиненной. Это поможет уловить суть и правильно расставить знаки препинания.

Всем творческих успехов. Ну и найдите 10 отличий на этих картинках и напишите за сколько у вас это получилось сделать.

Найди 10 отличий

Для чего вам может понадобиться схема предложения? Вариантов несколько. К примеру, составить схему предложения нужно при его синтаксическом разборе.

Вы также можете схематически изобразить части предложения для себя, чтобы четче представить его структуру и проследить логику присоединения частей предложения друг к другу (актуально для сложных предложений).

Если уж зашла речь о сложных предложениях, с помощью схем удобно анализировать предложения с разными видами связи. А в простых схема помогает наглядно представить синтаксическую структуру.

В общем, как ни крути, схемы предложений в русском языке – вещь далеко не бесполезная. Вот мы сейчас и обобщим эту тему. С тем, чтобы вы этой статьей могли воспользоваться как справочным материалом. Кстати, чтобы правильно составлять схемы, не мешает повторить некоторые темы по синтаксису. Сейчас будем разбирать примеры схем и одновременно повторять. Так что от статьи вам будет двойная польза – заодно получите конспект по видам предложений, знакам препинания при прямой речи, однородных членах и т.д. будет.

План составления схемы предложения

  1. Внимательно прочитайте предложение, обратите внимание, какое оно по цели высказывания: повествовательное, вопросительное иди побудительное. И приметьте, какое по эмоциональной окраске: восклицательное или не восклицательное.
  2. Определите грамматические основы. Какими частями речи они выражены?
  3. После этого будет уже несложно сказать, простое перед вами предложение или сложное.
  4. В сложном предложении определите границы входящих в его состав простых и с помощью простого карандаша обозначьте их вертикальными чертами. Кстати, причастный и деепричастный оборот и другие виды осложнения также отделите такими чертами.
  5. Подчеркните дополнительные члены предложения (прерывистой линией – дополнение, волнистой – определение и причастный оборот целиком, «точка-тире-точка» – обстоятельство и деепричастный оборот). Какими частями речи они представлены?
  6. Если перед вами сложное предложение с союзной связью между его частями, обратите внимание на союзы: сочинительные они или подчинительные.
  7. Предыдущий пункт поможет вам правильно обозначить предикативные части сложного предложения. Так, части сложносочиненного и бессоюзного сложного предложения равноправны, обозначьте их квадратными скобками. Придаточное предложение в сложноподчиненном предложении обозначьте круглыми скобками. Не забудьте, что союз/союзное слово тоже надо в них включается.
  8. В сложноподчиненном предложении в главной части найдите слово, от которого можно задать вопрос к придаточному предложению, обозначьте его крестиком. От слова проведите карандашом стрелку к придаточному и запишите вопрос. Бывает и так, что вопрос к придаточному ставится от всего главного предложения.
  9. И вот теперь на очереди схема простого/сложного предложения – смотря что там у вас. Начертите линейную графическую схему, на которую переносите все основные обозначения, которыми до этого расчертили предложение. В частности, границы предложений, грамматические основы, осложнения, если предложение осложнено, связь между предложениями и стрелку с вопросом, союзы и союзные слова.
  10. Для сложных предложения с несколькими придаточными потребуется вертикальная схема, чтобы корректно отобразить последовательное, параллельное или однородное подчинение. Мы такие рассмотрим ниже на конкретных примерах.
  11. Цифрами над частями сложного предложения можно обозначить уровни придаточных, которые будут отражать их позицию в составе сложного предложения. Главное предложение никак не обозначается.

Иногда у преподавателей могут быть специфические требования. Например, обозначит на схеме, кроме главных, дополнительные члены. Кроме того, случаются и обратные задания, когда надо составить по схеме предложение. Пример такого задания вы найдете дальше.

Схемы простых предложений

Вот давайте сразу и начнем с задания, без шуток, уровня 2 класса: нужна схема простого предложения вида «подлежащее – сказуемое – подлежащее». Простой пример:

При этом вы держите в голове, что простое предложение на основании наличия главных членов может быть одно- и двусоставным. По наличию второстепенных членов – распространенным и нераспространенным (в примере выше какое?). А также по наличию полного или урезанного набора необходимых членов предложения делятся на полные и неполные.

Перенося главные члены предложения на схему, не дайте сказуемым себя запутать. Они бывают:

Теперь переходим в 5 класс и возьмемся за схемы предложений с обращением и другими видами осложнений простых предложений.

Обращение : обозначается О, знак от остального предложения отделяется на схеме при помощи двух вертикальных линий – │ │. Обращение не является членом предложения и имеет значение лишь его местоположение и стоящие при обращении знаки препинания:

На схеме с однородными членами предложения последние обозначаются кружком – ○, в котором можно отметить их синтаксическую роль в предложении (однородные дополнения, или обстоятельства, или подлежащие – любой из возможных вариантов). Также на схему переносятся стоящие при них союзы и знаки препинания. Обобщающие слова обозначаются тоже, например, кружком, только с точкой посередине. А мы в этой статье используем квадратик – так нам удобнее:

Предложения с вводными словами : можем обозначить их как ВВ и тоже заключить в две вертикальные линии – членом предложения вводные слова не являются. В остальном для схемы с вводным словом важны те же аспекты, что и для схемы с обращением:

В схеме с причастным оборотом , кроме знаков препинания, обозначают определяемое слово. В схеме с деепричастным оборотом и конструкциями со значением присоединения и уточнения – самое важное обозначить их место в предложении:

Вы также наверняка помните, что простое предложение может быть осложнено обособленными членами (некоторые из них уже отражены в примерах выше):

  • обособленными определениями (согласованными и несогласованными, одиночными и распространенными, к этой категории относятся и причастные обороты);
  • обособленными дополнениями;
  • обособленными обстоятельствами (деепричастия, деепричастные обороты, существительные и наречия в роли обстоятельств).

Предложения с прямой речью

Схема предложения с прямой речью совсем нетрудная: на ней обозначаются только границы предложения, слова автора и собственно прямая речь, а также стоящие при них знаки препинания. Вот несколько примеров:

Схемы сложных предложений

И вот теперь мы, наконец, добрались до программы старших классов. И сейчас рассмотрим схемы сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с примерами. И предложения с бессоюзной, а также разными видами связи тоже обязательно разберем.

Начнем со сложносочиненного предложения : его части равноправны, поэтому на схеме обозначаем их одинаковыми квадратными скобками.

В сложноподчиненном предложении четко выделяются главная и придаточная часть, поэтому главную обозначим квадратными, а придаточную – круглыми скобками. Придаточное предложение может занимать разные позиции по отношению к главному: стоять впереди или позади него, разрывать главное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения равнозначны, поэтому и тут для их обозначения на схеме используются одинаковые квадратные скобки.

Составляя схему предложения с разными видами связи , легко запутаться. Внимательно изучите предложенный пример, чтобы не допускать ошибок в будущем:

Особый случай – сложное предложение с несколькими придаточными . Рисуя схемы придаточных предложений, их располагают не по горизонтали, а по вертикали. Последовательное подчинение:

Параллельное подчинение:

Однородное подчинение:

Составьте по данным схемам предложения

Теперь, после того как мы так подробно разобрали всю теорию, вам, конечно, не составит труда самим написать предложения по готовым схемам. Это неплохая тренировка и хорошее задание для проверки того, насколько материал хорошо усвоен. Так что не пренебрегайте им.

  1. Предложение с обращением: [ │О?│… ]?
  2. Предложение с однородными членами: [и ○, и ○, и ○ – □ ].
  3. Предложение с причастным оборотом и вводным словом: [ Х, |ПЧ|, … |ВВ| … ].
  4. Предложение с прямой речью: «[П, – а: – П]».
  5. Сложное предложение с несколькими видами связи: [ … ], зато [ … ], (которое …): [ … ].

Напишите нам свои варианты в комментариях – заодно сможете проверить, хорошо ли вы все усвоили и разобрались ли со схемами. Сами убедитесь, что ничего архисложного тут нет!

Заключение

Вы проработали большую и объемную тему. Она включает в себя знания из разных разделов синтаксиса: виды предложений, виды сказуемых, знаки препинания при однородных членах предложения, прямой речи и т.п. Если вы внимательно изучили весь материал, то смогли не только вспомнить, как обозначать члены предложения на схеме, но и повторить очень важные и полезные правила.

А если вы еще и не поленились записать предложения по схемам, то можно с полной уверенностью сказать: контрольные и экзамены вы встретите во всеоружии.

Считаете, что эта статья пригодится кому-то еще из ваших одноклассников? Так жмите на кнопки внизу и «расшаривайте» ее в соцсетях. И пишите, пишите на комментарии – давайте общаться!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.