Анализ стихотворения К.М. Симонова: Жди меня, и я вернусь…

24.02.2024

Подробности 13.04.2015

Исполняет Георгий Виноградов

Ноты

История создания песни "Жди меня, и я вернусь"

Стихи «Жди меня»,- вспоминал Константин Симо-нов,- я написал не то в самом конце июля, не то в первых числах августа сорок первого года в Мо-скве, когда, вернувшись с Запад-ного фронта, готовился к отъезду на Южный фронт. Написал я их тогда, не думая о печати... На музыку «Жди меня» положено многими композиторами - и профессиональными, и самоде-ятельными. Наиболее известна музыка Блантера.

«Уважаемый Константин Симонов!

Пишет автоматчик, гвардии старшина, награжденный двумя медалями «За отвагу» и «За оборону Ленинграда». Ваше стихотворение «Жди меня» переходит из уст в уста каждого молодого и пожилого бойца, оно размножено и переписано в миллион блокнотов и записных книжек. На концертах самодеятельности, с эстрады читают Ваши стихи, которые тепло встречаются всеми. Они доходчивы до солдатского сердца...

Баскаков Дмитрий, полевая почта 48715»

Контур леса выступает резче.
Вечереет. Начало свежеть.
Запевает девушка-разведчик,
Чтобы не темнело в блиндаже.
Милый! Может, песня виновата
В том, что я сегодня не усну?
Словно в песне, мне приказ - на запад,
А тебе - «в другую сторону».
За траншеей - вечер деревенский.
Звезды и ракеты над рекой...
Я грущу сегодня очень женской,
Очень несолдатскою тоской.

Юлия ДРУНИНА

"Жди меня, и я вернусь"

Стихи К. СИМОНОВА, Музыка М. БЛАНТЕРА

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино на помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: -
Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Война отразилась в сердце каждого человека болью и страданиями, и стала уроком для будущих поколений, а чтобы не забывались подвиги, до сих пор тема войны поднимается на уроках истории и литературы. Поднимали тему войны и писатели, особенно те, кому непосредственно пришлось столкнуться с тем ужасом, что несет с собой война. Одним из таких писателей был Симонов. Ему также пришлось пойти на фронт, он также рисковал своей жизнью ради свободы и независимости своей Отчизны. Много раз шальная пуля пролетала мимо, но он выжил и в этом, он уверен, помогла любовь его избранницы. Ей и посвятил свое стихотворение Симонов под названием Жди меня и я вернусь. этого стихотворения мы сегодня и сделаем.

Симонов Жди меня, и я вернусь…

Жди меня и я вернусь… писатель Константин Симонов написал в 1941 году, когда незадолго до повторной мобилизации, он приехал к другу в Москву. Там на даче в Переделкино и появилось на свет стихотворение, ставшее в последствии для солдат неким гимном, даже молитвой, которая помогала в битвах. Наверное в то время, у каждого солдата в блокноте был переписан данный стих и словами, взятыми из произведения, они обращались к своим родным и близким, когда писали им письма. Хотя, свою работу автор не сразу отдал в печать, ведь его он посвятил своей любимой избраннице Валентине Серовой, и считал, что оно слишком личное, чтобы представлять миру. Однако его знакомые настояли на том, чтобы стихотворение пошло в печать, ведь в нем очень нуждались сотни тысяч солдат и писатель согласился.

Анализ стихотворения Константина Симонова

Анализируя стихотворение Симонова, мы понимаем, что данная работа не обычная. Это настоящее послание, которое можно с легкостью причислить к любовной лирике. Каждая строчка — это обращение, которое может написать каждый солдат в письме к своей избраннице и Симонов написал. Он написал заклинание, призывая любимую ждать. Ждать и верить, что он вернется. Ждать даже в лютую зиму, в знойную жару, в любое время года. Писатель в стихе призывает женщину ждать даже тогда, когда все уже не будут верить в чудо, когда поднимут рюмки за упокой души. Нужно ждать, когда друзья устанут, когда уже всем надоест ждать.

В произведении Симонов призывает не отчаиваться, не терять надежду, верить до последнего, ведь именно эта вера помогает выживать и возвращаться домой каждому солдату. Именно ожиданием своим женщины спасают любимых от смерти. И как пишет писатель, он вернется всем смертям назло, потому что его умели ждать. И так должна поступать каждая женщина: ждать, верить, надеяться.

Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» было написано К. Симоновым в 1941 году. Оно посвящено любимой женщи­не поэта - актрисе Валентине Серовой. Интересно, что сам автор не собирался печатать это стихотворение: оно казалось ему слишком камерным, интимным, лишенным гражданско­го содержания. «Я считал, что эти стихи - мое личное дело, - рассказывал затем К. Симонов. - Но потом, несколько ме­сяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сут­ками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревен­чатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне при­шлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворе­ние «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди пере­писывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, - и заставил меня через полгода напечатать его в газете» 1 .

Однако история стихотворения на этом не заканчивается. Оно было не принято в «Красной звезде», и Симонов воспри­нял это как должное. Редактора «Правды» П.Н. Поспелова поэт счел нужным заранее предупредить о том, что «это стихи не для газеты». Однако в 1942 году оно было опубликовано в газете «Правда». Позже стихотворение вошло в лирический цикл «С тобой и без тебя».

Стихотворение было очень популярно в годы Великой Оте­чественной войны. Как только оно появилось в «Правде», его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали.

Однако многим критикам цикл «С тобой и без тебя» не по­нравился. В качестве аргументов высказывались мысли о том, что в стихотворениях поэта «идея революции неощутима», «где-то проглядывает культ войны, культ солдата», на ряде строчек «лежит печать явной спешки», слово «жди» «из на­стойчивого делается назойливым и перестает работать в смыс­ловом отношении». Более того, ходил слух, что Сталин вы­сказал мысль о том, что надо бы издать эти стихи в двух эк­земплярах - «один - ей, другой - автору».

По своему жанру произведение представляет собой любов­ное послание, обращение к любимой «побудительно-закли- нательного характера». Мы можем отнести его к интимной лирике. Также здесь присутствуют элементы, придающие про­изведению характер исповеди. Однако в стихотворении при­сутствуют также и гражданские мотивы - выполнение геро­ем своего долга, его вера в победу.

Стихотворение построено в виде монолога лирического ге­роя, бойца, обращенного к любимой женщине. Монолог ли­рического героя носит здесь разговорный характер. Каждая строфа стихотворения имеет кольцевую композицию. Клю­чевые слова здесь - «жди меня». Каждая строфа начинается с этих строк (а в первой строфе они проходят рефреном), поэто­му они звучат здесь как заклинание. А заканчиваются стро­фы той же просьбой, обращенной к любимой: «Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет», «Жди. И с ними заодно Вы­пить не спеши».

Исследователи отмечали характерные черты поэтического стиля К. Симонова. «Если говорить о таких его лучших сти­хах, как “Жди меня…”, “Если дорог тебе твой дом…”, “Тыпо- мнишь, Алеша, дороги Смоленщины…”, то они строятся не как простая, обыденно-спокойная беседа с читателем. В каж­дом из них тема овладевает поэтом как одно-единственное чувство, страсть, и эта тема-страсть определяет собой строй и звучание стиха. <…> Симоновский поэтический разговор от­личает открытая прямота».

Первая строфа - это рассказ о трудной жизни героини, любимой поэта. «Желтые дожди» наводят грусть, время ка­жется бесконечным, зиму сменяет лето, метель - жара. А меж­ду тем «других» уже не ждут, писем не приходит. Мы видим, сколько душевных сил, терпения, мужества и веры требует это умение ждать бойца с фронта.

Вторая строфа углубляет и развивает мотивы предыдущей. Она является кульминационной в развитии темы ожидания.

Испытание разлукой могут не выдержать «друзья», родные - «сын и мать», выпивающие «на помин души». Но это испыта­ние под силу любимой и любящей женщине. Она не должна поверить в смерть любимого, должна выдержать все испыта­ния. И ее любовь, вера способны творить чудеса. Здесь мы видим противопоставление веры, любви героини и безверия, забвения всех окружающих.

В третьей строфе ситуация ожидания заканчивается. Все напряжение, кульминационная точка второй строфы разре­шаются здесь в светлый аккорд:

Жди меня, и я вернусь,

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть Скажет: - Повезло.

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня Ожиданием своим Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Здесь словно подводится итог этому ожиданию, этой спо­собности героини:

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Эти строчки - апофеоз русской женщины, ее терпения, любви, ее душевных качеств. Любовь - великая сила, побеж­дающая смерть. Она способна сберечь воина в смертельном бою. Такова основная мысль этого произведения.

В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстоп­ный хорей, рифмовка - перекрестная. По своим художествен­ным средствам оно крайне скупо, но скупость речи оттеняет­ся в нем глубиной чувств, однообразие ритма усилено про­никновенностью одного всеохватывающего душевного состо­яния. Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору (каждая строфа), эпитет («желтые дожди», «горькое вино»), метафору («Ожиданием своим Ты спасла меня»), фразеологизм («всем смертям назло»).

Здесь искали:

  • Анализ стихотворения жди меня и я вернусь
  • Анализ стихотворения жди меня
  • жди меня и я вернусь анализ стихотворения

Стихотворение «Жди меня» давно стало легендарным. Есть несколько версий его создания, но мы расскажем о той, которой придерживался сам автор. В июле 1941 года приехал в Москву после своей первой командировки на фронт. Он своими глазами увидел все ужасы первого разгрома советских войск, полную растерянность от внезапного наступления фашистов и нашу неготовность к предстоящей войне. В Москве он должен был пробыть два дня - ожидая, пока его переведут из газеты «Известия» в газету «Красная звезда». Друг отца, писатель Лев Кассиль, предложил пожить у него на даче в Переделкино. И вот там, 28 июля 1941 года, и было написано стихотворение «Жди меня».

Оно посвящено - и в этом нет никаких сомнений - актрисе Валентине Васильевне Серовой. Со временем стихотворение становилось все популярнее, и о том, что его адресат - конкретная женщина, перестали вспоминать. Более того, когда любовь прошла и отец разошелся с Серовой, особого желания сохранять верность этому посвящению у него не было. Поэтому в разных изданиях текст появляется то с посвящением Серовой, то без него.

Кстати, стихотворение было опубликовано не сразу. Давид Ортенберг, главный редактор газеты «Красная звезда», оказался совершенно не провидцем. Он был очень хорошим редактором, но со стихотворной сферой не сложилось. Ортенберг сказал, что «Жди меня» - очень интимное стихотворение и печатать он его не будет. В итоге отец два раза прочитал текст по радио, но опубликовали его гораздо позже. Спустя полгода после того, как было написано, 14 января 1942 года, стихотворение появилось на третьей полосе в газете «Правда» и сразу обрело невероятную популярность.

В 2015 году мы, дети Константина Симонова, обратились с проектом установки памятника отцу в

ЖДИ МЕНЯ
Музыка Матвея Блантера
Слова Константина Симонова

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди.
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди.
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара.
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет.
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забьггь пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня.
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди, и с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: "Повезло".
Не понять, не ждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил - будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

слова - июль 1941

Русские советские песни (1917-1977). Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М., «Худож. лит.», 1977.

Стихотворение посвящено кинозвезде Валентине Васильевне Серовой, любимой женщине Константина Симонова. Написано в июле 1941 года на фронте, где Симонов служил военным корреспондентом. Никто из знакомых не верил, что такое стихотворение кто-нибудь согласится опубликовать до окончания войны. Тем не менее Симонов прочитал его по радио, и оно появилось в "Правде" в февраль 1942 года, затем облетело все газеты и вошло в авторский сборник стихов "С тобой и без тебя", посвященный Серовой. Симонов и Серова стали символом верности, а "Жди меня" - стихийной песней, причем пели ее на произвольный мотив. Затем Матвей Блантер написал музыку (он же написал музыку к "Корреспондентской застольной").

В 1943 году вышел спектакль "Жди меня" по одноименной пьесе Симонова, а режиссеры Александр Столпер и Борис Иванов сняли фильм с тем же названием. И в спектакле, и в фильме главную роль играла Серова; в 1944 году они с Симоновым поженились. "Жди меня" прозвучала также в фильме "Парень из нашего города" (1942) тех же режиссеров по пьесе Симонова "Парень из нашего города". Оба фильма снимались в эвакуации в Алма-Ате.

Входила в репертуар Вадима Козина. Леонид Утесов исполнял песню на мелодию Николая Горбенко. На фронте было сложено множество фольклорных "Ответов" на стихотворение. См., например, "Жду тебя, хороший мой..."


Константин Симонов
(1915-1979)

Говорите мне о любви: Песенник. Песни и романсы. Для голоса и гитары (фортепиано, синтезатора). – СПб.: Композитор, 2005.