Значение иоанн (святой, епископ готский) в краткой биографической энциклопедии.  Иоанн Готский — великий патриот, политик, деятель, епископ - Этнографический Донбасс Ранние годы жизни

16.03.2024

) в семье Льва и Фотины. Дед его по отцовской линии происходил из «фемы Армениаков » в Малой Азии, где служил копьеносцем . Вероятно, малую родину предков Иоанна следует отождествлять с современным селением Вона у мыса Чам близ города Орду в Анатолии. По этнической принадлежности они были, скорее всего, греками, а в Крым переселились из-за неспокойной ситуации на родине . Его мать, Фотина, еще до рождения сына дала обет посвятить его служению Богу, таким образом, Иоанн «выбрал себе жизнь подвижническую с самой почти колыбели, словом и делом совершив всякую добродетель» .

По другой версии тело его было перевезено в Партенит и погребено на горе Аю-Даг , в храме Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Этот храм по преданию был возведен по инициативе Иоанна.

Канонизирован Церковью в лике святителей. День памяти 26 июня (9 июля по новому стилю). Сохранился греческий текст его жития, написанного между и .

Единственный храм на весь Московский Патриархат, освященный в его честь, находится в Партените , на подворье Косьмо-Дамиановского монастыря (верхний его придел освящен в честь иконы Богородицы „Всецарица“).

Напишите отзыв о статье "Иоанн (епископ Готский)"

Примечания

Ссылки

Память 19 мая с.с.

Иоанн, сын Льва и Фотины, живших в селении Партенит, в Таврической Готфии. Фотина молила Бога, чтобы он даровал ей плод, который обещала посвятить Господу; молитва была услышана, и у нее родился сын по имени Иоанн.

Выросши, он избрал себе жизнь подвижническую, совершая добрые дела, почему имя его с юных лет было известно окрестным людям, а слава о богоугодной жизни дошла до Константинополя, где в это время царствовал Константин Копроним (741 – 775). Около 755 г. жители Готфии выразили желание иметь епископом у себя св. Иоанна вместо прежнего епископа, заразившегося иконоборческою ересью, за что возведен царем иконоборцем в сан митрополита Гераклей Фракийской.

Святой Иоанн во время смут иконоборческой ереси оставил Сурож и уехал в Иерусалим, где пробыл три года, а по возвращении оттуда, приблизительно около 759 года Иоанн, как ревностный поклонник икон и поборник православия, согласно желанию Сурожского народа видеть его у себя епископом, - был отправлен в Иверию (Грузию) для посвящения во епископа, ибо в Царьграде и во всей Греции в это время высшая иерархическая власть была заражена ересью иконоборства. Католикос грузии в Мцхетском патриаршем храме у митрополичьего столба хиротонисал св. Иоанна во епископа Готфии; св. Иоанн по возвращении в Сурож оправдал избрание народа, неприкосновенно храня догматы Православной Церкви и правую веру, заботясь о научении паствы истине Православия; потом отправил с диаконом своим Лонгином послание к Патриарху Иерусалимскому Феодору, прося, чтобы он созвал собор и прислал к нему изложение веры; Патриарх исполнил его просьбу; после собора, бывшего в Иерусалиме в 763 г., на котором представителем св. Иоанна заседал диакон Лонгин; Патриарх послал святому изложение веры с пояснительными текстами из Священного Писания Ветхого и Нового Завета, а также мнение отцов церкви о святых иконах, честных мощах и о заступничестве в молитвах святых угодников, что получено было в Тавриде ранее 767 года.

Святый по смерти императоров Константина (775) и Льва (780), при воцарении Ирины и сына ее Константина приехал в Царьград, где всем говорил со свободою и дерзновением о принятии святых икон в Православной Церкви, а затем снова воротился в Тавриду, на свою кафедру. В 787 г. на Вселенский Собор в Никее св. Иоанн отправил, вероятно, по преклонности лет, вместо себя диакона Кирилла, который и подписывался под актами собора. Около 787 г. Готфиею завладели хазары, заняли крепость Дорос вооруженными людьми. Тогда св. Иоанн по соглашению с князем готфским и народом изгнал хазар из крепости и завладел горными проходами (елисурами, клисурами); но вслед за сим некоторые дурные люди из готфов выдали св. Иоанна хазарам, которые посадили святого в темницу города Фулы, где он переносил тяжкие страдания. Когда узнали об этом верующие готфы, то приняли меры к освобождению излюбленного святителя, отправив его в Амастриду.

Через четыре года, во время бунта у хазар, каган их был убит; когда весть об этом дошла до св. Иоанна в Амастриду, то св. исповедник сказал: «И я, братие мои, отхожу по истечении сорока дней судиться с гонителем моим пред Судиею Богом». В сороковой день святой Иоанн, уча слову Божию и наставляя всех в делах спасения, предал душу в руки Божии, согласно со своим предсказанием, 26 июня 791 года. После кончины святого тело его епископ Амастридский Георгий в сопровождении жителей города положил на корабль, 27 июня его повезли в Готфию, на Таврический полуостров, на место его родины и кафедры; корабль пристал в бухте сел. Партенит 28 июня во время всенощной. Святого погребли в храме Св. Апостолов, находящемся от бухты Парфенитской в версте, у подошвы горы Аю-Даг.

Сей преподобный муж, украшенный дарами веры, творил многие чудеса, из которых некоторые записаны современниками; так, ученик его Лонгин, когда возвращался из Иерусалима, попался в плен сарацинами и был приговорен к распятию на кресте, но, обратясь в молитве к заступлению преподобного, получил избавление от казни. Также он исцелил в Фуллах отрока, покрытого язвами. Один человек несправедливо укорял преподобного в измене своей родине, тогда этот нечестивец внезапно был сброшен с коня и испустил дух. Два человека ссорились между собой из-за вина, находящегося в бочке и не захотели примириться, несмотря на посредничество преподобного; когда он ушел, то нашли вино сгустившимся в бочке так, что они вырезали его, как сыр, и выбросили вон.

Владыка Иоанн Снычев. Это имя известно не только в больших русских городах, но и в самых, казалось бы, Богом забытых местах России. Этот с виду неприметный худощавый старик стал настоящим кумиром многих россиян. Когда вся русская земля с ее многочисленным населением утопала под гнетом заморских проповедников, которые так и норовили стереть с лица земли ее сущность, уничтожить ее природное наследие и разрушить многовековые традиции русского народа, тихий голос Владыки Иоанна говорил о том, что следует принять в своем сердце только Христа и Церковь. И не слушать более обманчивых теорий и ложных наук. Удивительной чистоты был Владыка Иоанн Снычев. Биография его пестрит удивительными событиями. Особенно поразительно, насколько этот человек на протяжении всей своей жизни ощущал присутствие Господа во всем: в делах, в событиях и, конечно же, в своей душе.

Ранние годы жизни

Родился Иоанн Снычев в 1927 году 9 октября. Настоящее его имя - Иван Матвеевич Снычев. Родиной митрополита стало село Ново-Маячка, расположенное в Каховском районе Херсонской области. Родители Иоанна были крестьянами. Они были далеки от Божьего учения и не отличались особой религиозностью. Поэтому и детям своим не прививали и благочестие. Несмотря на то, что Иоанн Снычев рос в безбожной семье, тяга к вере присутствовала у него с самого детства. И тем не менее, эта вера не имела под собой никаких оснований и подтверждений, поэтому отрок всегда находился вне Церкви. Время шло, мальчик взрослел, родители не могли утолить его духовные поиски, не знали, как удовлетворить его вопрошания. Ему приходилось ко всему приходить своими стараниями.

Поиски смысла жизни

Когда будущему митрополиту исполнилось пятнадцать лет, он стал более глубоко размышлять над смыслом жизни. Позже, когда митрополит Санкт Петербургский и Ладожский Иоанн Снычев вспоминал о своем юношестве, он говорил о том, что ему было горько осознавать бесследное исчезновение Он никак не мог принять того, что после смерти человек исчезает бесследно. Он даже горько плакал, настолько его это глубоко волновало. Юноша всегда ощущал невероятную силу, которая помогала ему справляться с жизненными трудностями. Он погружался в глубокие раздумья о смысле бытия, о человеческом существовании. Его поиски и душевные терзания не прошли бесследно. Господь только ждал подходящего момента, чтобы приоткрыть занавес истины.

Пророческий сон

Как-то приснился Ивану странный сон. Будто бы он стоит посреди вспаханного поля. В руках у него были необыкновенные чудодейственные семена. Он их рассеивал и на удивление они моментально прорастали и плодоносили. Плодов было столько, что они еле помещались на поле. Иван решил проверить их на зрелость. К его удивлению, ни один плод еще не созрел. Так, проверяя плоды, он добрался до середины поля, на котором увидел лежащий Животворящий Крест, тот самый, на котором распяли Христа. Радости Ивана не было предела. Он более ни о чем не мог думать. Взял Крест, положил себе на спину и понес. Когда Иван шел со своей ношей, царила страшная непогода, дул ветер, гремел гром, лил дождь. Когда он добрался до своего села, к нему подошла одна знакомая инокиня и сказала: «Я тебя знаю, ты юродивый…». Этот сон убедил Иван в том, что он действительно не от мира сего. Это было своеобразным подтверждением его божественного происхождения.

Духовное прозрение

Господь не мог равнодушно наблюдать, как юный Иоанн Снычев терзает свое сердце глубокими переживаниями. Он особым образом привел митрополита к вере. В 1943 году по приходу весны частные дома села, в котором жил в то время Иван, стали заполняться богомольными старушками, которые собирались вместе для совместной молитвы. На одном таком собрании удалось побывать и Ивану. Здесь он впервые окунулся в атмосферу православия, и его сердце отозвалось на молитвы. Окончательно будущий митрополит Иоанн Снычев увидел божественное провидение вечером 1 августа 1943 года. В этот знаменательный день православные христиане чтили память преподобного Серафима Саровского, вслед за которым отмечался праздник Божьего Проведение пришло Ивану прямо на танцплощадке. Внезапно его охватили мысли о греховности этого мира. Он ощутил всем своим нутром всю мерзость и порочность современного людского существования. Его взору предстали бесы, кривляющиеся в людском обличии, и на мгновенье ему показалось, что он погружается в адскую бездну. В тот самый момент в сердце юноши загорелся огонь искренней веры. Божье слово развеяло все его сомнения, и он твердо убедился в том, что после смерти человек по своим поступкам попадает либо в райское царство, либо на адские миры.

Божий промысел

Конец ноября 1944 года для Ивана стал переломным. Его призвали в армию. Юношу не сильно радовало это событие, однако, Господь услышал его молитвы, и через несколько месяцев Иван был освобожден от воинской повинности по болезни. Его приняли в храм Петра и Павла в г. Бузулка пономарем. Благодаря своему прилежанию и хорошей службе, юноша был замечен епископом Мануилом, который взял его к себе в келейники. 9 июля 1946 года послушника Иоанна назначают диаконом по наставлению старца - архиерея. И уже 14 января 1948 года он получает титул иерея. Святитель полностью полагался на Иоанна. Он окунал его во все дела епархии, давал ему сложные поручения, просил улаживать внутренние конфликты. Владыка с самого начала был уполномочен разрешать людские страсти.

Обучение

Сентябрь 1948 года стал для Иоанна переломным. Архиепископа Мануила, под чьим началом находился Иоанн, сослали в Потьму. Послушнику пришлось поступить в духовную семинарию Саратова, которую он блестяще окончил. В 1951 году он поступил в Ленинградскую Духовную Академию, которую через 4 года закончил с отличием. Ему присвоили степень кандидата богословия и оставили на кафедре сектоведения.

В декабре 1955 года из ссылки вернулся архиепископ Мануил, который временно был назначен на Чебоксарскую кафедру. О. Иоанн продолжал помогать архиепископу в свободное от работы время. Вместе они составляли труды. Осенью того же года Иоанна назначили преподавателем Минской Духовной семинарии и постригли в мантию.

Трудовые будни

Неутомимо трудолюбивым был Иоанн Снычев. Факты из жизни Владыки это постоянно подтверждают. В начале осени 1957 года архиепископ Чебоксарский Мануил пригласил Иоанна в Чебоксары. Тот с почтением принял приглашение и отправился к старцу-святителю. Два года Иоанн помогал архиепископу в написании монументальных трудов, за которые в марте 1959 года был одарен подарком в виде креста с украшениями, преподнесенным Святейшим І.

Осенью 1959 года Иоанна назначили помощником инспектора и по совместительству преподавателем в Духовную семинарию Саратова. Всего один год пробыл иеромонах на этой должности и уже в 1960 году он занял пост священнослужителя в Покровском кафедральном соборе г. Самары. В то же время Иоанн также работал над магистерской диссертацией. Долгие годы провел он, помогая своему наставнику архиепископу Мануилу, от которого и унаследовал тягу к исследовательской деятельности.

Весной 1961 года Иоанн получил сан игумена. Через три года на Пасху был удостоен сана архимандрита. В декабре 1965 года Иоанн стал епископом Сызранским. В конце зимы 1966 года епископ Иоанн после защиты магистерской диссертации получил степень магистра богословия. Осенью 1972 года епископу доверили управлять Чебоксарской епархией. В 1976 году Иоанн Сычев удостоился сана архиепископа. В июне 1987 года он отправился на Святую Землю в Иерусалим. В 1988 году в Духовной Академии Санкт-Петербурга епископ русской православной церкви Иоанн Снычев читал лекции по новейшей истории церкви, за что впоследствии был награжден званием доктора церковных наук.

Постоянный член священного синода Иоанн Снычев в августе 1990 года возглавил епархию Санкт-Петербурга. Один из основателей петровской академии, Иоанн Снычев за период своего правления увеличил количество храмов в три раза. Во многих соборах после проведения капитального ремонта возобновились богослужения.

Просветительская деятельность

Огромный вклад сделал в церковную науку Иоанн Снычев. Труды, написанные архиепископом, сегодня представляют огромную ценность. Примером могут стать такие труды, как «Стояние в вере. Очерки церковной смуты», «Наука смирения. Письма монашествующим», «Самодержавие духа. Очерки русского самосознания», «Как подготовиться и провести пост. Как жить в современном бездуховном мире», «Посох духовный», «Голос вечности. Проповеди и поучения». Красной нитью в трудах Владыки прослеживалось духовное одичание русского народа, а также погружение России в безбожную смуту. В своих трудах митрополит Иоанн Снычев затрагивал такие важные темы, как значимость русской истории, возрождение самосознания русского народа.

Память о Владыке

Владыка оставил этот мир 2 ноября 1995 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Однако, есть подозрения, что митрополит Иоанн Снычев отравлен был, что и послужило причиной его скоропостижной кончины. Его могила ничем не примечательна. На ней установлен простой крест из дерева и небольшая металлическая табличка, на которой выгравирован сан митрополита. Однако, вклад его в русскую православную церковь неоценим. Сила его духа, заложенная в трудах Иоанна, до сих пор вдохновляет многих христианских последователей.

Из семьи священника. Получив хорошую учебную подготовку дома, в 1850 году поступил в Тотемское духовное училище, которое окончил в 1854 году с лестным отзывом в «годичной ведомости» за 1853-1854 учебный год: «Поведения очень хорошего, способностей очень хороших, прилежания ревностного, успехов препохвальных». В 1860 году окончил полный курс Вологодской духовной семинарии. В 1864 году окончил Московскую духовную академию.

9 ноября 1864 года назначен на должность наставника в высшем и среднем отделениях Вологодской духовной семинарии.

24 апреля 1867 года за курсовое сочинение «О видах т. н. частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности» возведён в степень магистра богословия.

15 ноября 1867 года, согласно прошению, перемещён на те же предметы в Ярославскую семинарию, где 9 марта 1868 года назначен помощником инспектора, 10 июля - по избранию членом семинарского правления для присутствия в педагогических собраниях.

31 августа 1870 году перемещён в Московскую духовную академию и утвержден в ней секретарём Совета и Правления. Профессор Николай Иванович Субботин характеризовал Кратирова в период его деятельности секретарем совета с самой хорошей стороны: «человек прекрасных нравственных качеств и, несомненно, умный и честный. На него никто не имел недовольства. Человек уживчивый, добрый, простой в обращении и скромный. Всем с готовностью оказывает услугу. Жизнь ведет уединенную, развлечений не любит, в „обществе“ не бывает, сидит больше дома за делом. При всей своей доброте и мягкости, он отличается твердостью характера. Свое мнение, основанное на справедливости, отстаивает твердо. Кроме того, он человек религиозный и преданный Церкви».

Кратирова приглашали в Санкт-Петербург чиновником особых поручений и ректором семинарии, но он отказался.

7 апреля 1883 года он был назначен ректором Харьковской духовной семинарии, 7 мая рукоположен во диакона, 8 мая - во священника и 5 июня возведён в сан протоиерея. Его старанием были выстроены новое семинарское здание под общежитие и здание для преподавателей.

С 4 августа 1884 года кроме ректорства, являлся председателем Харьковского епархиального училищного совета и ответственным редактором богословско-философского журнала «Вера и Разум».

6 марта 1893 года был пострижен в монашество с именем Иоанн, а 7 марта он был возведен в сан архимандрита.

25 апреля 1893 года в Санкт-Петербурге в соборе Александро-Невской Лавры хиротонисан во епископа Сумского, викария Харьковской епархии.

23 августа 1895 года он был перемещён к митрополиту Палладию (Раеву) епископом Нарвским, викарием Санкт-Петербургской епархии и 31 августа назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

С 3 октября по 25 декабря 1898 года, во время болезни и затем по кончине (скончался 5 декабря) митрополита Палладия временно управлял Санкт-Петербургской епархией.

3 февраля 1899 году назначен епископом Саратовским и Царицынским на место архиепископа Николая (Налимова).

Осенью 1902 года вызван членом Св. Синода в Санкт-Петербург.

12 марта 1903 года уволен от управления Саратовской кафедрой и назначен штатным членом Московской Синодальной Конторы и управляющим Ставропигиальным Симоновым монастырём.

5 декабря 1908 года он был уволен от должности штатного члена и от настоятельства в Симоновом монастыре без выдачи пенсии.

Сочинения

  • «О видах, то есть частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности». (Курсовое сочинение).
  • «Два слова на день рождения государя императора Александра Александровича». «Вера и Разум», 1885, т. I, № 6, с. 331-339, 1892, т. II, № 5, с. 265-274.
  • Речь при вступлении на Сумскую епархию. «Саратовские Епархиальные Ведомости» 1899, № 5, с. 199-204.
  • Речь при наречении его во епископа. «Вера и Разум» 1893, № 9, с. 201-203, "Приб. к «ЦВ» 1893, № 18, с. 710-712.

Уроженец Готии - области в горном Крыму. Сын Льва и Фотины. По преданию Иоанн родился в Партенит |Партените, в этом же месте позже он возглавит Готскую епархию.

По другой версии тело его было перевезено в Партенит и погребено на горе Аю-Даг , в храме Святых Апостолов Петра и Павла. Этот храм по преданию был возведен по инициативе Иоанна.

Церковь причислила Иоанна к лику святых. День памяти 26 июня. Сохранился греческий текст его жития, написанного между и .

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Иоанн (епископ готский)" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Иоанн. Епископ Иоанн (?, Партенит ок. 791, Амастрида) святой, епископ Готский в Крыму. Биография Уроженец Готии области в горном Крыму. Сын Льва и Фотины. По преданию Иоанн… … Википедия

    Святой, епископ готский в Крыму, уроженец города Партенита. В 754 г., когда готский епископ, из угождения императору Константину Копрониму, подписал определения иконоборческого собора в Константинополе и в награду за то был сделан митрополитом… …

    Иоанн святой, епископ готский в Крыму, уроженец гор. Партенита. В 754 г., когда готский епископ, из угождения императору Константину Копрониму, подписал определения инокоборческого собора в Константинополе и в награду за то был сделан… … Биографический словарь

    Уроженец г. Партенита. В 754 г., когда готский епископ, из угождения имп. Константину Копрониму, подписал определения иконоборческого собора в Константинополе и в награду за то был сделан митрополитом ираклийским, готы, на место отступника,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона