Особенностью педагогической профессии является отношение. Педагогическая деятельность, её субъект и объект

28.04.2024

Особенности педагогической профессии

Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности.Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Учительская профессия - особая по своей сущности, значимости и противоречивости.

Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, ученого.

Особенность труда учителя состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причем не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права, своя убежденность.

В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы.

Педагогический труд как специфическое общественное явление характеризуется особыми функциями и состоит из таких компонентов: а) труд как целесообразная деятельность; б) предмет труда; в) средства труда.

Но в таком общем виде названные компоненты присущи любому виду труда. В таком случае, в чем же специфика педагогической деятельности?

Во-первых , педагогический труд как общественно значимая деятельность состоит в формировании подрастающего поколения, его человеческих качеств. Педагогический труд - это процесс взаимодействия между человеком, овладевшим культурой (учитель), и человеком, овладевающим ею (ученик). В нём в значительной мере осуществляется социальная преемственность поколений, включение подрастающего поколения в существующую систему социальных связей, реализуются природные возможности человека в овладении определенным социальным опытом.

Во-вторых , в педагогическом труде специфичен предмет труда. Здесь он - не мертвый материал природы, не животное или растение, а активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств.

Такая специфика предмета педагогического труда усложняет его сущность, поскольку воспитанник - такой объект, который уже является продуктом чьего-то воздействия (семьи, друзей и пр.). Став предметом труда учителя, он в то же время продолжает оставаться объектом, на который воздействуют и другие факторы, преобразующие его личность. Многие из этих факторов (например, средства массовой информации), действуют стихийно, многопланово, в различных направлениях, К самый важный из них, обладающий наибольшей убедительностью, наглядностью, - это реальная жизнь во всех её проявлениях. Педагогический труд и предполагает корректировку всех этих воздействий, исходящих как от общества, так и от личности воспитанника. Наконец, специфичны и средства педагогического труда, которыми учитель воздействует на воспитанника. Они, с одной стороны, представляют собой материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначенные для организации и осуществления педагогического процесса (рисунки, фото-, кино- и видеоматериалы, технические средства и пр.). С другой стороны, педагогическим средством является разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание.

Специфичен и итог педагогического труда - человек, овладевший определенной суммой общественной культуры. Однако если в материальном производстве, которое направлено на природу, с получением продукта труда процесс этим и завершается, то продукт педагогического труда - человек - способен к дальнейшему саморазвитию, а воздействие педагога на этого человека не угасает, а иногда продолжает влиять на него всю жизнь.

Как видим, важнейшей особенностью педагогического труда является то, что он с начала и до конца является процессом взаимодействия людей. В нем предмет - человек, орудие труда - человек, продукт труда также человек. Это значит, что в педагогическом труде цели, задачи и методы обучения и воспитания осуществляются в форме личностных отношений. Эта особенность педагогического труда подчеркивает важность в нём нравственных аспектов.

Деятельность педагога всегда высоко ценилась в обществе. Важность выполняемого им дела, авторитет всегда определяли почтительное отношение к учительской профессии.

Ещё древнегреческий философ Платон говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, - граждане будут только несколько хуже одеты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Живший в XVII веке великий славянский педагог Ян Амос Коменский , который по праву считается основоположником научной педагогики, писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» (Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С. 600). Он утверждал, что учителя - это родители духовного развития учащихся; ближайшей заботой учителей является увлечение учеников благим примером.

Значение профессии учителя в обществе всегда занимало важное место в работах великих педагогов, писателей, общественных деятелей нашей страны. Так, в XIX веке К.Д. Ушинский , основоположник русской школы научной педагогики, подчеркивая высокую социальную роль учителя в обществе, писал: «Воспитатель, стоящий вровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим...» (Ушинский К.Д О пользе педагогической литературы).

К.Д. Ушинский подчеркивал, что учитель должен обладать обширным кругом знаний по различным наукам, позволяющим изучать ребенка во всех отношениях. Важное значение в педагогическом наследии великого русского педагога отводится требованиям к личностным качествам учителя. Он утверждал, что никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания, что без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно.

В.Г. Белинский , говоря о высоком социальном предначертании учительской профессии, пояснял: «Как важен, велик и священ сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека» (Белинский В.Г. Избр. пед. соч. - М.-Л., 1948. С. 43).

Великий русский писатель Л.Н. Толстой , как известно, внёс большой вклад не только в литературу, но и в теорию и практику образования. Опыт работы в Ясной Поляне и сейчас является предметом пристального изучения. Говоря о профессии учителя, он писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книга, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединит в себе любовь к делу и ученикам, он - совершенный учитель» (Толстой Л.Н. Пед. соч. - М., 1953. С. 342).

Идеи прогрессивной педагогики о социально-нравственной роли учителя получили развитие в высказываниях известных общественных деятелей и педагогов XX века. А.В. Луначарский утверждал: «Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак, но и самый большой бриллиант не может быть оценен в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим материалом нужно работать чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него» (Луначарский А.В. О народном образовании. - М., 1958. С. 443).

Последнее десятилетие в истории нашей страны характеризуется сложными, иногда противоречивыми процессами. Уходят в прошлое еще недавно казавшиеся незыблемыми духовные ориентиры. С ликвидацией «железного занавеса» стремительные обороты набирает процесс взаимопроникновения духовных ценностей, как с Запада, так и с Востока. Отечественная школа и педагогика активно включаются в общемировое образовательное пространство, вбирая положительный опыт зарубежной педагогики. В то же время, нельзя не признать, что не всегда принимаемые на вооружение иностранные педагогические теории и технологии действительно являются прогрессивными. Одновременно на учащихся обрушивается огромный поток западной псевдокультуры, который зачастую формирует искаженное представление о сущности тех или иных нравственных ценностей. В этих непростых условиях как никогда повышается роль учителя как защитника и проводника нравственных ценностей, прошедших испытания тысячелетиями, в том числе и характерных ценностей для России.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ “ПЕДАГОГИКА»

1.Возникновение и становление пед.профессии. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение вынуждено было начинать сначала. С момента возникновения пед.професии за учителем закрепилась воспитательная функция.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинны пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой педагогики. Первопричина возникновения всех научных отраслей – потребность к жизни. Образование стало играть заметную роль в жизни. Общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того,как в нем поставлено воспитание. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании спец.уч.воспит.учреждений(Китай, Индия, Египет, Греция).

Задачи,встававшие перед школой,существенно менялись на разных этапах развития общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Гос.политика в обл.образования всегда недооценивала единство обучения и воспитания,целостность развивающейся личности. Как нельзя обучать,не оказывая воспитательного влияния,так нельзя и решать воспитательные задачи, не вооружив воспитанников довольно сложной системой знаний,умений и навыков.

2.Сущность и содержание пед. профессии. Смысл – выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Это особый вид социальной деятельности, которая направлена на передачу опыта и культуры, накопленной предыдущими поколениями, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. 2 типа пед.деятельности: 1.профессиональная(педагоги,учителя и т.д.) и 2.общепедагогическая (родители,общественные организации).

Признаки проф.деятельности: носит преднамеренный характер, ей занимаются специально подготовленные люди, для ее реализации существуют определенные методы,средства формы работы,имеет определенную цель, ребенок включается в определенные отношения с педагогом, результаты проф.пед.деятельности могут быть проверены.



Пед.деятельность носит гуманитарный характер,коллективный характер, творческий характер (пед. творчество – процесс решения пед. задач в меняющихся обстоятельствах).

Строение пед.деятельности можно представить как единство цели,мотивов,действий,результата. В качестве основных объектов цели пед.деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные способности воспитанников. Реализация цели пед.деятельности связана с решением таких соц-пед задач,как формирование воспитательной среды,организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Особенности пед. профессии.

Относится к группе профессий,предметом которой является другой человек. Главное ее отличие – пед.профессия относится как к классу преобразующих,так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального,эмоционального и физического развития,формирование ее духовного мира. Основное содержание пед. профессии – взаимоотношение с людьми. Ведущая задача – понять общестенные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность – пед.профессия имеет как бы двойной предмет труда: с одной стороны взаимоотношения с людьми, с другой – профессия этого типа требует специальных знаний,умений и навыков.

Педагог должен хорошо знать и представлять учащихся,процессом развития которых он руководит. Т.о. пед.проф. требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Умение общаться становится проф. необходимым качеством. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной соц.ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры,несет в себе вневременный фактор. Учитель работает на будущее.

Л.Н.Толстой: «Если учитель соединяет в себе любовь и к делу,и к ученикам,он – совершенный учитель.»

В.А.Сухомлинский считал, что основой успеха учителя явл.духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность пед.явления.

Гуманистический характер пед. профессии – воспитание во имя счастья ребенка; распознать, выявить, раскрыть, взлелеять в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант, - значит поднять личность на высокий уровень расцвета творческого достоинства». Учитель должен быть активным. Это значит, что он должен быть способным довести учащихся до уровня самоуправления в условиях доверительного общения и сотрудничества.

Коллективный характер пед. профессии.

А.С.Макаренко: «Должен быть коллетив воспитателей,и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса. Те или иные черты коллектива проявляются прежде всего в настроении его членов, их работоспособности, психическом и физическом самочувствии. Хорошим мастером можно стать только в пед.коллективе.

Творческий характер пед.профессии.

Содержание и организацию труда учителя можно оценить, лишь определив уровень его творческого отношения к своей деятельности. Уровень творчества в деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий потенциал личности педагога формируется на основе накопленного им соц.опыта, психолого-педагогических и предметных знаний, новых умений и навыков. Творчество приходит тогда и тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению проф.квалификации, пополнению знаний и изучению опыта лучших школ и их учеников.

Следует разграничивать термины «педагогическая профессия», «педагогическая специальность» и «педагогическая квалификация». Профессия – это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности. Специальность – это вид занятий в рамках этой профессии. Квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая профессия особенная по своей сути, значимости, сложности и противоречивости. По классификации Е. Климова педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологической напряженности и эмоциональной нагрузке близка к деятельности артиста, ученого, писателя. Но учительскую профессию из ряда других выделяют прежде всего по повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу руководящих одновременно. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование (формирование) личности ребенка, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием внутреннего мира ребенка.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей других профессий типа «человек – человек» также требует взаимодействия с людьми, но в педагогической деятельности это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять, удовлетворить запросы ученика, помочь ему в становлении его личности. Педагогическая деятельность сначала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных отношений в педагогическом процессе и подчеркивает важность моральных аспектов.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной области. Поэтому педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Специфическим является и результат педагогической деятельности – человек, способный к дальнейшему саморазвитию и жизнетворчества.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии . В целостном педагогическом процессе учитель решает две задачи – адаптации и гуманизации. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а гуманистическая – развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности.

Гуманистическая педагогика рассматривает знание как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения. Ее главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению.

Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, являются продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, библиотекаря, врача и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, т.е. настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия.

Творческий характер педагогической профессии является ее важнейшей особенностью. Уровень творчества деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий педагог умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы. Творчество педагога проявляется не только при нестандартном, оригинальном решении педагогической задачи, но и при решении задач общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе. Следует отметить, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, к изучению опыта лучших школ и педагогов.

Вопросы и задания

1. Какова история возникновения педагогической профессии?

2. В чем сложность и ответственность профессии педагога?

3. Чем обусловлен творческий характер педагогической профессии?

4. Почему педагогическую профессию часто сравнивают с профессиейактера, режиссера?

ТЕМА 39: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

Человек, имеющий педагогическую профессию, может называться по-разному: воспитатель, учитель, преподаватель, педагог.Часто это зависит от учреждения, в котором человек работает: воспитатель – в детском саду, учитель – в школе, преподаватель – в техникуме, училище, вузе. Педагог – родовое понятие по отношению ко всем другим перечисленных понятий.

Педагог – это специалист, имеющий специальную подготовку и профессионально осуществляет (выполняет) учебно-воспитательную работу в различных образовательно-воспитательных системах.

Профессиональная деятельность требует специального образования, т.е. овладения определенной системой специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения функций, связанных с этой профессией.

Выделяют профессиональные и личностные требования к личности педагога.

Профессиональные требования к личности педагога:

Психолого-педагогическая подготовка;

Методическая подготовка (знание методики преподавания своего предмета);

Специальная подготовка (специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Личностные качества, которыми должен обладать педагог:

Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

Любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

Подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

Высокая требовательность к себе;

Инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Учитывая, что педагогическая профессия относится к профессиям типа «человек-человек» и ее особенностью является то, что объектом и субъектом педагогического труда является человек, то людям, выбирающим эту профессию должны быть свойственны: умение руководить, учить; слушать и воспитывать; широкий кругозор; речевая культура, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, его поведения; проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше, способность к сопереживанию, высокая степень саморегуляции.

Существует понятие медицинских противопоказаний к выбору профессий, видов работ, форм профессиональной подготовки. Такие противопоказания могут быть и психологического плана. Противопоказания - это утверждения о том, какие занятия не рекомендуются или категорически недопустимы при тех или иных нарушениях состояния здоровья, заболеваниях, особенностях характера.

Противопоказаниями к выбору педагогической профессии являются слабая нервная система, дефекты и невыразительность речи, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку. Но самым главным противопоказанием является отсутствие желания работать с людьми, сосредоточенность только на собственном «Я».

Следует разграничивать термины «педагогическая профессия», «педагогическая специальность» и «педагогическая квалификация». Профессия – это вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности. Специальность – это вид занятий в рамках этой профессии. Квалификация – это уровень и вид профессиональной подготовленности, характеризующей возможности специалиста в решении определенного класса задач.

Педагогическая профессия особенная по своей сути, значимости, сложности и противоречивости. По классификации Е. Климова педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к профессионально значимым и личностным качествам, по сложности психологической напряженности и эмоциональной нагрузке близка к деятельности артиста, ученого, писателя. Но учительскую профессию из ряда других выделяют прежде всего по повышенному чувству долга и ответственности. Главное ее отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу руководящих одновременно. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование (формирование) личности ребенка, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием внутреннего мира ребенка.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей других профессий типа «человек – человек» также требует взаимодействия с людьми, но в педагогической деятельности это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять, удовлетворить запросы ученика, помочь ему в становлении его личности. Педагогическая деятельность сначала и до конца является процессом взаимодействия людей. Это усиливает роль личностных отношений в педагогическом процессе и подчеркивает важность моральных аспектов.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми, с другой – профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в определенной области. Поэтому педагогическая профессия требует двойной подготовки – человековедческой и специальной.

Специфическим является и результат педагогической деятельности – человек, способный к дальнейшему саморазвитию и жизнетворчества.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистический характер педагогической профессии . В целостном педагогическом процессе учитель решает две задачи – адаптации и гуманизации. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества, а гуманистическая – развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности.

Гуманистическая педагогика рассматривает знание как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения. Ее главная задача – выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению.

Коллективный характер педагогического труда. Если в других профессиях типа «человек – человек» результат, как правило, являются продуктом деятельности одного человека – представителя профессии (например, продавца, библиотекаря, врача и т.п.), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника. Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, т.е. настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия.

Творческий характер педагогической профессии является ее важнейшей особенностью. Уровень творчества деятельности педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий педагог умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы. Творчество педагога проявляется не только при нестандартном, оригинальном решении педагогической задачи, но и при решении задач общения с учащимися, их родителями, коллегами по работе. Следует отметить, что творчество приходит только тогда и только к тем, кто добросовестно относится к труду, постоянно стремится к повышению профессиональной квалификации, к изучению опыта лучших школ и педагогов.

Вопросы и задания

1. Какова история возникновения педагогической профессии?

2. В чем сложность и ответственность профессии педагога?

3. Чем обусловлен творческий характер педагогической профессии?

4. Почему педагогическую профессию часто сравнивают с профессиейактера, режиссера?

ТЕМА 39: ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

1. Профессиональные и личностные требования к педагогу.

2. Основные противопоказания к выбору педагогической профессии.