Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.
Подсказка.
ЕНН | А-НН |
завеш-енн-ый (от глагола завесить = закрыть занавеской) | завеш-анн-ый (от глагола завешать = повесить на всем пространстве) |
навеш-енн-ый (от глагола навесить = повесить, надеть на что-л.) | навеш-а-нн-ый (от глагола навешать = повесить в большом количестве) |
обвеш-енн-ый (обвесить = обмануть при покупке) | обвеш-а-нн-ый (обвешать = увешать со всех сторон, всюду) |
развеш-енн-ый (развесить = разделенный на части по весу товар) | развеш-а-нн-ый (развешать = повесить по разным местам) |
свеш-енн-ый (свесить = спускать вниз) | свеш-а-нн-ый (свешать = определить вес) |
(за-, пере-, по-, с-)меш-енн-ый (от приставочных образований глагола месить =мять, перемешивая) | (за-, пере-, по-, с-)меш-а-нн-ый (от приставочных образований глагола мешать =переворачивать, взбалтывать круговыми движениями с помощью чего-либо) |
(вы-, за-, при-, про-)стрел-енн-ый (от выстрелить, застрелить, пристрелить, прострелить) | (на-, об-, от-, пере-, при-, рас-)стрел-я-нн-ый (от настрелять, обстрелять, отстрелять, перестрелять, пристрелять = настроить прицельно) |
выкач-енн-ый (выкатить) | выкач-а-нн-ый (выкачать) |
Алгоритм действий.
1. Определите время причастия или глагола.
2. Поставь в начальную форму.
3. Если время настоящее или будущее, вспомни спряжение и вставь гласную.
4. Если время прошедшее, то вставь гласную, которая находится перед –ТЬ в инфинитиве.
Разбор задания.
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?
1) умные люди не хвал..тся, бор..щийся с ветром
2) пыш..щий здоровьем, братья кол..т дрова
3) расстила..щиеся до горизонта поля, они обид..тся
4) они всех ненавид..т, ре..щее знамя
Во всех вариантах глаголы и причастия относятся к настоящему времени, значит, необходимо определить спряжение, поставив или образовав инфинитив.
Вариант №1.
Не хвал..тся – хвалиться, глагол на –ИТЬ, к исключениям не относится, второе спряжение, вставляем – Я. Бор..щийся – бороться, первое спряжение, вставляем – Ю.
Вариант №2.
Пыш..щий – пыхать, первое спряжение, У. Кол..т – колоть, первое спряжение, Ю.
Вариант № 3.
Расстила..щиеся – расстилаться, первое спряжение, Ю. Обид..тся – обидеть, исключение, второе спряжение, Я.
Какое личное окончание следует писать у той или иной части речи? Этот вопрос довольно часто возникает у школьников, но только в том случае, если последний слог какого-либо слова стоит в безударном положении. Ведь именно в таких ситуациях очень сложно расслышать ту букву, которую следует писать в окончании. Особенно это касается глаголов.
То или иное личное окончание глаголов зависит полностью от того, к какому спряжению относится данное слово. Умея правильно определять его, вы никогда больше не зададитесь подобным вопросом.
С ударными окончаниями (личными) глаголов всегда все понятно. Ведь буква, стоящая в таком положении, слышится максимально отчетливо и является проверочной. Приведем несколько примеров: следишь, кипишь, творишь и пр. Как видите, все окончания данных слов являются ударными, то есть они пишутся в точности так же, как и слышатся (произносятся).
В том случае, если окончания глаголов находятся в безударном положении, то определить правильное написание той или иной буквы становится проблематично. Именно поэтому требуется обратиться к соответствующему правилу. Оно гласит, что все глаголы в русском языке относятся или к первому спряжению, или ко второму.
Все глаголы в форме инфинитива, оканчивающиеся на -оть, -ать, -еть, -ять, -ыть и -уть, относятся к 1-му спряжению: таять, копать, мокнуть и пр. Личное окончание данных слов, стоящих в безударном положении, имеет букву «е».
Приведем пример: таешь, таем, мокнешь, мокнете, мокнем, мокнет, тает и пр. Однако в 3 лице мн. числа глаголы 1-го спряжения имеют следующие окончания: -ут или -ют. Например, копают, мокнут, тают и пр.
Все глаголы, стоящие в инфинитиве и оканчивающиеся на -ить следует относить ко 2-му спряжению: пилить, гордиться, молить и пр. Личные окончания данных слов, стоящих в безударном положении, имеют букву «и».
Приведем пример: пилишь, пилит, пилим, пилите, гордимся, гордишься, молите, молишь, молит и пр. Однако в 2-го спряжения имеют следующие окончания: -ат или -ят. Например: пилят, гордятся, молят и пр.
Теперь вам известно, какие гласные в личных окончаниях глаголов следует писать, если они стоят в безударном положении. Для этого требуется лишь определить спряжение, поставив данную часть речи в неопределенную форму. Однако в этом правиле есть свои исключения. Рассмотрим их более подробно:
Слова-исключения следует заучить и запомнить, так как очень многие школьники делают в них ошибки.
Зная правописание безударных личных окончаний глаголов, можно довольно быстро и легко составить грамотный текст. Однако следует отметить, что в школьной программе дисциплины «Русский язык» уделяется особое внимание не только спряжениям и словам-исключениям, но и таким лексическим единицам, которые являются разноспрягаемыми. К ним относятся следующие: хотеть, бежать . Почему же они так называются? Дело в том, что в разных лицах данные слова могут иметь как окончание первого спряжения, так и второго:
Чтобы определить то или иное правописание личных окончаний глаголов, рекомендуется следовать нижеописанной схеме:
Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:
а) в I спряжении: -е шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;
б) во II спряжении: -и шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.
У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:
ко II спряжению от) носятся глаголы на -и ть в инфинитиве, кроме глаголов брить , зиждиться , зыбиться (бреешь – бреют, зиждется – зиждутся, зыблется ), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать , а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит – брезжут . Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть – мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют ).
При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять ).
Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать (стелешь – стелют ). Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь – выздоровеют, опостылеешь – опостылеют, опротиветь – опротивеют. Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез - (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.: а) обессилить (кого-нибудь ): обессилю – обессилишь – обессилят; б) обессилеть (самому ): обессилею – обессилеешь – обессилеют. Соответствующие суффиксы инфинитива -и - и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессили ла раненого. – Больная девочка обессиле ла. Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида -е те и повелительного наклонения -ите, например:выберете – выберите , выйдете – выйдите , выметете – выметите , выпишете – выпишите , вытрете – вытрите , вышлете – вышлите , крикнете – крикните , стукнете – стукните . Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обиде ть – обиде л, слыша ть – слыша л, сеять – сея л, обессиле ть – обессиле л, обессили ть – обессили л. Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать ) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению. |
Буква ь пишется:
1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умывать ся, беречь – беречь ся;
2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешь ся, возвратишь –возвратишь ся;
3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправь те, спрячь ся – спрячь тесь (но: ляг – лягте );
4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь , вернитесь , вернулись .
1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы -о ва -, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю. Например:
а) заведую – заведова ть, заведова л; исповедую – исповедова ть, исповедова л; проповедую – проповедова ть, проповедова л; воюю – воева ть, воева л; кочую – кочева ть, кочева л;
б) закладываю – закладыва ть, закладыва л; разведываю – разведыва ть, разведыва л; настаиваю – настаива ть, настаива л.
Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова -вш-ий (от завед-ова -ть ),бесед-ова -вш-ий – заклад-ыва -вш-ий (от заклад-ыва -ть ), подгляд-ыва -вш-ий.
1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -в ать , -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: зали ть – залива ть, залива ю; преодоле ть – преодолева ть, преодолева ю.
Исключения: застря ть – застрева ть, застрева ю; затми ть – затмева ть, затмева ю; продли ть – продлева ть, продлева ю и некоторые другие.
2. В глаголах (о)деревенеть , (о)леденеть , (о)костенеть , (о)кровенеть , (о)-стекленеть , (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.
Глагол - одна из самых непростых в изучении и написании частей речи, имеющихся в русском языке. Самой сложной орфограммой в данной теме считается правописание окончаний глаголов в безударной позиции. Их правильное написание зависит от такого понятия, как спряжение.
Спряжение - это лингвистический термин, обозначающий изменение лица и числа глагола. Иными словами, это тот набор личных окончаний, который приобретает слово при изменении лица и числа. К счастью обучающихся, в русском языке всего два типа спряжения. Какой бы глагол из нескольких миллионов существующих ни был взят для примера, при изменении он будет приобретать флексии:
Проспрягаем глагол спать: я спл-ю, мы сп-им, ты сп-ишь, вы сп-ите, он сп-ит, они сп-ят . Его окончания при изменении показывают, что он относится ко второму спряжению. Другое слово - жить. Я жив-у, мы жив-ем, ты жив-ешь, вы жив-ете, он жив-ет, они жив-ут . Следовательно, это глагол первого спряжения.
Глаголы, имеющие приставку, относятся к тому же спряжению, что и однокоренные к ним бесприставочные. Эта информация очень важна для слов с приставкой вы- , которая имеет свойство "оттягивать" на себя ударение. Например, чтобы определить спряжение слова вылетит , нужно убрать приставку, и получится глагол летит с ударным личным окончанием, который относится ко второму спряжению.
Таким образом, на принадлежность к тому или иному спряжения указывают окончания глаголов в личных формах, находящиеся под ударением. Но как поступить, если ударным оказывается не окончание, а основа слова? Ведь в этом случае нужная буква слышна неотчетливо, она находится в слабой позиции, и можно допустить ошибку. На помощь приходит правило.
Чтобы определить, к какому из двух имеющихся в русском языке типов спряжения относится глагол, если ударение падает не на окончание, а на основу, нужно образовать начальную форму слова. Эта форма называется инфинитивом и к ней можно задать вопросы что делать? (совершенный вид) и что сделать? (несовершенный вид). Далее следует посмотреть, на что оканчивается полученное слово, и применить правило. Иными словами, безударные окончания глаголов можно написать правильно только в том случае, если определить их спряжение.
Ко 2 спряжению принадлежат глаголы, имеющие безударные личные окончания, которые в форме инфинитива оканчиваются на -ить .
К 1 спряжению принадлежат глаголы с личными окончаниями в безударной позиции, которые в инфинитиве оканчиваются на любые буквы, кроме -ить . Это могут быть комбинации -еть, -ать, -оть, -ть, -чь и многие другие.
Например, слово мечтаешь . Ударение падает не на окончание, а на основу слова. Для определения спряжения ставим глагол в форму инфинитива: что делать? - мечтать . Оканчивается на -ать. Значит, этот глагол относится к 1 спряжению, и, изменяясь по лицам и числам, он будет принимать соответствующие окончания.
Пилишь. Образуем начальную форму - пилить . На конце слова -ить , следовательно, это глагол второго спряжения, и набор личных окончаний будет соответствующим.
Итак, чтобы правильно написать гласные в окончаниях глаголов в безударной позиции, нужно поставить слово в форму инфинитива и в зависимости от того, на что оно оканчивается, определить спряжение. Кажется, все просто. Но если бы в русском языке на каждое правило не приходился бы десяток исключений, он не считался бы одним из сложнейших в изучении языков мира. И в простом правиле о спряжении тоже есть коварные слова-исключения.
Исключения - это те слова, которые не подчиняются общему правилу. В правиле о спряжении есть 14 глаголов-исключений, которые необходимо запомнить, чтобы не допускать ошибок в написании.
Есть 7 слов на -еть, которые, изменяясь по лицам и числам, принимают окончания глаголов 2 спряжения: это слова обидеть , зависеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть . Например, слово терпеть принимает такие окончания: я терплЮ, мы терпИМ, ты терпИШЬ, вы терпИТЕ, он терпИТ, они терпЯТ.
4 глагола на -ать , которые тоже спрягаются не в соответствии с правилом и имеют личные окончания 2 спряжения: гнать , слышать, держать, дышать . Я слышУ, мы слышИМ, ты слышИШЬ, вы слышИТЕ, он слышИТ, они слышАТ .
И наконец, 3 глагола на -ить - стелить, брить и зиждиться - имеют личные окончания глаголов 1 спряжения: я стелЮ, мы стелЕМ, ты стелЕШЬ, вы стелЕТЕ, он стелЕТ, они стелЮТ .
Окончания этих 14 глаголов нужно знать на память, потому что они не подчиняются общему правилу.
Примечательно, что есть в русском языке 2 интересных глагола, которые называют разноспрягаемыми, потому что, при изменении лица и числа, они приобретают в некоторых формах окончания первого спряжения, а в других - второго, не подчиняясь никаким правилам. К счастью, их личные окончания ударны, поэтому ошибок в их написании не возникает. Но все же их нужно запомнить. Это глаголы хотеть и бежать . При их спряжении получается следующая картина.
Хотеть: я хочУ, мы хотИМ, ты хочЕШЬ, вы хотИТЕ, он хочЕТ, они хотЯТ (в единственном числе глагол изменяется по типу 1 спряжения, во множественном - по типу второго). Бежать: я бегУ, мы бежИМ, ты бежИШЬ, вы бежИТЕ, он бежИТ, они бегУТ (в форме 3 лица множественного числа глагол имеет окончание 2 спряжения, во всех остальных формах - окончания, свойственные 1 спряжению).
Итак, правописание окончаний глаголов подчиняется довольно простому и логичному правилу, важно просто понять его. Чтобы правильно писать окончания глаголов, необходимо уметь определять их спряжение. Для этого следует использовать четкий алгоритм.
1. Посмотреть, куда падает ударение: на окончание или на основу слова (не забываем про коварную приставку вы : если она есть, необходимо определять спряжение по бесприставочному синониму).
2. Если ударение падает на личное окончание, то по нему и определяется спряжение, в соответствии с правилом.
3. Если ударной оказывается основа, то необходимо поставить глагол в форму инфинитива. Важными будут три последние буквы образованной формы.
4. Глаголы хотеть и бежать - разноспрягаемые, их нельзя отнести ни к первому спряжению, ни ко второму, и эту особенность нужно просто запомнить.
Правописание окончаний глаголов требует знания правил и применения четкого алгоритма. Главное - правильно определить, к какому из двух спряжений относится слово, и в зависимости от этого написать нужную букву в безударном личном окончании. Глаголы коварны, среди них есть множество исключений, которые не желают подчиняться общим правилам, но внимание к слову и применение несложного правила помогут избежать многих ошибок!
Написание безударных окончаний глаголов зависит от того, к какому спряжению (первому или второму) принадлежит слово.
Ко II СПРЯЖЕНИЮ относятся все глаголы, в неопределенной форме оканчивающиеся на –ИТЬ (например: ЛЕПИТЬ, ЧИСТИТЬ, МАСТЕРИТЬ), а также 11 глаголов-исключений, из которых четыре оканчиваются на –АТЬ (ГНАТЬ, ДЫШАТЬ, ДЕРЖАТЬ, СЛЫШАТЬ) и 7 оканчиваются на –ЕТЬ (ЗАВИСЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, СМОТРЕТЬ).
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов II спряжения пишутся буквы И, А, Я (-ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят). Например: зависИшь, зависИт, зависИте, зависЯт.
К I СПРЯЖЕНИЮ относятся остальные глаголы, то есть те, неопределенная форма которых оканчивается не на –ИТЬ (а на –ОТЬ, -УТЬ, -ЕТЬ, -АТЬ, -ТИ и т. д.), а также три глагола-исключения: БРИТЬ, СТЕЛИТЬ, ЗИЖДИТЬСЯ.
Необходимо запомнить, что в окончаниях глаголов I спряжения пишутся буквы Е, У, Ю (-ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют). Например: лепечЕшь, лепечЕт, лепечЕте, лепечУт.
Обратите внимание: в русском языке есть небольшая группа глаголов, которые имеют окончания и первого, и второго спряжения вперемешку. Например, глагол ХОТЕТЬ в ед. числе имеет окончания первого спряжения (хочЕшь, хочЕт), а во множ. числе – второго (хотИм, хотИте, хотЯт). Такие глаголы называются разноспрягаемыми, и написание окончаний в них нужно проверять по словарю или запоминать. К этой группе относятся слова: ХОТЕТЬ, БЕЖАТЬ, ДАТЬ, ЕСТЬ, БРЕЗЖИТЬ.
Упражнение
1. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдерж_ т испытания года… (Л. Толстой)
2. Так гений радостно трепещ_
т,
Свое величье познаёт,
Когда пред ним гремит и блещ_
т
Иного гения полёт. (Н. Языков)
3. Страшно стан_ т, а тут, – точно как будто заслыш_ шь кого-то, – чей-то голос, как будто кто-то шепч_ т… (Ф. Достоевский)
4. Вникн_ м во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием. (А. Пушкин)
5. Одича_ шь, зна_ те, буд_ шь все время жить взаперти. (Н. Гоголь)
6. Они скоро знакомятся, и не успе_ шь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». (Н. Гоголь)
7. Ах, я часто бываю неосторожна, но не думала, что вы слова мои прим_ те за колкую шутку. (Ф. Достоевский)
8. Ты вид_ шь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. (Л. Толстой)
9. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обид_ т. (Л. Толстой)
10. Пусть безумствует море и хлещ_
т,
Гребни волн поднялись в небеса,
Ни один пред грозой не трепещ_
т,
Ни один не свернет паруса. (Н. Гумилев)
11. Посылаю тебе, Постум, эти книги.
Что в столице? Мягко стел_
т? Спать не жестко?
Как там Цезарь… (И. Бродский)
12. И пышный пир как будто дремл_
т,
Безмолвны гости, хор молчит. (А. Пушкин)
13. Трата и труд, вечные приспешники доблести,
Бор_
тся за скрытый в опасностях подвиг.
За кем успех – тот и мудр в мнении людском... (Пиндар)
14. Он чувствовал, что его занятия происход_ т независимо от дела, что они не цепляют за дело и не заставляют его двигаться. (Л. Толстой)
15. – С Безуховой водиться я не люблю и не посоветую; ну, да уж если обещала, поезжай, рассе_ шься, – прибавила она, обращаясь к Наташе. (Л. Толстой)
16. Исполнив таким образом высший закон, ты обрящ_ шь следы древнего, утраченного тобой величества. (Л. Толстой)
17. Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерп_ шь, и хорошо, что ед_ шь. Чистое дело марш! (Л. Толстой)
18. И все они борются и страда_ т, и мучают, и порт_ т свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. (Л. Толстой)
19. У нас растворили окошко; солнышко свет_ т, птички чирикают, воздух дыш_ т весенними ароматами, и вся природа оживля_ тся – ну, и остальное там все было тоже соответственное… (Ф. Достоевский)
20. Человек оскорбил вас, и вы убили его, и вы говорите, что вы не зна_ те Бога, и что вы ненавид_ те свою жизнь. (Л. Толстой)
Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).