Несмотря на то, что Иоанн Марк, должно быть, был глубоко обижен отказом Павла и чувствовал себя ответственным за то, что пути его дяди Варнавы и Павла разошлись, вся его последующая жизнь свидетельствует об отсутствии разочарования и нерешительности, которые ранее стали причиной его дезертирства от Павла и Варнавы в Пафосе на Кипре.
Действительно, Марк смело проповедовал на Кипре, когда он возвратился туда со своим дядей, после того как они отделились от Павла накануне его второй миссионерской поездки.
Кажется, что Бог дал Иоанну Марку возможность искупить свою вину в глазах Павла. Многие историки полагают, что Павел был дважды заключен в римской тюрьме: в первый раз, когда его заключение было относительно свободным, и он продолжал проповедовать; второе заключение было более суровым и закончилось его казнью. Иоанн Марк был с Павлом во время его первого заключения и так отличился в служении, что Павел отослал Иоанна Марка в церковь, находящуюся в Колизее, со своей рекомендацией. Позже, будучи заключенным во второй раз, Павел пишет Тимофею: “Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения”.
Позже Иоанн Марк стал путешествовать с Петром. По просьбе церкви, находящейся в Риме, написал Евангелие от Марка со слов апостола Петра. Петр одобрил этот труд и разослал рукописи Евангелия другим церквам для ободрения и обучения их растущей паствы.
Спустя некоторое время Петр отослал Иоанна Марка миссионером в Египет и далее – в глубь Африки. Он совершил миссионерские путешествия по всей Ливии, Сардинии, Аммонике и Пентаполисе (северные африканские префектуры, граничащие с Сахарой), проповедуя и уча людей о Христе везде, где он только мог. Впоследствии он основал церковь в городе Александрии и на несколько лет стал ее пастырем. Учение Марка о том, что все люди получают истинную духовную свободу во Христе, принимая Иисуса своим Господом и Спасителем, стало преображать жителей этого края. Местные языческие жрецы начали терять источник своего существования.
Служение Марка настолько ожесточило их сердца, что они глубоко возненавидели его и задумали его убить.
Записано, что двадцать первого апреля 64 г. н. э., в восьмой год правления императора Нерона, Марк проповедовал на воскресном пасхальном служении, напоминая верующим о страданиях Иисуса на кресте и о Его воскресении из мертвых. Местные языческие жрецы выбрали именно этот день, чтобы настроить против Марка как можно больше народа и лично убедиться в том, что он больше никогда не сможет проповедовать.
Возглавляя огромную толпу, они с огромными крюками и веревками в руках приступом взяли здание церкви, разогнали присутствующих на собрании верующих и схватили Иоанна Марка. Связав его веревками и зацепив за них вонзенные в его тело крюки, жрецы вытащили Марка из церкви, минуя паству, по улицам города за его пределы, оставляя на земле за автором Евангелия “дорогу” из крови плоти. К тому времени, когда они притащили его за город, на теле Марка не было места, с которого бы не текла кровь.
Иоанн Марк вверил свой дух в руки Господа и умер.
Но разъяренной толпе недостаточно было его смерти. Жрецы жаждали так осквернить тело Марка, чтоб его даже не смогли похоронить. Они послали за огнем, чтобы сжечь тело, как вдруг поднялась невесть откуда взявшаяся буря, которая разогнала толпу. Тело Иоанна Марка оставили на том месте, где он умер.
В разгар бури за город вышли члены церкви Марка и нашли его тело, Когда буря утихла, они с почтением погребли тело Иоанна Марка надлежащим образом.
То, что нам может показаться ошибкой, редко является ошибкой в Божьих глазах. Иоанн Марк мог бы легко потерять веру в себя, поддавшись страху на Кипре, и решить, что он не подходит для служения Господу. Но Бог не хотел забирать из жизни Иоанна Марка призвание. Когда он снова встретился лицом к лицу со сво-ими страхами и в этот раз повиновался Богу, то возродился и стал с усердием совершать дела, намного более великие, чем те, которые он сам себе выбирал, считая их посильными.
"…не бойся, только веруй", Марка 5:36 . Слова Иисуса, записанные Иоанном Марком.
по книге dc Talk "Фанаты Иисуса"
(Деян. } и Деян. ). Он был жителем Иерусалима , сыном некой Марии, чей дом был местом молитвенных собраний для апостолов и членов Иерусалимской церкви. В её дом пришёл апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы (см. Вериги святого Петра). Уходя из Иерусалима Варнава и Павел взяли с собой Марк-Иоанна. Деяния сообщают об участии Марка-Иоанна в проповеди в Саламине на Кипре (Деян. ). При этом на основании употребляемого в тексте выражения «для служения» (διακονια) предполагают, что Иоанн Марк был посвящён в сан диакона . Когда Павел со спутниками покинул Кипр и отправились в Памфилию , то Марк отделился от них и отправился в Иерусалим (Деян. }). В 15 главе книги Деяний рассказывается о том, как Марк послужил причиной разделения Павла и Варнавы:
Иоанн Златоуст отмечает, что Марк был бы принят и без указаний Павла, но «Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж ». При этом характер распоряжений Павла о Марке-Иоанне остаётся неизвестным. В более поздних своих посланиях Павел называет Марка своим сотрудником (Флм. ), а во Втором послании к Тимофею пишет - «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. ).
Место проповеди Варнавы и Марка-Иоанна после их разлучения с Павлом остаётся неизвестным. В Acta sanctorum помещены апокрифические сказания из «Периодов» (путешествий) Варнавы, который якобы составлены Марком-Иоанном. По преданию, Марк-Иоанн был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем). В Четьи Минее Димитрия Ростовского о нём сказано: «святой апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных ». Год смерти апостола Марка-Иоанна неизвестен, существует мнение, что он был похоронен в Эфесе .
апостол от 70-ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно-мученик (ск. 63), родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. В Евангелии от Марка описан юноша, следовавший за Господом и ведшими Его воинами. Древнее церковное предание почитает под этим, не названным в Евангелии юношей самого автора - евангелиста Марка. Св. Марк был сподвижником апп. Петра, Павла и Варнавы, последнему приходился племянником. Вместе с ними он прошел, проповедуя слово Истины, Селевкию (в Сирии), о. Кипр, Малую Азию и достиг Рима. Из Рима, по слову ап. Петра, св. Марк отправился в Египет, где основал христианскую Церковь. Затем, посетив еще несколько стран, он вернулся в Рим, застав там ап. Павла, заключенного в тюрьму. Там же, как гласит церковное предание, св. Марк написал свое Евангелие, вошедшее в Новый Завет. Из Рима ап. Марк снова удалился в Египет. В Александрии - египетской столице - он основал христианское училище, спустя века вырастившее знаменитых отцов Церкви. Совершив еще несколько благовестнических путешествий, апостол вернулся в Александрию, где принял мученическую кончину. Во время богослужения он был схвачен язычниками, заключен в темницу, а затем избит до смерти. Тело ап. Марка было погребено в Александрии. Позже св. мощи евангелиста были перенесены в Венецию, которая почитает св. апостола своим первым просветителем. Согласно древней иконографической традиции, св. Марку соответствует символ льва, о котором написано в «Откровении» св. Иоанна Богослова.
Память ап. и еванг. Марку отмечается 4/17 января, 25 апреля/8 мая, 27 сентября/10 октября, 30 октября/12 ноября.
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
Библейская энциклопедия Брокгауза
Большая биографическая энциклопедия
Русская энциклопедия
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Словарь церковнославянского языка
Орфографический словарь русского языка
Толковый словарь Ожегова
Толковый словарь Ушакова
Толковый словарь Ефремовой
Толковый словарь Ефремовой
Орфографический словарь-справочник
Русский орфографический словарь
Этимологический словарь Фасмера
Словарь иностранных слов русского языка
Формы слова
Словарь синонимов
Евангелист Марк Морозов предполагает, что евангелистом Марком был святой Марк Афинский, для времени смерти которого «Жития» дают почему–то две даты 400 г. и 725 г. Можно думать, что это расхождение возникло из–за того, что одна из дат дана не в эре «от Р.Х.». Это очень
Евангелист Иоанн Как мы уже знаем, евангелие Иоанна стоит особняком от других, синоптических, евангелий по художественности своей отделки. Оно во многих главах скорее является поэмой, чем биографией. Это евангелие акцентирует внимание на «духовной» стороне жизни Иисуса,
Святой евангелист Иоанн «Тогда последний (из Евангелистов) Иоанн, – говорит Климент Александрийский, – видя, что телесные черты освещены в Евангелиях, понуждаемый учениками и божественно вдохновляемый, написал духовное Евангелие». Написанное последним, четвертое
7. Евангелист Марк Огромный собор Св. Марка в Венеции является украшением города и одним из популярнейших сооружений Италии. Его история чрезвычайно интересна в свете новой хронологии.Оказывается, первый евангелист Марк жил в XII веке, умер во второй его половине и был в
Святой апостол и евангелист Марк Святой Марк был родом еврей и происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил он первоначально в Иерусалиме, в доме матери своей Марии (см.: Деян. 12, 12). Принятое Православной Церковью предание почитает Марка одним из числа
Евангелист Марк как переводчик апостола Петра Точный смысл сообщения Папия о происхождении Евангелия от Марка обсуждался в нескольких различных аспектах. Первый вопрос, требующий прояснения, - что значит, что Марк был «переводчиком Петра»? Греческое существительное
Апостол и Евангелист Иоанн Богослов Иоанн Богослов – один из 12-ти избранных учеников Господа, писатель четвертого Евангелия, трех соборных Посланий и Откровения. Апостола Иоанна называют апостолом любви, потому что в его посланиях чаще всего в Новом Завете встречается
Что заметили во время казни Иисуса евангелисты Матфей, Лука и Марк, а евангелист Иоанн не заметил? При описании событий, сопровождавших казнь Иисуса, наибольшую наблюдательность проявляет евангелист Матфей, который повествует: «От шестого же часа тьма была по всей земле
Апостол и евангелист Иоанн Богослов (98-117) 21 мая (8 мая по ст. ст.)Преставление – 9 октября (26 сентября)Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30 июня по ст. ст.)Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Иосифа
Апостол и евангелист Марк (63) 8 мая (25 апреля по ст. ст.)Апостолов от 70-ти Марка, Аристарха и Зины (I) – 10 октября (27 сентября по ст. ст.)Апостолов от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I) – 12 ноября (30 октября по ст. ст.)Собор святых славных и всехвальных 12-ти апостолов – 13 июля (30
Евангелист Марк. Радостная Весть 1 1 Начало Радостной Вести об Иисусе Христе, Сыне Бога. 2 Как написано у пророка Исайи:«Вот, Я посылаю вестника Моего перед Тобою,который приготовит Тебе путь.3 Голос глашатая в пустыне:„Проложите путь Господу,прямыми сделайте тропы
Евангелист Иоанн. Откровение 1 1 Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы Он показал Его слугам то, чему надлежит вскоре свершиться, и послал Своего ангела сообщить это Своему служителю Иоанну. 2 Иоанн и засвидетельствовал Слово Божье и свидетельство Иисуса
Кем был евангелист Марк? Если следовать традициям, то мы должны отождествлять автора хронологически самого древнего евангелия с тем Иоанном Марком (римское имя Маркус), с которым мы несколько раз встречаемся в текстах Нового завета. Из почерпнутых оттуда скудных
Евангелист Марк (I век) При глухоте и проблемах со слухом можно читать Евангелие от Марка: 7 главу стихи
(память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов ().
Святой Марк был ближайшим сподвижником (общая память 29 июня) и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад. В городе Пафе святой Марк был свидетелем того, как апостол Павел поразил слепотой волхва Елима ().
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим, а затем вместе с апостолом Петром побывал в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Церковь.
Во время второго благовестнического путешествия апостола Павла святой Марк встретился с ним в Антиохии. Оттуда он отправился на проповедь с апостолом Варнавой на Кипр, а затем опять ушел в Египет, где вместе с апостолом Петром основал много Церквей, в том числе в Вавилоне. Из этого города апостол Петр направил послание малоазийским христианам, в котором с любовью отзывался о святом Марке, своем духовном сыне ().
Когда апостол Павел находился в узах в Риме, апостол Марк был в Ефесе, где кафедру занимал (память 4 января). Вместе с ним апостол Марк прибыл в Рим. Там он и написал святое Евангелие (ок. 62-63).
Из Рима святой Марк снова удалился в Египет и в Александрии положил начало христианскому училищу, из которого впоследствии вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, (5 октября), (память 17 ноября) и другие. Ревнуя о устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан. Затем святой Марк с проповедью Евангелия посетил внутренние области Африки, был в Ливии, Нектополе.
Во время этих путешествий святой Марк получил повеление от Духа Святого вновь идти в Александрию для проповеди и противодействия язычникам. Там он поселился в доме сапожника Анании, которому исцелил больную руку. Сапожник с радостью принял святого апостола, с верой внимал его повествованиям о Христе и принял Крещение. Вслед за Ананией крестились многие жители той части города, где он жил. Это возбудило ненависть язычников, и они собирались убить святого Марка. Узнав об этом, святой апостол поставил Ананию епископом, а трех христиан: Малка, Савина и Кердина - пресвитерами.
Язычники напали на святого Марка, когда апостол совершал Богослужение. Его избили, волокли по улицам города и бросили в темницу. Там святой Марк удостоился видения Господа Иисуса Христа, Который укрепил его перед страданиями. На следующий день разъяренная толпа снова повлекла святого апостола по улицам города на судилище, но по дороге святой Марк скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой".
Язычники хотели сжечь тело святого апостола. Но когда развели костер, все померкло, раздался гром и произошло землетрясение. Язычники в страхе разбежались, а христиане взяли тело святого апостола и погребли его в каменной гробнице. Это было 4 апреля 63 года. Память его Церковь празднует 25 апреля.
В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 820 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перенесли в Венецию и поставили в храме его имени.
В древней иконографической традиции, усвоившей святым Евангелистам символы, заимствованные из видения святого Иоанна Богослова (), святой Евангелист Марк изображается со львом - в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (). Святой Марк писал свое Евангелие для христиан из язычников, поэтому он останавливается преимущественно на речах и делах Спасителя, в которых особенно проявляется Его Божественное всемогущество. Многие особенности его повествования можно объяснить близостью его к апостолу Петру. Все древние писатели свидетельствуют, что Евангелие от Марка является краткой записью проповеди и рассказов первоверховного апостола. Одной из центральных Богословских тем в Евангелии святого Марка является тема силы Божией, совершающейся в немощи человеческой, ибо Господь делает возможным то, что у людей невозможно. При действии Христа () и Духа Святого () ученики его идут по всему миру и проповедуют Евангелие всей твари ( ; ).
Иконописный подлинник |
|
|
Византия.Ап. Марк. Миниатюра. Византия. |
|
Византия. 950.Ап. Марк. Миниатюра Евангелия. Византия. 950 г. Иверский монастырь. Афон. |
|
Византия. X.Миниатюра из Евангелия cod. 204. Византия. Конец X - начало XI века. Монастырь св. Екатерины. Синай. |
|
Византия. XI.Ап. Марк. Миниатюра Евангелия. Византия. XI в. Афины. |
|
Византия. 1133.Ап. Марк. Миниатюра Евангелия (фрагмент). Византия. 1133 г. Афины. |
Сыном некой Марии, чей дом был местом молитвенных собраний для апостолов и членов Иерусалимской церкви. В её дом пришёл апостол Пётр после своего чудесного освобождения из темницы (см. Вериги святого Петра). Уходя из Иерусалима Варнава и Павел взяли с собой Марк-Иоанна. Деяния сообщают об участии Марка-Иаонна в проповеди в Саламине на Кипре (Деян. ). При этом на основании употребляемого в тексте выражения «для служения» (διακονια) предполагают, что Иоанн Марк был посвящён в сан диакона . Когда Павел со спутниками покинул Кипр и отправились в Памфилию , то Марк отделился от них и отправился в Иерусалим (Деян. }). В 15 главе книги Деяний рассказывается о том, как Марк послужил причиной разделения Павла и Варнавы:
Иоанн Златоуст отмечает, что Марк был бы принят и без указаний Павла, но «Апостол выражает желание, чтобы они сделали это с большим усердием, и тем показывает, что сей человек (Марк) был великий муж ». При этом характер распоряжений Павла о Марке-Иоанне остаётся неизвестным. В более поздних своих посланиях Павел называет Марка своим сотрудником (Флм. ), а во Втором послании к Тимофею пишет - «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения» (2Тим. ).
Место проповеди Варнавы и Марка-Иоанна после их разлучения с Павлом остаётся неизвестным. В Acta sanctorum помещены апокрифические сказания из «Периодов» (путешествий) Варнавы, который якобы составлены Марком-Иоанном. По преданию, Марк-Иоанн был в Вивлосе (в Финикии Библос (Вивлос) или Гевал находился на севере Палестины, при Средиземном море, между Бейрутом и Триполем). В Четьи Минее Димитрия Ростовского о нём сказано: «святой апостол Марк, называвшейся Иоанном, был поставлен апостолами в Вавилоне и ревностно подвизался в проповеди Евангелия. Он достиг такого дерзновения к Богу, что и самая тень его исцеляла больных ». Год смерти апостола Марка-Иоанна неизвестен, существует мнение, что он был похоронен в Эфесе .
Подавляющее большинство современных исследователей убеждены, что все упоминания Марка и Иоанна, называемого Марком, в Новом Завете относятся к одному и тому же лицу. Малодостоверное различение евангелиста Марка и Марка-Иоанна (а также ещё одного Марка , входящего в один из вариантов списка 70 апостолов) возникло лишь в позднем церковном предании.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Марк-Иоанн (апостол от 70) - Марк Иоанн (греч. Μάρκος) апостол от семидесяти, племянник апостола Варнавы и ученик апостола Павла. Марк, называвшийся Иоанном, упоминается в апостольских деяниях (Деян.12:25} и Деян … Википедия
МАРК {(Иоанн) }ЕВАНГЕЛИСТ
МАРК (Иоанн) ЕВАНГЕЛИСТ - апостол от 70 ти, епископ Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский, священно мученик (ск. 63), родился в Иерусалиме, дом его матери примыкал в Гефсиманскому саду, в котором Иисус Христос молился перед тем, как был схвачен. В Евангелии от… … Русская история
Иоанн Марк (значения) - Иоанн Марк: Иоанн Марк двойное имя, данное от рождения Марку, автору одного из четырёх канонических евангелий. Иоанн Марк псевдоним, под которым известен видный религиозный деятель русского зарубежья по фамилии Галустьянц … Википедия
МАРК (евангелист) - МАРК (Иоанн Марк), автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому (см. ПАПИЙ ИЕРАПОЛЬСКИЙ), записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращенных язычников. Участвовал в… … Энциклопедический словарь
МАРК - (Иоанн Марк) автор второго Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию Иерапольскому, записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращенных язычников. Участвовал в миссионерских трудах апостола… … Большой Энциклопедический словарь
Марк - (Иоанн Марк), автор 2 го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записано со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращённых язычников (датируется 70). Участвовал в миссионерских трудах апостола Павла … Энциклопедический словарь
Марк - МАРК, Иоанн Марк, автор 2 го Евангелия (Евангелие от Марка), считающегося самым ранним (согласно Папию, записанным со слов апостола Петра) и предназначенного для новообращённых язычников (датируется 70). Участвовал в миссионерских трудах апостола … Биографический словарь
Марк (апостол)
Марк (евангелист) - евангелист Марк Марк (ивр. מרקוס, греч. Μάρκος) один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа и её дом… … Википедия