Художественная литература как вид искусства. Литература как вид искусства, ее роды и жанры Функции литературы как искусства

28.04.2024

3.1. Общие свойства художественной литературы

3.1.1 Литература как вид искусства

Специфика искусства. Искусство - это особый вид духовной и духовно-практической деятельности, специально предназначенной для эстетического освоения действительности. Все аспекты жизни получают в искусстве эстетическое выражение и эстетическую оценку, то есть соотносятся с «законами красоты». Искусство сохраняет и передает опыт общества, приобщает каждого человека к подлинно человеческому, одухотворенному существованию, делает его личностью.

Искусство - такой вид человеческой деятельности, который в силу синкретизма в нем материальной и духовной, познавательной и оценочной, рациональной и эмоциональной сторон находится в центре культуры, являясь ее самосознанием и кодом.

Эстетическая сущность искусства - это самое главное его отличие от всех других форм общественного сознания. Из эстетической сущности вытекают и другие отличительные особенности искусства, а именно - особенности содержания, предмета и формы искусства.

а) Содержание искусства беспредельно, оно охватывает всю действительность: жизнь природы, общества и отдельного человека, исторические процессы и тончайшие проявления душевной жизни личности, прошлое, настоящее и будущее. Но искусство (в отличие, например, от науки) осваивает мир как ценность, как человеческую ценность. Гармония или хаос мироустройства выступают в искусстве высшими критериями человеческого счастья или несчастья, сама плоть образного мира (картины природы, события, даже отдельные предметы и детали) наполнена «человеческим смыслом», прямо или косвенно выражает духовную жизнь человека или устремлена к обогащению и изменению духовного мира личности.

б) Поэтому главным предметом искусства, его основным объектом выступает человек как носитель духовного начала. Искусство потому и называют человековедением, что оно представляет собой наиболее совершенный «инструмент» постижения жизни ума и сердца человека, всего спектра его духовных отношений с миром. Неслучайно центральное место в искусстве занимает образ человека. Но и иные образы искусства «человекоцентричны»: таковы, например, образы наделенных разумом и чувством животных или одухотворенные, заражающие определенным настроением образы природы.

в) Своеобразие предмета искусства определило и специфику той формы, в которой осуществляется освоение действительности искусством.

Формы, выработанные любым видом общественного сознания, предназначены для обобщения, постижения и выражения сущности явлений. В искусстве туже функцию выполняет художественный образ. Но в формах, присущих другим видам общественного сознания, обобщение достигается путем абстрагирования от конкретных черт и признаков обобщаемых явлений. В художественном же образе постижение эстетической сущности явлений и ее выражение осуществляется с сохранением конкретно-чувственного, индивидуального характера объекта. Эстетическое освоение возможно при проникновении в конкретное, через конкретное. Только конкретность выражения истины даст возможность читателю живо представить ее, испытать эстетическую эмоцию, дать эстетическую оценку явлению, воплощенному в образе.

Назначение искусства Н.Г. Чернышевский видит в следующем: «Воспроизведение жизни - общий, характеристический признак искусства, составляющий сущность его; часто произведения искусства имеют и другое значение - объяснение жизни; часто имеют они и значение приговора о явлениях жизни». Современная эстетика закрепляет эти положения Чернышевского, когда рассматривает искусство как синтез следующих видов человеческой деятельности: познавательной (гносеологической), оценочной (аксиологической), моделирующей (созидательной), знаковой (семиотической) и коммуникативной.

Все эти виды деятельности образуют целую систему, становясь совершенно необходимыми сторонами (характеристиками) произведения искусства. Выпадение хотя бы одной из сторон исключает рождение художественности, то есть эстетически значимого целостного отображения действительности. В тоже время именно художественность обеспечивает высокое общественное и интимно-личностное назначение искусства: его просветительскую, воспитательную и гедонистическую функцию.

Творческий процесс состоит из трех важнейших звеньев: художник - произведение - читатель.

Центральная фигура творческого процесса художник. Художественный талант - это прежде всего природные задатки (высокая эстетическая восприимчивость и способность выражать свои впечатления в эстетически значимой форме - словом, жестом, мелодией, цветом и т.п., соответственная предрасположенность памяти, воображения и фантазии), которые развиваются и совершенствуются творческой учебой и трудом, возвышаясь до уровня мастерства. В то же время творческая индивидуальность художника несет на себе печать его жизненного и исторического опыта, мировоззрения, культурных и художественных традиции и норм, которые на него влияли.

5

6.1. Эстетическая функция художественной литературы

6.2. Прекрасное в жизни и искусстве

6.3. Эстетический идеал

6.4. Виды искусства, их классификация

6.5. Особенности художественного познания

6.6. Предмет и специфика художественной литературы

Эстетическая функция художественной литературы

В широком смысле литература - это все написано, что общественное значение. А произведения, которые имеют художественную ценность, эстетическое значение, называют художественной литературой. Синонимом термина "художественная литература" является изящной словесности. А. Ткаченко отметил, что термин "художественная литература" - это калька с российского "художественная литература". У нас нет слова "художества" как сборного из разных видов искусства, поэтому целесообразно употреблять термин "художественная литература", но он необычный, пока не прижился в нашей эстетике.

Существуют два взгляда на то, что такое художественная литература. Классическое определение литературы идет от древних греков. Согласно этой концепции, литературой называем творческое отражение действительности в картинах и образах, созданных средствами языка. Такое отображение имеет и познавательное, и воспитательное и эстетическое значение.

В конце XIX - начале XX века сформировался и другой взгляд на литературу. Согласно ему литературой называют искусство слова. Понимание литературы как искусства утвердилось в XIX веке в практике романтиков, которые считали, что поэт наделен креативной силой. "Искусство, - отмечает Ю. Кузнецов, - художественная действительность, равнозначна окружающий, эстетически неповторимая, созданная по законам красоты, оцениваемая на основании сформулированного И. Кантом" незаинтересованного интереса ". Хотя искусство не имеет аналогов в реальном мире, однако опирается на принципы мимезису, сформулированы Платоном и Аристотелем, развивает внутренний мир творчества, тяготеет к универсализму, противостоит разрушительному хаоса и утилитарной практике ".1 Ю. Кузнецов называет несколько моделей искусства:

1) выражение художником его мыслей, чувств, фантазийного мышления, бессознательных импульсов;

2) средство общения или игровой активности;

3) "изображение жизни в формах жизни";

4) конструирование ризоморфних структур.

Каждая из таких моделей, по мнению ученого, имеет право на существование.

Долгое время искусство трактовали как средство эстетизации мифов, политики, религий, педагогики, утилитарных интересов. Только в XIX веке появляется тезис "искусство для искусства", которая актуализирует идею несовместимости искусства со служебными функциями.

Марксистско-ленинская эстетика считала художественную литературу специфической формой общественного сознания, эстетически осваивает действительность, то есть отражает ее в конкретно-чувственных образах с позиций соответствующих эстетических идеалов. Но искусство, как отмечает Б.-И. Антоныч, не ограничивается простым отражением действительности, оно создает новую реальность, "которая вызывает у нас переживания, необходимые для нашей психики, которых не может дать нам реальная действительность" ". Искусство может изображать выдумку и воображение. Итак, в литературном произведении художественный мир может быть максимально приближенным к реальности (как в реализме или натурализме) или максимально отличаться от него - быть мистическим, фантастическим, мифологическим.

В искусстве важную роль играет творческая индивидуальность. Кроме сознательного, в искусстве есть подсознательное, игровое начало. Однако нельзя сводить искусство исключительно к игре, как это делал Ф. Шиллер. Он считал, что искусство возникло из игры, в которой человек чувствовал врожденную потребность. Художественные образы имеют условный характер, они захватывают изобретательностью, оригинальностью ассоциаций, мастерством изображения человеческого счастья и трагедий.

В любом виде искусства присутствует элемент игры. Игрой является музыка, танец, изобразительное искусство, поэзия с ее ритмом, рифмой, ассоциациями, ассонансами, аллитерациями, театральное, песенное искусство. Создавая или воспринимая искусство, человек получает эмоциональную энергию, отдыхает, ставит себя на место героев. Но не всякая игра является искусством.

Искусство полифункциональное. Помимо игровой, выполняет познавательную (гносеологическую), воспитательную (дидактическую), эстетическую (развитие чувства прекрасного), оценочную (аксиологическая), моделирующую, коммуникативную, эмоциональную, пропагандистскую, прогностическую, компенсаторную (замещает или дополняет жизненный опыт), эвристическую (предусматривает развитие творческих способностей), культуротворчу (создает духовные ценности), мнемонистичну (способствует запоминанию, развивает память), гедоническую (приносит удовольствие и радость), катарсистичну (освобождает от негативного состояния), идеологическую (общественную, общественно-политическую, социальную) функции. Идеологию национализма утверждали Т. Шевченко, поздний И. Франко, Е. Маланюк, Олег Ольжич, О. Телига, Ю. Липа, В. Стус, В. Симоненко, национал-коммунизма - Николай Волновой, демолиберализму - И. Драч, Ю. Андрухович, О. Забужко.

Искусство может выполнять и мистическую (религиозную) функцию. И. Качуровский отмечает: "Есть мистика христианская (в нее близкие Зеров, П. Филиппович, В. Симоненко) и антихристианская (антирелигиозная, бездействий-ной, дьявольская - так называемый сатанизм). Ее исповедовали русские поэты Клюев, Брюсов, Блок, Гумилев и современные постмодернисты ".

Художественные произведения обогащают нас знаниями о мире. Художественно смоделированы явления становятся предметом наших размышлений. О познавательную роль искусства может идти речь там, где есть настоящие художественные открытия. В художественных произведениях осмысливаются сложные проблемы прошлого и современности, раскрываются моральное состояние общества, сознательное и подсознательное в мотивах и поступках персонажей. Поэмы Гомера "Илиада" и "Одиссея" является сокровищницей мудрости древних греков. Они дают яркое представление о политических, экономических, семейные отношения, быт, воспитание в Древней Греции. Пушкин в "Евгении Онегине", Лермонтов в "Герое нашего времени", Тургенев в "Руцини" показали, например, условия породили лишних людей и какой была их роль в России середины XIX в. Бальзак в «Человеческой комедии» осмыслил историю обычаев, раскрыл пороки и добродетели, социальные явления, экономические проблемы французского общества XIX в.

Т. Шевченко в повести "Прогулка с удовольствием и не без морали" (1858) писал, что высокое искусство сильнее действует на душу человека, чем сама природа. Древние греки считали, что искусство очищает душу человека от зла, делает ее добрее. Искусство способно освободить человека от негативных эмоций со стрессовыми переживаниями, перенести ее в другой мир звуков, цветов, музыки, фантазии, освободить от усталости и напряжения. Некоторые произведения искусства могут иметь и негативное влияние на читателя или зрителя. Это касается, в частности, произведений, которые сосредоточены на человеческой жестокости, эстетизирует унижения человека, убийства.

Как известно, художественные произведения влияют не только на разум, но и чувства. Чувства, которые вызывают произведения искусства, называются эстетическими. То, насколько интересно изображено в художественном произведении эстетическое, зависит от таланта художника.

А.П. Довженко писал, что искусство, в котором нет красоты, плохое искусство. "Если выбирать между красотой и правдой, - писал он, - я выбираю красоту. В ней больше глубокой истины, чем в одной только голой правде. Истинное только то, что прекрасное. И если мы не постигнет красоты, мы никогда не поймем правды ни в прошлом, ни в современном, ни в будущем ".

Художественно совершенные произведения приносят эстетическое наслаждение. Они дают возможность почувствовать богатство и красоту человеческой души, природы, мастерство художественного изображения.

Эстетическое может иметь в художественном произведении форму прекрасного, возвышенного, трагического, безобразного, героического, драматического, комического, сатирического, юмористического, лирического.

Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство) или наряду с ним (театр, кино, песня, визуальная поэзия), с другой стороны — с иными типами словесного текста: философским, публицистическим, научным и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет авторские (включая анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений фольклора.

Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств , в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными , в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура.

Литература по родам

Э?пос (др.-греч. ?πος — «слово», «повествование») — повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпические произведения описывают внешнюю по отношению к автору объективную действительность. Описание персонажей сконцентрировано на их поведении и поступках, а не на внутреннем мире, как в лирике. Романы-жизнеописания, очень популярные в 19 веке, относятся к эпическим произведениям. Примерами могут служить Война и Мир Льва Толстого, Красное и Чёрное Стендаля, Сага о Форсайтах Голсуорси и многие другие. Название жанр получил от народных поэм-песен, сложенных в древности, также называемых эпосом.

Эпические жанры: басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, роман-эпопея, сказка, эпопея, художественный очерк.

Лирика — род литературы, который основывается на обращении к сфере внутреннего — к состояниям человеческого сознания, эмоциям, впечатлениям, переживаниям. Даже если в произведениях присутствует повествовательный элемент, лирическее произведение всегда субъективно и сконцентрировано на герое. Характеристиками лирического произведения являются «сжатость», «монологичность», «единство лирического сюжета» и «мгновенность» («точечность», «современность»). Большинство лирических произведений относится к поэзии.

Лирические жанры: ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма, мадригал, эклога, эпитафия.

Драма — род литературы, воспроизводящий прежде всего внешний для автора мир — поступки, взаимоотношения людей, конфликты, но в отличие от эпоса имеющий не повествовательную, а диалогическую форму. В драматических произведениях текст от лица автора носит эпизодический характер, большей частью ограничивается ремарками и пояснениями к сюжету. Большинство драматических произведений пишется для последующей постановки в театре.

Драматические жанры: драма, комедия, трагедия, трагикомедия, водевиль, фарс, мелодрама.

Типы текста по структуре

Проза

Прозаическим считается такой литературный текст, в котором отдельный, независимый от речевого ритм не вторгается в языковую ткань и не влияет на содержание. Известен, однако, целый ряд пограничных явлений: многие прозаики сознательно придают своим произведениям некоторые признаки стихотворности (можно упомянуть сильно ритмизованную прозу Андрея Белого или зарифмованные фрагменты в романе Владимира Набокова «Дар»). О точных границах между прозой и поэзией не прекращается спор литературоведов разных стран на протяжении последнего столетия.

Проза широко используется в беллетристике — при создании романов, коротких историй и т. д. Отдельные примеры таких произведений известны уже много веков, однако в самостоятельную форму литературных произведений они развились относительно недавно.

Роман — наиболее популярная разновидность современной прозы (впрочем, в литературе известен и роман в стихах) — представляет собой достаточно длинное повествование, охватывающее значительный период жизни одного или нескольких персонажей и описывающее этот период с глубокой подробностью. Как распространённый жанр романы появились сравнительно поздно, хотя уже в позднеантичное время сложился античный роман, во многом близкий по устройству и задачам к современному. Среди ранних классических образцов европейского романа можно выделить «Гаргантюа и Пантагрюэля» (1533—1546) Франсуа Рабле и «Дон Кихота» (1600) Сервантеса. В азиатской литературе к роману в современном понимании близки более ранние произведения — например, китайский классический роман «Троецарствие» или японский«Гэндзи-моногатари» («Повесть о принце Гэндзи»).

В Европе ранние романы не рассматривались в качестве серьёзной литературы, их создание казалось совсем не трудным. Позже, однако, стало ясным, что и проза может обеспечивать эстетическое удовольствие без привлечения поэтических техник. Вдобавок, отсутствие жёстких рамок поэзии позволяет авторам глубже сосредоточиться на содержании произведения, полнее работать с деталями сюжета, по сути, полнее, чем это можно ожидать даже от повествований в стихотворной форме. Такая свобода также позволяет авторам экспериментировать с различными стилями в рамках одного произведения.

Поэзия

В общем случае, стихотворение — это литературное произведение, обладающее особой ритмической структурой, не вытекающей из естественного ритма языка. Характер этого ритма может быть различным в зависимости от свойств самого языка: так, для языков, в которых большое значение имеет различие гласных звуков по долготе (таков, например, древнегреческий язык), естественно возникновение стихотворного ритма, построенного на упорядочении слогов по признаку долготы/краткости, а для языков, в которых гласные различаются не долготой, а силой выдоха (подавляющее большинство современных европейских языков устроено именно так), естественно использование такого стихотворного ритма, который упорядочивает слоги по признаку ударности/безударности. Так возникают разные системы стихосложения.

Для русского слуха привычный облик стихотворения связан с силлабо-тоническим ритмом и наличием в стихотворении рифмы, но ни то, ни другое не является в действительности необходимой чертой поэзии, отличающей её от прозы. В целом роль ритма в стихотворении состоит не только в придании тексту своеобразной музыкальности, но и в том воздействии, которое этот ритм оказывает на смысл: благодаря ритму некоторые слова и выражения (например, оказавшиеся в конце стихотворной строки, зарифмованные) оказываются в стихотворной речи выделенными, акцентированными.

Поэтическая речь раньше, чем прозаическая, была осознана как особое явление, свойственное именно литературному тексту и отличающее его от обычной бытовой речи. Первые известные литературные произведения — по большей части, древние эпосы (например, шумерское «Сказание о Гильгамеше», датируемое около 2200—3000 лет до н. э.) — это тексты стихотворные. В то же время стихотворная форма не обязательно связана с художественностью: формальные особенности поэзии помогают ей выполнять мнемоническую функцию, а потому в разное время в разных культурах были распространены научные, юридические, генеалогические, педагогические сочинения в стихах.

Художественные методы и направления

  • Барокко — направление, характеризующееся сочетанием реалистических описаний с их аллегорическим изображением. Широко использовались символы, метафоры, театральные приёмы, насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность).
  • Классицизм — направление, основным предметом творчества которого был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер).
  • Сентиментализм — направление, делающее упор на читательское восприятие, то есть на чувственность, возникающую при их прочтении, отличается склонностью к идеализации и морализаторству.
  • Романтизм — многоплановое направление, характеризующееся интересом к возвышенному, фольклору, мистике, путешествиям, стихиям, теме добра и зла.
  • Реализм — направление в литературе, наиболее правдиво и беспристрастно описывающее реальный мир, сосредоточенное на описании близких к реальным судеб, обстоятельств и событий.
  • Натурализм — поздняя стадия развития реализма в литературе конца XIX-начала XX века. Писатели стремились к наиболее бесстрастному и объективному воспроизведению реальности методами литературного «протоколирования», к превращению романов в документ о состоянии общества в определённом месте и времени. Публикация многих произведений сопровождалась скандалами, так как натуралисты не стеснялись откровенно фиксировать быт грязных трущоб, злачных мест и борделей — тех мест, которые в более ранней литературе изображать было не принято. Человек и его поступки понимались как обусловленные физиологической природой, наследственностью и средой — социальными условиями, бытовым и материальным окружением.
  • Символизм — направление, в котором символ становится основным элементом. Символизм характеризует экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний. Символисты использовали недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
  • Авангардизм — многозначный термин, характеризующий антитрадиционный по форме способ выражения.
  • Модернизм — совокупность течений в литературе первой половины 20 века. Связан с такими понятиями, как поток сознания, потерянное поколение.
  • Социалистический реализм — направление в литературе Советского Союза и стран Соцсодружества, носившее пропагандистский характер и поддерживавшееся властью с целью идеологического воспитания народа и построения коммунизма. Прекратил своё существование после падения Коммунистического режима и отмены цензуры.
  • Постмодернизм — направление в литературе, основанное на игре со смыслами, иронии, нестандартном построении текстов, смешении жанров и стилей, вовлечении читателя в процесс творчества.

Художественный образ

Говоря о знаковом процессе в составе жизни человечества (семиотике ), специалисты выявляют три аспекта знаковых систем: 1) синтактика (отношение знаков друг к другу); 2) семантика (отношение знака к тому, что то обозначает: означающего к означаемому); 3) прагматика (отношение знаков к тем, кто ими оперирует и их воспринимает).

Знаки определенным образом классифицируются. Они объединяются в три большие группы:

  1. индексальный знак (знак-индекс ) указывает на предмет, но не характеризует его, он опирается на метонимический принцип смежности (дым как свидетельство о пожаре, череп как предупреждение об опасности для жизни);
  2. знак-символ является условным, здесь означающее не имеет ни сходства, ни связи с означаемым, каковы слова естественного языка (кроме звукоподражательных) или компоненты математических формул;
  3. иконические знаки воспроизводят определенные качества означаемого либо его целостный облик и, как правило, обладают наглядностью. В ряду иконических знаков различаются, во-первых, диаграммы — схематические воссоздания предметности не вполне конкретной (графическое обозначение развития промышленности или эволюции рождаемости) и, во-вторых, образы, которые адекватно воссоздают чувственно воспринимаемые свойства обозначаемого единичного предмета (фотографии, репортажи, а также запечатление плодов наблюдения и вымысла в произведениях искусства).

Таким образом, понятие «знак» не отменило традиционных представлений об образе и образности, но поставило эти представления в новый, весьма широкий смысловой контекст. Понятие знака, насущное в науке о языке, значимо и для литературоведения: во-первых — в области изучения словесной ткани произведений, во-вторых — при обращении к формам поведения действующих лиц.

Художественный вымысел

Художественный вымысел на ранних этапах становления искусства, как правило, не осознавался: архаическое сознание не разграничивало правды исторической и художественной. Но уже в народных сказках, которые никогда не выдают себя за зеркало действительности, осознанный вымысел достаточно ярко выражен. Суждение о художественном вымысле мы находим в «Поэтике» Аристотеля (гл. 9-историк рассказывает о случившемся, поэт — о возможном, о том, что могло бы произойти), а также в работах философов эпохи эллинизма.

На протяжении ряда столетий вымысел выступал в литературных произведениях как всеобщее достояние, как наследуемый писателями у предшественников. Чаще всего это были традиционные персонажи и сюжеты, которые каждый раз как-то трансформировались (так дело обстояло, в частности, в драматургии Возрождения и классицизма, широко использовавшей античные и средневековые сюжеты).

Гораздо более, чем это бывало раньше, вымысел проявил себя как индивидуальное достояние автора в эпоху романтизма, когда воображение и фантазия были осознаны в качестве важнейшей грани человеческого бытия.

В послеромантические эпохи художественный вымысел несколько сузил свою сферу. Полету воображения писатели XIX в. часто предпочитали прямое наблюдение над жизнью: персонажи и сюжеты были приближены к их прототипам . По словам Н.С. Лескова, настоящий писатель — это «записчик», а не выдумщик: «Где литератор перестает записчиком и делается выдумщиком, там исчезает между ним и обществом всякая связь». Напомним и известное суждение Достоевского о том, что пристальный глаз способен в самом обыденном факте обнаружить «глубину, какой нет у Шекспира». Русская классическая литература была более литературой домысла», чем вымысла как такового. В начале XX в. вымысел порой расценивался как нечто устаревшее, отвергался во имя воссоздания реального факта, документально подтверждаемого. Эта крайность оспаривалась. Литература нашего столетия — как и ранее — широко опирается и на вымысел, и на невымышленные события и лица. При этом отказ от вымысла во имя следования правде факта, в ряде случаев оправданный и плодотворный, вряд ли может стать магистралью художественного творчества: без опоры на вымышленные образы искусство и, в частности литература непредставимы.

Понятие художественного вымысла проясняет границы (порой весьма расплывчатые) между произведениями, притязающими на то, чтобы быть искусством, и документально-информационными. Если документальные тексты (словесные и визуальные) с «порога» исключают возможность вымысла, то произведения с установкой на их восприятие в качестве художественных охотно его допускают (даже в тех случаях, когда авторы ограничиваются воссозданием действительных фактов, событий, лиц). Сообщения в текстах художественных находятся как бы по ту сторону истины и лжи. При этом феномен художественности может возникать и при восприятии текста, созданного с установкой на документальность: «… для этого достаточно сказать, что нас не интересует истинность данной истории, что мы читаем ее, «как если бы она была плодом <…> сочинительства».

При этом имеют место две тенденции художественной образности, которые обозначаются терминами условность (акцентирование автором нетождественности, а то и противоположности между изображаемым и формами реальности) и жизнеподобие (нивелирование подобных различий, создание иллюзии тождества искусства и жизни).

Литература как искусство слова

Художественная литература — явление многоплановое. В ее составе выделимы две основные стороны. Первая — это вымышленная предметность, образы «внесловесной» действительности, о чем шла речь выше. Вторая — собственно речевые конструкции, словесные структуры. Двухаспектность литературных произведений дала ученым основание говорить о том, что художественная словесность совмещает в себе два разных искусства: искусство вымысла (явленное главным образом в беллетристической прозе, сравнительно легко переводимой на другие языки) и искусство слова как таковое (определяющее облик поэзии, которая утрачивает в переводах едва ли не самое главное).

Собственно словесный аспект литературы, в свою очередь, двупланов. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения (материальный носитель образности), как способ оценочного освещения внесловесной действительности; и, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Литература, иначе говоря, способна воссоздать речевую деятельность людей, и это особенно резко отличает ее от всех иных видов искусства. Только в литературе человек предстает говорящим, чему придал принципиальное значение М.М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения-изображения, но и объект изображения». Ученый утверждал, что «литература не просто использование языка, а его художественное познание» и что «основная проблема ее изучения» — это «проблема взаимоотношений изображающей и изображаемой речи».

Литература и синтетические искусства

Художественная литература принадлежит к числу так называемых простых, илиодносоставных искусств, опирающихся на один материальный носитель образности (здесь это — письменное слово). Вместе с тем она тесными узами связана с искусствамисинтетическими (многосоставными), соединяющими в себе несколько разных носителей образности (таковы архитектурные ансамбли, «вбирающие» в себя скульптуру и живопись; театр и киноискусство в их ведущих разновидностях); вокальная музыка и т. п.

Исторически ранние синтезы являли собой «сочетание ритмованных, орхестических (танцевальных. — В.Х.) движений с песней-музыкой и элементами слова». Но это было еще не собственно искусство, а синкретическое творчество (синкретизм — слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо). Синкретическое творчество, на основе которого, как показал А.Н. Веселовский, впоследствии сформировалось словесное искусство (эпос, лирика, драма), имело форму обрядового хора и обладало мифологически-культовой и магической функцией. В обрядовом синкретизме отсутствовало разделение лиц действующих и воспринимающих. Все были и сотворцами, и участниками-исполнителями совершаемого действа. Хороводное «предыскусство» для архаических племен и ранних государств было ритуально обязательным (принудительным). По Платону, «петь и плясать должны решительно все, все государство целиком и притом всегда разнообразно, непрестанно и восторженно».

По мере упрочения художественного творчества как такового все большую роль обретали искусства односоставные. Безраздельное господство синтетических произведений не удовлетворило человечество, так как оно не создавало предпосылок для свободного и широкого проявления индивидуально-творческого импульса художника: каждый отдельный вид искусства в составе синтетических произведений оставался стесненным в своих возможностях. Не удивительно поэтому, что многовековая история культуры сопряжена с неуклонной дифференциацией форм художественной деятельности.

Вместе с тем в XIX в. и в начале XX столетия неоднократно давала о себе знать и иная, противоположная тенденция: немецкие романтики (Новалис, Вакенродер), а позже Р. Вагнер, Вяч. Иванов, А.Н. Скрябин предприняли попытки вернуть искусство к изначальным синтезам. Так, Вагнер в книге «Опера и драма» расценивал отход от исторических ранних синтезов как грехопадение художества и ратовал за возвращение к ним. Он говорил об огромной разнице между «отдельными видами искусства», эгоистически разъединенными, ограниченными в своей обращенности лишь к воображению, — и «истинным искусством», адресованным «к чувственному организму во всей его полноте» и соединяющим в себе различные виды искусства.

Но подобные попытки радикальной перестройки художественного творчества успехом не увенчались: односоставные искусства остались неоспоримой ценностью художественной культуры и ее доминантой. В начале нашего века не без оснований говорилось, что «синтетические искания <…> выводят за границы не только отдельных искусств, но и искусства вообще».

Литература имеет две формы бытования: она существует и как односоставное искусство (в виде произведений читаемых), и в качестве неоценимо важного компонента синтетических искусств. В наибольшей мере это относится к драматическим произведениям, которые по своей сути предназначены для театра. Но и другие роды литературы причастны синтезам искусств: лирика вступает в контакт с музыкой (песня, романс), выходя за рамки книжного бытования. Лирические произведения охотно интерпретируются актерами-чтецами и режиссерами (при создании сценических композиций). Повествовательная проза тоже находит себе дорогу на сцену и на экран. Да и сами книги нередко предстают как синтетические художественные произведения: в их составе значимы и написание букв (особенно в старых рукописных текстах, и орнаменты, и иллюстрации. Участвуя в художественных синтезах, литература дает иным видам искусства (прежде всего театру и кино) богатую пищу, оказываясь наиболее щедрым из них и выступая в роли дирижера искусств.

Литература и средства массовой коммуникации

В разные эпохи предпочтение отдавалось различным видам искусства. В античности наиболее влиятельна была скульптура; в составе эстетики Возрождения и XVII в. доминировал опыт живописи, которую теоретики обычно предпочитали поэзии; в русле этой традиции — трактат раннего французского просветителя Ж.-Б. Дюбо, полагавшего, что «власть Живописи над людьми более сильна, чем власть Поэзии».

Впоследствии (в XVIII, еще более — в XIX в.) на авансцену искусства выдвинулась литература, соответственно произошел сдвиг и в теории. Лессинг в своем «Лаокооне» в противовес традиционной точке зрения акцентировал преимущества поэзии перед живописью и скульптурой. По мысли Канта, «из всех искусств первое место удерживает за собой поэзия ». С еще большей энергией возвышал словесное искусство над всеми иными В.Г. Белинский, утверждающий, что поэзия есть «высший род искусства», что она «заключает в себе все элементы других искусств» и потому «представляет собою всю целость искусства».

В эпоху романтизма роль лидера в мире искусства с поэзией делила музыка. Позже понимание музыки как высшей формы художественной деятельности и культуры как таковой (не без влияния Нищие) получило небывало широкое распространение, особенно в эстетике символистов. Именно музыка, по убеждению А.Н. Скрябина и его единомышленников, призвана сосредоточить вокруг себя все иные искусства, а в конечном счете — преобразить мир. Знаменательны слова А.А. Блока (1909): «Музыка потому самое совершенное из искусств, что она наиболее выражает и отражает замысел Зодчего <…> Музыка творит мир. Она есть духовное тело мира <…> Поэзия исчерпаема <…> так как ее атомы несовершенны — менее подвижны. Дойдя до предела своего, поэзия, вероятно, утонет в музыке».

XX век (особенно в его второй половине) ознаменовался серьезными и сдвигами в соотношениях между видами искусства. Возникли, упрочились и обрели влиятельность художественные формы, опирающиеся на новые средства массовой коммуникации: с письменным и печатным словом стали успешно соперничать устная речь, звучащая по радио и, главное, визуальная образность кинематографа и телеэкрана.

В связи с этим появились концепции, которые применительно к первой половине столетия правомерно называть «киноцентристскими», а ко второй — «телецентристскими». Известный своими резкими, во многом парадоксальными суждениями теоретик телевидения М. Маклюэн (Канада) в своих книгах 60-х годов утверждал, что в XX в. произошла вторая коммуникативная революция (первой было изобретение печатного станка): благодаря телевидению, обладающему беспрецедентной информативной силой, возникает «мир всеобщей сиюминутности», и наша планета превращается в своего рода огромную деревню. Главное же, телевидение обретает небывалый идеологический авторитет: телеэкран властно навязывает зрительской массе тот или иной взгляд на реальность.

В противовес крайностям традиционного литературоцентризма и современного телецентризма правомерно сказать, что художественная словесность в наше время является первым среди равных друг другу искусств.

В своих лучших образцах литературное творчество органически соединяет верность принципам художественности не только с широким познанием и глубоким осмыслением жизни, но и с прямым присутствием обобщений автора. Мыслители XX в. утверждают, что поэзия относится к другим искусствам, как метафизика к науке, что она, будучи средоточием межличностного понимания, близка философии. При этом литература характеризуется как «материализация самосознания» и «память духа о себе самом». Выполнение литературой внехудожественных функций оказывается особенно существенным в моменты и периоды, когда социальные условия и политический строй неблагоприятны для общества. «У народа, лишенного общественной свободы, — писал А.И. Герцен, — литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести».

Ни в коей мере не притязая на то, чтобы встать над иными видами искусства и тем более их заменить, художественная литература, таким образом, занимает в культуре общества и человечества особое место как некое единство собственно искусства и интеллектуальной деятельности, сродной трудам философов, ученых-гуманитариев, публицистов.

Лекция 1. Введение. Специфика литературы как вида искусства. Основные функции литературы.

Краткое содержание темы.

Теория литературы как наука о художественной литературе.

Сущность искусства. Художественная деятельность и ее результат. Эстетический, познавательный, мировоззренческий аспекты художественной деятельности. Объективное и субъективное в эстетическом постижении мира. Целостность – главный источник и условие эстетического постижения мира. Реальный мир и художественная действительность.

Специфика литературы как вида искусства. Классификация искусств по средствам материализации художественного образа. Слово и образ. Особенности художественного образа. Место литературы среди других видов искусства.

Роль литературы в жизни общества и человека. Функционирование литературы в обществе. Формы бытования литературного произведения. Функции литературы. Воспитательная роль литературы, ее воздействие на читателя. Литература и средства массовой информации.

Основной теоретический материал к данной теме

Теория литературы в целом – это одна из дисциплин литературоведения. Она занимается тем, что вырабатывает систему научных понятий о художественной литературе: определяет предмет литературоведения, особенности его содержания и формы, его связи с другими видами художественного творчества и другими областями общественной жизни, определяет внутренние разновидности художественной литературы, закономерности и формы историко-литературного процесса. Всем этим теория литературы обеспечивает другие составные части науки о литературе для строгого научного исследования и систематизации конкретных литературных явлений: историю литературы, текстологию, историю и методологию литературоведения и т.д.

Курс « Теория литературы и практика читательской деятельности» предполагает в основном изучение понятий, необходимых для анализа отдельных художественных произведений, прежде всего понятий о сторонах и элементах содержания и формы художественных произведений. Имеются в виду тема, проблема, идея художественного произведения, герой, композиция и т.д. Курс «Теория литературы» предназначен для углубленного и более развернутого изучения общих закономерностей ее исторического развития: специфики литературы как вида искусства, ее места в общественной и личной жизни человека, ее познавательной, идейно-эмоциональной и творчески-созидательной природы, специфики ее художественных образов; далее – это понятия о таких повторяющихся в мировой литературе, устойчивых, типологических разновидностях литературного художественного творчества, как литературные роды, типы художественного содержания, литературные жанры; понятия о конкретно-исторических формах литературного развития – о творческой индивидуальности писателя, о художественном произведении как едином целом, о художественных системах, творческих методах, литературных направлениях, течениях и стилях. Теория не просто обобщает и систематизирует эмпирический материал и создает систему литературоведческих понятий. Она служит основой и для возникновения методов познания литературы.

Литература в целом – элемент суперсистемы, в контексте которой литературное явление взаимосвязано с действительностью, писателем и воспринимающим. Выделяется три основных рода литературных явлений: 1. литературное творчество как особый вид духовной деятельности человека; 2. литературное произведение как диалектическое единство формы и содержания, художественная модель реальной действительности в словесно-образном выражении; 3. литературный процесс как последовательность литературных явлений, подчиняющихся закономерностям литературного развития. Соответственно, в основе литературоведческой науки лежат три взаимосвязанных учения: учение о литературном творчестве, учение о литературном произведении, учение о литературном процессе.

Искусство – один из видов общественного сознания, которое у цивилизованного человечества все более дифференцируется в своем содержании. Наряду с искусством в нем существуют другие его виды – наука, философия, мораль, законодательство, политические теории. Все они отличаются от искусства тем, что выражают свое содержание в отвлеченных понятиях, тогда как искусство выражает его в экспрессивных образах.

Но такая расчлененность общественного сознания существовала не всегда. Она произошла на относительно поздней стадии исторического развития общества. В этот период сильно усложнились материальные общественные отношения и потребовали для своего существования новых разновидностей общественного сознания, его дифференциации.

В этом процессе искусство и отделилось от других видов сознания общества, стало особой сферой духовной культуры. При этом в нем сохранились в измененном виде, в новой функции некоторые свойства ранней ступени развития общественного сознания. Процесс дифференциации искусства был очень сложен.

В сознании людей, живших первобытнообщинным строем, не существовало расчлененности отдельных сторон его содержания. Это была синкретичная стадия развития сознания общества. Господствующее значение в нем имели тогда мифологические и магические представления. С ними были тесно связаны и первоначальные, примитивные представления о некоторых закономерностях жизни природы, и предания о прошлом родоплеменной жизни.

Мифология и магия, выражаемые в образной форме, заключали в себе всю философию жизни первобытных людей. Они были основным содержанием их коллективного творчества – обрядовых песен-плясок, обрядовых действий, скульптуры, наскальной живописи.

Мышление первобытных людей сильно отличалось от мышления людей цивилизованных. Это было ассоциативное мышление, связывающее явления жизни не столько по отвлеченным признакам, сколько по их конкретному сходству, смежности, контрасту.

Важная особенность первобытнообщинного сознания заключалась также в том, что в нем не было расчлененности реально существующего и фантастического.

Новой ступенью развития фантастического миропонимания является стадия религиозная. Религия приходит на место магии как новая господствующая форма общественного сознания. С помощью мифологии происходило конкретно-чувственное освоение мира человеком.

С распадом синкретического, мифологического представления о мире функция расширенного конкретно-чувственного освоения мира перешла от мифологии к искусству. Все остальные формы духовного освоения жизни не имеют этого свойства расширенного личностного взаимодействия с миром.

Искусство- это область духовной жизни человека, которая специально предназначена для того, чтобы осуществлять расширенное, вплоть до бесконечности, конкретно-чувственное личностное общение с миром в целях его общественно-заинтересованного творческого освоения.

О связи искусства с реальным духовно-практическим опытом человека является и то, что на переднем плане каждого художественного произведения, даже если оно целиком фантастическое, находится какая-то конкретная жизненная ситуация, какое-то конкретное состояние из личной, семейной, производственной или иной общественной жизни человека, то есть из сферы непосредственного общения человека с окружающим его миром. Это совершенно необходимое условие для художественного творчества, так как именно посредством реального жизненного опыта, конкретной жизненной ситуации художник вступает в своем воображении в конкретно-чувственное творческое общение с миром в целом. Он достигает это тем, что концентрирует, сгущает в ограниченном материале реального жизненного опыта человека всеобщее, неограниченное содержание мира и тем самым приближает мир лично к себе и творчески осваивает его, делает его своим миром.

В результате создается так называемая вторая художественная действительность. Первооснову ее составляет первая, реальная действительность, но в художественном произведении она предстает в творчески преобразованном виде. Это реальный мир, каким его видит, чувствует, как к нему относится и как его творит художник. Это уникальный творческий сплав объективного жизненного содержания и субъективного, общественно-личного отношения к нему художника, и поэтому это нечто качественно новое по отношению к объективному, и субъективному первоисточнику художественного творчества.

Художественное творчество – это прежде всего процесс, в котором объективное богатство реального мира и субъективное богатство авторской мысли, чувства, воли переплавляются в нечто качественно новое и уникальное.

Художественный сплав объективного и субъективного содержания реальной жизни, как только он появляется в результате горения художника, тут же требует своего перехода во вне, требует своего закрепления в каких-то устойчивых материальных средствах, в той или иной системе материальных форм – звуков, пластических масс, телодвижений, линий и красок, человеческой речи.

Таким образом, у искусства есть свое особое специфическое художественное содержание, которое есть результат расширенного творческого освоения характерного содержания жизни. Художественную форму искусства в самом общем виде можно определить как конкретно-чувственное бытие художественного содержания; это то, что делает художественное содержание непосредственно воспринимаемым.

Окончательно художественная форма складывается, когда внутренние, воображаемые конкретно-чувственные детали закрепляются в устойчивых материальных средствах. Тогда и внутренняя, воображаемая художественная форма приобретает устойчивость. И художественное содержание окончательно складывается только тогда, когда оно воплощается в определенной, устойчивой системе конкретно-чувственных форм.

Основной единицей художественной формы является художественный образ.

Художественный образ – это система конкретно-чувственных средств, воплощающая собой собственно художественное содержание, то есть художественно освоенную характерность реальной действительности.

У каждого из существующих видов искусства свой материальный носитель образности: у архитектуры и скульптуры – пластические массы, у живописи – линии и краски, у музыки – звук и т.д. На основании этих материальных носителей образности и осуществляют деление искусства на виды. Большинство этих видов сложилось в глубокой древности, на самых ранних ступенях развития человечества.

Гегель выделил пять великих искусств: архитектуру, скульптуру, живопись, музыку, литературу. Впоследствии к ним присоединились другие виды искусства. В классической эстетике они были разделены по содержательному признаку на две группы – изобразительные и экспрессивные. К первой группе относятся скульптура, живопись, пантомима; ко второй – музыка, архитектура, орнамент, танец, абстрактная живопись. Если искусства первой группы изображают единичные предметы и явления жизни, людей, то искусства второй группы выражают обобщенные переживания, настроения, человеческое мироощущение. Литературу можно включить в первую группу, потому что ведущим началом в ней, как и в живописи и скульптуре, является изобразительное начало. Все это простые, или односоставные искусства.

Помимо них существуют и синтетические искусства. Это различные виды сценического творчества (драматический театр, опера, балет и т.д.), мультипликация, кино, архитектура, включающая в себя скульптуру и настенную живопись.

Простые искусства делят также по формальным признакам на пространственные и временные.

Гегель разделял виды искусства на исполнительские (музыка, актерское искусство, танец) и неисполнительские. Такую классификацию поддерживают и современные литературоведы. (В.В.Кожинов). Искусство слова занимает особое место в данной схеме, так как его произведения не воспринимаются зрением или слухом, а аппелируют к интеллекту человека в целом и создаются на национальном языке.

Литература в начале своей истории была исполнительским искусством, так как существовала лишь в устном виде. С возникновением письменности исполнительские формы словесности не исчезли, продолжая существовать в фольклоре, однако основные линии ее развития обрели неисполнительский характер.

В разные периоды культурного развития человечества литературе отводили разное место в ряду других видов искусства – от ведущего до одного из последних. Это объясняется господством того или иного направления в литературе, а также степенью развития технической цивилизации.

Гегель утверждал, что «у словесного искусства в отношении как его содержания, так и способа изложения неизмеримо более широкое поле, чем у всех остальных искусств». Вслед за Гегелем пальму первенства литературе перед иными видами искусства отдавал и В.Г.Белинский.

Контрольные вопросы и задания по теоретическому материалу

1. Представляется ли вам обоснованным разделение искусств на:

а) изобразительные и экспрессивные; б) пространственные и временные?

2. К каким группам искусств относится литература? Приведите известные вам классификации.

3. Какое место занимает литература в ряду искусств (первое; одно из первых; ее положение равноправно)?

4. Что составляет интегрирующий центр предмета художественной литературы?

5. Составляют ли основные функции художественной литературы системное единство? Почему?

6. Какую роль играет художественная литература в жизни современного общества и отдельной личности?

7. Какой основной методический вывод Вы можете сделать?

ЭСТЕТИКА ЛИТЕРАТУРЫ

Общее и отличительное в художественно-эстетическом и научном познании жизни.

Сущность художественного творчества. Искусство и его виды. Литература как вид искусства. Возникновение литературы. Литература и фольклор.

Художественная литература является одной из специфических разновидностей производительной деятельности людей. Она связана с удовлетворением эстетических потребностей человека, с его стремлением к творению прекрасного, наслаждению им. Этим задачам служит искусство, представленное в различных видах. Одним из видов искусств и является художественная литература.

Виды искусства изучает эстетика– наука о наиболее общих законах постижения прекрасного Эстетика ­­– наука, изучающая сферу художественной деятельности, «философия прекрасного».

Эстетическое – метакатегория, т.е. самая высокая категория эстетики. Первоначальное (др.-гр.) значение слова «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» - чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. На протяжении последних столетий этим словом стал обозначаться особый род эмоционально-оценивающего освоения человеком реальности. Эстетическая деятельность - это прежде всего созерцание единичных предметов, которые постигаются как нечто завершенное и целостное. Именно целостность воспринимаемого составляет главный источник его эстетического постижения. ЦЕЛОСТНОСТЬЮ называют то трудно определимое качество предмета, которое вызывает у воспринимающего единую реакцию на него, порождает общее впечатление. «Целостность чего бы то ни было есть состояние самодостаточности, завершенности, индивидуальной полноты и неизбыточности <...> - читаем в одной из современных работ. - Целостность есть <...> состояние объекта, располагающее к созерцательному приятию его» 1 . На частях предмета, обладающего целостностью, лежит печать его единства. Такой предмет будит ощущение необходимости в нем каждого элемента, каждого «звена». Он максимально упорядочен и завершен (или таковым воспринимается), и «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже» 2 . Эстетические созерцания, направленные на целостность единичных предметов, сущностно отличны и от моральных и утилитарных оценок, и от религиозных переживаний, объектом которых являются высшие силы бытия, недоступные прямому созерцанию, и от научного познания, сопряженного с интеллектуальным (аналитическим) расчленением предметов, явлений, сущностей.

Наиболее значительные, яркие и масштабные из эстетических созерцаний имеют миросозерцательный и одновременно познавательный характер. ВОСПРИНИМАЯ ПРЕДМЕТ ЭСТЕТИЧЕСКИ , мы силой непосредственного чувства (не прибегая к логическим процедурам) прозреваем его значимость для нас и его сущность. Эстетическое, по словам А.Ф. Лосева, - это выражение (выразительность той или иной предметности), т. е. «внутренняя жизнь предмета, которая обязательно дана и внешне», открывается «бескорыстному любованию» и имеет «созерцательную ценность» 3 .

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ИМЕЕТ ДВА АСПЕКТА, КОТОРЫЕ НЕРАЗДЕЛЬНЫ: ОБЪЕКТИВНЫЙ. (ПРЕДМЕТНЫЙ) И СУБЪЕКТИВНЫЙ (ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ). Оно осуществляет себя как взаимодействие свойств воспринимаемых предметов и черт воспринимающего сознания. В сфере эстетического, иначе говоря, наличествует как особого рода переживания, так и их объективные предпосылки, определенные свойства предметов. Обратимся к истории понятия и термина. В середине XVIII в. эстетическое стало объектом специальной научно-философской дисциплины - ЭСТЕТИКИ. Ее основатель, немецкий философ А. Баумгартен, автор двухтомного трактата на латыни «Эстетика» (1750, 1758), охарактеризовал эстетику как учение о совершенстве чувственного познания, противостоящего логическому. И определил ее как науку о прекрасном. Но эстетическая мысль существовала и раньше, в Европе - начиная с античности: создавались многочисленные учения о прекрасном (красоте), которые были опытами уяснения предметных предпосылок эстетических эмоций.

ИСКУССТВО – основной вид духовной деятельности людей, служащий удовлетворению эстетических чувств человека, его потребности в прекрасном. Прекрасное –

ВИД ИСКУССТВА – форма освоения мира по законам красоты, когда создаётся художественный образ, наполненный определённым идейно-эстетическим содержанием.

Художественная литература – вид искусства, эстетически осваивающий мир в художественном слове, искусство слова.

Слово «ИСКУССТВО» многозначно, в данном случае им названа собственно художественная деятельность и то, что является ее результатом (произведение). Искусство в качестве художественного творчества было отграничено от искусства в более широком смысле (как умения, мастерства, ремесла).мыслителями XVIII–ХIX вв. Так, Гегель отмечал принципиальное различие между «искусно сделанными вещами» и «произведениями искусства»1 .

Серьезные трудности связаны с научным определением художественного ТВОРЧЕСТВА. Итоговые суждения о нем не являются исчерпывающе полными. Неоднократно говорилось, что в теории искусства больше спорного, чем однозначно ясного, что человечество не сумело «договориться», как подобает понимать художественную деятельность. Искусство нередко определяется по какому-нибудь одному признаку (явление эстетическое; познавательная деятельность; воплощение позиции и мироотношения автора; межличностное общение; особая форма игры; создание образов; оперирование знаками, т. е. феномен семиотический). В других случаях оно характеризуется как явление многоплановое, полифункциональное, обладающее комплексом свойств и признаков. Имеет место также «альтернативная» характеристика искусства (которое осознается как воспроизведение вещей, либо конструкция форм, либо как выражение переживаний)2 . Бытует, наконец, представление о том, что научное определение искусства и его единая теория невозможны в принципе, поскольку художественное творчество исторически разнокачественно и его понимание зависит от эстетических вкусов и пристрастий ученых как представителей данной страны и данной эпохи3 .

Вместе с тем в теории искусства наличествуют и бесспорные моменты - своего рода аксиомы. Прежде всего, искусство имеет творческий (созидательный) характер. ТВОРЧЕСТВО - это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей (культурных и природных), главное же - во имя их обогащения. Мир творчества богат и многопланов. Творческое начало (в большей или меньшей степени) присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей, включая самые неприметные - вплоть до повседневного общения и уединенных раздумий, переживаний, созерцаний («творческое поведение» по М.М. Пришвину). Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственно-технической, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.

Опираясь на классическую эстетику и работы современных теоретиков искусства, мы выделим три важнейших и органически взаимосвязанных аспекта художественного творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный (точнее - аспект авторской субъективности).

Искусство в свете аксиологии. Катарсис

АКСИОЛОГИЯ - это учение о ценностях (от др.-гр. ахios - ценный). Термин «ценность» упрочился в гуманитарных науках благодаря трактату Ф.Г. Лотце (1870). В отечественной философии аксиология ярко представлена работой Н.О. Лосского «Ценность и бытие» (1931). Но понятие ценности имело место задолго до упрочения аксиологии, со времен античности, где фигурировало слово аgatos (в переводе на рус. язык - благо).

ЦЕННОСТЬ - это нечто обладающее позитивной значимостью. Она может быть реально существующим предметом либо метафизическим общебытийным») началом, мыслимым и воображаемым. В качестве умопостигаемых ценности играют в жизни людей роль неких ориентиров (маяков). Войдя же в человеческую реальность, они составляют скорее функцию предметов, чем их сущность. По словам Н.О. Лосского, «обо всем, касающемся человека, можно сказать, что оно хорошо или дурно», а потому ценность - это «нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждой поступка» 1 .

Различимы, во-первых, ЦЕННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ, ПРИТЯЗАЮЩИЕ НА СТАТУС ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И ОБЩЕБЫТИЙНЫХ (ИЛИ ИМИ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ). ИХ ПРАВОМЕРНО НАЗВАТЬ ОНТОЛОГИЧЕСКИМИ ИЛИ ВЫСШИМИ . И во-вторых, ЛОКАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ - то, что дорого, насущно и свято для отдельных сообществ и людей (природная среда для тех, кто в ней обитает; национальные и семейно-родовые традиции; область индивидуального опыта).

Представления об универсальных ценностях (не говоря уже о локальных) исторически изменчивы, они различны в составе жизни разных народов, государств, регионов. Так, в европейской античности главными (высшими) благами почитались красота, соразмерность, истина (см. диалог Платона «Филеб»); в христианском средневековье была влиятельна триада «вера, надежда, любовь»; в пору Возрождения - высокий статус обрели блага фортуны (богатство, почести), тела (сила, здоровье, красота), души (острый ум, светлая память, воля, моральные и созерцательные добродетели) 2 . В эпоху преобладания рационализма (XVII–XVIII вв.) высочайшим благом считался разум; в пору, когда стал влиятелен антирационализм ницшеанского толка, превыше всего стали цениться стихийные порывы человека, его сила и способность властвовать; в полемике с ницшеанской аксиологией Вл. Соловьев предложил свою аксиологическую триаду, которая обновляла средневеково-христианскую: любовь, красота, свобода 3 . Свидетельства разнородности ценностных ориентации мыслящего человечества можно было бы и умножить.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (подобно другим областям человеческой культуры) так или иначе ПРИЧАСТНО МИРУ ЦЕННОСТЕЙ (как эстетических, так и иных). Искусство ориентируется и ориентирует на них (в каждой культурно-исторической ситуации по-своему), постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. В наш век для художественного творчества (как и для культуры в целом) оказались насущными такие ценности (грубо попираемые в реальности), как свобода и единение. По словам Т. Манна, художнику необходимо вырабатывать у людей «гордое сознание того, что быть человеком трудно и благородно» и объединять их этой всепроникающей и направляющей «сверхидеей» 4 .

Будучи художественно осмыслена В СВЕТЕ ВЫСШИХ ЦЕННОСТЕЙ , реальность с ее противоречиями и негативными явлениями способна обнаруживать некую просветляющую, гармонизирующую энергию. Очищение, примирение, утешение, которые несет искусство, Аристотель в своей «Поэтике» назвал КАТАРСИСОМ. (Заметим, что это слово обрело статус термина позже, у толкователей аристотелевского Трактата.) Понятие о катарсисе сохраняет свое значение и в нашем столетии. Так, Л.С. Выготский утверждал, что катарсис является своего рода «разрядкой» - освобождением от негативной эмоции, которую способен вызвать предмет иэображания 5 . Обсуждая творчество Гете, Д. Лукач утверждал, что катарсис знаменует не только примирение и успокоение, но и возбуждение нравственного импульса. Он говорил о «катарсически-этическом» воздействии искусства 6 .

Катарсис присутствует и в трагедиях (об этом - у Аристотеля), и в смеховых жанрах (по Бахтину, карнавальный смех катарсичен). Но он ослаблен или отсутствует вовсе в тех произведениях, где царят безысходный скепсис и тотальная ирония, где выражается радикальное неприятие мира (например, повести и рассказы Ф. Кафки, «Тошнота» Ж.П. Сартра, произведения театра абсурда). Отвержение катарсиса рядом деятелей искусства XX в. (Б. Брехт, например, считал катарсис «сущим варварством») было предварено Ницше, который утверждал, что наслаждение от трагедии надо искать «в чисто эстетической сфере», не захватывая областей «сострадания, страха, нравственного возвышения», называл катарсис патологическим разряжением, считая его некоей мнимостью 7 .

По мысли Д.С. Лихачева, в художественных произведениях XX в., наряду с катарсическим началом, присутствует другое, инонаправленное, устрашающее: в кризисных ситуациях у людей искусства появляется потребность «освободить хаос, дать ему волю». При этом «само искусство пугает, как пугает действительность. Где остановиться? Где получить передышку?» 8 . Здесь наш ведущий ученый ставит (не давая на него ответа) один из кардинальных и болезненно напряженных вопросов современной художественной культуры. Заметим в этой связи, что в творениях искусства, которые стали вечными спутниками человечества, катарсическое начало неизменно присутствует.

Имеет место оно и в той ветви литературы нашего века, которая с беспощадной жесткостью высвечивает бедствия, ужасы, катастрофы, обрушившиеся на бесчисленные множества людей. Таково творчество В.Т. Шаламова, в одном из стихотворений которого сказано: «Эти слезы - очищенье,/ Их также «катарсис» зовут» («Мне не сказать, какой чертою...») 9 .

Катарсис правомерно охарактеризовать как воплощение веры художника в вечную сохранность и неистребимость ценностей, прежде всего нравственных.