Костюм шорцев по изо. Шорский национальный женский костюм

03.03.2024

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I Одежда коренных жителей Кузбасса

  1. 1. Телеутский национальный костюм..…………………………….5
  1. 2. Шорский национальный костюм……………………………….8

Глава II Сравнительный анализ национальных костюмов шорцев и телеутов………………………………………………………………………..12

Заключение………………………………………………………………........14

Литература…………………………………………………………………….16

Приложения…………………………………………………………………….

Введение

В 2013 году Кузбассу исполнилось 70 лет с момента образования. Нам много рассказывали о родном крае, о людях здесь проживающих. Но меня больше заинтересовал рассказ о коренных жителях Кемеровской области. Оказывается, они живут рядом с нами, а мы так мало знаем об их культуре, творчестве. Я долго думала над темой и выбрала «Одежда коренных жителей Кузбасса». Мне интересна именно эта тема, потому что хочу узнать о том, каким был народный костюм у телеутов в древности, сравнить его с шорским национальным костюмом. Возможно, в их национальной одежде было много общего, а, возможно, что у каждого народа был свой неповторимый и непохожий ни на какой другой костюм.

И тогда я решила выяснить, как выглядела одежда этих народов.

Цель:

Изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

В ходе работы были использованы следующие методы:

Анализ источников информации;

Сравнение;

Обобщение полученных данных.

Каждая национальная группа России, какой бы малочисленной она не была, имеет право на существование и развитие своих традиций, языка, обрядности, обычаев и других элементов культуры. Духовная культура народа, быт способствуют сохранению его самобытности и уникальности.

Национальная одежда - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов материальной культуры, она всегда отражала не только этническую принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического развития, социальное и имущественное положение, религиозную принадлежность.

Глава 1. ОДЕЖДА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА

  1. Телеутский национальный костюм

Телеуты – коренные жители нашего края – это прямые потомки тюрков. В настоящее время телеуты живут в Беловском и Новокузнецком районах Кемеровской области. Когда-то это был один из самых процветающих тюркских родов «теле». Их кочевья простирались от Алтая до Барабинских степей. Они первыми из коренных народов нашего края добровольно приняли русское подданство.

Одежда телеутов отличалась своей изысканностью. Она делилась на мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от пола человека. Также одежда делилась на осенне - зимнюю и весенне -летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеуток всегда отличалась своей красотой.

Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти. Женщины носили пояс всегда, так как платья носили длинные и широкие. (Приложение 6)

Платья шили с подкладкой на плечиках, которая сзади покрывала лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица - кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба. Подол с внутренней стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4-5 см. Рукава от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно таким же, что и ластовица материалом. (Приложение 1)

Важным украшением женского платья являлся воротник, который имел форму стоечки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь вставляли по его размеру распаренную в горячей воде бересту. Она не гниёт, не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились вручную из однотонного сукна чаще красного, зелёного, или синего цветов. Ни чёрного, ни белого воротников не было. Вдоль воротника от каждого края по центру на сукно пришиваются из бересты квадратики. На праздничном или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками или мулине. Квадратики располагаются на воротнике углом вниз, напоминают ромб. Их количество на воротнике нечётное число. (Приложение 5)

Свадебное платье телеутской невесты особенно красиво. Оно украшено тоштоком – манишкой из красного сукна. По обе стороны разреза сверху вниз расположены прямоугольники из бересты. Их число непарное 9 или 11. Как и на воротнике, они обшиваются «золотыми» или «серебряными» нитками. Из каждого прямоугольника правой стороны выходит воздушная петелька из шнурочка черного цвета для застегивания. На левой стороне каждого прямоугольника пришивается пуговица. Чтобы манишка не мялась и постоянно имела форму, вовнутрь вставляется по размеру проваренная береста. Подкладка пришивается из цветного ситца. Тошток хранили отдельно от платья, перед тем как надевать платье, тошток прикрепляли к вороту несколькими стежками. Праздничные платья телеуток шились из очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом, китайского шёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца, бумазеи. Все виды тканей, использованные телеутами во второй половине 19 в. - начале 20 в., были покупными.

Поверх платья одевалась чиймек - из бархата или сукна синего цвета, лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с воротником шалью, отделанный галуном под золото или серебро, вышитым золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми кистями, кроме белого и черного. В том месте, где они крепятся, чиймек застегивается на ажурную пуговицу. Воротник чиймека имел яркую расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками парчи или золотой нити. Чтобы было видно подол платья, его, как и телен, делали на 30 см короче. (Приложение 2)

Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, которые одевались под платье. Рубаха имела свободный покрой, спереди была открыта, а по краям обсажена пуговицами и петлями. Штаны - чампар шили из ситца или льна. Покрой их был сходен с покроем мужских штанов. Отличием являлось то, что штанины делались очень короткими, они не превышали в длину 40 см.

Помимо этого в телеутский национальный костюм входит телен - лёгкая верхняя одежда телеуток, представляет собой короткий кафтан, скроенный в талию, с невысоким воротником. Шьют телен из шерстяной ткани или сатина чёрного, синего цветов, ещё используют бостон, обшивается телен бархатом.

Ещё один вид верхней одежды – очкор - шелковый халат с подкладом. Длина халата - до щиколоток, застегивается на 1 пуговицу. Носили халат замужние женщины, поверх шубы.

Тёплая верхняя одежда была разнообразна. В 1940-х годах очень редко встречается теплая стеганая безрукавка «купайка», к настоящему времени она почти повсеместно забыта. Её носили девушки и молодые женщины. Шили купайку из красного ситца на хлопчатобумажной подкладке. Носили её, запахивая левую полу, застёгивая по середине на 1 пуговицу.

Так же у телеуток имеются очень красивые шубы - тон. Тон - это зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, сверху покрытая бостоном и отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. У телеутов мех выдры считался ценным и самым носким мехом, застёгивался на 1 пуговицу. (Приложение 4)

В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал. Сырмал - это демисезонное стеганое пальто, сверху покрытое шелком, с яркой цветной подкладкой, набитое ватой, отделанное по обшлагам рукавов, подолу и бортам бархатом. По длине сырмал был короче рубахи. Подпоясывают сырмал кушаком. (Приложение 3)

В связи с тем, что у телеутов был обычай, запрещающий замужней женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играл важную роль. Шапка является праздничным головным убором. Шапку кроили из четырех клиньев, украшали золотым и серебряным галуном, который пришивали на швы, спереди и сзади пришивался галун в виде буквы «П». Нижний край шапки обшивался мехом выдры, и даже соболя. (Приложение 8) Внутри шапка обшивается мехом молодого ягненка. Верх шапки при надевании заламывали направо. Ещё один вид праздничных шапок – тагайа - имела округлую форму, основа была матерчатой, стеженой, расшивалась золотой нитью. Отворот обшивался бархатом. На макушке располагалась кисть красного или голубого цветов. Красный обозначает солнце, голубой - небо. Такой вид шапок относится к 19 веку.

Платок – повседневный и праздничный головной убор телеуток. Особенно ценятся большие шерстяные платки. Повязывали платок по-разному. Сначала его складывали пополам по диагонали, один угол запускали на спину, два других завязывали узлом на затылке, либо перебрасывали на лоб и свивали жгутом. (Приложение 9)

Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой. Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого. (Приложение 7)

Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым украшением были серьги и украшения для волос – мелкие косички, украшенные ракушками. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца, монеты. В женском костюме накосные украшения – важный элемент.

В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный костюм полностью вышел из применения. Мужчины – телеуты стали одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная одежда у молодежи. Все это вселяет надежду на то, что телеутская одежда не скоро исчезнет.

  1. 2. Шорский национальный костюм

Шорцы - это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.

Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеутов. Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Одежда изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Женская одежда обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи-платья (кунек), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.

Платье-рубаха могла быть различных цветов, чаще всего синего или чёрного. Для её изготовления использовали ситец, бязь, сатин. Подпоясывалось оно кушаком (кур) с подвязанными к нему ключами от амбаров и ящиков. В холодное время этот вид одежды одевался под халат, а летом составлял единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX века, с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить платьем. Платье чаще всего было длинным, до пят и застёгивалось на груди на мелкие пуговицы. Полы платья были обшиты лентами из чёрной материи. Платье шилось с использованием в крое клиньев. (Приложение 10) Поверх платья надевался фартук. У шорских платьев прослеживается пять типов, выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска, Омска, Кемерова, Новокузнецка.

1 тип. Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась, с косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола.

2 тип. К началу XX века, с проникновением в шорский быт городской культуры появляются платья приталенного силуэта, отложные воротники, оборки, рюши.

3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев, проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных тканей полностью повторяют покрой телеутских.

4 тип. Этнокультурные контакты с хакасами способствовали появлению шорских мужских и женских рубах с наплечниками, хакасского покроя.

5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного покроя появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в верхней части и у манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой оборкой украшается широкой лентой.

Женские штаны практически ничем не отличались от мужских, они были лишь немного короче. Их покрой был сходен с покроем штанов других тюркских племён монгольских народов Сибири.

Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев. Халат имел туникообразный покрой, в бока вшивались косые клинья, рукав был широкий, зауженный к кистям рук. Женский халат иногда оживлялся вышивкой более обильно, чем мужской. Он обшивался по подолу и обшлагам рукавов простейшим прямолинейным или криволинейным орнаментом. Халат не имел подклада. (Приложение 11) Он, как и платье имел кур. Запах халата был левосторонним. Иногда на уровне груди к полкам пришивались разноцветные куски материи и пуговицы. Женскую одежду украшали вышивками из узких полосок ткани по обшлагам, подолу и левой поле, которая при надевании халата покрывала правую. Нашивки делали в виде прямых и зигзагообразных полосок. Ворот иногда плотно обшивали рядами раковин каури. Платья и халаты украшались различными воротниками, некоторые из которых напоминают воротники телеутских платьев. Воротник - мойдрак, чага или чола является главным и единственным украшением шабыря. Он представляет собой полоску чёрного сукна или плиса, воротник стоячий, спускается на грудь. Воротники расшивались гарусом или шерстью двух-трёх цветов преимущественно красного и жёлтого цвета. Украшались они перламутровыми пуговицами или ромбами из бисера или бересты.

Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Они были как покупными, так и самодельными - из домашнего холста, из кожи или бересты. Головные уборы представлены шапками двух видов, шалями и платками. Сейчас известно два вида шапок. (Приложение 12,15)Первый тип из чёрного сатина с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани трапециевидной формы, расширенный кверху, а передняя часть выдвинута нависающе вперед. Низ и верх околыша украшены полосками цветного ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые ленты пуус. Вторая шапка с тульёй округлой формы, меховая снаружи обшита бархатом зелёного цвета. По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские женщины повязывали голову платком (плат), сложенный пополам на угол, с концами, завязанными на затылке. Платок был чаще красного и жёлтого цвета.

Обувью шорцев служили ботинки или тапочки (чарык). Так же использовались кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. (Приложение 15) Вместо портянок ноги обёртывали мягкой травой осокой. Вначале XX в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства.

Зимняя одежда шорок состоит из овчинных полушубков, кафтанов или шуб (тон) или чынча. Женские пояса выглядели точно так же, как мужские.

Женский костюм оживлялся самодельными или покупными украшениями - ушными, накосными, шейными, налобными, а также кольцами и перстнями. Материалом служили бисер, раковины каури, медная проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, серебряные монеты, конский волос и т.п.

Ушные украшения. Среди них, в первую очередь, выделяются серьги, с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных. Кроме того, встречались подвески из сплетенных в тонкие шнурки шерстяных нитей, с кисточками, бисером и пуговицами на концах.

Шорские женщины заплетали волосы в две косы, концы которых соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавших цепочкой ниже талии. В косы также вплетались приплетки, изготовленные из конского волоса и унизанные раковинами каури, бусинами, маленькими медными колокольчиками. На шею надевали несколько нитей бус. (Приложение 17)

Особенности традиционной одежды шорцев объясняются их образом жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводством, примитивным земледелием и относительно низким уровнем социально-экономического развития.

С XX века начался активный процесс заимствования от русских верхней одежды, головных уборов и нижнего белья, которое стали носить под влиянием городской культуры. (Приложение 16) Традиционный костюм в настоящее время практически нигде не сохранился. Только сапоги одук из кожи собственной выделки продолжают носить мужчины – охотники в таежных поселках. В повседневном же быту они уступили место фабричной обуви: валенкам, сапогам, ботинкам и др.

Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОСТЮМОВ ШОРЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому мы видим одинаковые элементы одежды, кроя, похожие платья и халаты.

При тщательном анализе мы обнаружили сходство:

Использование в крое платья клиньев;

Туникообразный крой платья;

Наличие воротников;

Украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером.

И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы (тон). Очень сходными были украшения и обувь.

Но в тоже время мы увидели и отличия: в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Свои наблюдения мы оформили в виде таблицы.

Таблица 1

Сравнение костюмов

Название одежды

у телеутов

у шорцев

Платье

Платье – рубаха (кунек)

Манишка (тошток)

Фартук (шабур)

Накидка (чиймек)

Рубаха

Штаны (чампар)

Штаны (штан)

Кафтан (телен)

Кафтан

Шелковые халаты (очкор)

Халат холщевый

Пальто (сырмал)

Шуба (тон)

Шуба (тон, чынча)

Полушубок

Шапка (тагайа)

Шапка

Платок

Платок, шаль

Сапоги (чарык)

Ботинки, сапоги (чарык)

Кушак

Кушак (кур)

Украшения

Украшения

Заключение

Целью моей работы было изучение национальной одежды коренных жителей Кузбасса.

Задачи:

  1. Собрать информацию о народном костюме шорцев и телеутов.
  2. Выявить различия костюмов шорского и телеутского.
  3. Создать альбом «Одежда коренных жителей Кузбасса».

Передо мной возникло много трудностей. И первая заключалась в том, что в городе или совсем отсутствует или очень мало литературы для изучения народных костюмов телеутов и шорцев. Поэтому основной материал мы брали из интернета. Однако и собранный материал позволяет сделать следующие выводы.

Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти народы на протяжении многих веков жили в тесном общении, поэтому естественным является заимствование элементов одежды, кроя и т.д.. При тщательном анализе можно обнаружить сходство, например: использование в крое платья клиньев, туникообразной выкройки, наличие воротников, украшение платьев ромбами из бересты, перламутровыми пуговицами, бисером. И те и другие носили платки и шапки, которые различались только по цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили шубы. Очень сходными были украшения и обувь.

Одежда телеутов, по сравнению с одеждой шорцев, отличалась большой изысканностью. Она была и остается очень красивой и более разнообразной. Но также мы увидели, что в женской национальной одежде телеуток нет ни фартука, ни головного убора - шали, и шапки отличались от шорских.

Мужской национальный костюм шорцев и телеутов полностью вышел из применения. В то же время национальные особенности женской одежды телеуток в значительной степени сохранились, потому что национальная одежда и ее элементы - это своеобразная летопись исторического развития и художественного творчества народа. Каждый из народов сумел сохранить свою индивидуальность и оригинальность.

Список используемых источников

  1. Кацюба Д.В. История Кузбасса. Учебное пособие. - Кемеровское кн. изд – во, 1983.- 9-16 с.

    Шорку Таяну ТОРЧАКОВУ (сценическое имя) из Междуреченска с детства интересовала культура и традиции своего народа. Поэтому она и поступила в педагогическую академию на кафедру шорского языка в Новокузнецке. Исследуя родную культуру, девушка увлеклась изучением национального костюма. Это так её затянуло, что она решила связать свою жизнь с созданием шорских нарядов. Таяна сама выступала как модель, а в 2006 г. организовала свой театр национальной моды «Алас». В него с удовольствием ходят шорские девочки, которых Таяна учит демонстрировать наряды и показывать самобытную шорскую культуру на праздниках и конкурсах.

    Создавать костюмы Таяна начала с женских нарядов. А первое платье девушке приснилось. Во сне Таяна стояла и пела прямо на вершине горы Айган (священная родовая гора). На девушке был сказочно красивый костюм. Проснулась Таяна одухотворённая, с осознанием, что будет творить и прославлять свой народ. Творчество началось с того самого женского платья, а сегодня в её коллекции и мужская, и детская одежда. Её платья уже побывали на конкурсах в Москве, Турции, Норвегии и Америке. Кстати, на счету дизайнера уже не одна заслуга. В 2013 г. Таяна привезла из Москвы сразу два гран-при, в этом году на конкурсе этномоды «Полярный стиль» женщина заняла второе место в номинации «За инновации в пошиве современной этнической одежды».

    «На самом деле очень сложно показать на сцене и уж тем более создать национальный костюм, ведь нужно передать дух и культуру народа. Шорский народ не был богатым, поэтому костюмы шорцев отличались простотой. Но я часто заимствую идеи из эпоса, добавляю «красок», чтобы ярче выразить художественные образы и настроение», - говорит Таяна.

    Каждый дизайнерский наряд уникален. Фото: Из личного архива

    Правда, как признаётся дизайнер, часто каждый свой костюм приходится буквально отстаивать, ведь не всегда старшее поколение готово принять новую трактовку национальной одежды. «Новая мода, авторское видение традиционной одежды для нашего народа ещё в новинку, не все могут это принять. И это понятно. Особенно тяжело было в первое время, когда театр только начинал свою работу. Тогда практически все мои костюмы подвергались жёсткой критике. Но дизайнер должен идти в ногу со временем, следить за модой. Тем более есть определённые требования для конкурсов, которые тоже нужно соблюдать. Поэтому трансформация традиционной одежды неизбежна. Я, например, часто играю с цветами, с кроем, с национальным орнаментом. Сейчас ругать стали меньше. Думаю, повлияли мои заслуги, ведь нашу одежду высоко оценивают на областных, российских и даже международных конкурсах», - рассказывает Таяна. Кстати, сама женщина часто и в повседневной жизни носит свою «осовремененную» национальную одежду.

    Костюм для молодёжи

    Светлана АЧОЛОВА, хореограф из Новокузнецка , руководит театром этнической моды и танца «Элерган», о создании которого задумалась ещё в 2014 г. До этого времени девушка руководила танцевальным ансамблем. «Я поняла, что у нас, шорцев, много хороших музыкальных и танцевальных коллективов, талантливых писателей и поэтов, поэтому о творчестве нашего народа все знают. И это здорово! Но мало кто знает о нашей национальной одежде. Так у меня и у нашего дизайнера Сергея Кискорова родилась идея создать этнотеатр», - рассказывает Светлана.

    Кстати, название для театра выбрано неслучайно. «Элерган» в переводе с шорского - «гора, растущая вверх». Это как бы говорит о том, что театр - это ещё один шаг к созданию новой моды, к продвижению национальной идеи. Необычность этого театра в том, что здесь совмещены танцы и народные костюмы. Модели (прежде всего это шорские студентки) национальными танцами представляют национальные наряды. Но танец всегда рождается уже после рождения костюма. «Невозможно придумать танец до того, как мы увидим платья. Ведь каждое из них уникально, поэтому и представление для него нужно своё. Например, сейчас Сергей работает над новой коллекцией, которая будет основана на легендах и сказаниях. Только после того, как коллекция будет готова, мы сможем сделать номер. Его «продиктует» настроение одежды», - говорит Светлана.

    Кстати, «Элерган» - ещё совсем молодой театр. Дебют его состоялся в феврале этого года на фестивале «Звуки Шории». Коллекция театра тогда заняла первое место. «Мы стараемся придерживаться традиций. Например, используем традиционный орнамент, обязательные элементы - головной убор, пояс. Сохраняем цветовую гамму, соблюдаем её символику. Например, белый цвет символизирует чистоту, синий - здоровье и добрые помыслы. Но, конечно, добавляем и современные мотивы. Например, в свадебное платье Сергей добавил пышности и венчиков, в вечернее платье - шлейф для грациозности. Платья наши обычно бывают в пол, хотя в повседневной жизни шорки такие наряды, конечно, не носили. Это было неудобно. Часто у жюри бывают к нам вопросы о «нововведениях». Но мы всегда говорим, что мы - молодое поколение, нам нужна новая мода», - уверена Светлана.

    Придём к национальной моде

    Виктория Агафонова

    Виктория АГАФОНОВА, член Союза дизайнеров России, директор кемеровской компании «Камена», хоть и не шорка по национальности, но тоже увлечена национальной шорской одеждой. В этом году совместно с региональной общественной организацией «Шорская национально-культурная автономия Кемеровской области» она разработала модель национального женского костюма. «Ко мне обратилась представитель организации Анна Тунекова и попросила сшить ей костюм для участия в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера. Мастера и художники России-2016».

    Времени для творчества у меня было много. Анна меня не торопила, за что я ей благодарна. Мы обсуждали с ней каждый элемент. В итоге получился прекрасный наряд, который высоко оценили в Москве. Правда, в самом конкурсе поучаствовать не удалось, потому что она вошла в состав жюри», - рассказывает Виктория.

    «Шорианка» - сплетение традиций и современности. Фото: Из личного архива

    Название для нового наряда придумали сразу: «Шорианка». Это платье в пол из красной полушерстяной ткани, длинные рукава оторочены мехом сибирского соболя. Виктория вручную расписала платье красками золотого цвета и оформила чёрными и золотыми стразами. Рисунок для оформления дизайнер выбрала по мотивам татуировок Укокской принцессы. Серьги, браслеты, нашейные и налобные украшения сделаны из бисера. Теперь в планах у Виктории Агафоновой - создать целую коллекцию национальных шорских нарядов. «Конечно, традиционная национальная одежда сегодня меняется. Но это, на мой взгляд, не страшно, ведь есть современность, в которой живём мы, в которой растут наши дети. Было бы странно, если бы они одевались так, как одевались их предки несколько веков назад. Наоборот, даже хорошо, что этническая мода не стоит на месте, ведь только в развитии она будет жить. Уверена, что совсем скоро мы придём к тому, что не только шорки или телеутки, но даже и русские девушки будут повседневно носить одежду в этностиле. Кстати, уже сегодня он набирает обороты», - уверена дизайнер.

    Медиаресурс «Виртуальный исследовательский институт культуры коренных малочисленных народов Сибирского федерального округа» создан в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы)» при поддержке Министерства культуры РФ (государственный контракт 6269-01-41/14-14 от19.12.2014 г. )

    Рис.1. Женский шорский костюм. Из фондов Музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета.

    Рис.2. Модели национальной шорской одежды (фото предоставлено О.А. Соловьяновой).

    В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холоди тело.

    Мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи, штанов и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов. Обувью служили кожаные сапоги с длинными голенищами. Женщины носили платки, мужчины – шапки. Характерной особенностью шорского женского платья было наличие аппликаций – двух полосок контрастной ткани, которые пришиваются поперёк платья в разных местах.

    Особое внимание обращается на материал, который определял предназначение зимней и летней одежды. Если повседневная одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ.

    Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.

    Рис.3. Современная стилизация шорского национального женского костюма (фото И.А. Сечиной).

    Рис.4. Кожаные сапоги. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

    Женский традиционный костюм состоял из бязевой рубахи синего цвета «кунек» длиною до пят, застёгивающейся на груди мелкими пуговицами. Полы были обшиты лентами из чёрной ткани. Бязевые синие штаны «штан» не имели разреза. Грудь плисового с подкладом халата «пантек» украшали двумя рядами раковин каури «чаланабаш» или вышивали геометрическим узором из цветных ниток. Отмечают преобладание синего и чёного цветов в одежде. На ногах были кожаные галоши «чарык» или сапоги «удук».

    Традиционный фасон – спереди и сзади на кокетке; рукава – длинные; под мышкой вставляют четырёхугольник из той же или другой ткани; на спине под кокеткой делают крупные складки. Воротник обычно простой, как у рубашки. Ворот застёгивается на пуговицы. Манжеты на рукавах часто украшают узором, подол окантовывают тканью. Поверх платья надевают халат, сшитый из хлопчатобумажной ткани и богато орнаментированный аппликацией из другого материала.

    Одним из наиболее орнаментируемых изделий является женская распашная одежда саки, халаты. У шорцев лёгкая верхняя одежда представлена коротким халатом кендырь, именуемым так по названию растения, из волокон которого делали ткань. Его покрой разрез прямой, полы сходящиеся, спинка и полочки из одного или двух перекинутых прямых полотнищ, в боках вшиты косые клинья. Халат этот шьётся без подкладки, длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании левой полой наверх, но носятся и нараспашку. Ворот, а иногда и обшлага его обшиты какой-либо материей с весьма простой вышивкой шерстяными нитками.

    Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим мужским родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Обычно голову повязывали платком, складывая его треугольником: один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом. Другой способ: концы платка не завязываются сзади, а перебрасываются на лоб, где свиваются жгутом. Платок обычно ситцевый с узором размером 80х90 см или 65х86 см. В узоре платков преобладали красный и жёлтый цвета. В праздничные дни надевают старинную шапку порук, отороченную мехом соболя.

    Рис. 5. Халат охотника. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

    Рис.6. Отделка женского платья. Из фондов музея Детского этнографического объединения «Тазыхан» (г. Новокузнецк).

    Мужская одежда , так же как и женская, состояла из рубахи (кунёк), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. На плечах нашивались полоски материи синего или зелёного цвета.

    Мужская рубашка шьётся из той же хлопчатобумажной ткани, что и женские платья и халаты, по кокетке украшается мелким узором или полосками другой ткани, по подолу пропускается орнамент аппликацией по ткани. В целом утвердилась традиция дополнения аппликации всевозможными украшениями. Среди них такие, как бисер, разноцветные бусы, пуговицы различной формы и размера, монеты, кусочки меха и другие. Головные уборы мужчин разнообразны: картузы из ткани, кожи или бересты; круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, на макушке собранной в сборки, иногда вышитой; охотники носили подобие капора с завязками; зимой – меховые шапки. Обязательным элементом мужской одежды являлся кисет «нанчик».

    Зимой надевали несколько халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоясывая длинным поясом кур, который ткали на самодельном станке из шерсти нескольких цветов.

    Южные шорцы делали одежду из кендыря (домотканый холст из волокон конопли или крапивы), северные – чаще из покупных тканей, зажиточные носили покупную одежду, зимой – овчинные шубы мехом внутрь, крытые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков – из кендыря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат».

    Особой праздничной, ритуальной одежды у обычных людей не было, а вот костюм шамана отличался рядом деталей.

    Костюм шорского шамана. В конце 19-начале 20 вв. шаманки камлали в обычной одежде. Мужчины-шаманы камлали в летнем халате, кафтане из чёрной материи, который опоясывали зелёной или синей опояской (опояска белого цвета не разрешалась!). Голову повязывали: мужчины – белым или красным платком, женщины – платком, концами спереди на лбу. Иногда вместо платка была шапка из шкурки филина с крыльями или матерчатая шапка в виде колпака с нашитыми на макушку перьями филина. В более поздние времена шаманы одевали во время камлания специально выполненные костюмы, которые обильно украшались шаманскими атрибутами: колокольчиками, жгутами, перьями птиц. На шаманских костюмах встречались различные виды подвесок и накладок:

    • плоские металлические подвески прямоугольной формы, овалы и кольца;
    • бубенцы, колокольцы;
    • раковины каури или медные пуговицы, которые прочно прикреплялись или подвешивались к одежде.

    Эти гремящие и звенящие элементы призваны были отпугивать злых духов.

    На шаманской одежде располагались узелки или шишечки, которые делались из кручёной верёвки, шнура или золотой нити и соединялись прямыми нитями из того же материала. С левого плеча до земли свешивается большой чёрный жгут, на верхнем конце которого изображена голова и белая пасть (как змея); 4 ноги и раздвоенный хвост. Это символ чудовища из подземного мира. С правого плеча до земли свешивается большой зелёный жгут – символ помощника. На жгуте изображается: вверху – голова с перьями совы, медный глаз; внизу – ноги и хвост из красного материала. На плече пришивали два пучка перьев беркута, на них будто шаман летел на «седьмое небо». На спине ниже ворота пришиваются 9 кукол с перьями филина, ниже – колокольчики (60-90 штук) и железные кольца с подвесками. На спине также висели 9 связок жгутов до земли. Впереди по линии груди и по талии пришиваются по 9 жгутиков.

    .

    Ширина блока px

    Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

    Одежда коренных жителей Кузбасса

    Введение…………………………………………………………………………3

    Глава I Одежда коренных жителей Кузбасса

    1.1. Телеутский национальный костюм.. …………………………….5

    1.2. Шорский национальный костюм……………………………….8

    Глава II Сравнительный анализ национальных костюмов шорцев и

    телеутов………………………………………………………………………..12

    Заключение………………………………………………………………........14

    Литература…………………………………………………………………….16

    Приложения…………………………………………………………………….

    Введение

    В 2013 году Кузбассу исполнилось 70 ле тс момента образования.Нам

    больше заинтересовал рассказ окоренных жителяхКемеровской области.

    Оказывается, они живутрядомс нами, а мытакмало знаем об их культуре,

    творчестве. Ядолго думала над темой и выбрала «Одежда коренных

    жителей Кузбасса». Мне интересна именно эта тема, потому что хочу узнать

    о том, каким был народный костюму телеутов в древности, сравнить его с

    шорским национальным костюмом. Возможно, в их национальной одежде

    было много общего, а, возможно, что у каждого народа был свой

    неповторимый и непохожий ни на какой другой костюм.

    И тогда ярешила выяснить, как выглядела одежда этих народов.

    Изучение национальной одеждыкоренных жителей Кузбасса.

    1.Собрать информациюо народном костюме шорцев и телеутов.

    2.Выявить различия костюмов шорского и телеутского.

    3.Создать альбом «Одежда коренных жителей Кузбасса».

    В ходе работы были использованы следующие методы:

    - анализ источников информации;

    Сравнение;

    - обобщение полученных данных.

    Каждая национальная группа России, какой бы малочисленной она не

    была, имеет право на существование и развитие своих традиций, языка,

    обрядности, обычаев и других элементов культуры. Духовная культура

    народа, быт способствуют сохранению его самобытности и уникальности.

    развития и художественного творчества народа. Являясь одним из элементов

    материальной культуры, она всегда отражала не только этническую

    принадлежность и географическую среду, но и уровень экономического

    развития, социальное и имущественное положение, религиозную

    принадлежность.

    Глава 1.ОДЕЖДА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ КУЗБАССА

    1.1.Телеутский национальный костюм

    тюрков. В настоящее время телеуты живутв Беловском и Новокузнецком

    процветающих тюркских родов «теле». Их кочевья простирались от Алтая до

    Барабинских степей. Они первыми из коренных народов нашего края

    добровольно приняли русское подданство.

    Одежда телеутов отличалась своейизысканностью. Она делилась на

    мужскую и женскую, хотя некоторые её виды использовались независимо от

    пола человека. Также одежда делилась на осенне - зимнюю и весенне -

    летнюю, повседневную и праздничную. Одежда телеутоквсегда отличалась

    своей красотой.

    Основой повседневной и праздничной одежды было длинное платье

    туникообразного покроя со стоячим расшитым воротом и лёгкий

    приталенный халат с плетёным вручную поясом. Пояс изготавливался из

    разноцветных ниток. Два раза обмотав кушаком вокруг тела, завязывают его

    слева двумя узлами и переворачивают их вовнутрь. Концы пояса висят

    спереди, один длиннее другого. На концах кушака красивые кисти.

    Женщины носили пояс всегда, так как платья носили длинные и широкие.

    (Приложение 6)

    Платья шили с подкладкой на плечиках, которая сзади покрывала

    лопатки, а спереди доходила до груди. Под мышками вшивалась ластовица -

    кусок материала другого цвета, имеющая форму ромба. Подол с внутренней

    стороны также подшивали материалом другого цвета шириной 4- 5 см. Рукава

    от проймы к обшлагам сужались. Обшлага изнутри подшивали, обычно

    таким же, что и ластовица материалом.(Приложение 1)

    Важным украшениемженского платья являлся воротник, который имел

    форму стоечки. Отложных воротников не было. Чтобы он стоял, вовнутрь

    вставляли по его размеру распаренную в горячей воде бересту. Она не гниёт,

    не рвётся при стирке и позволяет поддерживать форму. Воротники шились

    вручную из однотонного сукна чаще красного, зелёного, или синего цветов.

    Ни чёрного, ни белого воротников не было. Вдоль воротника от каждого края

    по центру на сукно пришиваются избересты квадратики. На праздничном

    или свадебном платье эти квадратики обшиваются «золотыми» или

    «серебряными» нитками или мулине. Квадратики располагаются на

    воротнике углом вниз, напоминают ромб. Их количество на воротнике

    нечётное число. (Приложение 5)

    Свадебное платье телеутской невесты особенно красиво. Оно украшено

    тоштоком –манишкой из красного сукна. По обе стороны разреза сверху

    вниз расположены прямоугольники из бересты. Их число непарное 9 или 11.

    Как и на воротнике, они обшиваются «золотыми» или «серебряными»

    нитками. Из каждого прямоугольника правой стороны выходит воздушная

    петелька из шнурочка черного цвета для застегивания. На левой стороне

    каждого прямоугольника пришивается пуговица. Чтобы манишка не мялась и

    постоянно имела форму, вовнутрь вставляется по размеру проваренная

    береста. Подкладка пришивается изцветного ситца. Тошток хранили

    отдельно от платья, перед тем как надевать платье, тошток прикрепляли к

    вороту несколькими стежками. Праздничные платья телеуток шились из

    очень красивых ярких тканей: атласа, шерсти, парчи, трикотажа с люрексом,

    китайскогошёлка. Повседневные платья шили чаще всего из ситца, бумазеи.

    Все виды тканей, использованные телеутами во второй половине 19 в. -

    начале 20 в., были покупными.

    Поверх платья одевалась чиймек - из бархата или сукна синего

    цвета, лёгкая накидка из шёлка или переливающейся красками тафты с

    воротником шалью, отделанный галуном под золото или серебро, вышитым

    золотой или серебряной нитью, с богатыми парчовыми или шёлковыми

    кистями, кроме белого и черного. В том месте, где они крепятся, чиймек

    застегивается на ажурную пуговицу. Воротник чиймека имел яркую

    расцветку. Он мог быть тканым, матерчатым с вышитым и вытканным

    орнаментом в виде разноцветных полосок, либо с нашитыми полосками

    парчи или золотой нити. Чтобы было видно подол платья, его, как и телен,

    делали на 30 см короче.(Приложение 2)

    Нижняя одежда состояла из рубахи и штанов, которые одевались под

    платье. Рубаха имела свободный покрой, спереди была открыта, а по краям

    обсажена пуговицами и петлями. Штаны - чампар шили из ситца или льна.

    Покрой их был сходен с покроем мужских штанов. Отличием являлось то,

    что штанины делались очень короткими, они не превышали в длину 40 см.

    лёгкая верхняя одежда телеуток, представляет собой короткий кафтан,

    скроенный в талию, с невысоким воротником. Шьют телен из шерстяной

    ткани или сатина чёрного, синего цветов, ещё используют бостон,

    обшивается телен бархатом.

    Ещё один вид верхней одежды – очкор - шелковый халат с

    подкладом. Длина халата - до щиколоток, застегивается на 1 пуговицу.

    Носили халат замужние женщины, поверх шубы.

    Тёплая верхняя одежда была разнообразна. В 1940- х годахочень

    редко встречается теплая стеганая безрукавка «купайка», к настоящему

    времени она почти повсеместно забыта. Её носили девушки и молодые

    женщины. Шили купайку из красного ситца на хлопчатобумажной

    подкладке. Носили её, запахивая левую полу, застёгивая по середине на 1

    пуговицу.

    зимняя одежда из овчины, соболя, красной лисы, белки, сверху покрытая

    бостоном и отделанная по подолу, рукавам, бортам мехом выдры. У телеутов

    мех выдры считался ценным и самым носким мехом, застёгивался на 1

    пуговицу. (Приложение 4)

    В прохладную погоду женщины и мужчины носили сырмал. Сырмал

    цветной подкладкой, набитое ватой, отделанное по обшлагам рукавов,

    подолу и бортам бархатом. По длине сырмал был короче рубахи.

    Подпоясывают сырмал кушаком.(Приложение 3)

    В связи с тем, что у телеутов был обычай, запрещающий замужней

    женщине появляться с непокрытой головой перед свекром и старшими

    братьями мужа даже дома, головной убор в ее жизни играл важную роль.

    Шапка является праздничным головным убором. Шапку кроили из четырех

    клиньев, украшали золотым и серебряным галуном, который пришивали на

    швы, спереди и сзади пришивался галун в виде буквы «П». Нижний край

    шапки обшивался мехом выдры, и даже соболя. (Приложение 8) Внутри

    шапка обшивается мехом молодого ягненка. Верх шапки при надевании

    заламывали направо. Ещё один вид праздничных шапок –тагайа - имела

    округлую форму, основа была матерчатой, стеженой, расшивалась золотой

    нитью. Отворот обшивался бархатом. На макушке располагалась кисть

    красного или голубого цветов. Красный обозначает солнце, голубой - небо.

    Такой вид шапок относится к 19 веку.

    Платок – повседневный и праздничный головной убор телеуток.

    Особенно ценятся большие шерстяные платки. Повязывали платок по-

    разному. Сначала его складывали пополам по диагонали, один угол

    запускали на спину, два других завязывали узлом на затылке, либо

    перебрасывали на лоб и свивали жгутом. (Приложение 9)

    Из обуви телеутские модницы носили кожаную обувь (чарык) на

    мягкой подошве, со стелькой, без каблуков. Обувь украшалась вышивкой.

    Верх обуви был тёмного цвета, подошва - светлого.(Приложение 7)

    Телеутские женщины любили украшения. Самым распространённым

    украшением были серьги и украшения для волос – мелкие косички,

    украшенные ракушками. В косы вплетались ленты, ракушки, кольца,

    монеты. В женском костюме накосные украшения –важный элемент.

    В течение двух столетий контактов телеутов с русскими произошли

    большие изменения в их жилищах, одежде, быте. Мужской национальный

    костюм полностью вышел из применения. Мужчины – телеуты стали

    одеваться так же, как и русские. Высокие сапоги, синие или белые, льняные

    штаны на шнурке у живота, белые или пестрые рубахи из домотканого

    полотна до колен, шубы из овчины или кафтаны русского покроя. Шапки

    носили островерхие. В отличие от мужской одежды, традиционная женская

    одежда сохранилась у телеуток среднего и старшего возраста и как свадебная

    скоро исчезнет.

    1. 2. Шорский национальный костюм

    от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые

    охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их

    умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и

    другие предметы. От них и пошло название нашего края Кузнецкая

    земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной

    Шории.

    Одежда шорцев отличалась меньшей изысканностью, чем у телеутов.

    Служил материалом в основном кендырный холст, который женщины ткали

    из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Одежда

    изготавливалась вручную в основном из покупных материалов. Женская

    одежда обильно украшалась вышивкой. Особой ритуальной или праздничной

    одежды не было. Традиционная одежда шорцев состояла из рубахи- платья

    (кунек), штанов (штан), фартука (шабур), головных уборов и обуви.

    Платье- рубаха могла быть различных цветов, чаще всего синего или

    чёрного. Для её изготовления использовали ситец, бязь, сатин.

    Подпоясывалось оно кушаком (кур) с подвязанными к нему ключами от

    летом составлял единственную одежду. В конце XIX - первой половине XX

    века, с появлением покупного нижнего белья, такая рубаха стала служить

    платьем. Платье чаще всего было длинным, до пят и застёгивалось на груди

    на мелкие пуговицы. Полы платья были обшиты лентами из чёрной материи.

    Платье шилось с использованием в крое клиньев. (Приложение 10) Поверх

    платья надевался фартук. Ушорских платьев прослеживается пять типов,

    выявленных на основе музейных коллекций городов Таштагола, Томска,

    Омска, Кемерова,Новокузнецка.

    1 тип. Традиционная шорская рубаха, длиною до пят, шилась, с

    косыми боковыми клиньями от проймы рукава до подола.

    2 тип. К началу XX века, с проникновением в шорский быт городской

    культуры появляются платья приталенного силуэта, отложные воротники,

    оборки, рюши.

    3 тип. Культура телеутов оказала влияние на одежду шорцев,

    проживающих вблизи Кузнецка. Так, шорские женские рубахи из покупных

    тканей полностью повторяют покрой телеутских.

    4 тип. Этнокультурные контакты с хакасами способствовали

    появлению шорских мужских и женских рубах с наплечниками, хакасского

    5 тип. Под влиянием русского старожильческого населения и

    переселенцев из северных губерний России в рубахах традиционного покроя

    появляются элементы, характерные для одежды северорусского типа. Рукав в

    верхней части и у манжет собирается в мелкие складки. Подол над широкой

    оборкой украшается широкой лентой.

    Женские штаны практически ничем не отличались от мужских, они

    были лишь немного короче. Их покрой был сходен с покроем штанов других

    тюркских племён монгольских народов Сибири.

    Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым

    халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев.

    Халат имел туникообразный покрой, в бока вшивались косые клинья, рукав

    был широкий, зауженный к кистям рук. Женский халат иногда оживлялся

    вышивкой более обильно, чем мужской. Он обшивался по подолу и

    обшлагам рукавов простейшим прямолинейным или криволинейным

    орнаментом. Халат не имел подклада.(Приложение 11)Он, как и платье

    имел кур. Запах халата был левосторонним. Иногда на уровне груди к полкам

    пришивались разноцветные куски материи и пуговицы. Женскую одежду

    украшали вышивками из узких полосок ткани по обшлагам, подолу и левой

    поле, которая при надевании халата покрывала правую. Нашивки делали в

    виде прямых и зигзагообразных полосок. Ворот иногда плотно обшивали

    рядами раковин каури. Платья и халаты украшались различными

    воротниками, некоторые из которых напоминают воротники телеутских

    платьев. Воротник - мойдрак, чага или чола является главным и

    единственным украшением шабыря. Он представляет собой полоску чёрного

    сукна или плиса, воротник стоячий, спускается на грудь. Воротники

    расшивались гарусом или шерстью двух- трёх цветов преимущественно

    красного и жёлтого цвета. Украшались они перламутровыми пуговицами или

    ромбами из бисера или бересты.

    Головные уборы шорцев, в основном, заимствованы у русских. Они

    были как покупными, так и самодельными - из домашнего холста, из кожи

    или бересты. Головные уборы представлены шапками двух видов, шалями и

    платками. Сейчас известно два вида шапок. (Приложение 12,15)Первый тип

    из чёрного сатина с плоским верхом. Околыш из одного куска ткани

    трапециевидной формы, расширенный кверху, а передняя часть выдвинута

    нависающе вперед. Низ и верх околыша украшены полосками цветного

    ситца. Сзади снизу околыша пришиты ситцевые ленты пуус. Вторая шапка с

    тульёй округлой формы, меховая снаружи обшита бархатом зелёного цвета.

    По краю нашита полоска из домотканого холста. В начале 20 века шорские

    женщины по вязыва ли го лову платком (плат), сложенный пополам на угол, с

    концами, завязанн ыми на затылке. Платок был чаще красного и жёлтого

    цвета.

    12

    Обувью шорц ев служили ботинки или тапочки (чарык). Так же

    использовались кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами ,

    которые бедняки делали из кендыря. (Приложение 15) Вмес то портянок ноги

    обёрт ывали мягкой трав ой осокой. В начале XX в. шорские м одницы

    перешли на п окупную обу вь фабричного произво дства.

    Зимняя одежда шорок состоит из овчинных полушу бков, кафтанов или

    шуб (тон) или чы нча. Женские пояса в ыглядели точ но так же, как му жские.

    Женский костюм оживлялся самодельными или по купными

    украшениями - ушными, нако сными, ше йными, нал обными, а также

    кольцами и перстнями. Материалом слу жили бисер, раковины каури, медная

    проволока, шерстяные и шелковые нитки, пуговицы, сере бряные монеты,

    конский волос и т.п.

    Ушные украшени я. Ср еди них, в первую очередь, выделяются серьги,

    с подвесками из нитей бисера, раковин каури и серебряных. Кроме того,

    встречались подвески из сплетен ных в тонкие шну рки шерстяных нитей, с

    кисточками, бисером и пуговицами на к онцах.

    Шорские женщи ны заплетали во лосы в две косы, концы которых

    соединялись несколькими рядами бус, свободно свисавши х цепочкой ниже

    талии. В косы также вплетались приплетки, изготовленные из конского

    волоса и униза нные раковина ми кау ри, бусинам и, маленькими медными

    колокольчиками. На шею надевали н есколько нитей бу с. (Приложение 17)

    Особенности традицион ной одежды шорцев объясняются их образом

    жизни, связанным с охотой, оседлым скотоводств ом, примитивным

    земледелием и относительно низким у ровнем с оциально- экономич еского

    развития.

    С XX века начался акти вный процесс заимствования от русских верхней

    одежды, головных уборов и нижнего б елья, которое стали носить под

    влиянием городск ой культуры. (Приложение 16) Традиционный костюм в

    настоящее время практическ и нигде не со хранился. Только сапоги одук из

    кожи собственной выделки продолжают носить мужчины охотники в

    13

    таежных поселках. В повседневном же б ыту они уступили место фабричной

    обуви: валенкам, сапогам, ботинка м и др.

    Глава 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНА ЛИЗ НАЦИОНАЛЬНЫХ

    КОСТЮМОВ ШО РЦЕВ И ТЕЛЕУТОВ

    Историческими предками и шорцев и телеутов являются тюрки. Эти

    народы на протяжении многих веков жили в тесном общени и, поэтому мы

    видим одинаков ые элемент ы одежды, кроя, по хожие платья и халаты.

    При тщатель ном анализе мы обнару жили сходство:

    - использование в крое платья клиньев ;

    - туникообразн ый крой платья;

    - наличие воротн иков;

    - украшение платьев ромбами из бересты, п ерламу тровыми

    пуговицами, б исером.

    И те и другие носили платки и шапки, которые различалис ь только по

    цвету и по украшению. Оба народа подпоясывались кури, зимой носили

    шубы (тон). Оче нь сходными б ыли украшени я и обувь.

    Но в тоже время мы увидели и отличия: в женской национальн ой

    одежде телеуток нет ни фарту ка, ни головного убора - шали, и шапки

    отличались от ш орских.

    Свои наблюде ния мы оформили в виде таблицы.

    Задачи урока:

    • Познакомить учащихся с основными видами орнамента шорцев;
    • Развить умение применять свои знания, полученные на уроке на практике;
    • Привить эстетический вкус и любовь к прекрасному.

    Необходимо подготовить раздаточный материал: карточки с точками, ломаными линиями, прямыми линиями и т. д. На доске схемы орнаментов воротников шорцев.

    Схемы 1.

    У северных народов свое представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего рукодельница, расторопная и экономная хозяйка, заботливая мать.

    Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, все складывалось в мешочек для рукоделия – тутчан. В тутчане могло храниться и "находилище для шьющих" - игольница. Даже отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расстается с тутчаном, он может понадобиться в любой момент. Невозможно себе представить шорскую женщину без дела, ее руки всегда заняты. И нет, наверное, более сложной и кропотливой работы, чем шитьё одежды. Женщина является и носительницей орнаментальных традиций.

    Орнамент – мощный пласт сегодняшней культуры шорского народа. Он богат и многогранен. Создавая те или иные элементы орнамента, отдельные мотивы, восходящие к глубокой древности северных народов, - культу огня, различным явлениям природы – человек обожествлял многие предметы, поклонялся им, чувствуя себя частицей этого большого мира. У шорского народа орнаментом украшались одежда, орудия труда охоты, утварь, курительные трубки, чехлы для ножей, сумки и др. предметы быта. Орнамент наносился на предметы из ткани, дерева, бересты, кости, рога, кожу и др.

    Орнаментальные мотивы на различных предметах делятся на 3 группы:

    • геометрические;
    • растительные;
    • животные.

    На женских поясах чётко просматривается геометрический орнамент. В геометрическом орнаменте широко использовались таки фигуры, как треугольники, прямоугольники, зигзаги, окружности, просто линии с соблюдением строчной симметрии.

    Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта.

    Орнамент можно нарисовать, написать красками, вышить, выткать, можно сплести его в виде кружева, связать на спицах и крючком. Прежде чем вышивать орнамент, надо научимся его рисовать. Т.к. в орнаменте часто встречаются точки и линии, они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные, кривые линии, получаем элементы орнамента. (Работа с раздаточным материалом схемы 2).

    Когда на трафарете-схеме построен узор, можно подбирать цвет ниток “мулине” для выполнения вышивки в цвете.

    Схемы 2.

    а) трафареты-схемы

    б) эскизы рисунка

    в) готовые узоры

    Схемы 3. Вышивка.

    При выполнении орнамента чаще всего используются счётные швы: роспись или полукрест, набор, счётная гладь, косая стёжка, крест, гобелен.

    Вышивку можно выполнять на корсажной ленте, ленте-канве и использовать потом как вышивку для одежды, браслет, закладку для книг.