Иррационализм в философии XIX–XX вв.: «философия жизни», экзистенциализм, философские аспекты психоанализа. Философия ХХ века

30.03.2024

Введение

Настоящая методическая разработка предназначена для преподавателей философии учреждений среднего профессионального образования. Учебная дисциплина «Основы философии» предусмотрена учебными планами во всех учреждениях среднего профессионального образования. Обязательными вопросами учебной программы данной дисциплины являются вопросы, касающиеся философии экзистенциализма и философии психоанализа. Студенты должны рассмотреть и усвоить основные

Положения указанных философских учений, иметь представление о философах-экзистенциалистах, понимать сущность психоанализа, уметь соотносить те или иные идеи с их авторами, иметь свою точку зрения по проблемам, поднимаемым экзистенциализмом и психоанализом. После изучения студентами лекционного материала, а также соответствующего материала учебника, целесообразно провести обобщающее занятие, предусматривающее разнообразные формы самостоятельной работы студентов. Такими формами являются: ответы на тестовые задания, работа с фотографиями философов, соотнесение высказываний с их авторами, написание эссе по конкретному философскому высказыванию с обязательным изложением собственной позиции.

Представляется, что указанные формы самостоятельной работы студентов, с одной стороны, стимулируют студентов к активной познавательной деятельности и вызывают у них интерес к философским знаниям, а с другой стороны, позволяют осуществить объективную оценку их знаний, умений и навыков. Как показывает практика такие обобщающие занятия проходят увлекательно и продуктивно. Данная методическая разработка позволяет преподавателю провести качественное обобщающее занятие при минимальных затратах времени на его подготовку. Действительно, подготовка к данному занятию не займет много времени, так как методическая разработка содержит подробный алгоритм действий преподавателя, образцы заданий, фотографии философов, а также правильные ответы на предлагаемые задания. Кроме того, для обеспечения занятия предусматриваются самые простые материалы и оборудование.

Тема занятия: «Философия экзистенциализма и психоанализа»

Цель занятия: Формирование у студентов философского мышления и умения высказывать собственное мнение по проблемам, которые затрагивает философия экзистенциализма и философия психоанализа.

Задачи занятия:

Стимулировать интерес студентов к философским знаниям;

Определить уровень знаний студентов по философии экзистенциализма и философии психоанализа;

Определить уровень философского мышления.

Тип занятия: обобщающее занятие

Оборудование и материалы:

Учебник;

Конспекты лекций;

Фотографии философов;

Ноутбук;

Проектор.

Ход занятия:

1. Преподаватель объявляет тему обобщающего занятия и объясняет порядок его проведения, обращая внимание на то, что все ответы записываются в листе для выполнения заданий;

2. Студентам раздаются задания и листы для выполнения заданий, а также учебная литература;

3. Студенты выполняют задания;

4. Преподаватель проверяет выполнение заданий и оценивает каждое из них. В итоге выставляется общая оценка за выполнение всех заданий.

Задание 1. Ответить на тесты, выбрав один правильный вариант

1. Философ - экзистенциалист, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада» за произведение «Бунтующий человек»:

а) А.Камю;

б) К.Ясперс;

в) Ж-П.Сартр;

г) Ф.Ницше.

2. Разработанный З. Фрейдом метод получил название:

а) метод ассоциаций;

б) гипноз;

в) интроспекция;

г) психоанализ.

3. Кто из перечисленных мыслителей является представителем русского экзистенциализма?

а) В. Соловьев;

б) П. Чаадаев;

в) Н. Бердяев;

г) Ф. Достоевский.

4. Мыслитель, с именем которого обычно связывают открытие сферы бессознательного в психике человека:

а) К. Ясперс;

б) Г. Гегель;

в) К. Юнг;

г) З. Фрейд.

5. Кто утверждал, что экзистенция способна проявляться в коммуникации

а) Ницше

б) Ясперс

в) Камю

г) Сартр

6. Кто написал работу "Я и Оно"

а) Августин;

б) Ницше;

в) Ясперс;

г) Фрейд.

7. Проблемы абсурда и бунта поднимал

а) Ясперс

б) Сартр

в) Фрейд

г) Камю

8. Психика, согласно его концепции, имеет определённую структуру, в основе которой лежит бессознательное

а) Бэкон;

б) Фрейд;

в) Ницше;

г) Камю.

9. Какая основная проблема в философии экзистенциализма?

а) бытие человека в мире;

б) гносеологическая;

в) метафизика;

г) феноменология.

10. Кому принадлежит идея «культура человечества есть сублимация либидо»

а) Декарт;

б) Соловьёв;

в) Кант;

г) Фрейд.

11. В чем назначение человека, согласно Н. Бердяеву?

а) в мудрости;

б) в любви;

в) в спасении души;

г) в творчестве.

12. Переключение либидо на социальные и культурные цели называется

а) сублимация;

б) диалектика;

в) субординация;

г) стратификация.

13. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) сущность предшествует существованию;

б) сущность человека определяется с рождения;

в) существование предшествует сущности;

г) существование человека не влияет на его сущность.

14. Какой тезис относится к философии экзистенциализма?

а) человек не только отвечает за себя, но и за весь мир;

б) человек отвечает только за себя;

в) человек ни за что не отвечает;

г) человек отвечает за себя и за своих близких.

Задание 2.

Кому из представленных на фотографиях философов принадлежать следующие высказывания? Ответы записать в листе для выполнения заданий.

1. Бессознательное не знает слова «нет». Бессознательное не может ничего другого, как только желать.

2. Массовый человек, верный своей природе, не станет считаться ни с чем, помимо себя, пока нужда не заставит. А так как сегодня она не заставляет, он и не считается, полагая себя хозяином жизни. Напротив, человек недюжинный, неповторимый внутренне нуждается в чём-то большем и высшем, чем он сам, постоянно сверяется с ним и служит ему по собственной воле.

3. Чем более странным нам кажется сон, тем более глубокий смысл он несет.

4. Меньшинство – это совокупность лиц, выделенных особыми качествами; масса – не выделенных ничем.

5. Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии.

6. Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.

7. Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам сделал из того, что сделали из меня.

8. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.

9. Сущность человека покоится в его экзистенции.

10. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.

11. Тем, чем является человек, он стал благодаря делу, которое он сделал своим.

Задание 3.

Выбрать понравившееся Вам высказывание и написать небольшое эссе, отметив ваше понимание этого высказывания и высказав свое мнение.

Ответы на задания

Задание 1

1. а) 8. б)

2. г) 9. а)

3. в) 10. г)

4. г) 11. г)

5. б) 12. а)

6. г) 13. в)

7. г) 14. а)

Задание 2

1. Зигмунд Фрейд

2. Ортега-и-Гассет

3. Зигмунд Фрейд

4. Ортега-и-Гассет

5. Альбер Камю

6. Альбер Камю

7. Жан Поль Сартр

8. Жан Поль Сартр

9. Мартин Хайдеггер

10. Мартин Хайдеггер

11. Карл Теодор Ясперс

Лист для выполнения заданий

Фамилия, инициалы студента:

№ Задания

Ответы студента

Со­временная мировая философия фиксирует существенные транс­формации в статусе и приоритетах личности. Если понятие «индивид» выступает предпосылкой для понятия «личность», а ин­дивидуальное бытие основанием для бытия личности, то исполь­зование понятия «индивид» в отличие от понятия «личность» под­черкивает, что на передний план выдвигаются витально-инстинк-тивные факторы жизнедеятельности. К числу последних относят: голод, половое влечение, инстинкт власти. Индивид предстает как репрезентант массы. Его похожесть на всех остальных есть его ат­рибутивное качество. Причем деперсонификация может быть столь сильной, что имя собственное без ущерба заменяется порядко­вым номером или указательным местоимением: тот, этот, другой. В индустриальном мире социально-ролевые функции весьма же­стко диктуют условия допустимого в индивидуальном поведении, загоняя в бездну бессознательного глубоко личные и интимные предпочтения. Система весьма явно демонстрирует степень непри­ятия каких бы то ни было отклонений от допустимого образца. В ситуациях рыночной конкуренции человек, без остатка ушед­ший всистему «производство-обмен-потребление», сам превра­щается в товар - совокупность внешних качеств, который мож­но выгодно реализовать. А чтобы цена была выше, необходимо следовать стандарту, что означает, по мнению известного запад­ного исследователя Э.Фромма, «иметь красивую упаковку»: быть жизнерадостным, здоровым, честолюбивым и агрессивным. Это­му стандарту должен соответствовать любой, вращающийся в сис­теме индивид.

В социологической классификации Э.Фромма такие типы харак­тера, как воспринимающий, эксплуатирующий, накопительный, рыночный и продуктивный, скрепляются цементирующим раство­ром социального характера. Последний составляет ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культу­ры, в противовес индивидуальному характеру, благодаря которо­му люди, принадлежащие к одной и той же культуре, отличаются друг от друга. Функция социального характера, по Фромму, заклю­чается в том, чтобы использовать человеческую энергию во имя продолжения функционирования данного общества, чтобы при выборе способа поведения индивидам не приходилось принимать решения, чтобы они действовали так, как должны действовать со­гласно стандарту, и находили в этом удовлетворение. Социальный характер XX в., по мнению Э.Фромма, имеет весьма типическую

черту - он стремится «использовать» все и вся.

Однако это не единственная «болезнь» нашего современника. Последователь З.Фрейда врач-психоаналитик К.Юнг отмечал, что современный человек претерпевает чуть ли не фатальный шок, результатом которого является глубочайшая депрессия, потеря веры в себя и собственную значимость. В психоаналитической практике Юнг намеренно прибегал к развязыванию «активного воображе­ния», использованию творческого потенциала личности как сред­ства гармонизации противоречий внутреннего мира. Погружая па­циента в ирреальные ситуации, обостряющие" «теневые» стороны мироздания, Юнг получал в качестве результата этого изощрен­ного метода прямо противоположный эффект - восстановление жизненного тонуса. Современный человек должен быть здравым и умелым, - считает К.Юнг. Тот, кто объявляет себя современным человеком, не будучи умелым, является просто обманщиком. Та­ким образом, именно психоанализ в лице своего знаменитого пред­ставителя К.Юнга приходит к древнейшему представлению о че­ловеке как Ьото ЬаЬШа - человеке умелом.

Экзистенциализм достаточно категорично заявляет о непри­менимости научных методов к познанию человеческой личности. Она ускользает от научной объективности. Человек, всегда поме­щенный в ситуацию выбора, многократно меняется на пути к «самому себе». Отрекаясь от традиционной науки, предтеча экзи­стенциализма С.Кьёркегор предлагает весьма интересное учение о трех стадиях восходящего движения к подлинной экзистенции (под­линному существованию).

На первой стадии - эстетической, связанной с детерминаци­ей внешним бытием, главной является ориентация на наслаж­дения.

На второй, этической, господствует долг и предписания мо­рального закона.

На третьей, религиозной, принципом существования оказы­вается сознательно принятое страдание, здесь человек приоб­щается к Богу. Это самоуглубление позволяет постигнуть новое «трансцендентное» измерение бытия.

С.Кьёркегор, не порывая с христианским учением о челове­ке, рассматривает духовное содержание личности как творимое самим человеком. Атеистический экзистенциализм переживает зна­чительную эволюцию, он отказывается от признания абсурдности человеческого существования и переходит на платформу гуманистических ценностей. Переживание «пустоты и бессмысленности» (Ф.Кафка) должно смениться поиском способов собственной са­мореализации, проявления активности личности.

Основателем христианского экзистенциализма считается като­лик Г.Марсель, к числу сторонников этой ориентации относят также Н.Бердяева, К.Ясперса, П.Тиллиха. Становление личности предполагает лишь единственный путь - путь приобщения к Богу, корреляцию вечных экзистенциальных «вопросов» человека и «от­ветов», содержащихся в христианском откровении. Поэтому все социальные обстоятельства существования человека являются внешними и второстепенными. Подлинным считается только мир чувств и переживаний. Критерием приобщения к Богу является чувство любви. Оно сопровождается состоянием уравновешенности и сосредоточенности. Для Г.Марселя Бог есть «абсолютное Ты» - интимный и надежный друг. Чувство любви свидетельствует о на­личии абсолюта и ощущается как прорыв, акт трансцендирования к другому.

Примечательно, что библейская антропология имеет не ра­циональный («головной»), а экзистенциальный («сердечный») ха­рактер (слово «сердце» упоминается в Ветхом Завете 851 раз). Власть Бога над человеком осуществляется, как словесно выраженный в заповеди «приказ от одной воли к другой», и поэтому человек может ослушаться Бога. Человек удостоен образа и подобия бо-жия, но в отличие от природных существ, которые не могут утра­тить своего богоподобного образа и греха не ведают, человеку дано самому разрушить свое богоподобие. Его путь, начатый гре­хопадением, развертывается как череда драматических переходов от избранничества к отверженности и обратно.

Именно в христианской традиции выкристаллизовался термин «сверхчеловек». Источником богопознания мыслится самопознамие-Однако в посланиях Павла фиксируется мучительное раздвоение человеческого Я. Человек испытывает влияния как в направлении развития своих сверхчеловеческих возможностей, так и со сторо­ны бесовских внушений, расщепляющих волю.

Персонализм, объявляющий личность основным смыслом общецивилизационного развития, предлагает весьма нетривиальные подходы к ее изучению. Личность с необходимостью обнаружи­вает себя во вне - это ее экстериоризация. Вместе с тем она, питаясь глубинными внутренними регулятивами и установками, обращена во внутрь - это ее интериоризация. Заметим, что впер­вые экстровертированный (с преобладающей направленностью на внешний мир) и интровертированный (с преобладающей направ­ленностью на внутренний мир) типы были введены швейцар­ским психиатром К.Юнгом в работе «Психологические типы» (1921), посвященной разработке типологии характеров. Поэтому, когда говорят: «Он - экстраверт», подразумевают открытость человека миру, а «Он - интроверт» - имеют в виду глубоко погруженного в себя человека. При характеристике личности иногда используется понятие «трансценденция», показывающее, что лич­ность стремится к высшим ценностям: истине, добру и красоте, проходя ограниченные пределы своего реального эмпирического существования.

Философы-персоналисты подкупают свежим и нетрадиционным анализом ипостасей и измерений личности. Так, концепция личностной коммуникации рассматривается как состояние, когда каждый индивид «имеет цель в себе» и в то же время «во всех», а «встреча Ты и Яв Мы» создает особый персональный опыт - коммуника­цию душ. Обществу как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей противопоставляется лично­стное сообщество, где происходит объединение людей «по ту сторону слов и систем».

Острым и проблемным для современной обществоведческой мысли оказывается аспект, когда ориентации глубинного психо­логического ядра личности имеют знак «минус», т.е. когда речь идет не о подлинно гуманных человеческих ценностях, а об их антиподах, где господствующей оказывается ориентация на зло, вопреки непреклонному стремлению к свету и добру.

Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм.

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в данном значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - ʼʼфилософия существованияʼʼ, одно из самых модных философских течений в серединœе XX в., явившее собой ʼʼсамое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальнаяʼʼ философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всœего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечностиʼʼ

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всœех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода состоит в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно данный поток переживаний принято называть экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всœегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода: человек непреодолимо одинок, ибо всœе его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя (ʼʼМы прокляты нашей свободойʼʼ Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма: религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единœение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Философские аспекты учений психоанализа

Основателœем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделœены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, всœе душевные троцессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: ʼʼОноʼʼ (бессознательное), ʼʼЯʼʼ (сознание человека), ʼʼСверх-Яʼʼ (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования ʼʼСверх-Яʼʼ в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Фрейд старается узнать происхождение онергии бессознательного. Отвечая на данный вопрос, он в 1920 ᴦ. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в базе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - ʼʼлибидоʼʼ. Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют ʼʼЭросʼʼ - инстинкт жизни, и ʼʼТиатосʼʼ - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществил биологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - ʼʼэдипов комплексʼʼ, бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд - проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Философия ХХ века. Психоанализ, экзистенциализм." 2017, 2018.

Экзистенция - способ бытия человека. Впервые в этом значении термин экзистенция употребляется Кьеркегором.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование) - «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое непосредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная» философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходности всего происходящего... Экзистенциальная философия - это философия радикальной конечности»

Экзистенциализм - это философия человека. Основная тема всех работ - это человек, его взаимоотношения с миром, человек в его самосознании. Суть экзистенциалистского подхода заключается в следующем: личность не зависит от окружающей среды, при этом разум, логическое мышление составляет лишь некоторую часть человека (не главную его часть).

Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Его бытие окружено со всех сторон какими-то таинственными знаками, символами. Для чего живет человек?В чем смысл его жизни? Каково место человека в мире? Каков выбор им своего жизненного пути? Это действительно очень важные вопросы, которые не могут не волновать людей. Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия. При рассмотрении всех этих и других проблем представители экзистенциализма высказали немало глубоких и тонких наблюдений и соображений.

Основа каждой личности - это некоторый поток переживаний его мироощущения, переживания своего собственного бытия. Именно этот поток переживаний называется экзистенцией. Экзистенция не только не зависит от среды, она всегда уникальна и неповторима.

Отсюда два вывода : человек непреодолимо одинок, ибо все его связи с другими людьми не дают полную возможность выразиться его экзистенции. Она может выражаться в его творчестве, но любой продукт творчества есть нечто вещественное и отчужденное от его творца; человек внутренне свободен, но эта свобода не благо, а тяжкое бремя («Мы прокляты нашей свободой» Ж.П. Сартр), потому что она связана с бременем ответственности. Человек создает себя сам.

Существует две разновидности экзистенциализма : религиозный и атеиысгпический. Религиозный - единение человека с богом. Реальный же человек вынужден жить в обществе, подчиняться его требованиям и законам. Но это не подлинное существование.

Философские аспекты учений психоанализа

Основателем психоанализа является австрийский ученый - психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). Опираясь на свой опыт лечения и диагностики людской психики, он разработал юнцепцию бессознательных психических процессов и метизаций, перенеся их на социальные явления.

Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер - сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией - предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные троцессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его.

Фрейд создал модель личности, которая соотносилась с соответствующими системами психики, топографической и динамической. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев: «Оно» (бессознательное), «Я» (сознание человека), «Сверх-Я» (влияющая на личность внешняя реальность). После сформирования «Сверх-Я» в результате интерпретации социальных норм, запретов и поощрений весь психический аппарат начинает действовать как целое.

Согласно Фрейду, главными факторами, которые руководят психикой человека, являются удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

Фрейд старается выяснить происхождение онергии бессознательного. Отвечая на этот вопрос, он в 1920 г. выдвигает первую психоаналитическую систему, согласно которой в основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт - «либидо». Эта теория была подвергнута критике, после чего Фрейд разработал вторую психологическую схему, в которой энергией бессознательного управляют «Эрос» - инстинкт жизни, и «Тиатос» - инстинкт смерти.

Поведение человека определяется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления - следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие обласги. Фрейд, следуя традициям социологии и антропологии, осуществилбиологизацию человека, сведя социальные и психические явления к элементарным физиологическим и биологическим процессам.

Одна из важнейших проблем психоанализа - «эдипов комплекс», бессознательное влечение к родителю. Переживание этого комплекса определяет направление формирования личности человека и его поведение в дальнейшей жизни.

Расширяя сферу использования психоанализа, Фрейд применил его к проблемам межличностных отношений, к психологии масс, к инстинктам культуры, которые интерпретировал в духе психологизма. Главная проблема, которую пытался решить Фрейд - проблема конфликта человека и общества.

По Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму.

Экзистенциализм.

Рубеж ХIХ-ХХ вв. – важнейшая веха на пути философской мысли, открывающая собой современный этап ее сложной и противоречивой истории. Философию ХХ в. называют «постклассической», так как она отличается от классического этапа своего развития.

ХХ век – это век величайших потрясений в жизни человечества (мировые войны, революции, глобальные проблемы), когда перед всеми людьми планеты реально встал вопрос о существовании земной цивилизации. Научно-техническая революция сделала отношения человека к своему природному миру, а также к миру науки, культуры, значительно более сложными, чем в прошлые времена. Можно сказать, что диалог человека и науки в наше время, по сути, только начинается, и в этом диалоге родились и рождаются все новые направления философского знания. Рассмотрим некоторые из них.

Многочисленные современные формы позитивизма (от лат.- положительный), своими гносеологическими корнями уходят в Х1Х столетие, когда были сформулированы и разработаны основные принципы этого направления в философии и науке.

Позитивизм исходит из того, что все подлинное знание может быть получено лишь как результат отдельных социальных наук и их объединения. Возникнув в период бурного развития естественных наук, позитивизм признает достоверным только физически-опытное знание. Оформившись в особое направление в 30-е гг. Х1Хв. в трудах французского мыслителя О. Конта (он и ввел этот термин), позитивизм прошел три основных стадии развития.

Представителями первой, классической формы позитивизма, кроме его основоположника О. Конта, были Дж. Милль, Г.Спенсер, а в России – Лавров П., Михайловский Н.

В конце Х1Х-нач. ХХ вв. начинается новый,второй этап в развитии позитивизма – эмпириокритицизм, то есть критика опыта. В его развитии огромная заслуга принадлежит крупному австрийскому философствующему физику Э.Маху и швейцарского философа Р. Авенариуса. Они исходили из того, что философия со своими категориями не должна вмешиваться в опыт, в науку. Мир в целом и вещи в нем – комплексы ощущений. Задача науки – их описание с математической обработкой. Такое описание и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее, (а таковой, якобы, является философия) , следует удалить. Эти идеи Э.Маха большей частью были обусловлены кризисом механики И.Ньютона и классической физики после обоснования А.Эйнштейном своей теории относительности.

Третий этап в развитии позитивизма и одним из основных направлений западной философии является неопозитивизм (логический позитивизм) . Идейным и организационным ее ядром явился Венский философский кружок, возникший при кафедре индуктивных наук Венского университета в 1922г. Этот кружокпредложил программуразвития научной философии. В него входили Р. Карнап, М. Шлик, О. Найрат, Г. Фейгель, Ф.Франк, Л. Витгенштейн и др. Они внесли весомый вклад в решение целого ряда сложных и актуальных методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможность математизации знания, соотношения эмпирического базиса науки и теоретического аппарата. Идеальным средством решения этих задач неопозитивисты считают аппарат математической логики.

Большое значение неопозитивисты придавали принципу верификации, то естьдоказательству, подтверждению. Речь идет о процедуре установления истинности научных положений с помощью наблюдения, измерения или эксперимента. В современной науке используются методы непосредственной верификации анализа фактов, и опосредованную, логическую. Хотя любая из них является опосредованной, косвенной, поскольку «чистого опыта», зафиксированного в «протокольных предложениях» быть не может, тем не менее, этот метод может быть отнесен к одному из важных признаков научности, считают представители неопозитивизма.

На его смену в 50-х гг. ХХ в. приходит пост-позитивизм – течение современной западной философско-методологической мысли. Он восходит к работам К. Поппера и последующих представителей «философии науки» - Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабанда, Ст. Тулмина и др. Основными его чертами являются:

-резкое изменений отношения к философии и подчеркивание ее роли как одного из факторов научного исследования,

-замена верификации фальсификацией, процедурой по ложности теории или гипотезы эмпирической проверкой посредством наблюдения, измерения, эксперимента.

Таким образом, в науке Х1Хв. преобладали два крупных философских течения. Во-первых – позитивизм, опиравшийся только на естественные науки и решавший все проблемы цивилизации с помощью естественнонаучных методов. Во-вторых, иррационализм, стремившийся постичь человека ненаучными методами, через его эмоции, искусство и т.д. Но ни тот ни другой подходы не давали убедительных ответов на вопросы о природе человека. В начале ХХв. попытку нового философского осмысления человеческой природы было сделано новым направлением в философии – психоанализом.

С воим происхождением психоанализ обязан австрийскому психологу и врачу-психиатру Зигмунду Фрейду (1856-1939гг.) Его учение, громко и, можно сказать, скандально известное за пределами научно-теоретического круга, широко и надолго вошло в общественное сознание. На протяжении целого столетия оно коснулось целого ряда прежде запретных тем, связанных с бессознательным началом в человеке – это сексуальность, тема снов и грез, жажды агрессии.

Будучи врачом-психиатром по специальности, Фрейд создал психоанализ, как метод лечения неврозов путем анализа ошибочных действий и сновидений больного для проникновения в бессознательные слои его психики. Разработанный им метод позволил ему сформулировать учение о бессознательном. В результате Фрейд создал принципиально новое учение о человеческом поведении и о механизмах развития культуры.

Он рассматривает структуру человеческой психики в виде трех слоев: бессознательное (Оно), надсознательное (Сверх-Я) и сознание (Я).

Бессознательное (Оно) – это «кипящий котел инстинктов». В него входят инстинкты и влечения, главное из которых – либидо (любовь), начиная с любви родительской и включая любовь к Родине и т.д. В конечном счете, либидо и определяет все поведение человека. Сознательное (Я)начало старается ограничить биологические влечения и инстинкты, поднимающиеся из глубин Оно. Общество всегда накладывало на человеческое поведение такие ограничения, которые не позволяли ему открыто удовлетворять свои биологические потребности. Особенно отношения между полами строго регулировались обычаями, затем законами, всевозможными правилами этикета. Так же в удовлетворении потребности в пище. Этикет народов одинаково порицает чревоугодие, и т.д. Он пишет: «По отношению к Оно – Я, подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади…»

Сверх-Я – это переживания и чувства, возникающие в результате воздействия внешнего мира на сознание человека: чувство вины, желаний, выработанные обществом идеи и настроения, которые регулируют его поведение. И если Оно имеет биологическое происхождение, то Сверх-Я – социально. Поведение человека – это постоянный конфликт между Оно и Сверх-Я, т.е. влечениями и общественно дозволенным. Сильное, но сдерживаемое Оно, продолжает воздействовать на психику человека, вызывая неврозы. Не находя прямого выхода в поведении человека, эта энергия сублимируется – то есть переходит в другие формы психической деятельности человека – так создаются наука, искусство, и т.д.

В ходе своего существования и развития психоанализ породил множество интерпретаций, далеко вышедших за пределы собственно-фрейдистских идей. Одним из наиболее видных его представителей является Карл Густав Юнг (1875-1961гг.) Главная теоретическая идея ученого, сделавшая его одним из наиболее выдающихся и популярных авторов нашего столетия, является коллективное бессознательное, которое он называет архетипом. Он выделяет природные архетипы – Анима и Анимус, носителей женского и мужского начала в мире, подчеркивает их нуминозность (священность). Важнейшим из них считает Самость – образ бога. Ему принадлежит также идея о психологических типах личности: интровертах и экстравертах. Учение психоанализа получило свое дальнейшее развитие в работах А.Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.

Экзистенциализм (фр.- существовать) наиболее популярное, наряду с психоанализом, философское течение нашего времени. В философии экзистенциализма различают две основные школы:

- немецкую: Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер,

- французскую : Жан Пол Сартр, Альберт Камю, Габриель Оноре Марсель.

Экзистенциализм оформился в самостоятельное философское учение в 20-е гг. ХХв. Он стал ответом на крушение оптимистических взглядов на всемирную историю, которые господствовали в философии, начиная с эпохи Просвещения. Новизна его заключена в том, что оно обращено не к выяснению сущности человека, не к изучению природного мира, а к повседневному существованию человека.

Вплоть до Первой Мировой войны большинство европейцев верили, что цивилизация развивается прогрессивно, что общество и человек становятся все более справедливее и гуманнее. Бессмысленность гибели миллионов людей в войнах привела к крушению всего старого рационалистического представления об обществе. История человечества стала представляться иррациональным процессом, не подчиняющимся никакой логике и творящим зло. Знаменитое гегелевское утверждение – «все разумное – действительно, все действительное – разумно», было признано ошибочным. Мир не содержит никаких гарантий гуманности и справедливости, не дает никаких нравственных ориентиров.

Освальд Шпенглер в работе «Закат Европы» эти процессы объясняет вырождением европейской цивилизации. А экзистенциалист Карл Ясперс в работе «Духовная ситуация эпохи» считает, что ситуация опустошенности, циничное отношение к культуре – это расплата за наивную веру в прогрессивную направленность исторического процесса. Своего расцвета философия экзистенциализма достигла в период Второй мировой войны, когда стал идеологий французского движения Сопротивления. Свобода, смерть, страх, одиночество становятся ведущими темами экзистенциализма. Возможно, поэтому оно не представляло собой цельного и единого учения и его представители часто прибегали к изложению своих идей в литературной форме – романах, пьесах, эссе. Идеями морального долга, ответственности человека за все, что происходит в мире, пронизаны вышедшие в 1942-43гг. книги Экзюпери: «Военный летчик», «Маленький принц» и др.

Одновременно с художественными произведениями проблема моральной ответственности ставилась в философских работах Альберта Камю, Жана Поля Сартра. В работе «Марксизм и экзистенциализм» Ж.П. Сартр, проанализировав недостатки марксизма, делает вывод, что экзистенциализм – это и есть подлинный марксизм новой эпохи.

Тема 9: Русская философия