Восстановление семейного некрополя достоевских. Некрополь александро-невской лавры «Знак судьбы» после смерти

24.02.2024

11 июня в этом году будет Троицкая Вселенская родительская суббота, день поминовения усопших христиан. В этот день принято посещать кладбища, могилы родственников, молитвы в церкви начинаются уже накануне в пятницу вечером.

Предлагаю прогулку по некрополю Александро-Невской лавры, где похоронены многие известные русские люди.

Схема Лазаревского кладбища Александро-Невской лавры (при нажатии картинка увеличивается)

Лазаревское кладбище было основано в 1717 году и стало местом захоронения петербургской знати 18-19 вв. Прогулка оставляет ощущение присутствия в высшем обществе. Надгробия здесь представляют произведения искусства, образцы изящества.

Подчас на памятниках длинные надписи с указанием регалий покойного, которые стираются под влиянием времени

Могилы военных украшают воинские атрибуты

Могила девушки – с изящным портретом

Юноша не успел совершить великих дел, но отмечены его таланты

Муж и ребёнок скорбят об умершей жене и матери. Надгробие Евдокии Ильиничны Шпигельберг (урожд. Ларионовой) (1813-1837)

В центре Лазаревского кладбища могила русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова (1711-65). Памятник был изготовлен в центре мраморного зодчества Карраре (Италия) и доставлен в Петербург на средства канцлера Российской империи графа М.И. Воронцова. Проект - Я. Штелин; мастер - Ф. Медико (Каррара).

Могила Сергея Юльевича Витте (1849-1915), председателя Совета Министров Росси, первого главы правительства в период представительной монархии.

Рядом похоронен Августин Августинович Бетанкур (1758-1824), испанский инженер и руководитель российского главного управления путей сообщения.

Архимандрит Иакинф (Бичурин) (1777 – 1853) - начальник духовной миссии в Пекине, член-корреспондент Российской академии наук, знакомый Пушкина.

Скульптор Федот Иванович Шубин (1740-1805)

Вдова поэта Наталия Николаевна Пушкина (1812-63) похоронена на Лазаревском кладбище вместе со вторым супругом Петром Петровичем Ланским.

П.П. Ланской (1799-1877), кавалергард эпохи Александра I, командир лейб-гвардии Конного полка эпохи Николая, исполнял обязанности генерал-губернатора Петербурга во времена Александра II.

Слева – надгробие Алексея Аркадьевича Столыпина (1816-58), друга Лермонтова, известного по прозвищу «Монго», справа – надгробие Екатерины Яковлевны Державиной, урожденной Бастидон (1762-93), жены поэта. На её кончину Г.Р. Державин написал стихи:
Душа моя! гостья ты мира:
Не ты ли перната сия? -
Воспой же бессмертие, лира!
Восстану, восстану и я, -
Восстану, - и в бездне эфира
Увижу ль тебя я, Пленира?

Могила кавалергардского полку Штабс-ротмистра Алексея Яковлевича Охотникова (1780-1807), предполагаемого возлюбленного императрицы Елизаветы Алексеевны, жены Александра I. Его жизнь и смерть окутаны тайной. А его невестой была фрейлина Наталия Ивановна Загряжская, впоследствии вышедшая замуж за Гончарова и ставшая матерью Наталии Гончаровой-Пушкиной-Ланской

Белый памятник в центре. Здесь похоронена Княжна Варвара Ильинична Туркестанова (1775-1819), фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, возлюбленная императора Александра I. Она славилась умом, но судьба её была трагична. В 44 года она родила незаконного ребёнка, предполагаемым отцом был 25-летний князь Голицын, и вскоре после родов умерла.

Прогулка по Лазаревскому кладбищу завершается

В 1823 году в связи с переполненностью Лазаревского кладбища напротив него было обустроено Тихвинское кладбище (в 1869 году построен Тихвинский храм-усыпальница). В 1834 году было принято решение о реконструкции кладбища, создании музея-некрополя. В это время в Петербурге сносились старые исторические кладбища, и прах некоторых известных людей был перенесен на Тихвинское. А с Тихвинского кладбища некоторые ценные памятники были перенесены на Лазаревское, прах некоторых исторических личностей перенесен на Волковское, а территория «очищена от обывательских могил» (цитата с сайта по Некрополю Лавры). В результате реконструкции Тихвинское кладбище перестало существовать, но появился некрополь мастеров искусств, которые несколько напоминает черный гранит официозной части Новодевичьего кладбища в Москве.
Схема некрополя мастеров искусств (при нажатии картинка увеличивается)

Утерянное и найденное надгробие с Тихвинского кладбища – врача Екатерины Олимповны Шумовой-Симановской (1852-1905) и установленный в 2010 году памятный знак пианистки Марии Шимановской (1789-8131), похороненной на снесенном в 1930-40-е Митрофановском кладбище.

Искусствовед В.В. Стасов

Здесь похоронены князь Иван Рамазович Тарханов (1846-1908) - ученый-физиолог и его жена, племянница скульптора Антакольского Тарханова-Антокольская Елена Павловна (1862-1930), которая и спроектировала Надгробие, образец мемориальной архитектуры северного модерна.

Надгробие медика и искусствоведа Сергея Сергеевича Боткина (1859-1910)

Художник Архип Иванович Куинджи (1841-1910)

Художник Иван Иванович Шишкин (1832-1898)

Композитор Пётр Ильич Чайковский (1840-93)

Композитор Милий Алексеевич Балакирев (1836-1910)

Серов, Александр Николаевич (1820-1871) - композитор и отец хуожника Валентина Серова.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-69)

Захоронение семьи Достоевских: Фёдор Михайлович (1821-1881), его жена Анна Григорьевна (1846-1918) и их внук Андрей Фёдорович (1908-1968). Цитата с сайта некрополя: «Похороны Ф.М. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры. Место было предоставлено бесплатно рядом с могилами Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.»

Поэт и друг Пушкина князь Петр Андреевич Вяземский (1792-1878) похоронен вместе с женой Верой Фёдоровной, урожденной Гагариной (1789-1886)

Рядом похоронены родственник Вяземских историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) и его жена Екатерина Андреевна (урожд. Колыванова) (1780-1831) и дочери (надгробия утрачены) - от 1 брака Софья Николаевна Карамзина (1802-1856) и от 2 брака Елизавета Николаевна Карамзина (1821-1891)

Могила поэта, друга Пушкина и воспитателя Александра II Василия Андреевича Жуковского (1783-1852), который похоронен вместе с женой - Елизаветой Алексеевной (урожд. Рейтерн, 1821-1856).

Карамзины, Вяземский Жуковские – при жизни составляли кружок интеллигенции, и были захоронены в Александро-Невской лавре близ друг друга. А вот памятник поэту Антону Антоновичу Дельвигу (1798-1831) на Волковом кладбище не сохранился при перезахоронении и установлен в 1934 году с использованием близкого по форме старинного надгробия.

А вокруг Лавры в мае ещё лежал снег

Тихвинское кладбище Александро-Невской Лавры - это территория, на которой рядом покоятся величайшие деятелей русской литературы, музыки, изобразительного, архитектурного, скульптурного и театрального искусства XIX века. Многие надгробия являются достопримечательностью северной столицы России.

Александро-Невская лавра Санкт-Петербурга

Александро-Невская лавра - это сердце города на Неве. Ее приказал построить Петр I, в честь Невской битвы и подвига князя Александра Невского. Датой окончания строительства Лавры (в те времена монастыря) считается 25 марта 1723. В мае того же года Петр Великий приказал доставить мощи князя Александра Невского из Владимира в новый храм. С тех времен и по настоящее время это главная святыня. Петр I в 1724 году присвоил монастырю статус лавры. Монастырская жизнь здесь просуществовала до 30-х годов ХХ века. Это время, когда все монастыри и храмы в стране закрывались. Та же участь постигла и Александро-Невскую лавру. Возродилось монашество здесь только в 1996 году.

Некрополи лавры

На территории лавры размещены 4 кладбища. Самым элитным считалось Лазаревское. Чтобы похоронить здесь умершего родственника, требовалось разрешение императора. Тихвинское кладбище в ХХ веке было реконструировано. Здесь покоятся скульпторы, художники, композиторы и писатели. Третье кладбище - Никольское. Оно получило название получило в 1869-1871 годах после строительства на территории лавры церкви Николая Чудотворца (прежнее название Заборная). В годы революции появилось еще одно кладбище - четвертое, на котором хоронили казаков.

Кроме того, возле Троицкого собора, напротив главного его входа расположены захоронения конца XIX века - начала XX века, но они не относятся ни к одному некрополю.

Никольское кладбище

На кладбище в 1996 году похоронен Селезнев С. П., командующий Ленинградским военным округом, и его жена. Оба погибли в авиакатастрофе. Их могила расположена рядом с церковью.

В 1998 году возле храма была захоронена Г. В. Старовойтова, депутат Государственной думы, убитая в подъезде своего дома.

В 2000 году нашел вечный покой первый мер Санкт-Петербурга А. А. Собчак.

В 2008 году похоронен здесь Ф. Г. Углов, знаменитый хирург.

С левой стороны от главной аллеи расположена могила Л. Н. Гумилева - историка и сына знаменитых поэтов А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилева. Здесь также покоятся Модест Корф - лицейский друг А. С. Пушкина, художник М. О. Микешин, архитектор В. А. Кенель и много других выдающихся людей. Это кладбище не такое чистое и ухоженное, как Тихвинское. Старинные надгробия кое-где покосились.

Лазаревское кладбище

Это кладбище - одно из самых старых в Санкт-Петербурге. Возникло примерно в начале 18 века. Расположено оно с левой стороны от главного входа в лавру. Кладбище было заложено одновременно с Александро-Невским монастырем. Здесь хоронили только очень знатных горожан с личного разрешения Петра I. В этом месте была похоронена в 1717 году сестра Петра Ι Наталья Алексеевна, а также сын его - царевич Петр. На месте могил была возведена часовня Святого Лазаря, в честь которой и было названо кладбище. Позже их останки были перенесены в Благовещенскую церковь, которая превратилась в царскую усыпальницу в Санкт-Петербурге.

Большая часть захоронений на кладбище относится к 18 столетию, но продолжались они и в 19, и начале 20 столетия. Одним из последних погребенных было граф С. Ю. Витте. В 1919 году Лазаревское кладбище закрыли для захоронений, а в начале 1930-х годов здесь организовывают музей художественных надгробий.

В настоящее время Лазаревское и Тихвинское кладбища вместе с Благовещенской усыпальницей входят в состав Государственного музея городской скульптуры. Вход на территорию объектов платный.

На Лазаревском кладбище покоятся А. Н. Воронихин, К. И. Росси, И. Е. Старов, Дж. Кваренги.

В этом месте похоронен М. В. Ломоносов, надгробная стела возрождена в 1832 году. Здесь недалеко от часовни расположена могила жены А. С. Пушкина - Н. Н. Ланской-Пушкиной.

Дореволюционная история Тихвинского кладбища

Тихвинское кладбище расположено напротив Лазаревского. Оно очень популярно среди туристов и горожан. Некрополь был организован в начале XIX века. На территории Лазаревского кладбища уже не оставалось места для захоронений. В 1823 году было решено организовать новое кладбище, которое первоначально так и называли Новым Лазаревским. В северной части территории некрополя в 1869-м был возведен храм иконы Тихвинской Божией Матери. Такое же название получило и кладбище.

В конце 1870-х территория с захоронениями была огорожена. Каменная ограда сохранилась и до настоящего времени. В этом же году произошло и расширение кладбища за счет соседних территорий и монастырских огородов. В 1881 году оно уже занимало площадь, равную современной. Территория некрополя в несколько раз больше Лазаревского.

Первоначально погребения здесь осуществлялись так же часто, как и на старом Лазаревском. Однако с 1830 года хоронить стали преимущественно только здесь. Некоторые памятники этого периода сохранились в восточной части современного кладбища. Например, около ограды со стороны площади была расположена беседка, у которой в 1825 году был похоронен монах Патермуфий.

В начале 20 века на этом кладбище было около 1330 надгробий. Рядом друг с другом стояли кресты различной формы, монументальные стелы, алтари. Многие семейные участки были в виде часовен и склепов.

Александро-Невская лавра, Тихвинское кладбище: история его в революционные годы

Катастрофическим периодом для Тихвинского кладбища стали послереволюционные годы. Сохранять могилы и памятники не было возможности, и они быстро разрушались. В 1918 году в лавре ушел из жизни Скипетров. Убили его ворвавшиеся в корпус солдаты, которых он пытался остановить. Его похоронили на Тихвинском кладбище. Но его могила, как и другие захоронения 1917- 1932 гг., не уцелела.

В 1926 году Тихвинское кладбище было закрыто. В 30-е годы закрыли Церковь иконы Тихвинской Божией Матери. В здании первоначально размещалась почта, а в настоящее время - Музей городской скульптуры.

В 1934 году было решено на территории кладбища создать музей. В этом же году официально прекратили захоронения на кладбище.

В 1935 году началась реконструкция некрополя, приуроченная к 100-летней годовщине со дня смерти А. С. Пушкина. В связи с этой датой кладбище получает второе свое название «Некрополь мастеров искусств и современников А. С. Пушкина».

Разработал проект реконструкции архитектор Ленинграда Л. А. Ильин. В ходе работ многие старинные памятники сносились и были потеряны навсегда. После реконструкции старое Тихвинское кладбище было практически уничтожено. В начале ХХ века здесь было 1330 надгробий. После реконструкции сохранилось около 100. Сюда перевезли с других кладбищ Петербурга (в то время Ленинграда) и перезахоронили прах известных скульпторов, артистов, художников, композиторов и музыкальных деятелей. Было перенесено около 70 памятников. В настоящее время здесь расположено около 200 захоронений.

Военные годы

В годы Отечественной войны многие скульптурные ценности с памятников хранились под полом в тайнике Благовещенской усыпальницы. Кладбище очень пострадало от авиаударов немецких сил. В 1942 году было разрушено надгробье актрисы В. Н. Асенковой. В настоящее время можно видеть новый монумент, который был установлен в 1955 году.

Послевоенные годы

Сразу после окончания войны были проведены восстановительные работы. Реконструкция и восстановление некрополя закончилась в 1947 году, и он был открыт для посетителей. В конце 1960-х осуществили капитальный ремонт стариной каменной ограды. Захоронения практически не осуществлялись, хоронили только самых выдающихся и прославленных деятелей советского искусства. Последнее погребение было в 1989 году.

Захоронения выдающихся людей

На территории некрополя нашли вечное упокоение выдающиеся деятели русской культуры и искусства. - Тихвинское кладбище в Санкт-Петербурге. Кто похоронен здесь? Кто нашел здесь свое последнее пристанище?

С правой стороны от входа нашел вечный покой Ф. М. Достоевский, рядом с которым покоится его жена Анна Григорьевна и внук А. Ф. Достоевский.

Недалеко от Достоевских упокоились друзья Пушкина и секунданты на его дуэли - А. А. Дельвиг, К. К. Данзас. Рядом с ними расположена могила адмирала, который совершил кругосветное путешествие - Ф. Ф. Матюшкина. Вдоль северной стены, на композиторской дорожке, расположены могилы композиторов П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Даргомыжского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. Г. Глазунова.

К западу от этих могил упокоены художники И. Н. Крамской, И. И. Шишкин, Б. М. Кустодиев, А. И. Куинджи. Рядом с ними расположена могила Н. М. Карамзина - известного историка, а также его жены.

В центральной части кладбища размещены могилы знаменитых артистов — Н. К. Черкасова, В. Н. Асенковой, Ю. М. Юрьева, В. Ф. Комиссаржевской, балетмейстера М. И. Петипа. Над многими могилами установлены бюсты, но некоторые из них отличаются простотой и скромностью.

Вдоль южной оградной стены расположена могила И. А. Крылова - великого русского баснописца. Рядом покоится Н. И. Гнедич - русский поэт, переводчик поэмы «Илиада». Через дорогу находится захоронение великого мореплавателя Ю. Ф. Лисянского, совершившего первую русскую кругосветную экспедицию.

В 1972 году в некрополе перезахоронили прах, привезенный из Франции, композитора А. К. Глазунова.

Последним был похоронен в 1989 году известный режиссёр театра Г. А. Товстоногов, который с 1956 года возглавлял в Ленинграде Большой Драматический Театр им. А. М. Горького. Над его могилой установлен крест с распятием Христа - произведение выдающегося скульптора Левона Лазарева.

Как добраться до некрополя

Тихвинское кладбище Санкт-Петербурга особенно старое, сохранило неповторимый архитектурный облик старого Петербурга. Чтобы прикоснуться к культуре того времени, необходимо отправиться по адресу: Санкт-Петербург, станция метро проспект, д. 179/2 а.

Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры: режим работы

Некрополь открыт с понедельника по воскресенье, за исключением четверга. Для посещения необходимо приобрести билет в кассе, которая открыта до 17:00.

Тихвинское кладбище Санкт-Петербург часы работы: с 10:00 до 17:30.

Стоимость

Вход в некрополи платный. Билет можно приобрести в кассе. На территорию Тихвинского кладбища стоимость входа составляет: для пенсионеров, студентов, и других льготных категорий граждан - 50 рублей, обычный билет - 300 рублей.

Достоевский Федор Михайлович 30.10.1821-28.01.1881

Выдающийся писатель, мыслитель. Литературную деятельность начал в 1846 г. Через три года был арестован за участие в революционном кружке М.В. Петрашевского и приговорен к смертной казни, замененной пятилетней каторгой в Омске с последующей службой рядовым. Вернулся в Петербург в 1859 г. Среди его произведений, получивших всемирную известность: «Униженные и оскорблённые», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

Похоронен вместе с женой - Анной Григорьевной (урожд. Сниткиной, 1846-1918) и внуком , основателем музея Достоевского в Санкт-Петербурге Андреем Федоровичем (1908-1968).

Россия. Санкт-Петербург. Некрополь мастеров искусств. Восточная дорожка. Скульптурно-архитектурный памятник. Скульптор Н.А. Лаверецкий; архитектор X.К. Васильев; мастер А.А. Баринов, 1883 г. Гранит, бронза, 256х118х98; бюст 70х48х27.

На боковой (северной) стороне бюста факсимиле: Н-Лаверецкiй/1883г.

В нижней части памятника с северной стороны: Проектировалъ Х.К. Васильевъ. Исполнялъ Бариновъ.

Памятник на газоне с высоким цоколем, окруженный оградой из кованых прутьев. Массивная сложнопрофилированная стела серого гранита, суживающаяся кверху, на прямоугольном плинте. Увенчана рельефным изображением восьмиконечного креста, оплетенного терновым венком, по сторонам которого вырублены в камне лавровые гирлянды. С тыльной стороны изображены насечкой скрещенные пальмовые ветви. Перед стелой на постаменте - бронзовый бюст Достоевского, на подставке в виде двух книг. Под крестом в филенке надпись выпуклыми литерами, в славянском начертании:

Ф.М.ДОСТОЕВСКIЙ.

На постаменте бюста вырублена надпись:

АМНЬ АМНЬ ГЛЮ ВАМЪ:/АЩЕ ЗЕРНО ПШЕНИЧНО ПАДЪ НА ЗЕМЛИ НЕ/ ОУМРЕТЪ, ТО ЕДИНО ПРЕБЫВАЕТЪ; АЩЕ ЖЕ / ОУМРЕТЪ, МНОГЪ ПЛОДЪ СОТВОРИТЬ./Iоанна гл. 12 ст. 24.

На боковой южной стороне стелы: РОДИЛСЯ 30 СЕНЯБРЯ 1821.

На постаменте с северной стороны:

АННА ГРИГОРЬЕВНА/ДОСТОЕВСКАЯ/ 1846 жена писателя 1918 АНДРЕЙ ФЕДОРОВИЧ /ДОСТОЕВСКИЙ /1908 внук писателя 1968.

Похороны Ф.М. Достоевского на Тихвинском кладбище произошли по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева, поддержанной Духовным собором лавры. Место было предоставлено бесплатно рядом с могилами Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского.

Отпевание в церкви Святого Духа состоялось 31 января 1881 г. Сразу же после смерти писателя начался сбор средств на сооружение памятника. В октябре 1882 г. в газете «Новое время» были опубликованы условия конкурса на лучший проект. «В проекте должен быть сохранен скромный характер христианского памятника, увенчивающегося непременно древнерусским осьмиконечным крестом. Ничего слишком тяжелого или вычурного не должно быть, так как ко всему подобному покойный постоянно относился неодобрительно. В состав памятника должен входить бюст Ф.М. Достоевского, а на откосах подножия должны быть высечены те изречения из Св. Писания, которые служили эпиграфом для различных произведений покойного. Вокруг памятника должно быть оставлено место для цветника».

28 февраля 1883 г. в музее Общества поощрения художеств была открыта выставка, на которой экспонировалось 28 проектов надгробия. По мнению обозревателей газет «Петербургский листок» и «Новое время» ни один проект не останавливал на себе внимание. «Бедность фантазии и полное отсутствие мысли сказывается всюду». Тем не менее, конкурс состоялся. Конкурсная комиссия (скульпторы Н.А. Лаверецкий, Г.С. Ботта,

П.П. Забелло, архитекторы Е.А. Сабанеев, Н.Д. Григорьев, литераторы Я.П. Полонский, А.Н. Майков, О.Ф. Миллер, Д.В. Григорович, Н.Н. Страхов) присудила первую премию проекту Н.П. Гославского, вторую - художнику архитектору X.К. Васильеву. Было предложено оба проекта переработать в один. Исполнение бюста комиссия поручила Н.А. Лаверецкому. Монументальные работы вела петербургская гранитная мастерская А.А. Баринова, в которой за три года до этого был изготовлен постамент для московского памятника А.С. Пушкину. На постаменте надгробия Достоевского, действительно, был вырублен евангельский текст, который послужил эпиграфом к роману «Братья Карамазовы».

Открытие надробия состоялось 30 октября 1883 г. Как писала газета «Новое время»: «взорам всех представился гранитный мавзолей, внизу которого, под высеченным крестом и надписью на граните: «Достоевский» стоит бронзовый бюст покойного. Таким образом, если смотреть спереди, то памятник является как бы фоном, рамой, оттеняющей этот бюст. Можно находить памятник тяжелым, как это высказывали некоторые, но, во всяком случае, видно, что при сооружении его руководились строго православными идеями. Оттого бюст Достоевского не поставлен наверху, куда он как бы просится, а самый верх, если и не увенчан крестом, то таковой высечен в граните и доминирует в памятнике».

По инициативе внука писателя, А.Ф. Достоевского, в июне 1968 г. рядом с памятником была предана земле урна с прахом А.Г. Достоевской, скончавшейся и похороненной в Ялте в 1918 г. В сентябре того же года здесь захоронили урну с прахом самого Андрея Федоровича.

День рождения 11 ноября (по новому стилю).
День памяти 9 февраля (по новому стилю).

9 февраля - 130-я годовщина смерти великого русского писателя. В знак памяти и скорби приводим записки литературоведа Евгении Саруханян и свидетельство вдовы Фёдора Михайловича

26 января 1881 года, ночью, когда в доме всё затихло, Достоевский, как обычно, работал в своём кабинете. Случайно он уронил на пол ручку, которая тут же закатилась за этажерку с книгами. Достоевский резким движением сдвинул тяжёлую этажерку с места. У него началось горловое кровотечение. В следующие два дня оно несколько раз повторилось…
По рассказу дочери писателя, накануне у Фёдора Михайловича произошло тяжёлое объяснение с родственницей о разделе наследства богатой тётки. Достоевский, всю жизнь нуждавшийся, боялся, что та же участь постигнет и его детей. Разговор расстроил писателя. Это, видимо, также сказалось на его состоянии. Но когда Достоевскому становилось легче, он, желая успокоить жену и детей, шутил, показывал детям картинки в новом журнале, говорил о планах на будущее…
Писатель Б.М. Маркевич вспоминал: «В глубине неказистой, мрачной комнаты, его кабинета, лежал он, одетый, на диване с закинутой на подушку головой. Свет лампы или свеч, стоявших подле на столике, падал плашмя на белые, как лист бумаги, лоб и щёки и несмытое тёмно-красное пятно крови на его подбородке… Дыхание каким-то слабым свистом прерывалось из его горла, сквозь судорожно раскрывшиеся губы. Веки были прижмурены как бы таким механическим судорожным процессом поражённого организма… Он был в полном забытьи».

Фёдор Михайлович Достоевский умер 28 января (по новому стилю 9 февраля) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, в возрасте пятидесяти девяти лет.
Анна Григорьевна, желая исполнить волю мужа, решила похоронить его рядом с Н.А. Некрасовым на Новодевичьем кладбище. Родственники Достоевского на следующее утро после смерти писателя отправились в Новодевичий монастырь, чтобы купить место на кладбище. Настоятельница монастыря запросила столь высокую цену, что семья писателя не смогла дать её. Вечером того же дня редактор «Санкт-Петербургских ведомостей» В.В. Комаров передал Анне Григорьевне официальное предложение Александро-Невской лавры похоронить Достоевского на её территории. Все расходы лавра брала на себя. Вдова вынуждена была согласиться и выбрала место на Тихвинском кладбище монастыря рядом с могилой В.А. Жуковского.
В то время в России было четыре лавры, это были привилегированные, богатейшие монастыри. Петербургская лавра была особенно влиятельной и богатой. Её состояние было оценено по описи в сорок миллионов рублей золотом. Расходы на похороны писателя, естественно, не были для неё обременительны. Кроме того, Александро-Невская лавра сделала своё предложение не без умысла: церковники думали превратить похороны в грандиозный спектакль, призванный продемонстрировать единение Достоевского с церковью, с правящими кругами. Однако осуществить этот свой замысел им не удалось. Похороны Достоевского превратились в многотысячное народное шествие.
1 февраля 1881 года к десяти часам утра весь Кузнечный переулок, Владимирская площадь и прилегающие к ним улицы были запружены народом, собравшимся проводить тело писателя к месту погребения.
Церемониальное шествие за гробом было назначено в следующем порядке: учащиеся почти всех петербургских учебных заведений, и среди них одетые в парадную форму воспитанники Главного Инженерного училища, которое окончил Достоевский; затем художники, актёры, депутации из Москвы – всего было представлено более семидесяти учреждений и обществ. Ещё до выноса, когда все участники процессии заняли свои места, начало кортежа было на углу Невского проспекта и Владимирской улицы. /то есть простиралось на расстояние около полутора километров – «СГ» /
В конце двенадцатого часа по знаку распорядителя, Д.В. Григоровича, траурная церемония началась. Гроб подняли на руках родные Фёдора Михайловича и некоторые литераторы, среди которых были петрашевцы А.Н. Плещеев и А.И. Пальм. До самой лавры гроб, установленный на носилках, несли друзья, поклонники писателя… За гробом шли родственники, литераторы и далее многотысячная толпа, молча и благоговейно прощавшаяся с писателем. Провожающих было пятьдесят – шестьдесят тысяч. Похоронная колесница, покрытая малиновым бархатом и украшенная страусовыми перьями, ехала пустая. /известный современный достоевсковед Игорь Волгин приводит более скромную цифру в тридцать тысяч провожавших, однако он же напоминает слова известного критика Николая Страхова: «Можно смело сказать, что до того времени никогда ещё не бывало на Руси таких похорон» - «СГ» /

Огромная гирлянда из живых цветов окружала группу близких покойному людей и литераторов. Перед гробом несли множество венков, в том числе очень большие из живых роз и камелий – от города Петербурга. Венок студентов университета был перевит белыми лентами, на которых напечатаны названия главнейших произведений покойного писателя: «Записки из Мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Братья Карамазовы» и др. Перед университетским венком шёл ректор Петербургского университета – друг молодости Ф.М. Достоевского профессор А.Н. Бекетов /дед будущего поэта А.А. Блока – «СГ» /. На венке от города Москвы была надпись: «Из сердца России – великому учителю». Венок от актёров несли Н.Ф. Сазонов и М.Г. Савина.
Присутствовавшая на похоронах писательница Е.П. Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения».
В четвёртом часу процессия дошла до ворот Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только лица, несшие венки, и представители разных учреждений.
Народоволец И.И. Попов , бывший среди них, рассказывал: «В церковь Святого Духа, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. У могилы также были толпы; памятники, деревья, каменная ограда, отделяющая старое кладбище – всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Григорович просил студентов очистить путь к могиле и место около неё. Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов».
Список ораторов был ограничен. Первым выступил петрашевец А.И. Пальм, драматург, поэт и романист. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, о каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя. В других речах упоминаний об этом не было – видимо, сразу были приняты соответствующие меры. Выступавшие говорили лишь об огромном таланте Достоевского, о том, что он своим творчеством внёс великий вклад в русскую культуру.
«Разошлись от могилы, - продолжает свой рассказ И.И. Попов, - когда уже были зажжены фонари. Навстречу нам попадались группы людей, которые после службы шли отдать последний долг писателю. Это поклонение памяти Достоевского продолжалось вплоть до 1 марта».

Евгения САРУХАНЯН, «Достоевский в Петербурге», 1970

Напомним, 1 марта 1881 года состоялось покушение членов «Народной воли» на императора Александра I, приведшее к гибели монарха.
В книге своих воспоминаний Анна Григорьевна ДОСТОЕВСКАЯ ясно даёт понять, что её муж не пережил бы этого покушения на государя-императора. Вот её мысли и свидетельство одного из последних разговоров с умирающим мужем.

- Зажги свечу, Аня, и дай мне Евангелие!
Это Евангелие было подарено Фёдору Михайловичу в Тобольске (когда он ехал на каторгу) жёнами декабристов. Они упросили смотрителя острога позволить им видеться с приехавшими политическими преступниками, пробыли с ними час, «благословили их в новый путь, перекрестили и каждого оделили Евангелием – единственной книгой, позволенной в остроге». Фёдор Михайлович не расставался с этою святою книгою во все четыре года пребывания в каторжных работах. Впоследствии она всегда лежала у мужа на виду на его письменном столе, и он часто, задумав или сомневаясь в чём-либо, открывал наудачу это Евангелие и прочитывал то, что стояло на странице. И теперь Фёдор Михайлович пожелал проверить свои сомнения по Евангелию. Он сам открыл святую книгу и просил прочесть.
Открылось Евангелие от Матфея: «Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить великую правду».
- Ты слышишь – «не удерживай». Значит, я умру, - сказал муж и закрыл книгу.
Слова Евангелия, открывшиеся Фёдору Михайловичу в день его смерти, имели глубокий смысл и значение в нашей жизни. Возможно, что муж мой и мог бы оправиться на некоторое время, но его выздоровление было бы непродолжительно: известие о злодействе 1 марта, несомненно, сильно потрясло бы Федора Михайловича, боготворившего царя – освободителя крестьян; едва зажившая артерия вновь порвалась бы, и он бы скончался. Конечно, его кончина и в смутное время произвела бы большое впечатление, но не такое колоссальное, какое произвела она тогда: мысли всего общества были бы слишком поглощены думами о злодействе и о тех осложнениях, которые могут последовать в такой трагический момент жизни государства. В январе 1881 года, когда всё было, по-видимому, спокойно, смерть моего мужа явилась «общественным событием»: её оплакивали самые различные по своим политическим воззрениям люди, самые различные круги общества. Необычайная торжественность погребального шествия и похорон Фёдора Михайловича привлекла массу читателей и почитателей из среды лиц, относившихся равнодушно к русской литературе, и, таким образом, возвышенные идеи моего мужа получили значительно большее распространение и надлежащую, достойную его таланта оценку.
После кончины великодушного царя-освободителя, возможно, что и семье нашей не было бы оказано царской милости, а ею была исполнена всегдашняя мечта моего мужа о том, что бы наши дети получили образование и могли впоследствии стать полезными слугами царя и отечества.

Анна ДОСТОЕВСКАЯ, «Воспоминания», 1916



Адрес: Невский пр., 179/2 А
Телефон: (812) 274-2635
Часы работы (музея): 10:00-17:00
Выходной день: четверг
Станция метро: Площадь Александра Невского

К началу 19 века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и решено было выделить новый участок для захоронений. Кладбище, первоначально названное Ново-Лазаревским, было основано в 1823 году.

В 1869-1871 годах в северной части Ново-Лазаревского кладбища была возведена церковь-усыпальница, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Деньги на строительство храма в византийско-русском стиле были пожертвованы купцами Полежаевыми, для членов семьи которых в усыпальнице было выделено 20 мест с 13 могилами. Вскоре кладбище стало называться по имени новой церкви - Тихвинским.

К 1881 году Тихвинское кладбище приобрело современные размеры и очертания. Оно было почти в два раза больше Лазаревского, и с 1830-х годов захоронения велись преимущественно на его территории. К сожалению, многие могилы этого периода были утрачены. В 1826 году на Ново-Лазаревском кладбище был похоронен писатель и историк Н. М. Карамзин, автор монументального труда "История государства Российского". В 1857 году недалеко от его могилы был установлен надгробный памятник В. А. Жуковскому, созданный по проекту П. К. Клодта. В феврале 1833 года на кладбище состоялись похороны Н. И. Гнедича, знаменитого переводчика "Иллиады". На похоронах присутствовали выдающиеся литераторы того времени А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, П. А. Плетнев, Ф. П. Толстой, А. Н. Оленин. Все они, кроме Пушкина, после своей смерти были похоронены на кладбищах Александро-Невской лавры, в том числе и на Ново-Лазаревском.

1 февраля 1881 года на Тихвинском кладбище был похоронен Ф. М. Достоевский. По воспоминаниям его вдовы, Александро-Невская лавра предложила для погребения писателя, столько сделавшего для распространения и укрепления православия в сердцах людей, любое место на территории лавры. В конце концов, место было выбрано рядом с могилами Карамзина и Жуковского. Надгробный памятник, выполненный по проекту архитектора X. К. Васильева и скульптора Н. А. Лаверецкого, был установлен на могиле великого русского писателя спустя два года, в 1883 году. В 1880-е годы в северной части Тихвинского кладбища были похоронены композиторы М. П. Мусоргский и А. П. Бородинский. Рядом с ними был установлен надгробный памятник П. И. Чайковскому, умершему в 1893 году.

К началу 20 века на Тихвинском кладбище было более тысячи трехсот надгробий. Всевозможные кресты, скульптуры, обелиски, небольшие часовни и семейные склепы, представлявшие развитие монументального искусства на протяжении 19 века, стояли в большой тесноте. Вскоре после революции 1917 года Тихвинское кладбище закрыли, но захоронения продолжались вплоть до начала 1930-х годов, когда было принято решение о создании музея-некрополя мастеров искусств. В 1935-1937 годах были проведены масштабные работы по благоустройству и реконструкции кладбища, приобретшего статус мемориального парка. В Некрополь мастеров искусств с других кладбищ города (Фарфоровского, Митрофаниевского, Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического, Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего, Никольского) были перенесены захоронения и памятники, представляющие большую историческую и художественную ценность. В то же время на самом Тихвинском кладбище было уничтожены многие могилы, которые, по мнению руководителей, не представляли никакой ценности. Во время Великой Отечественной войны некоторые скульптурные детали с ряда памятников Некрополя мастеров искусств были спрятаны в подземном тайнике Благовещенской усыпальницы. Большой вред музею-некрополю нанесли бомбежки, в результате которых было разрушено несколько памятников. В послевоенные годы в некрополе были проведены реставрационные работы, вернувшие музею его довоенный облик.

После Второй мировой Войны в Некрополе мастеров искусств были похоронены некоторые известные деятели культуры советского времени: художник М. И. Авилов, артисты В. А. Мичурина-Самойлова, Е. П. Корчагина-Александровская, Ю. М. Юрьев, Н. К. Черкасов и другие. В 1972 году в Некрополь был помещен прах композитора А. К. Глазунова, привезенный из Франции. Последним на бывшем Тихвинском кладбище был похоронен выдающийся режиссер Г. А. Товстоногов. Его похороны состоялись летом 1989 года.

В Некрополе мастеров искусств можно увидеть работы выдающихся скульпторов и архитекторов, создавших великолепные монументальные памятники, - И. И. Горностаева, И. Я. Гинцбурга, Н. Е. Лансере, П. К. Клодта, А. И. Теребенева, Н. А. Лаверецкого, П. П. Каменского, М. К. Аникушина, И. А. Фомина, Л. К. Лазарева, Н. К. Рериха, А. В. Щусева и других. В Некрополе мастеров искусств похоронены: литераторы, писатели, поэты Е. А. Баратынский, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич, И. Ф. Горбунов, А. А. Дельвиг, Ф. М. Достоевский, В. А. Жуковский, А. Е. Измайлов, Н. М. Карамзин, И. А. Крылов; композиторы: В. В. Андреев, А. С. Аренский, М. А. Балакирев, А. П. Бородин, Д. С. Бортнянский, А. К. Глазунов, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, К. А. Кавос, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Серов, П. И. Чайковский; балетмейстер М. И. Петипа; художники Ф. А. Бруни, М. Н. Воробьев, А. А. Иванов, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, И. И. Шишкин; скульпторы И. Я. Гинцбург, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, Б. И. Орловский, С. С. Пименов; архитектор В. П. Стасов; артисты: В. Н. Асенкова, М. В. Дальскому, И. А. Дмитревский, П. А. Каратыгин, В. Ф. Комиссаржевская, Ю. Я. Корвин-Круковский, Е. П. Корчагина-Александровская, П. В. Самойлов, Г. А. Товстоногов, Н. И. Ходотов, Н. К. Черкасов, Ю. М. Юрьев.

Как добраться

Доехать до станции метро "Площадь Александра Невского" и перейти через площадь к Скорбященской церкви. Пройдите под аркой Святых ворот, и Вы окажетесь в небольшом проезде. По обе стороны этого проезда возвышаются каменные ограды с небольшими входными калитками расположенными симметрично. Вход в Некрополь мастеров искусств находится справа.

Историческая справка

1823 г. - основание Нового Лазаревского кладбища.
1826 г. - на Новом Лазаревском кладбище похоронен Н. М. Карамзин.
1869-1871 гг. - строительство церкви-усыпальницы во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери (арх. Н. П. Гребенка).
1870-е гг. - расширение кладбища.
1876 г. - Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское.
1881 г. - на Тихвинском кладбище похоронен писатель Ф. М. Достоевский.
1937 г. - открытие Мемориального парка Некрополя мастеров искусств.
1985 г. - в Тихвинской церкви открыт выставочный зал Музея городской скульптуры.
1989 г. - последнее захоронение в Некрополе мастеров искусств (похоронен выдающийся советский режиссер Г. А. Товстоногов).

Легенды и мифы

На Тихвинском кладбище был похоронен замечательный скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Одна из его малоизвестных работ - изваяния двух огромных быков, в настоящее время украшающие вход на мясокомбинат у Средней Рогатки. Эти скульптуры Демут-Малиновский создал в 1827 году для оформления въезда в Скотопригонный двор. В Петербурге рассказывали, что однажды скульптору приснился сон, будто бы изваянные животные пришли к нему в гости. Он долго пытался разгадать странный сон, но так и не смог. В 1936 году, спустя почти сто лет после смерти скульптора, быков, стоявших до этого на углу Московского проспекта и Обводного канала, перевезли к зданию нового мясокомбината, который был построен на самой окраине города, за Средней Рогаткой. В 1941 году, скульптуры спешно перевезли в Александро-Невскую лавру, где их должны были спрятать от вражеских бомбардировок под землей. Но почему-то это сделано не было, и могучие животные всю войну простояли перед воротами Некрополя. Таким образом, получилось, что странный сон был пророческим - в конце концов, быки пришли в гости к своему создателю, который покоился в могиле Некрополя мастеров искусств. После войны быков вернули на их место перед мясокомбинатом.