Франция во второй половине XX – начале XXI века. История Франции (кратко) История франции 20 века кратко

20.02.2024

В последней четверти XIX в. во Франции был установлен республиканский режим. Вторую империю сменила Третья республика. Основным законом страны стала Конституция 1875 года, государственным символом - сине-бело-красный флаг, гимном - «Марсельеза», главным национальным праздником 14 июля - День взятия Бастилии. В стране были введены демократические свободы - избирательное право, свобода объединений в союзы и ассоциации, собраний, митингов, шествий, слова, вероисповедания и т.п.

Согласно Конституции 1875 года, главой исполнительной власти в стране являлся президент республики. Он назначал и отстранял от должности председателя совета министров и других министров, но был лишен права принимать единолично какие-либо важные решения. Президент республики представлял Францию на международной арене, подписывал декреты и обнародовал законы, мог возвращать законы на повторное обсуждение в парламент, обладал правом помилования.

Законодательная власть в стране принадлежала двухпалатному парламенту. Нижняя палата - Палата депутатов - избиралась на всеобщих выборах сроком на четыре года, верхняя - Сенат - специальными коллегиями выборщиков на девять лет с переизбранием трети ее состава каждые три года (не считая нескольких десятков пожизненных сенаторов). Право голоса имели только мужчины не моложе 21 года, кроме военнослужащих. На конгрессе - совместном заседании обеих палат - избирался президент республики сроком на семь лет и принимались поправки к конституции.

Обе палаты занимались рассмотрением и принятием законов и утверждением бюджета. Сенат имел право «задерживающего вето», т.е. мог вернуть на повторное рассмотрение законы, принятые Палатой депутатов. Однако центром политической жизни страны была нижняя палата парламента. Партии и объединения, располагавшие большинством мест в Палате депутатов, формировали правительство, которое несло, перед парламентом ответственность. Кабинет обязан был уходить в отставку, если того требовало более половины депутатов. Во французском парламенте конца XIX в. заседали представители различных политических направлений: монархисты, республиканцы, клерикалы, радикалы, социалисты и др.

В период становления Третьей республики высшие государственные лица и парламент страны получили постоянные резиденции, существующие по сей день. Резиденцией президента Франции стал Елисейский дворец, председателя совета министров - Матиньонский. Заседания Палаты депутатов проходили в Бурбонском дворце, Сената - в Люксембургском.

Начало XX в. для Франции стало временем образования основных политических партий страны и складывания классической французской многопартийной системы. На правом фланге политического спектра Франции находились Демократический альянс и Республиканская федерация.

Демократический альянс был образован в 1901 г. республиканцами различных оттенков, представлявшими собой мелкие политические группы. Основным лозунгом партии стал девиз консерваторов «ни революции, ни реакции».

В 1903 г. умеренные республиканцы провозгласили создание Республиканской федерации. Партия активно выступала в защиту традиционного уклада жизни, критиковала реформы, направленные на модернизацию общественных отношений, в особенности антиклерикальное законодательство, а также проповедовала национализм. Обе правые партии выражали интересы французской крупной буржуазии.

Республиканская партия радикалов и радикал-социалистов (радикалы), возникшая в 1901 г., объединила левые силы, приверженные идеалам демократической республики при сохранении частной собственности на средства производства. Программа радикалов носила умеренно-реформистский характер и предусматривала укрепление и защиту республиканских учреждений, а также активную социальную политику, борьбу с клерикализмом.

Самый левый фланг французской партийно-политической системы представляла Социалистическая партия. Она была образована в 1905 г. и официально носила название Французская секция рабочего интернационала (СФИО). Партия широко пропагандировала социалистические лозунги, но фактически шла по пути социал-реформизма.

Объединения, возникшие во Франции в начале XX в., не сразу приобрели отчетливое организационное оформление. Их интересы разделяли далеко не все политические и государственные деятели. Многие из них представляли мелкие течения и группировки или вообще были независимыми. Среди французских политиков периода Третьей республики наряду с радикалами и социалистами встречались умеренные республиканцы, республиканцы-оппортунисты, независимые социалисты и т.д. За период своей карьеры отдельные политики покидали ряды одного объединения и примыкали к другому, причем порой прямо противоположного толка. Так радикалы и социалисты иногда переходили в правый лагерь. Внутри каждой отдельной партии, как правило, существовало несколько направлений. В связи с этим вполне уместными были и такие определения политиков, как «правый радикал» или «левый республиканец». Представителей партий Демократический альянс и Республиканская федерация часто называли просто правыми, хотя в их рядах находились республиканцы разного толка.

Еще в 1895 г. была основана крупнейшая профсоюзная организация Франции - Всеобщая конфедерация труда (ВКТ). Следуя по пути классовой борьбы, ВКТ спустя некоторое время перешла на позиции анархо-синдикализма. Высшей формой организации рабочего класса анархо-синдикалисты считали именно профсоюзы (синдикаты). Они подчеркивали необходимость классовой борьбы против капитализма путем «прямого действия» - стачки, бойкот, саботаж, но отвергали диктатуру пролетариата и руководящую роль политических партий рабочего класса.

Экономическое развитие

В начале XX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной державой. 56% населения страны проживало в деревнях. По темпам промышленного развития Франция отставала от США и Германии, а по некоторым показателям - от Англии и России. Такое положение сложилось отчасти из-за последствий франко-прусской войны 1870-1871 гг. Она нанесла значительный урон хозяйству страны. По заключенному после войны Франкфуртскому миру Франция потеряла Эльзас и Лотарингию - две наиболее развитые промышленные области, а также выплачивала Германии огромную денежную контрибуцию.

В экономике Франции доминировала легкая промышленность: швейная, текстильная, кожевенная. Она значительно опережала традиционные отрасли французской тяжелой промышленности: металлургическую, горнодобывающую и химическую. В стране наряду с продолжающими развиваться бумажной, полиграфической и пищевой появились и новые отрасли экономики - электроэнергетика, авиационная и автомобильная промышленность, судостроение. Сельское хозяйство шло по пути развития как земледелия, так и животноводства.

Концентрация производства и капитала привела к созданию крупных монополий, игравших решающую роль в хозяйственной жизни страны, и формированию финансового капитала. Объединение «Комите де Форж» производило 3/4 чугуна и стали страны, «Комите дез Уйер» практически полностью монополизировало добычу угля. Концерн «Сен-Гобен» господствовал в химической промышленности. Пять крупнейших банков во главе с Французским банком распоряжались 2/3 общей суммы вкладов в стране.

Основу промышленности Франции составляло мелкое производство. Около 60% французских рабочих трудились на мелких предприятиях, занимавших не более 10 человек. Крупные, хорошо оснащенные предприятия были немногочисленными. Высокие таможенные пошлины защищали французских предпринимателей от иностранной конкуренции, что стояло на пути расширения производства. Замедленность темпов промышленного развития при высокой степени концентрации финансового капитала привела к тому, что французская буржуазия предпочитала размещать свободные капиталы за границей. Вывоз капитала стал главной особенностью французского капитализма первой половины XX в.

Заграничные капиталовложения Франции чаще всего представляли собой не производительный, а ссудный капитал, обычно в форме государственных займов, размещаемых главным образом в Европе. Перед Первой мировой войной объем французских капиталовложений за границей в полтора раза превышал капиталовложения в промышленность и торговлю самой Франции. 65% французского экспортного капитала приходилось на Европу, в том числе почти 30% - на Россию.

Французская крупная буржуазия получала от вывоза капитала огромные прибыли. Доходы от него имели и представители мелкой буржуазии и рабочего класса, вкладывавшие свои сбережения в облигации иностранных займов и другие ценные бумаги. Общее число держателей французских ценных бумаг составляло 4-5 млн человек. Из них не менее 2 млн относилось к разряду рантье - людей, живших на доходы от ценных бумаг. Вместе с семьями они составляли 10-12% населения страны, поэтому Францию накануне Первой мировой войны часто называли «государством рантье».

На рубеже XIX-XX вв. во Франции были достигнуты большие успехи в области науки, особенно физики, химии, медицины. В жизнь французов стали входить автомобиль, электричество, телеграф, телефон, фотография. В самом конце XIX в. братья Жан-Луи и Огюст Люмьеры изобрели кинематограф. Все большую популярность в стране приобретал спорт. Французу барону Пьеру де Кубертену принадлежала идея возрождения древнегреческой традиции проведения Олимпийских игр.

Колониальная империя

Французская колониальная империя в начале XX в. по своим размерам уступала лишь английской. Первые попытки французских колониальных захватов относились к XVI в. - эпохе Великих географических открытий. Начиная с XVII в. колониальная экспансия проводилась при непосредственном участии государства. В течение двух последующих веков Франция завоевала внушительные территории в Азии, Африке, Америке. Накануне Первой мировой войны французские колониальные владения составляли 10,6 млн км 2 с населением 55,5 млн человек (площадь метрополии в это время составляла 500 тыс. км 2 , население - 39,6 млн человек). Франции принадлежали:

в Африке - Алжир, Тунис, Марокко, Французское Сомали, Французская Западная Африка, Французская Экваториальная Африка, острова Мадагаскар и Реюньон;

в Азии - Кохинхина, Камбоджа, Аннам, Тонкий, Лаос, Французская Индия;

в Америке - Гваделупа, Мартиника, Французская Гвиана, острова Сен-Пьер и Микелон;

в Океании - Французская Полинезия, Новая Каледония, Новые Гебриды (совместное владение с Великобританией).

Внутренняя политика

Отличительной чертой политической системы Третьей республики была министерская нестабильность. С начала XX в. и до Первой мировой войны во Франции четыре раза проводились выборы в Палату депутатов (1902, 1906, 1910 и 1914). За это время у власти сменилось двенадцать кабинетов. Однако такая частая смена правительств не нарушала деятельности административного государственного аппарата. Вновь назначаемый декретом президента республики председатель совета министров и остальные министры не меняли порядка работы как кабинета в целом, так и отдельных министерств.

В 1902-1914 гг. у власти во Франции стояли главным образом кабинеты, возглавляемые радикалами (см. Приложение).

Правительство радикала Эмиля Комба (июнь 1902 г. - январь 1905 г.) основную задачу видело в борьбе с клерикализмом. Кабинет министров отказался регистрировать вновь создаваемые конгрегации - религиозные организации, связанные с различными монашескими орденами. В результате многие из них были распущены. Мало того, в 1904 г. правительство внесло в парламент законопроект о запрещении ранее образованных конгрегации. Наконец, в 1905 г. был принят закон об отделении церкви от государства: упразднялось выделение государственных средств на нужды церкви (отныне она содержалась за счет верующих); гарантировалась свобода отправления религиозных культов при условии обеспечения общественного порядка; государство отказывалось от права вмешиваться в назначение священнослужителей и определение границ между церковными округами; католические священники стали назначаться исключительно римским папой; церковные здания, построенные до 1905 г., переходили в собственность коммун, которые устанавливали плату за пользование ими. Дипломатические отношения Франции с Ватиканом были прерваны.

Отметим, что еще в последней четверти XIX в. во Франции специальным законом было установлено обязательное посещение школы детьми от 7 до 13 лет. Наравне с государственными в стране всегда существовали и частные (религиозные) школы. Закон 1905 г. запретил деятельность религиозных конгрегации в системе частного образования. Была прекращена также существовавшая ранее его финансовая поддержка со стороны государства. Однако проблема финансирования частных школ («школьный вопрос») будет стоять в повестке дня французской внутренней политики на протяжении всего XX в.

Кабинет Комба в 1904 г. принял закон о 10-часовом рабочем дне для мужчин. За несколько лет до этого, в 1898 г., во Франции были введены пособия для пострадавших от несчастных случаев на производстве и первые пенсии по старости для мужчин, достигших 70 лет. Отставая от английского и немецкого, французское социальное законодательство в течение последующих десятилетий находилось в центре внимания внутренней политики страны.

При преемнике Комба республиканце-оппортунисте Морисе Рувье (январь 1905 г. - февраль 1906 г.) парламент законодательно определил срок военной службы, снизив его с трех до двух лет. Одновременно была проведена «чистка» офицерского корпуса от лиц, связанных с клерикалами и националистами. Кабинет радикала Жана-Мари Сарьена (март 1906 г. - октябрь 1906 г.) принял закон об обязательном предоставлении рабочим еженедельного отдыха.

Правительство радикала Жоржа Клемансо (октябрь 1906 г. - июль 1909 г.) ставило своей главной целью проведение социально-экономических реформ. Однако новые законы о рабочих пенсиях и коллективных договорах профсоюзов с предпринимателями, сокращении продолжительности рабочего дня, реформировании налоговой системы и др. остались лишь заявленными. Основным направлением деятельности кабинета стала борьба с забастовочным движением. В прокатившейся по стране волне стачек и забастовок участвовали рабочие и крестьяне, требующие улучшения условий жизни и труда. Под руководством анархо-синдикалистов и социалистов бастующие часто прибегали к насильственным действиям против фабричной администрации, штрейкбрехеров и сил правопорядка. Клемансо, убежденный сторонник применения жестких мер, широко использовал армейские части, которые вводились в места стачек и забастовок.

Министерство Клемансо сменил кабинет независимого социалиста Аристида Бриана (июль 1909 г. - ноябрь 1910 г.). Новый председатель совета министров продолжал политику своего предшественника, применяя силовые методы по отношению к бастующим. Наряду с этим в 1910 г. правительство Бриана провело в парламенте закон, подтверждавший обязательную выплату пенсий рабочим и крестьянам.

Франция в системе международных отношений

В конце XIX - начале XX в. неравномерность развития передовых капиталистических стран Европы привела к возникновению между ними серьезных разногласий и противоречий. На Европейском континенте начали складываться два противостоящих друг другу блока государств. Самую активную роль в этом процессе играла Германия, стремившаяся к переделу мира, в частности колониальных владений, в свою пользу.

В 1879 г. Германия заключила военный договор с Австро-Венгрией. Затем, используя франко-итальянский конфликт из-за обладания Тунисом, Германия нашла себе союзника в лице Италии. В 1882 г. в Вене был заключен первый союзный договор, положивший начало Тройственному союзу. Договор предусматривал, что при неспровоцированном нападении на одного или двух его участников двух или нескольких великих держав, не участвующих в нем, в войну с этими державами вступают все подписавшие договор. Последние в свою очередь обязывались в случае общего участия в войне не заключать сепаратный мир и держать договор в тайне.

Подписание второго и третьего договоров держав Тройственного союза пришлось соответственно на 1887 г. и 1891 г. Они подтверждали все положения договора 1882 г. Последний, четвертый, договор представители Германии, Австро-Венгрии и Италии подписали в Берлине в 1902 г.

Политика военно-политической группировки Тройственного союза была направлена в первую очередь против Франции и России. Такая ситуация привела к сближению двух держав. В 1891 г. было заключено русско-французское политическое соглашение: стороны условились консультироваться по всем вопросам, могущим «угрожать всеобщему миру», а в случае, если одно из государств оказалось бы под угрозой нападения, договориться о принятии совместных мер. В подписанной через год (1892 г.) русско-французской военной конвенции союзники обязывались оказать друг другу военную помощь в случае нападения Германии.

Одновременно Франция стремилась урегулировать отношения с Италией, пытаясь оторвать ее от Тройственного союза. Как только Франции и Италии удалось разграничить сферы влияния в Северной Африке, начался процесс итало-французского сближения. В результате в 1902 г. в Риме между двумя странами было заключено соглашение, по которому Италия обязалась соблюдать нейтралитет в случае нападения Германии на Францию. Формально Италия продолжала входить в Тройственный союз и участвовала в его возобновлении в 1902 г., тайно информировав Францию об этом акте.

Англия в конце XIX - начале XX в. держалась особняком. Придерживаясь курса «блестящей изоляции», она надеялась добиваться своих целей, играя на противоборстве двух союзов и выступая в роли арбитра. Тем не менее нарастание англо-германских противоречий вынудило Англию приступить к поиску союзников. В 1904 г. было подписано англо-французское соглашение, в 1907 г. - русско-английское. Так в противовес Тройственному союзу была создана Антанта (Тройственное согласие).

Противоречия стран Антанты с Германией постоянно нарастали, выливаясь в открытые международные конфликты, и в конечном счете привели к Первой мировой войне.

Франция в Первой мировой войне

Накануне войны. Общественно-политическая жизнь Франции в предвоенные годы отличалась нарастанием милитаристских настроений и стремлением к реваншу за поражение во франко-прусской войне. Страна усиленно наращивала военный потенциал. За увеличением военно-морских сил и образованием дополнительных артиллерийских корпусов принимается решение о создании военной авиации. Известный французский политолог Андре Зигфрид, родившийся в конце XIX в., писал: «Мы вырастали в надежде реванша, в культе знамени, в атмосфере обожания армии... Это было время школьных батальонов и как обычное зрелище можно было видеть учителей, ведущих военным строем свои войска учеников». Духом национализма и патриотизма была пронизана французская литература. Писатель Морис Баррес и поэт Шарль Пеги в своих произведениях воссоздавали героические страницы истории французской нации и прославляли защитников отечества.

В политических кругах страны готовились к войне. Франция укрепляла свои связи с союзниками по Антанте. С 1913 г. становится постоянным военное сотрудничество с Великобританией. Стороны проводили совместные маневры и консультации генеральных штабов. Тесные контакты поддерживались и с Россией. Представитель правого Демократического альянса Раймон Пуанкаре в 1912-1914 гг. трижды побывал в Петербурге, сначала в качестве председателя совета министров, а затем - президента республики.

Против реваншизма во Франции выступала только часть социалистов. Лидер СФИО Жан Жорес, обвиненный в антипатриотизме, в июле 1914 г. был убит националистом Раулем Вилленом.

Начало войны и ее цели.

Подстрекаемая Германией Австро-Венгрия, используя убийство в городе Сараево (Босния) наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Фердинанда, предъявила Сербии ультиматум и 28 июля 1914 г. начала против нее военные действия. 1 августа Германия объявила войну России, занявшей сочувственную позицию в отношении Сербии, 3 августа - Франции, 4 августа вторглась в Бельгию. В тот же день войну Германии объявила Англия.

В Первой мировой войне приняли участие 38 государств Европы, Азии, Африки и Америки. На стороне Германии сражались только Австро-Венгрия, Турция и Болгария. К Антанте (Англии, Франции и России) в Европе примкнули Сербия, Бельгия и Черногория (1914 г.), Италия (1915 г.), Португалия и Румыния (1916 г.), Греция (1917 г.). Военные действия происходили в Европе, Азии и Африке, на всех океанах и во многих морях. Основные сухопутные операции разворачивались на пяти фронтах: Западно-европейском (Западном), Восточно-европейском (Восточном), Итальянском, Балканском и Ближневосточном.

Франция, так же как и другие европейские страны, преследовала захватнические цели. Она стремилась вернуть Эльзас и Лотарингию, добиться отторжения от Германии земель по левому берегу Рейна, присоединить Саарскую область, разрушить военное, экономическое и политическое могущество Германии и установить гегемонию в Европе. Помимо того Франция хотела расширить свою колониальную империю - захватить Сирию, Палестину и колонии Германии.

Военная кампания 1914 и 1915 гг. Главными сухопутными фронтами Первой мировой войны были Западный и Восточный. Основная тяжесть ведения военных действий против Германии на Западном фронте легла на плечи французской армии. После вторжения на территорию Люксембурга и Бельгии на пути германской армии, быстро продвигавшейся к франко-бельгийской границе, встали войска французской и британской армий. В конце августа между сторонами произошло пограничное сражение. Ввиду угрозы обхода противником левого фланга союзных франко-британских войск французское командование начало отвод армии в глубь страны с целью выиграть время для перегруппировки своих сил и подготовки контрнаступления. Французские армии вели также наступление в Эльзасе и Лотарингии, но в связи с вторжением германских войск через Бельгию оно было прекращено.

Главная группировка германских войск продолжала наступление в юго-западном направлении, на Париж, и, одержав ряд частичных побед над армиями Антанты, вышла к реке Марна между Парижем и Верденом. К этому времени французское командование завершило перегруппировку своих войск и создало превосходство в силах. В сентябре 1914 г. германские войска потерпели поражение в Марнском сражении и вынуждены были отойти за реки Эна и Уаза, где закрепились и остановили наступление союзников.

В течение осени немцы пытались прорвать оборону франко-британских войск, сосредоточенных на побережье Па-де-Кале, но успеха не имели. Обе стороны, понеся большие потери, прекратили активные боевые действия.

В 1915 г. англо-французское командование решило перейти к стратегической обороне с целью выиграть время для накопления материальных средств и подготовки резервов. Германское командование также не планировало крупных операций. Обе стороны в течение кампании 1915 г. вели только бои местного значения.

Военная кампания 1916 и 1917 гг. В 1916 г. германское командование рассчитывало нанести основной удар на Западном фронте в районе Вердена. Немецкие войска начали Верденскую операцию в феврале. Ожесточенные бои, в которых обе стороны несли большие потери, продолжались вплоть до декабря. Германия затратила огромные усилия, но прорвать оборону союзников не смогла.

Наступление союзных англо-французских войск началось в апреле 1917 г. и продолжалось две недели. Планировавшийся французским командованием удар по немецким позициям на реке Эна с целью сломить оборону противника и окружить его в Нуайонском выступе (разработан генералом Нивеллем) закончился полной неудачей. Союзники потеряли 200 тыс. человек, по цель не была достигнута. В историю Первой мировой войны апрельское наступление Антанты на Западном фронте вошло под названием «бойня Нивелля».

Военная кампания 1918 г. и окончание войны. В марте 1918 г. Германия начала на Западном фронте крупную наступательную операцию. Ей удалось прорвать оборону французов и англичан и значительно продвинуться. Тем не менее союзники вскоре ликвидировали прорыв. Немцы предприняли новое наступление, и в конце мая вышли к реке Марна. Продвинуться дальше и преодолеть сопротивление французов они не сумели. В середине июля немецкие войска вновь попытались нанести поражение союзным армиям. Но и так называемое второе Марнское сражение закончилось для них неудачей.

Во второй половине июля англо-французские войска нанесли противнику контрудар и отбросили его за реки Эна и Вель. Союзники прочно овладели стратегической инициативой и в августе в Амьенской операции нанесли крупное поражение немецким войскам. В ходе сентябрьского общего наступления союзных войск по всему Западному фронту от Вердена до морского побережья оборона немцев была прорвана.

После начала Ноябрьской революции в Германии и свержения монархии положение страны на фронтах стало безнадежным. Военные действия были прекращены, и главнокомандующий войсками Антанты на Западном фронте маршал Фош подписал с Германией 11 ноября 1918 г. Компьенское перемирие. Первая мировая война закончилась.

За победу Франция заплатила дорогой ценой: 1 млн 300 тыс. французов погибли на полях сражений, 2 млн 800 тыс. были ранены, 600 тыс. остались инвалидами. Война нанесла огромный ущерб французской экономике. В главных промышленных департаментах на северо-востоке страны в 1914-1918 гг. шли ожесточенные бои, поэтому заводы и фабрики были разрушены. В упадок пришло и сельское хозяйство. Огромные военные расходы способствовали росту инфляции и падению национальной валюты - франка. За годы войны Франция задолжала своим союзникам свыше 60 млрд франков. Из кредитора она превратилась в должника. Тяжелейший удар по зарубежным капиталовложениям страны нанесла Октябрьская революция в России. Аннулирование долгов Франции советским правительством означало потерю 12-13 млрд франков. В целом ущерб страны, понесенный от Первой мировой войны, оценивался в 134 млрд золотых франков.

Франция после Первой мировой войны

Правительство Жоржа Клемансо. За год до окончания Первой мировой войны кабинет министров во Франции во второй раз сформировал радикал Жорж Клемансо (ноябрь 1917 г. - январь 1920 г.). Заняв свой пост на последнем, решающем этапе войны, глава правительства развернул энергичную деятельность, направленную на разгром германской армии. Он внес большой личный вклад в доведение войны до победного конца и по праву получил почетное прозвище «отец победы».

В послевоенной Франции широкий размах приобретает забастовочное движение. В «великих стачках» 1919 и 1920 гг. участвовало свыше 2 млн человек. Бастовали металлисты, текстильщики, горняки, сельскохозяйственные рабочие и многие другие. Всеобщая стачка железнодорожников продолжалась в течение всего мая 1920 г.

Бастующие требовали повышения заработной платы, установления 8-часового рабочего дня, признания коллективных договоров, а также выступали с лозунгами солидарности с Советской Россией. Кабинет Клемансо пошел на уступки трудящимся. Весной 1919 г. были приняты два закона, учитывающие главные требования забастовщиков. Один официально устанавливал 8-часовой рабочий день, другой - предоставлял профсоюзам право заключать коллективные договоры с предпринимателями.

Важнейшим направлением внешней политики правительства Клемансо была борьба против Советской России. Франция, Англия и США активно поддерживали белогвардейцев и осенью 1918 г. предприняли вооруженную интервенцию. В подписанном еще в декабре 1917 г. соглашении с Англией о разделе территории России на зоны влияния за Францией закреплялись Украина, Бессарабия и Крым. Англо-французский военный флот вошел в Черное море. Французские войска высадились в Крыму и на южном побережье Украины. Однако в апреле 1919 г. моряки французской эскадры, находившейся в Черном море, подняли восстание. Они потребовали прекращения интервенции и возвращения во Францию. Почти одновременно начались волнения во французских войсках в Одессе и Архангельске, а также во французских портах Тулон и Брест, служивших базами для снабжения интервентов. Кабинету Клемансо с трудом удалось подавить волнения. Но он был вынужден отозвать войска и отказаться от открытой интервенции. Многие участники восстания предстали потом перед судом, были осуждены и отправлены отбывать наказание в тюрьмы и на каторжные работы.

Франция на Парижской мирной конференции. Главным европейским событием 1919 г. стала работа Парижской мирной конференции. Она открылась в январе под председательством Клемансо и была призвана подготовить мирные договоры с Германией и ее союзниками.

Подписание мирного договора между Францией и Германией состоялось 28 июня 1919 г. в Версальском дворце под Парижем. Согласно договору, Франция возвращала себе Эльзас и Лотарингию. От Германии отделялась Саарская область и передавалась под управление Лиги наций сроком на 15 лет. Угольные шахты Саара переходили в полную собственность Франции «в возмещение разрушенных угольных копей на севере Франции». Левый берег Рейна оккупировался войсками Антанты на срок от 5 до 15 лет (в зависимости от района оккупации). Эта территория объявлялась демилитаризованной зоной. Такая же зона протянулась на 50 км вдоль правого берега Рейна.

Военные статьи Версальского договора разрешали Германии иметь армию не свыше 100 тыс. человек, вербуемых на добровольной основе и вооруженных легким оружием. Всеобщая воинская повинность отменялась. Вооружение немецкой армии танками, самолетами, тяжелой артиллерией не разрешалось. Ей также запрещалось иметь подводные лодки.

Отдельная статья Версальского договора возлагала на Германию всю ответственность за развязывание мировой войны. Поэтому она должна была возместить все убытки, причиненные гражданскому населению и имуществу стран Антанты. Речь шла в первую очередь о расходах на восстановление разрушенных районов, пенсиях инвалидам и пособиях для семей мобилизованных. До 1 мая 1920 г. Германия была обязана уплатить 20 млрд золотых марок валютой и товарами. Общая сумма контрибуций в договоре не определялась. Контроль за выплатами возлагался на союзную репарационную комиссию, председателем которой был делегат от Франции. При неуплате или в случае других нарушений Версальского договора страны Антанты могли ввести свои войска на территорию Германии.

В соответствии с решениями Парижской мирной конференции колониальные владения Германии и Турции перешли к победителям в форме «мандатов» Лиги наций на управление этими территориями. Франция получила «мандат» на часть немецких колоний Того и Камерун в Тропической Африке и на Сирию и Ливан по договору, заключенному с Турцией в августе 1920 г. Она вновь присоединила к своим владениям часть территории Конго, которая в 1911 г. была уступлена Германии.

Статут Лиги наций, основной целью которой являлось развитие сотрудничества между народами и гарантия их мира и безопасности, подписали 44 государства, в том числе 31 страна, сражавшаяся на стороне Антанты и 13 -не участвовавших в войне. В состав этой организации отказались войти США. Лига наций была призвана поддержать Версальскую систему международных отношений.

Правительство республики осуществило ряд важных мер во внутренней политики примеру в 1881-1882 годы были приняты законы об образовании. Согласно им, школа была отделена от церкви. Было обеспечено светское образование, внедрено обязательное бесплатное образование детей до 13 лет. В школах образование велось на основе специальных государственных программ.

В высших педагогических учебных заведениях была налажена подготовка учительских кадров. В программе обязательного образования для мальчиков были определены обязательные занятия гимнастикой. Этим преследовалась цель подготовки подростков физически зрелыми для будущей военной службы. Были открыты лицеи для девочек. В специальных высших учебных заведениях начали подготавливать женщин учителей. В 1884 году были приняты законы, разрешающие свободную деятельность и забастовки профессиональных союзов. Рабочие создавали свои профессиональные союзы и биржи труда, которые защищали интересы безработных.
Муниципальным советам было предоставлено право на избрание своих мэров. До этого они назначались центральной властью.

Политическое положение

В стране все больше укрепляла свои позиции республика. В 1876 году на выборах в Сенат республиканцы взяли верх. Президент Мак Магон, сторонник монархии, возглавлявший государство до этого времени, был вынужден уйти в отставку. Своеобразие внутренней политической жизни в этот период - это формирование многопартийности. Среди партий большой авторитет имели партии радикалов, социалистов и республиканцев.

Кроме того, в политической жизни Франции усилилась реакция против демократии. В частности, в стране началось широкое распространение идей национализма, шовинизма. Сторонники этих идей верили, что только сильная армия сможет вернуть Эльзас и Лотарингию. Во внутренней политической жизни Франции активизировалась деятельность анархистов и монархистов. Их целью было свержение существующей системы, и для достижения этой цели анархисты применяли террор как метод борьбы. В частности, ими была брошена бомба в здание парламента, вследствие чего было ранено 80 человек.

В 1894 г. был убит президент страны Сади Карно. Контрразведка Франции выяснила, что секретные сведения о военных силах страны передаются в Германию через шпиона. Спецслужбы стали подозревать капитана А. Дрейфуса, по национальности еврея, служащего в Генеральном штабе французской армии. Вскоре он был обвинен в шпионаже и привлечен к уголовной ответственности. На самом деле А. Дрейфус не был шпионом, но с помощью сфальсифицированных документов и подставных свидетелей было сфабриковано обвинение. Военный суд приговорил его к пожизненной ссылке. Политическая реакция воспользовалась «Делом Дрейфуса» для усиления антидемократической направленности в стране, для раздувания националистических, шовинистических настроений.

В стране были люди, верящие в невиновность А. Дрейфуса. Они продолжали поиски, чтобы раскрыть настоящего шпиона. И, наконец-то, настоящий шпион был разоблачен. Это был майор Генерального штаба Эстергази.

Однако Генеральный штаб и связанные с ним силы считали для себя большим позором предать огласке эту информацию. Но им не удалось скрыть ее. В 1897 году об этом писала пресса.

Все демократические силы Франции требовали пересмотра дела А. Дрейфуса. Силы, не желавшие огласки, организовали убийство подставного свидетеля. Эстергази удалось сбежать из Франции. Борьба вокруг «Дела Дрейфуса» продолжалась длительное время. Правящие круги были вынуждены выпустить А. Дрейфуса на свободу. Но он был освобожден не благодаря своей невиновности, а из-за «ухудшения здоровья». Только в 1906 году А. Дрейфус был полностью оправдан.

Изменения в экономической жизни

К началу XX века в стране установилась относительная политическая стабильность. Этого добились благодаря экономическому росту, начавшемуся с середины 90-х годов XIX в. В частности, по добыче железной руды в 1913 году Франция оставила позади США и Германию.

В промышленности быстрыми темпами стали развиваться новые отрасли (электротехника, автомобильная и химическая), в результате чего количество населения, занятого в промышленности, составило 36%. 40% населения было занято в сельском хозяйстве. В экспорте Франции первое место занимала шерсть, второе - хлопчатобумажная ткань, третье - шелковая ткань и четвертое место - вина. По вывозу капитала за границу Франция вышла на второе место после Англии. К 1914 году она выделила капитал России в размере 13 млрд франков, Англии и США - 5 млрд, государствам Южной Америки - 6 млрд франков. Эти вложения не только принесли очень большую прибыль в процентном отношении, благодаря им Франция приобрела политических союзников.

Социальное движение

Очень тяжелое положение было у французских трудящихся. Они были вынуждены трудиться по 10-12 часов в день, а иногда и по 14-16. Трудящиеся стали бороться за свои права. Очень важно было организовать движение рабочих. В 1880 году представители рабочих организаций создали Рабочую партию Франции. Рабочие начали создавать профессиональные союзы и биржи труда. Они заботились о безработных и участниках забастовок. Согласно Кодексу трудовых законов, стала выплачиваться компенсация за полученную на производстве травму. Был установлен один выходной день в неделю.

В 1910 году был принят закон о пенсии, в котором был установлен пенсионный возраст - 65 лет (в Германии и Англии этот показатель - 70 лет). В социальном движении существовали две основные тенденции. Одна из них - перестройка общества парламентским путем (посредством реформ), вторая - перестройка насильственным путем (вооруженным восстанием). Второй путь со временем потерял свое значение.

Анархизм (греч. anarchia - безвластие, безначалие) - течение, признающее только желание и волю отдельного лица, как руководителя, и отрицающее любую власть и государственный строй.
Шовинизм (фр. chauvinisme) - крайний национализм, направленный на разжигание национальной вражды и ненависти. Политическая реакция - сопротивляющаяся прогрессу политическая сила, сторонник сохранения старых социальных порядков.

Реальная власть оказалась в руках монархистов, составлявших большинство в Национальном собрании. Готовясь уничтожить республику, они расходились в вопросе о форме монархии. 24 мая 1873 года Тьера на посту президента заменил маршал Мак-Маон . К осени 1873 году все было подготовлено для восстановления монархии. Однако монархисты потерпели неудачу. 30 января 1875 года с перевесом в один голос Национальное собрание признало республику. Во Франции окончательно утвердился республиканский строй.

Конституция III республики устанавливала две палаты, вводила институт пожизненных сенаторов, расширяла полномочия главы государства. В декабре 1893 года было сформировано открыто правое правительство. Оно приняло законы, ограничивающие свободу печати, и произвело множество арестов. Франция оказалась на пороге гражданской войны. 15 января 1899 года был создан Комитет социалистического единства. 11 июля по призыву социалистов на улицы вышли тысячи парижан.

Это было могучее народное движение в защиту республики - таких могучих выступлений Франция не видала со времен революции. Вступление в борьбу многочисленных народных масс заставило реакцию отступить. 22 июля 1899 года было сформировано правительство «республиканской концентрации».

Франция в начале XX века

В начале XX века Франция (France) окончательно превратилась в страну монополистического капитала. Монополии стали основой хозяйственной жизни страны. Концерн «Шнейдер-Крезо», к примеру, объединял основные предприятия военной промышленности. Крупнейшим монополистическим объединением стала компания «Сен-Гобен». «Коми те де Форж» в начале XX века объединял около 250 металлургических компаний, производивших около 3/4 всего чугуна и стали во Франции.

Главной силой всей экономической и политической жизни страны стала финансовая олигархия. В это время во Франции особенно развивался вывоз капитала, который значительно преобладал над вывозом товаров. Монополистические объединения французских капиталистов принимали участие в борьбе международных монополий за экономический и территориальный раздел мира. Это позволяет говорить о том, что в начале XX века во Франции сложился ростовщический империализм. Французский капитал в основном вывозился в ссудной форме.

В частности, общая сумма дохода от процентов, полученных Францией по ее иностранным инвестициям, в 1918 году достигла 2300 миллионов франков. Развитие французского империализма приводило к усиленной концентрации банков, и в этом отношении Франция занимала 1-е место среди других государств. Три крупнейших ее банка - «Лионский кредит», «Генеральное общество» и «Национальная учетная контора» в значительной мере способствовали превращению Франции в государство-рантье.

В 1900 году во Франции начался экономический кризис. Он затронул прежде всего металлургическую промышленность. Производство чугуна с 1900 года по 1901 год упало на 12 %, добыча железной руды - на 11,1 %, производство стали - на 9 %. Кризис 1900 года вызвал сокращение экспорта Франции. С 1905 года последовал новый экономический подъем: начался процесс переоборудования французской металлургической промышленности и переход предприятий к использованию новейшей техники.

Быстрому росту французской металлургии в это время способствовали многочисленные русские военные заказы (русско-японская война) и железнодорожное строительство во французских колониях - Алжире, Индокитае и Западной Африке. Одновременно развивались машиностроительная и электротехническая промышленность, судостроение. Мировой кризис 1907 года во Франции проявился значительно слабее, чем в других крупных капиталистических странах, а с 1909 по 1914 год во Франции вновь наблюдался значительный рост промышленной продукции, в частности, металлургии.

Усиленно развивалась электрификация промышленности. К 1913 году в долинах Альп возник ряд новых электрометаллургических и электрохимических заводов. В начале XX века во Франции развивались такие новые отрасли промышленности, как производство электроэнергии, авиационная и автомобильная промышленность. По автомобилестроению перед первой мировой войной Франция вышла на 2-е место в мире.

Развитие промышленности во Франции сопровождалось значительным процессом концентрации производства, в частности, металлургической, горной, бумажной и полиграфической промышленности. Вместе с тем Франция отставала по концентрации производства от передовых капиталистических стран, оставаясь скорее аграрно-индустриальной: в 1911 году в сельской местности проживало 56 % населения, из которых 40 % занимались сельскохозяйственным трудом. В промышленности было занято только 35 % населения.

Статистические данные начала XX века представляют картину неустойчивого повышения урожайности и медленного технического прогресса французского сельского хозяйства. Накануне войны 1914-1918 годов по уровню урожайности пшеницы Франция стояла на 9-м месте в Европе. В области животноводства она отставала от других стран: на тысячу га сельскохозяйственной площади во Франции в 1912 года приходилось всего 262 головы крупного рогатого скота, тогда как в Германии на ту же площадь имелось 395, в Англии - 367, в Бельгии - 727 голов.

С начала XX века особенно усилился процесс классового расслоения во французской деревне: 71,2% земельной площади оказалось в руках всего 894 тысяч земледельцев, а на 84 % всех хозяйств приходилось лишь 28,8 % всей обрабатываемой земли. Процесс поляризации в деревне отчетливо проявлялся также в увеличении числа мелких землевладений - парцелл - при одновременном росте количества крупных землевладений.

Парцеллярный характер сельского хозяйства и усиленный вывоз капитала были одними из основных причин отставания французской экономики от других стран. Это отставание сказалось на уменьшении доли Франции в мировом промышленном производстве: в 1900 году- 7 %, в 1913-6%. Уменьшилась и роль Франции в мировой внешней торговле: в 1900 году на ее долю приходилось 9% всей мировой торговли, в 1913 году- 8%. Процесс замедления роста ряда отраслей экономики не коснулся однако военной промышленности, на которую систематически увеличивались ассигнования.

Рост военных расходов, замедление темпов экономического развития повлекли за собой ухудшение материального положения трудящихся масс. В начале XX века французские рабочие получали более низкую зарплату за равный труд, чем английские, американские и немецкие пролетарии. Одновременно происходил рост цен на предметы первой необходимости: с 1900 по 1910 года цены на молоко, мясо, картофель увеличились на 10-19%; повысилась стоимость квартир.

На выборах 1902 года победу одержали левые партии, которые привели к власти первый устойчивый кабинет радикалов во главе с Эмилем Комбом. Успеху радикалов во многом способствовала их прогрессивная политика, в основе которой были борьба с клерикализмом и отделение церкви от государства, установление светского образования, установление прогрессивного всеобщего подоходного налога, пересмотр конституции с целью демократизации учреждений, реформа армии и сокращение срока военной службы.

27 июня 1902 года правительство Комба издало декрет о закрытии 125 начальных школ, основанных Конгрегациями. 10 июля был издан закон о закрытии 3000 школ религиозных орденов. 7 июля 1904 года появился закон о повсеместном упразднении конгрегационистского преподавания на территории метрополии. В октябре 1904 года правительство Комба внесло проект закона об отделении церкви от государства. Несмотря на противодействие клерикалов и даже умеренных республиканцев, приведшее к отставке правительства Комба, этот закон был принят в 1905 году.

В Первую Мировую войну французские войска и армия понесли большие потери, северо-восток Франции был превращен в развалины, но несмотря на это Франция обрела европейскую власть. Начиная с 1919 года целью Франции было держать Германию как можно дальше от своей территории, была разработана система пограничной обороны и союзов. Но, к сожалению этого было недостаточно, и 10 мая 1940 года в начале Второй Мировой войны, нацисты атаковали и оккупировали Париж, итальянцы вступили с немецкими войсками. 10 июля 1940 года было создано правительство Виши (фр. Vichy Government). В августе 1944 года Франция, наконец, была освобождена войсками союзниками, и было создано временное правительство Шарля де Голля (фр. Charles de Gaulle). Четвертая республика образовалась 24 декабря 1946 года. Франция вступила в НАТО.

Но в Мае 1968 года многие бурные студенческие протесты и забастовки работников завода подорвали правительство Шарля де Голля. На следующий год политика де Голля была изменена его преемником Жоржем Помпиду (фр. Georges Pompidou) на политику невмешательства по отношению к внутренним экономическим вопросам. Консервативный, про бизнес-климат способствовал выбору Валери Жискара д"Эстена (фр. Valery Giscard d"Estaing) в качестве президента в 1974 году.

На президентских выборах 1981 года победил социалист Франсуа Миттеран (фр. Francois Mitterrand). В первые два года правительства образовалась 12% инфляция и девальвация франка. В 1995 году избран новый президент Жак Ширак (фр. Jacques Chirac). Французские лидеры все чаще связывают будущее Франции для дальнейшего развития Европейского союза. Франция является одним из партнеров-основателей Европейского союза, а также крупнейшим участком всех партнеров. За срок пребывания в качестве президента, Миттеран подчеркивал важность европейской интеграции и выступал за ратификацию Маастрихтского договора (фр. Maastricht Treaty) на европейском экономическом и политическом союзе с французскими избирателями узко утвержденного в сентябре 1992 года.

Франция является развитой страной с шестой по величине экономикой в мире. Ее основные идеалы выражены в Декларации о правах человека и гражданина. Франция также является членом-основателем Организации Объединенных Наций и членом Латинского союза, стран французского языка и большой восьмерки. Франция входит в пятерку постоянных членов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, обладая правом вето, а также являясь признанной ядерной державой. Она считается одной из великих держав после Второй мировой войны. Франция является наиболее популярным международным туристическим объектом в мире, которую посещает ежегодно свыше 75 миллионов иностранных туристов.

С 1981 по 1995 президентский пост занимал социалист Франсуа Миттеран .

С 17 мая 1995 президентом Республики стал Жак Ширак . Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий. В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, один из руководителей ОПР Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

План Жюппе встретил энергичное противодействие. Все профсоюзы, объединявшие рабочих и служащих государственного сектора, объявили забастовку, которая постепенно охватила подавляющее большинство работников государственных служб: железнодорожников, электриков, почтовых служащих, персонал метро. К ним присоединились студенты, требовавшие увеличения кредитов на образование и гарантий трудоустройства после окончания учёбы. Во многих городах состоялись массовые демонстрации в поддержку бастующих. В общей сложности в забастовках и демонстрациях, продолжавшихся почти месяц, участвовало около 2 млн человек. Правительству пришлось отменить план Жюппе; его популярность стала быстро падать.

Выборы 1997 года . Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые ещё не потеряли доверия большинства избирателей. В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами.

Левые партии, обещавшие покончить с безработицей, создать 700 тыс. новых рабочих мест и сократить рабочий день до 35 часов в неделю, собрали 42 % голосов избирателей, а ОПР и СФД -- 36,2 %. За социалистов проголосовало более 25 % избирателей, за коммунистов -- немногим менее 10 %. Выступавший особняком Национальный фронт собрал более 15 % голосов -- самый лучший результат в его истории, -- но поскольку ни одна партия не хотела блокироваться с ним во втором туре, в парламент прошёл лишь один депутат Национального фронта. Вместе с другими левыми группами социалисты и коммунисты получили прочное большинство в парламенте. политический франция ширак миттеран

В сложившейся обстановке Ширак, -- по примеру Миттерана, -- использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. После 13-летнего перерыва в него снова вошли коммунисты, получившие три второстепенных министерских портфеля из 27: министра промышленного оборудования, транспорта и жилищного строительства; министра молодёжи и спорта; заместителя министра по туризму. Основные посты в правительстве заняли социалисты. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы, осуществить переход к 35-часовой рабочей неделе. Вскоре был увеличен минимум заработной платы и пособия для школьников; начался переход к 35-часовой рабочей неделе.

Экономическое развитие Франции ускорилось до 3-4 % в год, инфляция уменьшилась до 1% в год. В 1997 г. объём промышленного производства на 55 % превысил уровень 1974 г. и более чем в пять раз превзошёл довоенный уровень, однако массовая безработица сохранилась.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского союза и Североатлантического пакта . С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») -- сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН .

24 сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведён референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса избирателей -- почти 70 % из них не участвовали в голосовании, поставив рекорд неучастия в выборах. 73 % от числа голосовавших высказались за ограничение срока полномочий президента пятью годами, и новый закон о сроках полномочий президента вступил в силу.

Выборы в мае 2007 года принесли во втором туре победу лидеру голлистской партии, экс-министру внутренних дел (2002--2007)Николя Саркози .

В июле 2008 года президент Саркози выдвинул проект конституционной реформы, которая получила поддержку парламента. Эта реформа Конституции стала самой значительной за время существования Пятой республики: поправки были внесены в 47 из 89 статей документа.

Развитие промышленности во Франции сопровождалось значительным процессом концентрации производства, в частности, металлургической, горной, бумажной и полиграфической промышленности. Вместе с тем Франция отставала по концентрации производства от передовых капиталистических стран, оставаясь скорее аграрно-индустриальной: в 1911 году в сельской местности проживало 56 % населения, из которых 40 % занимались сельскохозяйственным трудом. В промышленности было занято только 35 % населения.

Статистические данные начала XX века представляют картину неустойчивого повышения урожайности и медленного технического прогресса французского сельского хозяйства. Накануне войны 1914-1918 годов по уровню урожайности пшеницы Франция стояла на 9-м месте в Европе. В области животноводства она отставала от других стран: на тысячу га сельскохозяйственной площади во Франции в 1912 года приходилось всего 262 головы крупного рогатого скота, тогда как в Германии на ту же площадь имелось 395, в Англии - 367, в Бельгии - 727 голов.

С начала XX века особенно усилился процесс классового расслоения во французской деревне: 71,2% земельной площади оказалось в руках всего 894 тысяч земледельцев, а на 84 % всех хозяйств приходилось лишь 28,8 % всей обрабатываемой земли. Процесс поляризации в деревне отчетливо проявлялся также в увеличении числа мелких землевладений - парцелл - при одновременном росте количества крупных землевладений.

Парцеллярный характер сельского хозяйства и усиленный вывоз капитала были одними из основных причин отставания французской экономики от других стран. Это отставание сказалось на уменьшении доли Франции в мировом промышленном производстве: в 1900 году- 7 %, в 1913-6%. Уменьшилась и роль Франции в мировой внешней торговле: в 1900 году на ее долю приходилось 9% всей мировой торговли, в 1913 году- 8%. Процесс замедления роста ряда отраслей экономики не коснулся однако военной промышленности, на которую систематически увеличивались ассигнования.

Рост военных расходов, замедление темпов экономического развития повлекли за собой ухудшение материального положения трудящихся масс. В начале XX века французские рабочие получали более низкую зарплату за равный труд, чем английские, американские и немецкие пролетарии. Одновременно происходил рост цен на предметы первой необходимости: с 1900 по 1910 года цены на молоко, мясо, картофель увеличились на 10-19%; повысилась стоимость квартир.

На выборах 1902 года победу одержали левые партии, которые привели к власти первый устойчивый кабинет радикалов во главе с Эмилем Комбом. Успеху радикалов во многом способствовала их прогрессивная политика, в основе которой были борьба с клерикализмом и отделение церкви от государства, установление светского образования, установление прогрессивного всеобщего подоходного налога, пересмотр конституции с целью демократизации учреждений, реформа армии и сокращение срока военной службы.

27 июня 1902 года правительство Комба издало декрет о закрытии 125 начальных школ, основанных Конгрегациями. 10 июля был издан закон о закрытии 3000 школ религиозных орденов. 7 июля 1904 года появился закон о повсеместном упразднении конгрегационистского преподавания на территории метрополии. В октябре 1904 года правительство Комба внесло проект закона об отделении церкви от государства. Несмотря на противодействие клерикалов и даже умеренных республиканцев, приведшее к отставке правительства Комба, этот закон был принят в 1905 году.

Источник: http://o-france.ru/frantsiya-v-nachale-xx-veka.html.

  • франция в начале 20 века
  • франция в 20 веке
  • франция в 20 годы 20 века
  • в франция в 20 веке
  • покажите на карте колонии франции в начале 20 века
  • в начале xx века

франция в начале 20 века

Уже с первых годов 20-го столетия Франция окончательно стала считаться монополистической и капиталистической страной. Хозяйственная жизнь страны стала основываться на монополии. Это можно увидеть на примере концерна «Шнейдер-Крезо», который смог объединить все военно-промышленные предприятия, считавшиеся основными. А звание самого крупного монополистического объединения получила компания с названием «Сен-Гобен». Металлургическая компания «Коми те де Форж» в это же время в своем составе имела примерно 250 коммерческих единиц, которые производили 75% от всего изготавливаемого во Франции чугуна.
Что касается экономики и политической деятельности страны в данный период времени, то главной силой в этих сферах стала олигархия. Причем особенно был развит вывоз не товаров, а самого капитала. Судя по тому, как здесь развивалась борьба по экономическому и территориальному разделу мира среди международных монополий и монополистических объединений капиталистов Франции, можно сделать вывод о том, что в начале ХХ века в этой стране процветал империализм ростовщиков. Государственный капитал вывозился, в основном, в качестве ссуд.
Благодаря иностранному инвестированию, совершаемому Францией, сумма дохода от полученных процентов уже в 1918 году составила более 2,3 тысяч миллионов в местной валюте (франк). Из-за развития империализма, концентрация банков была весьма усилена, благодаря чему страна завоевала первенство. Франция стала рантье-государством в большой мере благодаря трем своим самым крупным банкам – «Лион кредит банк», «Генеральное общество» и «НУК».
Но в начале 1900 года начался кризис в экономике страны, который в первую очередь задел металлургическую отрасль. В течение года чугунное производство уменьшилось на целых 12%, железорудная добыча – на 11,1%, а сталь – 9% от всей выработки. Также был сокращен и экспорт. Но в 1905 году произошел подъем, Французская металлургическая промышленность начала переоборудоваться, выбрав путь использования новых технологий и современной техники.
Этому процессу поспособствовали в основном военные многочисленные заказы из России (тогда происходила война между ней и Японией), а также производство железных дорог в колониальных странах (Алжир, Индокитай, Западная Африка). Параллельно этому также развивалась промышленность в области электротехники (все это, кстати, потом помогло Франции в меньшей мере ощутить мировой кризис 1907 года, чем остальным капиталистическим государствам), машиностроения, судостроения.
В первой половине 20-го столетия, в этой стране получило свое развитие электроэнергетическая промышленность, а также авиация и автомобилестроение (по которому перед началом II Мировой Франция заняла второе место).
Но, не смотря на всю производительную концентрацию в сфере металлургии, горной промышленности (а также бумажной и полиграфической), Франция отставала от других передовых стран-капиталистов. Она все же оставалась в большей степени аграрно-индустриальным государством: сельское население в 1911 году составило 56%, 40% из которого занималось хозяйственным трудом, в то время как промышленностью занималось лишь 35% от всего населения.
Франция в начале 20 века характеризовалась усилением процесса расслоения по классам и поляризации во французских деревнях, что проявлялось в увеличении количества парцелей (мелкие землевладения) одновременно с крупными участками.
Французская экономика стала отставать именно из-за парцеллярного характера, присущего сельскому хозяйству, что сказалось и на доли государства в мировой промышленности, которая в 1900 году уменьшилась на 7%, а 1913-м на 6% от всего производства. Также Франция потеряла свое лидирование на мировой арене касательно внешней торговли на 1%. Однако на военную промышленность практически ничего не оказало своего влияния для того, чтобы замедлить ее развитие и рост. Для этого именно этой отрасли экономики уделялась большая часть всех выделяемых ассигнований.
Однако рост расходов в военной сфере сказался на жизни простых трудящихся людей. В то время рабочие получали зарплату ниже, чем например такие же рабочие в Англии, Америке и Германии. Также в период 1900-1910 гг. повысились цены на то, что людям было необходимо для жизни в первую очередь, а именно: молоко, мясо и картофель, а также жилье (особенно квартиры).
Благодаря тому, что в 1902 году выборы были выиграны левыми партиями, к власти пришли команда радикалов Эмиля Кобома. Они проводили прогрессивную политику, боролись с клерками и разделили деятельность церкви и государства, как единого целого, установили светское образование, пересмотрели конституцию для того, чтобы как можно в большей степени демократизировать учреждения, реформировать армию и сократить срок службы в ней. Также ими были произведены большие положительные изменения в сфере налогов.

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости . не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Навигация

Источник: http://www.istmira.com/drugoe-noveyshee-vremya/7398-franciya-v-nachale-20-veka.html

франция в 20 веке

Франция в 20 веке

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu

Источник: http://xreferat.com/35/2962-1-franciya-v-20-veke.html

франция в 20 годы 20 века

Франция в 20 веке

Однако в целом победа в 1 мировой войне усилила французский империализм и выдвинула его на первое место в Западной Европе. После поражения Германии Франция оказалась самой сильной военной державой на Европейском континенте.

Таким образом под влиянием первой мировой войны в экономике Франции происходят большие структурные сдвиги. Правительство, активно используя механизм государственного регулирования хозяйством и предпринимая шаги по восстановлению промышленности, разрядке социальной напряженности, уделяло особое внимание тяжелой индустрии, выводу страны из кризисного положения.

Экономическое развитие Франции в период между двумя мировыми войнами носило крайне неравномерный характер. Периоды оживления, подъема и стабилизации экономики сменялись экономическими потрясениями, которые резко ухудшали экономическую и социально-политическую обстановку в стра-не. В этих условиях экономическая политика правящих кругов была направлена на усиление государственного вмешательства в народное хозяйство Франции. Государственное регулирование помогло французской буржуазии найти выходы из сложнейших социально-экономических ситуаций н избежать катастрофы с помощью реформирования и модернизации капитализма.

После окончания второй мировой войны Франция столкнулась с рядом экономических и политических проблем. С целью выхода из сложившейся ситуации в стране была проведена частичная национализация, увеличился приток капиталовложений в национальную промышленность. К концу 40-х гг. экономика страны была восстановлена. Франция присоединилась к "плану Маршалла", что в известной степени ограничило ее суверенитет, но позволило модернизировать производственный потенциал.

Развитие французской экономики шло под воздействием научно-технической революции. Усилились тенденции государственно-монополистического капитализма, определяющую роль стал играть промышленный капитал. Изменилась структура экономики, были модернизированы ее основные отрасли. Активное участие Франции в экономической интеграции позволило значительно интенсифицировать внешнеторговые связи. Объем внешней торговли в 4 раза превысил довоенный уровень. К 1965 г. Франция ликвидировала свою задолженность США и вновь стала страной-кредитором, занимая третью (после США и Англии) позицию в мирена экспорту капитала.

В 70-е гг. экономическое положение Франции в мире, если судить по основным статистическим показателям, доле в мировом производстве и торговле, оставалось относительно стабильным и не претерпело радикальных перемен. Страна прочно вошла в пятерку крупнейших капиталистических государств и в экономическом отношении заняла положение второй после ФРГ западно-европейской державы.

В начале 80-х гг. в ряде развитых капиталистических стран обострилась экономическая ситуация, что не могло не сказаться на положении французское экономики. Взлет доллара в 1981-1982 гг. привел к росту торгового дефицита Франции, составившего в 1981 г. 65 млрд франков, а в 1981 г. - более 92 млрд. Резко ухудшился платежный баланс страны, пошатнулись позиции франка. Кризис обусловил рост безработицы и цен на потребительские товары, обострились многие социальные проблемы.

В октябре 1981 г. правительство П.Моруа вынуждено было девальвировать франк на 3%, в июне 1982 г. - еще на 10% по отношению к западногерманской марке и на 5,75 % по отношению к большинству остальных валют Европейской валютной системы.

Перестройка производственной структуры Франции в начале 80-х гг. опиралась не только на национализированный сектор, но и на создание значительного числа сравнительно небольших частных предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансирование и связанный с ним риск должны были взять на себя национализированные банки.

Последняя часть либеральных реформ - дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия.

Всего в короткий срок новое правительство подготовило примерно 30 законопроектов, позитивно повлиявших на состояние экономики Франции во второй половине 80-х гг. В 1986-1989 гг. в стране наблюдался экономический подъем. Ежегодный прирост валового внутреннего продукта составил в среднем около 3 %, промышленного производства - 4 %.

Однако к началу 90-х гг факторы роста исчерпали себя. Первые признаки замедления подъема наметились уже весной 1990 г. Из-за резкого уменьшения инвестиционного спроса предприятий, замедления роста личного потребления населения и экспорта продукции в европейские страны кризис с весны 1992 г. еще более усилился. Осенью 1992 г. экономическая ситуация в стране снова ухудшилась из-за снижения мировых цен на некоторые товары ее экспорта.

Только с конца 1993 г. экономическая ситуация стала улучшаться. Правительством была развернута программа оживления экономики, которая предусматривала, в частности, расширение общественных работ, жилищное строительство, меры по стимулированию роста производства и предотвращению увеличения безработицы.

В результате в 1995 г. увеличились темпы роста внутреннего валового продукта, капиталовложений, личного потребления. Возросло количество рабочих мест, инфляция уменьшилась до 1,8 % в год.

Огромное воздействие на экономическое развитие Франции оказало ее участие в Европейском экономическом сообществе.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Источник: http://topref.ru/referat/59146.html

в франция в 20 веке

Домашние мельницы

Для помола зерновых и других продуктов в домашних условиях - домашние мельницы. Размалывают пшеницу, рожь, гречку, лущеный ячмень, овес, просо, рис, кукурузу, горох. Разная степень помола, можно приготовить цельную муку. Магазин домашних мельниц.

Садоводам-огородникам

Рекомендуем для садоводов и огородников - книги Курдюмова. Умный сад, Мастерство плодородия, Формировка вместо обрезки, Защита вместо борьбы, и другие книги, которые просто обязан прочитать каждый огородник !

Раздел сайта о камнях и украшениях - Самоцветы.

Список мыловаров - кто торгует мыльной основой и товарами для мыловарения в России.

Комнатные растения

В России в настоящее время выходит серия журналов Комнатные растения от А до Я - это возможность собрать уникальную энциклопедию. Цветоводы-любители, не проходите мимо!

Косметика и украшения


TreeLand.ru, 2000- - интернет-ресурс о доме и семье . О комнатных растениях, ландшафтном дизайне, мыловарении, пермакультуре, природном земледелии, о садах, выращивании растений и цветов, о натуральных камнях-самоцветах, качественных товарах для дома, хороших книгах, а также о качественной косметике - как по уходу, так и декоративной. Личный опыт людей, проживающих за городом, обзоры и рекомендации .

Экономика Франции 20 века

XX век внес огромные изменения в жизнь стран и народов. Но трудно найти среди крупных индустриальных стран такие, где перемены в политической и экономической сферах были столь же значительны, как во Франции. За истекшее столетие дважды реформировалось ее политическое устройство (от III Республики к V). Резко изменилось геополитическое положение: из метрополии гигантской колониальной империи Франция превратилась в один из «моторов» западноевропейской интеграции, вошла в военно-политический альянс с другими странами Запада, в том числе с Германией, прежде своим основным противником.

Не менее существенные перемены претерпела французская экономика, все более интегрирующаяся в мировое хозяйство и вынужденная потому постоянно приспосабливать основные направления и параметры своего развития к его требованиям. Важнейшими итогами ХХ века стали радикальная модернизация экономики - от аграрно-индустриальной к индустриально-аграрной структуре, затем к экономике услуг и модификация варианта участия в мирохозяйственных связях - от вывоза ссудного капитала к вывозу промышленных товаров с постепенным усилением акцента на изделиях высокой степени обработки, а с начала 80-х годов - к массовому экспорту производительного капитала. Перемены шли рука об руку с коренной трансформацией национального хозяйственного механизма. Впрочем, в силу действия ряда факторов, в том числе внешнеэкономических, этот процесс во Франции отличался заметной спецификой, которая начала исчезать лишь в самое последнее время.

Западная Европа занимает особое место в мировом хозяйстве. На ее долю приходится 28% совокупного ВВП и 7% населения мира. Западная Европа включает в себя 25 стран, которые отличаются друг от друга размерами территории, численностью населения, природными ресурсами, экономическим и научно-техническим потенциалом.

Страны Западной Европы принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения 2-44 места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности западноевропейские страны делятся на несколько групп. Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые в промышленном отношении страны ФРГ, Францию, Италию и Великобританию, которые сосредотачивают 50% населения и 70% валового внутреннего продукта. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.
Франция - одна из ведущих западных держав - принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы (территория 551 тыс. кв км, население 57 млн. чел. из них работающих - 25.4 млн. чел.). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

Общие тенденции экономического развития Франции

Современная французская экономика - одна из наиболее мощных в мире. На рубеже XX и XXI вв. Франция занимает среди ведущих стран Запада 5-е место в мире по душевому ВВП, 5-е - по удельному весу в мировом промышленном производстве, 4-е - по доле в мировом экспорте, однако по уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу).
Процессы, имевшие место в экономике в течение «тридцати горестных лет» (так во французской экономической прессе часто именуют период с начала 70-х до конца 90-х годов), имели неоднозначный характер.
В начале 60-х годов, в момент развертывания НТР и западноевропейской интеграции, Франция полностью потеряла зарубежные владения. Необходим был новый источник роста, каковым в новых мирохозяйственных условиях могла быть только промышленность. Это требовало срочной коренной структурной перестройки - преодоление отставания промышленного сектора, в частности тяжелой индустрии. Особенно динамичной индустриализация была во второй половине 60-х - начале 70-х годов. Однако и в эти годы Франция уступала Германии и Японии по динамике промышленности и экономики, по масштабам и глубине происходивших в них изменений. В начале 70годов страна невыгодно отличалась от основных конкурентов более низким уровнем концентрации, завышенным удельным весом аграрного сектора в ресурсах, производстве, экспорте, относительной структурной слабостью промышленности и промышленного экспорта с их повышенным значением легких и материалопроизводящих отраслей.
Следствием этих факторов стала недостаточная конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках, что в макроэкономическом плане выливалось в долгосрочное неравновесие торгового баланса, слабость национальной валюты, хроническую инфляцию.

Диспропорции в экономике Франции в полной мере проявилиссь со скачком цен на энергоносители и резким падением мирового спроса в первой половине 70-х годов. Трудности испытывали все страны Западной Европы, но во Франции процессы преодоления и нового приспособления оказались особенно затянувшимися и тяжелыми. Причины - двоякие:
· некоторые диспропорции (структурная слабость промышленности, завышенные трудозатраты) были острее, чем в ряде других стран;
· не были согласованы действия основных производственных агентов; каждый из них решал свои собственные задачи и действовал собственными методами, которые зачастую противоречили друг другу, тормозя общий ход развития.

Эти моменты особенно четко прослеживались в первое послекризисное десятилетие. После 1973 г. не только наблюдался перелом тенденции роста и обострение всех макропроблем, но произошло и троекратное падение прибыльности компаний. Предпринимателям пришлось восстанавливать ее практически в одиночку. На макроуровне в это время решались исключительно проблемы поддержания докризисных динамики потребления и уровня занятости, что в условиях низких темпов роста способствовало лишь дальнейшему повышению удельных трудозатрат.

До начала 80-х годов чем больше сокращалось производство, тем сильнее увеличивалась безработица и падали темпы потребления, тем активнее боролось с их проявлениями государство, что лишь ухудшало ситуацию. Предприятия сократили инвестиции, но справиться с задолженностью и существенно повысить прибыльность не смогли.