Чтобы «добро» в гараже не мешало перемещению требуется каким-то образом организовать его хранение. Наиболее удобны стеллажи для гаража. При наличии достаточного пространства, их можно сделать на всю стену или даже на несколько стен. Если же внизу места нет, придется перебираться наверх — делать полки под потолком. Не самый лучший вариант, но порой единственный. И все же стеллажи в гараже стоящие на полу, более безопасны, особенно если их надежно прикрепить к стене (во избежание неприятных ситуаций).
Стеллажи для гаража делают из дерева и металла. Деревянные большей частью неразборные — на гвоздях и саморезах. Установлены они обычно стационарно, закреплены к стене. Стеллажи из металла могут быть сварены. Тогда они неразборные. Есть стеллажи на болтовых соединениях. Эти конструкции мобильны, могут при необходимости разбираться. Их недостаток — недостаточная жесткость, так как всегда в таком соединении присутствует некоторый люфт. Чтобы сделать конструкцию более устойчивой, ее крепят к стенам. Для этого к крайним стойкам можно приварить (прикрепить на болтах) металлические пластины с отверстием. В это отверстие вогнать костыль (предварительно засверлив в стене отверстие немного меньшего диаметра).
Один из вариантов — каркас из профильной трубы и полки из фанеры
И сварные, и болтовые стеллажи для гаража исправно служат, но чаще встречаются сварные конструкции. Разборный вариант выбирают в двух случаях. Первый — возможен переезд в другой гараж и все оборудование надо будет перевозить, а весит конструкция сотни килограмм, так что целиком ее перемещать проблематично. Второй — нет возможности или желания использовать сварку (если стеллажи для гаража делают своими руками). Остальные обычно предпочитают сварные — они более устойчивы и при наличии опыта сварки собирается быстрее.
В продаже еще встречаются металлические стеллажи из перфорированных уголков. Они тоже мобильны и могут разбираться, но соединяются они при помощи крючков (на поперечинах) и пазов (на стойках). Такие системы хранения удобны — можно переставлять полки на желаемую высоту. Их минус — дорого.
Конструктивно стеллажи для гаража состоят из стоек, перекладин и полок. Иногда, для увеличения жесткости, на задней стороне делают еще поперечные затяжки — две стальные полосы, приваренные/прикрученные к крайним стойкам по диагонали. Они компенсируют боковые нагрузки увеличивая общею устойчивость и надежность.
Размеры — высота и глубина полок — выбираются практически произвольно — в зависимости от того, что вы предполагаете хранить. Единственное что надо подбирать аккуратно — длину пролета — расстояние между стойкам в одной секции. Оно зависит от жесткости материала, который вы решите использовать: полки даже при полной нагрузке не должны прогибаться. Для тяжелых вещей/предметов длинна пролета — около 1,5 метров, если нагрузка будет не слишком большой, расстояние можно увеличить до 2 метров, но больше делать однозначно не стоит. Если нужен стеллаж для гаража большей длины, ставят промежуточные стойки, расстояние между которыми все равно не может быть больше 2 метров.
Несколько слов о высоте полок в стеллаже. Самая нижняя полка может быть приподнята от уровня пола на 50-70 см (даже больше при желании). Сюда обычно ставят самые тяжелые предметы. Остальные полки можно делать на разной высоте, 30 см — это неудобно и непрактично. Вообще, оптимально на полку должна становиться 1,5 литровая пластиковая бутылка, а это 35-37 см. Такое расстояние удобно для использования.
Как уже говорили, стеллажи для гаража делают из древесины и металла. Деревянные легче по весу, с древесиной работать проще, но они выдерживают не такие большие нагрузки. Металлические более тяжелые (тяжелее в разы), но на них можно уложить и слона.
Есть еще вопрос цены. Металлопрокат нынче совсем не дешев. Если все покупать на рынке или в магазине, по цене вам один стеллаж (вместе с расходниками) обойдется практически в такую же сумму, как и готовый. Единственный реальный способ сэкономить — купить металл на металлобазе целыми хлыстами (бывают по 6 м и 12 м), а потом нарезать на отрезки нужной длинны. Нарезка может быть прямо на базе, вам придется дополнительно оплатить услуги, но суммы совсем небольшие. В таком случае вам удастся сократить расходы примерно на 20-30%.
Пиломатериалы по сравнению с металлом стоят меньше. Но не думайте, что затраты буду небольшими: вам придется покупать сортовую древесину без сучков, а это класс «элит» или «премиум» с соответствующим ценником. Так что очень дешево не получится.
Условия эксплуатации в гараже далеко не самые лучшие — повышенная влажность, мороз, попеременное размерзание/замерзание, временами — жара. Не очень хорошо для древесины. Потому весь материал перед работой необходимо обработать антибактериальными и защитными составами. Берите средства для древесины для наружных работ, так как условия в неотапливаемом гараже больше на них похожи. Можно подобрать такое средство, которое одновременно тонирует обрабатываемую поверхность и ваше изделие можно будет не красить. После обработки материалы просушивают и только после этого начинают работу.
При соединении частей деревянного стеллажа можно использовать стандартные для плотников способы — в четверть или вполулапу. Если это для вас сложно, можно прибивать и встык, а для усиления соединений использовать металлические уголки и/или накладные пластины.
Еще момент: соединять лучше на гвозди, а не на саморезы. Более устойчиво получается, меньше соединения «разбалтываются». Если выбрали вариант с усилением пластинами, их можно крепить на саморезы.
Теперь по размерам: для стоек используют обычно брус 50*50 мм, для перекладин можно использовать тот же брус или чуть тоньше — 50*30 мм. Настил делают из:
Наиболее дешевые — доска и фанера. Ламинированный ДСП значительно дороже, но его не надо красить, а это — хороший плюс. Чтобы не тратить очень много, можно на базах брать первые и последние листы в пачке — они поцарапанные и идут значительно дешевле.
Деревянный стеллаж в гараж — чертеж с размерами
Еще момент: у полок из ДСП остается открытым боковой срез. Если его не обработать, при повышении влажности стружка будет разбухать, полка станет коробиться. Чтобы этого не произошло, промажьте края силиконом. С такой обработкой ничего с ДСП не случится.
Если вы решили сделать металлические стеллажи для гаража, выбор материалов шире — есть два варианта металлопроката, плюс стандартные решения для складских помещений (перфорированные уголки). Также использовать можно металлические части, предназначенные для других целей — например, подойдут стальные кабель-стойки или кабель-каналы, которые используются в связи.
Кабель-каналы и полки — удобно и не очень дорого
Итак, из чего делают каркас металлического стеллажа в гараж:
Настил на полки делают из тех же материалов, что и для деревянного стеллажа (доска, фанера, ОСП, ДСП), только иногда добавляются еще нестандартные варианты, которые с деревянным каркасом используют резко из-за высокой массы — листовой металл.
Оптимальной для большинства регионов остается доска — надежный, не очень дорогой материал. Брать надо половую, без сучков (с минимумом сучков) толщиной от 21 мм. Обработать антисептиками, затем покрасить.
Плюс металлических полок — высокая надежность при малой толщине, минусы — цена, масса и «громкость». Их также надо красить, только сначала очистить от ржавчины, затем пройтись преобразователем ржавчины и грунтом, затем — красить и желательно в два слоя. Также, кстати, надо обрабатывать и металлический каркас. Тогда стеллаж в гараже не будет ржаветь.
Стеллажи из металла могут свариваться или собираться на болты. Со сваркой обычно вопросов не возникает. Если используется уголок, соединять можно внахлест — разница в 3-5 мм при укладке полок незаметна. При желании, можно вырезать лишнее в одной из полочек, сварить встык, но подрезка занимает много времени, а особой разницы вы все равно не увидите.
Со сборкой каркаса для стеллажа на болтах порядок такой: сначала собирают отдельно квадраты боковин и полок, затем их скручивают вместе. На каждое соединение желательно не менее двух болтов — для большей жесткости (меньше люфтит).
Если своими руками собираются стеллажи для гаража из профильной трубы, порядок работы другой. Сначала собирают боковины, к ним крепят короткие поперечины. Получаются два прямоугольника с перекладинами. Потом они соединяются поперечинами.
Как можно сделать соединения смотрите на фото. В одном случае сварка все-таки нужна — приварить «подпяточник», в другом можно обойтись без нее — вырезать «уши», загнуть и за них цеплять.
Есть еще один способ — специальные краб-системы. Это металлические пластины со сформованными под профиль выемками. В пазы закладываются трубы, потом две пластины стягиваются болтами.
Очень большие нагрузки такое соединение вряд ли выдержит, зато есть неоспоримы плюс — не надо сверлить кучу отверстий в металле. В профилированной трубе это, безусловно, проще, чем в толстостенном уголке, но все равно отнимает много времени и сил.
Кстати, болты используются М8 или М6, соответственно под них требуются большие отверстия. Проще сначала просверлить тонким сверлом, затем расширить до нужного размера толстым. Но даже при таком порядке вам понадобиться солидное количество сверл. Чтобы они меньше перегревались и реже ломались, рядом поставьте банку с водой, туда опускайте периодически сверло.
В гараже нужен не только стеллаж, но еще необходим верстак и стенд для ручного инструмента — всевозможных ключей и другой мелочевки, которой много и придумать какое-то определенное удобное место хранения сложно.
Верстак можно сделать по центру стеллажа. Это удобно — все необходимое будет под рукой, не придется постоянно ходить к полкам.
Верстак может быть частью системы, а можно сделать два отдельных модуля, между которыми установить требуемый стол. Если такое расположение не понравится, можно будет поменять конфигурацию — хоть углом поставить.
Что касается стенда для инструмента. Есть заводской вариант — перфорированный лист металла с навешиваемыми на него держателями. Идея очень неплоха за исключением цены.
Как обычно, есть и несколько самоделок (какой же гараж без них) на ту же тему. Идеи просты в исполнении, может, не настолько элегантны, но удобны:
И при желании, все это можно поставить на колеса — сделать стенд для инструмента передвижным. Это а тот случай, если в теплое время года вы предпочитаете работать с машиной на улице.
Ну, и для вдохновения…чтобы вообще все инструменты были на месте))
По выбору материала:
Достоинства:
Недостатки:
Достоинства:
Недостатки:
Справка: Для крепления полок к вертикальной поверхности используют различного вида кронштейны, проушины, резьбовые шпильки, болты с шайбами, анкеры и даже мебельные навесы.
По конструктивным особенностям:
По типу крепежа полки бывают:
По функциональному назначению:
Как сделать своими руками полки в гараж
— фото варианты:
Наиболее востребованы и просты в изготовлении подвесные конструкции, которые могут опоясать стены гаража, решив проблему хранения самых разных предметов. Главное требование к полке : она не должна провисать под тяжестью груза, устроена так, чтобы обеспечить удобство доступа и безопасность на проходе.
Подвесной вариант не рассчитан на вес более 15 кг на 1 метр конструкции . Поэтому существуют рекомендации целесообразных пропорций:
Важно: Рост хозяина - критерий выбора уровня размещения для этого вида хранения. Полка, установленная выше подбородка, затруднит её использование.
Хорошо, когда продумана возможность:
Замена старой конструкции на новую требует обновления креплений : крепления б/у могут повредить надёжности изделия.
Обратите внимание на чертеж полки в гараж своими руками:
Многие хранят в гараже не только автомобиль, но и запчасти, инструменты и даже консервацию. Иногда в самом просторном помещении все труднее найти нужный предмет. Пришло время организовать пространство и расположить вещи по своим местам. Можно отправиться в магазин и купить красивые и удобные стеллажи, щиты, столы со множеством ящиков. Но если есть болгарка, дрель, сварочный аппарат, то делают полки в гараже самостоятельно.
Не все инструменты из перечисленных пригодятся. Даже металл необязательно соединять сваркой, ее заменят болты. Кроме того, есть еще доступный и легкий в работе материал – дерево. Многие предпочитают иметь дело с ним или комбинировать. Вариантов создания системы хранения множество. Необязательно точно повторять предложенные, можно взять идею и приспособить к своим конкретным потребностям. У каждого разные шансы приобрести необходимое, дизайнерские вкусы, условия помещения.
Существует большое разнообразие конструкций, продающихся в магазине. Доступен широкий выбор материалов для самостоятельного изготовления. Покупной вариант имеет важное преимущество – вещь остается установить на место и наполнить инструментами, запчастями и т. п. Самоделка привлекает возможностью подогнать под габариты гаража и свои запросы, выбрать способ исполнения.
Автолюбителю требуется пространство для автомобиля, под зимние и летние шины, место для хранения запчастей и разной мелочи. Гараж обычно является и мастерской, где делают мелкий ремонт машины. В нем размещают инструменты, но не в ящиках, а так, чтобы все было доступно и не приходилось тратить время на поиск нужной вещи. Идеально для такой цели подходит щит. Самый простой способ расположения всего необходимого – стеллажи и полочки.
Удобство последних в том, что они имеют различное конструктивное исполнение и габариты, поэтому подойдут на любое место в гараже, где их пожелает расположить хозяин: стена, угол, под потолком. На них хранят вещи, которые для работы нужны не очень часто. В помещении находят отдельное место для хранения различных жидких веществ. Полку делают закрытой или с бортиками, чтобы емкость не упала на пол, и не разлилось средство.
Стеллажи выполняют с применением нескольких вариантов сборки:
Для изготовления используют древесину и металл, изредка – пластик. Самые практичные конструкции – комбинированные, у которых основание стальное, а полки из дерева или полимеров. Если гаражный стеллаж планируется надолго, его делают из железа, обладающего повышенной прочностью и сроком использования. Быстрее и проще, дешевле изготовить из дерева. Чтобы продлить жизнь, пропитывают антисептиками, покрывают нитроэмалями для внешних работ.
Приступая к планированию действий по изготовлению полок, не забывают о принципах ее размещения на пространстве. На первом месте – безопасность. Конструкцию и габариты выбирают удобными для пользования, без риска получить травму. Размеры должны обеспечить хранение всего необходимого, одновременно устойчивость, отсутствие провисания полок. Если длина слишком большая, они под тяжестью прогибаются. Это риск, что однажды полки сломаются и все содержимое упадет.
Стеллажи планируются с таким расчетом, что на одном погонном метре будет размещаться не более 15 кг веса. Исходя из этого выбирают число полок, их геометрические параметры. Проектируя изделия для самостоятельного изготовления, заботятся о том, чтобы все содержимое гаража, до этого времени хранившееся на полу, вместилось на стеллажах. Их делают просторными, даже с некоторым запасом, потому что количество вещей чудесным образом постоянно растет.
Максимальная длина – полтора метра, а лучше обычная 1 м. Для одинарной полки наибольшая ширина – 60 см, а в многоярусной конструкции – не более 30 см. Если пока не ясно, как, что и где разместить, предпочтение отдают разборным изделиям. При необходимости изменяют расположение, высоту. Их впоследствии легко превратить в стационарные.
Стеллаж для своего гаража разрабатывают на бумаге, используя как ориентир готовые чертежи, или делают оригинальный проект. Обязательно указывают параметры исходя из размеров бокса. Такое изделие идеально впишется в пространство. Обычно размещают вдоль одной стены, занимая всю площадь. По сторонам оставляют около 10 см для удобства монтажа. Высота достигает потолка, чтобы не терять ни одного сантиметра. Конструкция состоит из трех основных элементов: вертикальных стоек, полок, перекладин. Чтобы увеличить жесткость каркаса, иногда используют поперечины.
Расстояние между двумя основными опорами – не более 1,5 м и меньше для хранения особо тяжелых предметов. Важную роль играет материал, его жесткость. В длинном стеллаже добавляют промежуточные стойки, что придаст дополнительную устойчивость. Высоту между соседними полками выбирают в зависимости от предметов, которые намерены хранить. Наибольшие параметры – для колес. Глубина определяется самостоятельно. Для этого предусматривают, что будет размещаться. Узкие неудобны для крупногабаритных вещей, а с очень широких трудно достать что-то нужное.
Снизу располагают самые тяжелые и объемные вещи, соответственно, места для них широкие и высокие. Сверху полочки узкие и низкие, они предназначены для предметов более мелких. Расстояние от пола около 0,5 м, а если воспользоваться стандартами мебельщиков – 37 см. Это позволит подмести, без затруднений разместить и снять шины, канистры, тяжелые запчасти. Конкретные габариты разрабатывает хозяин, который знает, что и где он будет хранить. Профессионалы рекомендуют сделать отверстия в полках для вентиляции и предупреждения ржавчины.
На этапе проектирования определяются со способом соединения деталей, креплением. Используется сварка, обычно для металлических конструкций, и болты – для деревянных. Обе технологии успешно справляются со своим назначением, но первая подразумевает изготовление неразборного изделия. При перестройке в гараже, переезде в другой, они крайне неудобны для перемещения, не гарантия, что подойдут по габаритам. Главное преимущество – надежность, чтобы разрушить, придется резать.
Болтовые соединения не обеспечивают такой жесткости, зато конструкцию всегда можно разобрать и по частям перенести в другое место. Используются не только совместно с деревом, но и с металлом, правда, реже. Чтобы обеспечить устойчивость стеллажа, его дополнительно закрепляют на стене.
Дизайн, практичность определяет сырье, применяемое для изготовления конструкции. Преимущественно применяют металл и дерево. Значительную роль играет стоимость. Железо дорогое, если приобретать все в магазине, обойдется не намного дешевле, чем купить готовый стеллаж. Выручают различные остатки, имеющиеся дома, а также пункты приема вторсырья, где продают по ценам, немного выше, чем принимают. Древесина дешевле, но требуется качественная, со множеством сучков не подойдет.
Пластик используют для хранения мелких вещей. Он годится для отдельных полочек и в комбинации с другими материалами на стеллажах. Большой минус – хрупкость, легко бьется, повреждается. Хранить металлические предметы, инструмент нежелательно.
Условия гаража не способствуют продолжительной эксплуатации деревянных изделий. При постоянно повышенной влажности, морозе, временами жаре древесине не комфортно. Материал перед применением обрабатывают защитными составами против плесени, вредителей, грибков. Лучше брать твердые породы, например дуб. С ним сложнее работать, но он очень крепкий и долговечный. Для соединения вместо гвоздей желательно использовать саморезы, которые не дают конструкции разбалтываться. Применяют несколько способов:
На стойки идет брус 50×50 мм, на перекладины такой же или немного тоньше – 50×30 мм. Для настила подойдут:
Для металлического каркаса используют:
Металлические стеллажи собирают одним из способов:
При подготовке металла к сварке необязательно его подрезать – уходит много времени, а особой разницы с соединением встык незаметно. Когда используют болты, отдельно монтируют узлы полок и боковин, затем собирают в единое целое. Желательно в каждом месте закручивать по 2 болта, чтобы исключить люфт. Краб-системы – это две пластины с выемками под трубы. Они закладываются в пазы, затем стягиваются болтами. Большой нагрузки подобное изделие не выдержит, но сильно экономится время на подготовку отверстий.
Профилированная труба легче поддается процедуре – она тоньше уголка. Используются болты М6 или М8, чтобы сделать электродрелью отверстия уходит много сил. Поступают таким образом: сначала используют сверло меньшего диаметра, затем расширяют более толстым. Инструмент придется постоянно точить или менять. Чтобы они меньше тупились, периодически охлаждают водой.
Чаще в боксе для автомобиля встречаются деревянные стеллажи, сделанные своими руками. Объясняется это рядом причин:
Стальной стеллаж – самая надежная конструкция. Обходится дороже по сравнению с изготовленными из других материалов, но очень прочный и долговечный. Удешевляют применением для полок натурального дерева или плит из него. Проще всего сделать полки, на которых удобно хранить инструменты, другие предметы. Предъявляется единственное требование – не должны прогибаться от размещенного груза.
Последовательность сборки простого деревянного стеллажа:
Когда в хозяйстве есть металл, изготовляют стальной каркас. Он прослужит дольше, а полки можно сделать из древесины. Используют прямоугольные трубы, а для поперечин – уголок. Их приваривают к стойкам, но чтобы стеллаж получился разборным, прикручивают болтами. Это позволит не только перенести изделие в другое место, но и при необходимости изменять высоту полок.
Готовят детали и собирают стеллаж в такой последовательности:
Относительно последней операции. Намного рациональнее приварить уголки торцом к вертикальным стойкам, так чтобы его полки смотрели внутрь. Тогда просто на них укладывают отрезки досок, ДСП, фанеру. Они будут надежно держаться без дополнительной фиксации.
Практичный вариант стационарного стеллажа, который не стоит на полу, а закрепляется на стене. Материал значения не имеет, технология идентичная:
Это общие схемы устройства гаражных стеллажей. Все варианты невозможно предусмотреть – сколько мастеров, столько и решений. Главное – не бояться экспериментировать, пускать в ход любые подручные материалы, и результат обязательно будет.
Стеллажи требуют довольно много материала, громоздкие, поэтому часто прибегают к менее сложному варианту. Чтобы полочки были удобными для использования, их делают шириной не более 1,5 м, глубиной – до 0,6 м, высотой (для многоярусных) – 0,3–0,6 м.
Для деревянной конструкции используют брусья, которые размечают согласно заранее изготовленной схеме. Из них делают стойки и раму. На полки берут струганную доску, фанеру. Закрепляют саморезами и уголками.
На металлических изделиях хранят объемное и массивное оборудование, поэтому предпочтение отдается сварке. По размерам нарезают заготовки и соединяют в сплошную конструкцию. Для полок используют листовую сталь или древесину.
Все разнообразные подвесные модели крепятся на стене или потолке. Их устанавливают на анкерах, что позволяет снять и перенести в другое место. Потолочные находятся вблизи перекрытия, на котором закреплены. Они подвешиваются за крюки или анкера, вделанные в потолок. Обычно подобные полки легко снимаются. Большой популярностью не пользуются, сооружают при нехватке места. Не годятся для хранения тяжелых и габаритных предметов, потому что неустойчивые.
Поэтапная инструкция о создании полок в гараже представлена в видеоматериале.
Наверняка для многих автовладельцев стеллажи для гаража являются неотъемлемой частью помещения. На них можно складывать различные предметы – нужные и не очень: инструменты, садовую утварь, закрутки, запчасти, детские вещи и другое.
При желании можно смастерить полки в гараже своими руками на любой вкус и любого вида. Рассмотрим, какими бывают конструкции, и как выглядит процесс монтажа.
Чертеж сборки стеллажа.
Существует несколько видов гаражных стеллажей, которые отлично подойдут для такого типа помещения:
Выше перечислены самые популярные разновидности стеллажей для гаража, существует и немало других видов. Например некоторым по душе подвесные полки в гараже, которые крепятся почти под потолком и могут размещаться хоть по всему периметру.
Однако они рассчитаны лишь на лёгкие предметы и не подойдут для помещения с низкими потолками. При большом желании и наличии идей можно сделать любой удобный стеллаж в гараж своими руками.
В процессе монтажа понадобится набор инструментов, который зависит от материала стеллажного оборудования.
В основном для следующих конструкций нужны:
На этапе подготовки, а также в процессе монтажных работ, будет необходимость использовать измерительные инструменты – рулетку и уровень. Фиксируются изделия с помощью кронштейнов или анкеров и дюбелей.
Пример сборки стеллажа для гаража.
Чтобы прикрепить в гараже навесные полки к стене или под потолком, в качестве дополнительных материалов, понадобятся железные подвесы либо шпильки. Таким образом к набору базовых инструментов нужно ещё добавить молоток.
Готовые стеллажи в гараже, сделанные своими руками, обязательно нужно обработать специальными растворами, если материалы из металла или древесины не обладают антикоррозийными свойствами. В первом случае используют средство от образования ржавчины, во втором – лак.
Планируя изготовить стеллажи в гараже своими руками следует, в первую очередь, определиться с материалом. В данном вопросе нужно отталкиваться от цели конструкции, то есть для хранения каких предметов он будет использован.
В зависимости от этого подойдут различные варианты:
Следует отметить, нередко, в попытках сэкономить, используются полки из ДСП и ОСП, но это не самый лучший выбор, материал относительно слабый и достаточно быстро изнашивается.
Перед сборкой стеллажа, в первую очередь, следует выбрать правильное расположение изделия.
Чертеж стеллажа для гаражного инструмента.
Обычно полки размещают вдоль одной стены, при этом немаловажно обратить внимание на несколько моментов:
Как и при изготовлении любой конструкции, сначала нужно разработать её на бумаге либо воспользоваться готовыми схемами и чертежами. Правильная разработка чертежа начинается с замеров, здесь не обойтись без измерительных инструментов.
Местоположение будущих элементов отмечается на стене, что особенно важно при монтаже стационарного изделия.
Если нужно сделать стеллаж в гараже для хранения «мелочёвки»: книг, мелких инструментов, банок, то вполне подойдёт простая конструкция с полками шириной 25-40 см. Высота таких стеллажей зависит от высоты помещения и количества требуемого места под хранение.
Необходимо также определить расстояние между полками. Зачастую нижние делают более высокими, поскольку именно на них лучше укладывать крупные предметы.
В случае сбережения другого типа предметов, потребуется отталкиваться от их размеров и учитывать нагрузку. От этого также зависит выбор материала и крепления, важно, чтобы стеллажная конструкция хорошо выдерживала нагрузку.
После определения места под полки для гаража и изготовления чертежа можно смело приступать к установке конструкции. Наиболее прочным и популярным вариантом считается металлический каркас с полками из досок. В качестве стоек используются прямоугольные профили, а сам каркас выполняется из уголка.
Схема изготовления стеллажа.
Помимо материалов понадобится подготовить инструменты:
На следующем этапе происходит нарезка деталей, начнём с вертикальных. Количество зависит от выбранного на подготовительном этапе количества секций. К этому числу нужно добавить 1, поскольку учитывается ещё её край.
Если имеется достаточно материалов, то удастся сделать элементы одинаковыми, если же нет – вполне возможно некоторые участки «сшить» между собой, использовав прочные соединяющие материалы, например стягивающие болты.
Далее нарезаем горизонтальные элементы согласно схеме. Если планируете своими руками создать стеллаж в гараже под хранение разного типа предметов, то наверняка в нём будут полки разных размеров. Тяжёлые вещи предпочтительно складывать на прочную основу.
Изделие из досок на основе стружки типа ДСП или ОСП не подойдут в таком случае, они годятся лишь на верхние полочки, где лучше складывать мелочи, а вот многослойная фанера окажется хорошим вариантом.
И наконец можно перейти и заключительному этапу – сборке. Начинается она с установки вертикальных опор – подготовленные металлические элементы скрепляются сваркой либо болтами и создаётся каркас. После на него наносятся грунтовка и антикоррозийное средство.
Далее необходимо подождать, пока изделие высохнет. Затем нарезанные деревянные элементы «примеряются» и вставляются поперёк конструкции. Следует произвести обработку досок из древесины и прикрепить их к металлическому каркасу.
В зависимости от предпочтений автолюбителя и назначения каркасного изделия, его можно просто собрать без дополнительной поддержки или прикрепить к стене, используя стальные кронштейны. Если нет уверенности в прочности конструкции, лучше выбрать второй вариант, это позволит предупредить случайно падение самодельного стеллажа.
Некоторые предпочитают сделать своими руками деревянный стеллаж в гараже. Он обойдётся дешевле металлического, однако будет не таким прочным и срок службы тоже может оказаться меньшим. Кроме того с древесиной придётся немного повозиться.
Стеллаж из дерева лучше всего делать из дуба или других твёрдых пород, нередко используется сосна, однако она обладает более низкой прочностью. Следует учесть, материал обязательно должен быть сухим и без наличия грибка, плесени или трещин. Это обязательное условие.
Вертикальные стойки изделия выполняются из брусьев размерами 10 на 10 см и 5 на 10 см. Как было сказано выше, для деревянных полок лучше не использовать малопрочный материал. Размер досок зависит от предметов, которые будут на них складывать, оптимальной глубиной считается 50 см, ширина – не более 1,5 м, высота между ярусами варьируется от 30 до 50 см.
Однако здесь лучше отталкиваться от личного удобства. Как и в случае с конструкцией из металлического каркаса, изготовляя стеллаж из дерева, также важно планировать полки под хранение больших и тяжёлых вещей внизу.
Чертеж сборки стеллажа в гараже.
Перед тем, как сделать стеллаж в гараже из древесины, нужно подготовить инструменты:
Помимо этого, понадобятся средства для обработки дерева: грунтовка, лак, шпатель и кисточка.
Процесс сборки начинается с нарезки деревянных элементов на отрезки требуемого размера, начнём с брусков для каркаса. Затем детали необходимо отшлифовать, после чего прикрутить к стойкам уголки из металла при помощи саморезов и шуруповерта.
Если уголки не используются, то вполне можно заменить их на кусочки бруса сечением 5 на 5 см. На следующем этапе будет прикрепление поперечных брусков, они послужат основой для будущих полок.
Следующий шаг – изготовление полок согласно ранее подготовленному чертежу. На готовые доски наносится краска и, после высыхания, они крепятся к «скелету» изделия саморезами. Стеллаж ставится на «ноги» и для надёжности приделывается к стене. Обязательно следует обработать его антипиреном, который защитит изделие из дерева от возгорания.
Наверняка практически у каждого владельца гаража появляется необходимость в установке стеллажного оборудования. Оно используется с целью хранения различных предметов, начиная от сменных и колёс и заканчивая разной мелочью, типа книг, банок с консервацией, инструментов, садовой утвари и прочего.
Планируя самостоятельно изготовить конструкцию следует сначала определиться с её типом. Затем нужно выделить место под неё, выбрать подходящий материал и создать чертёж, по которому будет выполняться сборка изделия.
Упорядоченное размещение инструмента, запчастей, строительных материалов и других предметов обеспечивают стеллажи, изготовленные из . Такие металлоконструкции устанавливают в гаражах, домашних и ремонтных мастерских, хозпомещениях, погребах. Наиболее простым вариантом является приобретение комплекта для создания сборного стеллажа.
Он содержит: уголок (алюминиевый или стальной оцинкованный), покрытие для полок, обработанное специальными антисептическими составами (для древесных материалов), крепеж. Полки можно устанавливать на разной высоте. Такие комплекты удобны и функциональны, но, как правило, не предназначены для больших нагрузок. К тому же, эти металлоконструкции имеют невысокую жесткость из-за люфта в местах соединений. Поэтому мастера, владеющие навыками слесарных и сварных работ, предпочитают изготавливать своими руками стеллажи с металлическим каркасом из уголка. Плюсы такого варианта: возможность соорудить конструкцию оптимального размера и грузоподъемности и экономия финансов.
Для хранения достаточно тяжелых предметов изготавливают стеллажи из стального равнополочного или неравнополочного уголка , 30х50 мм с толщиной стенки 3-5 мм. Обычно для этих целей используют угловой горячекатаный прокат, который для повышения коррозионной стойкости грунтуют и окрашивают. Для этой цели удобно использовать грунт-эмали «2 в 1», служащие сразу и грунтом, и финишным покрытием. Если для изготовления конструкции используется уголок, бывший в употреблении и успевший покрыться ржавчиной, то лучше приобрести краску для металла «3 в 1». Она выполняет функции преобразователя ржавчины, грунта и декоративной эмали.
Для настила используют фанеру, ОСП, ДСП, реже – листовой металл. Для хранения крупных предметов покрытие полок делается из брусков, расположенных с просветами, для складирования мелочей и установки банок с консервацией – из фанеры, ДВП, ДСП, ОСП, доски. Металлический настил изготавливают в тех случаях, когда планируется складировать тяжелые предметы. Большим недостатком древесины является ее невысокая стойкость к агрессивным биофакторам. Дерево быстро гниет, покрывается плесенью, повреждается насекомыми. Для продления срока эксплуатации деревянное покрытие обрабатывают антисептическими составами. Для повышения стойкости к огню – антипиренами.
Для создания сварного стеллажа понадобится сварочный аппарат. Наиболее популярны сейчас сварочные инверторы. Для сварки черного металла толщиной до 10 мм могут использоваться аппараты, обеспечивающие сварочный ток 160-180 А. Диаметр электродов – 3-4 мм.
Также понадобятся:
Для проведения заготовительных и сборочных работ понадобятся средства индивидуальной защиты – перчатки и очки.
В конструкцию стеллажа входят стойки, каркас для полок, настил. Для повышения устойчивости тяжело нагруженной конструкции на ее задней стороне монтируют диагональные раскосы – стальные полосы, которые привариваются или прикручиваются к стойкам. Раскосы компенсируют боковые усилия и повышают надежность и устойчивость сооружения.
Перед изготовлением стеллажа из металлического уголка определяют его размеры и составляют чертеж. При определении геометрии сварной конструкции учитывают следующие моменты:
Совет! Если на стеллажах планируется хранить предметы разных размеров, то рекомендуется сделать конструкцию универсальной. Для этого изготавливают сварной каркас, а для установки полок сверлят в стойках несколько отверстий. Такое устройство позволяет менять количество полок и расстояние между ними.
При расчете размеров металлического стеллажа учитывают тот факт, что уголок на металлобазах отпускают обычно по 6 м. Желательно, чтобы длина металлоконструкции была кратной длине углового проката, чтобы избежать отходов. Традиционным вариантом являются металлоконструкции длиной 2 м. Для хранения тяжелых предметов пролеты между опорными стойками уменьшают до 1,5 м.
Внимание! Длинные хлысты уголка обычно имеют длину не 12 м, а 11,7 м, что необходимо учесть при расчетах.
Уголок можно нарезать в размер самостоятельно, а можно заказать эту услугу на металлобазе, обычно доплата за резку небольшая.
Работы проводят на свободном пространстве:
Для обеспечения устойчивого положения металлоконструкции ее крепят к стене с помощью кронштейнов.