Вернейший способ узнать человека его. Исследовательский проект по русскому языку "эколингвистика"

14.03.2024

Тексты сочинений даны с сохранением орфографии и пунктуации. Во время апробирования задания учащимся был предложен следующий текст.

Текст

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

(6) В это время из-под скамейки вылезла собака. (7) Она оказалась еще меньше, чем показалась Марине вначале. (8) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами. (9) Женщина достала из сумки оставшийся от обеда кусок «докторской» и протянула собаке. (10) Животное недоверчиво посмотрело на Марину, но колбаса
слишком хорошо пахла, чтобы от нее отказаться.
(11) Бабулька вздохнула и, обращаясь не то к Марине, не то к собаке, сказала:
– (12) Плохо стало без Ивана Матвеевича. (13) Он умер три месяца тому назад. (14) Родственников у Матвеевича не было, а Жулька (она указала морщинистой рукой на собачку, уже доевшую подаренную колбасу и снова сжавшуюся в комок под скамейкой) осталась на улице. (15) Он ее любил очень, десять лет назад подобрал у помойки слепым щенком, как младенца из бутылочки выкормил. (16) Сколько его помню, Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого.
(17) Собачка, ставшая невольным свидетелем этого разговора, осталась лежать под скамейкой, где ей и предстояло провести еще одну ночь, которая могла стать для нее последней. (18) Жулька всю свою жизнь прожила с человеком, она не умела заботиться о своем пропитании, не умела находить лазейки в теплые подвалы, как другие собаки, у которых никогда не было дома, и у нее не было ни единого шанса пережить эту зиму.

(19) Марина спала эту ночь плохо. (20) Ей снились собаки. (21) Много, много собак: белых, рыжих, черных. (22) Они лаяли, скулили, как будто хотели что-то сказать, и в глазах каждой из них были слезы. (23) Нет, глаза не слезились, это были настоящие слезы... (24) И почему человек считает, что только он способен по-настоящему плакать, чувствовать, переживать?
(25) Вечером после посещения местного зверинца Марина пошла домой. (26) Но не своим привычным маршрутом, а через ветеринарный магазин. (27) В магазине Марина приобрела собачий шампунь, расческу, витамины, лекарства и другую мелочь, в большом ассортименте предлагаемую для четвероногих питомцев, которых у Марины не было. (28) «Теперь будет», – подумала она про себя.
– (29) Ну, не бойся, заходи, – сказала Марина и легонько подтолкнула живой комочек шерсти к входной двери. – (30) Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся. (31) У меня никогда раньше не было собаки, хотя я о ней всегда мечтала. (32) Я постараюсь быть тебе хорошей хозяйкой. (33) Вот колбаса, вот булочка. (34) Ешь. (35) Ты любишь сдобные булочки? (36) Я люблю. (37) А к вечеру я сварю тебе кашки. (38) Специальный корм для собак мне не понравился. (39) Но, если ты захочешь, я тебе его куплю. (40) Марина осторожно дотронулась до рыжей, скатавшейся на боках шерсти – собачка вздрогнула.
– (41) Ничего, Жулька, я понимаю, – произнесла Марина и отошла от собаки, села на пол в другом конце коридора.
(42) Этой ночью Марина спала чутко. (43) Нет, не беспокойно, а именно чутко, прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре. (44) Ночь больше не казалась гулкой и пустой, дом стал уютнее, на сердце стало теплее, и все оттого, что рядом было живое создание, за которое теперь она несла ответственность. (45) Жуля спала, удобно распо-
ложившись на подстилке в просторной плетеной корзине. (46) Что ей снилось? (47) Может быть, Матвеевич? (48) А может, просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

(По С.Сергеевой*)

*Светлана Сергеева – экономист, член общества защиты животных «Преданность», председатель ревизионной комиссии благотворительного фонда «Помощь бездомным животным».

Часть 3

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» . Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Д.С. Лихачёва.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение 1

Прочитав выдержку из небольшого рассказа С.Сергеевой о несчастной Жульке, потерявшей хозяина, я сначала даже не понял, как согласуется данное повествование с заданием раскрыть смысл высказывания Д.С. Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
С первого взгляда – никак! Однако при более глубоком размышлении, представив себя на месте несчастного животного, не понимающего человеческой речи, но чувствующего на уровне природного инстинкта угрозу или доброту, я смог сформулировать появившиеся мысли.
Из уст бабульки с «неожиданно звучным голосом» мы с Мариной узнаем, что «щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами» три месяца тому назад потеряло единственного в своей жизни хозяина (Иван Матвеевич умер) . Но никому из соседей не пришло в голову приютить обездоленное животное, да хоть той же бабульке. А вот «молодая женщина», впервые увидевшая маленькую собачку, тут же ее покормила «докторской» колбасой, оставшееся после обеда. Более того, приобрела в ветеринарном
магазине «шампунь, расческу, витамины, лекарства и другие мелочи». Привела Жульку к себе в дом со словами: «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся». И хотя от первого прикосновения новой хозяйки собачка вздрогнула, почему-то есть полная уверенность в том, что им вдвоем будет очень хорошо! Ведь не случайно Марина этой ночью спала особенно чутко, «прислушиваясь к вздохам и сопению в коридоре». А Жульке наконец возможно снились, «просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога.

Отсутствие комментария и речевое оформление «преамбулы» к последующему рассуждению свидетельствуют о том, что учащийся не смог проникнуть в смысл высказывания Д.С. Лихачёва. Рассуждения экзаменуемого не могут квалифицироваться как иллюстрация исходного тезиса. Аргументы отсутствуют. Рассуждения учащегося не содержат комментариев речи персонажей текста.

Сочинение 2

Не секрет, что манера общаться, а также используемые слова позволяют судить о характере человека. Когда человек приводит бездомную собаку к себе домой и говорит, «Теперь ты здесь будешь жить, мы обязательно подружимся», по таким словам можно судить о доброте и искренности, желании помочь ближнему. Чувствуется, что в этот момент одинокая женщина обрела себе друга, о котором будет заботиться, кормить, ухаживать, разделять с питомцем все радости и невзгоды.
По словам пожилой женщины, обращенным к молодой незнакомке «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице», можно судить о том, что бабульке было жаль оставшуюся без хозяина собачку, но помочь ей не было возможности. Она понимала, что привыкшая к домашней жизни собачка не сможет выжить на улице, и потому всячески старалась помочь осиротевшему бездомному существу обрести нового хозяина.

Учащийся прокомментировал слова Д.С. Лихачёва, трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Но приведен только один аргумент. Во втором абзаце сочинения комментарий фразы из текста: «Родственников у умершего Матвеевича не было, а Жулька (собачка) осталась на улице» не соответствует процитированному фрагменту.

Сочинение 3

Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к
тому, как он говорит», – утверждал Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, в речи
отражается душа человека, все его мысли и чувства.
Марину до глубины души тронули слова незнакомой пожилой женщины, которая рассказала историю глубокой привязанности друг к другу человека и собаки. Эта женщина смогла подобрать именно те слова, идущие из глубины ее доброго сердца, которые растревожили привычный мир Марины и заставили ее совершить человечный поступок.
Бабушка не может остаться равнодушной и к судьбе собачонки, оставшейся без хозяина. И в коротком рассказе о взаимоотношениях хозяина и собачки она сумела выделить главную особенность отношения Ивана Матвеевича к своей питомице – восприятие спасенного щенка как существа, нуждающегося в заботе и ласке не меньше, чем человек: «как младенца, из бутылочки выкормил». И сама бабушка говорит о собачке как о существе, нуждающемся в заботе: чаще называет ее не привычной для маленьких собачонок кличкой: «Жулька», а ласково и уважительно: «Жуля».
Автор дает возможность высказаться персонажу всего в двух репликах, но и этого достаточно, чтобы в глазах читателя «бабулька» стала сердечной пожилой женщиной, которая высоко ценит способность любить и быть преданным, внимательно и уважительно относится и к людям, и к животным.
И о другом персонаже, проявившем участие к судьбе собачки, мы получаем представление и по поступкам, и по речи. Марина разговаривает с собачкой, как с человеком, обращается к ней, как к много пережившему собеседнику, задает ей вопросы, рассказывает о себе.
Да, очень важно уметь прислушиваться и к тому, что говорит собеседник, и к тому, как он говорит, ведь речь человека – это зеркало, в котором отражается его внутренний мир.

Трактовка тезиса соответствует смыслу исходного высказывания. Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено. Роль речевой характеристики в понимании характера персонажей текста доказана верно с двумя отобранными для иллюстрации примерами.

Сочинение 4

Как говорит человек? Что понимать под вопросом «как»? Что можно сказать о человеке по его речи?
В тексте говорят двое: бабулька, каких можно встретить в наших дворах и молодая женщина. Речь старушки простая, но наполнена жалостью: «Плохо стало без Ивана Матвеича … Жуля всегда рядом с ним была, у него кроме нее никого не было и у Жули кроме него – никого». Речь женщины короткая: «Вот колбаса, вот булочка. Ешь. Ты любишь сдобные булочки?» Они по-разному говорят, по-разному думают, но очень схожи в сострадании к обездоленной собачке.
Тут слышится голос еще одного человека. Это автор этого рассказа. С какой болью он описывает собачку: «Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими глазами». И с какой радостной надеждой описывает ее, уже обретшую свой дом: «Что ей снилось? … просто добрые люди, которые накормят, почешут за ушком и никогда не ударят носком сапога».
Итак, мы услышали трех людей: простую старушку, образованную женщину и писателя. Что в их речи раскрыло для нас их моральный облик, их характер? Все. Как говорят эти люди, как они относятся друг к другу и собачке. Все передала их речь – жалость и любовь ко всем несчастным животным, лишенным крова и поддержки со стороны человека. И мы друзья, мы соратники этим людям, в их чувствах и добрых делах.

Условие задания, оцениваемое по первому критерию, выполнено (см. последний абзац). Очень интересное сочинение с точки зрения приведенных примеров. Ученик характеризирует речь еще одного человека – автора текста. Таким образом, в сочинении приведено 3 аргумента.

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Учиться говорить и писать надо все время. Язык – самое выразительное свойство, чем человек обладает». (Д.С.Лихачев). «…как вы можете говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста». «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». (Матф. 12:34, 35, 36). Говоря о духовности, мы не можем не сказать несколько слов о значении речи в жизни человека. Давайте послушаем, что об этом говорит Д.С. Лихачев. В работе «Об интеллигенции» он очень удачно подметил «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Учиться говорить и писать надо все время. Язык – самое выразительное свойство, чем человек обладает. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает!!! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной его язык. Все наши мысли формируются языком. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры, его нравственности. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его словами «плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится. А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, не уверен в себе. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так и делает. Не будьте самовлюбленным болтуном». Работе «О языке устном и письменном, старом и новом» Лихачев пишет «Язык, прежде всего творец и созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове. Как сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». И далее Дмитрий Сергеевич сетует «Колоссальный урон русскому языку, а следовательно, и русскому понятийному миру принесло после революции запрещение преподавания Закона Божия и церковнославянского языка. Этот огромный урон русской культуре еще придется изучать и осмысливать. Двойная беда, что вытесненные понятия были к тому же понятиями в основном именно духовной культуры». Из книги «Раздумье о России» Дмитрий Сергеевич пишет: «Язык страдает от того, что у нас появилась мода на неприличные выражения. Это не добавление новых слов, как думают некоторые, это уничтожение десятков других слов. Язык беднеет». Апостол Павел пишет: «Язык неудержимое зло. Укротить его никто не может. Он исполнен смертельного яда. Это необузданное зло. Кто не грешит словом, того можно считать совершенным человеком. Язык красивыми словами прикрывает злые дела. Он может спалить огнем ада всю нашу душу и жизнь. Человек, не умеющий управлять своим языком, обманывает себя, и вся его святость ничто. Мы молимся и языком прославляем Господа и тут же проклинаем людей, сотворенных им же. Из тех же уст выходят и прославление и проклятие. Не может из одного источника течь одновременно и соленая и пресная вода». Вопрос к классу: Я приведу два высказывания о языке: 1. «Язык, прежде всего творец и созидатель» и 2. «Язык неудержимое зло. Укротить его никто не может. Он наполнен смертельного яда». Вы согласны с этими высказываниями? Домашнее задание :

Резонно возникает вопрос, а с чего же начинается духовная жизнь?

Ответ - с покаяния.

Мудрые мысли:

«Сказано вам, что на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лука 14:7)

«Я пришел призвать не праведников к покаянию, но грешников» (Матф. 9:13).

И духовная жизнь начинается с осознания, с чувства, что я совсем не тот, каким я должен быть. Я не хочу быть таким. Она начинается с покаяния. Покаяние допустимо только в том случае, если это раз и навсегда. Только в этом случае оно имеет сил, и будет работать на тебя. Покаяние является самым, можно сказать единственным средством защиты от зла. При раскаянии происходит распад цепи причин и следствий. Только покаянием мы можем порвать связь с тем злом, которое во всех нас есть.

И вера только тогда оказывается действенной, когда духовная жизнь начинается с покаяния, т.е. с признания того, что во мне есть зло. С проповеди о покаяния начинает и св. Иоанн Креститель, и Сам Христос.

Человек должен увидеть, что вся жизнь, как он живет – совсем не та, один мусор с пустотой. Если этого в человеке нет – никакой духовной жизни не будет. Все могу делать, как положено (молиться, поститься, ходить в храм, заказывать записки, начинать новую жизнь с каждого понедельника и т.д.) – но не может быть изменений там, где я удовлетворен своим настоящим состоянием . Если у меня все есть, и мне ничего на свете не надо – как у А.С.Пушкина: «Всегда доволен сам собой, своим обедом и женой» - это состояние абсолютной неспособности к какому-либо духовному движению. Это та мертвенность, о которой сказал Христос – «пусть мертвые погребают своих мертвецов», «ни холоден, ни горяч». О каких людях сказал Христос? Да. О равнодушных или бездушных.

Если я осознаю, что я не такой, каким должен быть – то отсюда начинается поиск – где мне увидеть ту норму, тот путь духовной жизни?

Из видения своей греховности и проистекающего из него покаяния – только из этого возникает вера во Христа. Какие гадости, подлости я делал, как у меня душа болит, как меня мучает совесть – вот только откуда может возникнуть вера во Христа – Спасителя, на Кого я надеюсь.

Игнатий Брянчанинов учил – «Начало обращения ко Христу заключается в сознании своей греховности... Не сознающий своей греховности, своей погибели – не может принять Христа, уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос для того, кто сам и разумен, и добродетелен, и признает себя достойным всех земных и небесных наград и добродетелей»? Хорошие слова! Вот откуда проистекает вера во Христа – «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». И пока человек не осознал себя больным, а думает, что здоровый, ни к какому врачу он не пойдет. Ведь Христос пришел спасать больное человечество.

Вот где начало духовного процесса – духовная жизнь начинается тогда, когда человек, внимая себе, увидит свои грехи, недостатки, зло.

Парадокс в том, что я не вижу ни своих личных грехов, ни поврежденности человеческой природы.

Отсюда проистекает следующий момент, речь идет о следующем парадоксе.

Я верю, что я грешный, но я не вижу . Всюду во мне болезни – самолюбие, тщеславие, зависть, лицемерие – все во мне есть, полный мешок, и я могу убедиться в этом. Но по существу я сознаю себя нормальным, духовно здоровым человеком. Это состояние преп. Симеон назвал «состоянием жестокой прелести всего человеческого рода». Пре - лесть, означает – пресыщенная лесть.

Первой задачей духовной жизни является задача познать самого себя.

Человеком является тот, кто познал себя. Кто не борется с собой, не понуждает себя к исполнению заповедей – тот никогда не познает себя, никогда не смирится и будет всю жизнь страдать от своих страстей (плотских и душевных). Страсть и страдание имеют один корень.

Еще на Дельфийском храме была такая надпись – «Человек, познай самого себя». В этом плане античная Греция достигла многого. Обратитесь к истории древнего мира, почитайте о Золотом веке Перикла. Какие были призывы: «Человек -мерило всех вещей»! «Человек, помоги себе сам»! Но в христианстве речь идет о другом. Открываются две вещи человеку:

    сознание личных своих грехов, личной неправды,

    сознание того, что сама природа моя больная, повреждена.

Эти две вещи являются фундаментом, на котором может строиться дальнейшая духовная жизнь.

Выход – принять твердое решение жить по Евангелию, отречься от зла и всех дел его. Ведь мы живем в мире познания добра и зла и нам дарована свобода выбора. И каждый из нас в праве ею распорядиться.

Надо принять твердое решение – жить по Евангелию, служить добру.

Но кто может принять это решение за меня, обещаться и поручаться на всю жизнь, за меня отречься от зла? Это может только сам человек. Никто за него этого не сделает.

То есть, у человека должно быть твердое решение начать такую жизнь, и тогда человеку постепенно будет открываться, кто я есть. Это надо видеть духовным зрением, которое, к сожалению, человек утратил. Как хорошо об этом сказал Христос: «Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их». (Матф. 13:15). Здесь Христос говорит о духовном зрении.

И самое трудное дело – это человеку увидеть, что он действительно грешный, больной. Особенно горделивому, тщеславному человеку. Сейчас по телевидению идет новый проект А. Малахова «Детектор лжи», очень советую посмотреть. Передача явно показывает, на сколько испорчены люди.

Только когда Человек осознает свои грехи, (видение грехов своих как песка морского), и поймет, что он сам по себе, только своими собственными усилиями не может достичь спасения, что ему необходима помощь свыше, только тогда он обратится к Богу.

Как вы думаете, сможет ли смиренный человек превозноситься? Конечно, нет. Ведь кто из нас знает, каким я должен быть для спасения – красивым или безобразным, образованным или невеждой и т.д. – никто не знает. Задача духовности – это спасение души.

И еще, сделаем дополнение к сказанному о духовной жизни:

Первое, с чего надо начать – это внимание к внешней форме поведения. Внимание к внешнему поведению – это начальная точка: одежда, отношения с людьми, отношение к вещам, домашняя обстановка, опрятность, аккуратность и порядок. Это помогает уму быть в порядке. Примером для нас может стать Д.С. Лихачев. Посмотрите на его фотографии, где он всегда опрятен, скромен, красив. Богатырь духа! В книге «Раздумья о России» Дмитрий Сергеевич пишет: «Люди должны жить с достоинством. Достоинство – это уважение к семье, к самому себе, это опрятность, это наша одежда. Не вырабатывается достоинство у людей в грязи – в этом случае человек не уважает сам себя. И существование человека как определенной ценности – уничтожается».

Надо стараться ничем не выделяться среди других. Простая и строгая одежда. Отношение с людьми, разговор с людьми – тоже должен быть простой.

Одежда не должна выделяться из окружающих, и должна быть всегда скромной, опрятной, соизмерима с климатическими условиями. Я не случайно об этом говорю. Наши юные красавицы любят чрезмерно оголяться не по погоде. Пример, в такой красивой одежде и обуви девушка пришла на свидание к молодому человеку. На улице мороз. Молодой человек не пришел, а она, ожидая его, обморозила ноги, которые ей ампутировали. Кому это надо? В одежде – сразу видится признак развращения и недалекого ума.

Запрещается панибратство, вольное обращение с ближним (особенно со старшими), некультурная речь, т.к. все это приводит к расхолаживанию духа, рассеивает, делает его безответственным.

Поставить себе задачу начать христианскую, духовно-нравственную жизнь в тех условиях, в каких ты сейчас находишься. Только скромность, только самое необходимое во всем. Если бы вы знали как скромно жил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев… Богат он был только духовно. И какую нравственную силу имел!!!

Второе – это наблюдение за умом, т.е. за мыслями и сердцем . Вспомните наш разговор о мыслях. Особенно надо следить за двумя мыслями: 1) тщеславие, которое является преддверием гордыни – особенно сильно подрывает основу души. 2) нечистые, блудные помыслы. А вообще в христианстве говорится, если ты нарушил одну из заповедей закона, ты нарушил весь закон. С этими помыслами надо бороться, так как они ведут к смерти души. Мы об этом будем говорить. Допущение этих мыслей необычайно разрушает душу изнутри, делает гнилым деревом, хотя бы снаружи человек и казался праведником. Так что свою культуру человек должен строить сам.

Разница между психологической любовью и духовной – в смирении. Что это значит? Я начинаю с великодушием относиться к недостаткам и немощам других людей, только если я сам вижу собственные грехи и немощи. Пример – больница, там никто друг друга не осуждает за болезнь, а помогают друг другу. Это аналогия того, что происходит и в нашем духовном мире. Человек становится способным к любви, состраданию, сочувствию к другому человеку.

Из смирения проистекает начало христианской любви – равной и ровной ко всем.

Закон такой – нет любви там, где нет смирения. Степень любви при этом соответствует степени смирения, степени осознания своих грехов – т.е., степенью познания самого себя, своего ветхого человека. Христианином мы называем того человека, который борется со своими пороками до конца. Где нет любви, там произрастает ненависть.

Любая наша добродетель, любые добрые дела - лишь в той мере приносят нам плод духа, в какой они приносит нам смирение.

“Несчастен тот, кто удовлетворен собственной человеческой правдой. Ему не нужен Христос. Таково свойство всех внешних добрых дел и подвигов, ...и они могут соделаться родителями душепагубной гордости” - св.Игнатий Брянчанинов.

Истинный труд не может быть без смирения, а если иначе – то он суетен и не вменяется ни во что.

И еще, Бог ставит каждого человека на полезное ему место. А в чем заключается эта польза? На каждом месте, в каждый момент нашей жизни эта польза заключается в том, чтобы мы, понемножку, но познавали себя. Тот, кто не познал своего ветхого человека в себе, тот не познает самого себя. Если человек не понял, что он погибает, ему не нужен Спаситель. Мы страдаем от самоповрежденности, а не от наказания нас Богом. Бог никого не наказывает. В мире нет случайностей. То, что происходит со мной в данный момент – это самое лучшее. Оно дано Богом во спасение. Именно Бог есть подлинный врач душ человеческих. Надо лечить, будет больно, но это во благо с точки зрения вечности и с точки зрения спасения.

Все наши добродетели могут быть и полезными, и крайне вредными – все зависит от того, с какой целью они совершаются, в каком ключе.

Наша задача – увидеть скрытую внутри нас болезнь, грех, зло, которое нам вредит.

Св.Игнатий Брянчанинов – «без того, чтобы увидеть свою болезнь, грех, нельзя совершить ни одной добродетели… подвижник, как начнет исполнять их, увидит, что исполняет их недостаточно, нечисто». Без такой фразы невозможно понимание духовной жизни. Если кто-то видит в своей добродетели что-то великое и значимое – значит, он стоит на скользкой дороге. Это и есть изображение самой сути духовной жизни – «…омывали добродетели как грехи потоками слез». Никто из нас не вздумал каяться, что он милостыню подал нищему, огород вскопал, сделал доброе дело и т.д. А святые каялись – они видели, что ко всем нашим добрым делам примешивается обман, и все это искажает душу, наносит ей раны. Не надо хвалиться тем, что ты сделал кому-то доброе дело. Как учил Христос «Чтобы правая твоя рука не знала, что делает левая».

Закон духовной жизни – о сродстве между собою как добродетелей, так и пороков.

Например, страсти рождают одна другую – когда денег уже много, нужна власть и т.д. до бесконечности. Во всем здесь идет взаимообусловленность, страсти одна обуславливают другую.

Игнатий Брянчанинов – «По причине этого сродства подчинение одному благому помыслу рождает подчинение и другому благому помыслу. Одна добродетель вводит в душу и другую добродетель. Напротив, произвольное подчинение одному злому помыслу влечет подчинение и другому».

Грех входит в человека либо по его согласию, либо по подготовленности человека к греху. Самый страшный грех – тот грех, который я совершаю добровольно, имея силы не совершать его, когда я свободен . Этот грех и является источником порабощения человека. Уничтожается сила воли в человеке, человек становится безвольным, беспомощным. Сам Бог не может коснуться свободы – таково величие этого дара. Зло - многоопытный воин, опасный для нас, невидимый. Злом был поражен весь древний мир, и он был уничтожен. Семена зла проникли и в праведную, отобранную Богом, семью Ноя. Хам осмеял отца. Совершая грех как акт духовный – этим актом духовным мы свободно соединяемся с соответствующими духами-мучителями. Суть в том, что если мы становимся на сторону добра – мы умножаем добро, а если на сторону зла – мы умножаем зло. Об этом надо помнить.

Почему христианство проповедует добро, кротость – только по любви к человеку, чтобы человек себя не мучил; нельзя этого нарушать, иначе будет плохо.

И по закону о сродстве пороков – даже мелкие грехи, совершенные свободно, приведут затем к трагичному концу.

Критерии правильной духовной жизни (выводы):

1) Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих, «бесчисленных, как песок морской» . А грех – это болезнь, ненормальность. Это видение своей ненормальности, неспособности, болезненности, страстности.

2) Другая сторона этого критерия – видение того, что даже мои так называемые добрые дела , которые я должен делать по заповеди Евангелия – и они, оказываются повреждены всем этим дегтем , из которых первый – тщеславие. Поэтому, когда я вижу, что делаю что-то доброе – у меня искажается духовное зрение, я придаю значение своим «добреньким» делам. Беда тому человеку, который говорит – смотрите, какое я делаю добро. И также надо помнить – святые омывали свои добродетели как грехи.

3) Истинное смирение не видит себя смиренным .

4) Один из признаков смирения – прекращение осуждения других людей и молитва не только за врагов, которые мне делают зло, но и вообще за всех других согрешающих .

Что такое осуждение? – это значит, что я никогда этого не сделаю, а он – делает! Вот кто я, до чего же я хорош, а он – такой плохой. «Сам дрянь дрянью, а все твердит – несмь, якоже прочии человецы». Апостол Павел пишет «Нет тебе извинения человек, судящий другого! Осуждая других, тем самым осуждаешь себя. Судить будет Бог! И не пренебрегай Богом».

Страх Божий и покаяние – вот прочный фундамент, на котором можно строиться духовная жизнь. Страх Божий – это не страх перед чудовищем, который меня сожрет за мои грехи, а трепет и благоговение перед любовью Божией. Представьте, что вот этот человек жизнь за меня отдал, а я ему подлость делаю. Вот это и есть страх Божий. Мне хочется привести такой пример: мальчики начинают рано курить, вам это знакомо. А один мальчик не курил. Мальчишки его спрашивают: «Что отца боишься?» - «Нет – ответил мальчик – уважаю». Вот нечто подобное должно быть в отношении к Богу.

5) Такие духовные дары, как мир души, любовь и сострадание к людям, утешение другого человека, духовная радость – это значит, что Бог иногда дает нам маленькие утешения, а это не признак того, что я стал хорошим человеком . Милость Божия немножко утешает нас в той беспорядочности, в крой мы живем. А это не награды сыплются на нас за наши добродетели.

Вопрос к классу: С чего начинается духовная жизнь? Назовите критерии правильной духовной жизни.

Домашнее задание:

Роль нравственности в духовном развитии личности

Мудрые мысли:

Д. И. Менделеев сказал, что знания без нравственности - меч в руках сумасшедшего. Сегодня это особенно остро чувствуется. Дмитрий Сергеевич нес в себе высочайший интеллект, энциклопедические знания, умноженные на нравственность. Если бы персонифицировать культурную жизнь последних двух десятилетий, то, на мой взгляд, в наибольшей степени для этой цели подошло бы имя академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Он, как никто другой, воплощает черты российской интеллигенции, духовности, доброты, образованности, благородства, подлинно народной мудрости. «Гораздо важнее привить людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды» (О.Мирабо) «Тот, кто прям сердцем и кто питает по отношению к другим те же чувства, что и по отношению к себе, не уклоняется от нравственного закона, от долга, предписанного человеку разумной природой; он не делает другим того, чего не желает, чтоб ему делали». (Конфуций). Мы уже говорили, что духовность и нравственность это не одно и то же. Нравственность вытекает из духовности. Давайте разберемся, что же такое нравственность? Нравственность – это совокупность людских нравов, жизнь, которая связана с делами, обычаями, нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т.д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль. Мораль – это результат размышления людей о своей жизни, о хорошем и плохом в ней, о добром и злом в делах и поступках. Мораль содержит мудрые короткие правила, нормы, принципы, которые весьма строго направляют, регулируют поведение людей. О морали мы будем говорить отдельно. Важно понять, что мораль вытекает из нравственности, они тесно связаны друг с другом. Нравственность бывает доброй и злой. Злая нравственность эгоистична, себялюбива, всегда утверждает свою исключительность: только Я, только для себя, а остальное «моя хата с краю». Злая нравственность – это когда человек (или группа людей) утверждают: Я (мы) лучше и важнее всех, наши люди лучше всех, наша религия лучше всех, наша нация лучше всех, наша культура лучше всех, наша страна лучше всех и т.д. Безусловно, человек должен любить свою страну, культуру, нацию, религию ит.д. Любовь – это прекрасное чувство, в нем проявляются лучшие качества. Надо понять, куда и на кого направлена эта любовь. Если на себя, то это уже эгоизм, себялюбие, тщеславие. И, как только человек (группа людей) встают в позу исключительности и заявят: мое лучше всех – он (они) скатывается на позиции злой нравственности. А самое страшное последствие злой нравственности в том, что она ведет к вражде, разделяет людей, толкает их на гибельный путь. Но человек наделен свободой выбора: на позицию злой или доброй нравственности ему встать, решать ему. Именно в такой работе человека над собой представители религии видят смысл жизни человеческой.

Д.С.Лихачев большое значение придавал нравственности. В книге «Русская культура» Дмитрий Сергеевич пишет: «Без высокой нравственности не может существовать современное общество, подчеркиваю, - современное особенно. Ибо благодаря существованию сложнейшей техники и ответственейшей науки наш мир стал более подвержен возможному воздействию со стороны человека. Во все времена, в любом обществе без нравственности не могут действовать законы экономики, юриспруденции, законы исторические (ведь любое проявление тиранов тормозит развитие общества, хотя может показаться, что «добрая тирания» может загнать общество в счастливое будущее). Нравственность – это то, что превращает «население» в упорядоченное общество, смиряет национальную вражду, заставляет «большие» нации учитывать и уважать интересы «малых». Нравственность в стране – самое могучее объединяющее начало».

Из книги Д.С. Лихачева «Земля родная» - Нравственность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих и для самого человека. Ибо нравственность равна интеллигентности. Определим, что такое интеллигентность. Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил высшее образование, много путешествовал, знает несколько языков.

А между тем можно иметь все это и быть интеллигентным, а можно этим не обладать, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.

Лишите подлинно интеллигентного человека полностью его памяти. Пусть он забудет все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важные исторические события, но если он сохранит при этом восприимчивость к культурным ценностям, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой «штуковины», сделанной только, чтобы удивить, если он сможет восхититься красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, - вот это и будет нравственный человек. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, даже в привычке вести себя за столом, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой). Злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Слабый и нервный человек на все реагирует неправильно. Ссорится с другими - тоже человек не умеющий жить. Эстетически невосприимчивый человек – тоже несчастный человек. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да – красивым. Лицо человека, которое часто искажается злобой, становится безобразным, а движения злого человека лишены изящества, не нарочитого, а природного, которое гораздо дороже».

Твердые нравственные ценности – это общечеловеческие ценности. Окружающий человека мир не обладает сам по себе ценностями, ими его наделяет человеческое сознание, рассматривая их с точки зрения значения для блага человека. Ценности играют роль ориентиров в повседневной жизни, они не только помогают ее описывать, но выносят оценку, одобряют или осуждают какие-либо действия или явления. Ценностей множество. Это могут быть мысли, чувства, взгляды, интересы, принципы поведения или какие-либо предметы, явления и их свойства. У каждого человека складываются свои ценности. В обширном царстве ценностей есть малозначительные, относительные, живущие короткое время. Но существуют ценности особо значимые, живущие вечно и важные для всех людей. Главное здесь – любовь к человеку, уважение к человеческому достоинству, милосердие, вера, любовь, мир, жизнь, добро, истина, польза, красота, справедливость, совесть, честь, человеческая жизнь, свобода, Родина, семья и т.д. Стыд и правда тоже из этого ряда. Их особая ценность в том, что они способны объединять людей, добиваться согласия, преодолевать эгоизм, нетерпимость, жестокость, стать добрее, стремиться к миру и справедливости. Иначе говоря, человеку нужно учиться быть человечным, тогда придет взаимное доверие и уйдет вражда. Только стыд и правда могут очеловечить человека, сблизить людей и вывести их на путь добра, справедливости, порядка.. Без стыда и правды род человеческий обречен на гибель, самоистребление (Вавилонское столпотворение). Их особая ценность в том, что они способны объединять людей, направлять на путь добра. В конечном счете, только стыд и правда способны сохранить род человеческий, потому они относятся к общечеловеческим ценностям. Что же такое стыд и правда? Это, прежде всего совесть и ответственность, порядок и справедливость. Совесть – невидимый, но могущественный и строгий контролер. Совесть видит и знает все, дает критическую оценку нашего выбора наших поступков. Именно перед совестью нам всегда придется держать ответ. Выбор поступка всегда имеет определенные последствия, как для окружающих, так и для каждого лично. Нам самим приходится решать, как поступить, и самим же нести ответственность за свой выбор.Будем помнить, что каждый из нас причастен к стыду и правде. У нас есть надежная духовная опора – заповеди. Их нужно не только знать и изучать. Важно уметь правильно поступать в соответствии с их требованиями. А такое умение вырабатывается всю жизнь. Жить по заповедям практичнее, чем нарушать их, ибо в противном случае потеряешь гораздо больше, чем приобретешь. Поэтому каждому из нас нужна нравственная культура, которую можно выработать только своими собственными духовными усилиями.

1. Познакомьтесь с высказываниями академика Д.С. Лихачева о

языке. Найдите ответы на следующие вопросы:

1) Почему Д. С. Лихачев называет язык самой большой ценностью народа?

3) Как, по мнению Д.А. Лихачева, связаны язык человека и его культура?

1) Самая большая ценность народа – это язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысли в каком-то отношении, но мысли наши все формируются языком.

2) Важнейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.

А на самом деле он потому и обзывает всех своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, неуверен в себе.

Язык человека – это его мировоззрение и его поведение. Как говорит, так, следовательно, и думает.

2. Прочитайте отрывки из работ известных русских лингвистов. Укажите, о чем говорится в них и выразите ваше отношение к сказанному.

1) Литературный язык, которым мы пользуемся, - это подлинно драгоценнейшее наследие, полученное нами от предшествующих поколений, драгоценнейшее, ибо оно дает нам возможность выражать свои мысли и чувства и понимать их не только у наших современников. но и у великих людей минувших времен (Л. В. Щерба).

2) Безукоризненно владеть речью может только тот, кто достиг соответствующего уровня общего культурного развития. Тот, кто знает, что такое «пенаты» (из учебника грамматики это узнать нельзя), никогда не ошибется в употреблении этого слова. Школьник, который слово аврора в тексте пушкинского стихотворения понимает как название знаменитого крейсера, повинен не в незнании языка, а в незнании и непонимании истории, в отсутствии верных представлений о жизни. Правильной речи мы учим в той мере, в какой мы учимся всему тому, что составляет изучение нашей культуры (Ю. А. Бельчиков).

3. Познакомьтесь с отрывком из книги К.И. Чуковского «Живой как жизнь. Разговор о русском языке», укажите, о каких тенденциях развития языка говорится в нем?

Лексика каждой эпохи изменчива, и ее невозможно навязать позднейшим поколениям. (И кто же станет требовать, чтобы слово кавардак воспринималось в настоящее время как «лакомое блюдо» или как «боль в животе»). Прежние смысловые значения слов исчезают бесследно, язык движется вперед без оглядки – в зависимости от изменения социального строя, от завоеваний науки и техники и других чрезвычайно разнообразных причин. Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растет.

Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция прямо противоположного свойства, столь же полезная, она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи… Без этих плотин и барьеров язык не выдержал бы, превратился бы в хаос, утратил бы свой целостный, монолитный характер. Только этой благодатной особенностью нашего языкового развития объясняется то, что, как бы ни менялся язык, какими бы новыми ни обрастал он словами, его общенациональные законы и нормы в основе своей останутся устойчивы, неизменны, незыблемы.

4. Прочитайте отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон», в котором приводится разговор Григория с отцом. Найдите диалектные слова, укажите, с какой целью они используются.

Григорий, посапывая, стянул с подвески будничные шаровары, вобрал их в белые шерстяные чулки и долго надевал чирик, вправляя подвернувшийся задник.

А правду маманя варила? – сипло спросил он, выходя за отцом в сенцы.

Варила. Иди к баркасу, я зараз.

Старик сыпал в кубышку распаренное пахучее жито, по-хозяйски смел на ладони упавшие зерна и, припадая на левую ногу, захромал к спуску. Григорий, нахохлясь, сидел в баркасе.

Куда править?

К Черному яру. Спробуем возле этой кариш, где надысь сидели.

Баркас, чирканув кормою в землю, осел в воду, оторвался от берега. Стремя понесло его, покачивая, норовя повернуть боком. Григорий, не огребаясь, правил веслом.

Не будет, батя, дела… месяц на ущербе.

Серники захватил?

Дай огню.

Старик закурил, поглядывая на солнце, застрявшее по ту сторону коряги.

5. В приведенных ниже предложениях, взятых из газет, найдите жаргонизмы.

Больно видеть, как унижают, опускают генерала и порядочного человека.

Факт агрессии налицо, от этого не отмажешься.

Мы их кинули на двадцать миллиардов долларов.

Два года в армии делятся на четыре части. И в каждой для солдата своя кличка. Те, кто служит первые полгода, - «духи», кто вторые – «черпаки». Они могут командовать «духами». Тот, у кого служба перевалила на второй год, - «фазаны». Ну а тем, у кого до ухода в запас 5-6 месяцев – «дедам» или «дембелям», - дозволено все – от мордобоя до сексуального насилия.

Если богатым и предприимчивым людям захочется вдруг «раскрутить звезду», сообщаем необходимые сведения.

У него квартира – отпад. Мы там часто тусуемся, потому что родители живут на даче.

Главной особенностью стало то, что с отечественными разведчиками экстра-класс, т.е. «рэксами», мерялись силами представители элитных спецподразделений армии Словакии и США.

6. Прочитайте отрывок из повести В. Балдаева, в котором дается описание быта из жизни заключенного. Письмо заключенного написано с использованием жаргонной лексики воровского мира. Укажите, что затрудняет понимание смысла написанного. С какой целью автор прибегает к использованию жаргона?

После живодерни мантулю в дымочарке на угольке. Моего напарника, мужика-кирюху, трюманули за малахавку. Он двинул совком по бесталковке одному животному с блудой, который у него из шарокки царапнул антрацит.

Чтобы понять смысл сказанного, требуется перевод «тайного» языка. В письме речь идет о следующем:

После больницы работаю в кочегарке. Моего напарника, заключенного, не принадлежащего к воровскому миру, посадили за драку в карцер. Он двинул совковой лопатой по голове мошеннику, который украл из его куртки хлеб.

Из статьи И.П.Цыбулько об экзамене по русскому языку (журнал «Русский язык. Первое сентября" № 3 (630) 2013, стр. 6-9)
И.П.Цыбулько приводит примеры выполнения задания С2. (Оно оценивается по критериям, указанным в таблице, которую можно найти в демоверсии на сайте ФИПИ, а также на страницах нашего блога).

Тексты сочинений даны с сохранением орфографии и пунктуации. Во время апробирования задания учащимся был предложен следующий текст.

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик подмышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала еще, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести ее полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем...

0 0

Ни для кого не секрет, что то, как мы общаемся, в какой манере ведем разговор, может многое рассказать о самом авторе. Именно об этом и упоминает известный лингвист Д.С.Лихачев. Он утверждает, что понять моральный облик и характер человека не составит труда, если вслушаться в то, что он говорит.
Речь – это идеальный способ познать человека и выявить все подводные камни. Она может рассказать о человеке огромное количество информации. Поговорив с человеком, и обратив внимание на его речь, можно узнать о его образованности, воспитании, настроении, желаниях, характере, интересах и образе мышления. Как часто бывает, внешность - обманчива, и чтобы не ошибиться в человеке, стоит провести с ним небольшую беседу, в ходе которой будет установлено соответствие внешнего облика внутреннему или наоборот не соответствие.
По тому, как человек говорит, как излагает мысли, насколько большой его словарный запас, он повествует о самом себе. Слушать и анализировать...

0 0

Я разделяю точку зрения русского филолога Д.С.Лихачева, утверждавшего, что "вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит". Не случайно русская пословица гласит:"Язык голову кормит, он же и до побоев доводит!" То есть по словам человека мы можем сделать вывод о характере, культуре поведения собеседника. Приведу примеры из текста Терри Добсона.Во-первых, по репликам героя (предложений 13 – 16) можно сделать вывод о его моральном облике. Угроза японца в адрес иностранца:"Сейчас я проучу тебя!"- характеризует его как хулигана, откровенно провоцирующего пассажиров на драку. Во-вторых, обращаю внимание, как поразительно меняется наш «буян» (предложение 39) после разговора с маленьким японцем. Пассажиры вагона, прислушиваясь к тому, что он говорил, понимают: перед ними несчастный человек, а не хулиган. И слова героя уже звучат по-другому:"Мне так горько и стыдно за себя". Таким образом, Д. С. Лихачев...

0 0

Задание 15.1. может звучать примерно следующим образом.

Как написать сочинение - рассуждение по предложенной цитате

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

Внимательно вдумайтесь в смысл предложенной фразы. Нужно понять каждое слово в ней, не упустить основную мысль. Помните, что за правильное объяснение смысла фразы вы получаете на экзамене 2 балла. Во вступлении объясните, как вы поняли смысл высказывания. Выскажите свою точку зрения, отметьте, что приведёте примеры для её доказательства из текста.

В высказывании Лихачёва Д.С. подчёркнута мысль о том, что легко узнать о человеке, о его умственном развитии, характере, моральных качествах по его речи, по тому, как он говорит. Я полностью согласна с...

0 0

Подготовка к сочинению в системе ГИА (сочинение – рассуждение по высказыванию Д.С.Лихачёва «Вернейший способ узнать человека – его умственн

Подробности

ПлохоОтлично

Тема. Подготовка к сочинению в системе ГИА (сочинение – рассуждение по высказыванию Д.С.Лихачёва «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
(Урок-практикум по русскому языку в 9 классе)
Обучающая цель: научить учащихся толковать данное высказывание и аргументировать свой ответ примерами из текста.
Развивающая...

0 0

Сочинение на ГИА 2013 года по тесту 22

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога Д.С.Лихачева: «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Я разделяю точку зрения русского филолога Д.С.Лихачева, утверждавшего, что "вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит". Приведу примеры из текста Терри Добсона.

Во-первых, по репликам героя (предложений 13 – 16) можно сделать вывод о его моральном облике. Угроза японца в адрес иностранца:"Сейчас я проучу тебя!"- характеризует его как хулигана, откровенно провоцирующего пассажиров на драку.

Во-вторых, обращаю внимание, как поразительно меняется наш «буян» (предложение 39) после разговора с маленьким японцем. Пассажиры вагона, прислушиваясь к тому, что он говорил, понимают: перед ними несчастный...

0 0

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» , – считает российский филолог Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Действительно, язык является орудием выражения мыслей и чувств и служит важнейшим средством общения людей. Он образует органическое единство с мышлением, поэтому может свидетельствовать об умственном развитии, моральном облике и характере человека. Обратимся к тексту Терри Добсона, одним из героев которого является «маленький пожилой японец» .

Оценочная лексика «прекрасно» , «приятно» , дважды повторенное «с удовольствием» (предложения 29, 34) показывает его позитивное отношение к жизни. А использование им в разговорной речи сложных синтаксических конструкций (предложения 31-34) характеризует этого «джентльмена … в … безукоризненно чистом кимоно» как человека грамотного, образованного.

Таким образом, благодаря речевой характеристике человека можно узнать его умственное развитие и...

0 0

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(5) В это время из-под скамейки вылезла собака. (6) Она оказалась ещё меньше, чем показалась Марине вначале. (7) Это было щуплое существо размером чуть больше кошки с когда-то густой и рыжей, а теперь бурой, свалявшейся в комок шерстью и слезящимися карими...

0 0

Дополнительные сочинения

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Д. С.Лихачева: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».

Известный лингвист Д. С.Лихачев утверждал: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Слова эти обозначают следующее: по тому, как говорит человек, мы можем узнать о его характере. Обратимся к тексту С. Сергеевой.

Вот бабулька “с неожиданно звучным голосом” с жалостью рассказывает печальную историю Жульки.”Плохо стало без Ивана Матвеевича”, – говорит она в предложении 12. Но кроме сочувствия к собачке, эта бабушка не делает ничего. Следовательно, смогу сделать вывод, что бабулька – не такой и добрый человек: ведь доброта должна быть ДЕЙСТВЕННОЙ.

0 0

10

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога Д.С. Лихачева: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

Российский искусствовед и филолог, Дмитрий Сергеевич Лихачёв некогда сказал: «Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит».

Существует множество примеров, доказывающих, что человека достойного можно узнать по слогу его речи, по складу его мыслей и способности выразить эти мысли. Иначе говоря, речь человека свидетельствует и о его умственном развитии, а также является немаловажной чертой характера, которую стоит выделять. За доказательством оного обращусь к тексту Терри Добсона.

В предложениях 13 - 16, мы можем говорить о том, что вошедший в вагон пассажир - настоящий хулиган, об это говорят реплики героя. Он громко ругался и кричал, по сути...

0 0

11

Уважаемые девятиклассники!

Чтобы вы не испытывали затруднений при написании сочинения на лингвистическую тему, начинаю знакомить вас с образцами сочинений. ВСЕ тексты найдены в недрах Интернета, обязательно указываю источник. Буду рада, если каждый из вас НАУЧИТСЯ писАть сочинение на лингвистическую тему.

Желаю удачи!

*********************

Задание С2 звучит так: "Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (Ф.И. учёного, писателя, мыслителя и т.п.): «...».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами...

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не...

0 0

12

Сочинение -рассуждение, раскрываая смысливысказывания Д.С. Лихачева: "Верный способ узнать человека, его моральнывй облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит".

"Язык человека - точный показатель его человеческих качеств, его культуры"
Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти.
Слово поднимает нас над окружающей природой как первый признак сознательной, разумной жизни. Слово - способ выражения наших мыслей и чувств. Слово даёт нам возможность понять окружающих и быть понятыми.
Самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Мысли наши формируются языком. Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека - точный показатель его...

0 0

13

Высказывание взято из пособия для подготовки к ГИА 2014 под ред. И.П.Цыбулько (вариант 4).

"Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит". (Д.С.Лихачёв)

Статья содержит исходный текст, план и образец сочинения.

ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1) Подходя к своему подъезду, молодая женщина перехватила зонтик под мышку и стала искать в сумочке ключи, но они не хотели находиться. (2) Женщина остановилась, минуту поискала ещё, а потом подошла к стоящей у подъезда скамейке и поставила сумку с решительным намерением произвести её полную инвентаризацию. (3) Тем временем за всем происходившим наблюдали двое. (4) Бабулька, сидящая на противоположной скамейке, и маленькая собачка, лежащая под этой же скамейкой.

(5) В это время из-под скамейки вылезла собака. (6) Она оказалась ещё меньше, чем показалась Марине вначале. (7) Это было щуплое существо размером чуть больше...

0 0

14

Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя...

Лихачёва: «Верный способ узнать человека, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами Д.С. Лихачёва.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Сочинение...

0 0

15

умственное развитие, его моральный облик, его характер- прислушаться к тому, как он говорит."

Дороги не было - шли разомкнутым строем. До рассвета оставалось немного, нужно было спешить, и люди, превозмогая усталость, нажимали, ускоряли шаг; отстающие, спотыкаясь и падая, проваливаясь в снег, бегом догоняли колонну. Матросов и Бардабаев шли в голове колонны, и доставалось им поэтому больше, чем другим: все-таки сзади идут уже по проторенной дорожке, а перед ними нетронутая целина, густой снег, сугробы в человеческий рост. Бардабаев - тот парень высокий, он вообще правофланговый, ему на роду написано ходить впереди строя. А как попал сюда Саша, человек небольшой, среднего роста? Но так уж всегда бывает: как-то само собой выносит его всегда вперед, особенно перед боем. А в лесу хорошо. Еще зима, еще покусывает носы и щеки ядреный морозец, еще по-зимнему хрустит снег под ногами, но что-то неуловимое уже говорит о приближении весны. Легкий смолистый запах действует опьяняюще....

0 0

16

помогите дописать сочинение, привести примеры

вот мое сочинение на тему:«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит». (Д. С. Лихачёв)

По тому, как человек говорит, мы можем судить о том, с кем имеем дело. Наш язык-наше отношение к жизни, поведение в ней.
Язык-показатель человеческих качеств, таких как ум, воспитанность и другие. Разговаривая, мы узнаем человека ближе. Грубость в языке свидетельствует о внутренней незащищенности человека, о страхах и комплексах. В любых циничных выражениях и ругани на самом деле скрыта слабость характера, а не его сила. По-настоящему сильный человек не будет разбрасываться громкими словами, ведь он уверен в себе.
Единственное, чем человек может выразить себя наиболее ярко-это слово. Все остальное:глаза, жесты, увлечения-донесут информацию лишь в ограниченном виде.

Помогите, пожалуйста, привести примеры, желательно из этого...

0 0